«Россия: противоречия незавершенной модернизации на рубеже XIX – XX вв.»
план-конспект урока по истории (11 класс) на тему

Жданова Светлана Владимировна

Конспект урока по истории 11 класс "Россия: противоречия незавершенной модернизации на рубеже XIX-XX вв."

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Россия: противоречия незавершенной модернизации на рубеже XIX – XX вв.»

Цель: изучить реальное состояние социально-экономического развития России к концу XIX века, оценить место России в мировом историческом процессе.

Задачи: обеспечить понимание содержания учебного материала всеми учащимися; продолжить формирование навыков анализа событий и явлений при изучении новой темы, навыков самостоятельной работы с текстом, его анализа и синтеза, навыка устной речи, формулирования выводов и умозаключений; способствовать воспитанию толерантности, ответственности, инициативы.

Основные понятия: поликонфессиональное государство, мировой экономический кризис, буржуазия, политическая активность.

Оборудование: учебник, тетрадь, проектор, компьютер, презентация, карточки с терминами.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

  1. Орг. момент.
  2. Актуализация изученного.

1) Работа по карточкам (термины: колонизация, индустриализация, модернизация, демократизация, информатизация, урбанизация).

2) Работа у доски (персоналии).

Мохандас Ганди – лидер индийской политической партии «Индийский национальный конгресс».

Сунь Ятсен – лидер китайской политической партии «Союзная лига».

Юань Шикаю – генерал, в дальнейшем президент Китая.

3) Работа у доски (даты)

1905-1911 гг. – революция в Иране

1899-1901 гг.– «боксерское» восстание в Китае.

1911-1913 гг. – китайская революция.

1888 г. - отмена рабства в Бразилии.

3) Фронтальный опрос.

- Назовите положительные и отрицательные последствия колонизации.

  1. Изучение новой темы.

 План.

1.Территория и население.

2. Российская модель модернизации.

3. Буржуазия и рабочие.

4. Экономическая политика.

5. Сельское хозяйство.

Беседа с классом.

- Каким был политический строй Российской империи к нач. 20 в.? (абсолютная монархия)

- Какие сословия существовали в России?

Рассказ учителя. Территория и население.

К кон. 19 в. по размеру территории Россия занимала 2-е место (свыше 20 млн. кв. км).

      Население страны примерно 125, 6 млн. человек, что составляло 10,2 % населения страны.

Из них 86,6 % - селяне, 13,4 – горожане.

       По переписи 1897 г. жители России говорили на 146 различных языках.

Кроме русских, в России проживали: казахи (3%), татары (1,7%), немцы (1,4%), узбеки (1,3%), литовцы (1,3%), грузины (1,1%); латыши (1,1%), башкиры (1%).

      Наше государство было не только многонациональным, но и поликонфессиональным.    

Православие – 69,4 % населения (русские, украинцы, белорусы, грузины).

Католичество – 9, 1% населения (поляки, литовцы, армяне).

Мусульманство – 11,1% населения, а также буддисты и иудеи.

Самостоятельная работа. Российская модель модернизации.

Прочитайте текст учебника п.2 стр. 22-24 и перечислите характерные черты для российской модернизации.

- концентрация промышленного производства;

- акционирование промышленных предприятий;

- развитая банковская система;

- динамичное развитие металлургии;

- отечественный капитал сохранял лидирующие позиции в народном хозяйстве страны.

(Проверка выполненного задания, вывод!!!)

(Физкультминутка)

Работа в группах. Буржуазия и рабочие.

Прочитайте текст учебника п.3 стр. 25-26.

1 группа – буржуазия.

2 группа – рабочий класс.

Охарактеризуйте положении данных групп населения.

Рассказ учителя. Экономическая политика правительства.

Государство играло активную роль в экономической жизни предреволюционной России.

Экономическая политика правительства носила противоречивый характер.

С одной стороны – оно влияло на развитие индустриального производства, содействуя железнодорожному строительству, созданию тяжелей индустрии, росту банков, осуществляло протекционистскую политику.

С другой стороны – правительство последовательно укрепляло систему государственного управления экономикой, отстаивало интересы дворянства, ограничивало свободу предпринимательства.

Эта политика преобладала в 1892-1903 гг., когда министром финансов был Сергей Юльевич Витте.  Он был сторонником ускоренной индустриализации и создания отечественной промышленности, защищенной от иностранной конкуренции таможенными рамками.

1895-1897 гг. – денежная реформа, вводившая в России золотое обращение. Это способствовало стабилизации курса рубля и привлечению иностранных капиталов.

1895 г. – введение винной монополии (налог на водку и питейный сбор).

Самостоятельная работа.

Прочитайте текст учебника п. 5 стр. 27-29.

- Перечислите особенности развития сельского хозяйства России на рубеже 19-20вв.

   

  1. Закрепление изученного.

Вопросы в конце пар. стр. 29

  1. Задание на дом.

§§3, выучить понятия и термины

  1. Рефлексия.

Мохандас Ганди

Сунь Ятсен

Юань Шикаю

1905-1911 гг.

1899-1901 гг.

1911-1913 гг.

1888 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация и план урока истории в 11 классе "Социально-экономические противоречия в условиях форсированной модернизации. Рубеж XIX - ХХ вв."

В основе урока лежит проектная деятельность учащихся. Данная педтехнология позволяет  включить учащихся в активную познавательную деятельность. Кроме того, применяются информационно-коммуник...

Проверочная работа по истории России 9 класс по Разделу 1. «Россия на рубеже XIX-XX в».

Проверочная работа по истории России 9 класс по Разделу 1 "Россия на рубеже XIX-XX в"...

Тест по теме "Россия на пути модернизации"

Тематический тест к учебнику Волобуева...

Урок по истории в 9 классе "Россия на рубеже XX века. Модернизация"

Урок изучения нового материала, направлен на анализ различных типов информации (диаграммы, статистика, текст) и выделение на ее основе характерных черт развития России в указанный хронологический пери...

Открытый урок по истории 11 класс "Экономическая модернизация в России: успехи и противоречия"

Экономическая модернизация в России: успехи и противоречия.Цели урока:Образовательные: ·        обобщение, анализ и синтез особенностей Российской империи в начале 2...

Презентация к лекции "Незавершенная российская модернизация в контексте всемирной истории (конец Х1Х - начало ХХвека)"

В презентации приводятся точки зрения отечественных историков на российскую модернизацию в конце Х1Х-начале ХХ вв. в контексте всемирной истории, рассматриваются реформы императора Николая 11 и его го...