Рабочая программа по истории Сибири
рабочая программа по истории (11 класс) на тему

Рабочая программа по истории Сибири для 11 кл.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoriya_sibiri.doc116 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

1.

Пояснительная записка

3

2

Цели и задачи программы

4

3

Требования к уровню усвоения дисциплины

4

4

Учебно – тематическое планирование

5

5

Содержание тем учебного курса

7

6

Список литературы (основной и дополнительный для учителя и обучающихся)

10

7

Приложения (контроль уровня обученности)

11

Пояснительная записка

Рабочая программа по Истории Сибири для 11 класса составлена на основе программы регионального компонента по истории для 10 – 11 классов Кузнецовой Ф. С., методических рекомендаций к планированию регионального компонента в контексте программ по истории в средней школе для 10 – 11 классов Кузнецовой Ф. С., программно – методических материалов для общеобразовательных учреждений. История Сибири. Региональный компонент. Новосибирск «Инфолио – пресс» 2000. Курс рассчитан на 34 часа в год, 1 час в неделю из компонента образовательного учреждения (учебный план). Система оценивания - безотметочная, зачётная. Зачёт сдаётся 1 раз в конце учебного года. Форма сдачи зачёта – индивидуальная.

Изучение региональной истории является условием трансляции ценностей и традиций местного общества, выступает своеобразным «мостом» в воспроизводстве коллективной памяти сибиряков, помогает преодолеть отчуждение еще не вполне сложившейся личности школьника и общества. Возникает возможность связать в историческом пространстве интересы формирующейся личности и ее ближайшего окружения с целым рядом базовых исторических категорий: этнос, нация, мировое сообщество, цивилизация.

Изучение общих проблем истории Сибири в совокупности с изучением локальной истории создает условия для осмысления путей развития, сообща пройденных народами Сибири. Известно, что исторические знания оказывают представления человека о мире, поэтому осознание исторического единства народов Сибири может стать основой личностной позиции гражданина в деле строительства РФ.

Региональная и локальная история представляет учащимся материал из непосредственного окружения и собственного жизненного опыта, актуальной для эмоционального переживания, интеллектуального и ценностного осмысления. Привлечение краеведческих материалов и фактов «микроистории» (событий из прошлого родного города, села, семьи) делают обучение личностно ориентированным, школьники начинают активно участвовать в процессе познания, а их жизненный опыт и прошлое становятся предметом осмысления.

Региональная история обеспечивает наилучшую основу для применения активных методов обучения (работа с музейными экспонатами и документами, источниками из местных архивов, сбор воспоминаний земляков и т.п.) и тем самым знакомит с методами исторического исследования. Привлечение учащихся к учебно – исследовательской работе по сбору и осмыслению краеведческих материалов способствует развитию их личности.

В 11 классе учащиеся изучают историю Сибири и родного края в XX веке. Большое внимание уделяется краеведческим материалам, так как в XX веке, в советское время, в Сибири происходили те же процессы, что в европейской части России, а их специфику легче всего проследить на конкретных местных материалах, создает больше возможностей для привлечения местных документов, воспоминаний родственников, публикаций периодической печати.

Цели и задачи программы

Цель введения регионального компонента в общеобразовательные учреждения – социализация личности по месту проживания: именно знания о регионе создают условия для понимания и принятия учениками той истины, что только труд и заботы людей могут сделать жизнь в крае интересной, разнообразной и богатой. Такой взгляд формирует мотивы и потребности, побуждающие к участию в делах по благоустройству своей «малой родины».

Задачами обучения региональной истории являются:

- развитие интереса к истории не только как к школьному предмету, но как явлению, охватывающему все стороны человеческой деятельности в прошлом;

- развитие критического и творческого мышления;

- формирование собственной исторической позиции и умение аргументировать и отстаивать ее в ходе дискуссий;

- обучение способам поиска и сбора информации по интересующему вопросу, ее систематизации, проверки достоверности фактов на основе сравнительного анализа с другими данными;

- обучение культуре оформления собственных учебных изысканий;

- развитие умения работать с дополнительной литературой.

