Внеклассное мероприятие знай свои права
методическая разработка (8 класс) на тему

Бочёнкова Анастасия Евгеньевна

знай свои права

Скачать:


Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОГО РАЙОНА

603079, Московское шоссе, 161, т. 279-03-11, т. (факс) 279-27-86

Внеклассное мероприятие по профилактике правонарушений

«Знай свои права»

Подготовила:                  

Бочёнкова А.Е.              

Учитель русского языка

и литературы                  

Нижний Новгород, 2014

Игра «Знай свои права!»

Цели: выявить уровень знаний детей по правам ребенка, поставить  перед ними проблему выбора правовых действий в неожиданной ситуации, умения прогнозировать последствия своих поступков.

Описание игры:

Игра проводится в IV этапа

I этап – игра «Морской бой

II этап – «Разрешение ситуаций

III этап – «Выбор правильной формулировки»

IV этап – «Распределение обязанностей»

 Ход мероприятия:

Ведущий: В нашем сложном мире, где мы получаем массу информации, где произносится много громких слов, где суета сует не позволяет нам порой задуматься о главном – всего этого не было бы, если бы человек не обладал бы тем, что ему дано природой – правом, и главным правом – на жизнь. Жизнь достойную человека, безопасную, интересную.

 После долгих тысячелетий существования человечество наконец-то начало осознавать эту простую (и одновременно сложную) истину. 10 декабря 1948 года Генеральная Ассамблея ООН утвердила и провозгласила не просто документ «Всеобщая декларация прав человека». Это документ, который сосредоточил в себе мучительный, болезненный, часто печальный опыт по выживанию и сохранению человека в полном смысле этого слова.  Поэтому не зря мы сегодня проводим с вами игру, которая так и называется «Знай свои права».

(представление жюри)

Проходить она будет в четыре этапа

       I этап – игра «Морской бой».

               Перед вами игровое поле.

1

2

3

4

5

6

7

8

А

Б

В

Г

Ведущий: По принципу игры «Морской бой» вы открываете карточку, называя цифру и букву. На карточке написан вопрос и его стоимость, либо нарисована стрелка, которая обозначает «переход хода», либо нарисован «О», который обозначает «сгорание всех очков», либо знак «х2», который позволяет при правильной ответе удвоить ваши очки.

    Вопросы:

1.Что общего у понятий «алкогольное опьянение», «наркотики», «группа»?  10 б (отягчающие элементы преступления)

2.Назовите известные вам группы населения, лишенные прав человека?

10 б (рабы, крепостные крестьяне)

3.Есть ли разница между кражей и грабежом?

 10 б (кража – тайно, грабеж – открыто)

4.Что является правовой основой Закона РФ «О правах ребенка»?

 10Б.  («Всеобщая декларация прав человека»1948, «Конвенция о правах ребенка», 1989)

5.Наказуем ли иностранец, совершивший преступление?

10Б (Да. Только по законам той страны, где он живет.)

6.Каким видам насилия может быть подвергнут ребенок?

 10б (Никаким.)

7.Сколько статей в Законе РФ «О правах ребенка»?

 10 б  (37)

8.С какого возраста ребенок может сам выбирать, верить ему или не верить в  бога?

10 б  ( С 15 лет)

9.Назовите самое главное право ребенка.

 10 б  (На жизнь.)

10.Разрешается ли ребенку участвовать в судебных заседаниях?

 10 б (Да. Если затрагиваются его интересы.)

11.С какого возраста у ребенка появляются права?

10б (С момента рождения)

12.Как называется акт, освобождаемый от уголовной ответственности и наказания или смягчающий наказание? 10 б  (Амнистия)

13.Какой максимальный срок лишения свободы для лиц, не достигших 18 лет?

10 б  (не более 10 лет)

14.С какого возраста наступает административная ответственность?

 10Б (16 лет)

15.Имеет ли ребенок право выбора одного из родителей и с какого возраста?   10 б  (Да. С 10 лет)

16.Назовите символы РФ как суверенного государства.

