Урок-игра "Крепостное право"
план-конспект урока по истории (8 класс) на тему

Нуранова Айгуль Шайкуллаевна

Урок-игра "Крепостное право"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_krepostnomu_pravu_8_klass.docx25.39 КБ

Предварительный просмотр:

Своя игра «Крепостное право в России» для учащихся 8 класса (учитель: Нуранова Айгуль Шайкуллаевна)

Тип урока: повторительно – обобщающий

Форма урока: урок - игра

Цель урока:

1. Образовательная: Закрепить и обобщить знания учащихся о ходе процесса отмены крепостного права в России для разных слоев населения, определить роль крестьянской реформы для дальнейшего развития страны, оценить вклад Александра II, Н А.Милютина в реформирование жизни общества.

2. Развивающая:  Развивать способность высказывать свою точку зрения на события с разных позиций, умение обобщать материал, выделять главное; продолжать развитие коммуникативных навыков.

3.Воспитательная:  Воспитание чувство патриотизма, уважение к истории своего Отечества, уважения к людям, посвятившим жизнь реформированию России.

Оборудование: учебник «История России  для 8 класса, авторы Н.Н. Лазукова, О.Н.Журавлева,  карта «Отмена крепостного права в России в 1861 году», портреты Александра II, Н.А. Милютина, М.Т. Лорис-Меликова, К.Д. Кавелина,  А.И.Герцена, В.А. Жуковского,  репродукции: Мясоедов Г.Г. «Чтение манифеста 19 февраля 1961 г»,

 Б. Кустодиева «Освобождение крестьян», таблица с баллами на доске.

Литература:

1.Кириллов В.В. Отечественная история в схемах и таблицах-М.: Эксмо, 2014.

2. Лазукова Н.Н. История России: 8 класс-М.: Вентана- Граф, 2015. (параграфы 18-20)

3. Семенов-Тян-Шанский П.П. Мемуары-Издательство «Молодая гвардия», 1965.

Эпиграф к уроку:

«Имя  Александра II отныне принадлежит истории; если бы его царствование завтра окончилось, если бы он пал под ударами каких-нибудь крамольных олигархов, бунтующих защитников барщины и розог,- все равно. Начало освобождения крестьян сделано им, грядущие поколения этого не забудут!» (А.И.Герцен)

План урока:

  1. Организационный момент (2 мин.)
  2. Знакомство с правилами игры (5 мин.)
  3. Проведение игры (30 мин.)
  4.  Подведение итогов урока (6 мин.) Рефлексия
  5. Домашнее задание (2 мин.)

Ход урока

1.Организационный момент (2 мин.)

Слово учителя: Отмена крепостного права является рубежным событием в истории России, она привела в серьезным изменениям в общественной и экономической жизни страны, стала толчком для последовавших за ней реформ. Императору Александру II было суждено войти в отечественную историю как творцу Великих реформ, главной из которых стала отмена крепостного права.

  1. Знакомство с правилами игры (5 мин.)

Проведем наш урок в форме игры. В ней примут участие две команды «Помещики» и «Крестьяне». Команды выбирают вопрос, на который хотят ответить. Отвечает первой та команда, которая первой поднимет руку (капитан команды). Если ответ правильный, то на счет команды поступает соответствующее цене вопроса количество баллов (от 10-100 баллов). Сумма баллов выбранного вопроса стирается с таблицы.

  1. Проведение игры (30 мин.)

Синий раунд

  1. Исторические личности

10

20

30

40

50

  1. Даты

10

20

30

40

50

  1. Реформы 60-70 гг XIX в.

10

20

30

40

50

  1. Документы

10

20

30

40

50

Тема 1 «Исторические личности  »

10 баллов - Эта императрица размышляла о путях решения крестьянского вопроса. (Екатерина II)

20 баллов - Сыном кого был Александр II? (Николая I)

30 баллов – Кто был воспитателем  Александра II? (поэт В.А. Жуковский)

40 баллов – Кто был автором рукописи «Записки об освобождении крестьян в России» (1856 г.) (профессор К.Д. Каверин)

50 баллов – Автор проекта реформ, министр внутренних дел при Александре II. (Н.А. Милютин)

Тема 2 «Даты»

10 баллов – В каком веке было отменено крепостное право в России? (2- половина XIX в.)

20 баллов – Годы правления Александра II. (1855-1881)

30 баллов – В первой четверти XIX в случалось в год 26 крестьянских волнений, то в 1850 г их число росло и в 1859 г. достигло какого количества? (797)

40 баллов – В каком году по указу Александра II был создан Секретный комитет? (1857 г.)

50 баллов – Сколько крестьян обрело личную свободу в результате огтмены крепостного права? (около 23 млн крестьян)

Тема 3 « Реформы 60-70 гг XIX в. »

10 баллов – В 1861 г было проведена какая реформа? (военная реформа)

20 баллов – В 1864 была проведена реформа…(земская реформа)

30 баллов – В 1864 г. были проведены реформы…(судебная, городская реформы)

40 баллов – В 1863-1864 проведены реформы… (народного образования)

50 баллов – Либеральные реформы в последние годы правления Александра II были связаны с именем… (М.Т. Лорис-Меликова)

Тема 4 «Документы»

10 баллов – Известная работа профессора К.Д. Кавелина («Записки освобождения крестьян в России (1856 г.)

