Рабочая программа по истории
рабочая программа по истории (9 класс) на тему

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2._rabochaya_programma_9_kl._istoriya.docx57.31 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.

Соотношение содержания исторического образования на ступенях основного и полного общего образования определяется с учетом принципа преемственности исторического образования и специфики каждой из них этих ступеней. Изучая историю на ступени основного общего образования учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Отбор учебного материала на этой ступени отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем. Изучение истории на ступени полного общего образования позволяет систематизировать знания учащихся об историческом пути и опыте человечества, составить представление о различных моделях изучения исторического прошлого, развить навыки работы с различными типами исторической информации. При этом как на ступени основного общего образования, так и в старших классах изучение истории должно быть ориентировано прежде всего на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для социализации подростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций.

Основные содержательные линии примерной программы в V-IX классах реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории». Предполагается их синхронно-параллельное изучение с возможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов. Внутренняя периодизация в рамках этих курсов учитывает сложившиеся традиции преподавания истории и необходимость сбалансированного распределения учебного материала.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В рамках познавательной деятельности изучение истории способствует закреплению умения разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Принципиальное значение в рамках курса истории приобретает умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы. При выполнении творческих работ (особенно в рамках предпрофильной подготовки) формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.

Важную роль историческое образование играет в формировании и развитии общеучебных умений и навыков в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе умения передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловый анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план, тезисы конспекта. На уроках истории учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умениями вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимися могут использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбираться выразительные средства языка и знаковые системы .

С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельностью важно уделить особое внимание способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.

Предлагаемая программа ориентирована на учебники: Данилов А. А., Косулина В. Г. История России XX- начала XXI века.  9 класс. - М.: Просвещение, 2008 г., Загладин Н.В., Всеобщая история. 20век. 9 класс – М., «Русское слово», 2007 г.

В учебно-методический комплект к учебному пособию Загладин Н.В. «Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс» включены:

 Загладин Н.В. Новейшая история зарубежных стран. XX век. Пособие для учителя 9 класс.

 Загладин Н.В. Программа курса «Новейшая история зарубежных стран. XX век». 9 класс.

 Загладин Н.В., Загладина Х.Т. Программа курса и тематическое планирование к учебнику «Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс».

 Агафонов С.В. Схемы по всеобщей истории. 9 класс.

В учебно-методический комплект Данилов А.А. 9 класс входят:

Поурочные разработки.Данилов А. А.История России. XX - начала XXI века.

Методические рекомендации. 9 класс.

Рабочая тетрадь 9класс. .Пособие для обучающихся.Авторы Данилов А. А., Косулина Л. Г.

Изучение истории  направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданственности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных традиций, нравственных и социальных установок;
  • развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира;
  • освоение систематизированных знаний об истории человечества;
  • овладение умениями и навыками комплексной работы с различными типами исторических источников, поиска и систематизации исторической информации как основы решения исследовательских задач;
  • формирование исторического мышления - способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности.

Предусмотрены различные типы и формы уроков:

  • изложение нового материала самим учителем,
  • комбинированные уроки,
  • уроки-практикумы,
  • уроки-семинары,
  • уроки-конференции,
  • повторительно-обобщающие уроки.

В результате изучения истории ученик должен знать/понимать:

  • Основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней, выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории.
  • Важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшихся в ходе исторического развития.
  • Изученные виды исторических источников.

Уметь:

  • Соотносить даты событий отечественной и Всеобщей истории с веком, определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории.
  • Использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач, сравнивать свидетельства разных источников.
  • Показывать на исторической карте: территории расселения народов, границы государств, города, места исторических событий.
  • Рассказывать о важнейших исторических событиях их участниках, показывая знания необходимых фактов, дат, терминов, давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников, использовать приобретенные знания при написании творческих работ, рефератов.
  • Соотносить общие исторические процессы и отдельные факты и явления, выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий, группировать исторические явления и события по заданному признаку, объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений, определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий.
  • Объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и Всеобщей истории.
  • Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений в современной жизни;
  • высказывания собственных суждений об историческом наследии России и мира;
  • объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
  • использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Главной целью реализации данной программы является обеспечение знаний всем обучающимся на базовом уровне, ориентация способных к гуманитарному образованию к участию в олимпиадах разных уровней.

    Рабочая программа предусматривает индивидуальную, групповую, фронтальную деятельность обучающихся, ведущие виды деятельности - информационный, исследовательский, проектный.

