Главные вкладки

    Презентация к уроку по литературе (11 класс) по теме:
    Презентация. Приложение к конспекту "Трагедия личности и трагедия народа в поэме А. А. Ахматовой "Реквием".

    Андреева Алла Юрьевна

    Работа по этой презентации  поможет   совершенствовать навыки погружения в литературное произведение, его глубинного  анализа, соотнесения его содержания с критической и мемуарной литературой, фактами истории страны, библейскими  мотивами,  биографией  автора, - с тем, что непосредственно  связано с  произведением.

    На слайдах предусмотрены вопросы и задания, цель которых -  формировать умение  понять, воспринять и объяснить творческую лабораторию поэта: видеть  и толковать своеобразные ахматовские образы-символы, ключевые слова, поэтические тропы  (метафоры, эпитеты, сравнения), стилистические фигуры (анафора, перекличка заголовков стихов).

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tragediya_lichnosti_i_tragediya_naroda_v_poeme.pptx1.37 МБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Трагедия личности и трагедия народа в поэме А. А. Ахматовой «Реквием» Нет, и не под чуждым небосводом, И не под защитой чуждых крыл,- Я была тогда с моим народом, Там, где мой народ, к несчастью, был. 1961

    Слайд 2

    Презентацию подготовила Андреева Алла Юрьевна, преподаватель словесности ГБОУ СОШ № 353 им. А. С. Пушкина г. Москвы

    Слайд 3

    Из истории публикации В 1962 году, когда все стихи были записаны на бумаге, Ахматова с гордостью сообщила: «Реквием» знали наизусть 11 человек, и никто меня не предал». В 1963 году поэма была опубликована за границей. В 1987 году стала известна широкому кругу читателей в России (через 22 года после смерти Анны Ахматовой)...

    Слайд 4

    История создания

    Слайд 5

    -Как Вам удалось сохранить сквозь все тяжкие года запись этих стихов? - А я их не записывала, я пронесла их через два инфаркта в памяти.

    Слайд 6

    Найти приметы времени «В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Как-то раз кто-то «опознал» меня. Тогда, стоящая за мной женщина с голубыми губами, которая , конечно, никогда в жизни не слыхала моего имени, очнулась от свойственного нам всем оцепенения и спросила меня на ухо (там все говорили шепотом): - А это вы можете описать?»… «В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Как-то раз кто-то «опознал» меня. Тогда, стоящая за мной женщина с голубыми губами , которая , конечно, никогда в жизни не слыхала моего имени, очнулась от свойственного нам всем оцепенения и спросила меня на ухо (там все говорили шепотом ): - А это вы можете описать?»…

    Слайд 7

    Перед этим горем гнутся горы В «Посвящении» есть заимствованный образ. Найдите и прокомментируйте его.

    Слайд 8

    Это было, когда улыбался Только мёртвый, спокойствию рад…

    Слайд 9

    Какими изобразительными средствами создаёт Ахматова образ города? И ненужным привеском качался Возле тюрем своих Ленинград… Сравнение Песню разлуки паровозные пели гудки… Безвинная корчилась Русь Эпитеты Метафоры ( Олицетворение) Под кровавыми сапогами… Под шинами чёрных марусь …

    Слайд 10

    Звёзды смерти стояли над нами… Какие ассоциации возникают в связи образом «звёзды смерти»?

    Слайд 11

    Почему лирическая героиня даёт себе приказ: «Не забыть!» ?

    Слайд 12

    Временное пространство в поэме Почему героиня вспоминает стрелецких жен?

    Слайд 13

    Тихо льется тихий Дон, Желтый месяц входит в дом… Кто она, лирическая героиня поэмы ? Какую мелодию приобретает этот стих?

    Слайд 14

    Показать бы тебе, насмешнице И любимице всех друзей, Царскосельской весёлой грешнице, Что случится с жизнью твоей…

    Слайд 15

    Дерзновенные образы-символы Кидалась в ноги палачу… Скорой гибелью грозит Огромная звезда…

    Слайд 16

    И упало каменное слово… Надо, чтоб душа окаменела… Почему?

