Техника тестирования
статья по истории на тему

Использование тестирования на уроках истории и обществознания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_testovyh_tehnologiy.docx26.04 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование тестовых технологий

на уроках истории и обществознания»

Применение тестирования в образовательном процессе

    В настоящее время перед школьным образованием стоит проблема – подготовить школьников к жизни в современном обществе и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получения дальнейшего образования с использованием современных информационных технологий. Следовательно, выпускнику современной школы, чтобы жить и трудиться в наступившем тысячелетии, необходимо обладать следующими качествами:

  • гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их в практической деятельности;
  • критически и творчески мыслить, четко осознавать где и каким образом приобретаемые знания могут быть применены в окружающей действительности;
  • самостоятельно работать над развитием собственного интеллекта, нравственности, физического состояния, культурным уровнем;
  • грамотно работать с информацией (уметь собирать, анализировать, сопоставлять, обобщать, устанавливать закономерности, формулировать выводы и т.д.);
  • быть коммуникабельным, уметь работать в различных группах.

     Особенности современного учебного занятия состоят в том, что по новому ставится цель обучения: психическое и творческое развитие личности на основе способности к самореализации. И если раньше была модель «меня учат», то сейчас «я сам учусь».

    Это значит: « Я вижу происходящие изменения, оцениваю не только конечный результат, но и процесс деятельности, знаю предмет, владею  навыками  самообучения и поэтому успешность моего обучения зависит от моей деятельности».

    Учителя стараются применить более гибкую систему оценивания, используя различные способы оценки учебных показателей учащихся.   Это может быть коллективное решение качественных задач, самостоятельная работа, диктант, написание конспекта, работа с дополнительными источниками, взаимоконтроль, самоконтроль, контрольная работа, тестовые задания, зачет.

      Одной из современных технологий оценки учебных достижений учащихся является форма контроля в виде тестовых заданий -  тестовая технология.

Преимущества тестового контроля

  • объективность оценки, так как в тестовом контроле влияние субъективных факторов (например, таких, как осведомленность экзаменатора о текущей успеваемости экзаменующегося, учет его поведения на уроках и т.п.) исключено;
  • достоверность информации об объеме усвоенного материала и об уровне его усвоения;
  • эффективность - можно одновременно тестировать учащихся разных классов на одном уроке, легко обрабатываются результаты (проверять гораздо легче, чем контрольные работы), экономится время учителя
  • надежность - тестовая оценка однозначна и воспроизводима;
  • дифференцирующая способность - так как в тестах содержатся задания различного уровня;
  • проверка и самопроверка знаний учащихся;
  • развивается логическое мышление учащихся, внимательность;
  • сравнимость результатов тестирования для разных групп учащихся, обучаемых по разным программам, учебникам, с использованием различных методов и организационных форм обучения.

Тест эффективен, если в его основе лежат три фактора:

- длительность (учебная четверть, учебный год, все годы изучения курса истории);

- периодичность (на каждом занятии, по изучению каждой темы, каждого раздела и т.д.);

- комплексность (тесты требуют всесторонних знаний: теоретических, событийных, хронологических и т.д.).

Недостатки:

- блокируется творчество;

- психологи доказали, что если человек поставил « галочку», то сразу все это забыл;

- нет развития устной речи;

- не учитываются психические и эмоциональные особенности учащихся;

- велика вероятность получения учащимися случайной отличной оценки, так как выбор правильного ответа не широк – из 3 – 4 вариантов;

- тестирование не решает вопрос такой методической функции как умение говорить, доказывать, отстаивать.

Место тестов на уроках истории
Тесты выполняют одновременно целый ряд функций:
1) контрольную;
2) обучающую;
3) развивающую;
4) воспитывающую;
5) диагностическую;
6) прогностическую.


  Тесты можно использовать на любом этапе урока, как при изучении нового материала, так и при его закреплении и обобщении, а также при итоговом контроле.
  При изучении нового материала тесты применяются для организации самостоятельной работы учащихся, при этом тестовое задание может не только опираться на знания, полученные учащимися на предыдущих уроках, но и иметь поисковый, эвристический, проблемный характер.

   При итоговом контроле тестирование проводится довольно часто, при этом охватывает материал по крупным блокам (определённую тему, раздел). Их выполнение рассчитано на целый урок.

   При закреплении или проверке текущего материала используются тесты – минутки, рассчитанные на 10 – 12 минут урока и содержащие 5 – 10 вопросов. Тесты пригодны как для фронтальной, так и для групповой и индивидуальной работы учащихся. С помощью тестовых заданий и вопросов значительно проще подобрать материал для каждого конкретного ученика, соответствующий уровню его развития, возрастным и мотивационным особенностям.

   Тесты можно использовать не только на уроке в классе, но и в качестве домашнего задания. В качестве домашнего задания в отдельных случаях можно предложить учащимся составить тестовые задания, что научит ребят правильно формулировать вопросы, будет способствовать формированию умений обобщать и анализировать полученные знания, применять их на практике.

