Волшебный мир кино
план-конспект занятия по истории (6 класс) по теме

Антонова Алёна Александровна

Открытое внеурочное мероприятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnyy_mir_kino.docx31.07 КБ

Предварительный просмотр:

                Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

        Гнездовская средняя школа        

Смоленского района Смоленской области

Внеурочное занятие по истории:

«Волшебный мир кино»

                                                                                                               Антонова Алёна Александровна,

                                                                                                    учитель истории и обществознания,

                                                                                                               

                                                                                         

2016

ТЕМА: «ВОЛШЕБНЫЙ МИР КИНО»

  Цель: Создать условия для того, что бы узнать историю создания Отечественного и зарубежного кино.

Планируемые результаты:

Предметные: знание создания Отечественного и зарубежного кинематографа;

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование коммуникативной компетентности; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира;

Метапредметные:

Познавательные: умение самостоятельно искать и готовить материал; обогащать свои представления об окружающем мире, анализировать и сравнивать разные источники информации; готовить презентации;

Регулятивные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; 

Коммуникативные: умение декларировать произведение в стихотворной форме; владеть устной речью;

Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная;

Образовательные ресурсы: Компьютер, мультимедийный проектор, презентации, карточки для участия в викторине.

Ход занятия.

        1. Организационный момент.

        Приветствие учащихся и гостей.

        

        2. Мотивационный этап

        Последние 8 лет каждый год президент посвящает той или иной актуальной сфере для привлечения к ней общественного внимания. 2016 год объявлен годом кино. Почему именно этот год? На 2016 год приходится ряд юбилеев: 120 лет со дня 1го кинопоказа в России. 80 лет - "Союзмультфильму".

        Давайте и мы окунемся в волшебный мир кино. Мы не будем ограничиваться рамками российского кино. Мы поговорим о кино как зарубежном так и российском.

        3. Введение

Учащаяся 1: (на фоне на экране – презентация 1)

Это город. Еще рано. Полусумрак, полусвет.
А потом на крышах солнце, а на стенах еще нет.
А потом в стене внезапно загорается окно.
Возникает звук рояля. Начинается кино.

И очнулся, и качнулся, завертелся шар земной.
Ах, механик, ради бога, что ты делаешь со мной!
Этот луч, прямой и резкий, эта света полоса
заставляет меня плакать и смеяться два часа,
быть участником событий, пить, любить, идти на дно...

Жизнь моя, кинематограф, черно-белое кино!
Кем написан был сценарий? Что за странный фантазер
этот равно гениальный и безумный режиссер?
Как свободно он монтирует различные куски
ликованья и отчаянья, веселья и тоски!

Он актеру не прощает плохо сыгранную роль —
будь то комик или трагик, будь то шут или король.
О, как трудно, как прекрасно действующим быть лицом
в этой драме, где всего-то меж началом и концом
два часа, а то и меньше, лишь мгновение одно...

Жизнь моя, кинематограф, черно-белое кино!
Я не сразу замечаю, как проигрываешь ты
от нехватки ярких красок, от невольной немоты.
Ты кричишь еще беззвучно. Ты берешь меня сперва
выразительностью жестов, заменяющих слова.
И спешат твои актеры, всё бегут они, бегут —
по щекам их белым-белым слезы черные текут.
Я слезам их черным верю, плачу с ними заодно...

Жизнь моя, кинематограф, черно-белое кино!
Ты накапливаешь опыт, и в теченье этих лет,
хоть и медленно, а всё же обретаешь звук и цвет.
Звук твой резок в эти годы, слишком грубы голоса.
Слишком красные восходы. Слишком синие глаза.
Слишком черное от крови на руке твоей пятно...

Жизнь моя, начальный возраст, детство нашего кино!
А потом придут оттенки, а потом полутона,
то уменье, та свобода, что лишь зрелости дана.
А потом и эта зрелость тоже станет в некий час
детством, первыми шагами тех, что будут после нас
жить, участвовать в событьях, пить, любить, идти на дно...

