Законы Хаммурапи (сокращенная версия)
учебно-методический материал по истории (5 класс) на тему

Валикова Ангелина Николаевна

для практического занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zakony_hammurapi.docx24.09 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАКОНЫ ХАММУРАПИ

Когда высокий Анум и Эллиль, владыка небес и земли,  определяющий судьбу страны, определили Мардуку, первейшему сыну Эа, владычество над всеми людьми, Вавилон назвали его высоким именем, сделали его   могучим  среди  частей  света  и  утвердили  в  нем  вечную царственность,  основание которой прочно,  как небеса и  земля  — тогда  меня,  Хаммурапи,  заботливого государя,  богобоязненного, чтобы  дать  сиять  справедливости  в  стране,  чтобы  уничтожить преступников  и злых,  чтобы сильный не притеснял слабого,  чтобы подобно Шамашу восходить над черноголовыми и озарять  страну, — Анум и Эллиль призвали меня для благоденствия населения.

Я —   Хаммурапи,   пастырь,   скопивший богатство и изобилие. Сокрушитель четырех стран света, возвеличивший имя Вавилона, удовлетворивший сердце Мардука,  своего владыки. Благоразумный царь,  послушный Шамашу,  могучий,  укрепивший фундамент Сиппара.

Я — заботливый,  покорный великим богам, могучий царь,  солнце  Вавилона,  давший  свет  стране  Шумера  и Аккада,  царь,  вынудивший  к  послушанию  четыре страны света, любимец богини Иштар.

Когда Мардук направил  меня,  чтобы  справедливо  руководить людьми и дать стране счастье, тогда я вложил в уста страны истину и справедливость и ублаготворил плоть людей.

Отныне:

     (§ 1) Если человек клятвенно обвинил человека, бросив на  него обвинение в убийстве,  но не доказал его,  то обвинитель его должен быть убит

     (§ 3)  Если  человек  выступил  в  суде  для свидетельства о преступлении и слово, которое он сказал, не доказал, а это дело — дело о жизни, то человек этот должен быть убит.

     (§ 5) Если судья разобрал дело,  вынес решение и изготовил документ с печатью,  а затем решение свое изменил, то этого судью следует изобличить в изменении решения,  которое он постановил, и исковую  сумму,  имевшуюся  в  этом  деле,  он  должен уплатить в двенадцатикратном размере.

     (§ 6) Если человек украл имущество бога или  дворца, то этот человек должен быть убит; а также тот, который принял из его рук краденое, должен быть убит

     (§ 7) Если человек купил из рук  сына  человека или  раба человека либо серебро,  либо золото, либо раба, либо рабыню, либо вола,  либо овцу,  либо осла,  либо же что  бы  то  ни  было  без свидетелей  или  договора или  же принял на хранение,  то этот человек — вор, он должен быть убит

     (§ 11) Если хозяин  пропавшей  вещи  не  привел  свидетелей, знающих его пропавшую вещь,  то он — лжец, он возвел напраслину и должен быть убит.

     (§ 14)  Если   человек   украл  малолетнего   сына   другого человека, то он должен быть убит.

     (§ 16)  Если  человек  скрыл  в  своем  доме беглых раба или рабыню,  и не вывел их на клич глашатая, то хозяин дома должен быть казнен.

     (§ 22) Если человек совершил ограбление  и  был  пойман,  то этот человек должен быть убит.

     (§ 25)  Если  в  доме  человека  разгорелся огонь,  а другой человек,  который пришел для тушения пожара,  поднял свой взор на добро  домохозяина  и  взял  добро  домохозяина,  то этот человек должен быть брошен в этот огонь

     (§ 53) Если  человек  был  нерадив  в  отношении  укрепления плотины,  что  на  его  земле,  не укрепил свою плотину,  и в его плотине образовалась брешь,  и вода  затопила  поле  соседей,  то человек,  в  чьей  плотине образовалась брешь,  должен возместить зерно, которое он погубил.

     (§ 117) Если долг одолел человека и он продал за серебро свою жену,  своего сына и свою дочь или отдал их в кабалу,  то три  года  они  должны  обслуживать  дом  их  покупателя  или  их закабалителя,  в четвертом  году  им  должна  быть  предоставлена свобода.

     (§ 122) Если человек  захочет  отдать  на  хранение  другому человеку  серебро,  золото  или  что  бы  то ни было,  то все, сколько  он  хочет  отдать,  он  должен  показать  свидетелям   и заключить договор, затем только он может отдать на хранение.

     (§ 124)  Если  человек  дал  на  хранение  другому  человеку серебро,  золото или что бы то ни было при свидетелях, а затем он это отрицает,  то этого человека должно изобличить, и все, что он отрицал, он должен удвоить и отдать

   

  (§ 126) Если человек,  у которого ничего не пропало, сказал: «Нечто мое пропало»,  и заставит собраться свой квартал,  то  его квартал  должен его уличить перед богом в том,  что ничего его не пропало,  и все,  что он требовал,  он должен  удвоить  и  отдать своему кварталу

     (§ 128) Если человек взял жену и не заключил с ней договора, то эта женщина — не жена.

     (§ 129) Если жена человека была схвачена  лежащей  с  другим мужчиной, то их должно связать и бросить в воду. Если хозяин жены пощадит свою жену, то и царь пощадит своего раба.