Рабочая программа предусматривает индивидуальную, групповую, фронтальную деятельность обучающихся через информационную, исследовательскую, проектную, дискуссионную деятельность.

        Программой предусмотрены следующие формы контроля:

  1. Тестирование – 5
  2. Самостоятельная работа -1
  3. Контрольная работа – 2
  4. Понятийный диктант – 2
  5. Зачет – 1

Предусмотренные программой работы направлены на повышение эффективности подготовки к итоговой аттестации в форме ОГЭ.

Содержание изучаемого курса

68 часов, из расчета 2 часа в неделю

№ п/п

Тема урока

Количество уроков

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

Вид контроля, измерители

Домашнее задание

Дата проведения план/факт

Тема 1.   Мир в 1900 – 1918г.г.   3 часа

 

1 - 2.

Мир к началу XX века (политическая карта мира, индустриальное и традиционное общества, научно – технический прогресс, проблемы технического развития).

2

Изучение нового материала

комбинированный урок

Основные направления демократизации социально – политической жизни в начале XX в. Политические партии и главные идеологические направления партийной борьбы: консерватизм, либерализм, социализм, марксизм. Социалистическое движение в начале XX века. Либералы у власти. Рабочее движение в новую индустриальную эпоху.

Сравнивать, находить общее, различия, обобщать и делать выводы.

Социал – демократы, консерватизм, либерализм, социализм, марксизм.

Составить сравнительную таблицу

Загладин.

Данилов, Косулина

§ 1-2

§ 1

3.

Военно-политические союзы и международные конфликты 1900 – 1914гг

1.

комбинированный урок

Конкуренция экономически развитых и подготовленных в военном плане держав: США, Великобритания, Франция, Россия, Германия, Австро-Венгрия, Италия, Япония. Особенности политики ведущих стран мира. Мирные и военные средства решения конфликтов. Гаагская конференция. Вторжение в Китай. Создание системы военно-политических блоков: Антанта, союз Центральных держав. Русско-японская война 1904 – 1905гг.: Дальневосточная политика, начало военных действий, падение Порт-Артура, военные действия в 1905 году, окончание войны, сближение России и Англии.

Загладин

§ 3

Тема 2.   Россия в начале XX века ( 1900 – 1916 г.г.)   8 часов

4.

Основные направления модернизации страны в начале XX века.

1.

Изучение нового материала

Особенности промышленного и аграрного развития России на рубеже XIX – XX веков. Экономическое развитие страны в начале XX века. Политика модернизации сверху. Государственный капитализм. Формирование монополий. Иностранный капитал в России. С,Ю. Витте.

Показывать на карте территорию Российской империи, называть особенности процесса модернизации в России начала XX века; сравнивать темпы и характер модернизации в России и других странах. Называть характерные черты экономического развития в начале века, показывать на карте промышленные центры.

Геостратегическое положение, индустриальное общество, модернизация,многоуклад

Ная экономика, монополистический капитализм

Эвристическая беседа. Составление плана – конспекта

Данилов, Косулина

§ 1-2

5.

Самодержавие в начале XX века.

1.

Комбинированный

Политическое развитие страны в начале XX века. Рабочее движение. «Полицейский социализм». Революционные

Партии, их программы.

Называть характерные черты самодержавия.

Политическая система, гражданское общество.

Тест

Данилов, Косулина

§ 3

6.

Внешняя политика России в начале XX века. Русско – японская война, её итоги и влияние на общество.

1.

Комбинированный

Россия в международных отношениях начала XX века. Русско – японская война, её влияние на российское общество.

Называть основные направления внешней политики, хронологические рамки войны; причины и характер войны; поражение и его последствия; полководцев и участников войны; называть и показывать по карте основные сражения.  

Агрессия, аннексия, гегемония, контрибуция, эскалация.

Алгоритм военных действий, контурная карта

Данилов, Косулина

§ 4

7.

Общественные движения.

1.

Комбинированный

Политические течения и партии. Манифест 17 октября. Государственная Дума. Новые политические течения и партии. Оформление либеральных партий. Монархическое и черносотенное движения.

Объяснять значение понятий; сравнивать программные установки либеральных партий; соотносить названия партий и имена их лидеров.

Конституционная монархия, парламент, политическая партия, программа партии, тактика, социалисты, либералы, консерваторы.

Составление схем, таблиц, работа с документами

Данилов, Косулина

§ 5

8.

