Открытый урок по истории 6 класс
методическая разработка по истории (6 класс) на тему

Куринова Валентина Александровна

Открытый урок по истории 6 класс. Тема - Князь Владимир, принятие христианства. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл knyaz_vladimir_otkrytyy_urok_6_klass.docx38.54 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ     КАКИЧЕВСКАЯ   ООШ

Урок истории в 6 кл.

                                                               Учитель: Куринова В.А.

                                           Январь 2015г.

Тема: « Князь Владимир Святославич. Принятие христианства»

(6 класс)

Тип урока – комбинированный

Цель урока:

  • Организовать продуктивную деятельность обучающихся по созданию представления о личности великого князя;
  • проследить процесс прихода князя Владимира к власти, раскрыть основные успехи его внутренней и внешней политики, подвести к пониманию причин принятия христианства на Руси и значения этого события в жизни страны.
  • Решить проблему: почему историки писали так противоречиво                                                          о  князе  Владимире?
  •  Продолжить формирование умения обучающихся анализировать, выделять главное, делать выводы, работать с историческими источниками, доказывать вое мнение.
  • Продолжить работу над формированием у обучающихся чувства патриотизма и уважения к прошлому своей Родины.

Оборудование: карта «Византийская империя и славяне  в IX-XI», слайдовая презентация, проектор, экран, компьютер

Методические материалы для обучающихся: тексты из «Повести временных лет», высказывания историков о князе Владимире.

Методы и приемы:

  • Репродуктивно-словесный;
  • Частично-поисковый;
  • Диалогический;
  • Проблемный.

Основные понятия и термины: язычество, пантеон, христианство, церковь, государство.

Учебник: «История России. С Древнейших времён до конца XVI  века. 6 класс». А.А. Данилов,  Л. Г. Косулина. М., «Просвещение», 2009г., рабочая тетрадь.

Ход урока

Этапы работы

Содержание этапов

1

Организационный момент.

 Цель педагога на данном этапе:

  • создать положительный эмоциональный настрой на урок,
  • активизировать      познавательную активность и учебную деятельность учащихся.

        

Методы организации работы учащихся:

1.Метод стимулирования занимательным содержанием. 2.Демонстрация.

Учитель настраивает на рабочий ритм работы, учащиеся готовятся к продуктивной работе. 

  1. Вступительное слово учителя.

Дорогие ребята, сегодня мы продолжим путешествие по страницам нашей Родины, знакомство с правлением первых русских князей

1Игра «Кто? Что?» – вервь, вече, язычество, дружина, народное ополчение, дань, колонизация,  урок, полюдье.

/на столе у учащихся лежат карточки с именами князей. Тот о чьем князе идет речь поднимает карточку – сегодня он проводник этого князя/

.   Давайте вспомним тех князей, с которыми мы уже познакомились.

Загадки: О ком идет речь?

1.Ходил в поход он на Царьград,
Да только сам тому не рад.
Сожжен был «греческим огнем»,
Древлянами был уничтожен он. (Игорь)

2.Он смел, был и умен без меры,
Он покорил и вятичей и меря.
«Иду на вы» он обращался к недругу всегда,
При имени его Царьград дрожал тогда. (Святослав)

3.Хитра, княгиня оказалась.
Большую дань взять отказалась.
Потребовав с древлян лишь голубей,
Она смогла их воле подчинить своей. (Ольга)

4.Сел княжить первым в Киев он,
И покорил Царьград потом.
Вез из полюдья в Киев он товары,
И «Вещим» прозван был недаром. (Олег)

2

Актуализация опорных знаний

Методы организации работы учащихся:

  1. Монолог.
  1. Фронтальная беседа.
  2. Работа с исторической картой.

Учитель:1.Каждый из вас становится проводником для наших гостей из прошлого. Кратко расскажите о деятельности вашего героя. / уч-ся кратко рассказывают о первых русских князьях/. 

- Вопросы учащимся:

1. Что общего было в деятельности первых князей?
2. Какие изменения произошли в правлении княгини Ольги?

3.  Покажите на карте направления походов Святослава.
4. Чем отличалось правление Святослава от деятельности первых князей?
6. Учитель просит школьников подумать над такой задачей: «Киевляне упрекали князя Святослава: „Князь! Ты ищешь чужих земель, а своей родной пренебрегаешь“. Чем был вызван этот упрек? Справедлив ли он?»