10 б (флаг, гимн, герб)

17.На какие ветви разделяется государственная власть в РБ?

10 б (законодательная, исполнительная и судебная)

18.Какой вид административных взысканий не применяется к  несовершеннолетним?

10 б (административный арест)

19.Что такое мораль или нравственность?

10 б(мораль или нравственность – это система правил поведения, принятых в обществе)

20.Что такое разбой?

10 б  (нападение с целью завладения имуществом,  соединенное с насилием, опасным для жизни и здоровья лица,   подвергшегося нападению)

Дополнительные вопросы:

21.Что такое право?

 10 б (Совокупность обязательных к исполнению норм, установленных государством)

22.Из каких разделов состоит уголовный кодекс?

10 б (общая часть,  особенная часть)

23.За какие виды преступления уголовная ответственность наступает в 14 лет?

10 б (за особо тяжкие уголовные преступления: убийство, умышленное нанесение телесных повреждений и др.)

                 

     II этап «Разрешение ситуаций»

   На этом этапе вам необходимо будет найти выход из данной ситуации. (раздаются карточки, на которых написаны ситуации)

 1. 15-летний подросток купил в магазине телевизор. Родители подали заявление на администрацию магазина в суд и потребовали аннулировать торговую сделку. Какое решение будет принято по этому вопросу?

(расторжение сделки)

  2. В маленьком отдаленном горном селении в зимнее время, когда имение отрезано от административного центра, было совершено тяжкое преступление, за которое наказание – смертная казнь. Преступник был пойман и сознался. Сход жителей селения приговорил к смерти, приговор привели в исполнение.  (Вынести приговор и привести его в исполнение может только суд)

 3. На месте преступления с похищенным имуществом был задержан гражданин К. Ему предъявили обвинение в хищении и заключили под стражу. В совершении преступления К. признался. На следующий день в газете появилась публикация, в которой сообщалось, что К. совершил хищение и находится под стражей в ожидании суда. Какое право нарушено?

(презумпция невиновности)

  1. В школе стали пропадать вещи: сначала карандаши, потом деньги, куртка из гардероба. Потом случилось более страшное: у одной девочки пропала золотая цепочка. Мама этой ученицы написала заявление в милицию о краже и сообщила в школу. Ученики сами решили провести расследование и устроили обыск в портфелях. Золотую цепочку нашли у Наташи М. Этого никто не ожидал, так как все знали ее как добрую, прилежную и честную девочку. Наташа плакала, клялась, что никогда не крала и не знает, как попала цепочка в ее портфель. Защитите права девочки. (презумпция невиновности, ребята не имели право обыскивать портфели своих одноклассников)

  1. Вам 16 лет.Продавец наркотиков пытается убедить вас работать на него, продавая наркотики молодым людям вашего района. Вам очень нужны деньги, но вы понимаете, что не хотите этим заниматься, так как за это будете нести ответственность. Проанализируйте ситуацию. (Не смотря на несовершеннолетие вы будете привлекаться к уголовной ответственности)

 6. В школе была дискотека для старших классов. Учащиеся решили выпить спиртного, но у них не хватало денег. Тогда кто-то из них предложил поискать по карманам в куртках в гардеробе. Там были дежурные и эта затея не реализовалась.

        Потом старшеклассники увидели мальчика Толю, они пригрозили ему расправой, если он не даст денег. Толя испугался и отдал все деньги, которые у него были. Старшеклассникам это понравилось, и они постоянно угрожали Толе. По школе пошли слухи, что Толя пытался даже покончить жизнь самоубийством. Проанализируйте ситуацию.     (Старшеклассников могут привлечь к уголовной ответственности за вымогательство, угрозы, доведение человека до самоубийства)

