Главные вкладки

    Средневековая деревня и ее обитатели
    план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

    Конспект открытого урока по истории в 6 классе на тему " Средневековая деревня и ее обитатели"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

     «Чурачикская основная общеобразовательная школа»

    Чебоксарского района Чувашской Республики



    Конспект открытого урока

    по истории в 6 классе

    на тему:

    «Средневековая деревня и ее обитатели»




                                                                                                                                                                                                                      Разработал учитель

                                                                                                                                                                                                                       истории и обществознания                                                                                                                                                                                                            

                                                                                                                                                                                                    Яковлева А.Г.



                                                                     2017г.

    Тип урока: комбинированный

    Форма урока: урок, с использованием ИКТ

    Цель урока: познакомить учащихся с жизнью и бытом средневековых крестьян

    Задачи урока:

    образовательная:

    • сформировать представление у учащихся о феодальных повинностях, крестьянской общине, подвести к пониманию того, что натуральное хозяйство – основа феодализма.

    развивающая:

    • продолжить формирование навыков работы с историческими источниками, иллюстративным материалом, составления характеристики отдельных социальных групп средневекового общества, составления связного рассказа и участия в обсуждении
    • продолжить формирование умения составлять схемы
    • работа с новыми понятиями и терминами.

    воспитательная:

    • формировать у учащихся понимание сути рыцарского поведения в средневековую эпоху и в современное время;
    • воспитывать уважение к крестьянскому труду

    Оборудование:

    • Мультимедиа аппаратура.
    • Авторская презентация.
    • Раздаточный материал (Приложение 1).
    • Учебник «История средних веков» Е.В. Агибаловой, Г.М.Донского. М., 2005

    Оформление доски: план урока, новые слова (вотчина, повинности, барщина, оброк, натуральное хозяйство),

    Ход урока

    I. Организационный момент. Проверка домашнего задания. Введение в тему.

          Приветствие. Здравствуйте, ребята. Садитесь.

    Проверка домашнего задания - фронтальный опрос в форме викторины. Вопросы викторины на доске, выходят, тянут, отвечают.

    Викторина:

    1. Как назывались военные состязания рыцарей в силе и ловкости?

    2. Где возникали города в Средневековье?

    3. Что означает поговорка «Рыцарь в луже утонул»?

    4. Что такое ратуша?

    5. Почему крестьяне стремились в город?

     

    Введение в тему.

       Сегодня у нас не совсем обычный день. Сегодня мы совершим путешествие.

    Есть два разряда путешествий: Один - пускаться с места вдаль,

    Другой - сидеть себе на месте. Листая старый календарь:

    Вот и я, листая старый календарь, решила отправиться с вами на несколько сотен лет назад: а куда, определим с вами вместе.

    Послушайте песню и попробуйте догадаться, где мы с вами окажемся.

    Песня «Деревенька»

    Итак, мы отправимся в деревню, но не в обычную. Какой период времени мы свами проходим? Средневековье. Значит тема сегодня «Средневековая деревня и ее обитатели»

     

    Слайд 1.

    Запись в тетради: дата, тема.        

     

    Как вы думаете, что мы должны сегодня на уроке узнать? О чем мы будем говорить?

    Вспомнить то, что уже известно и узнать новое.

    План урока:

    1.Господская земля и крестьянские наделы.

    2.Феодал и зависимые крестьяне.

    3.Крестьянская община.

    4.Как жили и трудились крестьяне.

    5. Натуральное хозяйство.

    II. Новая тема

    1. Господская земля и крестьянские наделы

    Слайд Ну вот мы в средневековой деревне. Как вы думаете, чем средневековые деревни отличались от современных?

    Да, отличий много. Самое главное отличие в том, что жители деревень не были свободными.

    Мы с вами знаем, что в средневековье в странах Европы царила феодальная раздробленность. Что же это значит. Земли и власть принадлежали землевладельцам, т.ею феодала. Вспомним, кто такие феодалы. Они были собственниками земли: владели полями, лугами, лесами, реками и озерами. На землях феодалов жили крестьяне. Работали.

