Рабочая программа по истории 10 класс
рабочая программа по истории (10 класс) на тему

Стёпина Оксана Владимировна

Программа к УМК: Н.В.Загладин, Н.А. Симония "Всеобщая история 10 класс", учебники А.Н. Сахарова, Боханова "История России с древнейших времён до 19 в." (в 2-х частях)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_10_klass.docx79.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Дятьковская средняя общеобразовательная школа №1

Дятьковского района Брянской области

«Рассмотрено на МО                                                                                      «УТВЕРЖДАЮ» 

  и рекомендовано                                                                                                         Директор                                                                  

  к утверждению»                                                                                                          Тищенко Г.И.

Протокол №____от «___»___ 2017г.                                                Приказ № ____ от «___»_____ 2017г.

Руководитель ШМО

                   Стёпина О.В.

                           

Рабочая программа

по истории

для 10 класса

на 2017 – 2018 учебный год

                                         

                                                              Составитель:

                                             Стёпина О.В.                                                    

                                                     высшая категория                              

                                                   

     

               

г. Дятьково

2017 год

Пояснительная записка

Согласно федеральному стандарту среднего (полного) общего образования программа в

 10 классе реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщая история».

Рабочая программа разработана на основе:

  • Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 г.
  • Обязательного минимума содержания исторического образования.
  • Стандарта среднего (полного) общего образования по истории.
  • Учебного плана  МБОУ ДСОШ №1  на 2017 -2018 учебный год.
  • Н.        В. Загладин, X. Т. Загладина «Программа курса и тематическое планирование», М., Русское слово, 2008 г.;
  • А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов, СИ. Козленко «Программа курса «История России с древнейших времен до конца XIX века» для 10 класса общеобразовательных учреждений, М Русское слово, 2008 г.;

Используемый УМК:

  1. Н. В. Загладин, Н. А. Симония «Всеобщая история», М., Русское слово, 2009
  2. А. Н. Сахаров «История России (с древнейших времен до конца XVI века)», М., Русское слово, 2009
  3. А. Н. Сахаров. А. Н. Боханов «История России (XVII - XIX века)», М., Русское слово, 2009

   

  В соответствии с учебным планом МБОУ ДСОШ №1 на 2017-2018  учебный год на изучение курса «История» в 10 классе отводится 3 часа в неделю, 105 часов в год.

Цели курса:

  1. способствовать осуществлению гражданско-патриотического, нравственного воспитания учащихся как важнейшей задачи обучения в школе;
  2. углубить и развить знания учащихся по истории России, полученные в рамках первого концентра исторического образования в основной школе, за счет проблемности содержания курса, расширения понятийного аппарата, выявления причинно-следственных связей, явлений, раскрытия многомерности исторического процесса;
  3. помочь социализации учащихся, формированию у них основы для реализации ключевых социальных, политических, коммуникативных компетенций.

Задачи курса:

  1. формирование исторического мышления учащихся;
  2. развитие умений работы с книгой и  с картографическим материалом;
  3. формирование навыков ответа на фактологические и проблемные вопросы;
  4. формирование умений пользоваться историческими терминами и понятиями, знание важнейших дат  исторических событий;
  5. расширение и обобщение знаний по истории;
  6. изучение истории через сравнение разных стран, хронологическую синхронизацию событий в мире, анализ конкретных событий и их влияния на историю;
  7. рассмотрение истории как многофакторного процесса.
  8. формирование правовой культуры школьников;
  9. формирование представлений об общечеловеческих ценностях и уважение этих достижений, (достижения в науке, искусстве, литературе, архитектуре и т.д.);
  10. развитие познавательных способностей учащихся (видеть красоту в культуре, архитектуре), воспитание потребности испытывать радость от общения с ними;
  11. формирование веротерпимости, широту мировоззрения, гуманизм;
  12.  развитие личностных качеств школьников на основе примеров из истории

Программа учитывает предусмотренную нормативными документами возможность изучения в 10 классе как раздельных курсов отечественной и всеобщей истории, так и интегрированного курса «История России и мира». Ориентируясь на жесткий лимит учебного времени, большой объем изучаемого материала по самостоятельным курсам новейшей истории зарубежных стран и истории России, считаю необходимым интегрировать данные курсы.

Рабочая программа по интегрированному курсу «История» предназначена для учащихся 10 класса, изучающих предмет во втором концентре исторического образования в средней школе. Программа вместе с курсом истории России и мира в XX - начале XXI вв. 11 класса завершает вертикальную линию учебников по истории России для 6-9 классов.

Программа рассчитана на 105 часов.  При этом на изучение отечественной истории считаю необходимым отвести 75 часа и на изучение истории зарубежных стран - 30 часов.

В соответствии с базисным учебным планом, «История» входит в состав учебных предметов, обязательных для изучения на ступени среднего (полного) общего образования.

Ряд тем по всеобщей истории рабочая программа объединяет с темами по истории России или уплотняет:

  • Раздел I курса всеобщей истории «История как наука» изучается на уроке «Введение» в курсе истории России;
  • На изучение трех тем раздела II «Человечество на заре своей истории» отводится один урок;
  • Восемь тем раздела «Средневековье» изучаются на 5 уроках;

За счет сэкономленного времени считаю возможным увеличение количества часов до пяти (вместо двух) на изучение темы «Просвещённый абсолютизм и буржуазные революции»; четырнадцать часов вместо пяти на тему «Древняя Русь» и выделение пяти часов на уроки повторения и обобщения и один час на итоговое повторение по курсу. Изучение истории в 10 классе заканчивается темой «Российская империя при Николае I».

Реализация программы исторического образования базового уровня на ступени среднего общего образования предполагает определенную специфику межпредметных связей. Учет межпредметных связей в преподавании истории России позволит устранить дублирование между новым и уже знакомым учащимся содержанием. «История» входит в состав предметов, определенных базисным учебным планом как обязательные. При изучении вопросов культуры России привлекаются знания из литературы.  Важны межпредметные связи с курсом обществознания. Предполагается не только использование учащимися понятийного аппарата, усвоенного в рамках обществоведческого курса, но и тесная взаимосвязь обоих предметов в формировании и развитии умений и навыков, важных для познавательной, информационно - коммуникативной, рефлексивной деятельности учащихся.

Основная форма организации образовательного процесса  классно-урочная.

Урок дает   возможность применять разнообразные методы обучения, сочетать    индивидуальную, групповую и фронтальную работу учащихся. Ведущими в курсе истории 10 класса являются    следующие типы уроков: комбинированный, уроки изучения нового материала, уроки закрепления знаний, уроки обобщения и систематизации изученного, выработки умений и навыков, обобщающие уроки.

    Текущий контроль успеваемости -   систематическая проверка знаний учащихся, проводится  на текущих занятиях в соответствии с рабочей  учебной программой.  

