Поэма А. Ахматовой "Реквием". Трагедия народа и поэта. Тема суда времени и исторической памяти.
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

На уроке анализируются исторические события и биографические из жизни А. Ахматовой. На примере отдельных отрывков из поэмы анализируются языковые средства художественной выразительности. Прослеживается тема назначения поэта в обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ahmatova.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

         

Разработка  урока по литературе в 11 классе, автор учебника                                 В. Я. Коровиной

Тема урока:  «Поэма А. Ахматовой «Реквием». Трагедия народа и поэта. Тема суда времени и исторической памяти»

Цель: проанализировать идейно-художественное своеобразие поэмы                      А. Ахматовой «Реквием»

Задачи: научить понимать авторскую позицию с учетом раскрываемых исторических  событий, продолжить работу развитию монологической речи учащихся, повторить языковые средства художественной выразительности.                                                                                                   Оборудование: интерактивная доска, презентация, эпиграф, учебник, раздаточный материал, портрет А. Ахматовой, аудиозапись( поэма «Реквием» в чтении А. Ахматовой)

                                                            Ход урока.

1.Организационный момент.                                                                              Разминка. Учащимся предлагается найти языковые средства в отрывке из стихотворения М. Цветаевой.

Узкий, нерусский стан-

Над фолиантами.

Шаль из турецких стран

Пала, как мантия.

Вас передашь одной

Ломаной четкой линией.

Холод- в веселье, зной-

В вашем унынии…

В утренний сонный час,

-кажется, четверть пятого,-

Я полюбила Вас,

Анна Ахматова.

Как вы понимаете, ребята, это стихотворение я выбрала не случайно. В нем есть и точное описание портрета Ахматовой, и ее противоречивый характер. Поэтому перейдем  к проверке домашнего задания.

  1. Проверка домашнего задания через фронтальный опрос.

- Почему мы можем считать нелегкой судьбу А. Ахматовой?

- Какие сборники поэтессы вы знаете? Какие темы она отражает в своих произведениях?

- Какие события из биографии А. Ахматовой вы можете назвать, чтобы можно было доказать утверждение, что история страны отражается в  творчестве поэта, конкретно поэме «Реквием», которую вы самостоятельно прочитали.

3. Работа по теме урока. Изучение нового материала, ребята, мы сегодня проведем в форме семинара, вопросы которого вы получили на предыдущем занятии. Начнем работу с высказывания К. Паустовского, которое является эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку. Слайд №1              ( «Анна Ахматова- целая эпоха в поэзии нашей страны. Она щедро одарила своих современников человеческим достоинством, своей свободой и крылатой поэзией- от первых книг о любви до потрясающего по своей глубине «Реквиема». В конце урока при подведении итогов мы вернемся к эпиграфу и объясним его. А теперь работаем по плану.

1) История создания поэмы «Реквием»

2) Композиция поэмы

3) Исторические уроки поэмы.

Возможные сообщения учащихся

1) 1921 год был трагическим для Ахматовой: как враг народа был расстрелян по обвинению в заговоре муж Николай Гумилев. С середины 20-х годов стихи Ахматовой перестали  печатать, а старые- переиздавать. Несмотря ни на что, чувство родины для Ахматовой свято, без ощущения родины для нее невозможна душевная гармония. Образ России у Ахматовой неотделим от судьбы поколения, народа. (работа по слайдам 2-5). В 1922 году она пишет:

Не с теми, кто бросил землю

На растерзание врагам,

Их грубой лести я не внемлю,                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       Им песен я своих не дам.

Это было ответом на негативное отношение к ее творчеству. 30-40-ые годы были страшными не только для Ахматовой, но и для всей страны. Семнадцать месяцев, с 1938 по 1939 годы Ахматова провела в тюремных очередях в связи с арестом сына, Льва Николаевича Гумилева, он арестовывался трижды: в 1935, в 1938, 1939 годах. Мне хотелось зачитать дословно воспоминания А. Ахматовой дословно: «В страшные годы ежовщины я  провела 17 месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Как-то раз кто-то «опознал» меня. Тогда стоящая за мной женщина с голубыми губами, которая, конечно, никогда в жизни не  слыхала моего имени, очнулась от свойственного нам всем оцепенения и спросила меня на ухо (там все говорили шепотом):

- А это вы можете описать?

