внешняя политика России в XVI веке
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему

Антонова Алёна Александровна

Открытый урок по истории России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx25.25 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Внешняя политика России во второй половине XVI в.

Цель: сформировать представления о внешней политике России во второй половине XVI века.

Планируемые результаты:

Предметные УУД:

- определять развитие внешней политики Ивана Грозного, её направления;

- находить причинно-следственные связи;

- отвечать на вопросы, высказывать свою точку зрения

        Личностные:

- формирование готовности к саморазвитию;

- воспитание интереса к отечественной истории, гражданских и патриотических чувств;

- сохранять мотивацию к учебной деятельности;

- уважительно и доброжелательно относиться к мнениям других людей;

Регулятивные:

- умение формулировать учебные задачи, оценивать правильность их выполнения, собственные возможности их решения;

- развитие навыков самопланирования, взаимо- и самооценки.

Познавательные:

- осознанное речевое высказывание в устной форме;

-  дополнение и расширение имеющихся представлений о правлении Ивана Грозного;

- формирование умений анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, схема, карта и др.);

Коммуникативные:

- умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и работать в группе;

Межпредметные связи: география, обществознание

Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальный опрос.

Ресурсы: учебник, ИКТ (проектор, ноутбук), инструкция для групповой работы, карта: «Россия в XVI веке».

  1. Орг. Момент (1 мин)

- Здравствуйте, ребята. Все готовы к уроку, учебники, тетради на столе. Садитесь.

  1. Актуализация, постановка целей и задач урока (5 мин.)

Беседа учителя с учащимися.

Скажите, пожалуйста, о чем шла речь на прошлом уроке? О государствах Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в сер. XVI века.

Что образовывали эти государства до XV века? Золотую Орду

Посмотрите внимательно на карту, скажите, как далеко находились территории государств от России? Данные территории граничили с Россией.

        Итак, данные территории являлись пограничными, соответственно для России было важно наладить взаимоотношения с данными государствами. Об этом и пойдет речь сегодня на уроке. Давайте сформулируем тему нашего урока. Внешняя политика России во второй половине XVI века.

        Откройте учебник на странице 60 и скажите с кем граничила Россия к середине XVI века?

        С востока и юга: Ордынские ханства – Сибирское, Казанское, Астраханское, Крымское, Нагайская Орда).

        С запада и севера: Швеция, Ливонский Орден, Великое княжество Литовское (Речь Посполитая).

        Какие задачи стояли перед Россией в данном направлении?

        Обеспечить безопасность на южных границах

        Укрепиться на Балтийском море

        

 Сегодня мы рассмотрим с вами только 1 направление внешней политики, а именно, - юго-восточное.

 Перед вами на столах лежат листы самоконтроля. Запишите, пожалуйста, свои фамилию и имя.

 Прежде, чем изучить новый материал, давайте проверим как вы готовы по домашнему заданию.

  1. Проверка домашнего задания (10 мин)

Тестирование со взаимопроверкой (учащиеся отвечают на вопросы теста, после чего обмениваются вариантами и проверяют друг друга, правильные ответы и критерии оценки выводятся на экран через проектор). Оценки, полученные за тестовое задание выставляются в лист самоконтроля.

Вариант 1.

  1. В результате распада Золотой Орды на ее просторах образовались следующие государства:
  1. Казанское, Крымское, Астраханское, Сибирское ханства, Ногайская Орда
  2. Казанское, Татарское, Астраханское, Сибирское ханства, Ногайская Орда
  3. Казанское, Крымское, Астраханское, Украинское ханства, Ногайская Орда
  4. Кабардинсоке, Крымское, Астраханское, Сибирское ханства, Ногайская Орда
  1. Какие особенности военной и экономической организации Крымского ханства делали его сильным и опасным противником?
  1. Постоянное хорошо вооруженное войско
  2. Большая раздробленная территория
  3. Наличие крепостей и сбор всего мужского населения в случае войны
  4. Кочевой образ жизни населения
  1. Почему Астраханское ханство испытывало большую внешнюю зависимость?
  1. Влияние России
  2. Союз с Ногайской Ордой, и подчинение ей
  3. Слабое культурное развитие
  4. Сильные соседи – Крымское ханство и Ногайская Орда
  1. Воинские части и учреждения, расположенные в городе, крепости
  1. Крепость
  2. Гарнизон
  3. Гвардия
  4. Диван
  1. Мухамедьяр являлся поэтом:
  1. Астраханского ханства
  2. Казанского ханства
  3. Крымское ханство
  4. Ногайская Орда

1

2

3

4

5

а

б

г

б

б

Вариант 2.

