женское образование
занимательные факты по истории на тему

Новикова Татьяна Валерьевна

история сразвития системы женского образования в 19 веке

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon efimov_diplom.doc114.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО «ЧУВАШСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. Я. ЯКОВЛЕВА»

КАФЕДРА  ИСТОРИИ  ОТЕЧЕСТВА

ВЫПУСКНАЯ  КВАЛИФИКАЦИОННАЯ  РАБОТА

на тему:

«Женское образование в России

в дореволюционный период»

Выполнена студентом

5 курса гр. «Б»  ИФ отделения

«история и юриспруденция»

Ефимовым Алексеем Львовичем

Научный руководитель:

д.и.н., профессор Сергеев Т. С.

ЧЕБОКСАРЫ 2008

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………......3

Глава I. Развитие женского образования в России в IX - начале XX в...10-26

§1. Предыстория женского образования в России…………………………10

§2. Характеристика учебных заведений для девушек (середина XVIII – нач. XX в.)…………………………………………………...…………………...…18

Глава II. Особенности женского образования в России…………...……27-53

§1. Организация женского профессионального образования в России XIXв……………………………………………………………………………27

§2. Развитие высшего женского образования в XIX – нач. XX в………….33

Глава III. Особенности женского образования в национальном регионе  (на материалах Чувашии)……….…………………………………………….54-97

§1. Организация женского отделения Симбирской чувашской  учительской школы…………………………………………………………….....................54

§2. Деятельность женского отделения Симбирской чувашской  учительской школы…………………………………………………………….............64

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….98

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…..102

Введение

Женское образование – самостоятельная отрасль образования, возникшая в связи с неравноправным общественным положением женщины.

Долгое время считалось незыблемым, что место женщины – у домашнего очага, под покровительством отца или мужа, и образование может лишь испортить её характер. В связи с этим к женскому образованию относились неоднозначно, что обусловило появление ряда проблем в этой области.

Проблема образования женщин становится все более актуальной по мере вовлечения в трудовой процесс большего количества женщин. Образование женщин на всех этапах развития истории играло большую роль и являлось предметом пристального внимания.

При изучении проблем, связанных с вопросами развития и становления женского образования в России в указанный период времени, возникает сразу же несколько спорных вопросов, до сих пор слабо изученных в исторической науке.

Первый из ряда таких вопросов – это проблемы, связанные с определением статуса учебных заведений, на которые зачастую исследователи попросту не обращают внимания. Так, как правило, камнем преткновения являются такие учебные заведения, которые существовали под вывеской «институт» (а именно: институты благородных девиц, учительские институты и т. п.). Здесь начинается путаница, и в исторической литературе такие заведения чаще всего определяются, если не высшими учебными заведениями, то, по меньшей мере, дающими среднее образование.

«Жертвами» такой путаницы оказались институты благородных девиц, сеть которых зарождается в России с реформы образования первой половины 1780-х гг. и активно развивается во второй четверти XIX в. под эгидой Ведомства учреждений императрицы Марии Федоровны. Именно тогда подобного рода заведения возникают практически во всех губернских центрах страны. Традиционно закрепилось мнение, что институты благородных девиц предоставляли своим воспитанницам среднее образование, а с учреждения Воспитательного Дома в Санкт- Петербурге в начале 1780-х гг. начинают историю женского среднего образования в России.

Не менее важен здесь вопрос о назначении институтов благородных девиц. Подобного рода учебные заведения выполняли две важнейшие и узкопрактические задачи: во-первых, подготовить из своих воспитанниц домохозяек и будущих «хранительниц домашнего очага», а во-вторых, дать необходимое образование для службы в качестве гувернанток. В связи с названными выше задачами соответствующим образом выстраивался и сам процесс обучения, где значительное место уделялось домоводству, рукоделью, различным мастерствам, а дополнялся курс знанием иностранных языков (немецкого и французского), что было необходимо и в связи с принадлежностью к благородному сословию, и по причине возможной работы в качестве гувернантки.

