Памятник героям-ополченцам и активистам, защитникам Ленинграда
статья по истории на тему

Статья, посвященная разработке проекта памятника простым жителям - защитникам Ленинграда. Работа проводилась в рамках акции по созданию памятного места, посвященного героической защите Ленинграда «Память военных лет». При разработке идеи особое внимание обращали на историю простых жителей города: молодых ребят и девчат, вчерашних школьников, ушедших «под ружьё» в полки народного ополчения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pamyatnik_geroyam.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Проект памятника героям-ополченцам,

защищавшим подступы к Ленинграду и

активистам-жителям,

помогавшим горожанам выжить и выстоять в годы блокады

и Великой Отечественной войны

     Гимназия № 441 с первых дней своего основания проводит исследовательскую и поисковую работу, связанную с темой «Великая Отечественная война». Результатами этой кропотливой работы явилось создание музея «Узники концлагерей», система работы с  «Советом ветеранов Фрунзенского района» и «Советом узников концлагерей», включающая в себя встречи с участниками войны, благотворительные концерты, поздравления и подарки ветеранам Великой Отечественной и блокадникам, посещение ветеранов на дому. Много лет идёт «живое общение» ребят и тех, кто может передать свою память, свои знания и ощущения, свой патриотический настрой молодому    поколению.

    Учащиеся и сотрудники Гимназии № 441 с энтузиазмом откликнулись на предложение районных служб участвовать в акции по созданию памятного места, посвященного героической защите Ленинграда «Память военных лет». При разработке идеи особое внимание обращали на историю простых жителей города: молодых ребят и девчат, вчерашних школьников, ушедших «под ружьё» в полки народного ополчения. Вспоминали беседы с теми ленинградцами, жителями нашего района, которые по разным причинам не ушли на фронт, но ежедневным бескорыстным трудом помогали защищать город, выстоять перед врагом, не пасть духом даже самым слабым. Ребята вспоминали встречи с блокадниками, которые рассказывали о своей работе в блокадном городе…

   Было принято решение увековечить память об этих людях в памятнике, посвященном их мужеству, беззаветной любви к Городу и Родине.

   Ряд учащихся разных классов, «загоревшись» исследовательской работой, встречались с работниками музея блокады Ленинграда в Соляном переулке, Артиллерийского музея,  школьного музея народного ополчения III-й Фрунзенской дивизии, ходили «на дом к ветеранам для сбора материалов. Работа эта только началась, она вызвала большой интерес и будет продолжаться независимо от создания памятника, но полученные результаты дали нам основание для проведения конкурса проектов будущего памятного места в честь героев-защитников нашего города.

    Поддержали ребят и учителей и родители. Корнилова Дина Абрамовна (мама ученика 9 класса) предложила интересный проект монумента, разработала чертежи и создала 2 модели памятника. Много лет она участвовала в работе школьного музея. Ей принадлежит и последняя дизайнерская разработка экспозиции музея «Узники концлагерей». Её участие и победа в конкурсе проектов была органичной и естественной, хотя мы благодарны и другим участникам конкурса. Особую благодарность выражаем семье Лужиных (мама и бабушка учеников 7 и 9 классов) за творческую работу по созданию музейной экспозиции и готовность работать над созданием памятного места. Папа ученицы 7 класса, Балан Валерий Дмитриевич - мастер-каменотес, готов принять непосредственное участие по обработке каменных плит, для создания монумента. Учащиеся и родители гимназии выразили готовность собрать деньги на создание памятника. Родительский комитет разрабатывает Положение об акции сбора средств, которая готова 6начаться при получении одобрения и разрешения на создание памятного места.

   Местом для памятника мы предлагаем курган на перекрестке улиц Ярослава Гашека и Бухарестской. Это место, по которому проходили защитники города, стремясь достигнуть передового края обороны, находившегося в нескольких километрах восточнее современной границы города. Жители, имевшие собственные деревянные дома, были переселены ближе к городу и в составе отрядов сандружинников, тушителей зажигалок, отрядов, которые разбирали деревянные дома на дрова и этим спасали от «холодной смерти» жителей города. Много труда, здоровья, сердечности и милосердия сопровождали деятельность этих людей и эта сила подвига их ежедневного, не менее пуль и снарядов, спасала город.