И я сказала:

-могу.

Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по тому, что некогда было ее лицом» Так появляется «Реквием», над которым автор работает с 1935 по 1940 годы.

2) «Реквием» складывается постепенно. Он состоит из отдельных стихов, написанных в разное время. Но, готовя эти стихи к изданию, Ахматова называет этот цикл поэмой «Реквием». Композиция поэмы трехчастная: она состоит из пролога, основной части, эпилога, но при этом имеет сложную структуру. Поэма начинается с эпиграфа. Далее следует предисловие, написанное прозой и названное Ахматовой «Вместо предисловия». Пролог состоит из двух частей: «Посвящение» и «Вступление». После этого идет основная часть, состоящая из 10 небольших глав, три из которых имеют название- это седьмая «Приговор», восьмая- «К смерти», десятая- «Распятие», состоящая из двух частей. Кульминацией является  7 глава- это повествование о судьбе сына ,но на переднем плане- реакция матери. Приговор произнесен, мир не рухнул. Но сила боли такова, что голос лирической героини срывается на внутренний крик. Приговор убивает прежде всего надежду, что помогало лирической героини жить. Основные же главы  идут по названию первой строки. Поэма заканчивается Эпилогом, тоже состоящим из двух частей. Стоит обратить внимание на даты написания глав. Они  явно  соотносятся со временем арестов сына. Но Предисловие и Эпиграф обозначены гораздо более поздними годами.

Слово учителя. Прежде чем переходить к следующему сообщению, сделаем небольшую паузу. У нас физкультминутка.  Все упражнения выполняются у парты. Количество повторений каждого упражнения 4-6.

- Кончиками пальцев рук помассировать виски круговыми движениями (12-15 сек.)

- Руки на поясе6 поднимая прямые руки вверх- подняться на носочки- вернуться в и. п.

- Наклоняясь вперед сделать глубокий выдох- выпрямляясь. Руки поднять вверх. Вдох.

- Указательный палец «ведущей» руки на расстоянии 20-25 см перед глазами: посмотреть на палец- перевести взгляд на классную доску- вновь посмотреть на палец и т. д.

 Слово учителя. Сейчас, вы услышите голос А. Ахматовой, читающей начало «Реквиема». Вслушайтесь в него. Он сдержанный, глуховатый, но потрясающе  глубокий, словно пропитанный болью пережитого. Как описывает материнское горе? Какие художественные средства помогают передать это горе? Почему сочетание «каторжные норы» Ахматова берет в кавычки? С какой целью и из какого произведения эту цитату берет поэтесса? Какое местоимение использует Ахматова в Посвящении?  Я на это обращаю внимание не случайно, поскольку местоимение «я» обозначили бы только личное горе, местоимение «мы» подчеркивает общую боль и беду. Великая река людского горя уничтожает  границы, это уже наше горе, и мы уже слышим «тяжелые шаги солдат». Теперь обратимся к первой главе. Давайте прочитаем стихотворение «Уводили тебя на рассвете…» ( работа с текстом) .Ребята, думаю вы заметили, глава эта написана в стиле, близком народном плачу, об этом жанре мы знаем еще с уроков устного народного творчества. Как вы думаете, почему поэтесса работает в таком стиле?  Но все же вернемся к вопросам нашего семинара.

3) В «Реквиеме» Ахматова пишет не только о сыне Льве Гумилеве и о своей судьбе, но и о судьбе многих людей. Выбор жанра заупокойной мессы, посвященной памяти усопших, помогает Ахматовой подняться над личной болью и слиться с общим народным страданием:

Нет,  и не под чуждым небосводом,

И не под защитой чуждых крыл.

