опыт работы
методическая разработка по истории на тему

Каплиева Виктория Николаевна

в данном документе вы найдете обобщение опыта работы с текстом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.teoriya.docx31.9 КБ
Office presentation icon opyt._kaplieva_v.n.ppt479.5 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с текстом как необходимое условие формирования когнитивно-коммуникативных умений в процессе изучения школьного курса истории.

Актуальность.

    Интенсивное развитие средств массовой информации и коммуникации поставило российскую школу на рубеже тысячелетий в трудное положение. Совсем недавно школа была для детей если не единственным, то основным источником  знаний. Сегодня же, как отмечает многие педагоги и психологи "информационные каналы активно внедряются в просветительские области, обогащая пользователя не только общедоступными популярными знаниями, но и специальными, относящимися к профессиональным ".

    В условиях сегодняшнего дня эффективное использование имеющихся знаний, умений, навыков обусловлено активным, ответственным отношением человека к их приобретению. Современный школьник должен быть готов к самостоятельному приобретению знаний. Следовательно, актуализируется проблема формирования когнитивно-коммуникативных умений подростков. Формирование когнитивно-коммуникативных умений - важная составная часть системы обучения и воспитания.

     Новое отношение к традиционным компонентам учебной книги по истории требует принципиального обновления приемов работы с ней, совершенно иных познавательных вопросов и заданий, принципиально других критериев диагностики и оценки качества результатов исторического образования школьников. Об этом и пойдет речь в моем обобщении опыта.

Идея опыта.

    В практику обучения истории в школе уже давно и прочно вошла работа с текстами учебника. Учителя предлагают своим ученикам разнообразные задания, при выполнении которых школьники должны обратиться к учебному тексту: составить план или конспект параграфа, написать реферат на ту или иную тему и т.д. В основе понимания любого текста лежит понимание значения отдельных слов, образующих фразу: достаточно одного неправильно понятого слова, и смысл информации будет искажен.

    Идея состоит в создании системы оптимальных методов и приемов работы по формированию у учащихся умений применять готовый алгоритм работы с текстом к любому виду текста.

    Идея опыта не нова. В данном направлении работали и работают многие выдающиеся психологи и педагоги, такие как Юрий Константинович Бабанский (разработчик оптимизации учебно – воспитательного процесса), Лернер Павел Семенович (созданная и создаваемая учебная литература остается в парадигме информационного репродуктивного образования и не соответствует парадигме методологического образования), Дуглас Хамблин (формирование учебных навыков), Евгений Евгеньевич Вяземский и Ольга Юрьевна Стрелова (Учебник истории: старт в новый век).

Цели и задачи опыта.

    Основной целью работы является формирование когнитивно-коммуникативных умений в процессе изучения школьного курса истории:

  1. умение работать с наглядностью, текстом;
  2. умение работать с учебной и научно-популярной литературой, на этой основе самостоятельно приобретать и углублять знания;
  3. умение проводить наблюдения и на их основе  формулировать выводы;
  4. умение самостоятельно моделировать и строить гипотезы;
  5. умение применять знания на практике;
  6. умение самостоятельно ставить эксперимент и на его основе получать новые знания;
  7. умение объяснять явления и наблюдаемые факты на основе имеющихся теоретических знаний, предсказывать следствия из теории;
  8. умение общаться, т.е. умение слушать и слышать партнера по общению, обосновывать свою точку зрения; выстраивать систему доказательств (подбирать аргументы, задавать вопросы, возражать, дополнять);
  9. использование приемов владения языком, самостоятельное совершенствование в нем;
  10. овладение речевой деятельностью, характеризующейся:

а) выразительностью, т.е. эмоциональностью и образностью;

б) содержательностью, т.е. точностью и ясностью, насыщенностью информацией;

в) достаточной степенью развития устной и письменной речи.

11. Сопоставлять (источники, события, факты  и тд)

12. Ранжирование ( выделять главное по степени важности)

+ приложение 5,6

Задача работы:

     Создание системы оптимальных методов и приемов работы по формированию  умений применять готовый алгоритм работы с текстом к любому виду текста.

Опыт работы.

    Текст (Современный словарь иностранных слов) – авторское сочинение или документ, воспроизведенные на письме или в печати. Связь текста с историческим образованием школьников очевидна: авторским сочинением выступает в основном учебник и помещенные в нём фрагменты источников. Правда, ещё предстоит научиться критическому отношению к школьному учебнику, рассматривая его как авторское, субъективное произведение, излагающее исторические версии и оценки конкретного человека или авторского коллектива.

    Специфика работы такова, что я работаю и в классах, статуса коррекции не имеющих, но таковыми являются и в классах с углубленным изучением английского языка. Т.е., прежде всего разный уровень подготовленности, мотивации учащихся, разный уровень работоспособности. Исходя из этой специфики, и должна возникнуть система оптимальных методов и приемов работы по формированию у учащихся умений применять готовый алгоритм работы с текстом к любому виду текста.