И все же основное назначение институтов благородных девиц – подготовка «достойной» спутницы жизни по выходе выпускницы замуж. Неслучайны в связи с этим и некоторые «хитрости», связанные с размещением институтов в губернских городах. Так, как правило, подобного рода заведения располагались невдалеке от кадетских корпусов, ведших подготовку будущих офицеров: устройство же балов давало «возможность» подыскать и подходящую «партию» для девушки. Более того, целый ряд институтов имел особый фонд для выплаты своей выпускнице по выходе замуж некоего «приданого».

Вторая проблема, во многом связанная с первой, это вопрос о том, когда же в России зарождается сеть средних женских учебных заведений. В апреле 1859 г. в Санкт - Петербурге по инициативе Мариинского ведомства открывается первая в России женская гимназия, открывшая как среднее учебное заведение, а в первой половине 1860-х гг. под эгидой Министерства Народного Просвещения начинает развиваться сеть подобных учебных заведений, первоначально получивших название «женских училищ 1 разряда». Параллельно возникают и неполные средние учебные заведения – «училища 2 разряда» (будущие женские прогимназии).

В то же время официальное конституирование нового типа женских бессословных учебных заведений растянулось еще на 15 лет. В марте 1865 г. был опубликован проект «Положения о женских гимназиях и прогимназиях МНП», но лишь минуя 10 лет, в 1874 г., «Положение» было наконец утверждено.

Появление возможностей к получению среднего образования для девушек, вне всякого сомнения, стало громадным достижением по сравнению со всем предшествовавшим периодом (впоследствии к развивавшейся сети женских гимназий прибавилась сеть женских епархиальных училищ, существовавшая под эгидой Духовного ведомства). В то же время, говоря о тенденциях в развитии женского образования в России во второй половине XIX в., следует иметь в виду такой немаловажный факт, что среднее образование для мужчин и среднее образование для женщин в нашей стране приобрело различную «ценность».

Объект исследования – женское образование в России в дореволюционный период.

Предмет исследования – деятельность женских образовательных учреждений, исследование истории женского образования в России, изучение особенностей развития в национальных регионах Поволжья.

Территориальные рамки исследования ограничены Россией.

Хронологические рамки исследования – XIX – начало XX в.

Степень разработанности проблемы. В арсенале историко-педагогических исследований по женскому образованию существует достаточно много работ. В советский период общие и частные проблемы женского образования исследователи Н. А. Зиневич, В. П. Лапчинская, К. И. Львов, Н. И. Молодых, Ф. Ф. Шамахов, работы которых послужили основательной базой для последующих исследований данной проблематики.

Среди современных исследований по проблеме женского образования следует отметить следующие работы: Л. Н. Модзалевского «Очерк истории воспитания и обучения с древнейших времен до наших дней»[1], в которой автор дает характеристику основным этапам образования женщин в России. А. И. Евстратова, И. И. Никонов в книге «Развитие высшего женского образования в России в XIX веке» анализирует основные этапы развития женского образования в России в XIX в. и его достижения. М. Ю. Москалева в книге «К вопросу о концепции женского образования в России во второй половине XIX – начале XX века» исследует основные направления в развитии женского образования в России. Н. Л. Пушкарева –

 «Первые российские женщины-ученые»[2], М. В. Симонова – «Проблема женского образования во второй половине XIX века»[3] также занимались изучением новых течений и итогов развития женского образования в России в это период.

Замечательна в этом плане книга Э. П. Юровской «Проблема женского образования в России XVIII в. и педагогические идеи Дж. Локка»[4], в которой наиболее полно раскрываются проблемы начального, среднего и высшего образования женщин в дореволюционной России.

Исследованию отношения к женщине в мире и к женскому образованию в частности посвящены работы Г. А. Тишкина «Женский вопрос в России в 50–60-е годы XIX века»[5], Т. Б. Рябовой «Женщина в истории западноевропейского средневековья»[6], Л. Т. Шинелевой «Женщина и общество»[7], В. Миронова «Проблемы образования в современном мире и философия» [8]  и др.