Я была тогда с моим народом,

Там, где мой народ, к несчастью, был.

В «Реквиеме» Ахматова рассказала о чудовищности тоталитарного режима, который охватил Россию в 30-40 годы, поэтому долгое время наше общество делало вид, что в творчестве Анны Андреевны нет такого произведения, как «Реквием». (работа по слайду №6)Сегодня «Реквием» по праву считают памятником в слове современникам Ахматовой: мертвым и живым. «Реквием» по сыну не мог не восприниматься как реквием по целому поколению. Создав «Реквием», Ахматова отслужила панихиду по безвинно осужденным, панихиду по своему поколению, по собственной  жизни. (Работа по слайдам №7-10)

4.Самостоятельная работа по развитию речи по раздаточному материалу). Ребята, продолжите размышление:          

                                                я задумался                                                                      

Перечитывая «Реквием,     я понял…

                                                 я осознал…

5. Практикум-закрепление (работа по презентации, просмотр и параллельное составление плана)

6. Подведение итогов, комментарий отметок.

7. Домашнее задание: составьте 5-8 предложений для ответа на вопрос, согласны ли вы с высказыванием А. Солженицына: «Это была трагедия народа, а у вас- матери и сына».  На дополнительную отметку выписать примеры ИВС из «Реквиема»

Разработка  урока по русскому языку в 6 классе, автор учебника                                 Т. А. Ладыженская

Тема урока: « Правописание гласных в суффиксах существительных –ЕК и -ИК»

Цель:  научить писать слова с орфограммой «Суффиксы –ек-, -ик- в существительных»

Задачи:

 - познакомить с правилом написания суффиксов –ек-, -ик- в русском языке.

 - учить применять правило при написании слов с данной орфограммой.

 -  развивать устную речь при работе с пословицей.

  - развитие мыслительных умений анализа, синтеза, обобщения (выделение главных признаков, обобщение слов по  основным признакам в группы)

   -  воспитание коммуникативных умений в работе в парах постоянного и сменного состава (умение выслушать собеседника, согласиться с предложенным мнением или доказать ошибочность суждения).

 Оборудование: учебник русского языка для 6 класса, таблица «разграничение суффиксов –ИК и -ЕК», раздаточный материал- карточки, интерактивная доска

Ход урока

1.Организационный момент. Разминка: найти четвертое «лишнее»

Говорит (не)правду,

проявил (не)добросовестность,

встретил (не)друга,

наступило (не)настье.

(Учащиеся должны увидеть, что в трех случаях не с существительным пишется слитно, потому что можно подобрать синоним, в последнем примере слово «ненастье» без не не употребляется. Параллельно повторяются все положения ранее  изученного правила «Не с существительными»)

2.  Проверка домашнего задания ( выборочно)

3. Работа у доски ( параллельно с проверкой домашнего задания два ученика работают у доска по карточкам)

Карточка 1.  Выполните синтаксический разбор предложения.

Дождик идет по садовой дорожке, ветер листочек гонит по ней.

Карточка 2. Выполните морфемный разбор слов.

Пришкольный, зачитался,  подорожник.

( При этом выполненную работу проверяют более сильные учащиеся. Стоит обратить внимание при проверке карточек  внимание на такие положения:

- чем  различается простое предложения от сложного,

- что такое основа предложения,

- слова каких частей  речи представлены для морфемного разборов)

4. Объяснение нового материала.

Ребята, посмотрите на доску, на которой не случайно нарисована дверь, закрытая на замок. Эта дверь может нам помочь совершить удивительное путешествие по стране русского языка. Как же нам войти внутрь? (открыть замочек ключиком)

В процессе работы ученики называют слова

        

- Каким способом образованы эти слова?

- Как вы думаете, почему пропущена гласная в этих суффиксах? (это орфограмма)

- Сформулируйте тему  урока. (1 слайд)

5. Работа  с «Толковым  словарем».

Работа в «четвёрках». Договоритесь, кто будет читать статью, остальные внимательно слушают, далее обсуждаете предполагаемые варианты ответа. Если с заданием группа справилась – ребята берутся за руки и поднимают их вверх.

