Урок по теме: "Жизнь первобытного человека"
презентация к уроку по истории (5 класс) по теме

Крапчатова Наталья Михайловна

Обобщающий урок по теме: "Жизнь первобытных людей"


Пусть предок жизнью жил
полузвериной,
Но мы его наследьем дорожим.
Он не умел горшка слепить из глины,

Боялся духов, выдуманных им.

(В.Берестов)

 

Девиз урока: “Учиться можно только весело. Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом”

Цель урока: создание условий для повторения и закрепления  знаний о жизни первобытного человека

Задачи:

1.повторить и обобщить знания учащихся по теме;

2. развивать умения находить исторические ошибки в тексте, работать с иллюстративным материалом, определять термины;

3. воспитывать чувства коллективизма, товарищества, здорового соревнования, интереса  к предмету.

Оборудование: тестовые задания, иллюстративный материал, презентация, карточки-задания, компьютер, проектор, экран.

Ход урока

1. Организационный момент (настрой ребят на урок).

2. Учитель:

Ребята! Сегодня у нас итоговый урок по теме “Жизнь первобытных людей”. Урок необычный, мы будем путешествовать по станциям, и на каждой станции вы должны показать свои знания о жизни древнейших людей. И в конце урока вы должны сделать вывод, ответить на вопрос: “Благодаря чему изменялась жизнь первобытных людей?”.

Сегодня вы разделились на группы, каждая группа – это родовая община.

– Что такое родовая община? (ответ).

Давайте дадим название своей родовой общине.

В общине все трудились сообща. Поэтому вам также необходимо сегодня на уроке всем трудиться вместе. Выберите себе старейшину.

– Кто такой старейшина? (ответ ребят).

Вот и вы должны своего старейшину слушаться во всем. Старейшина будет  решать, кто будет участвовать, кто пойдет на охоту.

– Вспомним: несколько родов, живших в одной местности, составляли – (что?) (ответ – племя).

Итак, племя 5а класса отправляется в путешествие. Старейшинам необходимо выбрать двух разведчиков, которые “пойдут” впереди своего рода и будут следить – не угрожает ли их роду опасность.

Мы с вами подошли к станции “Тестово”. Прошу ко мне подойти разведчиков. Я сегодня – старейшина из всех старейшин. Для этого вручаю вам каждому “Тест”. Объясняю правила: кто ответит быстрее и правильнее, получает красный жетон, другая команда – синий.

Тест

1.  Чем человек отличается от других животных:

а) он ходит на двух ногах;

б) он одевается;

в)он умеет изготавливать орудия труда;

г) его тело не покрыто шерстью.

2.Как называется специально сделанная человеком вещь для рыхления земли, пошива одежды и т.д.?

а) дубиной;

б)орудием труда;

в) приспособлением;

г) рубилом.

3.Как называется пещера, в которой впервые были обнаружены рисунки древнего человека?

а) Альгамбра;

б)Альтамира;

в) Саутуола;

г) Чжоукоудянь.

4.Что называется религией?

а) жертвоприношения;

б) изготовление фигурок богов;

в) рисунки в пещерах;

г)вера в сверхъестественные силы (душу, оборотней…)

5.Какой вид человеческой деятельности появился позже всех?

а) рыболовство;

б) охота;

в)земледелие;

г) скотоводство.

6.Какое животное было раньше всех приручено?

а) лошадь;

б) корова;

в)собака;

г) кошка.

7. Как называются изображения богов и духов, сделанные из камня, дерева или других материалов?

а) масками;

б)идолами;

в) пугалами;

г) иконами.

8.Как называется ручное изготовление различных изделий, орудий труда?

а) искусство;

б) работа;

в)ремесло;

г) мастерство.

9. В каком первобытном коллективе действовал обычай: «один за всех, все за одного»?

а) в человеческом стаде;

б)в родовой общине;

в) в государстве.

10. Кто управлял родовой общиной в первобытном обществе?

а) цари;

б) жрецы;

в)старейшины.

 

Мы продолжаем с вами путешествие, и вот показалась станция “Кроссвордово”.