Требования к уровню усвоения дисциплины

В ходе изучения курса Истории Сибири учащиеся 11 класса должны:

Знать/понимать:

- результаты Столыпинской аграрной реформы для развития Сибири;

- какой отклик в Сибири получили события революции 1905 – 1907 гг.;

- развитие крестьянской кооперации в начале XX века, об успехах;

- основные этапы гражданской войны на территории Сибири;

- роль Сибири в индустриализации СССР;

- о вкладе экономики Сибири в дело победы в ВОВ, о патриотизме и подвигах земляков на полях сражений;

- кардинальные изменения, произошедшие в Сибири в 1950-1980 гг.

уметь:

- характеризовать группы населения сибирской деревни начала XX века и сравнивать их положение с положением таковых в европейской части страны;

 - сравнивать проявления политики военного коммунизма и нэпа в Сибири и европейской части России;

- показывать на карте и называть стройки первых пятилеток, местонахождение основных разработок природных месторождений, гидроэлектростанций, крупнейших промышленных предприятий;

- собирать, систематизировать и объяснять факты из истории родного края, в которых нашли отражения события индустриализации, коллективизации и "большого террора";

- оценивать экономическое и социальное значение великих строек коммунизма в Сибири и родном крае в единстве их положительных и отрицательных сторон;

- характеризовать основные события и результаты целинной эпопеи, социальное развитие сибирской деревни в 1950 – 1980 гг.;

- видеть зависимость современной жизни в крае от прошлого и понимать значение настоящей деятельности людей как непременного условия достижений будущего;

- выбирать и формулировать исследовательскую тему из местной истории, исходя из личных и общественных интересов, реальных возможностей, наличия источников.

Учебно – тематическое планирование по истории Сибири

для 11 класса на 2011 – 2012 учебный год

№ урока

Раздел/тема

Кол-во часов

в том числе на:

сроки

контрольные

Самостоятельные/практические

Тема № 1. Наш край в начале XX века.

9

3

1

Административно – территориальное деление Сибири в начале XX века.

1

2

Население нашего края.

1

3

Практическая работа по теме: Возникновение Новониколаевска.  Отцы основатели.

1

1

4

Новониколаевск – торгово – транспортный центр Сибири.

1

5

Практическая работа по теме: Внешний облик города. Образ жизни его жителей.

1

1

6 - 7

Сибирская деревня в начале XX века. Столыпинские переселения в Сибирь.

2

8

Практическая работа по теме: Рабочий класс и предприниматели Сибири.

1

1

9

Распространение революционных идей в Сибири.

1

Тема № 2. Революционные события в Сибири и нашем крае.

6

1

1

10

Установление советской власти в Сибири.

1

11

Практическая работа по теме: События 1917 – 1918 годов в нашем городе.

1

1

12

Начало гражданской войны в Сибири. Антисоветские силы.

1

13

Установление диктатуры Колчака в Сибири.

1

14

Восстановление советской власти в нашем крае. Политика военного коммунизма.

1

15

Крестьянские восстания в Сибири в 1920 – 1921 гг. Контрольная работа по теме: Революционные события в Сибири и нашем крае.

1

1

Тема № 3. Сибирь и наш край в годы НЭПА.

2

16

НЭП и сибирское крестьянство.

1

17

Наш город в годы НЭПА.

1

Тема № 4. Индустриализация, коллективизация, террор.

6

1

1

18

Роль и место Сибири и Новосибирской области в решении задач первых пятилеток.

1

19

Практическая работа по теме: Новосибирск в 30-е годы: трудовой энтузиазм, жилищные условия, быт  горожан.

1

1

20

Коллективизация в Сибири и в нашем крае.

1

21

Жизнь и быт колхозной деревни в 30-е годы.

1

22

Репрессии 30-х гг. в Новосибирске.

1

23

Лагерные пункты Сиблага в Новосибирской области. Контрольная работа по теме: индустриализация, коллективизация, террор.