Виды контроля                      

Формы контроля

1.Текущий контроль

1) Устный опрос

2) Работа с карточками

3) Письменная проверка

4) Тестовые задания

2.Итоговый контроль          

1)Самостоятельная работа

2)Контрольная работа

3)Тестовые задания

4)Зачет

Содержание тем

Раздел 1. (1 ч.)

Вводный урок. Периодизации всемирной истории. Истории России - часть мировой истории. Возникновение и развитие исторической науки. Значение изучения истории. История в системе гуманитарных наук. Предмет исторической науки и этапы ее развития. Зарождение исторической науки, ее особенности в Древнем мире, Средневековье, Новом и Новейшем времени. Исторические источники. Вспомогательные исторические дисциплины. Принципы и критерии всемирной истории. История России - часть мировой истории. Источники по истории Отечества. Структура курса истории России в 10 классе. Учебная литература по предмету.

Раздел 2. Человечество на заре своей истории (1ч)

Первобытное общество. Современные концепции происхождения человека и общества. Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Зарождение искусства, религиозных верований этапы развития человеческого сообщества. Человечество в палеолите и мезолите. Неолитическая революция. Переход от присваивающего к производящему хозяйству. Изменения в укладе жизни и формах социальной связи. Начало обработки металлов и переход к энеолиту.

Раздел 3. Цивилизации Древнего мира (4ч)

Первые цивилизации Азии и Африки. Принципы периодизации древней истории Историческая карта Древнего мира. Предпосылки формирования древнейших цивилизаций. Архаичные цивилизации Африки и Азии - географическое положение, материальная культура, повседневная жизнь, социальная структура общества. Древний Египет. Месопотамия, Индия, Китая. Палестина. Финикия.

Развитие форм государственности и системы правоотношений. Рабовладение и общественные отношения в государствах древности. Фараоны и жрецы в древнеегипетском обществе Восточная деспотия и се характерные черты. Персидская держава. Кастовый строй в Индии и его особенности. Менталитет жителей Древнего мира. Мифологическая картина мира. Восприятие пространства и времени человеком древности. Возникновение письменности и накопление знаний. Формирование индо-буддийской и китайско-конфуцианской цивилизаций: общее и особенное в хозяйственной жизни и социальной структуре; социальные нормы и мотивы общественного поведения человека. Влияние религиозных верований на изменение картины мира. Духовные ценности, философская мысль, культурное наследие Древнего Востока.

Античные цивилизации Средиземноморья. Древняя Греция и Древний Рим. Специфика географических условий и этносоциального состава населения, роль колонизации и торговых коммуникаций. Возникновение и развитие полисной политико-правовой организации и социальной структуры древнегреческих государств. Демократия и тирания. Афины и Спарта. Византия. Социокультурное и политическое развитие Византии. Особенности социальной этики, отношения к труду и собственности, правовой культуры, духовных ценностей в католической и православной традициях. Раскол между западной и восточной ветвями христианства: причины и последствия.

Раздел 4. Средневековье (5ч.)

Западная Европа в Средние века. Складывание средневековой западноевропейской цивилизации. Великое переселение народов в Европе и формирование христианской средневековой цивилизации. Роль Церкви в обеспечении единства западноевропейской культуры. Становление и развитие сословно-корпоративного строя в европейском средневековом обществе. Феодализм как система социальной организации и властных отношений. Суверены и вассалы. Система повинностей крестьянства. Особенности хозяйственной жизни и торговых коммуникаций в средневековой Европе.

Рост городов и создание органов сословного представительства в Западной Европе. Социально-экономические, политические и духовные предпосылки образования централизованных государств. Складывание европейской правовой традиции. Роль Церкви в европейском обществе. Светская и церковная власть Причины распространения ересей. Культурное и философское наследие европейского Средневековья.

Азия в Средние века. Китай в V1II-XIII вв. Возникновение державы Чингисхана. Монгольские завоевания и образование Монгольской империи. Индия и Китай в период монгольских и исламских завоеваний. Возвышение Османской империи. Османские завоевания.

Международные отношения в Средние века. Характер международных отношений в Средние века. Феномен крестовых походов - столкновение и взаимовлияние цивилизаций. Союзы городов в международных отношениях. Столетняя война.

Духовная жизнь европейского Средневековья. Кризис традиционного общества и начало Нового времени. Социально-психологический, демографический, политический кризис европейского общества в XIV - XV вв. Изменения в мировоззрении европейского человека. Предпосылки начала процесса модернизации.

Раздел 5. Наше Отечество в древности (2ч.)

Происхождение славян. Их соседи и враги Место славян среди индоевропейцев. Индоевропейцы, их расселение. Распад общности индоевропейцев на восточную, западноевропейскую, славянскую и балтскую группы народов. Славянство как древнейшая и неотъемлемая часть европейского сообщества народов. Вторжение индоевропейцев на новые земли. Смешение индоевропейцев с местным неолитическим населением. Восточные славяне: расселение, занятия, быт, верования. Первые нашествия на восточных славян. Нашествие ираноязычных кочевников - скифов. Греческие колонии и скифы. Соседи восточных славян. Формирование мира балтов. Угро-финские народы. Предки адыгов, осетин (аланов) и других горских народов. Тюркоязычные племена Южной Сибири. Великое переселение народов с конца IV в. Участие славян в Великом переселении народов. Демографический взрыв славянского населения на больших пространствах Восточной Европы в V-VI вв.

Крупные перемены в составе общества славян: усиление роли племенных вождей и старейшин, складывание вокруг них дружин, появление богатых и бедных.

Формирование двух крупных восточнославянских образований - склавинов и антов. Славянский вождь Кий. Формирование славянского центра в Приильменье.

Борьба восточных славян с аварами и хазарами в VI-VII вв. Славянские народы и болгары. Волжская Булгария. Болгары на Балканском полуострове. Начало славянской Болгарии на Балканах.

Раздел 6. Древняя Русь (14ч.)

Восточнославянские племена в VIII-IX вв. Формирование из родственных племен восточных славян крупных племенных союзов в VIII в. Совершенствование общественных отношений. Влияние местоположения и природных условий на развитие отдельных восточнославянских племен. Выделение жителей Среднего Поднепровья (полян) среди восточнославянских племен.

Предпосылки формирования Древнерусского государства. Первые признаки государственного устройства во времена антов и Кия. Причины исчезновения ранних государственных образований. Распад родовой общины. Развитие соседской общины. Складывание к концу IX в. четкой иерархии общества. Роль военного духа в единстве общества. Рост стремлений сделать власть наследственной. Развитие ремесла, рост городов, торговые связи как экономическая основа появления государства в восточнославянских землях. Торговые пути. Зарождение пути «из варяг в греки».

