"Трагедия под хутором Каменным».
статья по истории на тему

Тема Великой Отечественной войны актуальна до тех пор, пока живы ее участники и очевидцы, пока жива память о ней, и мы, поколения выросшие благодаря воевавшим, и тем более отдавшим жизни за наше будущее героям, должны знать о них и их подвигах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл «Трагедия под хутором Каменным».19.98 КБ

Предварительный просмотр:

Тема нашего доклада «Трагедия под хутором Каменным».

Почему мы избрали эту тему? Потому что тема Великой Отечественной войны актуальна до тех пор, пока живы ее участники и очевидцы, пока жива память о ней, и мы, поколения выросшие благодаря воевавшим, и тем более отдавшим жизни за наше будущее героям, должны знать о них и их подвигах.

В марте 2008 г. На совет школьного музея Боевой славы 248- Краснознаменной Одесской стрелковой дивизии пришли наши друзья ветераны, и во время обсуждения дальнейших планов группы «Поиск» слово взял ветеран нашей дивизии Науменко Филипп Федорович. Он сказал: «Ребята, вот вы уже многое узнали о героизме наших войск во время войны. Это замечательно, но ведь были и трагические страницы в нашей истории. И о них тоже нельзя забывать. А ведь незадолго до освобождения нашего города 248-я дивизия попала в окружение и потеряла более полвины личного состава, более 2500 человек. И случилось это, уже во время нашего наступления, в нескольких десятках километров от Ростова-на-Дону в х. Каменном под Зерноградом. В поле около Каменки мы готовились к обеду. В это время началась танковая атака немцев. Стояли большие морозы, было много снега. Мы не были подготовлены к отражению атаки. Кругом чистое поле и лесополоса, ниже нас – заледеневший ручей. Наши солдаты начали автоматами и винтовками отражать атаку немецких танков и погибли сами. Люди должны знать не только героические стороны. Мы должны рассказать и об этой трагедии.»  Филипп Федорович долго вспоминал об этих страшных днях, а через неделю нам позвонили  и сказали, что он умер.      Также и поэтому, выполняя наказ ветерана в это году мы представляем вашему вниманию доклад о трагических событиях произошедших 28 – 29 января 1943 года в х. Каменный.

Начался поиск. Многие годы трагедия в х. Каменном замалчивалась, поэтому наших архивных данных было недостаточно и мы написали ветеранам, адреса которых были нам известны, многие прислали нам свои воспоминания. И вот что нам удалось узнать: Наступление наших войск  разворачивалось в крайне сложных погодных условиях. Зима была суровой. Но 23-24 января прошли обильные дожди. Дороги раскисли. Тылы значительно отстали от передовых частей. А 27 января ударил 20-градусный мороз. Дороги продолжали оставаться труднопроходимыми. Кроме того противник тщательно готовился к отражению наших войск и сосредоточил здесь крупные силы. Соединениям  28-й армии, например противостояла 23-я танковая дивизия противника, дивизия СС «Викинг», а так же 11-я пехотная дивизия. Эти соединения имели значительный боевой опыт, обладали высокой подвижностью, отличались стойкостью в обороне. 23-я танковая дивизия например, участвовала в наступательных операциях на территории  Франции и прибыла на Восточный фронт в мае 1943 г. Несмотря на это 248-й с.д., 52-й и 79-й отдельным стрелковым бригадам удалось освободить большую часть хутора. Однако утром 30 января немцы подтянули к Каменке новые подразделения автоматчиков, шестиствольные минометы, и до 40 танков. Враг атаковал полки и обрушился на командный пункт 248-й С.Д. грозя захватить штаб и все документы. Оборону возглавили заместитель комдива полковник Поваров и начальник политотдела майор Сиденко. Шесть часов продолжалось ожесточенное сражение, оба офицера погибли, вместе с сотнями солдат погибли так же командир 902 С.П. Кроха  И.Д., тяжело ранен Командир дивизии Галай Н.З. Дивизия и штаб были окружены, окружен сам мозг дивизии, и тогда замполит командира 902 –го с.п. Шаренко  Николай Григорьевич организовал группу бойцов и командир по выведению штаба из окружения. В нем принимали участие Баранчук Д.К., Горбатенко Ф.И., Науменко Ф.Ф., Захаров А.Т., и другие. И им удалось увезти штаб в безопасное место.

