Урок "Устройство римской республики"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Урок по истории Древнего мира, 5 класс (ФГОС) с технологической картой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_ustroystvo_rimskoy_respubliki.docx39.84 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта  урока                                                                                                

Ф.И.О. педагога  Кравцова А.А.        Предмет: история____Класс: 5              Тип урока: открытие новых знаний__

     1

                                                                                                         2

Тема

 Устройство римской республики

Цель

Создать условия для осознания и осмысления   особенностей устройства Римской республики,   через  овладение  навыками смыслового чтения  текста,  способствующих пониманию важности вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю.

Задачи

Образовательные: способствовать осознанию существенных признаков понятия « республика»; способствовать запоминанию основной  терминологии: сенат, консул, трибун.

 Развивающие: способствовать обучению школьников умению находить необходимые сведения в тексте учебной статьи, умению составлять перечень понятий, содержащихся в тексте учебной статьи; умению составлять схемы  по тексту.

Воспитательные: формирование уважения к культурному наследию изучаемой страны.

УУД

Регулятивные: ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей, определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи; анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи; самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха.

Коммуникативные: играть определенную роль в совместной деятельности, критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.

Познавательные: объяснять  явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной деятельности (объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);  находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); строить схему, на основе имеющегося знания об объекте; выделять явление из общего ряда других явлений; строить рассуждение от  частных явлений к общим закономерностям; объединять предметы и явления в группы по определенным признакам.

Личностные: приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения.

Планируемые результаты

Предметные: способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий, явлений прошлого.

 Знание хронологии, работа с хронологией: указывать даты важнейших событий всеобщей истории: 509 году до н.э. возникновение республики в Риме
Знание исторических фактов, работа с фактами: характеризовать место, обстоятельства возникновения Римской республики.
Работа с историческими источниками: осуществлять поиск необходимой информации в  источниках (текстовых), отбирать её, группировать, обобщать 

(раскрывать характерные, существенные черты форм государственного устройства древних обществ).
 Анализ, объяснение: различать причину и следствие исторических событий, явлений; выделять характерные, существенные признаки исторических событий и явлений; раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий; высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории. 
 Личностные: формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. Метапредметные: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; смысловое чтение.

Основные понятия

 Республика, сенат, консул, трибун, Народное собрание.

Межпредметные  связи

Русский язык: владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала; участвовать в диалогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета. Обществознание: различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами.

Ресурсы:

1.Основные

2.Дополнительные

1.Учебник: Вигасин А.А. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учеб. Для общеобразовательных организаций/ А.А. Вигасин, Г. И. Годер ,  И.С. Свенцицкая; М.: Просвещение.

2.Презентация.

Дидактическая структура урока

Деятельность

ученика

Деятельность учителя

Задания для учащихся,

выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Планируемые результаты (предметные и УУД)

1.Оргмомент

2. Актуализация знаний

Решают учебную задачу: отвечают на вопросы учителя теля  и участвует в формулировании темы урока.

Инициирует, направляет, и регулирует действия учащихся при определении темы урока

Наш замечательный звонок позвал за парты на урок.

Пожмем же руку мы соседу, чтоб зарядиться на неделю.

Улыбкой озарим весь класс, Мы очень рады видеть вас.

Замечательно! Садитесь на свои места! Слайд.

Сегодня вы работаете в группах (вспоминаем правила работы в группе). Слайд 2

Мы продолжаем изучение истории Древнего Рима.

Вспомните и скажите: слайд 3

  1. Когда был основан Рим? (753 г. до н.э.)
  2. Как называли древнейших жителей Рима? (Патриции)
  3. Какая еще группа населения проживала в Риме? (плебеи)
  4. Какое управление было сначала в Риме? (правили цари)
  5. Какие изменения произошли после изгнания последнего 7-го царя в Риме? (передать правление народу, установилась республика)
  6. Когда в Риме установилась республика? (509 г. До н.э.)
  7. Как изменилось управление?

Формулируем тему урока. ( и записываем  на листах маршрутных) Слайд 4

Эмоциональный настрой на урок.

Указывать  даты важнейших событий всеобщей истории: 509 году до н.э. возникновение  республики в Риме.

Познавательные: выделять явление из общего ряда других явлений.

3.Целеполагание и мотивация

Решают учебную задачу:  участвует в формулировании цели урока.