Язычество восточных славян. Связь религии восточных славян с природой и их занятиями.

Становление Древнерусского государства. Появление в восточнославянских землях (в Среднем Поднепровье во главе с Киевом и в северо-западном районе во главе с Ладогой и Новгородом) племенных союзов и межплеменных группировок как начальной восточнославянской государственности. Военные походы восточных славян в IX в. Аскольд. Проблема варягов в историографии. Норманнская теория создания Русского государства. Позиции норманистов и антинорманистов сегодня. Происхождение слова «Русь». Рюрик в Новгороде. Начало династии Рюриковичей. Военная победа новгородского Севера над киевским Югом начало единого Русского государства. Князь Олег; его политика по объединению славянских земель. Противоборство кочевым племенам. Принятие Олегом титула великого князя. Поход на Византию 907 г.

Княжение Игоря. Походы Игоря на Византию. Полюдье и гибель Игоря. Правление княгини Ольги. Система сбора дани при Ольге. Внешняя политика княгини Ольги. Крещение Ольги. Древнерусское государство при Святославе. Правление князя Святослава. Продолжение политики Игоря и Ольги по объединению восточнославянских земель и централизации системы управления. Внешняя политика Святослава. Святослав - «Александр Македонский Восточной Европы». Смерть Святослава. Борьба за власть. Ослабление единства Руси.

Правление Владимира. Крещение Руси. Приход к власти Владимира Святославича - новая победа Русского Севера над Русским Югом. Укрепление единства Русской земли. Активная внешняя политика Владимира. Противоборство печенегам. Владимир как организатор русского войска. Крещение Руси. Причины необходимости крещения Руси. Выбор крещения по византийскому обряду. Процесс крещения Руси. Двоеверие. Значение христианизации Руси. Правление Ярослава Мудрого. Междоусобицы на Руси. Смерть Владимира Святославича. Борьба за великокняжеский престол. Ослабление центральной власти. Святые Борис и Глеб. Приход к власти Ярослава Мудрого. Укрепление системы управления страной. «Русская правда» - первый на Руси писанный свод законов. Развитие культуры Руси в годы правления Ярослава Мудрого. Внешняя политика Ярослава Мудрого: расширение границ Руси, укрепление международных связей, победа над печенегами, взаимоотношения с Византией.

Русское общество в XI в. Система управления страной. Возникновение феодальной земельной собственности. Феодально-зависимое население. Армия: структура, вооружение, порядок боевых действий. Города. Торговля. Система церковной религиозной жизни. Монастыри. Первые восстания на Руси: 1024 г. - в Суздальской земле, 1068 г. в Киеве. «Русская правда» Ярославичей.

Русь при Ярославичах. Владимир Мономах. Междоусобица сыновей Ярослава Мудрого. Борьба с половцами. Продолжение междоусобицы при внуках Ярослава Мудрого. Любечский съезд 1097 г. Владимир Мономах. Восстание 1113 г. в Киеве. Приход на великокняжеский престол Владимира Мономаха. Политика Владимира Мономаха: прекращение внутренней борьбы в русском обществе, новая «Русская правда», воссоздание единства Руси, военные походы, укрепление международного положения Руси. Мстислав Великий.

Политическая раздробленность Руси. Русские княжества XII-XIII вв. Распад Древнерусского государства. Распря Мономашичей. Юрий Владимирович Долгорукий. Причины распада Древней Руси: усилившаяся экономическая мощь различных русских земель; огромная территория, различные природные и экономические особенности отдельных ее частей, постоянные княжеские разделы земель. Значение Древнерусского государства в истории страны. Политическая раздробленность Руси - закономерный этап в истории страны. Сохранение сил, которые содействовали единению страны: власть великих князей, влияние Русской Православной Церкви, существование внешней опасности. Русские княжества XII-XIII вв.: Киевское, Чернигово-Северское, Галицко-Волынское, Владимиро-Суздальское, Господин Великий Новгород.

Возникновение Москвы. Андрей Боголюбский. Всеволод Большое Гнездо и расцвет Владимиро-Суздальской Руси.

Культура Руси в X - начале XIII в. Культура народа - часть его истории. Единство культуры восточных славян. Взаимообогащение культуры восточных славян и их соседей. Влияние на Русь византийской культуры. Соединение в культуре Руси культуры языческого мира и культуры христианской. Письменность, грамотность, школа. Летописи. Литература. Архитектура. Живопись, скульптура, музыка. Фольклор. Быт народа. Зарождение русской цивилизации.

Повторительно-обобщающий урок «Политическая раздробленность Руси». Контрольная работа.

Раздел 7. От Руси к России (20ч.)

Монголо-татарское нашествие на Русь. Монголо-татары. Развитие феодальных отношений и зарождение государства у монголов. Военизированный характер монгольской государственности. Чингисхан. Завоевания монголов. Битва на Калке. Нашествия на Русь. Причины военного поражения русских княжеств. Монголо-татарское иго. Ограниченная автономия русских княжеств. Итоги монголо-татарского нашествия и установления ига.

Натиск врагов на северо-западные границы Руси. Первые схватки с крестоносцами и литовцами. Невская битва 1240 г. Александр Невский. Ледовое побоище 1242 г.

Возрождение Руси. Русь при Александре Невском. Восстания против власти монголов во второй половине XIII в. Карательные ордынские экспедиции. Миграции населения Руси. Причины быстрого роста населения Северо-Восточной Руси. Роль Русской Православной Церкви

Культура и быт в XIV-XV вв. Летописание. Создание исторических сочинений. Жития, сказания и «хождения". Зодчество. Краснокирпичный Московский Кремль. Новая русская живопись. Фольклор. Отражение в фольклоре общерусских событий. Существенные изменения быта богатых людей. Правление Василия III. Увеличение личной власти монарха, факторы, его обусловившие: необходимость сплочения народа вокруг государя в условиях внешней угрозы и преодоления зависимости от иноземных сил; влияние порядков, существовавших в Орде. Складывание системы приказов. Зарождение бюрократии. Усиление армии. Наступательная внешняя политика Василия III (возвращение Смоленска, попытка овладения волжским путем).

Приход к власти Ивана IV. Борьба за власть в юные годы Ивана IV. Первое боярское правительство. Правление Елены Глинской. Боярские группировки у власти. Иван IV. Венчание на царство. Восстание 1547 г. Реформы Избранной рады. «Судебник» 1550 г. «Стоглав».

Внешняя политика Ивана IV. Присоединение Казани и Астрахани. Борьба с Крымским ханством. Ливонская война. Присоединение Сибири.

Опричнина. Конец династии Рюриковичей. Сущность опричнины. Опричный террор. Конец опричнины. Влияние опричнины на жизнь страны. Конец династии Рюриковичей.