Проверка задания. Ученик читает статью, называет слово, которое по предположению группы, объяснялось в статье. Полученную карточку со словом  ребята размещают на доске.

        

- Что можете рассказать об этих словах?

- На какие две группы их можно разделить, по каким признакам? ( два человека работают у доски, остальные записывают пары слов по столбикам в тетрадь). Выделите в записанных словах корень и суффикс. Какой вывод можете сделать? (выведение правила детьми - 2 слайд).

- Где можно проверить верно ли вы определили правило?  (в учебнике).

- Откройте учебники. Прочитайте правило.- Что же будете делать, если в слове встретится орфограмма в суффиксах –ек, -ик? (выведение алгоритма – 3 слайд).

- Придумайте или найдите слово в учебнике на эту орфограмму.

Физкультминутка. «Печатная машинка» ( если в слове пишется суффикс –ек , ребята делают хлопок в ладоши внизу, суффикс –ик, делают хлопок в ладоши над головой).

- Теперь вы можете открыть дверь в страну русского языка? Ребята вставляют пропущенные орфограммы в слова ключик, замочек, объясняют написание.

6. Практикум-закрепление.

- Подберите к прилагательным подходящие по смыслу имена существительные. Запишите полученные словосочетания, выделите изученную орфограмму. ( два ученика работают у доски, остальные в парах).

Золотой ……………….        ключик

Заботливый…………….        сыночек

Грибной…………………..        дождик

Деревянный………………        столик

Мелодичный……………….        звоночек

- Наш путь приводит к «Острову  пословиц».

- Какие пословицы вы знаете?

- Сегодня на уроке вы познакомитесь с новой пословицей. Составьте из слов пословицу. ( Не разгрызёшь орешек – ядра не съешь )Запишите её в тетрадь. Как вы понимаете её смысловое значение? Найдите орфограмму в суффиксе и выделите её. Объясните написание.

- А вас уже ждет новое приключение. Работа в парах. Достаньте слова из конвертов на парте. Вставьте пропущенные буквы, выделите орфограммы.

- Придумайте и запишите несколько связных предложений ,используя эти слова. (домик, садик, ёжик, ключик, замочек, листочек).

Далее ребята по желанию зачитывают получившиеся истории.

7. Подведение итогов  урока, комментарий отметок.

- Что нового узнали на уроке, чему научились?

- Запишите слова, подбирая проверочные и выделяя орфограмму в суффиксе. (слайд 4 – проверка)

- У вас на партах лежат маленькие замочки и ключики. Если сегодня на уроке вы открыли для себя новое знание по русскому языку, возьмите ключик и прикрепите его на доску. Если вы считаете, что не до конца разобрались с правилом, что остались вопросы по этой орфограмме, возьмите замочек и прикрепите его на доску.

Домашнее задание: Найдите 3-5 пословиц или загадок, в которых встречается изученная на уроке орфограмма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Трагедия личности и трагедия народа в поэме А. А. Ахматовой "Реквием".

Конспект урока "Трагедия личности и трагедия народа" по поэме А. А. Ахматовой "Реквием", на котором предусматривается комплексный анализ произведения. Основной метод - работа по презентации. ...

Презентация. Приложение к конспекту "Трагедия личности и трагедия народа в поэме А. А. Ахматовой "Реквием".

Работа по этой презентации  поможет   совершенствовать навыки погружения в литературное произведение, его глубинного  анализа, соотнесения его содержания с критической и мемуа...

Урок истории. Великая Отечественная война 1941–1945 гг. в исторической памяти народа. 11 класс

«Великая Отечественная война 1941–1945 гг. в исторической памяти народа»...

Конспект урока по литературе в 11 классе. Тема суда времени и исторической памяти в поэме А. А. Ахматовой ,,Реквием”

Тема суда времени и исторической памяти в поэме                А. А. Ахматовой  ,,Реквием&rdquo...