Жизнь моя, мое цветное, панорамное кино!
Я люблю твой свет и сумрак — старый зритель, я готов
занимать любое место в тесноте твоих рядов.
Но в великой этой драме я со всеми наравне
тоже, в сущности, играю роль, доставшуюся мне.
Даже если где-то с краю перед камерой стою,
даже тем, что не играю, я играю роль свою.
И, участвуя в сюжете, я смотрю со стороны,
как текут мои мгновенья, мои годы, мои сны,
как сплетается с другими эта тоненькая нить,
где уже мне, к сожаленью, ничего не изменить,
потому что в этой драме, будь ты шут или король,
дважды роли не играют, только раз играют роль.
И над собственною ролью плачу я и хохочу.
То, что вижу, с тем, что видел, я в одно сложить хочу.
То, что видел, с тем, что знаю, помоги связать в одно,
жизнь моя, кинематограф, черно-белое кино!

        4. История кино.

        

        Все мы любим и смотрим кино. Так сколько же лет кино? Когда и где появился первый фильм? О чем он был?  (предположения обучающихся)

Давайте послушаем девочек, которые подготовили презентацию и рассказ об истории кино..

        Ученик 2 и ученик 3 - презентация об истории кино.

  1. Возникновение кино.

        История кино начинается в 19 веке. Хотя фотография как способ запечатления неподвижных изображений появилась ещё в первой половине 19 в., для того, чтобы стал возможным процесс съёмки и воспроизведения движения, требовалось, чтобы фотографирование могло происходить с короткими выдержками. Но и после появления соответствующих типов фотоэмульсий в 70-х годах 19 в. кино появилось не сразу. То, что нас сегодня кажется очевидным, изобретатели и пионеры кинематографа поняли далеко не сразу. Были сделаны десятки попыток создать системы записи и воспроизведения движущихся изображений, в которых даже принимал участие знаменитый Эдиссон, но и его система оказалась неудобной, рассчитанной всего лишь на индивидуальный просмотр, что и не позволило Эдиссону добиться успеха.

        В результате, признанными изобретателями кинематографа стали французы, братья Луи и Огюст Люмьеры. Аппаратура Люмьеров оказалась очень удобной, с её помощью можно было легко снимать и демонстрировать фильмы на большом экране, что и предопределило успех их изобретения. "Кинематограф" (или "синематограф") - именно так называлось устройство Люмьеров.

        Первая публичная демонстрация была дана в Париже ещё в марте 1895 г., но днём рождения кино считается другая дата, 28 декабря 1895 г., когда состоялся первый коммерческий киносеанс (это произошло в подвале "Гран Кафе" на бульваре Капуцинов).

        В своих сеансах Люмьеры демонстрировали несколько коротких (всего 50 сек.) роликов, первым из которых был "Выход рабочих с фабрики". Однако наиболее популярным из этих роликов стал ролик под названием "Прибытие поезда". Поезд на экране как бы надвигался на зал, что выглядело очень реалистично и производило сильное впечатление на зрителей.

2. Начальный период развития кино

        После гениального изобретения Люмьеров был кинематограф, но ещё не было кино. Пионеры, создавшие системы записи и воспроизведения изображений, не предвидели всех возможностей использования кинематографа. Люмьеры считали, что главная функция их изобретения - запись и сохранение кинохроники для потомков. Другие видели в демонстрации движущихся картинок всего лишь забавное развлечение.         Однако ещё и в отсутствие сюжетного кино кинематограф быстро набирал популярность. Интерес к сеансам кинематографа некоторых влиятельных людей, глав государств, в т. ч. русского царя, сильно способствовал распространению кинематографа во всём мире.

        Вскоре кинематографом заинтересовался директор одного из парижских театров Жорж Мельес. Он первым оценил возможности кинематографа, увидев в нём, прежде всего, отличное средство сильно расширить возможности сцены. Он первым стал снимать фильмы по сценариям, использовать многие специфические для кино трюки и спецэффекты, и в целом стал одним из главных основоположников кино как самостоятельного вида искусства. Одним из наиболее известных фильмов Мельеса является "Путешествие на Луну" (1902 г.)