В 2008 г. вышел специальный номер «Вестника ЧГПУ», посвященный 160-летию со дня рождения выдающегося чувашского педагога-просветителя, духовного отца чувашского народа Ивана Яковлевича Яковлева. В данном издании изучаемая проблема освещается в следующих статьях: К. А. Долгашёв «Художественно-профессиональное образование в Симбирской чувашской учительской школе»[9], М. В. Долгашёва «Педагогическое наследие эпохи Возрождения в художественно-эстетическом воспитании учащихся Симбирской чувашской учительской школы», Л. А. Ефимов «И. Я.  Яковлев в воспоминаниях воспитанников Аликовского двухклассного училища и Симбирской чувашской учительской школы», А. А. Ефимов, В. П. Ефимов «Педагогическая организация культуротворческой среды в Симбирской чувашской учительской школе»[10], Л. Н. Иванова «И. Я.  Яковлев и система профессиональной подготовки специалистов в Симбирской чувашской учительской школе»[11], Н. А. Ключникова «Физическое и гигиеническое воспитание девочек в Симбирской чувашской учительской школе»[12], А. И. Мефодьев «Первые буквари И. Я. Яковлева», Т. В. Романова «Симбирская чувашская учительская школа и её роль в просвещении чувашского народа»[13], Т. С. Сергеев «Роль семьи Ульяновых в судьбе Симбирской чувашской учительской школы»[14], И. А. Фёдорова «Развитие личностных качеств воспитанников в Симбирской чувашской учительской школе»[15], М. Г. Харитонов «Народное искусство как компонент этнопедагогической подготовки учителя в Симбирской чувашской учительской школе»[16], Ф.  П. Харитонова «Этнопедагогические традиции в Симбирской чувшской учительской школе и образовательной практике педагогического вуза»[17], Ф. П. Шабалкина «Нравственные аспекты «Духовного завещания» И. Я. Яковлева»[18].

Цель данного исследования – изучение проблем женского образования в России в дореволюционный период.

Согласно цели поставлены следующие задачи:

  1. Изучить историю становления женского образования в России;
  2. Выявить противоречия женского образования XIX в.;
  3. Охарактеризовать проблемы получения профессионального и высшего образования в России XIX в.
  4. Дать характеристику учебных заведений в России для девушек,
  5. Показать особенности женского образования в исследуемый период.
  6. На материалах чувашских женских школ исследовать особенности развития женского образования  в национальном регионе России в дореволюционный период.

Научная новизна  работы состоит в том, что в ней нами  предпринята попытка комплексного исследования проблем женского образования России  с использованием новых материалов о функционировании  женских учебных заведений в национальном регионе (в Чувашском крае).

Апробация материалов исследования. Основные результаты исследования были изложены автором в докладе на студенческой научно-практической конференции в ЧГПУ им. И.Я. Яковлева 10 апреля 2008 г.

Практическая ценность исследования состоит в том, что собранные материалы можно использовать при преподавании истории и культуры родного края в образовательных учреждениях.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников и литературы. Работа написана на 105 листах, список использованных источников и литературы включает  54 названия.

Заключение

Женское образование всегда связано с положением женщины в обществе. В России среднее женское образование впервые возникло при Екатерине II и заметного развития достигло при императрице Марии Фёдоровне. До 1858 г. общее среднее образование давалось исключительно институтами для благородных девиц, представлявшими собой закрытые учебные заведения, в программе которых на первом месте стояли французский язык, танцы и «хорошие манеры». В 1858 г. было основано первое открытое и общедоступное Мариинское женское училище, по образцу которого были устроены в 1862 г.у Мариинские женские гимназии. А в 1894 г. для среднего женского образования существовало в России 163 гимназии министерства народного просвещения, 30 институтов и 30 гимназий ведомства учреждений императрицы Марии.

Высшее образование в России, как и везде в мире, стало доступно для женщин лишь в XIX столетии.

