Конспект урока по экономике в 5 классе по теме "Конкуренция, конкуренты, цены".
план-конспект урока по экономике (5 класс) по теме

Горицкова Светлана Васильевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konkurenciya_konkurenty_ceny_2.doc149.5 КБ
Office presentation icon konkurenciya_konkurenty_ceny.ppt120 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №10»

Конспект урока

по экономике

в 5 классе

Тема «Конкуренция, конкуренты, цены»

        Тип урока: изучение нового материала 

                                                                                              Выполнил

        учитель экономики

        первой квалификаци-

        онной категории

        МБОУ СОШ №10 -

        Горицкова Светлана

        Васильевна

г. Арзамас, 2012 г.

Тема «Конкуренция, конкуренты, цены».

Тип урока: изучение нового материала.

Методы обучения: проблемно – развивающий, частично –   поисковый.

Форма урока: урок – игра: использование групповых, индивидуаль-

ных, а также фронтальной формы работ учащихся на уроке.

Цели урока:

познакомить учащихся с типами конкуренции; отметить их роль в экономике и через серию ролевых игр обнаружить эффект конкуренции на цену, качество и другие разнообразные  потребительские свойства продукции.

Задачи урока:

1. Образовательные:

- углубить и расширить знания учащихся о покупателях и продавцах;

- сформировать представление учащихся «о конкуренции», умения выделять конкуренцию продавцов  и конкуренцию покупателей, отличать ценовую конкуренцию от неценовой;

- развивать экономическое мышление учащихся.

2. Развивающие:

- развивать логическое мышление, навыки анализа, сравнения, обобщения, рассуждения;

- развивать навыки устанавливать и выделять главное;

- прививать умения руководствоваться полученными знаниями в конкретных ситуациях повседневной жизни;

- развивать навыки работать с кроссвордами, таблицами, в группах.

3. Воспитательные:

- воспитывать у учащихся активность, самостоятельность, любознательность на уроке;

- формировать эстетические качества личности;

- воспитывать у учащихся бережное отношение к использованию ресурсов.

Оборудование: кроссворд (один на группу), маршрутный лист (каждому ученику), мультимедийное устройство.

Психолого – педагогическая характеристика учащихся

     В 5В классе обучается 25 человек, из них 13 мальчиков и 12 девочек.  В течение пяти лет обучения слияния с другими коллективами не было.

     Из трех классов в школе этот класс более работоспособный и активный.

Трое учащихся учатся на «отлично»: Коробков Андрей, Куклин Алексей, Худояров Вадим. Эти учащиеся отличаются стабильностью в учебе, соответственно заканчивают учебный год с похвальными листами. Более половины класса учатся на «4» и «5», однако есть и группа слабых ребят, которые на уроке работают в группе с сильными учениками. Это-Копьев Павел, Колобов Дмитрий, Молодкина Настя. Они требуют постоянного контроля со стороны учителей-предметников, родителей и классного руководителя.

    В настоящий момент можно сказать, что адаптационный период к 5 классу у 100% пятиклассников прошел благополучно. По данным социометрического исследования в классе выявлена группа лидеров, которые имеют по 4 и более выборов. Изолируемых, отвергаемых в классе не выявлено.

    Психологические особенности когнитивной сферы 5В класса изучались по следующим параметрам:

  1. Мотивация к учебе (анкета А.Н.Лускановой).

Уровень

Высокий

Средний

Низкий

Кол-во уч-ся в %

35%

61%

4%

  1. Мышление (методика «Исключение слов»).

Уровень

Высокий

Средний

Низкий

Кол-во уч-ся в %

31%

62%

7%

  1. Внимание (методика «Корректурная проба»). 

Уровень

Высокий

Средний

Низкий

Кол-во уч-ся в %

92%

4%

4%

  1. Слуховая память (методика «Заучивание 10 слов»).

Уровень

Высокий

Средний

Низкий

Кол-во уч-ся в %

27%

62%

11%

  1.  Зрительная память (методика «Образная память»).

