Главные вкладки

    Внеклассное мероприятие. Заседание литературно - экономического сообщества («ЛЭС»). Тема: «Увлекательный мир денег в русской литературе»
    план-конспект урока по истории (10, 11 класс) на тему

    Сергеева Ольга Валерьевна

    Цель: создание условий для личностно ориентированной направленности обучения, средствами технологии проблемного обучения, развития критического мышления   через чтение, создание условий для реализации учащимися потребности транслировать свое мировосприятие посредством диалога и выполнение поисковых заданий; формирование экономического мышления учащихся и культуры обращения с деньгами и помощь в создании собственной позиции, личностного отношения, опираясь на современную систему ценностей через вовлечение учащихся в познавательную, исследовательскую, творческую деятельность.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_uroka_ekonomika-literatura.docx412.48 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №7

    Внеклассное мероприятие
    Заседание литературно -  экономического сообщества («ЛЭС»)
    Тема: «Увлекательный мир денег в русской литературе»

    C:\Users\User\Pictures\мама портрет\WAacTcv8SVc.jpg                             C:\Users\User\Pictures\мама портрет\MvSsn-cYWgw.jpg                   

    Скоркина Татьяна Владимировна, учитель русского языка и литературы

    Сергеева Ольга Валерьевна,
    учитель истории и обществознания

    Хабаровск

    2017

    Внеклассное мероприятие

    Заседание литературно -  экономического сообщества («ЛЭС»)

    Тема: «Увлекательный мир денег в русской литературе»

          Цель: создание условий для личностно ориентированной направленности обучения, средствами технологии проблемного обучения, развития критического мышления   через чтение, создание условий для реализации учащимися потребности транслировать свое мировосприятие посредством диалога и выполнение поисковых заданий; формирование экономического мышления учащихся и культуры обращения с деньгами и помощь в создании собственной позиции, личностного отношения, опираясь на современную систему ценностей через вовлечение учащихся в познавательную, исследовательскую, творческую деятельность.

         Задачи:  

    *  познакомить учащихся с экономическими и бытовыми отношениями дореволюционной  России начала  20 века, глубже постигать произведения классиков;

    * расширить представление учащихся об истории российской денежной системы, денежных реформах, валюте зарубежных стран;

     *  раскрыть  неопределенность роли темы денег в художественном мире.                

     *  раскрыть сущность денег  как элемента  художественной системы и  нравственной категории;

     * формирование навыка анализа художественного произведения, умение выделять в нем важные содержательные части;

     * подведение учащихся к пониманию авторского замысла;

     * развитие межпредметных связей, интеграция литературы, экономики, истории.

    Тип занятия: анализ информационного текста,  систематизация  и обобщение нового материала

    Технология:  урок интегрированный, используются элементы технологии проблемного обучения и технологии активного обучения.

    Учитель литературы:

     Уважаемые гости, коллеги, ребята! Сегодня мы собрались на заседание литературно- экономического сообщества «ЛЭС». Вряд ли в классической литературе найдется сколько-нибудь крупное произведение,  в котором не упоминались бы денежные единицы кредитно-финансовые взаимоотношения персонажей.

    Некоторые диалоги и фразы стали насколько непонятны, будто бы и не на русском языке изложены. Вот, например, разговор о взятках в « Мертвых душах» Гоголя: « Почему ж не дать? Я готов четвертак, другой». «Нет, не четвертак, а по беленькой…писарям и достанется по четвертаку, а остальное пойдет к начальству»……Прежде было, знаешь по крайней мере , что делать: принес правителю, дал красную, да и дело в шляпе, а теперь по беленькой, да еще неделю провозишься…»

     Учитель экономики:

    Вы правы, коллега. Название денежных сумм не всегда воспринимается как элемент художественной литературы. Однако во многих классических произведениях эта тема играет весьма значительную роль. Деньги и финансовое состояние персонажа выступают важной характеристикой. Точно названные суммы, которыми располагают персонажи, во многом определяют образ их мыслей и логику поведения. Внимание на экран!

    Отрывок из фильма Бортко « Мастер и Маргарита» (сцена в варьете) Деньги, которые раздавали помощники Воланда, с легкостью превращаются в обычную бумагу и тысячи зрителей театра «Варьете» оказываются обманутыми. Именно желание за просто так получить деньги, и показывает настоящую сущность тех, с кем контактирует Воланд и его свита.

     Учитель литературы

    К сегодняшнему дню ребята, разделившиеся на группы, получили задание, составить вопросы по теме: «Мотив денег в русской литературе». Насколько успешно вы справились с заданием, мы сейчас проверим. По очереди, каждой группе, я буду задавать вопросы (одновременно они появятся на экране). Если группа, которой задаётся вопрос, затрудняется на него ответить или ответ требует дополнения, может ответить другая группа или  гости.