Революция 1905 – 1907 г.г. Причины, этапы, главные события.

1.

Изучение нового материала

Причины, характер революции. «Кровавое воскресенье» Возникновение Советов. Восстание в армии и на флоте. Всероссийская политическая стачка. Вооружённое восстание в Москве.

Излагать причины и последствия революции; систематизировать причины и итоги революции в виде таблицы.

«Зубатовский социализм», революция, движущие силы революции.

Алгоритм революционных событий

Данилов, Косулина

§ 5-6

9.

Реформа П.А.Столыпина. Промышленный подъём.

1.

Комбинированный

Аграрная реформа. Промышленный подъём.

Называть альтернативы общественного развития в 1906 г.; составлять таблицу «Аграрная реформа и её результаты».

Отруб, хутор, кооперация.

Сообщения, составление таблиц

Данилов, Косулина

§ 7

10.

Культура России в начале XX века.

1.

Авторский урок

Культура России в начале XX века.

Называть выдающихся представителей и достижения российской культуры.

Ренессанс, декаданс, импрессионизм, модерн, символизм, акмеизм, футуризм.

Сообщения, творческие задания, эссе

Данилов, Косулина

§ 8

11.

Россия и мир в начале 20 века.

1.

Урок повторения и обобщения материала

Тестирование

Тема 3.   Первая мировая война.   4 часа

12.

Первая мировая война: причины, участники, этапы войны, театры боевых действий.

1.

Изучение нового материала

Главные причины и суть «нового империализма». Завершение территориального раздела мира между главными колониальными державами в начале XX века и борьба за передел колоний и сфер влияния. Нарастание противоречий и образование новых военно – политический союзов. Раскол великих держав на два противоборствующих блока – Тройственный союз и Антанту. Гонка вооружений. Рост националистических настроений в европейском обществе. Цели и планы участников войны. Характер войны. Основные фронты, этапы, сражения.

Знать причины войны; военные блоки; уметь показывать места основных сражений по карте. Составлять хронологическую таблицу событий Первой мировой войны.

Тройственный союз, локальные конфликты, Антанта

Сообщения, составление хронологической таблицы. Эссе «Можно ли было избежать начала Первой мировой войны?»

Загладин

§ 4-6

13 – 14 .

Россия в Первой мировой войне.

2 урока

Интегрированный урок

Россия в первой мировой войне.

Называть основные направления внешней политики, называть хронологические рамки войны; называть и показывать на карте места основных военных сражений, линии фронтов; составлять алгоритм военных действий.

Антанта, Тройственный союз, военные планы, военные операции, Брусиловский прорыв.

Алгоритм военных действий, контурная карта

 Данилов, Косулина

§ 9

15.

Итоги, уроки, последствия, роль и значение Первой мировой войны.

1.

Урок повторения и обобщения материала.

Самостоятельная работа

Тема 4.   Россия в 1917 – 1920 г.г.   7 часов

16.

Февральская революция 1917 года. Свержение самодержавия.

1.

Комбинированный

Предпосылки, содержание, хронологические рамки революционного процесса. Февраль 1917 года. падение самодержавия. Кризисы Временного правительства. Двоевластие. Выступление генерала Корнилова. Военная диктатура.

Рассказывать о взаимоотношениях буржуазии и правительства. Раскрывать отношение народа к войне. Характеризовать социально – экономическое положение России в военные годы. Объяснять особенности двоевластия. Объяснять причины кризисов Временного правительства. Раскрывать причины выступления Корнилова.

Пацифизм,

военная диктатура

Задание на определение хронологической последовательности развития революционного процесса. Работа с документами.

 Данилов, Косулина

§ 10-11

17.

Октябрьское восстание в Петрограде

1.

Комбинированный

Подготовка вооружённого восстания. Вооружённое восстание в Петрограде. II съезд Советов и первые декреты Советской власти. Судьба Учредительного собрания.

Рассказывать о лидерах большевиков. Раскрывать роль II съезда Советов. Объяснять причины создания коалиционного правительства. Объяснять причины роспуска Учредительного собрания

Национализация, оппозиция

Сообщения о восстании, членах первого советского правительства,задание на указание последовательности событий октября 1917 года

 Данилов, Косулина

§12

18.

Установление советской власти в стране

1.

Комбинированный

 Данилов, Косулина

§ 13

19.

Распад Российской империи. Брестский мир.

1.