20 баллов – Название документа, подписанного императором 19 февраля 1861 года («Манифест об отмене крепостного права»)

30 баллов – В каком документе были изложены права и свободы крестьян? («Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости»)

40 баллов – Главное мероприятие военной реформы было связано с отказом от рекрутской системы. В 1874 г. царь утвердил соответствующий Указ. Как он назывался? («Устав о всеобщей (всесословной) воинской повинности»).

50 баллов – В каком журнале отстаивал А.И. Герцен решение земельного вопроса в пользу крестьян? («Колокол»)

Тайм – аут «Порассуждаем»

Вопрос: Как вы думаете, почему в истории России 19 февраля 1861 года – день освобождения крестьян от крепостного права – никогда не объявляется праздничным днем?

Красный раунд

1.Причины отмены крепостного права

20

40

60

80

100

2.Условия выкупной сделки

20

40

60

80

100

3.Значение отмены крепостного права

20

40

60

80

100

Тема 1 «Причины отмены крепостного права»

20 баллов – Какие повинности  достигли наивысшего предела? (барщина и оброк)

40 баллов – Проявление кризиса было связано с сокращением экспорта за границу какого продукта? (хлеба)

60 баллов – Необходимость отмены крепостного права показало поражение в какой войне? (Крымской войне)

80 баллов – Что усилилось в России на рубеже 50-60 гг XIX в.? (крестьянское движение в крепостной деревне)

100 баллов – Что тормозило крепостное право в стране? (развитие страны, необходимо было усиление международного престижа России).

Тема 2  «Условия выкупной сделки»

20 баллов – Какие угодья передавались крестьянам от помещиков? (полевые наделы)

40 баллов – Каков был размер полового надела, который должен был отдать крестьянам помещик? (4 десятины)

60 баллов – Максимальный надел земли, который мог получить крестьянин? (8 десятин)

80 баллов – В течение скольких лет крестьяне не могли отказаться от своего земельного надела и покинуть сельскую общину? (до 1870 г, 9 лет)

100 баллов – Итак, крестьяне  освобождались с землей, размер которого в зависимости от региона России (черноземные, нечерноземные, степные) был разный и колебался от 3 до 12 десятин. Чему равнялась одна десятина? (1 десятина=1,1 га (мера площади))

Тема 3 «Значение отмены крепостного права»

20 баллов – К чему привело освобождение крестьян от крепостной зависимости? (появлению свободных рабочих рук, увеличению наемного труда в промышленности)

40 баллов – Какое влияние оказала отмена крепостного права на экономику страны (дала толчок экономике, развитию страны)

60 баллов – Изменению чего способствовала отмена крепостного права? (изменила социальную структуру общества)

80 баллов – Отрицательные черты отмены крепостного права было связано с противоречиями в деревне между кем? ( между крупным помещичьим землевладением и малоземельем крестьян)

100 баллов – Какой вопрос стал основным в деревне с отменой крепостного права?

Тайм-аут «Обратимся к карте»

На основе карты учебника (стр.154) определите, в каких районах увеличились, а в каких уменьшились крестьянские наделы в целом по России?

Конкурс капитанов «Отвечаю я один» (отвечают только капитаны команд «Помещики», «Крестьяне» по очереди)

Вопрос: 1. Почему Александру II не удалось завершить экономические и политические преобразования? (был убит террористами 1 марта 1881 г.)

2. Продолжите… Надел крестьянина считался собственностью помещика до тех пор, пока между ним и помещиком не состоится ….(выкупная сделка, или не будут внесены деньги за землю).

3. На сельском сходе, где обсуждались общие вопросы жизни, крестьяне выбирали ….(старосту)

4. Высшим крестьянским огранном волости был …(волостной суд)

4. Подведение итогов урока (6 мин.) Подсчет баллов помощниками (ассистентами). Выявление победителей своей игры.

Рефлексия На уроке я…. Я доволен… Мне понравилось…

Домашнее задание (2 мин.)

  1. Написать эссе «Как могло быть и как было отменено крепостное право в России»
  2. Творческое задание «Мой проект отмены крепостного права» (от имени реформатора, крестьянина, помещика)
  3. Составить кроссворд по теме «Крепостное право в России»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы классного часа с презентацией о правах ребёнка "Имею право на права"

Материалы классного часа с презентацией о правах ребёнка "Имею право на права"....

Права человека. Права гражданина России. Документы, регламентирующие права.

Урок 19 ОЗОЖ 8 класс. По теме"Права человека.Права гражданина России. Документы, регламентирующие права."...

Разработка урока по праву Общая собственность и порядок защиты права собственности. защита неимущественных прав.

Целевая аудитория:  Учитель (преподаватель)  Класс(ы):  11 класс  Предмет(ы):  право: основы правовой культуры   ...

Объекты экологического права. Право собственности на природные ресурсы и право природопользования

презентация предназначена для уроков по дисциплине "Основы экологического права"...

Учебный проект урока по теме « Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации. Формы права»

Учебный проект урока по теме  « Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации. Формы права»...

Формирование элементарных общепринятых норм и правил поведения в социуме через организацию тематической правовой недели «Мы имеем право» Правовая неделя «Мы имеем право». (для разновозрастной группы 14- 17 лет).

Цели:1. Углубление знаний детей о правах и обязанностях.2. Воспитание умения считаться с мнениями и интересами других людей.3. Формирование доброжелательности, чувства справедливости, уважения друг к ...