Сценарий массового мероприятия на базе музея боевой славы 100-й стрелковой дивизии к году экологии "О мужестве, о подвигах, о славе...."
классный час по истории (9 класс) на тему

Валькова Светлана Леонидовна

Сценарий классного часа для учащихся среднего звена на базе музея боевой славы 100-й Львовской стрелковой дивизии. Экспозиция посвящена году экологии и на её базе построен сценарий классого часа. Разговор о быте и подвигах партизан на Белгородчине. Акцент на использование даров природы партизанами в годы войны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenapiy_meropriyatiya_k_godu_ekologii.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий урока мужества на базе музея боевой славы 100-й Львовской стрелковой дивизии МБОУ «СОШ №40» г. Белгорода

Классный час «  О мужестве, о подвигах, о славе…»

Цель: сформировать представление о мужестве, долге, чести, ответственности, нравственности, понимание того, что без патриотизма невозможно привести Россию к возрождению.
Задачи:
1) познакомить с героическими и трагическими страницами истории Отечества;
2) воспитывать уважение молодёжи к ветеранам, подвигам военнослужащих, защитников Отечества, осознание необходимости увековечения памяти павших героев;
3) способствовать формированию у молодёжи готовности к защите Родины, уважение и бережное отношение к природе.
Этап подготовки:
1) изучение информации по вопросам: «Великая Отечественная война», «Афганская война», «Война в Чечне», «Партизанское движение на Белгородчине».
2) диагностика учащихся класса: «Каков он, патриот современной России?»
3) составление презентации
Оборудование: экспозиция  на базе музея боевой славы 100-й Львовской стрелковой дивизии, посвящённая году экологии, компьютер, мультипроектор, высказывания великих людей о героизме, благородстве: «О, чувство благородное, чувство освященное!
Обладай вечно сердцами россиян!..» (Ф.Н.Глинка)
«Благородный человек знает только долг, низкий
человек знает только выгоду» (Конфуций)

Ход урока
I. Организационный момент

II. Определение темы урока
(на доске написано стихотворение)
Мужество – это не мода,
Скорая, быстротечная,
Мужество – суть мужчины,
Прочная, долгая, вечная.
Если зернышко смелости
С почвой подружится.
Вызреет в пору спелости
Зернышко колосом мужества.
Учитель:
- Ребята, как вы понимаете строки этого стихотворения?
(ответ учащихся)
Учитель:
- Скажите, пожалуйста, как вы считаете, что такое мужество и какого человека можно назвать мужественным?
(ответ учащихся)
III .
Учитель:
- Итак ребята, как вы уже догадались, сегодня мы с вами поговорим о мужестве. Назовите пожалуйста события, когда людям нашей страны приходилось быть особенно мужественными.
Учащиеся:
- во время Великой Отечественной войны, во время войны в Афганистане и Чечне.
Учитель: В нашем музее боевой славы 100-й Львовской стрелковой дивизии есть экспозиции, посвящённые славному боевому пути дивизии и стенды, посвящённые подвигу выпускников нашей школы в Афганистане и Чечне.
- давайте вспомним об этих войнах.
Ученик 1.:
- Великая Отечественная война началась в 22 июня 1922 года и закончилась победой нашего народа 9 мая 1945 года. Дорогой ценой досталась нашему народу победа. Почти четыре года, 1418 дней, шла война. Это были годы лишений, горя, тяжёлого труда. Разорены города и сёла, выжжены поля, оборваны мечты и надежды советских людей. На Фронт уходили ребята и девушки, едва закончив школу. Принято считать, что на фронте мужественно воевали только мужчины. Это далеко не так! В годы ВОВ на фронте мужественно сражались множество русских девушек и женщин.

Ученик 2.:
- После второй мировой войны Афганистан, имевший статус нейтрального государства, фактически находился в сфере советского влияния. Решение о вводе войск в Афганистан было принято 12 декабря 1979 года. 15 февраля 1989 г. стал днем, когда кончился счет потерям наших солдат, офицеров, служащих. А итог печален. Более 13 тыс. матерей и отцов не дождались своих сыновей, не услышали они: «Мама, я пришел…» В абсолютном своём большинстве «ограниченный контингент» в Афганистане составляла молодёжь, попавшая на войну чуть ли не со школьной скамьи. Люди, не имевшие почти жизненного опыта, неожиданно оказались в чужой стране, в непривычной враждебной среде, в экстремальных обстоятельствах.

Ученик 3.:
- Война в Афганистане для наших солдат закончилась, но уже в декабре 1994 г. началась новая, не менее кровопролитная война в Чечне. Много мы знаем об этой войне, но есть эпизоды, о которых не узнаем никогда. В этой войне гибли наши солдаты – 18-20-летние мальчишки, которые еще недавно учились в наших школах, которых, может быть, кто-то из нас знал»

Учитель:
- герои этих войн и их близкие люди есть и среди нас, нашего населения. Давайте вспомним о них.
(передавая зажженную свечу учащиеся показывают фото и рассказывают заранее подготовленную информацию о солдатах разных войн, чьи фотографии и личные вещи представлены в музее боевой славы МБОУ «СОШ №40» г. Белгорода).

Учитель:
- о всех сразу рассказать не возможно, но память о них жива. Что испытывала мать, потерявшая сына? Горе, горе, горе и утрату! Нельзя забыть его глаза, улыбку, слезы, его радостный смех и маханье рукой. Внимание на экран. (идет презентация, состоящая из отсканированных фотографий солдат разных лет в сопровождении песни группы Чернила   «Зажгите свечи»).