    Слайд 17

    Распятие С какой целью включен этот эпизод? Почему «туда, где молча Мать стояла, так никто взглянуть и не посмел»?

    Слайд 18

    Под красною ослепшею стеной Дайте толкование образа «красной ослепшей стены» (Ассоциативные связи, образный смысл эпитетов)

    Слайд 19

    Какую стилистическую фигуру часто использует Ахматова? Как из-под век выглядывает страх, Как летописи жесткие страницы… …И ту, что едва до окна довели, И ту, что родимой не топчет земли, И ту, что красивой тряхнув головой… Забыть громыхание черных марусь , Забыть, как постылая хлопнула дверь… Анафора

    Слайд 20

    Памятник Своеобразие темы памятника у Ахматовой Назовите известных поэтов, поднимавших тему памятника

    Слайд 21

    Трагедия матери или трагедия народа? «Реквием» - автобиография поэта, а не народная трагедия» (И.Бродский) « Реквием»- воистину «томов премногих «тяжелей»… Останется навсегда безмолвный приговор зверству. (Б.Зайцев) «Это была трагедия народа, а у вас – только трагедия матери и сына». (А.Солженицын )

    Слайд 22

    В презентации использованы отдельные слайды или картинки из презентаций учителей, иллюстрации учениц к «Реквиему»: 1. Литвинова Т.И. Из опыта работы учителя рус. яз. И лит. ГОУ СОШ № 388 СВАО г. Москва. «Я была тогда с моим народом». Поэма А. Ахматовой «Реквием» : http//900 igr.net/ prezentatsii / literatura / Urok-Rekniem-Akhmatona / 2. Валеева Н.А., учитель рус. яз. и лит. МОУ « Пивкинская СОШ. «Трагическое звучание поэмы А. А. Ахматовой «Реквием» : http/images.yandex.ru/ yandsearch ? p/ 3. Хлебушкина К., ученица ГБОУ СОШ № 353 им. А. С. Пушкина г. Москва. Иллюстрация к «Реквиему» А. Ахматовой 4. Есюткина А., ученица ГБОУ СОШ № 353 им. А. С. Пушкина г. Москва. Иллюстрация к «Реквиему» А. Ахматовой


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок литературы на тему "Образы Петербурга и его создателя в поэме А.С.Пушкина "Медный всадник"

    Урок литературы в 9 классе, основанный на применении проблемной, дифференцированной технологий. Содержит элементы интегрированного урока....

    Дети герои ВОВ (приложение к "У нас и детства не было отдельно, а было вместе детство и война")

    ...Летней ночью, на рассвете,Гитлер дал войскам приказИ послал солдат немецкихПротив всех людей советских,—Это значит — против нас...

    Презентация к уроку литературы "Трагедия поэта и народа в поэме А. Ахматовой "Реквием"

    Презентация содержит материал к уроку литературы в 11 классе "Трагедия поэта и народа в поэме А. ахматовой "Реквием". В презентации представлены проблемные вопросы для анализа текста, а также обобщени...

    Трагедия личности и трагедия народа в поэме А. А. Ахматовой "Реквием".

    Конспект урока "Трагедия личности и трагедия народа" по поэме А. А. Ахматовой "Реквием", на котором предусматривается комплексный анализ произведения. Основной метод - работа по презентации. ...

    Мультимедийное приложение к урокам литературы в 9 классе по творчеству А.А.Блока.

    Мультимедийное приложение к урокам литературы в 9 классе по творчеству А.А.Блока....

    Тема народного страдания и скорби в поэме А. А. Ахматовой "Реквием"

    На примере поэмы А. Ахматовой воспитывать любовь к родине,    Развивать умение анализировать поэму с точки зрения содержания и формы....

    Урок литературы 11 класс Тема суда времени и исторической памяти в поэме А. А. Ахматовой ,,Реквием”

    Конспект урока  по  литературе       11 класс      Тема суда времени и исторической памяти в поэме ...