За честь и славу России
методическая разработка по истории (7, 8, 9 класс) на тему

Куринова Валентина Александровна

Сценарий игры по Отечественной войне 1812 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл za_chest_i_slavu_rossii.docx26.45 КБ

Предварительный просмотр:

             М Б О У  КАКИЧЕВСКАЯ  О О Ш

Внеклассное мероприятие

                  /ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 г./

/

                                            Подготовила учитель истории

                                            и обществознания: Куринова В.А.

                         

апрель 2012г.

ЦЕЛЬ ПРОВЕДЕНИЯ:

- актуализировать знания о войне 1812г.,

- расширить познавательные горизонты учащихся,

- способствовать развитию патриотизма на примере героизма и мужества русского народа,

-формировать у подрастающего поколения активную жизненную позицию;

-обеспечить осознание причастности к судьбе страны и народа;

-вызвать чувство гордости за героев – казаков, участников военной кампании 1812г.;

ОБОРУДОВАНИЕ:

Экран, проектор, мультимедийные ресурсы, музыкальное сопровождение

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ:

Командная игра с музыкальными паузами на военную тематику.

ХОД  МЕРОПРИЯТИЯ:

  1. Разминка
  2. Приветствие. Представление.
  3. Анкетирование
  4. Викторина.
  5. Конкурс капитанов
  6. Игра «Кто? Что?»
  7. Презентация «За честь и славу России»
  8. Подведение итогов.  

ПОДГОТОВКА МЕРОПРИЯТИЯ:

-формирование команд;

-команды представляют героя-участника войны 1812г.;

-разучивание песен: «Грянул внезапно гром над Москвою», «Из-за леса, леса копия мечей», «Казаки из 10-ого полка»

ВЕД.  Наше мероприятие имеет своей целью славить подвиг героев Отечественной войны 1812г., а также быть уверенными в том , что все мы являемся потомками великих свершений.

Первые годы правления Александра 1 А.С.Пушкин назвал «дней александровых прекрасное начало». Начатые преобразования были прерваны нашествием Наполеона на Россию в 1812г. Для войны с Россией Наполеон создал огромную армию, насчитывавшую 600 тыс. человек. «Великая армия», как ее называли, имела необычайно пестрый национальный состав: французы, поляки, пруссаки, австрийцы, итальянцы и т. д. Армия была прекрасно вооружена и обучена. Во главе стояли сам император Наполеон и его прославленные полководцы, покорившие всю Европу.

Русская армия состояла лишь из 210тыс. солдат и офицеров, к тому же она была разделена на три части и рассредоточена вдоль западной границы. 1-ой армией командовал  М.Б. Барклай де Толли, 2-ой армией – П.И. Багратион, а третьей – А.П. Тормасов.  Общее руководство осуществлял император Александр, а позднее М.И.Кутузов.

Наполеон был уверен в скорой победе, он рассчитывал разбить русские армии поодиночке. Его план был разгадан – уклоняясь от сражения и окружения, русские армии отходили на восток. Планы Наполеона рушились. Отход русских прикрывала дивизия генерала Д.П. Неверовского «Какую твердость духа имели русские, оставленные для защиты Смоленска! Ядра, пули, обломки камней, падающие с огнем бревна – все несло на них смерть и разрушение». Вот о таких смелых и самоотверженных героях  мы сегодня и побеседуем.

Итак, мы начинаем игру – команды приготовьтесь.

  • В начале нашей игры небольшая разминка, я задаю вопросы, команда ответившая первой получает бал. Жюри фиксирует результаты.

- назвать точную дату начала войны    /12 июня 1812г/

-назвать командующих русскими войсками    /Багратион, Барклай де Толли, Тормасов/

- какие планы строил Наполеон    /захватить Москву, а императора превратить в зависимого правителя/

-какой характер носила война   /для русских – справедливая, отечественная, освободительная; для французов – захватническая грабительская/

-почему русская армия постоянно отступала   /с целью сохранения армии/

-кому принадлежит вопрос «Скажи-ка дядя, ведь недаром Москва спаленная пожаром французу отдана?»     /М.Ю.Лермонтову/

-кто в ходе войны получил прозвище кавалерист-девица   /Надежда Дурова/

-кто в ходе войны писал стихи      /Денис Давыдов/  

Разминка закончена -  переходим к первому туру.  

  • 1-я команда представляет героя Отечественной войны 1812г. – Дениса Васильевича Давыдова.

/демонстрация слайдов/   /см. приложение - биография/

  • 2-я команда представляет героиню Отечественной войны 1812г. – Надежду Андреевну Дурову

/демонстрация слайдов/   /см. приложение – биография/

  • Представление закончено и теперь каждая команда заполняет анкету. Команда Давыдова рассказывает о Дуровой и наоборот.

Ф._____________________________

И.______________________________

О.______________________________

Годы жизни______________________________

Когда и где родился_________________________________________________

Как прошло детство_________________________________________________

События,  повлиявшие на выбор военной карьеры___________________________________________________________

Начало карьеры____________________________________________________

Участие в войне 1812г._____________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Факты из жизни_______________________________________________________________________________________________________________________________

