Раздробленность русских земель
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

Урок с использованием технологии критического мышления на основе чтения и письма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razdroblennost_russkih_zemel.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Раздробленность русских земель»

Учебник: А.А.Данилов, Л.Г.Косулина История государства и народов России. 6 класс

Цель урока: познакомить учащихся с причинами распада Древнерусского государства и последствиями феодальной раздробленности.

Основные понятия: раздробленность

Даты: 30-е годы XII века

Тип урока: урок с использованием технологии развития критического мышления

План урока:

I этап. Мозговой штурм, ассоциации

- Какие ассоциации связаны у вас с понятием «раздробленность»?

Составление кластера (выделяем смысловые единицы темы)

распад

много разных частей

отсутствие единства

Вступительное слово учителя:

- О феодальной раздробленности стран Западной Европы мы говорили с вами, изучая курс истории Средних веков. Раздробленность является закономерным этапом в истории разных стран. Причины раздробленности разных стран схожи. Они связаны с развитием хозяйства – экономические причины и с особенностями государственного управления – политические причины.

Работа с настенными картами:

- Сравните карту «Древнерусское государство – Киевская Русь в IX – XII вв» с картой «Русские княжества в XIII веке». Какие изменения произошли в Киевской Руси в XIII веке  по сравнению с IX-XII веками?

- Сегодня мы поговорим с вами о раздробленности русских земель, её причинах и последствиях.

Составление таблицы

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Экономические причины

Какие изменения произошли в хозяйстве Киевской Руси в конце XII - начале XIII века?

Заполняется в конце урока

Политические причины

Какие изменения произошли в управлении русскими землями в конце XII – начале XIII века?

Заполняется в конце урока

Последствия раздробленности

Что изменилось в жизни Древнерусского государства с началом раздробленности?

Заполняется в конце урока

II этап. Осмысление

Работа по группам

I группа – читает в учебнике материал об экономических причинах раздробленности русских земель.

II группа – читает в учебнике материал о политических причинах раздробленности русских земель.

III группа – читает в учебнике материал о последствиях раздробленности.

Задание:

- Читая текст учебника, делаем маркировку текста символами. Один учащийся от группы заполняет таблицу.

Знаком с материалом

Новое содержание

+

Что вызвало непонимание

?

III этап. Рефлексия

- Что нового вы узнали на уроке по данной теме?

Выступает один учащийся от группы

Экономические причины раздробленности.

- Упадок торгового пути «из варяг в греки». Утрачена возможность обогащения за счет заморской торговли.

- Рост княжеского и боярского землевладения. Основа богатства – вотчина.

- Господство натурального хозяйства. Каждое княжество могло развивать свое хозяйство самостоятельно.

Политические причины раздробленности.

- Борьба Рюриковичей за власть.

-Стремление князей отделиться от Киева.

- Стремление князей передавать власть своим сыновьям.

- Ослабление Киева и потеря им своего прежнего значения.

Последствия раздробленности.

- Хозяйственный подъем (освоение новых земель, строительство новых городов, рост вотчинной собственности на землю).

- Культурный подъем.

- Ослабление страны в результате княжеских усобиц.

Заполняется последняя графа таблица «Узнал».

- Заполните графу таблицы «Узнал», составив текст из 6 – 7 предложений.

Примерный текст:

В 30-е годы XII века Древнерусское государство распалось на несколько самостоятельных частей. Экономическими причинами раздробленности были: упадок торгового пути «из варяг в греки», рост вотчинного землевладения, господство натурального хозяйства. Политические причины раздробленности: княжеские усобицы, стремление князей обособиться от Киева и передавать власть своим детям, потеря Киевом прежнего значения. Раздробленность не привела к упадку Руси. Положительными последствиями раздробленности были: хозяйственный и культурный подъём. В период раздробленности не прекращались княжеские усобицы, ослаблявшие оборону страны.

При наличии времени можно предложить учащимся тестовые задания или составление рассказа «по цепочке» на тему: «Раздробленность Руси».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку истории Предпосылки объединения русских земель

В презентации расматриваются предпосылки объединения русских земель вокруг Москвы....

Разработка урока истории в 6 классе Собирание русских земель во второй половине XIV века.

Конспект и презентация урока истории в 6 классе "Собирание русских земель во второй половине XIV века". ( по учебнику А. А. Данилова, Л. Г. Косулина «История государства и народов России»).  ...

Тест "Предпосылки объединения русских земель". "Русь Московская" 6 класс

Тест "Предпосылки объединения русских земель". "Русь Московская" 6 класс...

Открытый урок: «Русские земли в XII – XIII вв. Феодальная раздробленность на Руси: причины, характерные черты политического строя отдельных русских земель, итоги и последствия».

Данный урок был разработан и проведен в 10 классе. К уроку прилагаются авторская презентация, информационные листы для учащихся, материалы энциклопедии....

«Русские земли в XII – XIII вв. Феодальная раздробленность на Руси: причины, характерные черты политического строя отдельных русских земель, итоги и последствия».

«Русские земли в XII – XIII вв. Феодальная раздробленность на Руси: причины, характерные черты политического строя отдельных русских земель, итоги и последствия»....