Урок истории 5 класс Древняя Индия
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Залогина Татьяна Николаевна

Урок новых знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_istorii_5_klass_drevnyaya_indiya.docx22.02 КБ

Предварительный просмотр:

Урок истории 5 класс «Древняя Индия»

1. Орг. момент

Приветствие. Готовность к уроку.

Учитель: Сегодняшний урок я хочу начать со слов русского советского писателя Александра Трифоновича Твардовского:

Есть два разряда путешествий,
Один – пускаться с места вдаль,
Другой – сидеть себе на месте,
Листать тихонько календарь.

Ребята сегодня я приглашаю вас в путешествие на машине времени в удивительную страну. Но прежде чем отправиться, нам необходимо ответить на вопросы профессора Клио.

Проверка д/з /Отвечают на вопросы тест самопроверка по эталону/

3. Изучение новой темы.

Учитель: Молодцы ответили на все вопросы, мы можем смело отправляться в путешествие на машине времени.

Вот мы с вами очутились в удивительной стране. Эта страна – родина шахмат, арифметических чисел, которыми мы привычно пользуемся сегодня. Там живут слоны, есть непроходимые леса. А еще говорят, что мальчик Маугли тоже жил в этой стране. Жители этой загадочной страны очень любят петь и танцевать. Послушайте небольшой отрывок из песни. (Звучит индийская музыка).

Вопрос: Догадались ли вы, о какой стране идет речь и где мы с вами приземлились? /Индия/

Тема урока: Природа и люди Древней Индии. Откройте тетради и запишите тему урока.

Вопрос: Что мы должны с вами узнать, изучая новое государство?

План  путешествия:

  • Географическое положение климат
  • Природные условия
  • Занятия населения
  • Религиозные верования древних индийцев.
  • Достопримечательности

1. Географическое положение и природа Древней Индии.

Государство Древняя Индия возникло в глубокой древности. Сначала это были разрозненные племена, соперничавшие между собой, но  в III тысячелетии до н.э. все индийские государства объединил под своей властью Ашока.

У нас, путешественников, должна быть карта для того, чтобы не заблудиться. Нам нужно знать, где находится эта страна, и уметь находить ее основные географические объекты.

Откройте учебник на странице 96 работа с картой и определим географическое положение Индии.   (3 мин). Индия расположена в Южной Азии на полуострове.

На каком полуострове располагается Индия? На полуострове Индостан.

Что такое полуостров? Полуостров - это часть суши, с трех сторон омываемая водой: морями, океанами.

Посмотрите на карту, водами какого океана омывается Индия? (Индийский океан).

На севере Индии расположены величайшие в мире горы. Определите по карте  название этих гор. (Гималаи).

В Гималаях находится самая высокая на земле вершина. Называется она Джомолунгма.  Слово «Джомолунгма» - означает «поднебесное жилище богов.

Какие реки протекают на ее территории? /Инд и Ганг/

Откуда они берут свое начало? /В горах Гималаях/

Как вы думаете свое название страна получила от названия какой реки? /Инд/

 Воды Ганга жители Индии считают священными.

Давайте запишем географическое местоположение Индии.

Вывод: Индия расположена в Южной Азии на полуострове Индостан. С запада, востока и юга омывается Индийским океаном, с севера её границей служат горы Гималаи. На её территории протекают реки Инд и Ганг свое начало берут в горах Гималаях.

/Закрепление/

Давайте определим климат. Работа с учебником на странице 96.

Климат: Жаркий. /Запись в тетрадь/

Ребята я приглашаю вас пересесть в лодку и продолжить наше путешествие по реке Ганг. Что мы видим по берегам? /Не проходимые леса Джунгли/  

 Я приглашаю вас заглянуть в джунгли.  /На экране обучающиеся рассматривают изображение труднопроходимых зарослей/

Какими фруктами мог питаться человек, который оставался ночевать в джунглях? /бананами, плодами манго, кокосовыми орехами, кореньями).

Человек, попавший в джунгли, не боялся умереть с голода. Здесь всегда можно найти еду, ведь в джунглях растут орехи, ягоды, бананы, манго, цитрусовые.

Нас могут в Джунглях подстерегать опасности? /Да/

Какие животные обитают в джунглях?

/Работа с текстом/ стр. 98.

/львы, леопарды, тигры, обезьяны,  змеи: огромные питоны, ядовитые кобры и  гадюки/

Какое животное в индии считается священным? /Слон/

Запишите в тетрадь: обезьяны, змеи, крокодилы, слон и др.

- А как природные условия влияли на занятия населения Древней Индии? Страница 97-98.

5. Занятия жителей индии.

/Составить кластер/ работа в парах.