При изучении проблемы женского образования в России в дореволюционный период нами были решены поставленные перед нами следующие задачи:

1. Впервые стремление женщин к высшему образованию в России сильно проявилось в эпоху общественного возрождения в конце 1850-х гг. В 1860 г. женщины слушали лекции в университетах. В 1863 г., при выработке нового университетского устава, доступ в университеты женщинам был запрещён, и масса девушек и женщин отправились за границу получать высшее образование, которого они не могли получить на родине (в 1890 г. из 152 студенток в Париже 107 было русских). Но в 1863 же г. при гимназиях были учреждены педагогические курсы, сначала двухлетние, а затем трёхлетние с двумя отделениями: словесно-историческим и естественно-математическим. Затем, в 1870 г., в Санкт-Петербурге были образованы так называемые «владимирские курсы», существовавшие до 1873 г. Благодаря усилиям их руководителей, открылись в 1878 г. «бестужевские курсы» по имени их первого заведующего Бестужева-Рюмина. «лубянские курсы» (на Лубянке), открытые в 1872 г., достигли по объёму преподавания в них естествознания и физико-математических наук уровня физико-математического факультета с 4-летним курсом. По примеру московских и петербургских курсов открылись женские курсы в Казани и Киеве. Опыт курсов при военно-медицинской академии привёл в 1895 г. к утверждению устава Санкт-Петербургского женского медицинского института.

2. Говоря о возможностях к получению образования, как повышенного начального в первой половине XIX в., так и среднего во второй половине века для девушек, следует иметь ввиду то немаловажное обстоятельство, что и та и другая возможность касалась прежде всего привилегированных слоев населения. В первой половине века – практически исключительно дворянского сословия. За редким исключением в состав воспитанниц институтов благородных девиц принимались девушки-дворянки (лишь с 1818 г. в некоторые институты было разрешено принимать дочерей купцов 1 и 2 гильдий, например: в Харьковский институт, по инициативе Марии Федоровны). Во второй половине века доступ в женские гимназии и прогимназии был открыт в основном для состоятельных слоев населения (в зависимости от статуса города колебалась и плата за обучение от 20 до 40 руб. в год). Иногда местные земства и городские думы открывали места для своих стипендиаток. Так, Уфимское губернское земство в 1880–90-е гг. содержало до 20 стипендиаток ежегодно (в основном, дочерей учителей), тем самым в какой-то степени содействуя развитию среднего образования.

Что же касается обучения выходцев из «неблагородных», «подлых» сословий в первой половине XIX в., в коим относились как крестьяне и работные люди, так, к примеру, купцы и мещане, то здесь, как правило, девушки могли рассчитывать лишь на получение начального образования в стенах приходских одноклассных училищ (с 3-летним сроком обучения).

Исключением стали учрежденные в 1804 г. в Санкт-Петербурге и Москве женские училища Святой Екатерины, в состав воспитанниц которых принимались девушки-мещанки.

3. Среди факторов, влияющих на получение женского профессионального и высшего образования, определяющих суть женского образования, на первом месте всегда были три тесно увязанные друг с другом вещи: текущее представление о современной женщине, отношение социума к образованной женщине и прагматическая потребность в образовании для женщины как в способе обеспечить себя куском хлеба.

Именно проблемы женского образования имеют особое значение для становления и направленности феминистского, «эмансипаторского» движения в нашей стране. Здесь представляются важными 2 основных аспекта: с одной стороны, появление самой системы женского среднего образования стало результатом успехов непосредственно эмансипаторского движения, проистекая как «снизу», так и «сверху». Неслучайно одной из ярких вдохновительниц реформ императора во второй половине 1850-х гг. стала его тетка, великая княгиня Елена Павловна.

4. Среди крупнейших женских образовательных учреждений можно выделить Смольный институт благородных девиц, женские гимназии, педагогический и медицинский институты.

5. Во второй половине века помимо развития сети одноклассных начальных народных училищ и церковно-приходских школ, где практиковалось как раздельное, так и смешанное обучение для мальчиков и девочек, были созданы двухклассные «образцовые» училища МНП (с 5-летним сроком обучения), 2-4-классные городские училища (с 6-летним сроком обучения), Мариинские 3-классные женские училища (со сроком обучения в 3 или 4 года), профессиональные учебные заведения (типа учительских семинарий или институтов).