Уровень

Высокий

Средний

Низкий

Кол-во уч-ся в %

23%

69%

8%

  1. Эмоциональное состояние (методика «Чувства к школе»).

Уровень

Высокий

Средний

Низкий

Кол-во уч-ся в %

79%

21%

0%

   

 

    В целом эмоциональное благополучие пятиклассников соответствует высокому уровню. Познавательный интерес к учению сформирован у пятиклассников на среднем уровне. Эмоционально-волевые качества учеников можно охарактеризовать как устойчивые, позитивно настроенные.

    Взаимоотношения в коллективе доброжелательные, дети готовы прийти на помощь друг другу.

   Негативных эмоций, связанных со школой, учителем, одноклассниками не выявлено.

План урока с хронометражем

Организационный момент.

1 минута

Актуализация прежних знаний

(работа с кроссвордом).

7 минут


Сообщение темы и цели урока.

3 минуты

Формирование новых знаний:

17 минут

а) работа над экономическими интересами продавца и покупателя;

б) работа со сказкой.

7 минут


10 минут

Применение новых знаний.

12 минут

а) устная работа;

б) составление синквейна.

3 минуты

9 минут

Итоги урока и выставление оценок.

4 минуты

Домашнее задание и его инструктаж.

1 минута

Ход урока

Этап

урока

Содержание урока

Прогнозируемая деятельность учащихся


































Организационный момент.

Здравствуйте, ребята, садитесь!




Актуализация прежних знаний.

Учитель: Тему сегодняшнего урока, над которой нам предстоит работать, вы узнаете, разгадав ключевое слово кроссворда.

Групповая форма работы.

Работаем в группе по четыре человека. Кроссворды всех групп одинаковые. Вам необходимо как можно быстрее разгадать кроссворд и назвать ключевое слово.

Разгадайте кроссворд (см. Приложение №1). 

Вопрос: Назовите ключевое слово.

Ответ: Конкуренция.


Сообщение темы и цели урока.

Учитель: Тема урока «Конкуренция, конкуренты, цены». Сегодня на уроке нам предстоит сформировать представление о конкуренции, уметь выделять конкуренцию продавцов и конкуренцию покупателей, выяснить, в чём отличие ценовой конкуренции от неценовой.

Работа в тетради (записываем число и тему).


Формирование новых знаний.

Вопрос: Что означает, на ваш взгляд слово конкуренция?

Ответ:

- соревнование,

- борьба,

- соперничество,

- состязание.

Включаем мультимедийное устройство.

Учитель: Прочитайте определение.

Ученик: Конкуренция – это соперничество между участниками рынка за получение преимуществ (запись в тетради).

Вопрос: А кто является участниками рынка?

Ответ: Продавцы и покупатели.

Учитель: Различают конкуренцию продавцов и конкуренцию покупателей (запись в тетради).

Индивидуальная форма работы.

Вставь пропущенное слово (см. Маршрутный лист: Приложение №2, Приложение №3).

Вопрос: За что борются продавцы?

Ответ: За получение прибыли.

Вопрос: Кого они хотят привлечь для этого?

Ответ: Покупателей.

Вопрос: Во имя чего борются покупатели?

Ответ: Во имя получения выгоды.

Вопрос: Что они хотят приобрести?

Ответ: Товары и услуги хорошего качества.

(Оцени себя сам).

Учитель: Конкуренция продавцов – соперничество между продавцами за покупателей.

Конкуренция покупателей – соперничество между покупателями за товары и услуги (запись в тетради).




Организация внимания учащихся, быстрое включение класса в деловой ритм.


Вступительное слово учителя способствует включению в процесс обучения.


Использование кроссворда позволяет вызвать интерес учащихся к теме урока, стимулирует их познавательную активность.






Постановка задач способствует актуализации внимания на основных проблемах урока.

Учащиеся организуются, эмоционально настраиваются на работу.



Включение учащихся в активную работу.

Активизация внимания.


















Повторение ранее изученного материала способствует формированию новых знаний.




































































































Вопрос: Какими же способами продавцы могут привлечь к себе внимание покупателей?