    Актуализация знаний

     Вопрос группе 1 от 2 группы: В « Домике в Коломне» Пушкина мнимая Маврушка, застигнутая за бритьем « ушла, не взяв в уплату ни полушки» Кстати , вспомним и пословицу : «За морем телушка  полушка, да рубль перевоз». Это сколько?  (ответ группы)

     Вопрос группе 2 от 3 группы: Гоголевский Акакий Акакиевич « имел обыкновение со всякого истраченного рубля откладывать по грошу в небольшой ящичек». « Ни в грош не ставить» - не уважать, «не считаться с кем- либо». « Гроша медного не стоит». О какой денежной единицы идёт речь?  (ответ группы)

    Вопрос группе 3 от 1 группы: У Маши Мироновой, в « Капитанской дочке» Пушкина , по образному выражению матери , приданого – « частый гребень, да веник, да алтын денег(прости Бог), с чем в баню сходить». А в комедии Островского, повествующий о неожиданном богатстве купец говорит: « Не было гроша, да вдруг алтын».  Разъясните название этой денежной единицы. (ответ группы)

    Учитель литературы:

    Алтын, грош, полушка, гривенник - фразы эти звучат для нас, как алгебраические уравнения.  Как правильно замечено, « С деньгами не шутят, а без них тем более». В произведениях русской и зарубежной литературы утверждаются высокие идеалы, низменные интересы отвергаются и осмеиваются. Об этом, и многом другом, рассказывается в буддистской притчи.

     Выразительное чтение Дзен – буддистской притчи: « Не в деньгах счастье»: Ученик спросил Мастера: «Насколько верны слова, что не в деньгах счастье?» Тот ответил, что они верны полностью. И доказать это просто. За деньги можно купить мягкую постель, но не крепкий  сон; вкусную еду , но не аппетит; лекарство , но не здоровье; слуг,  но не друзей, женщин,  но не любовь;  жилище ,  но не домашний очаг;  развлечения , но не радость; образование , но не ум. И то, что названо, не исчерпывает список.

    Учитель экономики: Пожалуй, я соглашусь с притчей. Но всё же, смею напомнить, что экономические знания о видах денежной массы, бюджетно-кредитной политике государства, способах борьбы с инфляцией, позволяют нам правильно распоряжаться денежными ресурсами и с достоинством выходить из затруднительных финансовых ситуаций.

    Я предлагаю нашим группам достойно пройти испытания на знания экономики:

    Испытание 1. Вопросы по группам « Из истории звонкой монеты»:

    1. Как называется: лицевая и обратная сторона монеты, надпись на монете, ребро, обработанное  насечкой?                                                  Ответ: аверс, реверс, легенда, гурт
    2. Назовите главную монету Древней Руси и самое известное восстание, которое произошло из-за этой монеты?

    Ответ: копейка=0,7грамм, это была серебряная монета. Восстание. Получило название «медный бунт», в 17 веке при Алексее Михайловиче Романове.

    1. Металлические денежные знаки называются монетами. Откуда пришел к нам этот термин?                                                                                      Ответ: в Древнем Риме, до нашей эры , учреждения, которые изготавливали деньги, были учреждены при храме Юноны-Монеты. Монета, значит советчица. Это и есть, первоначальное значение слова.

    Испытание 2 «Страна, глазами нумизмата».

    Нумизматика -  это вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения.

    Каждая группа, получит сейчас денежный знак современного государства. Через три минуты, вы должны дать полный ответ на вопросы:

    • Как называется монета, какого она достоинства?
    • В каком году она выпущена?
    • Денежный знак, какой страны перед вами?
    • Что можно сказать о государстве, изучая аверс и реверс монеты?

    1 группа

    1. Новая Зеландия, 20 и 50 центов.
    2. Фрегат. Корабль Кука, который открыл острова. Вулканические острова.
    3. Королева Великобритании – Елизавета Вторая, официально  является главой Британского содружества, в которое входит Новая Зеландия.
    4. Птица Киви обитает только в Новой Зеландии, является эндемиком, символом государства.

         2 группа

    1. Япония, йена 50 и 100.
    2. Хризантема – символ императорского дома Японии.
    3. Отверстие посередине – дань памяти прошлому. Японцы носили деньг не в кошельке, а на верёвке, на шее или на поясе.

    3 группа

    1. Таиланд, 1 и 5 бат.
    2. Конституционная монархия. На монете, изображение короля Помипопу Дуриде, умер пол года назад.
    3. Королевский дворец в столице – Бангкоке.