     (§ 138) Если человек захочет оставить свою супругу,  которая не родила ему детей, то он должен дать серебро, равное ее выкупу, а также восстановить ей приданое,  которое она принесла  из  дома своего отца, а затем он сможет ее оставить.

     (§ 143)  Если  она  дом свой разоряла и унижала своего мужа,  эту  женщину  должны  бросить в воду.

     (§ 148) Если человек взял жену, а ее постигла проказа (?), и он захочет взять другую, то он может взять, но свою жену, которую постигла проказа (?), он не должен покинуть, она может жить в его доме,  который он построил,  и,  пока  она  жива,  он  должен  ее содержать.

     (§ 149)  Если  эта  женщина  не  согласна жить в доме своего мужа,  то он  должен  возместить  ей  ее  приданое,  которое  она принесла из дома своего отца, и она может уйти.

     (§ 153)  Если жена человека позволила убить своего мужа ради другого мужчины, то эту женщину должны посадить на кол.

     (§ 168) Если человек захотел отвергнуть своего сына и сказал судьям: «Я отвергну своего сына», то судьи должны рассмотреть его дело,  и если  сын  не  нанес  отцу  никакой  обиды,  за  которую полагается  отвергнуть  от  наследства,  отец не может отвергнуть своего сына от наследства.

     (§ 169) Если он нанес своему отцу тяжкую обиду,  за  которую полагается  отвергнуть  от наследства,  то в первый раз они судьи должны отвести его намерения;  если же он двукратно нанес  тяжкую обиду, то отец может отвергнуть своего сына от наследства.

     (§ 174)  Если  своему следующему мужу она не родила сыновей, то ее приданое могут забрать только сыновья ее первого супруга.

      (§ 195) Если  сын  ударил  своего  отца,  то  ему  должны отрубить руку

     (§ 196)  Если человек выколол глаз сыну человека,  то должны выколоть ему глаз.

     (§ 197)  Если  он  переломил  кость  человеку,   то   должны переломить ему кость.

     (§ 200) Если человек выбил зуб  человеку,  равному  ему,  то должны ему выбить зуб

     (§ 205) Если раб человека ударил по щеке сына  человека,  то ему должны отрезать ухо.

     (§ 206)  Если человек сильно ударил человека в драке и нанес ему рану,  то этот  человек  должен  поклясться:  «Неумышленно  я ударил», — и оплачивать лекаря.

       (§ 218)   Если   лекарь  сделал  человеку  тяжелую  операцию бронзовым ножом и убил этого человека или же он вскрыл бельмо (?) у человека бронзовым ножом и выколол глаз человеку, то ему должны отрубить кисть руки.

     (§ 226) Если цирюльник без дозволения рабовладельца сбрил рабский знак у чужого раба,  то этому цирюльнику должны  отрубить кисть руки.

     (§ 229) Если строитель построил человеку дом и  свою  работу сделал  непрочно,  а  дом,  который  он  построил,  рухнул и убил хозяина, то этот строитель должен быть казнен.

     (§ 230) Если он убил сына  хозяина,  то  должны  убить  сына этого строителя.

     (§ 231) Если он убил раба хозяина,  то он, строитель, должен отдать хозяину раба за раба.

     (§ 232) Если он погубил имущество,  то все,  что он погубил, он должен возместить и,  так как дом,  который он построил, он не сделал прочно и тот рухнул,  он должен  также  отстроить  дом  из собственных средств.

     (§ 233)  Если  строитель построил человеку дом и работу свою не укрепил, и стена обрушилась, то этот строитель должен укрепить стену из собственных средств.

    (§ 245) Если человек нанял вола и убил его нерадивостью  или побоями, то он должен возместить вола за вола хозяину вола.
(§ 278)  Если  человек  купил  раба  или рабыню,  и месяц не прошел,  а на него обрушилась эпилепсия,  то покупатель может вернуть  его  своему  продавцу  и  получить  серебро,  которое он отвесил.
(§ 282) Если раб сказал  своему  господину:  «Ты  —  не  мой господин»,  то он должен уличить его в том,  что он — его раб,  а затем его господин может отрезать ему ухо


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Законы Хаммурапи"

ХАММУРАПИ ЗАКОНЫ свод законов рабовладельческого государства, названный по имени царя Вавилонии в 1792-1750 гг. до н. э. Хаммурапи, который, придавая большое значение законодательной деятельности....

Тема урока: Древний Вавилон. Законы Хаммурапи

Тип урока: урок овладения новыми знаниями. Цель урока: подвести обучающихся к представлению о праве как  совокупности установленных и охраняемых государством правил (законов), обя...

"Законы Хаммурапи"

Презентация к уроку истории в 5 классе по теме: "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы"...

Методические рекомендации по дисциплине ОГСЭ.03 Иностранный язык для учащихся технического профиля специальности 09.02.01 Компьютерные системы и комплексы (сокращенная версия)

Методические рекомендации (соеращенная версия)  составлены в соответствии с рабочей программой по дисциплине ОГСЭ.03 Иностранный язык.Предназначены для учащихся 3-4 курса технического профиля спе...

Методические рекомендации по дисциплине «Иностранный язык в профессиональной деятельности» для учащихся технического профиля специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование (сокращенная версия)

Методические рекомендации предназначены  для подготовки и проведения практических занятий по дисциплине «Английский язык» в учреждениях  профессионального образования. В методиче...