Конспект урока по экономике для профильного 8 класса. Тема: «Увлекательный мир денег»
план-конспект занятия по обществознанию (8 класс) на тему

Сергеева Ольга Валерьевна

Задачи урока:

 * используя разнообразные по форме и содержанию задания, проверить и обобщить знания учащихся по теме;

* расширить представления учащихся об истории российской денежной системы и валюте зарубежных стран;

* ученики на практике показывают применение полученных знаний.

Оборудование урока: Политическая карта мира; презентации «Мир денег», «Деньги. Проблемы и перспективы развития электронных денег»; плакат «Деньги страны Советов»; монеты и банкноты России и зарубежных стран; цитаты и крылатые выражения о денежных знаках на плакатах.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ekonomika_dengi._urok.docx213.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №7

Конспект урока по экономике для профильного 8 класса

Тема: «Увлекательный мир денег»

C:\Users\User\Pictures\мама портрет\MvSsn-cYWgw.jpg

Сергеева Ольга Валерьевна,
учитель истории и обществознания                                                            высшей квалификационной категории

Хабаровск

2017

Конспект урока по экономике для профильного 8 класса.

Тема: «Увлекательный мир денег».

Тип урока: урок повторения и обобщения знаний.
Форма урока: урок – викторина.
Задачи урока:

 * используя разнообразные по форме и содержанию задания, проверить и обобщить знания учащихся по теме;

* расширить представления учащихся об истории российской денежной системы и валюте зарубежных стран;

* ученики на практике показывают применение полученных знаний.

Оборудование урока: Политическая карта мира; презентации «Мир денег», «Деньги. Проблемы и перспективы развития электронных денег»; плакат «Деньги страны Советов»; монеты и банкноты России и зарубежных стран; цитаты и крылатые выражения о денежных знаках на плакатах.

1 этап. « Разминка».

Команды дают определения понятий по теме. Отвечает участник команды, который первым поднял руку. Предварительное время на обсуждение не даётся. Оценивается точность и скорость ответа. Правильный ответ – 1 балл.

Могут быть предложены следующие понятия:

Эмиссия, деньги, инфляция, бартер, торговля, банк, ликвидность, активы, банкноты, безналичные денежные средства, наличные денежные средства, нумизматика, дилер.

2 этап. «С деньгами не шутят, а без них тем более».

Вопросы проверяют знание содержания темы. Ведущий задаёт вопрос каждой команде. На обдумывание ответа – 2 минуты. Если ответ дан неверно, другие команды могут изложить свою версию. Оценивается обоснованность, полнота и точность ответа.

 Правильный ответ – 2 балла.

  1. Как называются: лицевая и обратная сторона монеты, надпись на монете, ребро, обработанное насечкой? (Аверс, реверс, легенда, гурт)
  2. Назовите главную монету Древней Руси и самое известное восстание, произошедшее из за этой монеты? (Копейка = 0,7 грамм, это была серебреная монета. Медный бунт в 17 веке при Алексее Романове)
  3. Металлические денежные знаки называются монетами. Откуда пришёл к нам этот термин? Что означает? (В Древнем Риме, до нашей эры, учреждения, которые изготавливали деньги, были учреждены при храме Юноны – Монеты. Монета – означает, советчица. Это и есть первоначальное значение слова.)
  4. Какие формы накопления сбережений вам известны? Каким экономическим термином они обозначаются? (Деньги, драгоценности, недвижимое имущество, антиквариат. Экономический термин – активы.)
  5. Почему, в течение тысячелетий, наиболее удобным денежным товаром были драгоценные камни? (имеют преимущества над другими товарами: однородность, высокую ценность минимального объёма, делимость на части и другое.)
  6. Что, по мнению английского экономиста Д. Юма было «хорошими деньгами», а что «плохими»? Ответ обоснуйте. (Хорошие – драгоценные металлы, плохие – бумажные деньги.)

3 этап. «Веер товарных денег» или «Денежный веер».