Комбинированный

Альтернативы: сепаратный мир или революционная война. Взгляды В.И.Ленина, Л.Д.Троцкого, Н.И.Бухарина на мир. Брестский мир и его последствия. Конституция 1918 г.

Уметь излагать различные взгляды на мир, обсуждающиеся в среде большевиков.

Аннексия, контрибуция, «красный» террор, сепаратный мирный договор

Работа с картой, документами. Сообщения о лидерах белого дв-ия: П.Н.Врангель, А.В.Колчак, А.И.Деникин

 Данилов, Косулина

§ 14

20.

Гражданская война: предпосылки, участники, этапы, основные фронты.

1.

Комбинированный

Предпосылки и начало Гражданской войны. Основные этапы гражданской войны. Лидеры белого движения, «белый» террор. Разгром белого движения и интервентов в 1919 – 1920 г.г.

Уметь излагать предпосылки гражданской войны. Раскрывать причины и последствия «белого» террора. Давать характеристику лидерам белого движения. Объяснять причины поражения Белой армии. Излагать итоги Гражданской войны.

Гражданская война, интервенция

Составление схемы: «Расстановка политических сил в Гражданской войне».

 Данилов, Косулина

15-16

21.

«Военный коммунизм»

1.

Комбинированный

Политика военного коммунизма. Лидеры красного движения. «Красный» террор и его последствия.

Раскрывать сущность политики «военного коммунизма», объяснять причины создания Красной Армии.

Политика военного коммунизма

Представить собственное суждение о причинах победы красных в Гражданской войне.

 Данилов, Косулина

§ 17

22.

Мир, Россия в 1917 – 1920г.г.

1.

Урок повторения и обобщения материала

контрольная работа

Тема 5.   Мир в 1918 – 1920г.г.   3 часа

23.

От войны к миру. Крушение империй и образование новых государств в Европе. Версальский мир.

1.

Комбинированный

Положения Версальского, Сен – Жерменского, Нейского, Трианонского, Вашингтонского договоров. Характеристика Версальско – Вашингтонской системы.

Знать и уметь показывать на карте границы государств по созданной системе мирного урегулирования в Европе (20 – 30 г.г. XX века)

Лига наций

Таблица понятийный диктант

Загладин

§ 7

24.

Революционные события 1918 – 1919г.г. в Европе.

1.

Исследовательская деятельность (работа в группах)

XX век – новая национальная история. Революции в Германии, Австро – Венгрии, России.

Понимание изучаемых исторических источников. Уметь соотнести события России с мировыми, знание событий.

Интернационалы (социалистический, коммунистический)

Анализ табличного материала

Загладин

§ 8

25.

Установление авторитарных режимов в странах Европы в начале 1920 – х годов.

1.

Лабораторная работа, исследования процессов в разных странах.

Особенности стабилизации. План Дауэса. «Процветание» по – американски. Германия и Англия в стабилизации.

Понимать сущность процессов восстановления после Первой мировой войны. Уметь рассказать о важнейших событиях данного периода (по итогам исследования)

Фронтальный, тестовый

Загладин

§ 9

Тема 6.   Мир в 1920 – 1939 г.г.   4 часа

26.

Страны Западной Европы и США в 1924 – 1939 г.г.

1.

Лекция

Особенности экономического кризиса. Пути выхода, две альтернативы: «Новый курс» США – либерально – демократическая модель. Тоталитарная модель. Размеры кризиса. Модели борьбы. Значение либерально – демократической модели.

Анализировать особенности экономического кризиса. Знать основные понятия. Уметь участвовать в дискуссии и анализировать информацию.

Ф.Д.Рузвельт, кейнсианство. Социальный либерализм.

Понятийный блок

Загладин

§ 10

27.

Утверждение авторитарных и тоталитарных режимов в 1930 – е годы в странах Центральной и Восточной Европы.

1.

Лекция

 Методы решения социальных и политических проблем. Политическая нестабильность в Германии, Италии, Испании.

Знать новые виды общественного движения в Европе. Фашизм. III рейх.

Гитлер, Муссолини. Антивоенное движение. Народный фронт.

Фронтальный

Загладин

§ 11

28.

Страны Азии в 1920 – 1930 г.г.

1.

Работа в группах, мини - проекты

Культурно – цивилизационные особенности. Проблемы модернизации.

Знать понятие «Восток». Реформы и революции. Пути модернизации.

Ганди. Сунь – Ятсен. Кемаль. «Японский дух», европейское знание.

Групповой

Загладин

§ 13 -14

29.

Международные отношения в 1920 – 1930 г.г.