    Итак, в чем же состоит и кто вывел алгоритм работы с текстом (в данном случае, с текстом учебника) и можно ли работу с любым текстом построить по данному алгоритму?

1 этап – беглое просматривание текста, в котором выделяется название параграфа, название частей параграфа (выделены жирным шрифтом), предполагаемые устные выводы о содержании текста, постановка вопросов к тексту (заголовку, частям параграфа).

2этап – непосредственно, чтение текста.

3 этап – постановка вопросов к тексту (заголовку, частям параграфа).

4 этап – резюме – ответ на поставленные вопросы.

    Рассмотрим каждый этап более детально и с учетом задачи опыта, т.е. построим систему методов и приемов для работы с текстом для формирования когнитивно-коммуникативных умений в процессе изучения школьного курса истории.

1 этап. Целью данного этапа является получение общего представления о содержании и структуре текста.

  1. Беглое просматривание текста, в котором выделяется название параграфа, название частей параграфа (зачастую, выделены жирным шрифтом).
  2. Высказываются предположения о содержании текста.
  3. Постановка вопросов к тексту (заголовку, частям параграфа), которые фиксируются на доске.

    На данном этапе начинают работать словесные методы. Для классов с достаточной подготовкой – это метод дискуссии, для слабых – дискуссия с предполагаемыми ответами.

    На данном этапе развиваются умения общаться, т.е. умение слушать и слышать партнера по общению, обосновывать свою точку зрения; умения выстраивать систему доказательств (подбирать аргументы, задавать вопросы, возражать, дополнять).

2этап – чтение. Цель данного этапа – прочитать текст, делая акценты или выделяя главную мысль каждой части параграфа.

На данном этапе идет работа по овладению речевой деятельностью, характеризующейся:

а) выразительностью, т.е. эмоциональностью и образностью;

б) содержательностью, т.е. точностью и ясностью, насыщенностью информацией;

в) достаточной степенью развития устной и письменной речи.

    Если рассмотреть данный этап, обращая внимание на возрастные особенности учащихся, то можно выделить следующие особенности работы:

В 5-ых классах – это эмоциональное чтение вслух с выделением совместно с учителем карандашом или маркером главной мысли каждой части.

В 6 классах -  это эмоциональное чтение вслух, но главная мысль выделяется учащимися самостоятельно. По окончании работы, подчеркнутые строки проговариваются, с последующим обсуждением правильности сделанного выбора.

Но пробелом может быть техника чтения. Получается, что на уроке истории мы можем помочь частичной ликвидации этого пробела.

В 7 – 8 классах – чтение «про себя». Главная мысль должна быть выделена по ходу чтения.

В 9 – 11 классах – работа ведется аналогично, но времени на работу отводится меньше, чем в 7 – 8 классах.

    В классах с недостаточной подготовкой, работу в 7 – 11 классах можно продолжать по аналогии с работой, проводимой в 5 – 6 классах.

3 этап – Целью на этом этапе является осмысление содержания текста. Формируются умения работать с учебной и научно-популярной литературой, на этой основе самостоятельно приобретать и углублять знания; умения проводить наблюдения и на их основе  формулировать выводы; умения объяснять явления и наблюдаемые факты на основе имеющихся теоретических знаний, предсказывать следствия из теории;

    Одним из приемов работы на данном этапе является составление  кластера. Кластер позволяет ученикам проявить индивидуальные особенности в восприятии и осмыслении текста, самостоятельно оценить его сведения,  что является условием формирования когнитивно-коммуникативных умений в процессе изучения школьного курса истории.

Кластер – это графический способ организации материала, на первый взгляд похожий на логические схемы или опорные конспекты

  1. После обсуждения и уточнения главных мыслей (смысловых блоков) на листе бумаге (лист А4, рабочий лист, тетрадь) в прямоугольниках записываются принятые мысли.
  2. На основе текста учебника вокруг каждого прямоугольника в кружках кратко записываются сведения, раскрывающие смысловые блоки.
  3. Устанавливаются связи между отдельными блоками и информацией в кружках (веточках кластера), соединяя их стрелками.
  4. На основе других источников или после обсуждения в группе дополняется кластер новыми «веточками» - сведениями, отсутствующими в учебнике или представляющими новый взгляд на исторические факты, или важные для анализа учебной проблемы.

4 этап – резюме. Цель данного этапа – ответ на поставленные вопросы. Развиваются умения применять знания на практике.

            На данном этапе  в условиях дискуссии учащиеся отвечают на поставленные в начале урока вопросы и формулируются выводы. На данном этапе могут работать такие методы как пресс – конференция (когда учитель намеренно неполно раскрывает тему, предложив школьникам задать дораскрывающие ее вопросы), опрос – итог (в конце урока учитель задает вопросы, побуждающие к рефлексии урока).

Результативность.