Командам, в течение 3 минут, необходимо вспомнить и написать древние товарные деньги, то есть тот товар, который у разных народов использовался в качестве денег.

Выигрывает команда, записавшая без повтора, наибольшее количество товарных денег.                             Эта команда получает – 3 балла, написавшие меньше, соответственно – 2 и 1 балл.

Варианты ответов:  рис, соль, чай, скот, грецкие орехи, табак, спиртное, ткани, мех, слоновая кость, ракушки, зубы животных, драгоценные камни и др.

4 этап «Валютных дел мастер».

Команды за 3 минуты должны записать официальную денежную единицу государства. Перечень государств даётся командам сразу после объяснения задания. Данное задание, направлено на развитие познавательного интереса учащихся, применение интегрированных знаний по предметам.

За каждый правильный ответ по одному баллу

Примерный перечень стран и национальной валюты:

  • Япония – йена                                       
  • США – доллар
  • Китай – юань
  • Израиль – шекель
  • Корея – вона
  • Люксембург – евро
  • Украина – гривна
  • Куба – песо
  • Германия – евро
  • Монголия – тугрик
  • Индия – рупия
  • Франция – евро
  • Таиланд - бат

5 этап «Блиц – вопросы».

На размышление, командам  даётся не более 10 секунд. Адресованы вопросы,  могут быть всей команде или одному человеку, которого определит команда. 

Правильный ответ – 1 балл.

  1. Когда и где впервые появились бумажные деньги? (Китай, 9 век.)
  2. Кого в древней Греции, называли трапезитами и почему? (Банкиров, так как трапеза, по гречески – стол, обмен.)
  3. Кто из великих полководцев древности стал первым чеканить монету с собственным портретом? (Александр Македонский)
  4. Их казнили в Греции и Египте, им отсекали руки в России, бросали на растерзание зверям в Риме, в средние века в Европе их варили в масле. Кого подвергали таким наказаниям? (Фальшивомонетчиков)
  5. Как в старину называлась на Руси царская казна и почему? (Скотница – это место хранения денег, так как роль первых денег на Руси играл скот: коровы и волы.)
  6. Как называется самая известная в мире золотая монета? Где её чеканят? (Крюггеранд, в ЮАР, не имеет номинала.)

6 этап «Страна, глазами нумизмата».

Каждая команда получает по одному денежному знаку. Через 3 минуты команды должны ответить на вопросы:

  1. Как называется монета, какого она достоинства?
  2. В каком году она выпущена?
  3. Денежный знак какой страны перед вами? Обоснуйте ответ.
  4. Что можно сказать о государстве, изучая аверс и реверс монеты?

Правильный ответ оценивается в 4 балла

7 этап «Крылатые выражения».

За 3 минуты команды должны вспомнить как можно больше пословиц, поговорок, крылатых выражений о деньгах и записать на листе. Побеждает та команда, у которой получилось больше примеров. Эта команда получает – 3 балла, другие, соответственно – 2 и 1 балл. Можно предложить командам обменяться одним – двумя выражениями и объяснить их смысл.

 Правильное объяснение – 1 балл.

Примеры пословиц и поговорок:

Деньги любят счёт.                                                                                                                                                        Не имей сто рублей, а имей сто друзей.                                                                                                                Копейка рубль бережёт.                                                                                                                                             Дружба дружбой, а денежки врозь.                                                                                                                                     Деньги карман не тянут.

Без копейки рубля нет.

Денежка без ног, а весь свет обойдет.

Денежка рубль бережет, а рубль голову стережет.

Деньги - не грибы - и зимой растут.

Деньги  - не люди, лишними не будут.

Деньги приходят и уходят, как вода.

Кто до денег охоч, тот не спит и ночь.

Лишние деньги - лишние хлопоты.

Нелегко деньги нажить, а легко прожить.

Через золото слезы льются.

На деньги ума не купишь.

Здоровье дороже денег.

У кого рубль плачет, а у меня копейка скачет.

В одном кармане - вошь на аркане, а в другом - блоха на цепи.