Групповая форма работы.

Прочитайте отрывок из сказки Н. Носова «Незнайка на Луне» и устно ответьте на вопросы (см. Маршрутный лист: Приложение №2, Приложение №3).

Вопрос: О какой экономической проблеме идёт речь в этом отрывке?

Ответ: О конкуренции.

Вопрос: Почему Пончик разорился?

Ответ: Потому что у других продавцов цена была меньше, а товар качественнее.

Вопрос: Может, вы, посоветуете Пончику, что же ему надо сделать, чтобы не разориться?

Ответы:

- Надо продавать дешевле.

- Сделать качественный товар.

- Сделать красивую этикетку.

(Оценка товарища).

Учитель: Выделяют два метода конкурентной борьбы продавцов. Первый метод – ценовая конкуренция – соперничество продавцов за счёт снижения цены. Второй метод – неценовая конкуренция – соперничество продавцов путём:

- улучшения качества товара;

- использования красивой упаковки;

- рекламы;

- лотереи, конкурсов;

- дополнительного обслуживания (бесплатной доставки, бесплатной установки, бесплатного ремонта).

(запись в тетради)








Применение новых знаний.

Устная работа.

Вопрос: О каком методе конкуренции, ценовом или неценовом, идёт речь в приведённом отрывке?

1. На рынке всегда идёт жёсткая конкурентная борьба. И в ней побеждает тот из производителей, кто сможет снизить цену товара и разорить своих конкурентов.

Ответ: Ценовая конкуренция. 

2. Иногда победу в этой бесконечной схватке приносит более высокое качество продукции, нередко – хорошо налаженное послепродажное обслуживание, часто – изобретательная и дорогая реклама. Побеждает тот, кто нашёл такую приманку для покупателей, до которой не додумались его соперники.

Ответ: Неценовая конкуренция.


Групповая форма работы.

Составьте синквейн со словом «конкуренция» (см. Маршрутный лист).

(Ребята от каждой группы зачитывают синквейны, сравнивают свои ответы с ответами товарищей и выбирают лучший).

(Оценка учителя).



Итоги урока и выставление оценок.

Вопросы:

- Какова была тема урока?

- Что происходило между группами в течение всего урока?

- Как вы назовёте группы, которые приняли участие в конкуренции?

- О каких типах конкуренции вы узнали?

Ответы учащихся.

Учитель: Итак, сегодня на уроке мы узнали о том, что такое конкуренция, познакомились с конкуренцией продавцов и покупателей, выяснили,  чём отличается ценовая конкуренция от неценовой.


Домашнее задание и его инструктаж.

Составить кроссворд со словом «конкуренты» (10 слов по горизонтали из темы «Рынок и конкуренция»).




Обращение к сказке способствует формированию логического мышления, позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся.

Развитие самостоятельности в учебной деятельности.
































Используя полученные знания, учащиеся отвечают на вопросы учителя.





















Работа по группам помогает глубже усвоить знания по заданной теме. Это задание направлено на обобщение и закрепление полученных знаний, на развитие внимания, мышления, творческих способностей.

Этап подведения итогов способствует выявлению основных моментов урока с целью подвести конечный результат, сохранению целостности и завершённости урока, усвоению содержания учебного материала. Вопросно – ответная форма беседы.






Нацеливаю учащихся на сознательное и самостоятельное выполнение домашнего задания.




 

Приложение №1

Разгадайте кроссворд

По горизонтали:

  1. Система экономических отношений между продавцами и покупателями.
  1. Продукт труда, произведённый для продажи или обмена.
  1. Нужда в чём – либо.
  1. Наука об ограниченности ресурсов и выборе.
  1. Тот, кто приобретает товары и услуги за деньги.
  1. Отказ от чего – либо в пользу другого.
  1. Тот, кто продаёт товары и услуги.
  1. Взаимная передача продуктов труда из одних рук в другие.
  1. Денежное выражение стоимости товара.
  1. Особый товар, служащий всеобщим эквивалентом.
  1. Деятельность по купле – продаже товаров.