     

По результатам бесед с ветеранами - блокадниками

   В годы Великой Отечественной войны население деревни Купчино эвакуировали в Ленинград, а жилые дома, за исключением трёх, оставленных для военных целей, разобрали на топливо. Территория Купчино оказалась на границе блокадного города. Здесь были возведены инженерно-фортификационные сооружения. В первые месяцы блокады с Витебского вокзала в специальных поездах жители города отправлялись в район Купчино для возведения оборонительных сооружений. Для обороны города были созданы три рубежа внутренней обороны. Два из них находились на территории современного Купчино.

   Первый проходил по Куракиной дороге. Один из его дотов сохранился на Альпийском переулке, недалеко от Бухарестской улицы.

Второй рубеж проходил примерно по линии Благодатная улица – улица Салова – платформа Фарфоровская.

   Третий рубеж проходил по Обводному каналу. Наиболее интенсивным обстрелам подвергались станция Витебская-Сортировочная, нефтехранилища и нефтезавод им. Шаумяна.

   К осени 1941 г. линия фронта проходила уже между Шушарами и городом Пушкином. Ветераны, находившиеся на вышеперечисленных линиях обороны и жители села Рыбацкого и Мурзинки (в Невском районе) вспоминают, как по линии ж/д прорывался вражеский броневик и «сыпал» снаряда вдоль улиц, ведущих к Неве, целенаправленно расстреливая деревянные дома жителей. А артиллеристы и военные зенитных батарей отражали нападение.

   О прошедших боях напоминают оставшиеся со времен войны долговременные огневые точки (ДОТы). В июле 1941 г. была сформирована 3-я Фрунзенская дивизия народного ополчения, бойцы которой приняли боевое крещение на Лужском оборонительном рубеже и в Карелии. На проспекте Славы бойцам дивизии установлен памятный знак.

   Уже в 1944 г. потянулись купчинцы на родные места, поднялись на руинах первые селения, восстанавливались и строились новые дома. Купчино возродилось, правда, в меньших размерах, чем до войны. Но существовать деревне оставалось всего 20 лет. Город строился.

По результатам бесед с научными сотрудниками и знакомству с материалами музея блокады Ленинграда

   Дивизия народного ополчения была сформирована на основании решения от 04.07.1941 г. из студентов, преподавателей, служащих, рабочих, людей глубоко мирных, не подлежащих мобилизации.

   Среди людей записавшихся в неё был Потёмкин Виктор Иванович. Он прошел через всю войну и сейчас секретарь Совета ветеранов 3-й дивизии ЛАНО. Он активно работает по сей день.

    Сначала дивизия была выдвинута в район Кингисеппа, а затем переброшена на финскую границу на Олонецкое направление. Тогда же или непосредственно вслед за отправкой дивизии было дано название Олонецкая. Затем дивизия носила название 49-я стрелковая дивизия. От этом 2-м формировании мало кому известно и более того, это формирование отсутствует в справочной литературе.

    После 07.09.1941 г. дивизия начала боевые действия. Противник оттеснил её к северу от дороги Ильинский завод – Олонец. Дивизия пыталась пробиться к Олонцу от деревни Нурмолицы и соединиться с другими частями, однако противник преградил ей путь на юг и навязал бой, который длился в течение двух дней. Дивизия направилась на восток в направлении станции Таржеполь Кировской ж/д, а затем на север, к Петрозаводску. 16.09.1941 г. дивизия вышла на ж/д между станциями Таржеполь и Ладва, потеряв много личного состава, однако сохранив часть артиллерии и обозы, пройдя за 11 суток около 150 км. по лесным тропам и питаясь подножным кормом.

   16.09.1941 получила приказ наступать на станцию Токари: противник, форсировав Свирь, овладел станцией Яндеба и угрожал флагнам советских войск, занявших оборону в районе Лодейного поля и вела там бои до конца сентября 1941 г. В начале октября 1941 г. остатки личного состава были влиты в 67-ю стрелковую дивизию.