    Слайд 3. Есть такое выражение «нет земли без сеньора», как вы его понимаете, и как можете обьяснить?

    Слайд 4. Вотчина («от отца») – наследственное земельное владение феодала.

    Поместье – хозяйство феодала, в котором работали зависимые крестьяне

    На землях свободной деревни возникает феодальная вотчина – земля феодала, передаваемая по наследству от отца к сыну. Пахотная земля в вотчине делилась на господскую и крестьянскую. В центре вотчины располагался господский двор, обнесенный оградой, а позднее – замок. Здесь был дом феодала и его управляющего, амбары для хранения зерна и других продуктов, конюшня, хлев, птичник, псарня.

    Пахотная и прочая земля в вотчине делилась на две части: господские и крестьянские наделы.  Урожай с господских полей поступал в амбары помещика. Работая в своем хозяйстве, крестьянин кормил себя и свою семью. На своих волах собственными орудиями труда он обрабатывал и поле господина, и свой надел

    Крестьяне работали на своей земле и земле феодала. Почему? Они были зависимы.

    Слайд 5. Скажите, когда и как крестьяне Европы потеряли свободу и землю? Для того, чтобы узнать ответ выполните задание.

    Проблемный вопрос: Как вы думаете, на каких условиях феодалы разрешали зависимым крестьянам пользоваться землей? (Ответы учеников)

    Поскольку вся земля находилась в руках сеньоров, крестьяне, жившие на этой земле, должны были платить за пользование этой землей. Главными обязанностями (повинностями) были барщина и оброк.

    Задание 1: Изучить материал в учебнике, параграф 11, стр. 88 , ответить на вопрос и заполнить схему

    Поземельная и личная зависимость

    за долги                            бывшие рабы

    под покровительство

    захват крестьянской

     земли силой

    Слайд 6. Крестьяне должны были нести повинность, в виде барщины и оброка.

    Оброк - повинность зависимого крестьянина, заключающаяся в выплате дани помещику. Барщина - повинность, отбываемая крепостными и временно обязанными крестьянами в пользу землевладельца

    Записать в тетрадь определения.

    Задание 2: Соотнести примеры  к барщине или оброку

    Ремонт моста

    Строительство дома

    Сало

    Мед

    Обработка земли

    Пряжа

    Зерно

    Очистка прудов

    Ловля рыбы

    Десятая часть урожая и дохода

    Проверка задания. Куда вы отнесли последний пример – десятая часть урожая и денег?

    Слайд 7. Это церковный налог, каждый крестьянин должен содержать 1 монаха, т.е.отдавать церкви одну десятую часть от всего, что у него есть и появляется. Легко ли жилось крестьянам? Конечно нет. Ему приходилось работать с утра и до поздней ночи, без выходных, чтобы прокормить свою семью.

    Слайд 8. Примерно так схематически выглядела повинность крестьян.

    Слайд 9. Физкультминутка.

    3. Слайд 10 . Феодальные крестьяне были главными производителями в эпоху Средневековья и самой многочисленной категорией населения – 9/10 от всего населения). На полученных от феодалов наделах крестьяне вели собственное хозяйство. Но земля принадлежала не отдельной семье, а всей общине. 

    Задание 3: изучая п. 3 § 11, найдите причины, которые заставили крестьян объединяться в общины.

    Слайд 11. Причины объединения крестьян в общину:

    Крестьянская община

    землю, решала, что сеять и когда убирать урожай, владела угодьями

    -помогала беднякам выплачивать налоги

    - опекала вдов и сирот

    -хранила обычаи

    - разыскивала преступников

    - ведала хозяйственными делами: делила

    - поддерживала мир и порядок, сохраняла традиции

    - помогала бедным выплачивать налоги

    -оказывала упорное сопротивление феодалу, чтобы ограничить повинности и произвол господ

    4. Труд крестьян.