Новые явления в русской культуре. Расширение масштабов русской культуры. Отражение в фольклоре героических личностей бурной поры XVI в. Рост числа грамотных, людей. Начало русского книгопечатания. Рождение публицистики. Новые явления в архитектуре, живописи, музыке. Влияние расширяющихся контактов с иностранными государствами на жизнь верхних слоев общества.

Обобщение по теме «От Руси к России». Контрольная работа.

Раздел 8. Новое время: эпоха модернизации (14ч.)

Новое время: эпоха перемен. Понятие «Новое время».Принципы периодизации Нового времени. Модернизация как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу.  Великие географические открытия и зарождение капиталистических отношений. Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии. Влияние Великих географических открытий на развитие европейского общества.

Изменение духовного облика Европы. Новации в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах социальных нормах в эпоху Возрождения и Реформации. Религиозные войны конфессиональный раскол европейского общества. Влияние католицизма протестантизма на политическую культуру общества, социальную психологию, эстетическое мировосприятие. Кризис сословного мышления и формирование основ гражданского национального сознания. Буржуазные революции XVII-XIX вв. в Европе исторические предпосылки и значение, идеология социальных и политически; движений.

Кризис сословного строя в Европе. Буржуазная революции в Англии. От сословнопредставительных монархий к абсолютизму - эволюция европейской государственности, ее идеологических и правовых основ. Формы абсолютизма. Возникновение концепции государственного суверенитета.

Эпоха Просвещения и просвещенный абсолютизм. Философско-мировоззренческие основы Просвещения. Формирование конституционализма как правовой идеологии и системы правоотношений. Становление гражданского общества.

Война за независимость в Северной Америке. Колонии Англии в Северной Америке в XVIII веке. Начало войны за независимость в Америке. Америка на пути к освобождению. Итоги и значение войны за независимость.

Великая Французская революция и её последствия для Европы. Кризис абсолютизма и начало революции во Франции. Первые шаги революции. Конвент и якобинская диктатура. Термидорианская диктатура и директория. Итоги и значение революции.

Технический прогресс в XVIII - середине XIX в. Промышленный переворот в Англии и его последствия. Развитие капиталистических отношений и социальной структуры индустриального общества в XIX в. Утверждение классовой модели социализации личности. Буржуа и пролетарии. Эволюция традиционных социальных групп в индустриальном обществе. Изменение среды обитания человека. Урбанизация. Городской и сельский образы жизни. Проблема бедности в индустриальном обществе. Зарождение социальной политики.

Общественно-политическая и духовная жизнь в Новое время. Развитие идеологического пространства индустриального общества: классические доктрины либерализма, социализма, консерватизма, анархизма. Марксизм и рабочее революционное движение. Национализм и его влияние на общественно-политическую жизнь в странах Европы. Мировосприятие человека индустриального общества. Становление классической научной картины мира - от научной революции XVII в. к торжеству позитивизма в XIX в. Культурное и философское наследие Нового времени.

Основы теории модернизации. Особенности развития стран Европы и Азии в Новое время. Предпосылки формирования в европейских странах различных моделей перехода от традиционного к индустриальному обществу. Особенности динамики развития стран «старого капитализма» и стран «запаздывающей модернизации». «Периферия» евроатлантического мира. Государства Азии в эпоху европейского Нового времени. Влияние европейской колониальной экспансии на традиционные общества Востока. Экономическое развитие и общественные движения в колониальных и зависимых странах.

Международные отношения в Новое время. Эволюция системы международных отношений в конце XV - середине XIX в. Изменение характера внешней политики в эпоху Нового времени. Вестфальская система и зарождение международного права. Венская система и первый опыт «коллективной дипломатии». Роль геополитических факторов в международных отношениях Нового времени. Колониальный раздел мира.

Раздел 9. Россия в XVII столетии (13ч.)

Начало Смуты. Кризис общества и государства в России. Смутное время сущность и причины Смуты рубежа XVI-XVII вв. Приход к власти Бориса Годунова. Политика Бориса Годунова: поддержка хозяйства служилого класса дворян, развитие просвещения; рост городского строительства. Новые народные беды. Неурожаи первых лет XVII в. Попытки правительства Годунова ослабить воздействие стихийных бедствий на жизнь населения. Рост грабежей и разбоев. Восстание 1603 г. под руководством Хлопка Косолапа. Поход Лжедмитрия I на Москву. Смерть Б. Годунова. Восстание в Москве. Приход Лжедмитрия к власти. Правление Лжедмитрия и его гибель. Кризис общества и государства в России. Боярский царь Василий Шуйский. Попытка перехода России от самодержавия и деспотизма к боярскому коллективному правлению. Гражданская война. Поход повстанцев на Москву. Иван Болотников. Поражение народного восстания. Лжедмитрий 11. Иностранное вмешательство в русскую Смуту. Свержение Шуйского. «Семибоярщина». Приход поляков в Кремль. Патриотическая позиция средних слоев населения России. Первое ополчение. Патриарх Гермоген. Бои ополченцев в Москве.

Открытое объявление Сигизмунда 111 о претензиях на русский трон. Захват Новгорода шведами. Неудачные попытки ополченцев овладеть Москвой. Распад Первого ополчения.

Второе ополчение. Спасители Отечества. Ведущая роль Русской Православной Церкви в мобилизации сил народа. Кузьма Минин. Князь Дмитрий Пожарский. Создание Второго ополчения. Поход ополченцев. Совет всей земли - правительство Второго ополчения. Освобождение Москвы. Причины победы Второго ополчения. Избрание Михаила Романова на царство. Необходимость сильной центральной власти. Решение Земского собора об избрании царем Михаила Романова. Подвиг Ивана Сусанина.

Россия после Смуты. Новые черты жизни. Последствия Смуты. Возрождение самодержавия. Личность Михаила Романова. Войны с Польшей и Швецией.

Частичное восстановление сельского хозяйства. Развитие сельских промыслов. 1620-1630-е гг. - рубежные в развитии российской промышленности: появление первых крупных предприятий в России (Пушечный и Хамовные дворы, восстановление и рост Печатного двора в Москве, оружейные дворы и мастерские в Туле, железоделательное и соледобывающее производство в Предуралье).