Организует ситуацию постановки учебной задачи и  управляет действиями учеников при формулировании цели урока.

Слайд 5.Слово «республика» появилось у древних римлян. Римская республика существовала до нашей эры. В современной жизни мы тоже употребляем этот термин, когда говорим о форме правления многих государств мира, в том числе и  Российской Федерации.

Как вы думаете, какова главная цель нашего урока?

Цель: изучение особенностей устройства Римской республики.  Сравнить, найти общие признаки  с Россий. Молодцы!

Раскрывать характерные, существенные черты форм государственного устройства древних обществ

Регулятивные: ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей

4. Этап подготовки к активному усвоению знаний

Первичное усвоение учебного материала:

4.1.Работа с текстом

Решают учебную задачу, предполагая,  о чем пойдет речь в тексте учебной статьи, опираясь на изученный материал предыдущей темы урока.

Решают учебную задачу: читают , анализируют текст.  

Отвечают на вопросы.

Выполняют задание и фиксируют результаты в таблице.  

Инициирует, направляет и регулирует действия учащихся при определении лексического значения слов из изучаемого текста

Организует ситуацию решения учебной задачи  и управляет действиями учеников  через систему заданий, раскрывающих суть понятий.

Чтобы приступить к дальнейшей работе поработаем с понятиями по теме урока.

Дайте определение данных понятий. (маршрутный лист)

 Проверьте правильность выполнения Слайд 6.  Значения каких терминов мы не знали?

Занесите кол-во правильных ответов в маршрутный лист – это набранные вами баллы.

Просигнализируйте о количестве набранных баллов.

И у нас появилось определение понятия республика.

Форма государственного правления, при которой органы государственной власти выбираются населением на определенный срок.

Что нам нужно дальше, какая информация? (органы управления)

Прежде чем перейдем к другому этапу урока, проведем анализ вашей работы. Перед вами карточки с тремя цветовыми гаммами и обозначения. Выберите одну и прикрепите на доску.

Слайд 7.Карточка зеленого цвета: «Я удовлетворен уроком, урок  полезен для меня, я много, с пользой и хорошо работаю на уроке, я получу заслуженную оценку, я понимаю все, о чем говорится и что делается на уроке»

Карточка синего  цвета: «На уроке  все  интересно, немного затрудняюсь в понимании темы, но я принимаю в нем активное участие, я отвечаю, мне на уроке достаточно комфортно»

Карточка красного цвета: « Пользы от урока я получаю мало, я не очень понимаю, о чем идет речь, мне это не очень нужно»

Способность применять понятийный аппарат исторического знания.

Раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий.

Познавательные: объединять предметы и явления в группы по определенным признакам

Познавательные: находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности).

Регулятивные: самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха.

5.Осознание и осмысление учебного материала.  

Закрепление первичное материала.

Решают учебную задачу: анализируют текст,

 находят необходимую информацию, раскрывающую основное содержание темы

и заполняют схему.

Совместно с учителем решают учебную задачу по поиску ответа  на поставленный вопрос.

Инициирует, направляет и регулирует действия учащихся при уточнении особенностей  управления  в Римской республике.

Организует ситуацию решения учебной задачи  и управляет действиями учеников  через систему вопросов, раскрывающих особенности управления Римской республикой.

Перечитайте  текст учебника. Выполняем задания:

Заполните схему, раскрывающую устройство «Римской республики»:

1 группа: Пар. 46, стр. 223 п. «Выборы консулов и принятие законов».

2 группа: пар. 46, п. «Сенат и его роль в Риме».

Схемы вывешиваются на доске, защищаются представителем от группы - критерии устного ответа. Слайд 8

Задание: выполните задание  в маршрутных листах. Проверяем.

Рефлексия: снова анализ - карточки. Может у кого-то появилось желание поменять местами свою карточку.

Видеокассета. Вопрос: из учебного фильма  запомнить  форму правления в Риме. Значит, в Риме установилась форма правления - демократическая республика? Почему?  Какую страну, ранее изученную, мы тоже можем отнести к демократической республике? (греция. ответы детей)

В начале урока я  говорила о том, что и в Российской Федерации тоже республиканская форма правления. слайд 9 А можете  сказать почему Российская Федерация- республика? (дети может быть назовут выборы, участие народа-помощь)

Слайд 10.