1.

Урок повторения и обобщения материала

практикум

Загладин

Тема 7.   Советская Россия в 1920 – 1930 г.г.   8 часов

30.

Экономический и политический кризис начала 1920 – х годов. НЭП: сущность, мероприятия, противоречия, итоги.

1.

Урок применения знаний и формирования умений

Кризис Советской власти. Причины и суть НЭПа. Крестьянские восстания 1920 – 1921 г.г. Кронштадтский мятеж. X съезд РКП(б)

Рассказывать о причинах кризиса Советской власти. Анализировать успехи политики НЭПа.

Новая экономическая политика

Составление сравнительной таблицы «Военный коммунизм и НЭП»

Данилов, Косулина

§ 18

31.

Образование СССР. Национальная политика.

1.

Урок применения знаний и формирования умений

Предпосылки и принципы образования СССР. Проекты объединения. Первая Конституция СССР.

Характеризовать различные проекты объединения. Раскрывать основные принципы национальной политики СССР.

Составление таблицы «Основные положения Конституции 1924 года». работа с документами.

Данилов, Косулина

§ 19

32.

Внешняя политика советского государства в 1920 – е годы.

1.

Комбинированный

Особенности внешней политики СССР в Азии. Международные конференции в Генуе и Гааге в 1922 году. Деятельность Коминтерна.

Называть и показывать по карте наиболее близких союзников СССР.

Работа с картой. Работа с документами.

Данилов, Косулина

§ 20

33.

Политическая жизнь в 1920 – 1930 годы.

1.

Урок применения знаний и формирования умений

XIII партконференция. Провозглашение курса на индустриализацию. Причины отказа от НЭПа. Принятие первого пятилетнего плана и провозглашение 1929 года – «годом Великого перелома». Политический террор. Формирование партийной политической системы. Создание Сталинской системы власти. Конституция СССР 1936 года.

Уметь давать характеристику сталинской идее победы социализма в одной стране. Понимать причины отказа от НЭПа, задачи сталинского варианта модернизации. Раскрывать причины обострения внутренней борьбы. Раскрывать процесс формирования тоталитарной системы. Анализировать суть культа личности И.В.Сталина.

Террор, культ личности

Составление таблицы «Борьба за власть в партии большевиков».  Анализ Конституции 1924 и 1936 годов.

Данилов, Косулина

§ 21, 25

34 - 35.

Ускоренная индустриализация. Политика сплошной коллективизации. Политика государства в области культуры.

1.

Урок применения знаний и формирования умений

Основные этапы коллективизации. Первые пятилетки, их итоги и значение. Итоги коллективизации и индустриализации. Утверждение метода социалистического реализма в искусстве. Воспитание нового человека. Искусство и государственное строительство.

Уметь объяснять причины и последствия коллективизации и индустриализации. Уметь работать со статистическим материалом. Объяснять причины идеологизации культуры. Характеризовать духовный климат советского общества, его положительных и негативных качеств.

Индустриализация, коллективизация

Сравнить модернизационную политику С.Ю.Витте и индустриализацию 30 х гг. Назвать общие и  отличительные черты. Сообщения на тему «Основные направления развития культуры и искусства в 1920 – 1930 г»

Данилов, Косулина

§ 22-24, 26

36.

Международные отношения и внешняя политика СССР в 1930 годы.

1.

Урок применения знаний и формирования умений

Вступление СССР в Лигу Наций. Гражданская война в Испании. Англо – франко – советские переговоры 1939 года. Мюнхенский сговор.

Понимать причины изоляции СССР в международной политике. Уметь анализировать успехи советской дипломатии. Объяснять причины невозможности создания системы коллективной безопасности.

Лига Наций

Работа с картой. Сравнительный анализ политических курсов СССР в 1920 – 1930 годах.

Данилов, Косулина

§ 27-28

37.

Итоги развития зарубежных стран, СССР в 1920 – 1930 годах.

1.

Урок повторения и обобщения материала

контрольная работа

Тема 8.   Вторая мировая война.   6 часов

38.

Начало войны. Причины, этапы, театры боевых действий, основные участники, характер войны.

1.

Семинарское занятие

Крах Версальско – Вашингтонской системы. Политика умиротворения агрессора и невмешательства, нейтралитета. Причины и характер Второй мировой войны. Периодизация, фронты. Особенности Второй мировой войны. Итоги, последствия.

Уметь анализировать международную обстановку, вести дискуссию. Уметь разбираться в современных трактовках Второй мировой войны. Анализировать, сравнивать с Первой мировой войной.