6. Женское отделение Симбирской чувашской школы в дореволюционный период был центром женского образования в чувашском крае. Почти во всех чувашских школах учительницами состояли бывшие ученицы Симбирской чувашской школы, которую окончили до 1917 г. Это обстоятельство помогло школам приобрести доверие и хорошую славу среди нерусских школ Поволжья. Повышалась грамотность женского населения края.

Таким образом, исходя из всего вышесказанного, следует сделать вывод, что вплоть до великих реформ Александра II в России не существовало системы женского среднего образования: институты благородных девиц являлись в лучшем случае «повышенными» начальными учебными заведениями, предназначенными для «худородных» девиц-дворянок и дававшими крайне ограниченное и практическое образование. Конечно, во второй половине в. статус институтов постепенно повысился, но все же первым типом средних женских учебных заведений они так и не стали.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

I. ИСТОЧНИКИ:

  1. ГИА ЧР, Ф. 207 (Симбирская чувашская учительская школа), Оп. 1, дела 11, 21, 29, 61, 68, 75, 117, 127, 153, 310.
  2. ГИА ЧР, Ф. 219 (Инспектор народных училищ), Оп. 1, Д. 20.
  3. ГИА ЧР,Ф. 501 (Инспектор чувашских школ Казанского учебного округа) Оп 1. Д. 313.
  4. Журнал Министерства народного просвещения. – 1906. –  Сентябрь.
  5. Научный архив Чувашского государственного института гуманитарных наук (НА ЧГИГН). – От.     Ед. хр. 44. – Инв. 123. 
  6. Общие сведения о школах Казанской губернии. – Казань, 1906. – 153с.
  7. Педагогическая хрестоматия. – М., 1997. – 316 с.
  8. Петриков И.В. Воспоминания (Рукопись хранится в музее ЧГПУ им. И.Я. Яковлева). 
  9. Сборник постановлений по Министерству Народного просвещения. Т. V. 1871 – 1873. СПб. – 315 с.
  10.  Симбирская чувашская учительская школа и женское при ней училище / Церковные ведомости, издаваемые при Святейшем правительственном Синоде, № 22, еженедельное издание с прибавлениями. – 2 июня, 1902 г. – 954 с.
  11. Яковлев И. Я. Моя жизнь: Из переписки. Часть 1. – Чебоксары, 1989.  – 319 с.
  12. Яковлев,  И. Я. Моя жизнь: Воспоминания / И. Я. Яковлев. Вступ. статья Л. П. Куракова, археогр. предисл. Г. Н. Плечова ; примеч., имен. указ. Н. Г. Краснова. – М.: Республика, 1997. – 272 с.