        В течение первого десятилетия 20 в. продолжительность и разнообразие сценариев кинофильмов постепенно и неуклонно увеличивались. Отношение в обществе к кино меняется - от восприятия его лишь как вида развлечения к восприятию его как вида искусства. В 1908 г. во Франции уже появляется понятие "фильм д'ар" - "художественный фильм".

К 1910 г. 70% фильмов всё ещё производилось во Франции. Однако другие страны, в первую очередь, такие как США, Великобритания, Германия также начинают оказывать заметное влияние на развитие мирового кино. В начале века типичная продолжительность фильма составляла 15 минут, к 1910 появляется немало фильмов с продолжительностью около часа, а в 1915 г. американец Гриффит снимает фильм "Рождение нации" (на тему гражданской войны в США) продолжительностью уже целых 3 часа. Несмотря на то, что содержание фильма, будучи расистским по сути, вызвало в США массовые беспорядки, этот фильм завоевал также и большой успех у публики (его посмотрело около 100 млн. человек) и принёс создателям огромные кассовые сборы.

        В 1920-х в США начинает уже формироваться киноиндустрия, фильмы ставятся на поток, а режиссёров с главных ролей вытесняют продюсеры. Формируется стандартная голливудская система - продюсер подбирает и покупает сценарий, по которому должен сниматься фильм, он же приглашает режиссёра, он же выбирает актёров, как правило, из числа т. н. "звёзд", сам факт участия которых в фильме уже есть, по сути, определённая приманка для зрителя. Одними из наиболее успешных из продукции американского кинематографа в 1920-е стали комедии, особенно с участием Чарли Чаплина.

Тем не менее, значительную часть в развитии мирового кинематографа, введение в него новых приёмов и находок, составило в это же время европейское кино. В немецком кино развивается направление, получившее название экспрессионизм, а в французском - авангард. Европейские режиссёры ищут и отыскивают новые методы, позволяющие значительно усилить выразительность изображения сцен и объектов в кино, путём использования разных приёмов, влияющих на субъективные впечатления зрителя, расширить возможности киноязыка.

        Российское кино до революции шло в основном по пути копирования западных образцов. Однако в 20-е советские режиссёры начинают сами активно экспериментировать с выразительными возможностями кино. Особенно уделяется внимание попыткам повысить выразительность с помощью специальной тактики монтажа фрагментов фильма. Находки некоторых режиссёров, особенно Сергея Эйзенштейна, вошли в золотой фонд мирового киноискусства.

3. Развитие звукового кино

        До 1927 г. практически все фильмы были "немыми", они содержали лишь изображение, без звука. В начале 1920-х появляется первая система, способная записывать и воспроизводить звуковое кино, однако кинопроизводители долго осторожничают, опасаясь значительно удорожания производства и проката фильмов. Первой на эксперимент решается американская фирма "Уорнер Бразерс", в 1927 г. она выпускает первый фильм, в котором персонаж на экране разговаривает - "Певец джаза".

        Приход в кино звука несколько уменьшает роль приёмов художественной выразительности, которая прежде была призвана во многом как раз компенсировать отсутствие звука. Звук подталкивал к созданию более реалистичного, имеющего чёткий повествовательный сюжет, и менее условного кино. Некоторые известные режиссёры и актёры (в т. ч. Чарли Чаплин) выступали против звукового кино либо за то, чтобы звук не мешал их изобразительным экспериментам, но звук очень быстро завоевал себе место в кино, и на протяжении 30-х практически все фильмы стали звуковыми. Разнообразие художественных приёмов и выразительных средств в кино падает, зато значительно усиливается роль диалогов, несущих главную содержательную и выразительную нагрузку в достаточно большой группе фильмов.

        В США в результате Великой Депрессии вся киноиндустрия окончательно оказывается в руках крупного капитала, видящего главную задачу кинематографа в штамповке однотипных фильмов, рассчитанных, в первую очередь, на коммерческий успех. Эти фильмы были качественными, но снятыми по стандартным рецептам и лишёнными каких-либо примет авторского стиля, что не удивительно, т. к. режиссёр, снимавший фильм, имел самую минимальную свободу.