Учитель:

-Сегодня мы представляем новую экспозицию музея, посвящённую «Году экологии». Эта экспозиция представляет быт белгородских партизан, которые смогли выжить на этой страшной войне, благодаря помощи природы. На экспозиции представлена  «аптечка» партизан – кора дуба, ветки берёзы, берёзовая кора, мох, хвоя. Все эти предметы помогали партизанам как лекарства. Лекарств в лесу не было и достать их было сложно. Партизаны болели воспалением лёгких, бронхитами, желудочными и кишечными расстройствами. Много было и травм, переломов. Были и ранения. Как вы думаете, ребята, как использовались эти экспонаты партизанами?

Учащиеся отвечают, что кора дуба использовалась как дубильное вещество и природный антисептик, берёзовыми отварами лечили желудок, мох использовали как адсорбент (через него процеживали болотную воду, так как питьевая вода была не всегда. Из берёзы делали костыли и шины для переломов, кора дуба так же использовалась для шин. Ромашка была отличным средством против желудочных болезней, пустырник как успокоительное. Грибы и ягоды, крапива  шли на суп, компот и пирожки. Крапива помогала от цинги. Так природа помогала нашим солдатам выживать в суровые годы войны.

Учитель: Не было самого необходимого – элементарных кастрюль и сковородок. Но партизаны использовали каски вместо кастрюль и делали лепёшки на лопате, вытачивали кружки из снарядов. В нашем музее есть каска, которая использовалась как котелок – её края в копоти, обгорели. К нам она попала случайно - её нашли на дне реки Северский Донец. Ребята, скажите, а как вы думаете, эта каска советского солдата или немецкая? Предположите, почему она оказалась на дне Северского Донца? (выслушиваются предположения учащихся). На эту тему сейчас поисковый отряд нашего музея проводит расследование, работает на базе архива Всемирной истории.
IV. Учитель:
- ребята, а можно ли проявить мужество не только на  фронте? Как это сделать? А можете ли вы привести примеры?
(ответ учащихся, включая примеры ребят героев спасающих сверстников, которых рассказывают в новостях)
- сейчас я вам предлагаю разделиться на группы и разработать план, который позволит оказать реальную практическую помощь ветеранам и всем тем, кто в ней нуждается. Тем самым мы сможем стать ближе к этим людям и быть полезными:
1. Подготовка подарков.
2. Проведение акции «Чистый дом», «Чистый двор» (помощь в уборке).
3. Акция «Радость в дом» (посещение ветеранов, поздравление).
4. Организация встреч ветеранов.
5. Создание школьного интернет-музея «Никто не забыт, ничто не забыто!». (включая информацию и фото о ветеранах всех войн, рисунки и сочинения учащихся по патриотическому воспитанию и о героях, фото и репортажи мероприятий, проводимых в рамках акции).
V. Подведение итогов.
Учитель:
- ребята расскажите, а что вам больше всего запомнилась с сегодняшнего урока? Какие вы для себя сделали выводы?
(ответ учащихся)
Учитель:
- Была война, была победа. И за то, что мальчики наши знают о войне только понаслышке, спасибо мы можем сказать и нашим ветеранам, которые испытали все тяготы войны и выжили, завоевав победу.
- По всей нашей многострадальной земле, в городах и сёлах, по обочинам дорог мы видим братские могилы, величественные памятники и просто небольшие плиты.

(Старшеклассник в одежде партизана читает стихи.)
- Куда б ни шёл, ни ехал ты,
Но здесь остановись -
Могиле этой дорогой
Всем сердцем поклонись,
И для тебя, и для меня
Он сделал всё, что смог…
Себя в бою не пожалел,
А Родину сберёг.
- Сквозь годы нам видится
Тропа партизанская,
Пробитая пулями
Сосна нарочанская.
Атаки внезапные,
Засады под соснами,
Могильные холмики
Над травами росными.

- И верность, и мужество,
И скорбь у пожарища
Вы пали за Родину,
Вы с нами, товарищи.
Мы будем такими же
В любом испытании
Клянёмся!
Клянёмся минутой молчания.

Неугасима память поколений

И память тех, кого мы свято чтим.

Давайте, люди, встанем на мгновенье

И в скорби постоим и помолчим.  А. Фатьянов.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программы и сценарии массовых мероприятий в ПУ №32

Сценарии массовых мероприятий за посление несколькр лет, которые стали традиционными в нашем училище....

УРОК на базе МУЗЕЯ «БОЕВОЙ СЛАВЫ» ДЛЯ 1–2 КЛАССОВ.

Для школ, имеющих музеи боевой славы....

Урок в музее: "Боевой путь 150 идрицкой стрелковой дивизии"

Урок в музее построен по технологии критического мышлния.Цель урока: Сформировать   исследовательские навыки с помощью нахождения и обработки информации. Урок предусматривает самостоятельную...

Оформление сценария массового мероприятия в системе ДОД.

В разработке представлена примерная схема оформления сценария массового мероприятия в системе дополнительного образования детей и словарь массовой работы. данная методическая разработка может быть рек...

Музей боевой славы. 299 Харьковская стрелковая дивизия

Школьный музей "Боевой путь 299 Харьковской стрелковой дивизии" Астрадамский проезд, д.5 в ШО "Астрадамское" ГБОУ Школы № 1454 "Центра Образования Тимирязевский"...

Сценарий спортивно-массового мероприятия, посвященного участникам локальных боевых конфликтов

В ходе мероприятия была организована беседа с участниками встречи на тему «Локальные боевые конфликты в современной истории  России». Сообщение сопровождалось показом мультимедийной п...