Оправляясь в походы, Святослав оставлял княжить русскими землями своих сыновей.  В Новгороде он посадил княжить своего младшего сына Владимира, который победил в борьбе за власть после смерти отца. Именно о Владимире  сегодня и пойдёт речь на нашем уроке.

3

Постановка целей и задач урока

Создание проблемной ситуации. Постановка проблемы исследования.

Учитель: Тема урока: «Владимир Святославович. Принятие христианства» /сл.1/

План изучения новой темы:

1.Начало правления князя Владимира.

2.Причины принятия христианства на Руси.

3.Крещение Руси.

4.Русская православная церковь.

5.Значение принятия христианства на Руси .

- Послушайте мнения различных историков о Владимире.

Высказывания историков о князе Владимире:

 КАРТОЧКА 1

«Владимир имел широкую душу…, которая, особенно под влиянием христианским, сделала его красным солнцем для народа».  С. М. Соловьёв.

«Был он (Владимир) в язычестве мстителем свирепым, гнусным…, воином кровожадным и - всего ужаснее - братоубийцею…»    Н.М. Карамзин

«…Главное право его (Владимира) на вечную славу и благодарность потомства состоит в том, что он поставил россиян на путь истинной веры; но имя великого принадлежит ему и за дела его государственные…».  Н.М. Карамзин.

Проблемный вопрос.

Почему историки писали так противоречиво о князе Владимире?

-  Ответ на этот вопрос вы можете дать, когда послушаете рассказ о Владимире, поработаете с  историческими  источниками,   материалом учебника.

Итак, мы отправляемся в Х век во времена Владимира Святославича.         

Актуализация знаний для изучения нового материала

Цель педагога – восстановление полученных знаний, побуждение интереса к получению новой информации; активизация познавательной деятельности.

Методы: фронтальная беседа, работа с исторической картой.

Учитель: - Перед князьями стояли задачи:  

        1)  укрепление обороны государства;

        2) четкой организации сбора налогов;

        3)  усиление княжеской  власти;

        4)  повышение международного авторитета государства с целью ведения более успешной внешней торговли.

 - Первые киевские князья пытались, но не смогли решить эти задачи.

Более результативной по сравнению с предшествующими была политика Владимира.

- Он начал свое княжение с наведения порядка в собственном государстве.

  - После гибели Святослава дань Киеву перестали платить не только дальние вятичи , но и ближние радимичи. Три года потребовалось Владимиру, чтобы подавить сопротивление восставших племен и снова возвратить их под начало Киева.

-  Вместо далеких походов Владимир главное внимание сосредоточил на организации обороны  и сплочении огромной державы под своей властью.

 Еще раньше он покорил Полоцкое княжество на ЗападнойДвине.

- После этого Владимир возглавил поход в ВолжскуюБулгарию (чинила препятствия русской торговли). Одержав победу, Владимир заключил мир с булгарами на выгодных для России условиях.

- При Владимире произошло первое столкновение Руси с Польшей.

В 981г. Владимир отвоевал города Червень и Перемышль, которые польский король захватил в годы борьбы сыновей Святослава за власть.

Вопросы учащимся:

- Что нужно было предпринять Владимиру, чтобы удержать под своей властью все славянские земли, потому что опираться на военную силу было нельзя? ( принять единую религию)

В 980 г Владимир попытался объединить славян при помощи пантеона славянских богов /сл.2,3/,

эта попытка была неудачной и тогда князь обратил свой взор в другие страны.

 - С какими странами Русь имела самые тесные связи?

Какую религию исповедовали эти страны? /на карте крепятся названия религий/

Общим для них было то что и иудеи, и мусульмане, и христиане верили в единого бога.

Владимир понял, что объединить всех можно на основе единобожия, но какую религию предпочесть? На этот вопрос Владимир не мог ответить сразу, ему нужно было подробнее узнать об этих религиях. Выбор веры был делом трудным!

Изучение нового учебного материала.

Цель – выявить причины принятия и выбора христианства.

Методы: фронтальная беседа, работа с текстом учебника и историческим документом,

работа с видеофрагментом учебного фильма, парная работа.

Физминутка

Учитель:

- Прочитайте материал на стр. 37– 39 и попытайтесь выделить причины принятия христианства.