  1. В результате распада Золотой Орды на ее просторах образовались следующие государства:
  1. Казанское, Крымское, Астраханское, Сибирское ханства, Ногайская Орда
  2. Казанское, Татарское, Астраханское, Сибирское ханства, Ногайская Орда
  3. Казанское, Крымское, Астраханское, Украинское ханства, Ногайская Орда
  4. Кабардинсоке, Крымское, Астраханское, Сибирское ханства, Ногайская Орда
  1. Мухамедьяр являлся поэтом:
  1. Астраханского ханства
  2. Казанского ханства
  3. Крымское ханство
  4. Ногайская Орда
  1. Какой факт имел сильное влияние на экономическое развитие Ногайской Орды?
  1. Ногайская Орда так и не перешла к оседлому образу жизни
  2. Главное в скотоводстве - разведение птицы
  3. Большое количество свободных землевладельцев
  4. Большое количество рабской силы
  1. Лучшая, отборная часть воска
  1. Крепость
  2. Гарнизон
  3. Гвардия
  4. Диван
  1. Какие особенности военной и экономической организации Крымского ханства делали его сильным и опасным противником?
  1. Постоянное хорошо вооруженное войско
  2. Большая раздробленная территория
  3. Наличие крепостей и сбор всего мужского населения в случае войны
  4. Кочевой образ жизни населения

1

2

3

4

5

а

б

а

в

в

  1. Изучение нового материала (22 мин).

Итак, для достижения спокойствия на юго-восточных рубежах Иван IV стремился собрать осколки Золотой Орды. Что было непросто. Вы разделены на группы. Сейчас каждая группа получит определенное задание, после выполнения которого, познакомит класс с результатами своей работы.

Задания по группам. Учащимся дается 10 минут для поиска ответов на вопросы. После чего каждая группа поочередно знакомит класс с проделанной работой. Учащиеся оценивают свою работу в группе и ответ у доски (оценки заносятся в лист самоконтроля). На ответ каждой группе дается 4 минуты.

1 группа

        Прочитайте материал на С. 58 – 61 учебника и расскажите о присоединении Казанского ханства по следующему плану:

  1. Показать на карте Казанское ханство. Показывают Казанское ханство.
  2. Взаимоотношения России и Казанского ханства к середине XVI века.

Казанские татары время от времени совершали грабительские набеги на русские земли.

  1. С какой целью Иван IV принял решение о завоевании территории Казанского ханства?

Решил навсегда обезопасить Россию от угрозы с востока и юго-востока.

  1. Чем закончились первые две попытки взять столицу Казанского ханства?

Две первые попытки взять столицу Казанского ханства закончились неудачей.

  1. Как велась подготовка к 3му походу?

Неподалеку от Казани была возведена крепость Свияжск, ставшая центром сосредоточения русских войск.

  1. Сражение 1552 года.

Русские ратники под руководством Ивана Выродкова построили 2 линии осадных сооружений, установили подвижные башни, произвели подкоп под стены Казанского кремля. В конце сентября часть стены взорвана и в пролом ринулись русские воины. 2 октября 1552 года Казань пала. Но выступления против Ивана IV будут продолжаться.

  1. Что Иван IV обещал населению завоеванных земель?

Иван IV обещал населению сохранить занимаемые земли и мусульманскую веру, защитить от врагов.

2 группа

Прочитайте материал на С.61 – 62 учебника и расскажите о присоединении Астраханского ханства и значении присоединения Поволжья к России по следующему плану:

  1. Показать на карте Астраханское ханство
  2. Присоединение Астраханского ханства

В 1551 году астраханский хан предложил свою службу Ивану IV. Но в 1554 году отряды астраханских татар ограбили русское посольство, затем напали на посольство, затем напали на ногайцев. Ногайцы обратились к Ивану IV с просьбой защиты. В июне русские войска вошли в Астрахань, Астраханское ханство обязано платить дань. Но позже Дервишь-Али вышел из под зависимости. 1556 г. – в Астрахань направлены русские войска. Астрахань присоединена к России.

  1. Значение присоединения Казанского и Астраханского ханств для:
  1. Торговли

Открыт путь для прямых торговых отношений с восточными странами. Волга стала на всем ее протяжении русской рекой.