  1. Сегодня Сергей пришел в школу в хорошем настроении. На уроке математики писали самостоятельную работу. У Сергея все получалось, но тут повернулся впереди сидящий Андрей и попросил списать и, не дожидаясь ответа, забрал тетрадь. Волна обиды захлестнула Сергея. Он хотел ударить Андрея, но вспомнил, что у Андрея есть дружки, которых боится вся школа. Так хотелось сорвать на ком-нибудь злость. Сергей повернулся к сидящему сзади Саше и, толкнув парту, сказал: «Подвинься, мне мало места!» Саша промолчал. Но Сергей не унимался: «Пойдем на перемене в туалет, будем разбираться!» После урока они пошли в туалет, Сергей махал руками и почувствовал себя гораздо лучше. А Саша даже не защищался, он только подумал: «Чем я хуже других? Я больше не пойду в школу, я больше не пойду в этот класс!» Разрешите ситуацию. (Здесь имеет место оскорбление личности со стороны Сергея, невмешательство со стороны остальных ребят)

  1. У 11-летнего мальчика родители решили развестись. И когда его спросили на суде, с кем он хочет остаться, мать сказала: «Конечно же он останется со мной, я смогу дать ему хорошее воспитание. Он же еще маленький. Как вы можете задавать ему такие вопросы?» Проанализируйте ситуацию.  (Ребенок с 10 лет имеет право решать, с кем из родителей ему остаться)

Игра со зрителями

    Пока наши микрогруппы анализируют ситуации, я предлагаю зрителям тоже включиться в нашу игру и ответить на вопросы:

 1. В переводе с греческого это «приводящий в оцепенение» Что это?

 (наркотики)

  1. Как называют единоличного главу государства, получившего власть в порядке наследования?

(монарх)

  1. В переводе с латинского этого человека можно назвать «сидящим впереди, стоящим во главе» Кто это?

 (президент)

4. Как называется изъятие имущества, приобретенного незаконным путем?

 (конфискация)

  1. В Древнем Вавилоне их называли именем царя, в Древнем Риме – по количеству досок, на которых были написаны. Что это такое?

 (законы)

6. Как называется реализация товара с целью наживы?

  (спекуляция)

7. Человек не виновен до тех пор, пока не предъявлены доказательства?

 (презумпция невиновности)

  1. В переводе с латинского это слово обозначает «Заявление, объявление» Как звучит по-русски этот документ?

(декларация)

9.Как называется заявление в суд?

(иск)

10.Обжалование решения суда в более высокую судебную инстанцию с целью пересмотра дела.  

(апелляция)

 (микрогруппы зачитывают свои ситуации и анализируют их, за правильный ответ – 10 баллов)

    III этап «Выбор правильной формулировки»

   Сейчас участникам нашей игры необходимо будет выбрать ту формулировку, которая соответствует определению преступной группы.

А) Группа называется преступной, если в нее входит много людей и они совершают противоправное действие.

Б) Группа называется преступной, если хотя бы два лица совместно участвовали в совершении преступления в качестве его исполнителей.

В) Группа называется преступной, если несколько человек сговорились о совершении преступления. +

(команды выбирают правильную формулировку и отдают карточки жюри, за правильный ответ – 5 баллов)

          IV этап «Распределение обязанностей»

 Все вы знаете, что кроме прав существуют еще и обязанности.

 На четвертом этапе вам предстоит выбрать обязанности для отдельных членов семьи: отца, матери, ребенка.

Обязанности (написанные на карточках):

1.Ремонтировать квартиру.

2.Воспитывать детей.

3.Смотреть за порядком в квартире.

4.Ходить в школу, учить уроки, приносить хорошие отметки.

5.Обеспечивать семью, работать.

6.Заниматься с сыном.

7.Слушаться и уважать маму и папу.

8.Создавать уют в семье.

9.Помогать родителям.

10.Ходить на работу.

11.Заниматься с дочерью.

(команды сдают карточки жюри, за каждую правильно распределенную обязанность – 2 балла)

Ведущий: А сейчас подведем итоги всей нашей игры. Слово предоставляется жюри для объявления результатов и вручения дипломов.

Ведущий: Наше мероприятие подошло к концу. Хочется пожелать всем успехов! До новых встреч! Читайте книги. Они помогут вам советами в том числе о том, как защищать свои права.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам: