Главные вкладки

    Внеклассное мероприятие «Знаю, помню, горжусь!»
    классный час по истории (9 класс) на тему

    Голованова Людмила Ивановна

    Внеклассное мероприятие «Знаю, помню, горжусь!»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл znayu_pomnyu_gorzhus.docx24.76 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Знаю, помню, горжусь!»

    Форма проведения: интеллектуальная игра.

    Цели и задачи:

    • совершенствовать знания обучающихся о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., защитниках Родины и их подвигах;
    • способствовать нравственно-патриотическому воспитанию школьников, воспитывать любовь и уважение к своему народу, интерес к истории своей страны, своего края, своей семьи;
    • развивать творческие способности детей, умение работать в группах.

    Мероприятие целесообразно проводить в рамках недели истории, приуроченной ко Дню Победы.

    В игре участвуют команды по 4-5 человек. Команды формируются заранее. Участникам для подготовки предлагаются области знаний из истории Великой отечественной войны 1941-1945 гг.:

    • «Песни военных лет»;
    • «Города-герои»;
    • «Боевая техника и вооружение»;
    • «Герои Великой Отечественной войны»;
    • «Ордена и медали СССР».

    Команды также получают задание приготовить творческую работу (эссе, презентацию, стихи, фотовыставку и т. д.) на тему «Великая Отечественная война в судьбе моего города (моей семьи)».

    В роли ведущего выступает учитель.

    Ход мероприятия

    Ведущий: Вот уже более полувека прошло с того памятного дня, когда был подписан акт о капитуляции фашистской Германии. Казалось бы, большой срок – не только вы, сегодняшние школьники, но и ваши родители родились и выросли после войны. Часть населения нашей страны живет на территории, где военные действия не проводились. Но каждый год 9 мая разносятся над нашей огромной страной слова песни: «…это праздник с сединою на висках, это радость со слезами на глазах…» и проходят на улицах городов праздничные демонстрации. Почему же так важно для нас сегодня хранить в памяти события той войны такой далекой и такой близкой?..

    1-й чтец:

    Сотни лет
    расходиться широким кругам
    по огромной воде
    молчаливой реки…
    Выше всех Эверестов –
    Мамаев курган!
    Зря об этом
    в учебниках нет
    ни строки.
    Зря не сказано в них,
    что теплеет Земля
    и светлеет Земля,
    оттого что на ней,
    о курганах мамаевых
    помнить веля,
    загораются
    тысячи Вечных огней…
    Мне сюда возвращаться.
    К добру и к беде.
    Мне сюда приходить.
    Приползать.
    Прилетать.
    И, схватившись за сердце на той высоте,
    задыхаясь,
    разряженный воздух глотать.
    Мне сюда возвращаться.
    Из мелких потерь.
    Из ухоженных стран.
    Из горячечных снов.
    Натыкаться на долгие стоны людей
    и кольчуги
    позванивающих орденов…

     2-й чтец:

    Зря не сказано в книгах,
    Мамаев курган,
    что металла
    в твоем оглушенном нутре
    больше,
    чем в знаменитой Магнитной горе!
    Что хватило его и друзьям,
    И врагам.
    Вместо капель росы,
    как слепое жнивье,
    Проступает железо,
    кроваво сочась…
    И поэтому
    самая главная часть
    В притяженьи Земли –
    притяженье твое!..
    Ты
    цветами пророс.
    Ты
    слезами пророс.
    Ты стоишь,
    поминальные муки терпя.
    Синеватые молнии
    медленных гроз,
    будто в колокол памяти,
    бьются в тебя!
    И тогда поднимаются птицы с земли,
    и колышется нервно
    степная трава.
    Оживают
    затертые напрочь
    слова…

    Ведущий: Это стихи поэта Роберта Рождественского. Память о Великой Отечественной войне живет в стихах, песнях, о ней рассказывают книги и фильмы. Огромен подвиг нашего народа.

    Победа завоевана ценой нечеловеческих усилий и страданий. Каждый советский солдат знал, что он сражается за Родину. Тем, кто работал в тылу, также приходилось нелегко, но каждый понимал, что он приближает победу. Эта война и сегодня до конца не изучена. Знакомясь с событиями тех трагических лет, каждый для себя открывает что-то новое. В истории каждой семьи есть военная страница – кто-то слушал рассказы дедушек и бабушек о тех грозных годах, кто-то находил в старом альбоме пожелтевшие от времени фронтовые фотографии, в чьей-то семье хранятся орден или медаль, заслуженные в сражениях, а кому-то довелось прочитать письма с фронта.

    Сейчас участники игры представят нашему вниманию свои творческие работы на тему «Великая Отечественная война в истории моего города».

    1 этап – защита творческих работ

    Жюри оценивает работы команд.

    2 этап – «Угадай мелодию»

    Командам предлагается выбрать поочередно по 3 ноты из 10, изображенных на доске (каждая нота под номером). Каждой ноте соответствует мелодия песни военных лет. После прослушивания музыкального фрагмента участники должны назвать песню или вспомнить слова. Если команда не отвечает, либо отвечает неверно, право ответа на их вопрос предоставляется соперникам, и те получают возможность заработать дополнительные баллы.

    3 этап – «Блиц-турнир»

    Команда в полном составе отвечает на 10 вопросов по истории ВОВ (Приложение 1). На обдумывание ответа – не более 30 сек.

    4 этап – «Турнир знатоков»

    Для проведения данного этапа игры используется презентация (Приложение 2), включающая темы: «Города-герои», «Боевая техника и оружие», «Герои и военачальники», «Боевые награды». Участники игры выбирают один из разделов, таким образом, на вопросы каждого раздела отвечают по одному человеку от каждой команды. Раздел включает 10 слайдов под соответствующими номерами. Ведущим называется первая тема, игроки от каждой команды, выбравшие объявленный раздел, поочередно называют номер слайда и отвечают, что (или кто) изображено на слайде. Если в игре участвуют 2 команды, на каждого отвечающего приходится по 5 вопросов. Затем переходят к следующей теме, в игру вступают выбравшие ее игроки команд. Как и на втором этапе, командам дается возможность ответить на вопросы, не угаданные соперниками.

    Слайды презентации:

    Города-герои

    1. Брест
    2. Керчь
    3. Минск
    4. Новороссийск
    5. Севастополь
    6. Одесса
    7. Ленинград
    8. Москва
    9. Волгоград
    10. Киев

    Боевая техника

    1. Система залпового огня БМ-13 («Катюша»)
    2. Пушки (противотанковая пушка образца 1943 г. (ЗИС-2)); 100 мм. полевая пушка образца 1944г. (БС-3))
    3. Миномет (160 мм. миномет образца 1943 г.)
    4. Гаубица (образца 1943 г. (Д-1))
    5. Истребитель Як-9
    6. Самолет По-2 (Использовался как ночной бомбардировщик)
    7. Штурмовик Ил-2
    8. Тяжелый танк КВ
    9. Средний танк Т-34
    10. Тяжелый танк ИС

    Герои и военачальники

    (Слайды раздела «Герои и военачальники» сопровождаются небольшим проговариваемым учителем текстом).

    1. Алексей Маресьев
      Герой Советского Союза. Командир звена истребителей вынужден был в апреле 1942 г. посадить самолет в прифронтовом лесу. 18 дней в одиночку боролся за жизнь. Летчику ампутировали нижнюю треть обеих ног. Благодаря упорным тренировкам в начале 1943 г. прошел медицинскую комиссию и был направлен в авиационную часть. В 1999 г. ему присвоен титул «Национальный герой». Умер 18 мая 2001 г. за 2 дня до 85-летия.
    2. Олег Кошевой
      Член молодежной организации «Молодая гвардия», действовавшей в г. Краснодаре. Расстрелян фашистами в 1942 г.
    3. Николай Гастелло
      Герой Советского Союза (посмертно). Руководимый им экипаж в июне 1941 г. направил горящий бомбардировщик на вражескую колонну танков и мотопехоты.
    4. Зоя Космодемьянская
      Герой Советского Союза (посмертно). Партизанка. В ноябре 1941 г. при выполнении боевого задания в с. Петрищево под Москвой захвачена в плен немцами. Несмотря на нечеловеческие пытки, не предала товарищей. Повешена фашистами под именем Таня.
    5. Александр Матросо
      Герой Советского Союза (посмертно). Рядовой в 1943 г. у д. Чернушки закрыл в бою своим телом амбразуру вражеского дзота и тем самым дал возможность своему подразделению выполнить боевую задачу.
    6. Г.К. Жуков
      Великий советский полководец. Маршал Советского Союза. В годы Великой Отечественной войны начальник Генерального штаба, командир ряда фронтов, заместитель Верховного Главнокомандующего. Провел первую наступательную операцию советских войск. Организовал оборону Ленинграда. Руководил действиями одного из фронтов в Московской битве, в битве за Берлин. Принимал безоговорочную капитуляцию Германии.
    7. А.М. Василевский
      Маршал Советского Союза. Заместитель начальника Генерального штаба, а с 1942 г. начальник Генерального штаба. Координировал действия многих фронтов в Сталинградской и Курской битве. Участвовал в операции по разгрому группы армий «Центр» летом 1944 г. в Белоруссии. Во время войны с Японией был Главнокоандующим советскими войсками, разгромившими Квантунскую армию на Дальнем Востоке.
    8. К.К. Рокоссовский
      Маршал Советского Союза и Польши. В годы Великой Отечественной войны командующий армией, войсками Центрального, Донского, 1-го, 2-го Белорусских и других фронтов. Принимал участие в проведении операций под Москвой, Сталинградом, Курском, в Белоруссии, на территории Польши, в Берлинской операции.
    9. И.С. Конев
      Маршал Советского Союза. В годы Великой Отечественной войны командующий войсками Западного, Степного, 1-го и 2-го Украинских и других фронтов. Войска, руководимые им, участвовали в Московской и Курской битвах, битве за Днепр, освобождении Украины, Польши, в Берлинской операции, освобождении Праги.
    10. Б.М. Шапошников
      Маршал Советского Союза. Начальник Генерального штаба до весны 1942 г. С 1943 г. начальник Военной Академии Генерального штаба. Под его руководством вышла первая монография по истории Великой Отечественной войны – трехтомный труд о битве под Москвой. Скончался 26 марта 1945 г., не дожив до Победы 44 дня.

    Боевые награды.

    1. Орден «Победа».
    2. Орден Славы.
    3. Орден Отечественной войны.
    4. Орден Суворова.
    5. Орден Нахимова.
    6. Медаль «Золотая Звезда».
    7. Медаль «За отвагу».
    8. Медаль «Партизану Отечественной войны».
    9. Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
    10. Медаль «За оборону Москвы».

    Игра завершается подведением итогов и награждением команд и наиболее активных участников.

    Ведущий:

    Я хочу пожелать всем только мирных побед. Нам выпало огромное счастье жить без войны. Но мы не должны забывать, какой ценой оно было завоевано, и как легко его разрушить, ведь в мире, то и дело вспыхивают военные конфликты.

    1-й чтец:

    Люди!
    Покуда сердца стучатся, –
    помните!
    Какою ценой
    завоевано счастье, –
    пожалуйста,
    помните!
    Песню свою отправляя в полет, –
    помните!
    О тех,
    кто уже никогда не споет, –
    помните!

    2-й чтец:

    Во все времена
    бессмертной Земли
    помните!
    К мерцающим звездам
    ведя корабли, –
    о погибших
    помните!
    Мечту пронесите через года
    и жизнью наполните!..
    Но о тех,
    кто уже не придет
    никогда, –
    заклинаю, –
    помните!

    Чтение стихов сопровождается показом слайдов с военными фотографиями.

    Юрий Кузнецов “Гимнастерка”

    Солдат оставил тишине
    Жену и малого ребёнка
    И отличился на войне...
    Как известила похоронка.
    Зачем напрасные слова
    И утешение пустое?
    Она вдова, она вдова...
    Отдайте женщине земное!
    И командиры на войне
    Такие письма получали:
    “Хоть что-нибудь верните мне...”
    И гимнастёрку ей прислали
    Она вдыхала дым живой,
    К угрюмым складкам прижималась
    Она опять была женой.
    Как часто это повторялось!
    Годами снился этот дым,
    Она дышала этим дымом –
    И ядовитым и родным,
    Уже почти неуловимым.
    ...Хозяйка новая вошла.
    Пока старуха вспоминала.
    Углы от пыли обмела
    И гимнастёрку постирала. 

    Иван Елагин “Уже последний пехотинец пал…”

    Уже последний пехотинец пал,
    Последний летчик выбросился в море,
    И на путях дымятся груды шпал,
    И проволока вянет на заборе.

    Они молчат – свидетели беды.
    И забывают о борьбе и тлене
    И этот танк, торчащий из воды,
    И этот мост, упавший на колени.