        В СССР (и особенно в Германии) режиссёры испытывали давление со стороны режима, что также ограничивало возможность к экспериментированию. В СССР была сделана ставка на "социалистический реализм" и создание меньшего числа, но с более высоким качеством, фильмов, эта тенденция продолжалась до знаменитого двадцатого съезда и начала "оттепели" (1956г.).

        В послевоенное время (конец 40-х и 50-е) существенный вклад в развитие мирового кино внесли итальянский (с его т. н. неореализмом), а также японский кинематограф (особенно фильмы, которые снял режиссёр Акиро Куросава).

        4. Развитие цветного кино

        Внедрение цвета в кино происходило медленнее, чем внедрение звука. Технические возможности создания удовлетворительного цветного кино появились ещё в 30-е, а в 1939 г. в США был снят один из первых цветных фильмов, завоевавший огромную популярность - "Унесённые ветром", но устойчивый перевес цветных фильмов перед чёрно-белыми стал складываться лишь в 60-70е. Кроме этого, постепенно улучшаются характеристики плёнки - повышается её светочувствительность, что позволяет во многих случаях обходиться без дополнительных подсветок, снимать в более сложных условиях.

        В послевоенное время развитие кинематографа оказалось в определённой мере связано с социальными и политическими тенденциями. В СССР и странах Восточной Европы после наступления "оттепели" наступает всплеск развития кинематографа, в это время здесь снимаются новые интересные фильмы, появляются новые известные имена. В Западной Европе в это время продолжаются эксперименты с новыми способами передачи психологического настроя персонажей, психологической выразительности, в США же - напротив, кино идёт по пути усиления чистой зрелищности. Впоследствии под давлением конкуренции со стороны телевидения в США ещё более усиливается тенденция к созданию дорогих, с большим числом спецэффектов и декораций, фильмов - "блокбастеров".

        5. Последние тенденции

        Последние, самые значительные нововведения в кино связаны с началом широкого использования компьютерной графики, причём отнюдь не только в тех случаях и сценах, где изобразить что-то обычными средствами затруднительно, но и практически везде. Одним из наиболее передовых в плане тотального использования компьютерной графики оказался фильм "Матрица", и компьютерные эффекты, (наряду, безусловно, с неординарным и глубоко продуманным сценарием) обеспечили фильму огромный успех. Сейчас компьютерная графика, позволяя легко осуществлять незаметное на экране "смешивание" снятого с натуры и привнесённого при помощи компьютера изображения, задаёт новые стандарты зрелищности и реалистичности (там, где дело касается сложных и нетипичных сцен) кино.

        В России харьковский фотограф А. Фадецкий и московский актер В. Федоров-Сашин независимо друг от друга создали в 1896-1897 годах первые русские фильмы, к сожалению, не сохранившиеся.

        Дельцы быстро поняли, какие огромные доходы может нести кинематограф, поэтому стали возникать промышленного типа студии, способные выпускать сотни лент в год, лаборатории по обработке пленки и тиражированию фильмов. Во Франции на первый план выходят фильмы Патэ и Гомона. Производиться немало фильмов в Дании, Италии, России, Японии, Англии.

        Кинематографом увлекаются и талантливые художники: Валерий Брюсов и Всеволод Мейерхольд.

        Кино все больше привлекает одаренных и прогрессивно настроенных людей. В России, Франции и Дании в кинематографе пробуют свои силы выдающиеся актеры того времени - Федор Шаляпин, Сара Бернар, Аста Нильсен. У М. Горького и М. Андреевой возникает мысль создать при МХАТе студию, которая стала бы для кино школой мастерства и культуры.

        Становление русского кино

        Царская Россия отставала в своем развитии от ведущих стран Запада; собственного производства аппаратов и пленки не было, поэтому кинематографистам приходилось пользоваться материалами импортными, ввозимыми преимущественно из Франции. Но Россия обладала литературой мирового значения, передовым для своего времени театром, реалистической живописью. Эти культурные богатства стали прочной базой для развития кинематографа.