    Слайд 12, Слайд 13   Крестьяне обрабатывали землю чаще всего теми же орудиями труда, какие получали в наследство от отцов и дедов. Обычно пахали легким плугом, который только бороздил землю, не переворачивая пласты. Плуг тянула по полю упряжка волов, редко — лошадь. Почву рыхлили бороной или граблями. Когда созревал урожай, колосья срезали серпами. Молотили палками или деревянными цепами, а затем зерно провеивали, подбрасывая лопатой на ветру. Зерно, если дозволял господин, обычно мололи на ручной мельнице, состоявшей из двух каменных жерновов. Крестьяне сами строили жилища и делали мебель, крестьянки обрабатывали продукты питания, пряли, ткали, шили одежду.

    В крестьянском хозяйстве преобладал мелкий скот: овцы, козы, свиньи. Волов и коров было мало, так как зимой для них не хватало корма. Крестьяне держали в хозяйстве кур, уток, гусей, голубей.

    5. Слайд 14. Прочитав параграф, мы с вами узнали, что все необходимое для жизни крестьян и феодалов производилось в самой вотчине: и продукты питания, и оружие, и конная сбруя, и ткани, одежда. Только за приобретением соли и железа приходилось ездить туда, где их добывали. Такой тип хозяйства, где все необходимое производилось не для продажи, а для собственного потребления, называется натуральным. 

     Слайд 15.Записывают в тетрадь: натуральное хозяйство.

    IV. Подведение итогов урока, рефлексия.

    Ну что ж ребята, сегодня вы хорошо поработали и очень порадовали меня, давайте с вами ответим на последний вопрос, что мы сегодня изучили на уроке? Сегодня мы узнали о том, как жили крестьяне в средние века, чем они занимались, как жили. Совершенно верно, таким образом, сегодня мы познакомились с увлекательным миром средневековой деревней и ее обитателями.

    - Хотели бы вы жить в средневековой  деревне?

    - Какие новые термины вы сегодня узнали?

    Закончите фразу, т.е. вы должны сказать, о том чего раньше не знали о средневековой деревне.

    «Оказывается….»

     V Домашнее задание и выставление оценок в журнал

    Домашнее задание на доске, запишите в дневник. Домашнее задание.

    1. Прочитать §11.
    2. Выучить новые слова.

    Задание на выбор:

    1. Подготовить развернутый ответ на вопрос: «Как жили крестьяне в Средние века»
    2. Составить рассказ «Один день из жизни крестьянина»

    У  кого-нибудь есть вопросы? Так, домашние задание вам заданно, всем все ясно, тогда оценки за работу на уроке сегодня получают …

    Спасибо за урок. До свидания.

    Приложение 1.

    Задание 1: Изучить материал в учебнике, параграф 11, стр. 88 , ответить на вопрос и заполнить схему

    Поземельная и личная зависимость

    Задание 2: Соотнести примеры  к барщине или оброку

    Ремонт моста

    Строительство дома

    Сало

    Мед

    Обработка земли

    Пряжа

    Зерно

    Очистка прудов

    Ловля рыбы

    Десятая часть урожая и дохода

    1. Как назывались военные состязания рыцарей в силе и ловкости?

    2. Где возникали города в Средневековье?

    3. Что означает поговорка «Рыцарь в луже утонул»?

    4. Что такое ратуша?

    5. Почему крестьяне стремились в город?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    урок в 6 классе "Средневековая деревня и её обитатели" (История Средних веков)

    Разработка урока по истории Средних веков  по теме "Средневековая деревня и её обитатели" На уроке используется презентация.с заданиями по предыдущей теме....

    Технологическая карта урока истории "Средневековая деревня и ее обитатели"

    Конспект урока истории для учащихся 6 класса разработан в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения....

    Средневековая деревня и её обитатели

    Средневековая деревня и её обитатели...

    6 класс. Конспект урока "Средневековая деревня и ее обитатели"

    План-конспект урока по истории Средних веков с использованием технологии проблемного мышления....

    План урока по истории Среднних веков по ФГОС "Средневековая деревня и ее обитатели"

    Технологическая карта урока по Истории средних веков ,6 класс...

    Средневековая деревня и ее обитатели

    Средневековая деревня и ее обитатели...

    Тест к параграфу 11 Средневековая деревня и ее обитатели

    Тест к параграфу 11 Средневековая деревня и ее обитатели...