(Всем группам раздаются карточки с кроссвордами; ребята, читая задания, заполняют кроссворд).

Если вы правильно решите кроссворд, то в клетках по вертикали, выделенных рамкой, прочтете название пещеры, где впервые были найдены рисунки первобытных людей.

По горизонтали:

  1. Материк, где, по предположениям ученых, жили древнейшие люди.
  2. Оружие первобытных охотников, которым можно поразить цель на большом расстоянии.
  3. Оружие на крупного животного.
  4. Занятие первобытных людей, позволяющее добывать мясную пищу.
  5. Сверхъестественное существо, в которое верили древние люди; обитает в каждом человеке.
  6. Самое крупное животное, на которое охотились первобытные люди.
  7. Рогатый зверь, которого часто изображали первобытные художники.
  8. Первобытное оружие, особенно нужное рыболовам.
  9. Занятие первобытных людей, позволяющее добыть, в основном, растительную пищу.

Учитель: Хорошо потрудились вы на этой станции, смогли все (или не все) заполнить кроссворд. И мы снова отправляемся в путешествие. Впереди станция  «Проверь себя»

Внимание на презентацию.

Физкультминутка (2-3 минуты)

Физкультминутка поможет снять усталость и улучшить внимание учащихся. Упражнения, выполняемые учащимися, перекликаются с темой урока.

Ходьба на месте

Перед началом этого упражнения можно упомянуть о том, что в отличие от животных человек передвигался на двух задних конечностях, то есть ходил.

Упражнение для позвоночника и плеч

Учитель. Древнейший человек ходил сутулясь, а человек разумный — выпрямившись.

Дети продолжают ходьбу на месте, сгибаясь и выпрямляясь.

Упражнение для кисти рук — «Сбор плодов»

Учитель. Одним из первых занятий древних людей было собирательство. Собирая плоды или ягоды с верхних ветвей, человек подтягивался и руками срывал плоды.

Упражнение для шейного позвоночника — человек на охоте

Поворачивать голову из одной стороны в другую, как это делали на охоте.

Упражнение «Стрельба из лука»

Учащиеся представляют, что в их руках лук, и стреляют из него.

Упражнение для глаз

Сильно сжать веки, а потом их открыть.

Путешествие мы свое продолжаем и вот – станция “Всезнайка”. Задание: продолжи фразу (старейшины)

Продолжи фразу.

 

1 команда

1. Где, по предположениям учёных, жили древнейшие люди? (В Восточной Африке)

2. Как назывался первый коллектив древнейших людей?  (Человеческое стадо)

3. 40 тысяч лет назад человек стал называться … («человеком разумным»)

4. Как называется умение изображать окружающий мир в красках? (Живопись)

5. Как называется глава рода?  (Старейшина)

6. Как называется просьба к богу, духу? (Молитва)

7. Первый металл, который научились обрабатывать люди. (Медь)

8. Коллектив, пришедший на смену родовой общине. (Соседская община)

2 команда

1. Главное отличие первобытных людей от животных. (Умение изготовлять орудия труда)

2. Первые занятия людей - это собирательство и…(охота).

3. Для охоты на мелких и быстро бегающих животных человек придумал…(лук и стрелы).

4. Как называется вера в колдовство, душу, в жизнь после смерти? (Религия)

5. Как называются несколько родовых общин? (Племя)

6. Умение из различных материалов изготовлять фигуры людей или животных. (Скульптура)

7.Какое занятие возникло из охоты? (Скотоводство)

8. Кого изображали первобытные художники? (Животных)

 

Продолжая путешествие мы попадаем на станцию «Отгадайкино», нужно соотнести рисунок.

Расставьте в последовательности картинки, рассказывающие о том, как человек подчинил себе огонь.

 

И вспомним вопрос, который был задан в начале урока: Благодаря чему изменялась жизнь древнейших людей?

Подведение итогов.

Спасибо за активное участие. Спасибо жюри, за их работу в подсчете баллов. А теперь мы узнаем, кто все-таки занял первое место в нашем конкурсе.

Рефлексия.

Что мы сегодня повторили на уроке?

Что было интересным?