    (Могут быть представлены любые монеты, представляющие интерес, с точки зрения экономики, истории, литературы, географии.)

    Испытание 3 «Валютных дел мастер».

    Функции денег общеизвестны в экономике. Остановимся на такой функции денег, в современной экономике, как мировые деньги. Функция мировых денег, осуществляется в рамках международных экономических отношений, когда деньги используются для определения мировых цен на товары и услуги, как международное расчетное и платежное средство, а также для формирования валютных резервов отдельных государств и международных финансовых институтов. Фактически,  речь идет о выполнении деньгами всех функций, только  в международных масштабах.

    За 3 минуты, группы и наши уважаемые гости должны написать название официальной денежной единицы государства. И тем самым, отстоять право называться «валютных дел мастером».

    1 группа

    1. Япония – йена                  
    2. США- доллар                  
    3.  Латвия - евро
    4. Израиль-шекель                    
    5. Корея-вона                            
    6. Люксембург-евро    
    7. Украина- гривна            
    8. Куба- песо                      
    9. Германия-евро            
    10. Монголия- тугрик    

    2 группа

    1. Индия-рупия                    
    2. Франция-евро                          
    3. Таиланд - бат                      
    4. Швейцария - франк                        
    5. Австралия – австралийский доллар
    6.  Италия – евро
    7. Вьетнам - донг
    8.  Норвегия - крона
    9. Россия - рубль

         10 Китай – юань

    3 группа

    1. Канада – канадский доллар
    2. Польша - евро
    3. Аргентина - песо
    4. Великобритания – фунт стерлингов
    5. Турция – лира
    6.  Белоруссия – белорусский рубль
    7. Новая Зеландия – новозеландский  доллар
    8. Ирак – динар
    9. Австрия – евро
    10.  Афганистан - афгани

    Учитель экономики проверяет правильность выполнения задания, целесообразно сделать групповую взаимопроверку (если позволяет время).

     Спасибо группам за  увлекательное путешествие в мир денег и экономических понятий.

    Учитель литературы:

    К сегодняшнему дню наши группы получили домашнее задание .

     1 группа должна была составить ментальную карту с понятием  «Деньги». С их помощью мы вспомним  функции денег , их виды, денежные единицы и финансовые реформы нашего государства .

    (Ученики объясняют ментальную карту «Деньги».  Основное содержание: виды денег, функции денег, деньги на Руси, денежные реформы))

    Вопросы учителя литературы классу:

    1. Приведите примеры литературных произведений, в которых нашли отражение функции денег?

    Прозвучавшие варианты ответов:

    Русский фольклор:

    В русских пословицах и поговорках бытует твердое убеждение, что деньги - это зло, что счастливым человек можно быть и без денег («не в деньгах счастье»; «денег много, да разума мало»; «деньга и попа в яму заведет»). Хотя, в некоторых пословицах и поговорках проводится мысль о том, что и без денег никуда («денежка не бог, а бережет»; д»еньга гору бьет»; «деньги – склока, да без них плохо»).

     В сказках о богатых и бедных людях, конфликт богатства и бедности разрешается всегда одинаково. Богатство – порок, богатый человек всегда остается в дураках, все утрачивает, при этом, наблюдается какой-то иронический оттенок. Но парадокс заключается в том, что в конце сказки бедные герои получают, то полцарства, то вдруг " станут жить - поживать, да добра наживать". Эта противоречивость объясняется неоднозначным отношением народа к деньгам и богатству

    В литературной сказке, «Муха-Цокотуха» Корнея Чуковского, рассматривается функция денег как средства обращения: « Муха денежку нашла , пошла муха не базар и купила самовар». Функция денег – средство обращения.

    «Недоросль»

          В комедии Д. И. Фонвизина " Недоросль" мотив денег, наследства Софьи («пятнадцать тысяч годового доходу»), определяет главную интригу произведения.  Простакова, забрав самовольно именье Софьи, прочит ее в невесты своему брату. Узнав о наследстве, она меняет планы, в которые не сочла нужным посвятить Софью, и хочет женить на ней своего сына Митрофанушку. За богатую невесту начинают бороться дядя и племянник — в прямом смысле, устраивая потасовки, и в переносном — состязаясь в демонстрации своих «достоинств». В данной пьесе деньги выступают как средство накопления. 

    А. С. Пушкина " Скупой рыцарь"

                В пьесе Пушкина, два ростовщика: Жид, заимодавец Альбера, и сам Барон. Здесь дано традиционное представление о «росте» денег, т.е. о процентах, как об обмане бедняка. Деньги для Барона не господа и не слуги, а державные символы, "венец и бармы", они - свидетельство его царского достоинства. "Послушна мне, сильна моя держава" - говорит он себе. "Держава" Барона, однако, не есть понятие географическое, ибо распространяется на весь мир. Он завоевал мир, не выходя из дома, не силой оружия или тонкой дипломатией, а совсем иными средствами, иной "техникой" - монетой. Она - гарант его независимости, его свободы, не только материальной, но и духовной, в частности, моральной. Приобретая золото, власть над другими, человек уже не властен над собой, становится скупым, что ведет к самоуничтожению. Жизнь Барона, обладателя богатства, сундуков с золотом, становится помехой. В смерти скупого рыцаря заинтересованы и Альбер, и Жид, к которому рано или поздно перетекут унаследованные сокровища. В этом смысле в трагедии Пушкина все персонажи корыстны, все требуют денег (включая трактирщика). Важно золото, а не человек. В данном произведении, мы видим функцию сбережения или накопления стоимости.

    Н.В. Гоголь

           В «Портрете», Н.В. Гоголя,  мотив золота имеет исключительно негативный смысл. Чартков никого не убивал, не вступал в сговор с нечистой силой. Вся его вина заключается в том, то он нашел и взял деньги. Здесь богатство - само по себе уже не грех, за который герой расплачивается жизнью.  Разбогатев, Чартков решил работать. Но верх взяло ощущение могущества: «...теперь в его власти было все то, а что он глядел доселе завистливыми глазами», его « охватило желанье необоримое, схватить славу сей же час, за хвост».

               Недостача денег - основная предпосылка возникновения комической ситуации в комедии Н.В. Гоголя "Ревизор". Каждому из персонажей не хватает денег: Хлестакову — чтобы ехать дальше («Если б в Пензе я не покутил, стало бы денег доехать домой»). Губернатору, казенных денег, на строительство церкви при богоугодном заведении, «на которую назад тому пять лет была ассигнована сумма»; купец «строил мост и написал дерева на двадцать тысяч, тог да как его и на сто рублей не было» (губернатор тут «помог сплутовать»). Даже унтер-офицерская вдова хлопочет потому, что ей деньги «теперь очень пригодились» бы. Напомним, что главным признаком принадлежности Хлестакова к «высшим сферам» чиновничества стало его вольное обращение с деньгами: «Он! И денег не платит, и не едет. Кому же б быть, как не ему?»  Здесь показана функция денег как средства платежа.

    С детства уверовавший, что «все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой», «эта вещь надежнее всего на свете», Чичиков в «Мёртвых душах», становится приобретателем. Стремление отовсюду получить выгоду, сэкономить, недоплатить, прибрать к рукам все, что попадает в поле зрения, провоцирует ложь и лицемерие, «двойную» бухгалтерий и мораль для себя и для других. Деньги как средство накопления. Разговоры о цене за мёртвые души показывают функцию измерения стоимости.

    А.П. Чехов

            Читая рассказ «Ионыч», понимаешь: деньги могут постепенно вытеснить душу человека, а желание спокойно и бесхлопотно жить сделает его физически и морально уродливым. Мы встречаем доктора Старцева, полным жизненных сил и энергии, способным действовать и чувствовать, его интересует литература и искусство.  Это интеллигентный, умный человек, стремящийся приносить пользу обществу. Он лечит людей, делая это вполне бескорыстно. С годами, у него появляется пристрастие к деньгам, он лечит людей уже не из добрых побуждений, а уже ради наживы и выгоды. Автор также отмечает, что со временем в душе героя постепенно гаснет когда-то вспыхнувший огонек. Чехов показывает постепенную утрату истинных человеческих качеств у Старцева. За четыре года, Старцев растерял всё, что отличало его от обывателей города С.: по вечерам играет в карты, дома считает деньги. Теперь у Старцева появляется развлечение – рассматривать дома, предназначенные для продажи. Герой нравственно опустился, у него нет больше ни любви, ни уважения к людям. Этот человек теперь живет только ради денег, ему даже все равно, с кого их брать. Жадность одолела его. Изображая Старцева, Чехов сравнивает его с языческим богом, автор показывает, насколько опустился и очерствел этот человек. Упоминание цены говорит о функции измерения стоимости.

    • «Мастер и Маргарита»
    • «Бойцовский клуб» (зарубежный фильм)  
    1.  В каких произведениях русской литературы вы встречаетесь с историческими событиями, связанными с денежными реформами?