- Земледелие /рис, ячмень, пшеницу, сахарный тростник, хлопок/

 Учитель: на месте индийских земледельцев, какие бы территории вы заняли? Покажите их на карте.

- Скотоводство /коров, коз/ Какую пользу эти животные приносили?

- Охота.

- Ремесло.

Мы выяснили основные занятия индийцев.

Слайд 13

А каковы были их религиозные представления?

Проведем небольшую исследовательскую работу.

Задача учителя – приводить факты.

Задача учеников – делать выводы из информации, содержащейся в фактах

Факт 1.  Индийцы поклонялись богу Ганешу, Шиве, Брахме и др.

Вывод: Индийцы поклонялись многим богам, значит, они были   язычниками (иллюстрации на доске, в учебнике)

Факт 2.  Бог Ганеша был с головой слона, других животных индийцы представляли в образе льва или хитроумной обезьяны; с особым почтением индийцы относились к корове, в связи, с чем не ели говядины, а те, кто убивал корову, считали самым страшным преступником, с которым и разговаривать, никто не смел.

Вывод: особенное отношение у индийцев было к животным, даже  некоторым животным они поклонялись как божеству.

Факт 3. Индийцы верили, что звери, птицы и насекомые думают, чувствуют и разговаривают между собой, совсем как люди. Когда кто-нибудь умирает, он на самом деле не перестает жить, а только меняет свой внешний облик, превращаясь в другое существо. Человек может после смерти родиться животным, а животное – человеком. Представьте себе, например, такую сцену: в индийской семье ссорятся муж и жена. «Смотри, - упрекает жена мужа, - будешь много пить, в следующий раз родишься червяком». Будешь воровать родишься – крокодилом.

Вывод: индийцы не просто верили в загробную жизнь, а верили в переселение душ.

Прочитать в учебнике (стр.95) рассказ о верованиях древних индийцев.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (13 мин.)

Цели: 
– организовать применение нового знания;
– организовать выполнение самостоятельной работы;
– организовать фронтальную проверку, самопроверку;
– организовать самооценку по алгоритму.

Слайд 14

Ребята, у меня есть документ, который испортился от времени. Вам нужно его восстановить, вспомните, о чем мы говорили  и вставьте слова на месте пропусков. (работа с текстом)

Индия расположена на полуострове…………..Северной границей Индии служат горы …………….Самые крупные реки Индии – это ……………...

Густые, непроходимые леса Индии называются ………………

Жители Древней Индии выращивали…………….и делали из него одежду.

Индийцы называли  ………………матерью, божественной кормилицей.

Слайд 15

Молодцы,  теперь давайте проверим по нашему эталону. (обучающиеся осуществляют самопроверку, пошагового сравнения с эталоном).

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (7 мин.)

Цели:
– зафиксировать новое содержание урока;
– организовать рефлексию собственной учебной деятельности.

Итак, древние греки называли Индию «волшебной, сказочной страной». Почему?

Слайд 17

Обратите внимание на слайд «Диалоговое окно». 

На доске незаконченные предложения, ученикам предлагается закончить ее.

Заслушиваются несколько ответов, по фразам учителю станет понятно, что заполнилось больше всего, что было интересным и какие знания и умения ученики приобрели на данном уроке. (обучающиеся осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия).

Домашнее задание 

Цель: организовать выполнение д/з.

Слайд 18

В качестве домашнего задания: параграф 20 (читать), отвечать на вопросы стр 100.  учить термины, подготовить сообщения стр 100.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по истории в 5 классе "Древняя Индия"

Изучение истории Древней Индии: расположение, природно-климатические особенности, занятия и хозяйство древних индийцев....

Открытый урок на тему "Древняя Индия"

Класс: 5Тип урока: Урок изучения нового материалаЦели урока:·        формирований представлений о местоположении, природных условиях и занятиях жителей Дре...

конспект урока "Путешествие по Древней Индии и Китаю"

конспект урока и презентация по обобщающему уроку "Индия и Китай в древности"...

открытый урок по истории "Просветление" Древней Индии"

Данный материал содержит конспект урока по истории для 5 класса...

Презентация по истории 5 класс "Древняя Индия"

Урок – презентация по истории в 5 классе Тема: Индия в древности Цели  и задачи урока: ·       Познакомить учащихся с природой, занятиями...

Урок истории Древнего мира 5 класс "Древняя Индия, Китай"

Урок знакомит учащихся с географическим положение Древней Индии, Китая, основными занятиями населения. Направлен на формирование УУД- умения анализировать, конкретизировать, систематизировать учебный ...

Конспект урока по истории в 5 классе "Древняя Индия"

Разработка конспекта урока по истории в 5 классе по теме "Древняя Индия"...