Какое задание вызвало затруднение?

Как вы оцениваете свою деятельность?

Выставление оценок.

 

Всем спасибо. Урок закончен.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhizn_pervobytnogo_cheloveka.pptx2.77 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: обобщающий урок по теме «Жизнь Первобытных людей» Раздел: жизнь первобытных людей Место урока в теме: восьмое

Слайд 2

Цель урока: создание условий для повторения и закрепления знаний о жизни первобытного человека.

Слайд 3

Задачи: 1.повторить и обобщить знания учащихся по теме; 2. развивать умения находить исторические ошибки в тексте, работать с иллюстративным материалом, определять термины; 3. воспитывать чувства коллективизма, товарищества, здорового соревнования, интереса к предмету.

Слайд 4

Основные характеристики урока: Технология: личностно- ориентированное обучение Тип урока: обобщения и систематизации знаний Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая Методы обучения : наглядный, словесный, устного контроля Ключевые компетенци и: учебно - познавательная; информационно – коммуникативная; ценностно-смысловая; рефлексивная

Слайд 5

Тема самообразования: «Использование ИКТ на уроках истории, обществознания с целью повышения познавательной активности учащихся» Работа по теме самообразования осуществлялась в процессе урока .

Слайд 6

Моя деятельность была направлена на: активизацию познавательной деятельности обучающихся; - включение в процесс познания, развития таких функций, как память, мышление, воображение, речь; - целенаправленное включение обучающихся в коллективное обсуждение поставленной проблемы; - на расширение кругозора учащихся и развитие творческой и познавательной деятельности.

Слайд 7

Информационные технологии выступают при этом средством: поиска дополнительной информации; способом представления учебной информации, контроля и диагностики; использования технологий, направленных на развитие личности учащегося (технологии индивидуальной и групповой работы и др.).

Слайд 8

успеваемость учащихся 5 а класса по истории за I четверть 2012-2013 уч.года

Слайд 9

Ход урока 1. Организационный момент Установка межличностного контакта Создание комфортной психологической атмосферы урока.

Слайд 10

ii. Вступительное слово учителя Деятельность ученика: Отвечают на вопросы, дают определения понятий. Деятельность учителя: Ребята! Сегодня у нас итоговый урок по теме “Жизнь первобытных людей”. Урок необычный, мы будем путешествовать по станциям, и на каждой станции вы должны показать свои знания о жизни древнейших людей. И в конце урока вы должны сделать вывод, ответить на вопрос: “Благодаря чему изменялась жизнь первобытных людей?”. Сегодня вы разделились на группы, каждая группа – это родовая община. – Что такое родовая община? Вот и вы должны своего старейшину слушаться во всем. Старейшина будет решать, кто будет участвовать, кто пойдет на охоту. – Вспомним: несколько родов, живших в одной местности, составляли – (что?) (ответ – племя). Итак, племя 5 а класса отправляется в путешествие. Старейшинам необходимо выбрать двух разведчиков, которые “пойдут” впереди своего рода и будут следить – не угрожает ли их роду опасность.

Слайд 11

Цель: создание условий для повторения и закрепления знаний о жизни первобытного человека, готовности к основному этапу урока. Задачи: повторить и обобщить знания учащихся по теме. Методы: проверка и коррекция знаний основных понятий; Мотивация к принятию учащимися цели обобщающего урока; Деловая игра

Слайд 12

III Этап систематизации и обобщения знаний Деятельность ученика: Выполняют тестовое задание в группах Деятельность учителя: Мы с вами подошли к станции “ Тестово ”. Прошу ко мне подойти разведчиков. Вручаю вам каждому “Тест”. Объясняю правила: кто ответит быстрее и правильнее, получает красный жетон, другая команда –зеленый.

Слайд 14

Решение кроссворда Деятельность ученика: Читают задания, заполняют кроссворд, работают в группах Деятельность учителя: Мы продолжаем с вами путешествие, и вот показалась станция “ Кроссвордово ”. Если вы правильно решите кроссворд, то в клетках по вертикали, выделенных рамкой, прочтете название пещеры, где впервые были найдены рисунки первобытных людей.