    Учитель экономики :

    А вы знаете, коллега, что  при чтении русской классической литературы немалые затруднения может вызвать двойной счет денег – на ассигнации и на серебро. Все официальные сделки велись на ассигнации. Чичиков скупает мертвые души в счете на ассигнации. Только так казенная палата, финансовый орган губернии, утверждает его покупку. Таким  образом, за одну и ту же вещь, можно было заплатить либо рубль серебром, либо четыре бумажных (ассигнационных) рубля.

    Решите задачу:  рассчитайте, за сколько купил Чичиков мертвые души?

    У Коробочки он купил 18 душ за 15 руб. всего, у Плюшкина - 198 по 32 коп. за штуку. Манилов ему души подарил, но цифра не приведена, нет данных и по Собакевичу, известна лишь цена - 2,5 руб. за душу. Разумно считать, что у них куплено по 100 душ (нет данных о различиях в смертности в двух поместьях) - это дает 416 душ (из текста известно, что всего было более 400). Тогда средняя цена - 70 копеек за душу.

    У Коробочки 18 по 1,2 руб.
    У Плюшкина 198 по 0,32 руб.
    У Собакевича около 100 по 2,5 руб.
    Средняя цена покупки (18*1,2 + 198*0,32 + 100*2,5)/316 = 1,06 руб.
    (решение на доске)

    Учитель литературы :  

    Однако непросто понять душу человека, его поведение по отношению к финансам. Может быть, в этом нам поможет старинный цыганский романс.

    Звучит песня «Всюду деньги, деньги, деньги…,» в исполнении класса.

    В Российской империи, в обиходе, бумажные деньги, часто именовались по расцветке. Иногда и мы с вами употребляем цвет: зелёненькие, красненькие, говоря о банкнотах. Как разобраться в этом цветном финансовом мире?

    Сейчас группы получат задания-задачи, а через 2 минуты мы должны услышать объяснения.

    3адание для 1 группы

    1)В произведении Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы»:

    « Анненька вынула из портмоне три желтеньких бумажки, раздала старым слугам». Сколько пожертвовала Анна в денежном эквиваленте? (жёлтенькая или канарейка=1 р., ответ 3 р.)

    2)В поэме Гоголя «Мёртвые души»:

    Чичиков сулит Коробочке ассигнациями:  « Не серебром, а все синими 15 рублей».  Сколько пообещал Чичиков Коробочке? Что такое ассигнации? (Синие=5 р., ответ 75 р. Ассигнации – первые бумажные деньги в России, с 1769 по 1 января 1849 года.)

    Задание для 2 группы

    1) Л.Н.Толстой в «Воскресенье» пишет:

    Катюша Маслова показывает суду: « При них  взяла четыре красненькие». О какой сумме идёт речь?                                      (Красненькая=10 р., ответ 40 р.)

    2) В «Братьях Карамазовых» Ф.М. Достоевский повествует:

    « Федор Павлович Карамазов обронил  на собственном дворе, в грязи , три радужных бумажки». Какой ущерб понёс Карамазов?

    (Радужная=100 р., ответ 300 р.)

    Задания для 3 группы

    1. У Герцена в «Былом и думах»:

    «Секретарь , получивший взятку… ассигнациями, нагло заявляет: ну, серенькая, тем лучше, пусть другие просители видят, что это их поощрит, когда они увидят…». Какова сумма взятки?                (Серенькая=200 р.)

    1. В «Преступлении и наказании» у Достоевского:

    «Чиновник дал Катерине Ивановне зелененькую кредитку». Сколько дал чиновник? Почему используется термин кредитка?

    (Зелёненькая=3 р., кредитка – она же кредитный  рубль . С1898 года появился в результате денежной реформы 1895-1897 годов. Напечатан на бумаге с водяными знаками, с лицевой и обратной стороны печатался в две краски.  Кредитный билет  выпускался до 1915 года (шестизначная серия) и до 1918 года (трехзначная серия), а в обращении находился  до 1922 года).

    Третья группа, изучала (домашнее задание) историю создания легенды  на лицевой и обратной стороне современных денежных знаков.

    Слово 3 группе (на экране презентация):

              Дизайн современных купюр разрабатывал заслуженный художник России Игорь Крылков. Изначально он задумал поместить на деньгах портреты выдающихся соотечественников - так, как делают во многих странах. Но Центробанк высказал другое предложение. В итоге получилось, что почти каждая купюра несет изображение христианских святынь. Важно, что Центробанк свое решение согласовал с Московской патриархией, и православная церковь принимала непосредственное участие в принятии решения о том, какие именно места будут изображены на купюрах.