По вертикали:

  1. Ключевое слово.

Приложение №2

Маршрутный лист

ученика(цы)______________________________________________

Задание 1. Вставь пропущенное слово.

Экономические интересы

покупателя (потребителя)

  1. Купить по ________________ ценам.
  2. Купить ________________.
  3. Приобрести товары и услуги

      ________________ качества.

  1. ________________ времени и ресурсов при покупке товара.





Получение ________________.

        Оцени себя сам: _____.

Задание 2. Прочитайте отрывок из сказки С.Т. Аксакова «Аленький цветочек» и устно ответьте на вопросы.

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»

Жил – был богатый купец, было у него три дочери. Вот собрался раз купец, по своим торговым делам за море. Попросили его дочери привести подарки. Продал купец свой товар дорого, купил дёшево, менял товар с прибылью. Доволен он торговлею, старшей дочери купил венец из каменьев самоцветных, средней – туалет хрустальный. Одна печаль: никак не может найти цветочек аленький для младшей дочери. Вот пришёл во дворец богатый…

Вопросы:

  1. О какой экономической проблеме идёт речь в этом отрывке?
  2. Как торговал за морем купец?
  3. Почему купец смог купить дочерям дорогие товары?

                                                Оценка товарища: _____.

Задание 3. Составьте синквейн.

  1. Рынок.
  2. ________________ (синоним данного слова).
  3. ________________, ________________ (2 прилагательных).
  4. ________________, ________________, ________________ (3 глагола).
  5. ________________________________________________________ (1 предложение).

        Оценка учителя: _____.

        

                                                                                         Итоговая оценка: _____.

Приложение №3

Маршрутный лист

Ученика (цы)______________________________________________

Задание 1. Вставь пропущенное слово.

Экономические интересы

продавца (производителя)

  1. Продать по ________________ ценам.
  2. Продать ________________.
  3. ________________ затраты на

      изготовление продукта.

  1. ________________ времени и ресурсов при изготовлении и продаже товара.





      5.  Получение ________________.

        

                                                                                                                    Оцени себя сам: _____.

Задание 2. Прочитайте отрывок из сказки Н.Носова «Незнайка на Луне» и устно ответьте на вопросы.

Н.Носов

Отрывок из сказки «Незнайка на Луне»

Пончик прилетел на Луну. Путешествуя по ней, нашёл соль. Жившие здесь коротышки, даже не подозревали о том, как вкусна еда с солью. Все стали у Пончика покупать соль. Тогда он открыл фабрику по производству соли. Пончик сразу же установил очень высокую цену на свой товар. Торговля принесла ему большую прибыль. Видя всё это, коротышки тоже занялись продажей соли. У Пончика появились конкуренты, которые стали добывать очень много соли. Чтобы привлечь внимание покупателей, они очистили соль от грязи и установили цену на соль меньше, чем у Пончика. Вскоре Пончик разорился.

Вопросы:

  1. О какой экономической проблеме идёт речь в этом отрывке?
  2. Почему Пончик разорился?
  3. Может вы посоветуете Пончику, что же ему надо сделать, чтобы не разориться?                                        

                                                                                                                Оценка товарища: _____.

Задание 3. Составьте синквейн.

  1. Конкуренция..
  2. ________________ (синоним данного слова).
  3. ________________, ________________ (2 прилагательных).
  4. ________________, ________________, ________________ (3 глагола).
  5. ________________________________________________________ (1 предложение).

        Оценка учителя: _____.

                                                                                                   Итоговая оценка:

Самоанализ урока

   Урок «Конкуренция, конкуренты, цены» является четвертым, предпоследним уроком в теме «Рынок и конкуренция». Он продолжает более подробное изучение рынка.

   Мною были поставлены следующие задачи:

  1. Сформировать представление учащихся о конкуренции, умения выделять конкуренцию продавцов и конкуренцию покупателей, а также отличать ценовую конкуренцию от неценовой.
  2. Развивать навыки учащихся анализировать информацию, устанавливать и выделять главное, работать в группе, выступать публично.
  3. Продолжить работу по воспитанию у учащихся активности, самостоятельности, любознательности, бережного отношения к использованию ресурсов.