II. ЛИТЕРАТУРА :

  1. Бабишин, С. Д., Митюров, Б. Н. Антология педагогической мысли Древней Руси и русского государства XIV–XVII веков / С. Д. Бабишин, Б. Н. Митюров. – М.: Педагогика, 1985. – 363 с.
  2. Виноградов, Н.И. Роль Симбирской чувашской  учительской школы в становлении художественной культуры Чувашии / Н.И. Виноградов // Педагогическое наследие И.Я. Яковлева и его использование в современной школе: Тезисы докладов к Республиканской научно-практической конференции, посвященной 140-летию со дня рождения И.Я. Яковлева и 120-летию Симбирской чувашской школы. – Чебоксары, 1988. – С.226 – 229.
  3. Долгашев, К.А. Художественно-профессиональное образование в Симбирской чувашской учительской школе / К.А. Долгашев // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. – 2008. – №1 (57).– С.20 – 24.
  4. Ефимов, Л.А. Школы Чувашского края в Х1Х - ХХ вв. / Л.А. Ефимов. – М.: Альфа, 2003. –  536 с.
  5. Ефимов, Л.А. Аликовская средняя школа им. И.Я. Яковлева (1854 - 2004). / Л.А. Ефимов – Чебоксары, 2004.  – 280 с.
  6. Ефимов, Л.А.,  Николаева И.В. Первенец женского образования Чувашии / Л.А Ефимов, И.В Николаева // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. – 2006. – №2 (49).– С. 158 – 163.
  7. Ефимова, А.А., Ефимов, В.П. Педагогическая организация культуроведческой среды в Симбирской чувашской учительской школе / А.А. Ефимова, В.П. Ефимов // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. – 2008. – №1 (57).– С.45 – 49.
  8. Женщины в социальной истории России. – Тверь, 1997. – С. 153.
  9. История  русской культуры. –  М., 2006. – С. 221.
  10. Иванова, Л.Н. И.Я. Яковлев и система профессиональной подготовки специалистов Симбирской чувашской учительской школе  / Л.Н. Иванова //Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. – 2008. – №1 (57).– С.53 – 61.
  11. Ильина, Л.Л. Художественно-трудовое воспитание подрастающего поколения в Симбирской чувашской учительской школе / Л.Л. Ильина // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. – №1 (57). – 2008. – С.79 – 83.
  12. Иванова, Т.С. Роль И.Н. Ульянова в становлении Симбирской чувашской школы / Т.С. Иванова // Педагогическое наследие И.Я. Яковлева и его использование в современной школе: Тезисы докладов к Республиканской научно-практической конференции, посвященной 140-летию со дня рождения И.Я. Яковлева и 120-летию Симбирской чувашской школы. – Чебоксары, 1988. –  С. 203 – 205.
  13. И.Я. Яковлев и Симбирская Центральная чувашская школа: Материалы научной конференции. – Чебоксары, 1997. – 58 с.
  14.  Ключникова, Н.А. Физическое и гигиеническое воспитание девочек в Сибирской         чувашской учительской школе / Н.А. Ключникова // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. – 2008. – №1 (57).  – С.88 – 94.
  15. Константинов, Н. А., Медынский, Е. М., Шабаева, М. Ф. История педагогики : учеб. для педвузов / Н. А. Константинов, Е. М. Медынский., М.Ф. Шабаева – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1956. – 479 с.
  16. Краснов, Н.Г. И.Н. Ульянов – организатор первого чувашского профессионального учебного заведения – Центральной чувашской школы в городе Симбирске / Н.Г.  Краснов // И.Я. Яковлев и Симбирская Центральная чувашская школа. Материалы научной конференции. – Чебоксары, 1997. – С. 4 – 10.
  17.  Магд-Соэп, К. Эмансипация женщин в России : Литература и жизнь / К. Магд-Соэп. – Екатеринбург, 1999. С. 16, 22.
  18. Марков, А. С., Краснов, Н. Г. К истории женского педагогического образования: монография / А. С. Марков, Н. Г. Краснов. – Чебоксары: ЧГУ им. И.Н. Ульянова, 1978. – 163 с.
  19.  Маскалюнайте, А. Региональные просветительские программы ЮНЕСКО / А. Маскалюнайте // Иностранец. – 2003. – № 4. – С. 134.