- Давайте проверим:

  • способствовала объединению страны;
  • способствовала преодолению международной изоляции;
  • могла объяснить социальное неравенство (нет власти не от бога);
  • Русь имела давние связи с Византией;
  • особая церковная организация (не противоречит обычаям, утверждает государственную  власть).

слайды о выборе веры /4-6/

КАРТОЧКА 2  чтение документа:

«ИДИТЕ К БУЛГАРАМ, НЕМЦАМ И ГРЕКАМ,

ИСПЫТАЙТЕ ВЕРУ ИХ»

В лето 986 года пришли  булгары, немцы, а после евреи и хвалили каждый закон свой.  Затем прислали греки к Владимиру философа. Он говорил много о жизни и смерти, о добре и зле. И запали Владимиру на сердце слова его. И созвал Владимир бояр своих и старцев и спросил их:

- Что же вы посоветуете, что ответите?

И сказали бояре и старцы:

- Знай, княже, что своего никто не хулит, но хвалит. Если хочешь доподлинно узнать, то пошли своих мужей, пусть разузнают, кто, как служит богу.

Пошли русские послы к булгарам, к немцам и грекам. А когда вернулись, сказали:

- Ходили мы к булгарам, смотрели, как они молятся в мечети, и нет в них веселья, только печаль великая. Не добр закон их. И пришли мы к немцам и видели в храмах их многие службы, а красоты не видели никакой. И пришли мы к грекам, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали – на небе мы или на земле: ибо нет на земле такого зрелища, и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом. Знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми. Не можем мы забыть красоты той.

Сказали же бояре:

- Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя, Ольга, а была она мудрейшей из всех людей.

И спросил Владимир:

- Где примем крещение?

Они же сказали:

- Где тебе любо.»

 - какой совет дали бояре князю?

 -Кого привели в пример?

/сл.7-8/

- зарядка для глаз

- упражнения для осанки

Учитель: Т. об. Владимир  решил принять христианство.

- Крещению Руси предшествовали следующие события. В 987 году  в войсках византийского императора вспыхнул бунт. И он обратился к Владимиру за помощью. Князь согласился, но потребовал, чтобы император отдал ему в жёны свою сестру Анну. Этот брак укрепил бы международный авторитет киевского князя, но Анна не соглашалась выходить замуж за язычника.  Византийский князь предложил Владимиру принять христианство и окрестить свою страну.

        - Подавив мятеж, византийский император не спешил выполнять своё обещания. Тогда Владимир захватил центр Владений Византии в Крыму  - Херсонес (Корсунь), и тогда император должен был уступить.  /сл.9-10/

В 988 году Владимир принял крещение, женился на византийской принцессе, отдав Корсунь в качестве выкупа за невесту/сл.11-13/

- Вернувшись домой в сопровождении византийских священников, он устроил массовое крещение жителей Киева.

 Давайте прочитаем документ на ст. 42 «Повесть временных лет» о крещении Руси./Сл.14/

- Ответьте пожалуйста на вопросы:

1. Как происходило крещение киевлян?

2. Как восприняли идею крещения наши предки?/сл.17-18/

Учитель:

- Нам предстоит определить результаты и значение принятия христианства на Руси.

1.Почему князь Владимир, человек жестокий и грубый, после принятия христианства стал добрым, отзывчивым и смиренным?

2.Что стало меняться в жизни Руси после принятия христианства.

3.Что построено при князе Владимире? (примерные вопросы)

4

Закрепление учебного материала.

Цель – раскрыть значение принятия Русью христианства

Методы: фронтальная беседа,

решение проблемной ситуации.

        

  1. В чем же значение крещения Руси? Самост. Чтение с.41-42     /сл.19/
  2. Работа в тетради на печатной основе зад. 4 с.13

(Обучающиеся заносят в тетрадь основные положения, объясненные учителем)

Время уходит, много загадочного и тайного оставляя в прошлом. Стираются в памяти незначительные события, но имена великих правителей, их величайшие деяния сохранились навеки. Среди тех, кто навсегда вошел в историю нашей великой Родины, князь Владимир. Чем дальше уходит время, тем весомее становится это событие, открывшее для Руси пути дальнейшего продвижения вперед.

- Давайте вспомним наш проблемный вопрос:

Почему историки писали так противоречиво о князе Владимире?