Государства – агрессоры, коллективная безопасность, политика умиротворения. Ялтинско – Потсдамская система. Черчилль. Рузвельт. Сталин.

Оценивание по качеству работы в семинаре. Понятийный блок.

Загладин

§ 15-16

39.

Главные события войны в Европе, на Тихом океане, в Северной Африке.

1.

Семинарское занятие

Загладин

§ 16-18

40.

Великая Отечественная война: причины, характер, этапы, периоды, основные сражения.

1.

Урок изучения нового материала

Положение СССР на международной арене в начале 1939 года. причины советско – германского сближения. Пакт о ненападении. Политика СССР в начальный период Второй мировой войны. План «Барбаросса». Подготовка Красной Армии к войне. Причины поражения советских войск в начальный период войны. Битва под Москвой.

Уметь систематизировать материал  в виде хронологической таблицы. Раскрывать причины заключения советско – германского пакта. Характеризовать политику СССР накануне Великой Отечественной войны. Давать характеристику плана «Барбаросса». Давать оценку готовности СССР к войне с Германией.

Мобилизация

Работа по составлению хронологической таблицы. Работа с картой. Работа с документами.

Данилов,Косулина

§ 29

41.

Великая Отечественная война: причины, характер, этапы, периоды, основные сражения.

1.

Комбинированный

Создание антигитлеровской коалиции. События весны – лета 1941 года. Битва за Сталинград и её историческое значение. Партизанское движение. Битва на Курской дуге и её значение. Коренной перелом в Вов. Тегеранская, Крымская конференции. Освобождение СССР и открытие 2 – го фронта.

Уметь рассказывать о партизанском движении, его лидерах, основных военных сражениях и их значении, героях войны. Уметь излагать основные решения Тегеранской, Крымской конференций, давать оценку открытию 2 – го фронта.

Работа по составлению хронологической таблицы. Работа с картой. Работа с документами.

Данилов,Косулина

§ 30, 32

42.

Советский тыл в годы войны.

1.

Комбинированный

Советский тыл в годы войны.

Уметь рассказывать о работе советского тыла в годы войны.

Эвакуация

Сообщения

Данилов,Косулина

§ 31

43.

Итоги и уроки Второй мировой войны. Вклад советского народа в Победу над фашизмом.

1.

Урок повторения и обобщения материала

Освобождение Восточной Европы. Битва за Берлин. Вступление СССР в войну против Японии. Вклад СССР в победу во Второй мировой войне. Разгром Японии.

Тема 9.   Мир во второй половине XX века: основные тенденции развития.   9 часов

44.

Новая расстановка сил в мире после войны. Противостояние Запада и Востока.

1.

Лекция

Предпосылки биполярности. Противостояние общественно – политических систем.

Усвоить основные понятия. Знать сдерживающие факторы.

«Холодная война», «идеологическое, экономическое, военное противостояние»

Работа по вопросам

Загладин

§ 20, 21

45.

Страны мира и регионы во второй половине XX века: США

1.

Работа в группах (проектная деятельность)

Послевоенный курс. Принципы политики в 1945 – 1990-е годы. Социальные политические программы.

Усвоение особенностей исторического пути США. Представить результаты в виде мини – проектов.

Особый путь развития.

Проверка мини – проектов

Загладин

§ 24-25

46.

Страны мира и регионы во второй половине XX века: Великобритания, Франция, Германия.

1.

Комбинированный

Великобритания: лейбористы, консерваторы у власти. решение экономических, политических, социальных, этнических проблем развития.

Франция: социально – экономическая и политическая история XX века. От многопартийности к режиму личной власти (голлизм). Попытка «левого» эксперимента.

Германия: три периода истории Германии. Соревнование двух систем в рамках одной страны.

Усвоить особенности исторического развития. Понимать проблемы «консервативной революции», «третьего пути» Т.Блэра

Уметь характеризовать особенности развития на разных исторических этапах республик во Франции.

Установление причинно – следственных связей перемен в историческом развитии Германии XX века (вторая половина)

Лейбористы, консерваторы.

Шарль де Голь

Фронтальный опрос

Загладин

§ 26-27

47.

Страны мира и регионы во второй половине XX века: страны Восточной Европы.

1.

Комбинированный

Принципы формирования мировой системы социализма. Направления преобразований.

Знать понятие «Восточная Европа». Уметь анализировать виды социализма.