    Но труден день очнувшейся земли.
    Уже в портах ворочаются краны,
    Становятся дома на костыли...
    Там города залечивают раны.

    Там будут снова строить и ломать.
    А человек идет дорогой к дому.
    Он постучится – и откроет мать.
    Откроет двери мальчику седому.

    Николай Благов “Памятник”

    Поставили гранитного навеки
    С винтовкой, честь по чести –
    Как в бою!
    Мать привезли из дальней деревеньки:
    - Ну, узнаешь?
    - Да вроде узнаю.
    А что там вроде!
    Если б без оружья
    До если б строгость удалить с лица.
    Тогда бы стал похожим
    Он на мужа.
    А сын другой, хотя и был в отца.
    Живого разве мыслимо из камня?
    А так похож.
    Известно – возмужал…
    Да если б сын.
    Да встретил мать глазами,
    Да разве б он на месте устоял!

    Андрей Дементьев “Баллада о матери”

    Постарела мать за тридцать лет,
    А вестей от сына нет и нет.
    Но она все продолжает ждать,
    Потому что верит, потому что мать.

    И на что надеется она?
    Много лет, как кончилась война.
    Много лет, как все пришли назад,
    Кроме мертвых, что в земле лежат.
    Сколько их в то дальнее село,
    Мальчиков безусых, не пришло.

    …Раз в село прислали по весне
    Фильм документальный о войне.
    Все пришли в кино – и стар, и мал.
    Кто познал войну и кто не знал,
    Перед горькой памятью людской
    Разливалась ненависть рекой.

    Трудно было это вспоминать.
    Вдруг с экрана сын взглянул на мать.
    Мать узнала сына в тот же миг,
    И пронесся материнский крик:
    - Алексей! Алешенька! Сынок! –
    Словно сын ее услышать мог.

    Он рванулся из траншеи в бой,
    Встала мать прикрыть его собой.
    Все боялась – вдруг он упадет,
    Но сквозь годы мчался сын вперед.
    - Алексей! – кричали земляки.
    - Алексей! – просили. – Добеги!

    Кадр сменился. Сын остался жить,
    Просит мать о сыне повторить.
    И опять в атаку сын бежит.
    Жив-здоров, не ранен, не убит.
    - Алексей! Алешенька! Сынок! –
    Словно сын ее услышать мог.

    Дома все ей чудилось кино…
    Все ждала, вот-вот сейчас в окно
    Посреди тревожной тишины
    Постучится сын ее с войны.

    Сергей Наровчатов “В те годы”

    Я проходил, скрипя зубами, мимо
    Сожженных сел, казненных городов,
    По горестной, по русской, по родимой,
    Завещанной от дедов и отцов.

    Запоминал над деревнями пламя,
    И ветер, разносивший жаркий прах,
    И девушек, библейскими гвоздями
    Распятых на райкомовских дверях.

    И воронье кружилось без боязни,
    И коршун рвал добычу на глазах,
    И метил все бесчинства и все казни
    Паучий извивающийся знак.

    В своей печали древним песням равный,
    Я сёла, словно летопись, листал
    И в каждой бабе видел Ярославну,
    Во всех ручьях Непрядву узнавал.

    Крови своей, своим святыням верный,
    Слова старинные я повторял, скорбя:
    - Россия, мати! Свете мой безмерный,
    Которой местью мстить мне за тебя?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сценарий внеклассного мероприятия "Знаем, помним, гордимся"

    Сценарий мероприятия, посвященный изучению биографии ветерана ВОВ, учителя Матюшинской школы  – Кузовениной Анастасии Тимофеевне, в рамках месячника гражданско-патриотического воспитания школьник...

    Внеклассное мероприятие "Знай свои права"

    Как оформить выставку и провести мероприятие....

    Внеклассное мероприятие Я помню! Я горжусь!

    Сценарий  внеклассного мероприятия посвященный годовщине Велико Отечественной Войны....

    Внеклассное мероприятие "Знай Отечество"

    Нельзя понять современную жизнь, нельзя создать будущее, не зная прошлого, не зная истории. Вот почему наша игра-викторина называется “Знай свое Отечество”....

    Сценарий внеклассного мероприятия "Знаем русский". 9-11 классы.

    Сценарий внеклассного мероприятия "Знаем русский". 9-11 классы....