           Большой страх у детей вызывают немаленькие тексты не только по истории, но по другим устным предметам. Если работа ведется по представленному алгоритму и описанными методами, то проблем по нежеланию читать и разбираться в таких больших и непонятных текстах можно избежать. Проведенный опрос показал, что

- недовольство родителей и уч-ся кол-вом стр. на д.з

- работа со слабоуспевающими, уменьшение неуспевающих

- повышение скорость чтения, осмысления

- умение работать с различными источниками информации


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация опыта работы Каплиевой Виктории Николаевны Учителя истории МОУ АСОШ №2 г. Аксая

Слайд 2

Идея опыта Создание системы оптимальных методов и приемов работы по формированию у учащихся умений применять готовый алгоритм работы с текстом к любому виду текста.

Слайд 3

В этом направлении работали и работают: Бабанский Юрий Константинович Лернер Павел Семенович

Слайд 4

Цели и задачи Создание системы оптимальных методов и приемов работы по формированию умений применять готовый алгоритм работы с текстом к любому виду текста.

Слайд 5

Текст– авторское сочинение или документ, воспроизведенные на письме или в печати. (современный словарь иностранных слов)

Слайд 6

Этапы 1 этап – беглое просматривание текста, в котором выделяется название параграфа, название частей параграфа (выделены жирным шрифтом), предполагаемые устные выводы о содержании текста, постановка вопросов к тексту (заголовку, частям параграфа). 2этап – непосредственно, чтение текста. 3 этап – осмысление. 4 этап – резюме – ответ на поставленные вопросы.

Слайд 7

Целью данного этапа является получение общего представления о содержании и структуре текста. 1 этап .

Слайд 8

Цель данного этапа – прочитать текст, делая акценты или выделяя главную мысль каждой части параграфа. 2 этап

Слайд 9

В 5-ых классах – это эмоциональное чтение вслух с выделением совместно с учителем карандашом или маркером главной мысли каждой части. В 6 классах - это эмоциональное чтение вслух, но главная мысль выделяется учащимися самостоятельно. По окончании работы, подчеркнутые строки проговариваются, с последующим обсуждением правильности сделанного выбора. В 7 – 8 классах – чтение «про себя». Главная мысль должна быть выделена по ходу чтения. В 9 – 11 классах – работа ведется аналогично, но времени на работу отводится меньше, чем в 7 – 8 классах.

Слайд 10

Целью этого этапа является осмысление содержания текста. 3 этап .

Слайд 11

славяне западные южные восточные чехи поляки словаки болгары сербы хорваты русские белорусы украинцы занятия земледелие скотоводство ремесло Подсечно- огневые просо гречиха корова овца коза лошадь племя вече князь дружина Союзы племен гончарное кузнечное Выплавка железа

Слайд 12

Цель данного этапа – ответ на поставленные вопросы. Развиваются умения применять знания на практике. 4 этап

Слайд 13

Таким образом, в копилку оптимальных методов и приемов я вкладываю следующие методы: кластер, пресс – конференция, дискуссия.

Слайд 14

Результативность

Слайд 15

Результативность - снижение времени затраченного на выполнение домашнего задания; - участие обучающихся в районных предметных олимпиадах по истории и обществознанию: 2005 год – Котов Николай (1 место) 2008 год – Толстопятенко Екатерина (3 место)

Слайд 16

Результативность - формирование умений работать с учебной и научно- популярной литературой; - овладение навыками монологической речи; - расширение словарного запаса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Нетрадиционные формы урока и внеклассная работа как фактор формирования положительной мотивации к обучению"

Нетрадиционные формы проведения занятий направлены на повышение эффективности деятельности учащихся. Главным достоинством нетрадиционных форм уроков является развитие и совершенствование со...

Анализ письменных контрольных работ (диктантов) по русскому языку (опыт работы)

Учебный материал посвящен анализу диктантов по русскому языку. Дано описание основных разделов и порядок работы при проведении анализа диктанта (работы над ошибками). Проведение анализа позволяет...

«Опыт работы по инновационной методике организации и проведения внеучебной физкультурно-оздоровительной и спортивной работы»

Автореферат для участия в X областном конкурсе «Мастер педагогического труда по учебным и внеучебным формам физкультурно-оздоровительной и спортивной работы»...

Опыт работы социального педагога по теме: "Работа социального педагога с детьми девиантного поведения как условие успешности обучения и развития учащихся".

       Опыт работы  показал, что, используя систему работы с детьми с девиантным поведением, у учащихся формируется положительная самооценка, эмоциональная стабил...

Опыт работы по теме "Работа с одаренными детьми"

Материал был предоставлен на 1 этап областного конкурса "Лидер в образовании- 2013"...

"Пожарная профилактическая работа с учащимися в системе дополнительного образования" - опыт работы

Аннотация    Представлен опыт пожарной профилактической работы с учащимися в системе дополнительного образования в объединении «Юные пожарные» МБОУ СОШ №10 Абинского района.Мир, в котор...