С научным сотрудником музея Медвинским Дмитрием Юрьевичем разговаривали учащиеся 11-в класса Бадосов Дмитрий и Евгений Груша

Проект памятника героям-ополченцам,

защищавшим подступы к Ленинграду и

активистам-жителям,

помогавшим горожанам выжить и выстоять в годы блокады

и Великой Отечественной войны

     Учащиеся нашей гимназии много лет проводят исследовательскую и поисковую работу, связанную с темой «Великая Отечественная война». Результатами этой кропотливой работы под руководством В.В.Соколовой  явилось создание музея «Узники концлагерей», мы много общаемся «Советом ветеранов Фрунзенского района» и «Советом узников концлагерей». Проходят встречи с участниками войны, благотворительные концерты, поздравления и подарки ветеранам Великой Отечественной и блокадникам, посещение ветеранов на дому. Много лет идёт «живое общение» ребят и тех, кто может передать свою память, свои знания и ощущения, свой патриотический настрой молодому    поколению.

Литературный клуб «Гадкий утёнок»

 Клубу более 20 лет. Он называется «Гадкий утёнок» по аналогии со сказкой Г.Х.Андерсена и мы всегда надеемся, что наши литературные «утята» когда-нибудь превратятся в прекрасных литературных лебедей.

   Деятельность клуба заключается в том, чтобы научить современных школьников выражать свое отношение к людям и событиям, свои чувства и мировоззрение в форме литературных произведений: публицистики, стихов, рассказов, сказок, эссе и т.д.

      Наши будни – обучение мастерству работы со словом, чтение и обсуждение новых творческих работ.

   Наши «Утята» выступали в гимназии, в районных библиотеках, редакциях журналов «Натали», «Звезда», «Костёр».

Мы создали ряд книг, включающих поэзию, прозу, публицистику и юмор членов обоих литературных клубов:

  • «Ведь все поэты – это дети…»
  • «Наедине с собой»
  • «Весёлый звонок»
  • «Алый парус Купчино»
  • «Мы – Петербуржцы»
  • «Первые шаги»
  • «Лебеди из «Гадкого утёнка» (в 2-х томах)
  • Последняя книга – Мы вместе, или «Гадкий утёнок» из Купчино

   С лета 2004 года читатели всего мира начали знакомится с работами наших поэтов. Переводы стихотворений ребят опубликовали 2 международных Интернет-проекта в США: «Light Millenium» и «Other Voices», американский поэтический Интернет-журнал «Poetic Voices» и канадский Интернет-журнал «Above ground».

       Результатом работы клуба является и регулярное издание газеты «Школьное окно» - в «подшивке» уже 53 номера.

    Учащиеся нашей Гимназии с энтузиазмом откликнулись на предложение районных служб участвовать в акции по созданию памятного места, посвященного героической защите Ленинграда.

   При разработке идеи особое внимание обращали на историю простых жителей города: молодых ребят и девчат, вчерашних школьников, ушедших «под ружьё» в полки народного ополчения. Вспоминали беседы с теми ленинградцами, жителями нашего района, которые по разным причинам не ушли на фронт, но ежедневным бескорыстным трудом помогали защищать город, выстоять перед врагом, не пасть духом.

   Было принято решение увековечить память об этих людях в памятнике, посвященном их мужеству, любви к Городу и Родине.

   Учащиеся разных классов занимались поисковой исследовательской работой. Читали книги, встречались с работниками музея блокады Ленинграда в Соляном переулке, Артиллерийского музея. Ездили в   школьный музей истории народного ополчения III-й Фрунзенской дивизии. Ходили домой к ветеранам: беседовали, рассматривали старые документы и фотографии, брали интервью и записывали воспоминания.

     Работа эта только началась, она вызвала большой интерес и будет продолжаться, независимо от создания памятника.

       Местом для памятника мы предлагаем курган на перекрестке улиц Ярослава Гашека и Бухарестской. Это место, по которому проходили защитники города, стремясь достигнуть передового края обороны, находившегося в нескольких километрах восточнее современной границы города.

    3-я Фрунзенская дивизия народного ополчения была сформирована на основании решения от 04 июля 1941 г. из студентов, преподавателей, служащих, рабочих, людей глубоко мирных, не подлежащих мобилизации.

   Среди людей записавшихся в неё был Потёмкин Виктор Иванович. Он прошел через всю войну и сейчас секретарь Совета ветеранов 3-й дивизии ЛАНО. Он активно работает по сей день.