  

Крылатые слова и выражения

 

Мал золотник да дорог.

Рублем подарить.

Орел или решка.

Поклоняться золотому тельцу.

Бешеные деньги.

Деньги не пахнут.

Золотое руно

Не все то золото, что блестит.

Копейкой рубль крепок.

Деньги счет любят.

Ни в грош ни ставить.

Принять за чистую монету.

Тридцать сребреников.

Неразменный рубль.

Гнаться за длинным рублем.

Свет в копеечку.

Жизнь - копейка.

Толку ни на грош.

 

8 этап «Чёрный ящик».

Вопрос задаётся всем командам. Время на размышление – 2 минуты.

Правильный ответ – 2 балла.

  1. На острове Ява. из этого металла, в 15-16 веках чеканили монеты. Этот металл используется при изготовлении радио и бытовой техники. Один из героев детской сказки сделан из этого металла. Что это за метал, предположите, что может находиться в чёрном ящике? (Олово. Оловянный солдатик или книга Андерсена «Стойкий оловянный солдатик.)
  2. То, что находится в чёрном ящике, ценилось на Руси на вес золота, сейчас – это дань моде. У народов Сибири, Дальнего востока, Северной Америке это отправлялось в государственную козну. Что в чёрном ящике? Назовите его историко – экономическое название. (Ясак – натуральный налог пушниной. В ящике – мех)

По окончанию занятия подводятся итоги коллективной индивидуальной работы. Делается вывод по теме. Выставляются отметки.

Литература к уроку:

1.Основы экономической теории: учебник 8-9 кл, часть 1. Профильный уровень образования. Под ред. С.И.Иванова,2008 г.

2.Основы экономической теории. Преподавание курса. 2009 г.

3.Основы экономической теории Практикум. 2009 г.

4.Киреев А.П. Интерактивные уроки экономики.2013 г.

5. Травин Е.Н. Экономика: Ролевые игры и практикумы. 2013 г.

6. Зайцев Н.Л. Краткий словарь экономиста. 2013 г.

7. Киреев А.М. Экономика 10-11 Компьютерное приложение: практикум, презентации, Интернет-ресурсы. 2014 г

.8.Учебник  Кравченко А.И. Обществознание 8 класс. М., «Русское слово», 2010;

9.Учебник Певцова Е.А. Обществознание 8 класс;

10.Поурочные методические разработки. 8 класс. М., «Русское слово»,2010;

11.Учебник Липсица И.В. Обществознание 8-9 класс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка в 8 классе. Тема: "Развитие речи. Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему по упр.290,291"

Урок развития речи дает представление о сочинении-рассуждении на лигвистическую тему на примере предложенного шаблона и дополнительного материала. Дети смогут написать сочинение-рассуждение самостояте...

Конспект урока по экономике в 5 классе Тема «Потребности, их многообразие и неограниченность»

Разработка урока по теме «Потребности, их многообразие  и неограниченность». Вводится понятие ПОТРЕБНОСТИ, их виды, классификация....

Урок по экономике в 10 классе. Тема: Как изменяются издержки фирмы.

Урок по экономике в 10 классе. Тема: Как изменяются издержки фирмы....

конспект урока по экономике для 10 класса "Основные функции денег"

Данный урок является вторым по изучению темы "Деньги". Обучающиеся уже познакомились с причинами появления денег и видами денег....

Конспект урока немецкого языка в 6 классе. Тема раздела: «На улице листопад». Тема урока: «Мы идем за покупками».

Данный урок предназначен для усвоения и закрепления изученного лексического материала по теме «Draußen ist Blätterfall»; обеспечить условия для активизации грамматического материала; развитие умения в...

Конспект урока немецкого языка в 7 классе. Тема урока: Формирование НЛЕ по теме «Виды спорта». Бим И. Л.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.Цели урока:1) Образовательные:- Научить высказывать своё мнение с опорой на диаграмму;- учить чтению с извлечением нужной информации;- отр...