   Учебная деятельность была организована так, чтобы все учащиеся были включены в работу. Это обусловило выбор форм работы: индивидуальная, фронтальная, работа в группах. Они повышали активность детей и интерес к предмету.

   Свой урок я построила в несколько этапов.

   На этапе актуализации знаний учащиеся сразу же вовлекаются в мыслительную деятельность. Для этого я использовала поисковое задание в виде кроссворда, в ходе которого учащиеся раскрывают тему урока.

   В ходе изучения определения, мы вспомнили экономические интересы продавцов и покупателей. Идет проверка ранее полученных знаний. На этом этапе включается зрительная память учащихся.

   На уроке были созданы такие условия работы, при которых учащимся приходилось самостоятельно делать выводы по теме, выполнять не только воспроизводящую, но и преобразующую деятельность.

   При изучении нового материала использовался групповой метод работы. На этом этапе урока учащиеся должны были:

  1. Определить методы конкурентной борьбы.
  2. Предложить свои способы конкуренции.

   На данном этапе учащиеся работают на творческом и поисковом уровне деятельности, анализируют конкретную экономическую ситуацию, самостоятельно добывают знания о конкуренции.

   Закрепление материала прошло в устной форме и в форме составления синквейна, которые дали возможность для самораскрытия творческого потенциала учащегося на уроке экономики.

   Отсутствие работы по учебнику объясняется тем, что на данном уроке были использованы задания, составленные учителем и помещенные в «Маршрутный лист» для поддержания интереса к предмету.

   Учащиеся показали хорошие знания по данной теме. Активно обсуждали вопросы в группах. В начале года это было трудно, не все дети работали в группах. Сейчас они чувствуют себя свободно и смело высказывают свое мнение.

   С материалом, приготовленным к уроку, дети справились, так как были учтены психологические особенности и уровень обученности учащихся. Частая смена видов деятельности (работа в группах, индивидуальная и фронтальная работы) способствовали снятию напряжения и избежанию перегрузки учащихся.

   Рефлексия показала, что дети получили новые знания по вопросам: конкуренция, типы конкуренции.

   Активизации познавательной деятельности способствовала и доброжелательная обстановка на уроке. Взаимоотношения на уроке носили характер сотрудничества.

   Считаю, что цели, поставленные на уроке, были достигнуты.

Защита конспекта урока

   Уважаемые члены аттестационной комиссии, коллеги, Вашему вниманию представляется конспект урока по экономике в 5 классе по теме «Конкуренция, конкуренты, цены».

   На данном уроке была использована игровая форма работы,  которая помогла через серию практических ситуаций и творческих заданий реализовать поставленную задачу на уроке - сформировать представление учащихся о конкуренции, уметь выделять конкуренцию продавцов и конкуренцию покупателей, отличать ценовую конкуренцию от  неценовой. Игровая форма дала возможность для самораскрытия творческого потенциала учащегося на уроках экономики.

   Важнейшей задачей обучения экономике является формирование индивидуальных особенностей личности, развития в ней творческих способностей. Для того, чтобы решить эту задачу, необходимо увлечь школьников, заинтересовать предметом. Таким образом, для развития познавательной деятельности учащихся при изучении экономики на уроке я использовала дидактические игры в форме сказки экономического содержания и составления синквейна при изучении темы «Конкуренция, конкуренты, цены». Уроки с такой формой работы наиболее удачны, так как развивают логику, самостоятельность и нестандартность мышления, заставляют учащихся проявлять свои творческие способности. Особенно это важно для учащихся 5 классов, для которых свойственна быстрая утомляемость и, как следствие, снижение успеваемости. Поэтому важно заинтересовать детей на предстоящую работу.

   Коллектив 5В класса состоит из 25 человек (13 мальчиков и 12 девочек). Это дети, которые проходят процесс перехода из младших подростков в подростковый возраст, а значит, требуют к себе особого подхода. Именно разработка урока в игровой форме способствовала развитию у учащихся широких познавательных и творческих возможностей.