Новая структура миропорядка

Тестирование

Загладин

§ 29-90

48.

Страны Азии, Африки и Латинской Америки в современном мире.

1.

Лекция

Проблемы выбора путей развития. Культурно – цивилизационные особенности Азиатско – Тихоокеанского,

индо – мусульманского, латино – американского и африканского регионов. Варианты выбора.

Овладение понятием «деколонизация». Знать особенности проблемы «мирового юга».

Идеология «третьего пути». Религиозный фундаментализм.

Тестирование

Загладин

§ 33, 35, 36

49.

Культура зарубежных стран во второй половине XX века.

1.

Авторский урок

Изменение в научной картине мира. Основные направления в развитии культуры.

В информационном плане ознакомиться с постмодернизмом, культурой хайтека, элитарной и массовой культурой, контркультурой, с нарастанием технократизма и иррационализма в массовом сознании.

Особенности духовной жизни современного общества. Религия и церковь в современном обществе.

По качеству сообщений

Загладин

§ 38-39

50.

Политическое развитие стран Запада

1.

Комбинированный

Идейно – политические течения и партии (консерватизм, либерализм, социализм, коммунизм). Изменения в расстановке сил, появление христианско – демократических партий.

Уметь отличать и сравнивать политические движения. Знать причины упадка коммунистических движений и рост влияния демократических.

Эволюция политических идеологий во второй половине XX века.

Понятийный

Загладин

§ 37

51.

Движение за мир и разоружение в 1970 – 1990 г.г.

1.

Лекция

Новые социальные движения в мире. Процесс формирования гражданского общества, гражданские инициативы («Врачи без границ», «Гринпис»)

Понимать значение движения молодёжи, студентов, экологическое, феминистское, этническое, культурное.

Антивоенное движение

Опрос по вопросам лекции

Загладин

§ 40-42

52.

Мир во второй половине 20 века.

1.

Урок повторения и обобщения материала

Тестовые задания по курсу

Тема 10.   СССР в середине 1940 – 1980 – х  годов.  

53.

СССР в системе послевоенных международных отношений.

1.

Комбинированный

Потсдамская конференция.

Излагать решения Потсдамской конференции. Определять «цену победы» советского народа в Великой Отечественной войне.

Понятийный

Данилов,

Косулина

§ 38

54.

Послевоенное восстановление хозяйства. Страна в середине 1950 – 1960 –х годов.

1.

Урок изучения нового материала

Восстановление разрушенного хозяйства, переход от военного к мирному времени. Новая волна репрессий.

Определять задачи по восстановлению разрушенного хозяйства. Характеризовать атмосферу духовной жизни в стране, характеризовать идеологическую кампанию конца 1940 – нач. 1950-х г.г.

Фронтальный опрос

Данилов,

Косулина

§ 35, 40

55.

Внешняя политика СССР в середине 1950 – 1960 – х г.г.

1.

Комбинированный

Образование социалистического лагеря, создание СЭВ. Начало гонки вооружений, «холодная война», создание ядерного оружия.

Объяснять причины образования социалистического блока, определять причины начала «холодной войны», анализировать место Советского Союза в конфликтах начального периода «холодной войны».

«Холодная война», сверхдержава, политика сдерживания, доктрина отбрасывания коммунизма.

Работа с документами. Подготовить сообщение о роли СССР в войне в Корее.

Данилов,Косулина

§ 42

56.

СССР в середине 1960 – 1980 – х г.г.

1.

Урок изучения нового материала

Борьба за власть после смерти Сталина. Маленков, Берия, Хрущёв. Начало реабилитации. Культ личности Сталина.

Уметь анализировать первые реформы на основе дополнительных источников информации и текста учебника. Давать оценку XX съезду партии.

Реабилитация

Работа с документами

Данилов,Косулина

§ 43-45

57.

Внешняя политика СССР в середине 1960 – 1980 –х г.г.

1.

Комбинированный

Военное противостояние СССР и США во Вьетнаме. Конфликты на Ближнем Востоке. Чехословацкий кризис. Доктрина Л.И.Брежнева. политика разрядки. Вовлечение СССР в локальные конфликты в странах Африки. Ввод советских войск в Афганистан в 1979г. и его международные последствия.

Знать причины противостояния СССР и США. Понимать смысл доктрины Л.И.Брежнева. Уметь характеризовать локальные войны, их причины и последствия.

Доктрина

Составление сравнительной таблицы «Политика «холодной войны» и политика разрядки». Сообщения о главных персоналиях данного периода. Работа с документами.