        Первая постановка русского игрового фильма принадлежит А. Дранкову. Благодаря ловкости и предприимчивости Дранков собрал нужные средства для постановки фильма и 15 октября 1908 года показал картину «Понизовая вольница» («Стенька Разин»).

        Подлинным зачинателем русского кинопроизводства стал А.А. Ханжонков.

        Самой значительной картиной раннего периода русского кино была «Оборона Севастополя», снятая в 1911 году. «Оборона Севастополя» стала событием в русском кино. Поражала сама длина картины - 2000 метров. В те годы 3-4 ролика, т.е. 1000 метров, считалось предельной длиной для фильма. Увеличение продолжительности было не формальной мерой: благодаря этому события излагались подробно и связно.

        Заметный рост русского кино начинается с 1914 года. Это вызвано разными причинами - в частности, и тем, что у зрителей возросла потребность видеть на экране сюжеты и образы русской, а не зарубежной действительности, и тем, что война сократила ввоз иностранных лент, ослабив конкуренцию.

        В годы войны пробуют свои силы такие известные театральные режиссёры, как В. Мейерхольд, А. Санин, В. Сушкевич; постоянно сотрудничают мхатовские актёры О. Гзовская, Л.Леонидов, И. Москвин и др. Их участие в съёмках не могло не поднять художественный уровень кинематографа.

        Весной 1916 года на экраны фильм Якова Протазанова «Пиковая дама» и он становится лучшим режиссером русского кино. Протазанов прожил большую жизнь в кино, и после революции создал много интересных, до сих пор пользующихся успехом картин: «Аэлиту», «Закройщика из Торжка» и др. Протазанов был первым в русском и одним из крупнейших в советском кино «актерским режиссером». Он владел всеми тайнами режиссерской профессии, но в каждом своем фильме, прежде всего, делал ставку на актеров, предоставляя им ведущую партию.

        Одновременно с игровым кино заметных успехов в России добивается кино документальное, так называемый, «разумный кинематограф». «Разумный кинематограф» был шире того, что мы сегодня называем научно-популярным кино. Обычно перед сеансами «разумного кино», которые проводились в школах и народных домах, предшествовали лекции.

        О количественном росте русского кинопроизводства свидетельствует такой факт: если в 1913 году в России было снято 129 фильмов, то в 1916 году их было 500, хотя не все были полнометражными.

        В 1913 году Николай II так отозвался о кинематографе: «Кинематограф - это нечто пустое, никому не нужное и даже вредное занятие». В годы войны правительство создает Скобелевский комитет, который получает монополию на съемки фронтовой хроники и способствующий созданию шовинистических фильмов.

        Великая Октябрьская революция и последовавшая национализация кинопроизводства и проката коренным образом изменили судьбы искусства кино в России.

        Становление советского кино

        Непреходяще значение для развития мирового киноискусства имело рождение советского кино. Впервые оно заявило о себе во весь голос в 20-е годы.

        В первые послереволюционные годы в советской стране не было еще отечественного производства аппаратуры и пленки, многие кинотеатры были разрушены, прокат располагал старыми изношенными копиями. Деятельность кинематографистов в эти трудные годы нельзя назвать иначе как героической.

        Большое место в годы гражданской войны и в первые послевоенные годы занимали так называемые агитфильмы, которые доходчиво и страстно разъясняли широким народным массам лозунги партии, задачи и требования. Лучшие агитфильмы отличались лаконичностью и острой публицистичностью. Значение этих лент для советского кино нельзя недооценивать - в них нащупывалась новая тематика, вырабатывались приемы воздействия на зрителя.

        Советское документальное кино той поры родило мастера, имя которого пишется в одной строке с известными именами того времени, Дзигу Ветрова. Он превратил кинохронику из средства информации в искусство образной публицистики. Он открыл новые и использовал по-новаторски многие старые приемы кино - крупные планы, наезды и т.д., чтобы придать хронике выразительность.

        Даже в трудные годы разрухи, кинематограф жил верой в будущее - был создан кинематографический техникум (сейчас ВГИК).

        Советское кино 30-х годов

        В 30- е годы все отчетливее проступает связь советского кинематографа с поступательным движением жизни нового общества. Это становится главной традицией советского экрана.