   Использование игровой методики на уроке экономики прививает учащимся навыки и умения экономического анализа, создает условия и возможности для свободного высказывания и аргументированного отстаивания собственного мнения по любым обсуждаемым проблемам, постоянного сопоставления своего мнения с мнением других, приобщает школьников к поискам и открытиям, способствуя не механическому, а творческому и заинтересованному усвоению учебного материала, делая изучаемый предмет более жизненным, а потому и более доступным для восприятия, понимания и усвоения.

Библиография

  1. Р.С.Лукьянова. Система дидактических игр и творческих учебных заданий. Учебное пособие. - Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2007.
  2. А.А.Смоленцева. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок: Практическое пособие. - М: АРКТИ, 2006.
  3. Е.Н.Гордеева, Р.С.Лукьянова, А.Н.Корнева. Экономика: Рабочая тетрадь.

     5 класс. – Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2006.

Я

Л

В

О

Г

Р

О

Т

И

Г

Ь

Н

Е

Д

А

Н

Е

Ц

Н

Е

М

Б

О

Ц

Е

В

А

Д

О

Р

П

Р

О

Б

Ы

В

Ь

Л

Е

Т

А

П

У

К

О

П

А

К

И

М

Н

О

О

К

Э

И

Т

С

О

Н

Б

Е

Р

Т

О

П

Р

А

В

О

Т

К

О

Н

Ы

Р

8

9

   10

   11

  12

2

3

4

5

6

7

1


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КРОССВОРД

Слайд 2

“ КОНКУРЕНЦИЯ, КОНКУРЕНТЫ, ЦЕНЫ ” Тема урока

Слайд 3

Конкуренция – это соперничество между участниками рынка за получение преимуществ. продавцов покупателей

Слайд 4

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ продавца (производителя) покупателя (потребителя) Продать по высоким ценам Продать больше 3. Сократить затраты на изготовление продукта 4. Экономия времени и ресурсов при изготовлении и продаже товара Купить по низким ценам Купить больше Приобрести товары и услуги хорошего качества 4. Экономия времени и ресурсов при покупке товара Получение прибыли Получение выгоды

Слайд 5

продавцов покупателей за покупателей за товары и услуги ценовая снизить цену неценовая улучшить качество товара использовать красивую упаковку реклама лотереи, конкурсы дополнительное обслуживание Конкуренция – это соперничество между участниками рынка за получение преимуществ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по экономике в 5 классе Тема «Потребности, их многообразие и неограниченность»

Разработка урока по теме «Потребности, их многообразие  и неограниченность». Вводится понятие ПОТРЕБНОСТИ, их виды, классификация....

Конспект урока по географии 9 класс "Особенности смешанной и рыночной экономики"

Цель:  ознакомление  с элементами  рыночной и смешанной экономики.Рыночная экономика основана не на государственной, а  на частной собственности, на свободе выбора, на конкуренции,...

конспект урока по экономике для 10 класса "Основные функции денег"

Данный урок является вторым по изучению темы "Деньги". Обучающиеся уже познакомились с причинами появления денег и видами денег....

конспект урока обществознания в 11 классе "Рыночные отношения в экономике"

конспетк урока в 11 классе по теме рыночные отношения в экономике, тип урока - урок изучения нового материала. Используется  презентация....

Конспект урока по обществознанию 7 класс "Экономика семьи"

Технологическая карта урока "Экономика семьи" 7 класс, с использованием кейс технологии...

Конспект урока по экономике для профильного 8 класса. Тема: «Увлекательный мир денег»

Задачи урока: * используя разнообразные по форме и содержанию задания, проверить и обобщить знания учащихся по теме;* расширить представления учащихся об истории российской денежной системы и вал...

План-конспект урока по экономике на тему: "Мировые и внутренние цены. Базисные и контрактные цены. Оптовые и розничные цены".

Цель урока: формирование у обучающихся представлений об уровне и механизмах формирования мировых и внутренних цен, базисных и контрактных, оптовых и розничных....