1

1

Тема № 5. Сибирь и наш край в годы ВОВ.

5

2

24

Мобилизация и добровольцы первых дней войны.  Перестройка экономики на военный лад.

1

25

Эвакуация промышленных предприятий, учреждений культуры в Сибирь.

1

26

Новосибирцы – герои ВОВ.

1

27

Практическая работа по теме:Образ жизни горожан по правилу: "Все для фронта, все для победы".

1

1

28

Практическая работа по теме: Имена фронтовиков и героев труда на карте города.

1

1

Тема № 6. Сибирь и наш край в 1950 – 1990 годы.

3

29

Новосибирск и область после войны.

1

30

Социальный состав жителей нашего города и села в 50-80-е годы.

1

31

Развитие городского хозяйства.

1

Тема № 7. Время перемен. Мой город сегодня.

2

32

Общественное движение в годы перестройки. Борьба идеологий.

1

33

Изменения в управлении.

1

34

Контрольная работа по курсу "История Сибири".

1

1

Итого:

34

3

7

Содержание тем учебного курса

Тема № 1. Наш край в начале XX века – 9 часов.

Административно – территориальное деление Сибири и нашего края в начале XX века. Население нашего края. Города и населенные пункты.

Возникновение Новониколаевска. Отцы – основатели города. Стремительный рост населения города. Новониколаевск – торгово – промышленный центр Западной Сибири в начале XX века.

Внешний облик города, занятия и образ жизни его жителей.

Сибирская деревня в начале XX века: зажиточные старожилы, середняки, беднота. Организация переселенческого движения в Сибирь в годы Столыпинской аграрной реформы. Основание новых населенных пунктов в нашем крае. Развитие крестьянского хозяйства в нашем крае.

Рабочий класс и предприниматели Сибири. Численность рабочего класса, условия труда. Типы сибирских предпринимателей.

Распространение революционных идей в Сибири. Революционные выступления рабочего класса в 1905 – 1907 гг.

Тема № 2. Революционные события в Сибири и нашем крае – 6 часов.

Отклик на февральские события в Петрограде в нашем крае. Установление советской власти в Сибири и нашем городе, борьба с областниками в Томске. Рост социальной напряженности в Сибири. Мятеж Чехославацкого корпуса и свержение советской власти. Участники борьбы за установление советской власти в Новониколаевске и их судьбы.

Установление диктатуры Колчака в Сибири и его режим. Подпольная деятельность большевиков Новониколаевска. Партизанское движение и восстановление советской власти в нашем крае. Образование Новониколаевской губернии. Положение в городе и губернии в 1920 – 1921 гг. Колыванское восстание крестьян.

Тема № 3. Сибирь и наш край в годы НЭПА – 2 часа.

Введение продналога в Новониколаевской губернии. Факты нарушения законности (из протокола Гутовской партконференции РКП(б) 1922 г.). Сельские советы в годы нэпа. Наш город в годы нэпа.

Тема № 4. Индустриализация, коллективизация, террор – 6 часов.

Задачи развития промышленности Сибири в первых пятилетках. Промышленные предприятия нашего края, созданные в годы предвоенных пятилеток. Новосибирск в 30-е годы: трудовой энтузиазм, культурное строительство, жилищные условия, быт горожан.

Особенности коллективизации в Сибири и в нашем крае. Спецпереселенцы. Документы Новосибирского государственного архива о ходе коллективизации в нашем крае. Жизнь и быт колхозной деревни в 30-е годы.

Репрессии 1930-х гг. "Дело о белогвардейском заговоре". Болдырев В. Г. Лагерные пункты Сиблага в Новосибирской области. Воспоминания сибиряков и родственников о событиях 1930-х гг. в нашем крае.

Тема № 5. Сибирь и наш край в годы ВОВ – 5 часов.

Патриотический порыв сибиряков. Перестройка экономики Сибири на военный лад. Размещение эвакуированных предприятий промышленности и культуры из прифронтовой полосы. Новосибирская область и город во время войны: промышленность города – фронту. Труд колхозников в годы войны. Условия труда и быта жителей города и области.