Слайд 16

«Проверь себя» Деятельность ученика: Ученики комментируют слайды, рассказывают о том ,как можно выполнить эти задания. Деятельность учителя: Хорошо потрудились вы на этой станции, смогли все заполнить кроссворд. И мы снова отправляемся в путешествие. Впереди станция «Проверь себя»

Слайд 18

Физкультминутка! Деятельность ученика : Ребята выполняют упражнения вместе с учителем Деятельность учителя: Цель: снятие напряжения и утомляемости детей. Ходьба на месте Перед началом этого упражнения можно упомянуть о том, что в отличие от животных человек передвигался на двух задних конечностях, то есть ходил. Упражнение для позвоночника и плеч Учитель. Древнейший человек ходил сутулясь, а человек разумный — выпрямившись. Дети продолжают ходьбу на месте, сгибаясь и выпрямляясь. Упражнение для кисти рук — «Сбор плодов» Учитель. Одним из первых занятий древних людей было собирательство. Собирая плоды или ягоды с верхних ветвей, человек подтягивался и руками срывал плоды. Упражнение для шейного позвоночника — человек на охоте Поворачивать голову из одной стороны в другую, как это делали на охоте. Упражнение «Стрельба из лука» Учащиеся представляют, что в их руках лук, и стреляют из него. Упражнение для глаз , Сильно сжать веки а потом их открыть.

Слайд 20

продолжи фразу Деятельность ученика: Старейшины работают с карточками-заданиями Деятельность учителя: Путешествие мы свое продолжаем и вот – станция “Всезнайка”. Задание: продолжи фразу (старейшины) Пока старейшины работают вся родовая община выполняет задание- нужно соотнести рисунок. Расставьте в последовательности картинки, рассказывающие о том, как человек подчинил себе огонь.

Слайд 21

Отгадайка

Слайд 22

Формирование коммуникативной компетенции: целенаправленное включение учащихся в коллективное обсуждение проблем, совместному поиску решения поставленных задач, демонстрируя при этом взаимоуважение и взаимную поддержку.

Слайд 23

формы работы : Групповая, фронтальная, индивидуальная

Слайд 24

Формирование учебно – познавательной компетенции Целенаправленное включение обучающихся в коллективное обсуждение поставленной проблемы.

Слайд 25

Обучающиеся умеют: слушать других, принимать другую точку зрения; учатся отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета, критично относиться к своему мнению; высказывать своё мнение; участвовать в диалоге; учатся правильно оформлять свои мысли в устной форме с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций

Слайд 26

iv . Задание на дом Формирование Креативной компетенции: Домашнее задание: написать сочинение на тему « Я-первобытный человек»

Слайд 27

v .Рефлексия

Слайд 28

Урок цели достиг!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Жизнь и творчество Газиза Альмухаметова"

Цель: Познакомить обучающихся с жизнью и творчеством башкирского композитора Газиза Альмухаметова. Задачи: Повторение материала по теме «Опера. Башкирская опера»; Развитие  музыкального вни...

Урок-игра "По следам первобытного человека"

Итоговый урок 5 класс "По следам первобытного человека" , мхк 5 класс...

Повторительно-обобщающий урок по теме "Жизнь первобытных людей".

Повторительно-обобщающий урок по теме "Жизнь первобытных людей" в виде маршрутного путешествия по станциям....

Конспект открытого урока по МХК "Искусство первобытного человека. Мегалитическая архитектура"

Конспект урока изучения новой темы "Искусство первобытного человека. Мегалитическая архитектура" может использоваться при подготовке и проведении урока в 10 классе по предмету "Мировая художественная ...

Повторительно – обобщающий урок по теме: «Жизнь первобытных людей».

систематизация и контроль качества знаний по теме; развивать коммуникативные способности учащихся – умение отстаивать свое мнение, вести диалог; формировать уважительное отношение к отечественной исто...

Методическая разработка урока по теме "Жизнь и творческий путь А. П. Чехова. Презентация к уроку.

Методическая разработка урока по теме "Жизнь и творческий путь А. П. Чехова. Презентация к уроку....