(ответы обучающихся, вывод)

5

Подведение итогов урока Рефлексия

Цель -

проанализировать учебную деятельность класса,  оценить успешность достижения цели и задач урока, наметить перспективу последующей работы.

Подведём  итоги. Кто же был главным героем нашего сегодняшнего путешествия в прошлое?

  Продолжите фразу:

  1. Сегодня на уроке я узнал …
  2. Сегодня на уроке мне понравилось …

6

Задание на дом.

Цель -  дать задание на закрепление изученного материала, проверить уровень усвоения учебного материала.

Выучить § 5, ответить на вопросы и задания, выполнить задания в рабочей тетради

                                                    САМОАНАЛИЗ

урока истории , проведенного в 6-ом классе по теме «Владаимир Святославич. Принятие христианства». Учитель Куринова В.А.

Данный урок – 5-ый урок в теме «Русь Древняя» и 5-ый урок в курсе «Истрия Отечества».

 

Тип урока – комбинированный

Цели урока:

  • Организовать продуктивную деятельность обучающихся по созданию представления о личности великого князя;
  • проследить процесс прихода князя Владимира к власти, раскрыть основные успехи его внутренней и внешней политики, подвести к пониманию причин принятия христианства на Руси и значения этого события в жизни страны.
  • Решить проблему: почему историки писали так противоречиво                                                          о  князе  Владимире?
  •  Продолжить формирование умения обучающихся анализировать, выделять главное, делать выводы, работать с историческими источниками, доказывать вое мнение.
  • Продолжить работу над формированием у обучающихся чувства патриотизма и уважения к прошлому своей Родины.

Оборудование: карта «Византийская империя и славяне  в IX-XI», слайдовая презентация, проектор, экран, компьютер

Методические материалы для обучающихся: тексты из «Повести временных лет», высказывания историков о князе Владимире.

Методы и приемы:

  • Репродуктивно-словесный;
  • Частично-поисковый;
  • Диалогический;
  • Проблемный.

Урок был построен по классической схеме: опрос домашнего задания, изучение новой темы, закрепление темы. На каждом этапе урока использовались разные приемы и методы обучения – игра, поиск, проблема, работа с источниками, работа с исторической картой, самостоятельная работа уч-ся. Для мотивации и активизации познавательной деятельности использовались  ИКТ, карточки, сигнальные слова и знаки.

На уроке была создана доброжелательная, эмоционально-благоприятная обстановка, в течение всего урока осуществлялась педподдержка.

Все виды работ сопровождались проверкой. Этапы урока по времени соответствовали норме. На уроке много использовалось самостоятельной работы, т.о. учитель отрабатывал УУД. Также была реализована цель – получение исторической информации из разных исторических источников.

Урок своих целей достиг. Д.з. по объему соответствует возрасту и подготовленности уч-ся  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по истории в 7 е классе на тему:«Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия».

Открытый урок  по истории в 7 е классе на тему:«Встреча миров. Великие географические открытия  и их последствия»....

Конспект открытого урока по истории. 8 класс. Тема урока "Восстание декабристов".

Конспект открытого урока по истории в 8 классе. Тема урока "Восстание декабристов"....

ра зработка открытого урока по истории древнего мира" Повторительно-обобщающий урок по теме "Древняя Греция" для 5 класса

Данный урок был разработан  для  конкурса "Учитель-года ". Представлен урок повторения  и обобщения по истории "Древней Греции" в 5 классе в виде путишествия....

Открытые уроки по Истории Отечества в 7,8,9 классах специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. Авторские разработки учителя истории Юрченко Е.Ф. (14 уроков)

Открытые уроки по Истории Отечества в 7, 8, 9 классах специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида....

Открытый урок по Истории. Краеведческий курс «История Ставрополя - Тольятти» в 8 классе по ФГОС ООО

Представляется разработка урока, проведённого в рамках значимого для города Тольятти события (50-летие ВАЗа)....

Открытый урок в 5 классе " История географических открытий "

Знакомство детей с открытием Австралии и Антарктиды....

Методическая разработка открытого урока по истории по теме: «Кризисные моменты в истории России и роль Русской Православной Церкви в их преодолении».

Региональный этапXXVII Международных Рождественских образовательных чтений«Молодежь: свобода и ответственность» РЕГИОНАЛЬНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ«НАУКА И ИСКУССТВО В ...