Природа и люди Древней Индии
план-конспект по истории на тему

Урок о местоположении Индии, её главных рек, места раскопок древнейших городов Индии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл indiya.docx25.35 КБ

Предварительный просмотр:

Природа и люди Древней Индии.

Цели урока: ознакомить учащихся с природой, занятиями, религиозными верованиями жителей Древней Индии.
Задачи:  - формировать умение работать с исторической картой;

- сравнивать природные условия разных стран;

- составлять рассказ.

Оборудование: учебник истории « Древний мир» А.А.Вигасин и др., историческая карта, контурная карта, исторический документ.

Ход урока:

Учитель: Мы сегодня поговорим о древней и прекрасной стране. Эта страна – родина шахмат, родина арифметических чисел, которыми мы привычно пользуемся сегодня. Там живут слоны, есть непроходимые леса. А еще говорят, что мальчик по имени Маугли тоже жил в этой стране. Догадались ли вы, о какой стране идет речь? Да, это Древняя Индия.

 Тема нашего урока « Природа и люди Древней Индии» ( записываем тему в тетрадь).

Создается проблемная ситуация: « Древние греки называли Индию «страной чудес». В конце урока вы должны ответить почему».

Учитель: Мы сегодня разберем такие вопросы:

                1.Местоположение Индии.

                2.Климат Индии.

                3.Животный и растительный мир.

                4.Занятия жителей Древней Индии.

Рассматривая эти вопросы, мы будем работать с учебником, картой, которая находится в учебнике на стр.96, с историческим документом.

1.Самостоятельная работа с исторической и контурной картами, с учебником.

Беседа с учащимися:

- На форзаце учебника найдите Индию и Китай. В какой  части  Азии расположены эти страны? ( Они расположены на юге Азии , на полуострове Индостан).

Что такое  полуостров? (Полуостров – это часть суши с трех сторон омываемая водой).

-  Какие моря омывают Индию? ( С запада, юга и востока Индию омывает Индийский океан.)

Подпишите на контурной карте название полуострова, где находится Индия и название океана, водами которого она омывается. ( Работа с контурной картой).

Учитель: Сейчас мы с вами познакомимся с документом. Это отрывок из сочинения Диодора Сицилийского « Историческая библиотека» (у каждого на парте лежит текст документа).

Чтение первого отрывка : « Много в Индии больших гор, поросших всевозможными, приносящими плоды деревьями…»

Какие горы защищают Индию с севера? (Гималаи, самые высокие горы в мире).

Какие крупные реки текут по территории Индии? ( Реки Инд и Ганг).

Где эти реки берут свое начало? ( Они берут свое начало в Гималаях).

Чем эти реки похожи на Нил, Тигр, Евфрат?

  1) Они полноводны, никогда не пересыхают;

 2)ежегодно широко разливаются и несут вместе с водой плодородный ил;

3)расположены в жарком поясе земного шара, где много теплых солнечных дней в году.

Работа с контурной картой.

Учитель: Гималаи не дают проникнуть в Индию холодным ветрам с севера. Поэтому в Индии влажно и очень жарко. Из-за этих особенностей климата большая часть территории страны покрыта непроходимыми лесами – джунглями. О джунглях нам расскажет ученик, который получил индивидуальное задание по этой теме.

Сообщение ученика: Джунгли не похожи на леса России, в которых каждый из вас бывал: в джунглях поражает огромная высота деревьев, густота растительности – здесь всегда темно и душно.

Гигантскими гирляндами свешиваются лианы и образуют сплошную  сеть, через которую очень трудно пройти. В вечнозеленом лесу круглый год цветут яркие душистые цветы. С восхода до заката слышался гомон птиц. Человек, попавший в джунгли, не боялся умереть с голода. Здесь всегда можно найти еду, ведь в джунглях растут орехи, ягоды, бананы, манго, цитрусовые. Но в джунглях человека подстерегала опасность: здесь обитают страшные тигры и пантеры, ловкие обезьяны, ядовитые змеи. Еще в Индии обитает слон, который был приручен людьми. Слон переносил тяжести и даже участвовал в сражениях. Воины сидели на спине у слона и осыпали противника стрелами. У индийцев слон был одним из священных животных. Одним из главных богов был Генеша, который изображался с головой слона.

Учитель: Спасибо за рассказ. Ребята, вы  наверное читали замечательную книгу, в которой рассказывается о жизни мальчика в джунглях. Как называется эта книга?  Кто ее автор? (Дети отвечают : «Маугли»,  автор  – Киплинг).

Физминутка:

Учитель: Давайте прогуляемся по джунглям. Повторяйте за мной движения:

  • заходим в сумерки джунглей и сначала ничего не видим, зажмуриваем глаза – открываем ( несколько раз);
  • идем по тропинке (ходьба на месте);  стараемся высоко поднимать ноги  –  вдруг нам встретится змея (ходьба на месте с высоким поднятием бедра );
  • увидели птицу слева, справа (поворот головы влево, вправо);
  • впереди увидели красивый цветок, понюхаем его( вытягивая шею вперед, втягиваем воздух носом);
  • раздвигаем лианы на пути( разводим руками: правой, левой, двумя);
  • вот вышли из джунглей, увидели солнышко, улыбнулись ему и потянулись вверх руками (потягивание).

Учитель: Шли мы по джунглям и вышли к поселку. О  этом поселке мы прочтем с вами в учебнике на стр.97. Назовите, пожалуйста, основные занятия индийцев. (  Индийцы  занимались охотой,  собирательством, рыболовством, разводили скот, ремеслом  ).