Сохранение памяти о погибших в войну среди жителей города и области. Современные СМИ нашей области о войне.

Тема № 6. Сибирь и наш край в 1950 – 1990 годы – 3 часа.

Промышленное развитие Сибири и города в 50-80-е годы. Социальная политика, жилищное строительство. Уровень жизни населения.

Новосибирские колхозы и совхозы в 50-80-е годы. Освоение целины. Укрупнение колхозов. Социальное и культурное развитие села.

Тема № 7. Время перемен. Мой город сегодня – 2 часа.

Область и город в годы перестройки и становления рыночной экономики. Изменения в управлении.

Итоговая контрольная работа по курсу "История Сибири" – 1 час.

Список литературы

(основной и дополнительный для учителя и обучающихся)

  1. Анисков В. Т. Жертвенный подвиг деревни. Крестьянство Сибири в годы ВОВ. Новосибирск, 1993.
  2. Артемов Е. Т. Формирование и развитие сети научных учреждений АН СССР в Сибири. 1944 – 1980 гг. Новосибирск, 1990.
  3. Болтенко Л. И. Сибирская деревня в восстановительный период (1921 – 1925 гг.) Томск, 1978.
  4. Винокуров М. А., Суходолов А. П.Экономика Сибири 1900 – 1928 гг. Новосибирск, 1996.
  5. Гвоздкова Л. И. Сталинские лагеря на территории Кузбасса (30-40 –е гг.). Кемерово, 1994.
  6. Горюшкин Л. М. Так начинался Новосибирск. Новосибирск, 1993.
  7. Гущин Н. Я. "Раскулачивание" в Сибири (1928 – 1934 гг). Методы, этапы, социально – экономические и демографические последствия. Новосибирск, 1996.
  8. История Новосибирской области с древности до наших дней. Очерки в помощь школьникам, изучающим краеведение. Новосибирск, 1996.
  9. Ларьков Н. С. Начало гражданской войны в Сибири. Армия и борьба за власть. Томск, 1995.
  10. Московский А. С. Промышленное освоение Сибири в период строительства социализма (1917 – 1937 гг). Новосибирск, 1975.
  11. Наша малая родина. Хрестоматия по истории Новосибирской области. 1921 – 1991 гг. Новосибирск, 1997.
  12. Новосибирск. 100 лет. Люди. События. Новосибирск, 1993.
  13. Островский И. В. Аграрная политика царизма в Сибири периода империализма. Новосибирск, 1991.
  14. Памятники Новосибирской области. Новосибирск, 1989.
  15. Папков С. А. Сталинский террор в Сибири. 1928 – 1941 гг. Новосибирск, 1997.
  16. Созидатели. Т.1-2. Новосибирск, 2003.
  17. Суходолов А. П. Сибирь в начале XX века: территория и границы, города, транспортные магистрали, сельское хозяйство. Иркутск, 1996.
  18. Шорников М. М. Год семнадцатый. Новосибирск, 1967.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Литература Восточной Сибири

Рабочая программа согласована с основными Программами по литературе, рекомендованными  Министерством общего и профессионального образования  РФ, стандартами основног...

Рабочая программа по истории Сибири

Рабочая программа по истории Сибири 11 класс....

Рабочая программа по истории Сибири 10 класс на 2014-2015 учебный год

Рабочая программа  по истории Сибири в 10 классе составлена на основе:● регионального компонента в рамках стандарта первого поколения;● авторской программы Ф.С.Кузнецовой для основного и ср...

Рабочая программа Литература Восточной Сибири 5 класс ФГОС

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №  12 г. Нижнеудинск»   Рассмотрена на заседании Методического советаПротокол №  1«27» ...

Рабочая программа по истории Сибири

Рабочая программа по «Истории Сибири» составлена на основе стандарта регионального компонента Новосибирской области по предмету «История отечества». Региональный (национально-региональный) компонент п...