   Жители нашего Купчино, имевшие собственные деревянные дома, были переселены ближе к городу, а жилые дома, за исключением трёх, оставленных для военных целей, разобрали на дрова. Для обороны города были созданы три рубежа внутренней обороны. Два из них находились на территории современного Купчино.

     Много ветеранов-блокадников, приходя на встречи с учащимися нашей гимназии, рассказывали, как в работали составе отрядов сандружинников, тушителей зажигалок. Отрядов, которые разбирали деревянные дома на дрова и этим спасали от «холодной смерти» жителей города. Спасали маленьких детей, находя их в опустевших квартирах. Много сердечности и милосердия сопровождали деятельность этих людей. И эта сила подвига их ежедневного, не менее пуль и снарядов, спасала город.

   Выдержка из интервью с Валентиной Гарегиновной Шараповой:

«В неполных 16 лет я и моя подруга Милочка Дугина в первый блокадный год стали сандружинницами. Нам определили участок и поставили задачу обходить квартиры в поисках осиротевших детей. Квартиры на ключ не закрывались и детей мы часто находили по плачу. Дети пугались, не хотели уходить от мамы, а она была уже мёртва. Мы тоже потихоньку начинали плакать и, прижав к себе истощенного малыша, торопились как можно скорее сдать его работникам приемного пункта.

Сколько нами была найдено таких детей, мы не считали, но лица их навсегда остались в нашей памяти».

Таких воспоминаний ветеранов в нашей «копилке» документов много. О тех, кто тушил на крыше зажигалки, привозил ослабевшим воду и дрова, бегал отоваривать продуктовые карточки и, самое главное приносил хлеб другим, хотя сам умирал с голоду.

 Я о войне не понаслышке знала,

В её тисках, в её кольце была.

Я из блокады Ленинграда,

Я вместе с городом жила.

Я та, что клей столярный ела,

В завалах к раненым ползла,

Запеленав родные трупы,

На детских саночках везла.

     Особую благодарность мы выражаем родителям наших гимназистов. Корниловой Дине Абрамовне (маме ученика 11 класса). Она предложила интересный проект монумента, разработала чертежи и создала 2 модели памятника. Семье Лужиных (маме и бабушке учеников 7 и 9 классов) за творческую работу по созданию музейной экспозиции и готовность работать над созданием памятного места. И многим другим, готовым принять непосредственное участие в создании монумента. Учащиеся и родители гимназии выразили готовность собрать деньги на создание памятника. Наш проект получил одобрение Администрации района и мы ждём только разрешения на создание памятного места.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Подвиг на высоте". Презентация о подвиге спортсменов- защитников Ленинграда

Презентация о спортсменах - защитниках Ленинграда во время блокады. В основу презентации положена книга Почетного гражданина Санкт-Петербурга, заслуженного работника физической культуры РФ, заслуженно...

тематический вечер "Блокада Ленинграда" посещение мемориала «Монумент героическим защитникам Ленинграда».

В воскресенье 27 января 2013 года город на Неве празднует 69 годовщину полного освобождения от фашистской блокады. Сейчас наш город называется Санкт-Петербург, но мы вместе со всеми празднуем освобожд...

Тематический вечер «Блокада Ленинграда» и посещение мемориала «Монумент героическим защитникам Ленинграда».

В воскресенье 27 января 2013 года город на Неве празднует 69 годовщину полного освобождения от фашистской блокады. Сейчас наш город называется Санкт-Петербург, но мы вместе со всеми празднуем освобожд...

Урок памяти "Героическим защитникам Ленинграда посвящается..."

Презентация создана для проведения Урока мужества, посвящённого памяти защитников города Ленинграда, погибшим в дни блокады. Показ слайдов может сопровождаться музыкой....

"Всем героическим защитникам Ленинграда посвящается"

Внеклассное мероприятие, посвященное снятию блокады Ленинграда...

Воспитательский час "Ямальцы - защитники Ленинграда"

Цель воспитательского часа: - патриотическое воспитание подрастающего поколения.Воспитатель познакомил воспитанников своей группы с именами тех героев, кто защищал город на Неве....

Сочинение «Защитник Ленинграда»

Районный конкурс на лучшее сочинение среди старшеклассников «Герой нашего времени»....