Работа со вторым отрывком из сочинения Диодора Сицилийского : «Индия никогда, говорят, не знала голода…  Ведь каждый год там бывает по два дождливых сезона – один зимний, другой летний…» Что вы узнали из этого отрывка об Индии? (Узнали о климате Индии, что там влажно и очень жарко.)

Учитель: В начале I тысячелетия до н.э. наиболее быстро стало развиваться хозяйство в долине Ганга. Преодолевая огромные трудности, люди отвоевали у джунглей землю для посева: копали каналы, насыпали плотины, рыхлили землю.

Главным занятие индийцев было земледелие. Найдите в учебнике и скажите, что выращивали в Индии. ( В Индии  выращивали пшеницу,  ячмень, овощи. Там,  где было много воды, возделывали рис. Они научились выращивать хлопок, из которого делали пряжу и производили легкие, удобные в жарком климате ткани.)

Учитель: Богатая и щедрая природа Индии давала людям такие растения, каких не было больше нигде. Индийцы научились их возделывать и использовать. Много позже пряности и благовония стали тем товаром, за которым в Индию устремились торговцы из разных стран.

Каких животных приручали индийцы? ( С особой любовью они относились к корове. Она давала молоко, из которого делали простоквашу, масло. А вот мясо коровы индийцы не ели, она считалась священным животным. Тот, кто убивал корову, считался преступником. И в наше время корове в Индии разрешено все: бродить по улицам городов, есть фрукты с лотков и прилавков торговцев. С помощью буйволов  индийцы вспахивали поля. Индийцы приручили слона. Он переносил тяжести и участвовал в сражениях)

Учитель: Жители Индии занимались также ремеслом и торговлей. Где жили ремесленники и торговцы? ( В городах).

Учитель: В III тыс. до н.э. в долине Инда возникли великие города с высокой культурой и благоустройством – Мохенджо – Даро и Хараппа.

В начале XX века английские археологи обнаружили развалины этих городов. Здесь были обнаружены прямые улицы. Они были застроены по особому плану кирпичными домами в два этажа, с водопроводом и канализацией. В домах не было украшений и окон, выходящих на улицу, но зато, кроме жилых помещений, была комната для омовений, куда подавалась вода из специального  колодца.

Центральная часть города была обнесена крепостной стеной. За ней жители Мохенджо – Даро прятались во время войны. Здесь же были найдены сосуды, гири, игрушки из глины. Но во II тыс. до н. э. жизнь в этих городах замерла по неизвестным причинам.

В IIIвеке до н. э. почти все индийские царства объединил под своей властью правитель Ашока.

Давайте выполним задания:

1) Указать на « линии времени», когда правил Ашока? ( 268 -232гг. до н. э.)

2) Как мы узнаем сколько лет правил Ашок? Вычисление сделать письменною (268 – 232 = 36лет).

3) Сколько лет назад закончилось его правление? (232 + 2017= 2249 лет назад).

Назовите столицу державы Ашока.

Учитель: Ребята, у меня есть документ, который испортился от времени. Вам нужно его восстановить. Вспомните, о чем мы говорили на уроке, и вставьте слова на месте пропусков.( Учащимся раздаются листки с заданием)

Индия расположена на полуострове……….

Северной границей индии служат горы………
Густые, непроходимые леса Индии называются………

Жители Древней Индии выращивали……… и делали из него одежду.

Индийцы называли……… матерью божественной кормилицей.

( учащиеся вставляют пропуски в текст).

Учитель: Древнеиндийская цивилизация оказала огромное влияние на многие страны Востока. Невозможно ни понять, ни изучить историю и культуру народов Южной и Юго – Восточной  Азии, не зная историю Древней Индии. Греки считали Индию страной чудес. Как вы считает почему?

(Ответы  учеников:

- в Индии были благоприятные природные и климатические условия;

- плодородная земля;

- полноводные реки;

- защищена от нападения врагов Индийским океаном и Гималаями;

- удивительные растения и животные.)

Домашнее задание:  параграф № 20 (читать), подготовить учебный проект « Путеводитель по Древней  Индии».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебное занятие «Природа и люди Древней Индии» с презентацией и модулями

Учебное занятие «Природа и люди Древней Индии».     Для работы с учебными  модулями Единой коллекции образовательных ресурсов необходимо заранее  установить  програм...

Урок истории "Природа и люди Древней Индии"

Данный урок изучения нового материала включает использование разнообразных форм и методов работы. Учащиеся работают с картой, источниками, текстом учебника, по ходу урока заполняют рабочий лист и выст...

Урок истории 5 класс. Тема: Природа и люди Древней Индии

Разработка урока "Природа и люди Древней Индии" содержит технологическую карту, презентацию урока и раздаточный материал. На уроке предполагается самостоятельная работа учащих...

«Природа и люди Древней Индии»

На уроке учащиеся познакомятся с природой, занятиями, религиозными верованиями жителей Древней Индии....

Конспект урока "Природа и люди Древней Индии". 5 класс

Урок-путешествие с использованием элементов игровой и проблемно-поисковой технологии, можно использовать презентацию и кинофрагменты из фильма "Садко"....

Конспект урока по Истории Древнего мира в 5 классе "Природа и люди Древней Индии"

Содержание урока "Природа и люди Древней Индии" соответствует требованиям современного образовательного стандарта. Урок сопровождается демонстрацией мультимедийной презентации....

Технологическая карта по истории Древнего мира " Природа и люди Древней Индии"

Материал по истории Древнего мираКласс: 5      Предмет: История Древнего мираТип урока: Усвоение знаний, навыков и умений.Место и роль урока в изучаемой теме: урок изучен...