                  В целом церковь придерживается той точки зрения, что религиозная символика на деньгах имеет глубокий сакральный смысл. Это обращение к небесным заступникам. Когда люди видят, что на них изображено, в сердце приходит радость, а на ум - молитва. С точки зрения социологов и психологов, монеты и денежные купюры идеально подходят для создания системных талисманов. Поэтому скрытая от непосвященных функция денег - служить системным талисманом для укрепления власти и благосостояния государства. Учитывая то, что православие у русского народа в крови, более уместного талисмана, чем христианские святыни, пожалуй, не найти.

    Учитель экономики:

     Вот так, ребята, стоит только начать заниматься нумизматикой и становится известной ещё одна функция денег, которой нет ни в одном учебнике экономики.

    1) Каждый день мы держим в руках денежные купюры. А знаете ли вы в точности, что изображено на них?

    Вопрос 1 группе:

    Какой город изображён на купюрах достоинством 10 (Красноярск) и 50 (Санкт-Петербург) рублей?

    Вопрос 2  группе:

     Какой город изображён на купюрах достоинством 500 (Архангельск) рублей и 1000 (Ярославль) рублей?

    Вопрос 3 группе:

    Какой город изображён на купюре 5000р.?

    2)А теперь усложним задание.  Какие памятники Русской истории и культуры изображены на аверсе и реверсе банкнот?  

    1. – Часовня Параскевы Пятницы, коммунальный мост, ГЭС

    50 – Стрелка Васильевского острова, Растральные колонны, здание Биржи, статуя Невы.

    100 - Панорама Театральной площади. Крупным планом — Большой театр ,  — Квадрига Аполлона на здании Большого театра.

    500 - Архангельск — Памятник Петру I, парусник и здание Морского-речного вокзала, Соловецкий монастырь.

    1000 - Ярославль — Памятник Ярославу Мудрому, Часовня Казанской Богоматери, звонница с церковью Богоматери Печерской и Святые ворота с церковью Введения Спасо-Преображенского монастыря, герб, Церковь Иоанна Предтечи.

    5000 - Хабаровск — Памятник Муравьёву-Амурскому ,Герб Хабаровска, на заднем плане Хабаровский утёс и очертания Большого Хехцирского хребта, Мост через Амур.

     

    Выразительное чтение стихотворения Эдуард Асадова

    Говорят, что богатство - ужасно большое зло,
    Оно, как и бедность, уродует людям душу.
    Я скажу откровенно и истины не нарушу,
    Что на холод и бедность мне в жизни не раз везло.

    И теперь, чтоб вопрос справедливости честно решить,
    А не праздновать вечно с любыми невзгодами
    братства,
    Пусть меня огорчат, подарив хоть однажды богатство,
    Ибо верю: я зло это твёрдо смогу пережить!

      Учитель литературы :  

     А вы знаете, что на сегодняшний день собрано более двух тысяч всевозможных изречений на денежную тематику? Они очень хорошо доказывают тот факт, что у русского народа отношение к деньгам было всегда двойственным. В арсенале известных государственных деятелей, философов и экономистов тоже немало высказываний о деньгах и богатстве.

    Вопросы классу. Определите, кому принадлежит цитата? 

    Учитель литературы цитирует русских писателей и поэтов:

    • «Деньги - это солнце жизни, без которого жизнь тяжка, мрачна и холодна». (В.Г. Белинский)
    • «Все крупные современные состояния нажиты самым бесчестным путем». 
      (Илья Ильф, Евгений Петров "Золотой теленок")
    • «Если время - деньги, значит, наше время еще не пришло». 
      (Константин Кушнер, поэт)

    Учитель экономики цитирует исторических и государственных деятелей, философов.

     

    • «Не быть жадным - уже богатство, не быть расточительным – доход». 
      (Марк Туллий Цицерон, политик, оратор) 
    • «Деньги суть, артерия войны». (Пётр 1)
    • «Чтобы вести войну, нужны три вещи: деньги, деньги и еще раз деньги». (Людовик 12 Валуа)

    • "Богатство - не в обладании сокровищами, а в умении его использовать" (Наполеон I, император )

    Рефлексия

    Учитель литературы:

     Деньги – эта тема актуальна сейчас и не утратила своей новизны. Куда ни кинь взгляд – всюду деньги  Денежные отношения персонажей занимают немалое место в произведениях классиков. Смысл  их, однако, скрыт от нас плотной завесой времени.

    Вопрос классу: Какую цель преследует автор, когда вводит мотив денег в свое произведение ?

    • тема денег звучит в характеристике персонажей, обозначает преимущественно такие негативные качества, как расчетливость, корысть, скупость,
    • В сюжете деньги, состояние, наследство, приданое и т.д. часто составляют истинный и ложный мотив поступков героев

    Вопрос классу: На ваш взгляд,  как показаны деньги в произведениях классиков?