Восстановление международных связей России. Возрождение внешней торговли. Политика правительства по отношению к вновь присоединенным народам. Укрепление военной мощи страны и внешняя политика. Рост финансирования армии. Начало привлечения в армию наемников из других стран. Полки иноземного строя. Строительство оборонительных сооружений. Дипломатическая активность. Ведение боевых действий: Смоленская война 1632-1634 гг. и подписание Поляновского мира между Россией и Речью Посполитой. Захват казаками крепости Азов. Первые годы правления Алексея Михайловича. Уложение 1649 г. Противоречия российской жизни во второй половине XVII в.: новые явления в экономике на фоне отсутствия вольнонаемного труда, свободного предпринимательства и эксплуатации колоний. Использование властями крепостных крестьян в освоении новых земель. Развитие сельского хозяйства по экстенсивному пути. Начало складывания всероссийского рынка. Зарождение мануфактур. Особенности российских мануфактур. Рост торговли. Москва - центр торговых связей. Развитие торговых центров в различных частях страны. Укрепление купеческого сословия. Сословный строй. Господствующее положение феодалов. Процесс сближения вотчины с поместьем. Церковные феодалы и феодальные корпорации - монастыри. Рост численности посадских людей. Категории крестьянского сословия, их положение. Сословия и развитие рыночных отношений.

XVII бунташный век. Социальные протесты. Рост социального напряжения в стране. Соляной бунт. Медный бунт. Казацко-крестьянское восстание конца 1660 - начала 1670-х гг. С.Т. Разин. Рост противоречия между Церковью и государством. Церковная реформа. Патриарх Никон. Старообрядчество. Ревнители благочестия. Протопоп Аввакум. Разрыв между царем и Никоном. Смещение Никона. Усиление царской власти. Возвышение роли царя в представлении народа. Укрепление армии. Использование солдатских, рейтарских, драгунских полков - полностью профессиональных войск. Рост внешнеполитических связей. Отношения с Польшей. Положение на украинских землях. Присоединение Левобережной Украины к России. Рост территории страны. Влияние на жизнь народов их включения в состав России. Окончательное присоединение Сибири. Землепроходцы и первооткрыватели. И.В. Москвитин. С.И. Дежнев. В.Д. Поярков. EJI. Хабаров. Освоение Дальнего Востока. В.В. Атласов.

Россия накануне преобразований. Правление Федора Алексеевича. Восстание стрельцов 1682 г. и приход Софьи к власти. Правление Софьи. Приход к власти Петра.

Культура и быт России в XVII в. Развитие культуры на переломе эпох. Противоречивая роль Церкви в общем развитии культуры. Борьба против западной (латинской) культуры. Влияние колонизационных процессов на развитие русской культуры. Народная культура. Новые культурные веяния. Развитие городской жизни - носителя новых культурных процессов. Приток в Россию иностранных специалистов. Формирование великорусской нации - важная причина сдвигов в области русской культуры. Образование. Научные знания. Литература. Архитектура. Рождение русского театра. Живопись,- влияние европейской живописи на творчество русских художников, появление портретной живописи. Музыка. Зарождение классического профессионального музыкального искусства. Незначительное влияние сдвига во всех областях русской культуры на жизнь народа. Новые веяния в области быта в жизни высших слоев городского населения.

Раздел 10. Россия в XVIII столетии (13ч.)

Эпоха Петра Великого. Северная война. Мужание Петра. Азовские походы. Великое посольство. Внешняя политика Петра 1. Северная война. Нарвское сражение 1700 г. Битва у Лесной. Полтавское сражение. Прутский поход. Военные действия в Финляндии. Сражения на море. Ништадский мир. Провозглашение России империей. Значение победы России в Северной войне. Персидский поход.

Реформы Петра I. Опора на мощь неограниченной власти монарха, дальнейшее закрепощение крестьянства, методы насилия. Реформы в области экономики: создание тяжелой промышленности, привлечение в промышленность частного капитала, решение задачи снабжения промышленных предприятий рабочей силой, развитие ремесла и торговли, политика протекционизма, развитие сельского хозяйства. Реформа армии и флота: рекрутская повинность; становление национальной регулярной армии, система полевой подготовки войск, новое вооружение и порядок ведения боя, создание военно-морского флота. Реформы государственного устройства: новая система высших органов власти и управления, введение губерний, магистраты, «Табель о рангах» 1722 г. Перемены в положении сословий. Новшества культуры и быта. Развитие науки. Литература и искусство. «Птенцы гнезда Петрова». Царь и народ. Личность Петра 1. Создание абсолютистской, крепостнической, сильной европейской державы главный результат преобразований Петра 1. Рост национального и государственного самосознания населения. Формирование в многонациональной стране российской государственной общности людей, объединяющей разные народы. Методы проведения петровских реформ. Усиление налогового гнета на население. Народные восстания. Астраханский бунт 1705 г. Восстание в Башкирии 1707 г. Восстание под предводительством К. Булавина.

Оппозиция в верхах общества. Заговор против царя. Царевич Алексей. Вопрос о престолонаследии.

Эпоха дворцовых переворотов. Правление Елизаветы Петровны. Положение России после смерти Петра I. Преемники императора. Борьба за власть. Екатерина I. Петр II. Власть «верховников». Правление Анны Иоанновны. Бироновщина. Иван Антонович.

Правление Елизаветы Петровны. Реформы в области экономики. Подъем промышленности и торговли. Процесс формирования национальной буржуазии. Жесткая политика в области религии и национальных отношений. Внешняя политика России в 1740-1750-е гг. Участие России в Семилетней войне. П.А. Румянцев. П .С. Салтыков.

Народные возмущения. Петр III. Манифест о вольности дворянства. Переворот.

Россия в первое время правления Екатерины II. Приход к власти Екатерины II. Раздача дворянам государственных земель, населенных крестьянами. Правление Екатерины II - противоречивая борьба между идеалами просвещенного абсолютизма и российской реальностью. Наступление на права крестьян. Личность Екатерины II. Уложенная комиссия. «Наказ» Екатерины II. От либерализации к централизации власти. Усиление центральной власти. Расцвет дворянской империи.

Восстание Пугачева. Предпосылки восстания. Личность Е.И. Пугачева. Армия восставших. Ход восстания. Причины поражения и значение восстания.

Укрепление дворянского государства. Отказ Екатерины II от либеральных попыток облегчить участь крестьян. Реформа местного управления 1775 г. Создание единообразной для всей империи судебной системы. Городская реформа. Жалованные грамоты дворянству и городам.

Экономика и население России во второй половине XVIII в. Рост территории и населения. Превращение России в самое большое государство мира. Вмешательство государства в экономику. Крепостничество как тормозящий фактор развития России. Рост промышленности. Изменения в сельском хозяйстве. Факторы влияния на рост российской торговли. Состояние финансов. Жизнь и хозяйство народов России. Вхождение новых народов в состав России. Разные стадии цивилизационного развития народов страны. Общие черты развития национальных районов России. Формирование национальной политики правительства: уважение национальных особенностей народов, представление полной свободы для их вероисповедания, установление определенных налоговых льгот для местного населения по сравнению с русскими переселенцами, освобождение от ряда повинностей.