Конец пути________________________________________________________

Жюри подводит итоги

Смена слайда

Вед. Крупнейшее сражение войны началось 26 августа 1812г. В половине шестого утра. Французы стремились прорваться к Москве, упорное сопротивление русских солдат сделало это невозможным.  Наполеон после него сказал: «Самое страшное из всех моих сражений – это то, которое я дал под Москвой. Французы в нем показали себя достойными одержать победу, а русские оказались достойными быть непобедимыми». М.И. Кутузов так оценил Бородинское сражение: «Сей день пребудет вечным памятником мужества и отличной храбрости российских воинов, где вся пехота, кавалерия и артиллерия дрались отчаянно. Желание всякого было умереть на месте и не уступить неприятелю . Французская армия… не превозмогла твердость духа российского солдата, жертвовавшего с гордостью жизнью за свое Отечество…». Участниками Бородинского сражения были и Н. Дурова и Д.Давыдов. Повсеместно стали создаваться партизанские отряды. В первом отряде Дениса Давыдова было 50 гусар и 80 казаков. Много казаков было в отрядах Дорохова и Сеславина. Появляясь как-будто ниоткуда, стремительно исчезая,  казаки так беспокоили французов, что в их рядах появился страх и ужас. Наполеон Бонапарт, отдавая должное воинской доблести и находчивости казаков, сказал: «Дайте мне одних казаков, и я пройду с ними всю Европу». Кутузов так писал: «Почтение мое к Войску Донскому и благодарность к подвигам их в течение кампании 1812года, которые были главнейшей причиной к истреблению неприятеля… Сие чувствование завещаю я и потомству своему».  Участниками Отечественной войны 1812г были и наши земляки они сражались под командованием генерал-адьютанта В.В.Орлова-Денисова. Генерал лично вручил именную саблю за храбрость казаку из хутора Рудакова Михаилу Григорьевичу Недоедкову,  а также Знак Отличия получил хорунжий Иван Васильевич Таперичкин за спасение жизни офицера.

Смена слайда

Лучшая память – это память народа . Народ сложил множество песен о доблести казаков, а авторские песни превратились в народные.

Звучит  песня «Грянул внезапно гром над Москвою»  /исполняют заранее подготовленные уч-ся/

  • Следующий этап нашей игры – викторина  «Отечественная война 1812г.»

/см. приложение/

  • Конкурс капитанов – вопрос из «ШЛЯПЫ»

1 вопрос «После нашествия Наполеона в народной речи остались некоторые слова, причем употребляли их в основном крестьяне. Что означает слово «шеромыжник», при каких обстоятельствах оно появилось?»  / означает бродяга, плохо одетый человек. При отступлении, когда начались уже морозы, французы пытаясь хоть как-то согреться, одевали на себя все что могли, зачастую это были женские платки, которые давали им сердобольные русские женщины. Возникло от французского «дорогой друг – шер о мон», так обращались с просьбой дать хлеба и что-нибудь поесть «воины Великой армии»

2 вопрос «Героиней войны 1812г. была Надежда Дурова. Были ли еще женщины-воины? Кто и когда?»  /сведения о первых женщинах –воинах уходят в историю Куликовской битвы – это Дарья Ростовская и Антонина Пужбольская, переодевшись в мужское платье храбро сражались в рядах Ростовского полка.  Под командованием А.В.Суворова мужественно сражалась, приняв мужское обличье Александра Матвеевна Тихомирова, возможно Дурова о ней слышала – Тихомирова погибла в 1807г, а Дурова начала свой путь в 1808г./

/в данном конкурсе  возможно привлечь дополнительные источники информации или помощь команды/

Пока проходит конкурс капитанов, команда готовит команде-сопернице карточку  «Кто? Что?», которая будет состоять из 10 понятий или имен /например: редут, Бородино, кавалерист-девица и т.д. обязательное условие – ответ короткий быстрый/ - правильный ответ дает право на дополнительный бал./

Звучит песня  «Из-за леса, леса копия мечей»

  • Игра «Кто? Что?»

Пока жюри подводит итоги, идет презентация «За честь и славу России»

ВЕД. Действительно ЧЕСТЬ И СЛАВА – вот достойные слова, которые хочется с гордостью повторять о наших земляках – казаках 1812г.

Роберт Вильсон писал: «Казаков и их лошадей можно назвать железными: никакой труд, никакая неудача не останавливает их деятельности, не ослабевают их службы. Между простыми казаками встречаются люди рыцарского духа, исполненные чувства чести. Многие из них могли бы быть украшением даже рыцарского века и были бы достойны памяти в потомстве по и знаменитым подвигам верности и мужества.» А Наполеон Бонапарт так говорил: «Надо отдать справедливость казакам: именно им обязаны русские своими успехами в этой кампании. Это, бесспорно, лучшие легкие войска, какие только существуют»

Жюри оглашает итоги игры, по возможности проводит награждение грамотами или подарками.

Игра завершается исполнением песни «Казаки из 10-ого полка»

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Да будет же честь и слава нашему языку!

Высказывания классиков о русском языке и литературе  Использованы материалы сайта GRAMMA.RU...

презентация " Честь и слава"

Презентация предназначена для торжественного наргаждения отличников учебы, учащихся проявивших себя в спортивной и общественной жизни школы....

Суворов - честь и слава России

Цель: Познакомиться с жизнью и деятельностью выдающегося полководца А.В. Суворова.  Оценить его вклад в историю Российского государства...

Честь и слава ветеранам.

Сценарий общешкольного мероприятия к 9 мая....

Урок Мужества « Мы этой памяти верны», посвященный Памятным датам России и Дням воинской славы России «Славься, Отечество!».

Урок Мужества нацелен на воспитание патриотизма. Наиболее действенным средством воспитания детей в духе любви к Родине, к народу России являются уроки мужества. Эти уроки позволяют сформировать пред...

Лингвистическая игра "Честь и слава нашему языку" 9 класс

Лингвистическая игра-соревнование для обучающихся  9-х классов. Игра содержит 8 конкурсов, при участии в которых ученики смогут продемонстрировать свои знания, умения, проявить смекалку, эрудицию...

Классный час: «День воинской славы России: 11 сентября – День воинской славы России. Сражение у мыса Тендра».

Классный час проводился с воспитанниками 91 класса в День воинской славы России - День победы русской эскадры под командованием Ф.Ф. ушакова у мыса Тендра....