        Особенных успехов советское кино достигло в историко-революционной тематике. Важнейший раздел историко-революционных фильмов этого времени - произведения о жизни и деятельности В. И. Ленина. Первую попытку показать на экране живого вождя революции осуществил С. Эйзенштейн в картине «Октябрь».

        Впервые Ленин вышел на «первый план» у сценариста Алексея Каплера, режиссера Михаила Рома и выдающегося актера Бориса Щукина в фильмах «Ленин в Октябре» и «Ленин в 1918 году», созданных в 1937 и 1939 годах.

        Репертуар советского кино 30-х годов чрезвычайно обширен. Большое место в кинопродукции того времени занимали экранизации русской классики - А. Пушкина, Л. Толстого, А. Островского и многих др.

        Больших успехов советское кино тех лет добилось в разработке важнейшей темы - темы современности. 30-е годы - время больших зримых и радостных перемен в жизни советского общества. Кино стремилось осмыслять и отражать происходившие тогда процессы.

        С середины 30-х годов в мире стала нарастать угроза войны. Советские люди жили, любили, строили, думали о будущем, но на границах нашей родины уже маячил призрак войны.

        Кино 30-х годов не прошло мимо и этой темы, темы войны и мира, защиты отечества. Военно-патриотические фильмы прямо говорили о возможности нападения врагов на Советский Союз и призывали народ крепить оборонную мощь страны. Военно-патриотическая тема оказывается в центре внимания и 3 выдающихся советских кинорежиссеров - Эйзенштейна, Пудовкина и Довженко.

        Кино и Великая Отечественная война

        После вероломного нападения фашистов на Советский Союз десятки кинематографистов уехали с камерами на фронт, чтобы запечатлеть ратный подвиг народа. Многие из них погибли. Но сегодня мы имеем бесценную пленку - кинолетопись войны, которая постоянно используется в кино и на телевидении - 20серийный фильм «Великая Отечественная».

        Художественные полнометражные фильмы о войне начали выходить на экраны в 1942 году.

        В период Отечественной войны производство картин сократилось. Но и в эти годы советские мастера кино сумели поставить ряд классических произведений социалистического реализма, поразивших мир своей мужественностью и красотой.

        Заключение

        Взрослеющий, подрастающий кинематограф в течение десятилетий без устали учился у своих старших товарищей-искусств.

        Советский кинематограф поднимали не только художественные деятели, но и политики.

        Преодолев все стадии своего развития, взлеты и падения, кинематограф все-таки стал тем, чем он является сейчас, необычным, завораживающим миром для многих зрителей.

5. Викторина.

Учащиеся подготовили для Вас викторину. Им слово. (приложение – презентация)

6. Заключение.

        Ребята, сегодня мы с вами совершили путешествие в мир кино. Поделитесь своими мыслями, эмоциями, которые возникли у вас.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий музыкально-развлекательного мероприятия "Волшебный мир кино".

Сценарий музыкально-развлекательного мероприятия «Волшебный мир кино»...

Беседа "Немного о волшебном мире кино"

В классной беседе  познакомить учащихся с волшебным искусством -кино. Продолжить работу по развитию зрительской  активности,художественного  вкуса,по формированию навыков восприятия кин...

Сценарий познавательной программы с элементами театрализации «Волшебный мир кино»

Цель: организация творческого познавательного досуга детей, посещающих лагерь «Родник», средствами игровой деятельности. Задачи:- создать условия для раскрытия творческих способностей детей;- соз...

Волшебный мир кино

Игровое шоу для учащихся 5-6 классов...

мероприятие для лагеря "Путешествие в волшебный мир КИНО"

мероприятие, посвященное Году Кино, направленное на творческое включение воспитанников школьного лагеря в тематику мероприятия...

Сценарий выступления "Волшебный мир кино".

Сценарий внеклассного мероприятия "Новогоднее представление"....

Сценарий литературно-музыкальной композиции "Волшебный мир кино"

Данный материал предназначен для внеклассного мероприятия, посвященного Году кино....