  1. Взаимоотношений России и Османской империи

Османская империя – недовольна. Набеги крымских татар на русские земли были более частыми и разорительными

  1. Строительство Засечной черты (показать на карте)

Начато строительство засечных черт, включавшие участки естественных заграждений: рек, лесов, болот. Создавались лесные завалы и засеки, в поле строились валы со рвами и частоколом; на переправах и бродах в дно реки набивались колья. Сооружались крепости. Первая засечная черта проходила от Брянска через Тулу до Рязани.

3 группа

        Прочитайте материал на С. 63 – 64 учебника и расскажите о присоединении Сибирского ханства, значении присоединении Сибирского ханства по следующему плану:

  1. Показать Сибирское ханство на карте
  2. Взаимоотношения России и Сибири до 1581 года

В 1555 году хан Едигир перешел в Российское подданство. В русскую казну стал поступать налог мехами – ясак. Русские купцы вели выгодную торговлю. В 1563 г. ханским престолом в Сибири завладел Кучум, он возобновил набеги на русские поселения.

  1. События 1581 года

В 1581 году на средства купцов Строгановых снаряжен отряд казаков. Его возглавил Ермак Тимофеевич, опытный воин. Казаки разбили отряды местных правителей. Войска хана Кучума разгромлены. Ермак обложил местное население данью. Но войско поредело. Отправил за подмогой. Иван ШМ посылает в Сибирь жалованье, боевые припасы и подкрепление – 500 стрельцов.

  1. События августа 1585 года

1585 г. войско Кучума подошло к кишлаку и осадило его. Отряд Ермака отбил нападение. Но пока войско спало Кучум внезапно напал. Казачий отряд понес большие потери. Но Иван IV вновь отправляет войско и в 1598 г. Кучум окончательно разгромлен .

  1. Возведение острогов (показать на карте)

На завоеванных территориях русские первопроходцы сначала возводили остроги, а затем и города. В Сибири построены крепости Тюмень, Тобольск, Верхотурье, Березов, Нарым. Началось освоение края.

  1. Обмен опытом

Русские переселенцы познакомили местное население с основами земледелия, сельскохозяйственными орудиями, передавали им свой опыт. Создавались условия для хозяйственного и культурного развития.

  1. Закрепление пройденного (3 мин)

Беседа по пройденному на уроке материалу.

Почему в XVI в. Для России особенно важны были внешнеполитические успехи на востоке? – расширение территории; - постоянные столкновения требовали от России постоянной готовности к сражениям; - укрепление международного положения;

Какое значение имело присоединение новых территорий для России?

- расширение торговых связей;

- строительство новых крепостей;

- появление новых городов;

- создание условий для хозяйственного и культурного развития

После ответов на вопросы учитель выставляет учащимся оценки за работу на уроке, оценки заносятся в листы самоконтроля. Учащиеся высчитывают среднюю оценку за урок.

  1. Рефлексия (2 мин)

Что нового вы узнали сегодня на уроке? Что вам было сложно? Остались ли вопросы? Ответы учащихся.

  1. Домашнее задание (2 мин.)

C. 58 – 64, С. 68 – вопросы 1 – 4; С. 69 – работа с документом (из «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина),  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивные тесты по теме "Внешняя политика России в XVIII веке"

Тесты предназначены для текущего и итогового контроля знаний учащихся 10-го класса по теме "Внешняя полиика России в XVIII веке", учебник А.А. Левандовского (базовый уровень"...

Конспект урока по теме: "Внешняя политика России в XVII веке". 10-й класс

Цель:1.Показать непосредственную связь улучшения внутриполитической и экономической ситуации в России с её успехами во внешней политикой; познакомить с целями, направлениями, основными событиями и ито...

Контрольная работа по истории России для 7 класса по теме "Внешняя политика России в 17 веке"

Контрольная работа представляет собой тестовые задания с выбором ответов для 2 вариантов выполнения....

Модульный урок "Внешняя политика России в началеXX века. Русско-японская война".

Методика проведения модульного урока.В своей практике использую модульное обучение. Модульное обучение помогает преодолевать трудности в обучение. Благодаря модульной технологии обеспечивается р...

урок "Внешняя политика России в 17 веке"

Урок для 7 класса по истории...

Внешняя политика России начала 19 века

Внешняя политика России начала 19 века...