Данилов,Косулина

§ 46

58.

Перестройка в СССР. М.С.Горбачёв. новый внешнеполитический курс страны.

1.

Урок изучения нового материала

М.С.Горбачёв. политика ускорения. Начало перестройки и её цели. Проведение КПСС курса на демократизацию и гласность, создание правового государства. Перемены в духовной жизни. Идеи нового полит. мышления. Перемены в политике СССР в отношении стран В. Европы.

Объяснять необходимость перестройки, её суть и итоги. Объяснять причины падения авторитета КПСС. Объяснять, почему политика М.С.Горбачёва вызвала критику в советском обществе.

Перестройка, гласность

Составление тезисов «Причины неудач перестройки». Работа с документами. Эссе «Политика нового мышления и её последствия».

Данилов,Косулина

§ 47,50

59.

Обострение внутренних противоречий в СССР. Кризис и распад советского общества.

1.

Урок применения знаний и формирования умений

Обострение межнациональных противоречий, их истоки и причины. Август 1991г. распад Советского союза.

Уметь объяснять причины возникновения противоречий между российскими и советскими структурами власти, знать и характеризовать события августа 1991

Работа с текстом, ответы на вопросы.

Данилов,Косулина

§ 48-49

                                                                                      Современная России

60.

Начальный этап экономических реформ.

1.

Комбинированный

1992г. правительство Е.Гайдара. шоковая терапия, либерализация цен, приватизация. Поляризация политических сил в России.

Уметь работать со средствами периодической печати для анализа последствий реформ правительства Е.Гайдара.

Приватизация, либерализация

Данилов,

Косулина

§ 81

61.

Политический кризис 1993г. и принятие новой Конституции.

1.

Комбинированный

Политический кризис 1993г. Референдум и принятие новой Конституции. Итоги выборов 1993г.

Уметь работать с документами, характеризовать новую Конституцию.

Импичмент

Составление сравнительной таблицы «Конституция 1977 и 1993 г»

Данилов,Косулина

§ 52

62.

Политика коррекции курса реформ.

1.

Комбинированный

Подписание федеративного договора. Истоки Чеченского конфликта. Кризис 1998г., его экономические и социальные последствия.

Уметь анализировать причины противоречий внутри страны и показывать причины кризиса 1998г.

Составление развёрнутого плана и тезисов по теме урока, работа с понятийным аппаратом

Данилов,Косулина

§ 54

63.

Россия на рубеже XX – XXIв.в.: новый этап развития.

1.

Комбинированный

Россия в 1999 – 2003г.г. Россия: по пути реформ и стабилизации. Итоги выборов 2003 – 2004г.г.

Уметь дать характеристику положению России после выборов 2000г. и показывать итоги выборов 2003 – 2004г.г. на основе дополнительных источников информации.

Работа со СМИ

Данилов,Косулина

§ 56

64.

Внешняя политика демократической России.

1.

Комбинированный

Поиск новых ориентиров на международной арене. Новые подходы к российской дипломатии. Россия и государства СНГ. Россия на международной арене начала XXI века.

Уметь показывать и раскрывать характер мер российского правительства для окончательного завершения «холодной войны»;определять причины сложностей во взаимоотношениях со странами Запада; определять особенности международной политики в начале нового столетия.

Составление развёрнутого плана и тезисов по теме урока

Данилов,Косулина

§ 55

65.

Духовная жизнь в российском обществе.

1.

Авторский урок

Особенности нового этапа духовной жизни. Живопись, скульптура, архитектура. Литературное творчество. Искусство кино и театра. Музыка.

Уметь характеризовать особенности развития духовной жизни конца 1990г.г.; перечислять выдающихся деятелей отечественной культуры.

Групповая работа

66.

Российская Федерация в 1991 – 2010г.г.

1.

Урок повторения и обобщения материала

 67– 68

Итоговое обобщение

2.

Авторские уроки

Понятийный диктант, тестирование

Примечание:

1 Тема 9 и тема 10, для эффективности изучения курса История Россия могут меняться местами, сроки изучения тем соответственно могут сдвигаться.

2. В течении учебного года возможно сокращение и уплотнение изучения тем соответствующих курсу Новейшая история зарубежных стран.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...

рабочая программа по истории 5 класс Рабочая программа по истории 11 класс

поурочно-тематическое планирование по истории для 5 классапоурочно-тематическое планиросание по истории для 11 класса к учебнику Данилова...