    Прозвучавшие варианты ответов:

    1. Деньги показаны в основном как средство удовлетворения потребностей, почти в каждой книге можно прочесть гимн богатству
    2.  Каждый писатель и поэт по-своему видит, понимает и изображает эту проблему. Но практически все сходятся на мысли, что деньги, несомненно, вносят бездуховность в жизнь людей, обезображивают, убивают всё человеческое, позволяют людям забывать о нравственности, способствуют появлению “мёртвых душ”.
    3. Деньги постепенно заменяют человеку всё: совесть, честность, порядочность. Зачем нужны эти возвышенные чувства, когда всё можно купить? Заплатил – и ты известный уважаемый человек.
    4. С другой стороны, рачительный хозяин, умело ведёт с помощью денег домашнее хозяйство, преумножает материальные блага и может вкладывать деньги в образование, путешествия, духовное развитие.

    Учитель литературы:

    Вы правы , ребята . Увлекательный мир денег помогает нам, читателям,  понять психологию героев, причины их поступков  и суть отображенных конфликтов.

    Учитель экономики:

    Жизнь, здоровье, деньги, ум, как святое братство, 
    А спокойствие души – главное богатство. 
    Не гоните лошадей – дни не торопите, 
    Живите в мире и любви, а впрочем, как хотите1

    На этом мы заканчиваем заседание литературно-экономического сообщества,  благодарим всех за участие.

    Используемые источники информации по экономике (литература, Интернет, ЦОР и др.)

    1. 1С: Школа. Образовательный комплекс “Экономика, 9 -11. Практикум”. Выполнено на платформе “1С: Образование 3.0”. Под ред. Автономова В.С. ГУ РЦ ЭМТО, ЗАО “1С”, ООО Издательство “Вита-Пресс”, ЗАО “Инфостудия Экон”, ООО “Физиклон”, интерактивные модели, 2004.
    2. Баева Ю.И., Гундерина С.Ю., Каданер А.П. Путешествие в экономику. Сборник задач I ступень программы СЭО. Под ред. Заиченко Н.А. – СПб: СМИО Пресс, 1998.
    3. В стране Экономика/Ред.-сост. Л.И. Жук – Мн.: Изд. ООО “Красико-Принт”, 2001.
    4. Василевский А.И. Экономика. Современная экономическая наука в понятиях и терминах. Школьный справочник. – Ярославль: “Академия развития”, 1997.
    5. Волков С.Д., Корнейчук Б.В., Любарский А.Н. Экономика: Сборник задач. – М.: Рольф, 2001.
    6. Лебедев О.Т., Каньковская А.Р., Филиппова Т.Ю. Основы экономики/учеб. пособ. Под ред. д-ра эконом. наук. Проф. О.Т. Лебедева. Изд. 2-е, доп. – СПб.: ИД “МиМ”, 1997.
    7. Липсиц И.В. Экономика: Учебник для 10 кл. общеобразоват. учрежд. В 2-х кн. Книга 1. – 8-е изд. – М.: Вита-Пресс, 2004.
    8. Научно – методическое издание “Экономика в школе”. Москва. Издательский дом МПА-Пресс.
    9. Программа по экономике 10 класс. И.В. Липсиц.
    10. Савицкая Е.В. Уроки экономики в школе: В 2 кн. Кн. 1. Пособие для учителя. – 3-е изд.-М.: Вита-Пресс. 2000.
    11. Стариченко Т.Н. Экономика: Практикум. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004.
    12. Экономика. 10 класс: поурочные планы по учебнику И.В. Липсица/ авт.-сост. И.Б. Ремчукова. – Волгоград: Учитель, 2008.

    Интернет-ресурсы.

    1. http://kopaj.ru/?paged=6
    2. http://otstrel.ru/forum/community/tekuschie_sobytiya/51482-turnir_t44_22_maya.html
    3. http://phorum.bratishka.ru
    4. http://planetolog.ru/banknotes.php?country=RU&year=1961&nominal=3
    5. http://wpapers.ru
    6. http://www.niv.ru/shop/book/1-9/1105756/1105762-1/vremennoe-pravitelstvo-rsfsr.htm
    7. http://www.mhealth.ru/form/277923/
    8. http://ermitage-gal.ru/levickii-dmitrii-grigorievic-17351822-portret_imperatrici_ekaterini_ii._1794._holst,_maslo._48h38_sm.html
    9. http://japan.msun.ru/Vector/www/Bolotov/Grart/Sv_georgiy.htm
    10. http://www.newportal.com.ua/go.html?1e59b142d3d136c21a7c01942aadac53
    11. http://askalex.ru/2010/04/20/cent/
    12. http://primamedia.ru/photo/show.php?f=114200&s=43&p=760
    13. http://www.ctrlc.ru/page/4/?showtopic=988&mode=threaded
    14. http://allnews.net.ru/mark/Deficit-likvidnosti-u-rjada-bankov-preodolen/
    15. http://www.hit-travel.ru/?action=get_anons_content&get_anons_content=arch
    16. http://forum.smallgames.ws/index.php?showtopic=8321&st=960&p=159821&