  20.  Миронов, В. Проблемы образования в современном мире и философия / В. Миронов // Отечественные записки. – 2002. – № 2. – С. 13.
  21.  Модзалевский, Л. Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших времен до наших дней : в 2 т. / Л. Н. Модзалевский. – СПб., 2000. – 425 с.
  22. Латышина,  Д. И. История педагогики / Д. И. Латышина - М., 1998.  – 380 с.
  23.  Макаров М.П.  И. Н. Ульянов и просвещение чуваш / М.П.   Макаров – Чебоксары, 1958. – 159 с.
  24. Педагогическое наследие И.Я. Яковлева и его использование в современной школе: Тезисы докладов к Республиканской научно-практической конференции, посвященной 140-летию со дня рождения И.Я. Яковлева и 120-летию Симбирской чувашской школы. – Чебоксары, 1988. –  233 с.
  25.  Плечов, Г.Н. Концепция чувашского женского образования в социально-педагогической системе И. Я. Яковлева / Г.Н. Плечов // Вестник ЧГПИ им. И. Я. Яковлева. – 1998. – №2 (3). – С. 28.  
  26. Пушкарева, Н. Л. Первые российские женщины-ученые / Н. Л. Пушкарева // Женщины в отечественной науке и образовании. – Иваново, 1997. – С. 39.
  27. Рослякова, А. И. Из истории женского профессионального образования. Российские женщины и европейская культура : материалы V конференции, посвященной теории и истории женского движения / А. И. Рослякова [Сост. и отв.ред. Г. А. Тишкин] – СПб. : Санкт-Петербургское философское бщество, 2001. – 320 с.
  28. Рябов, Т. Б. Женщина в истории западноевропейского средневековья / Т. Б. Рябов. – Иваново. 1999. – 156 с.
  29. Российская педагогическая энциклопедия / глав. ред. В.В.Давыдов. – М., 1999. – 560 с.
  30. Романова, Т.В. Симбирская чувашская школа и ее роль в просвещении чувашского народа / Т.В. Романова // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. – 2008. – №1 (57). – С. 131 – 136.
  31. Сергеев, Т.С. Роль семьи Ульяновых в судьбе Симбирской чувашской учительской школы / Т.С. Сергеев // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева.– 2008. – №1 (57). – С. 142 – 149.
  32. Симонова, М. В. Проблема женского образования во второй половине XIX века / М. В. Симонова // Женщины в социальной истории России. – Тверь, 1997. – С. 37–46.
  33. Симбирская чувашская учительская школа и женское при ней училище. – 898 с.
  34. Тишкин, Г. А. Женский вопрос в России в 50-60-е годы XIX в. / Г. А. Тишкин. – Л., 1984. – 287 c.
  35. Успенская, В. Феминизм и тендерные исследования в системе высшего образованиям / В. Успенская // Феминизм и тендерные исследования : учеб. пособие. – Тверь, 1999. – 214 с.
  36.  Федорова, И. А. Развитие личностных качеств воспитанников в Симбирской учительской школе / И. А. Федорова // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева.– 2008. – №1 (57).  – С. 149 – 152.
  37. Филоненко Т. В., Шипилова А.В. Материальное положение учителей в дореволюционной России / Т. В. Филоненко, А.В. Шипилова // Педагогика. 1998, № 4. – С. 70 – 72.
  38. Фрадкин, Ф. А. Лекции по истории отечественной педагогики / Ф. А. Фрадкин. – М., 1995. – 133 с.
  39. Федосеева, Э. П. Бестужевские курсы – первый женский университет в России / Э. П. Федосеева. – М., 1980. – 193 с.
  40. Харитонов, М.Г. Народное искусство как компонент этнопедагогической подготовки учителя в Симбирской чувашской         учительской школе / М.Г. Харитонов // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева.– 2008. – №1 (57).  – С. 152-157.
  41. Шинелева, Л. Т. Женщина и общество / Л. Т. Шинелева. – М., 1990. – 176 с.
  42. Юровская, Э. П. Проблема женского образования в России XVIII в. и педагогические идеи Дж. Локка / Э. П. Юровская // Русская культура и мир. – Н. Новгород, 1993. – С. 134 – 136.