 Нам очень надо было побывать в х.Каменном, встретиться с людьми, которые видели эту трагедию собственными глазами. И поехали в  х.Каменный на празднование дня Победы. Там мы познакомились с Зоей Семеновной Гурьевой и Мариной Павловной Даниловой руководителем музея, и решили провести поисковую работу  силами поисковых отрядов двух школ. И вот, 10 сентября Группа « Поиск» снова отправилась в х.Каменный на Братскую могилу наших солдат и для сбора информации у жителей-очевидцев трагедии.

 И вот мы у воинского захоронения. Здесь стоит обелиск, поставленный жителями хутора в память о погибших солдатах. На обелиске выбиты имена погибших, которых смогли опознать, но это лишь малая часть от того количества похороненных. Большую часть погибших, сожженных и раздавленных танками опознать не удалось.

 И здесь, у этого обелиска мы услышали рассказ  участника боев за х. Каменный , бойца 902-8го стрелкового 248-й СД Баранчука Д.К.

Потрясенные рассказом Д.К. мы решили почтить память павших минутой молчания преклонив колено, ветераны склонили головы, на глазах у многих были слезы.  Дальше мы встретились с жителями х. Каменного очевидцами боев.

Мария Ивановна Цивенко рассказывает: «Мы с семьей прятались в погребе, наших раненых носили в хату, когда наступало затишье, потом к нам во  двор въехал танк, на котором немка, вся в белом рассматривала в бинокль позиции наших солдат. Нас выгнали из погреба, а раненых согнали в дом Горичушина и облив бензином стены сожгли. Это эсесовцы были, я запомнила точно, у немки этой на белом платье, на рукаве их знак был пришит, как наши кричали! Они же за нашими солдатами гонялись, увидит раненых или группу отходящих и танком по ним, а у наших же только винтовки и автоматы.

Был сильный мороз, вся земля в хуторе была красная от крови. Убитых мы везли на санках в силосные траншеи, укладывали рядами. Четыре огромные ямы были наполнены телами наших солдат. Мы потом даже на улицу выходить  боялись. Сколько лет прошло до сих пор забыть не могу ни крики, ни тела танками подавленные.»

 Обжигающие душу воспоминания очевидцев трагедии никого не могут оставить  равнодушным. Слушая о чудовищных преступлениях фашистов, невольно задаешься вопросом : «Неужели эти страшные годы никого ничему не научили? Неужели в наше время есть еще люди, которые сознательно идут на зверские акции против человечества? Теракты, взрывы, рушащиеся дома, кровь, слезы, горе…

Надо помнить, надо постоянно напоминать как хрупка человеческая жизнь, как легко её прервать и невозможно это исправить. Говорить, рассказывать, бить в колокола…

И тогда силы добра прервут, наконец, кровавый путь истории, и не будет больше войн на планете.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Каменный цветок" Драматическая сказка в двух действиях, по мотивам сказов П. П. Бажова «Каменный цветок», «Горный мастер».

Действующие лица Прокопыч– горный мастер.Данило– ученик Прокопыча.Катя– невеста Данила.Медной горы Хозяйка.Приказчик.Вихориха– бабка-знахарка.Автор....

Тема любви и образ севильского озорника в трагедии А.С.Пушкина «Каменный гость»(урок литературы в 9 классе)

Урок-исследование в 9 классе на тему "тема любви и образ севильского озорника в трагедии А.С.Пушкина "Каменный гость", на котором предпринимается попытка понять  отношение Пушкина к традиционному...

Болдинская осень.Цикл "Маленькие трагедии" Идейное звучание, тематика и художественное совершенство. Анализ трагедий "Скупой рыцарь". "Моцарт и Сальери".

Урок в 9 классе по теме "Болдинская осень 1830. Цикл "Маленькте трагедии" Анализ трагедий "Скупой рыцарь", "Моцарт и Сальери" (2 часа)Урок разработан с целью ознакомления учащихся с Болдинским периодо...

Трагедия личности и трагедия народа в поэме А. А. Ахматовой "Реквием".

Конспект урока "Трагедия личности и трагедия народа" по поэме А. А. Ахматовой "Реквием", на котором предусматривается комплексный анализ произведения. Основной метод - работа по презентации. ...

Презентация. Приложение к конспекту "Трагедия личности и трагедия народа в поэме А. А. Ахматовой "Реквием".

Работа по этой презентации  поможет   совершенствовать навыки погружения в литературное произведение, его глубинного  анализа, соотнесения его содержания с критической и мемуа...

Трагедия "Матери и сына - трагедия народа"

Урок литературы в 11 классе по поэме А.Ахматовой "Реквием"...