Внешняя политика России. Проблемы внешней политики России: борьба с Польско-Литовским государством за древние русские земли, обеспечение выхода к Балтийскому морю, выход к Черному морю и пути их решения. Русско-турецкие войны. А.В. Суворов. Г.А. Потемкин. Ф.Ф. Ушаков. Освоение  Новороссии и Крыма. Разделы Польши.

Культура и быт во второй половине XVIII в. Особенности российской культуры. Взаимопроникновение достижений русской культуры' былых времен и новых культурных веяний. Влияние культуры на формирование российского общества, пробуждение национального самосознания. Интернациональный характер новых культурных ценностей в условиях многонациональной России. Влияние иностранцев на становление российской цивилизации. Образование и просвещение народа. Сеть общеобразовательных школ. Введение системы народного образования в 1780-е гг. Московский университет. М.В. Ломоносов. Наука. Техническая мысль. ИИ. Ползунов. Научные экспедиции.

Литература и искусство. Все более светский характер литературы. Формирование русского литературного языка. Классицизм. Г.Р. Державин. Понятие реализма в искусстве. Д.И. Фонвизин. Барокко и классицизм в архитектуре. В.И. Баженов. М.Ф. Казаков. В.В. Растрелли. Переход от условности иконописи к реалистическим полотнам в живописи. А.П. Антропов. Ф.С. Рокотов. Скульптура. Э. М. Фальконе. Ф.И. Шубин.

Появление профессионального драматического театра. Ф.Г. Волков. Музыкальное искусство. Д.С. Бортнянский. Новое в быту россиян XVIII в.

Раздел 11. Россия в первой половине 19 столетия (14ч.)

Первые годы правления Александра I. Реформаторские шаги императора в начале правления: некоторая либерализация русской жизни, ликвидация Тайной канцелярии, указы оправе покупки земель купцами, мещанами, государственными крестьянами и крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости. Указ о вольных хлебопашцах. Прекращение практики раздачи государственных крестьян в частную собственность. Изменения в области образования. Негласный комитет. Учреждение министерств с системой единоначалия. М.М. Сперанский и его проекты.

Внешняя политика России. Вступление России в антифранцузскую коалицию. Битва при Аустерлице. Влияние поражения русско-австрийской армии на соотношение сил в Европе. Русско-турецкая война 1806-1812 гг. Новая антифранцузская коалиция. Тильзитский мир. Война России со Швецией. Включение Финляндии в состав России. Войны с Ираном и Турцией. Включение в состав России Закавказья и Молдавии.

Отечественная война 1812 г. Вторжение войск Наполеона в Россию. Соотношение сил. Планы сторон. Этапы войны. Российские полководцы М.И. Кутузов, М.Б. Барклай де-Толли, П.И. Багратион, Д.П. Ермолов, Н.Н. Раевский, М.А. Милорадович, П.А. Коновницын, Д.С. Дохтуров, М.И. Платов. Смоленское сражение. Бородинская битва. Вступление Наполеона в Москву. Пожар Москвы. Значение Тарутинского маневра. Народная война. Партизанское движение. Контрнаступление русской армии. Изгнание войск Наполеона из России. Заграничный поход русской армии. Венский конгресс. Священный союз, роль России в нем.

Жизнь России в послевоенный период. Движение декабристов. Эмоциональный подъем в русском обществе под воздействием победы в Отечественной войне. Сохранение крепостного права, абсолютистского режима, самодержавия, отстраненности народа от решения судеб страны. Возникшие надежды на существенные перемены и инертность русской жизни. Положение народных масс, армии. Восстание Семеновского полка. Военные поселения. А.А. Аракчеев. Спор о личности А.А. Аракчеева в историографии. Внутренняя политика правительства: ужесточение мер направленных на пресечение крестьянских побегов от помещиков, создание проекта освобождения крестьян от крепостного права и проекта Конституции России. Н.Н. Новосильцев.

Создание выборной представительной власти в Финляндии. Конституционная реформа в Польше. Движение декабристов. Предпосылки движения. Отличия движения декабристов от всех предшествовавших ему выступлений против власти в России. Состав тайных организаций. Программные установки декабристов. «Конституция» Н.М. Муравьева. «Русская правда» П.И. Пестеля. События 14 декабря 1825 г. Причины поражения декабристов. Влияние движения декабристов

Внутренняя политика Николая I. Личность императора Николая Павловича. Преобразования в государственном управлении: образование новых министерств, создание вышедшими из крепостной зависимости. Указ о вольных хлебопашцах. Прекращение практики раздачи государственных крестьян в частую собственность. Изменения в области образования. Негласный комитет. Учреждение министерств с системой единоначалия. М.М. Сперанский и его проекты.

Внешняя политика России.

Вступление России в антифранцузскую коалицию. Битва при Аустерлице. Влияние поражения русско-австрийской армии на соотношение сил в Европе.

Русско-турецкая война 1806-1812 гг. Новая антифранцузская коалиция. Тильзитский мир. Война России со Швецией. Включение Финляндии в состав России. Войны с Ираном и Турцией. Включение в состав России Закавказья и Молдавии.

Отечественная война 1812 г. Вторжение войск Наполеона в Россию. Соотношение сил.

Планы сторон. Этапы войны. Российские полководцы М.И. Кутузов, М.Б. Барклай де Толли, П.И. Багратион, Д.П.. Ермолов. Н.Н. Раевский. М.А. Милорадович, П.А. Коновницын, Д.С. Дохтуров. М.И. Платов. Смоленское сражение. Бородинская битва. Вступление Наполеона в Москву. Пожар Москвы. Значение Тарутинского маневра. Народная война. Партизанское движение. Контрнаступление русской армии. Изгнание войск Наполеона из России, Пограничный поход русской армии. Венский конгресс. Священный союз, роль России в нем.

Контрольная работа.

Жизнь России в послевоенный период. Движение декабристов. Эмоциональный подъем в русском обществе под воздействием победы в Отечественной войне. Сохранение

крепостного права, абсолютистского режима, самодержавия, отстраненности народа от решения судеб страны. Возникшие надежды на существенные перемены и инертность русской жизни.        Положение        народных        масс,        армии.        Восстание Семеновского полка. Военные поселения. А.А.  Аракчеев. Спор о личности А.А. Аракчеева в историографии. Внутренняя политика правительства: ужесточение мер направленных на пресечение крестьянских побегов от помещиков, создание проекта освобождения крестьян от крепостного права и проекта Конституции России, и Н. Новосильцев.

Создание выборной представительной власти в Финляндии. Конституционная реформа в Польше. Движение декабристов. Предпосылки движения. Отличия движения декабристов от всех. Контрольная работа.

Учебно-тематическое планирование

п/п

Название разделов и тем

Всего

часов

В том числе на:

уроки

лабораторно-

практические

работы

контрольные

работы

1

Раздел 1. История как наука.

1

1

2

Раздел 2. Человечество на заре своей истории.