[1] Модзалевский, Л. Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших времен до наших дней : в 2 т./ Л. Н. Модзалевский. – СПб., 2000.

[2] Пушкарева, Н. Л. Первые российские женщины-ученые / Н. Л. Пушкарева // Женщины в отечественной науке и образовании. – Иваново, 1997.

[3] Симонова, М. В. Проблема женского образования во второй половине XIX века / М. В. Симонова // Женщины в социальной истории России. – Тверь, 1997. – С. 37–46.

[4] Юровская, Э. П. Проблема женского образования в России XVIII в. и педагогические идеи Дж. Локка / Э. П. Юровская // Русская культура и мир. – Н. Новгород, 1993. – С.134-136.

[5] Тишкин, Г. А. Женский вопрос в России в 50-60-е годы XIX в. / Г. А. Тишкин. – Л., 1984.

[6] Рябов, Т. Б. Женщина в истории западноевропейского средневековья / Т. Б. Рябов. – Иваново. 1999.

[7] Шинелева, Л. Т. Женщина и общество / Л. Т. Шинелева. – М., 1990.

[8] Миронов, В. Проблемы образования в современном мире и философия / В. Миронов // Отечественные записки. – 2002. – № 2. – С.13 – 16.

[9] Долгашев, К.А. Художественно-профессиональное образование в Симбирской чувашской учительской школе / К.А. Долгашев // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. – 2008. - №1 (57). – С.20 – 24.

[10] Ефимова, А.А., Ефимов, В.П. Педагогическая организация культуроведческой среды в Симбирской чувашской учительской школе / А.А. Ефимова, В.П. Ефимов // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева.– 2008. - №1 (57). – С.45 – 49.

[11] Иванова, Л.Н. И.Я. Яковлев и система профессиональной подготовки специалистов Симбирской чувашской учительской школе  / Л.Н. Иванова //Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева.– 2008. - №1 (57). – С.53 - 61.

[12] Ключникова, Н.А. Физическое и гигиеническое воспитание девочек в Сибирской         чувашской учительской школе / Н.А. Ключникова // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева.– 2008. – №1 (57).  – С.88 – 94.

[13] Романова, Т.В. Симбирская чувашская школа и ее роль в просвещении чувашского народа / Т.В. Романова // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева.– 2008. – №1 (57).  – С. 131 - 136.

[14] Сергеев, Т.С. Роль семьи Ульяновых в судьбе Симбирской чувашской учительской школы / Т.С. Сергеев // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева.– 2008. – №1 (57).  – С. 142-149.

[15] Федорова, И. А. Развитие личностных качеств воспитанников в Симбирской учительской школе / И. А. Федорова // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева.– 2008. – №1 (57).  – С. 149 – 152.

[16] Харитонов, М.Г. Народное искусство как компонент этнопедагогической подготовки учителя в Симбирской чувашской         учительской школе / М.Г. Харитонов // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева.– 2008. – №1 (57).  – С. 152 – 157.

[17] Харитонова, Ф. П. Этнопедагогические традиции в Симбирской чувшской учительской школе и образовательной практике педагогического вуза / Ф. П. Харитонова // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева.– 2008. – №1 (57).  – С. 157 – 160.

[18] Шабалкина, Н. П. Нравственные аспекты «Духовного завещания» И. Я. Яковлева / Н. П. Шабалкина // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева.– 2008. – №1 (57).  – С. 161 – 164.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Женские образы в русской истории и искусстве" интегрированный урок истории - МХК

Материал представляет собой подборку интересных материалов о женщинах, оставивших след в истории и волновавших умы поэтов и художников. К уроку прилагается презентация и рабочая тетрадь....

Литературно - музыкальная композиция "У войны не женское лицо?!" (судьба женщин в годы Великой Отечественной войны)

Мероприятие посвящено женщинам, которые воевали на земле и в небе в годы Второй мировой войны, солдатским матерям. Есть информация о Прасковье Еремеевне Володичкиной, потерявшей на фронте 9 сыновей, о...

Презентация к классному часу "Женское образование в России: Смольный институт"

Данная презентация предназначена для проведения классного часа  "Женское образование в России: Смольный институт", а также будет полезна для внеклассных мероприятий по данной ткматике. В свя...

"женский день по-женски"

Сценарий-посиделки на 8 Марта для дамского коллектива....

Образование имен прилагательных женского рода

Образование имен прилагательных женского родаТренировочные упражнения...

Переложения хоровых партитур для женского хора, мужского и женского вокального ансамбля

В данном разделе размещены переложения хоровых партитур и вокальных произведений, выполненные мной для женского хора, а также мужского и женского вокальных ансамблей:   1) для хора:  ...

Женское образование в России.

Статья о развитии образования для девушек, предназначенная для интеллектуального чтения интересующихся историей, педагогикой и лингвистикой. Читатели из страших классов приветствуются! Статью возможно...