    Используемые источники информации по литературе

    1.  Н. В. Гоголь. Повести. Государственное издательство худ. Литературы.- М., 1952.
    2. .Н. В. Гоголь. Мертвые души. - М., 1985.
    3. Ф. М. Достоевский. Т. 5. Ленинград "НАУКА"., 1989.
    4.  Н. Лесков. На краю света. Лениздат., 1985.
    5.  Г. И. Романова. Мотив денег в русской литературе. "Флинта": "Наука".- М., 2006.
    6.  Комментарий С.Бонди к "Скупому рыцарю" в кн.: А.С.Пушкин. Драмы (книга для чтения с комментарием).- М. 1985.
    7.  Турков A. M. Салтыков-Щедрин. — М., 1981
    8. Бушмин А. С. Художественный мир Салтыкова-Щедрина. — Л., 1987

    9. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. – М.: Эксмо, 2006.

    10. А. С. Пушкин. Избранные произведения. Детгиз.- М., 1989.

    11. И. С. Тургенев. Записки охотника. Худ. Ли - тра. – М., 1989.

    12. Салтыков- Щедрин. Господа Головлевы. "АСТ" . М.,2003.

    13. А. И. Гончаров. Обыкновенная история. Худ. Лит-ра. – М., 1980.

    14. Русская драматургия XVIII века. " Современник". – М., 1987.

    15. А. Островский. Драматургия. АСТ- ОЛИМП. – М., 1998.

    16. А. И. Чехов. Повести и рассказы. " Русский язык". – М., 1980.

    17. Городецкий Б.П. Драматургия Пушкина. М.; Л., 1953.

    18. Гуковский Г. А. Реализм Гоголя. М., 1959.

    19. Машинский С. Художественный мир Гоголя. С. 282.

    20. Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика. М., 2000.

    21. В трагедии И.В. Гёте «Фауст» использован сюжет народных книг о сделках с чертом.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    внеклассное мероприятие "Заседание Математического суда"

    Материал содержит разработку внеклассного мероприятия на татарском языке "Математик суд утырышы"...

    ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ Заседание круглого стола по итогам журналистского расследования «Скажи мне, что написано на твоей одежде, а я скажу – кто ты»

    Место в учебно-воспитательном процессеЗанятие с воспитанниками школьного объединения «Редакция газеты «Конфетти»Технологии, методы, приемы Технология проектной деятельности, проблемный мет...

    Методическая разработка внеклассного мероприятия: заседание исторического клуба «Импульс». Тема: «Фашизм не пройдёт»

    Вот уже несколько лет в нашей школе существует исторический клуб «Импульс». Участие в его деятельности принимают обучающиеся 8-11 класса. Одной из форм проведения занятия являются дебаты по определённ...

    Бинарное (английский язык и биология) внеклассное мероприятие-заседание круглого стола в 9 классе по теме "You are what you eat and drink"

    Открытое бинарное (английский язык и биология) внеклассное мероприятие – заседание круглого стола в 9 классе с элементами путешествия, научного исследования, сюжетно-ролевой игры; работы с геогр...

    Методическая разработка внеклассного мероприятия. Заседание историко-литературного общества. Тема: «100 лет Великой российской революции: осмысление во имя консолидации»

    Интегрировнное (история, литература) внеклассное мероприятие, посвященное столетию российской революции, предназначенное для учащихся 9-11 классов. Цель: обеспечить осмысление учащимися событий В...

    Конспект урока по экономике для профильного 8 класса. Тема: «Увлекательный мир денег»

    Задачи урока: * используя разнообразные по форме и содержанию задания, проверить и обобщить знания учащихся по теме;* расширить представления учащихся об истории российской денежной системы и вал...

    « От романтики до... прозрения (Урок внеклассного чтения в форме литературно-музыкальной композиции) Посвящен поэзии XX столетья:„серебряный век” русской литературы/

    Школьная программа не даёт возможности подробно говорить о всех представителях литературы Серебряного века, поэтому в этом сценарии некоторые имена, которые должны быть узнаваемы современным образов...