1

1

3

Раздел 3. Цивилизации Древнего мира.

4

4

4

Раздел 4. Средневековье.

5

5

5

Раздел 5. Наше Отечество в древности.

2

2

6

Раздел 6. Древняя Русь.

14

13

1

7

Раздел 7.От Руси к России.

20

19

1

8

Раздел 8. Новое время: эпоха модернизации.

14

14

9

Раздел 9. Россия в ХVII столетии.

13

13

10.

Раздел 10. Россия в ХVIII столетии

13

13

11

Раздел 11. Россия в первой половине XIX столетия.

14

13

1

12.

Обобщение

4

3

1

13.

Итого

105

101

4

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате освоения содержания среднего (полного) общего образования учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности.

Учащиеся должны знать:

  • основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;
  • периодизацию всемирной и отечественной истории;
  • современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории
  • историческую обусловленность современных общественных процессов;
  • особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
  • даты основных событий, термины и понятия значительных процессов и основных событий, их участников;
  • результаты и итоги событий в России и мире в древности, средневековье и Новом времени.
  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся за указанный период;
  • изученные виды исторических источников.

Должны уметь:

  • самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;
  • отделять основную информацию от второстепенной, критически оценивания достоверность полученной информации, передавать содержание информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);•найти нужную информацию по заданной теме в источниках различного типа, извлекать необходимую её из источников, созданных  различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);
  • критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
  • анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
  • участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
  • представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
  • группировать исторические события и явления по указанному признаку;
  • развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного), объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах;
  • владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута);
  • соотносить свои действия и поступки окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
  • осознавать себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданином России;

Способны решать жизненно-практические задачи:

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни,

исходя из их исторической обусловленности,

  • использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
  • использовать знания об историческом пути и традициях народов России в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Календарно – тематическое планирование

№ п/п

Тематическое планирование с указанием количества часов

Поурочное планирование с указанием экскурсий, лабораторных и практических работ

Дата проведения

                     

Примечание

по плану

фактически

Раздел 1. История как наука 1ч.

1

Вводный урок. Периодизация всемирной истории. История России - часть мировой истории

Раздел 2. Человечество на заре своей истории 1ч.

2

Человечество на заре своей истории. Первобытная эпоха.

Раздел 3. Цивилизации Древнего мира 4ч.

3

Первые цивилизации Азии и Африки

4

Античные цивилизации Средиземноморья. Древняя Греция и Древний Рим

5

Возвышение Рима

6

Кризис античной цивилизации

Раздел 4. Средневековье 5ч.

7

Мир эпохи Средневековья

8

Западная Европа в Средние века

9

Азия в Средние века

10

Международные отношения в средние века

11

Духовная жизнь европейского Средневековья

Раздел 5. Наше Отечество в древности 2ч.

12-13

Происхождение славян. Их соседи и враги

Раздел 6. Древняя Русь14 ч.

14-15

Восточнославянские племена в VIII-IX вв.

16-17

Становление Древнерусского государства

18-19

Правление Владимира. Крещение Руси

20

Русское общество в XI в.

21-22

Русь при Ярославичах. Владимир Мономах

23-24

Политическая раздробленность Руси. Русские княжества XII - XIII вв.

25-26

Культура Руси в X - начале XIII в.

27

Повторительно-обобщающий урок «Политическая раздробленность Руси». Контрольная работа

Раздел 7. От Руси к России 20 ч.

28

Монголо-татарское нашествие на Русь

29

Натиск врагов на северо-западные границы Руси

30-31

Возрождение Руси. Русь при Александре Невском.

32-33

Возвышение новых русских центров. Возвышение Москвы

34-35

Открытая борьба с Ордой. Дмитрий Донской

36

Феодальная война на Руси

37-38

Иван III - государь всея Руси

39-40

Хозяйство. Власть. Церковь в XV в.

41-42

Культура и быт в XIV- XV вв.

43

Приход к власти Ивана IV. Реформы 1 550-;СГ'\

44

Внешняя политика Ивана IV

45

Опричнина, Конец династии Рюриковичей

46

Новые явления в русской культуре

47

Обобщение по теме «В борьбе за единство и независимость». Контрольная работа

Раздел 8. Новое время: эпоха модернизации

 14 ч

48

Новое время: эпоха перемен

49-50

Великие географические открытия и зарождение капиталистических отношений

51

Изменения духовного облика Европы

52

Кризис сословного строя в Европе. Буржуазная революция в Англии.

53

Эпоха просвещения и просвещённый абсолютизм.

54

Война за независимость в Северной Америке

55-56

Великая французская революция и её последствия для Европы

57-58

Технический прогресс в XVIII - середине XIX в. Промышленный переворот в Англии и его последствия

59

Общественно-политическая и духовная жизнь в Новое время

60

Основы теории модернизации. Особенности развития стран Европы и Азии в Новое время.

61

Международные отношения в Новое время

Раздел 9. Россия в XVII столетии

13 ч.

62-63

Начало Смуты. Кризис общества и государства в России

64-65

Второе ополчение. Спасители Отечества

66-67

Россия после Смуты. Новые черты жизни

68

XVII, бунташный, век. Социальные протесты

69-70

Внутренняя и внешняя политика Алексея Михайловича.

71

Народы России в XVII в.

72

Россия накануне преобразований

73

Культура и быт России в XVII в.

74

Урок обобщения по теме «Россия в XVII столетии»

Раздел 10. Россия в XVIII столетии 13 ч.

75-76

Эпоха Петра Великого. Северная война

77-78

Реформы Петра I

79-80

Эпоха дворцовых переворотов Правление Елизаветы Петровны

81

Россия в первое время правления Екатерины II

82

Восстание Пугачёва

83

Экономика и население России во второй половине XVIII в.

84

Внешняя политика России

85

Культура и быт во второй половине XVIII в.

86

Тревожное окончание века. Павел I

87

Урок обобщения по теме «Россия в XVIII столетии»

Раздел 11. Россия в I половине XIX столетия 14 ч.

88-89

Первые годы правления Александра I

90-91

Внешняя политика России

Контрольная работа

92-93

Жизнь России в послевоенный период. Движение декабристов

94-95

Внутренняя политика Николая I

96-97

Внешняя политика Николая I. Крымская война.

98

Общественная и духовная жизнь России

99-

100

Русская культура в первой половине XIX века.

101-

104

Обобщающий урок. Контрольная работа

105

Урок итогового повторения по курсу

Контроль уровня обученности

Формы контроля:

  • устный опрос;
  • письменный опрос;
  • тестирование;
  • доклады и сообщения.