Осуществлять поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках ( текстовых),  отбирать её, группировать, обобщать (проводить поиск информации в отрывках исторических текстов; раскрывать характерные, существенные черты форм государственного устройства древних обществ).

Регулятивные: определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи.

решения;

Познавательные:

строить схему, на основе имеющегося знания об объекте.

Раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;

Познавательные: строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки.

6. Этап закрепления новых знаний

Делают оценочные выводы.

Решают учебно – практическое задание с применением новых знаний, осуществляют самоконтроль с применением эталона.

Организует ситуацию первичного закрепления и управляет действиями учеников  при включении нового знания в систему знаний.

3 Задание в маршрутном листе. Составьте рассказ об устройстве власти в Риме, заменив выделенные курсивом определения слов их наименованием (в случае затруднения обращайтесь к тексту учебника и Словам для справки).

Озвучьте получившиеся рассказы. Проверьте правильность выполнения задания.

Высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.

Раскрывать характерные, существенные черты форм государственного устройства древних обществ.

Познавательные: строить рассуждение от  частных явлений к общим закономерностям.

Регулятивные: анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи.

Коммуникативные: играть определенную роль в совместной деятельности.

Этап информации о домашнем задании.

Учитель проговаривает и записывает на доске домашнее задание

Учащиеся записывают в дневниках домашнее задание

Слайд 11. Что изображено на экране? Как вы думаете, почему?

 

Конечно, любое государство опирается на сильную армию.

Рефлексия  (Подведение итогов урока)

Участвуют в диалоге с учителем.

Инициирует, направляет и регулирует действия учащихся при соотнесении  планируемых и достигнутых результатов.

Рефлексивный экран.

Как вы думаете, достигли или  не достигли  цель нашего урока? Как вы думаете, зачем нужно изучать такие темы?

Спасибо за урок.

Коммуникативные: критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.

Маршрутные листы группы:

  1. Задание по тексту : установите соответствие между понятиями и определениями. Ответы запишите в таблицу

А

Б

В

Г

Д

Таблица с заданиями

Термины

Определения

А) Патриции

1. Переселенцы из завоеванных Римом латинских поселений, а также из других областей Италии;

Б) Плебеи

2. Должностное лицо в Риме, избираемое плебеями

В) Народный трибун

3. Правители Рима, избираемые народом на один год

Г) Республика

4. Потомки древнейших жителей Рима

Д) Консулы

5. Форма государственного правления, при которой органы государственной власти выбираются населением на определенный срок

Да/нет. Ответьте на вопросы, вписав слова да или нет.

1. Для выбора консулов граждане собирались на Марсовом поле (         )

2. Оба консула в Риме обладали равноправной властью (          )

3. Для выборов народных трибунов граждане часто собирались на Форуме- главной площади города. (             )

4. Все консулы пожизненно становились сенаторами (          )

5. Сенат отчитывался перед гражданами за свои действия (               )

Текст  для закрепления изученного материала

  Составьте рассказ об устройстве власти в Риме, заменив выделенные курсивом определения слов их наименованием (в случае затруднения  обращайтесь к  Словам для справки).

Государственная власть в Риме принадлежала Народному собранию. Оно избирало консулов. Изгнанных царей заменили в Римской республикой, два консула. По истечении срока они становились сенаторами.

Слова для справки: сенат, патриции, плебеи, кандидат, республика, форум, Народное собрание, консулы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок с использованием презентации для 5-ого класса «Устройство Римской республики»

Данный урок предназначен для работы в 5-классе. Несет в себе селующие цели: формирование и развитие умений позволяющих работать с текстом на урока , анализировать исторический  источник, формиров...

Устройство Римской республики. Презентация урока для 5 класса.

Данная презентация разработа к уроку по теме: "Устройство Римской республики" к учебнику Вигасина А.А.,  Годера Г.И., Всенцицкой С.С. 5 класс....

Римская республика.

Презентация к уроку по истории Древнего мира. Конспект урока. Видеофрагмент....

Устройство Римской республики

Видеоряд и документы к уроку истории в 5 классе по учебнику "История древнего мира" А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. Позволяет формировать информационные и коммуникативные УУД...

Устройство римской республики

Устройство римской республики...

Разработка урока истории в 5 классе "Устройство Римской республики"

Конспект урока истории в 5 классе по теме "Устройство Римской республики" с использование технологий "Педагогическая мастерская"...