Критерии оценивания  устных ответов  учащихся:

ОТЛИЧНО:

  • называет даты важнейших событий, соотносит год с веком, устанавливает последовательность и длительность исторических событий
  • называет место, обстоятельства, участников, результаты  исторических событий,  
  • читает историческую карту с опорой на легенду  
  • рассказывает устно об исторических событиях, описывает условия. Образ жизни, занятия людей в данной исторической эпохе
  • соотносит единичные исторические факты при ответе на вопрос с общими историческими явлениями
  • называет характерные, существенные черты исторических событий и явлений
  • объясняет смысл и значение исторических понятий
  • излагает суждения о причинно-следственных связях исторических событий  
  • объясняет, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных личностей в истории  
  • определяет и объясняет свое отношение и оценку наиболее значительных событий  

ХОРОШО

  • называет даты  важнейших событий
  • называет место, обстоятельства, участников важнейших событий,    
  • читает историческую карту с опорой на легенду  
  • рассказывает устно об исторических событиях,  
  • соотносит единичные исторические факты и общие явления
  • объясняет смысл важнейших исторических понятий,  
  • излагает суждения о причинно- следственных связях исторических событий  

УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО

  • называет даты важнейших событий
  • называет место. Обстоятельства важнейших событий
  • читает историческую карту с опорой на легенду  
  • рассказывает устно об исторических событиях,  
  • объясняет смысл важнейших понятий

НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО

  • не может назвать ни одной важной даты
  • не рассказывает, или рассказывает неправильно об исторических событиях,  
  • не может читать историческую карту
  • не может объяснить смысл важнейших понятий  

Критерии оценивания письменного ответа

Оценка «5» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

Оценка «4» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются). Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

Оценка «3» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта при формальном использовании обществоведческих терминов. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

Оценка «2» ставится, если представлена собственная позиция по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации или если проблема не раскрыта, или дана информация (факты общественной жизни или личного опыта) не в контексте задания.

Критерии оценивания работы с историческим источником

Отметка «5» выставляется в том случае, если обучающийся  

  • установил тип источника и время (дату) его появления; извлек из источника историческую информацию, на основе которой сформулировал и раскрыл поднятую в тексте проблему;
  • сопоставил факты нескольких исторических источников;
  • применил контекстные знания и базовые знания смежных предметных областей (география, искусство и т.д.) для объяснения содержания исторического источника;
  • дал теоретическое обоснование информации источника и прокомментировал ее с использованием научной терминологии;
  • привел собственную точку зрения на рассматриваемую проблему;
  • аргументировал свою позицию с опорой на исторические факты и собственный жизненный опыт.

Отметка «4» выставляется в том случае, если обучающийся

  • определил тип источника и историческую эпоху его появления;
  • извлек из источника историческую информацию, на основе которой обозначил и пояснил поднятую в тексте проблему;
  • сопоставил факты нескольких исторических источников; применил контекстные знания для объяснения содержания исторического источника;
  • прокомментировал информацию источника с использованием научной терминологии;
  • привел собственную точку зрения на рассматриваемую проблему, но затруднился; с аргументацией свою позиции.

Отметка «3» выставляется в том случае, если обучающийся

  • не узнал тип источника, но указал примерное время его появления;
  • на основе информации источника увидел проблему, но не смог ее сформулировать;  
  • попытался раскрыть проблему, пользуясь общими рассуждениями при слабой опоре на информацию источника;
  • не сформулировал собственную точку зрения (позицию, отношение) при ответе на вопросы и задания к тексту источника.

Отметка «2» выставляется в том случае, если обучающийся

  • не указал тип источника, но сделал попытку ответить на поставленные вопросы;
  • не увидел проблему и не смог ее сформулировать;

Критерии оценивания работы с исторической картой

Отметка «5» выставляется в том случае, если обучающийся

  • читает легенду карты, правильно описывает расположение стран (государств), используя соответствующую терминологию;
  • раскрывает сущность исторических процессов и явлений (войн, революций и пр.), пользуясь языком карты;
  • правильно и в полном объеме выполняет задания по контурной карте.

Отметка «4» выставляется в том случае, если обучающийся

  • допускает неточности при чтении легенды карты, описывает расположение стран (государств), искажая или не в полном объеме используя картографические термины, затрудняется в применении карты при анализе сущности исторических процессов и явлений;
  • не в полном объеме выполняет задания по контурной карте.

Отметка «3» выставляется в том случае, если обучающийся

  • допускает ошибки при чтении легенды карты, искажающие смысл исторической информации;
  • не соотносит историческую информацию с картой;
  • не может обозначить изучаемые исторические объекты (явления) на контурной карте.

Отметка «2» выставляется в том случае, если обучающийся

  • не умеет читать легенду карты;
  • не распознает историческую информацию, представленную на карте;
  • отказался работать с контурной картой.

Критерии оценивания письменных работ тестового характера.
В работах такого характера исправляются все ошибки, учитываются только ошибки на заранее оговоренные грамматические, лексические и орфографические трудности.
«5» - 100-90% правильных вариантов
«4» - 89-70% правильных ответов
«3» - 69-50% верных вариантов
«2» - ниже 50%

Учебно-методическое обеспечение

№ п/п

Содержание

Класс

Автор

Издательство

Год

издания

1

Программа « Программа курса история России с древнейших времен до конца XIX века»

10

А.Н.Сахаров,

А.Н.Боханов,

С.И.Козленко

М., «Русское слово»

2008

2

Учебник « История России с

древнейших времен до конца XVI века

10

А.Н.Сахаров

М., «Русское слово»

2008

3

Учебник «История России XVIII-XIX века»

10

А.Н.Сахаров, А.Н. Боханов

М., «Русское слово»

2009

4

Учебник

(дополнительный) «Всеобщая история»

10

Н.В.Загладин,

Н.А.Симония

М., «Русское слово»

2010

5

История России. Тесты для промежуточной аттестации.

10

Р.В.Пазин

«Легион»

2010

6

История. Поурочные планы.

10

Н.В. Зайцева

Волгоград

2012

7

Отечественная история в схемах и таблицах

6-11

В.В.Кириллов

Просвещение

2012

8

Большая российская энциклопедия

5-11

Большая Российская энциклопедия

2004

9

История  России.  9-11   классы:  тесты

9-11

Л.В.Селянина

Волгоград: Учитель

2007

10

Школьный словарь справочник « Новейшая

история история

9-11

Просвещение

2002

11

Подготовка к олимпиадам по истории

8-11

Уткин Н.В.

Айрис – пресс

2005

12

История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца 20 века

5-11

Хачатурян. В.М.

Дрофа

2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

рабочая программа по истории 5 класс Рабочая программа по истории 11 класс

поурочно-тематическое планирование по истории для 5 классапоурочно-тематическое планиросание по истории для 11 класса к учебнику Данилова...

Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе УМК ...

Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе:УМК &laqu...