Виды тестовых заданий

Тестовые задания можно классифицировать по уровню сложности и по форме вариантов ответов, по назначению

По уровню сложности:

  • Задания фактического уровня (задания, где требуется умение прочитать, формулировать, идентифицировать).
  • Задания операционно-алгоритмического уровня (задания, где требуется построить алгоритм, провести расчет по формуле, описать технологию применения).
  • Задания аналитическо-творческого уровня (задания, где требуется классифицировать, интегрировать результаты, вывести следствия, определить смысл).

По форме вариантов ответов

1. Задания открытого типа:

  • вместо многоточия вписать только одно слово или знак, символ и т. п.;
  • вместо многоточия вписать словосочетание, фразу, предложение.

   Формулировка задания: закончите предложение, дополните определение, впишите вместо многоточия правильный ответ и т. п.

Правила составления таких заданий:

  • использовать не более трех пропусков подряд, лучше 1-2;
  • дополнять нужно наиболее важное — то, что проверяем;
  • дополнение лучше ставить в конце предложения;
  • вопрос формулируем четко;
  • ответ должен быть четким и однозначным.

Эти задания нравятся детям, снижают утомляемость.

Наибольшая трудность при составлении — наличие однозначного ответа.

2. Задание закрытого типа — альтернативный ответ

Дается два варианта ответов: да/нет или правильно/ неправильно.

   Формулировка задания: Верно ли высказывание; отметьте только верные высказывания и т. п.

   Использование таких заданий в виде отдельного вопроса часто приводит к простому тестированию.

   Подходят такие задания для проверки усвоения сложных определений, сложных процессов, графиков, диаграмм, таблиц, схем, которые могут быть разбиты на части.

 (Хороший вопрос, проверяет глубокое усвоение понятия, умение сопоставлять и делать выводы.)

Правила составления таких заданий:

  • вопрос должен содержать одну законченную мысль;
  • в вопросе надо избегать слов, дающих возможность учащимся догадаться о правильном ответе («иногда», «обычно» и т. п.);
  • вопрос должен быть четко сформулирован, избегать слов «мало», «много», «меньше», «больше» и т. п.;
  • не должно быть пространственных выражений и вопросов типа «Не считаете ли вы, что...»;
  • число ответов «да» и «нет» в тесте должно быть приблизительно равным, чтобы исключить тенденцию отвечать одинаково.

3. Задание с множественным выбором - это основной вид заданий, применяемый в тестах. Формулируется задание и предлагаются варианты ответов. Задачи формулируются так, чтобы было не менее 3 правдоподобных ответов, похожих на правильные.

 Правила составления таких заданий:

  • вопрос должен содержать только одну мысль или утверждение;
  • все ответы должны быть грамматически согласованы с основной частью задания;
  • как можно реже использовать отрицание в основной части;
  • ответ не должен зависеть от предыдущих ответов;
  • лучше использовать длинный вопрос и короткий ответ;
  • место правильного ответа не должно повторяться из вопроса к вопросу;

если ставится количественный вопрос, то ответы располагаются от меньшего к большему;

  • правильные и неправильные ответы должны быть однозначны по содержанию, структуре и количеству слов.

4. Задания на соответствие

    Это задания где необходимо найти или приравнять части, элементы, понятия, восстановить соответствие между элементами двух списков.

    Формулировка задания: установите стрелочками соответствие и т. п.

    Подходят эти задания для выяснения фактической информации. Главный «минус» этих заданий — тривиальность (простота) тестирования.

    Для усложнения заданий и исключения угадывания длина списков не должна совпадать.

   Пример: Укажите буквой, какому автору принадлежат книги, указанные в следующем списке (оставить не заполненной графу напротив книги автор, которой не указан в левом списке).

   Педагогический опыт показал, что в сочетании с другими видами проверки, использование тестовых заданий является весьма эффективным инструментом, стимулирующим подготовку учащихся к каждому уроку и повышающим мотивацию к изучаемому предмету и сделать вывод о ряде преимуществ, которые возможно рассматривать как признаки тестовой технологии.
   Всесторонность, заключающуюся в том, что педагогический тест способен охватывать все разделы учебной программы, обеспечивать проверку теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков учащихся.

    В процессе образования использование тестов приносит элементы состязательности, помогает снять у учащихся психологическое напряжение во время занятий, самому оценить свои знания.

   Технология тестирования становится все более доступна школьному учителю, так как на данный период появилось много научно – методической литературы, сборников тестовых заданий и т.д. Тесты широко представлены в методических пособиях разных авторов. Работа с тестами от класса к классу усложняется. И чтобы итоговая аттестация в форме ЕГЭ прошла успешно, начинать готовить к ней необходимо уже на начальном этапе истории.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План урока: Техника безопасности и правила поведения в кабинете вычислительной техники

Техника безопасности и правила поведения в кабинете вычислительной техники....

материал для тестирования на тему материал для тестирования на тему `Сложноподчиненное предложение. Виды придаточных``

материал для тестирования на тему материал для тестирования на тему `Сложноподчиненное предложение. Виды придаточных` `...

Тестирование «Итоговое тестирование по курсу» (курсы "Точка роста", может кому пригодится)

Тестирование «Итоговое тестирование по курсу»1Выберите утверждения, которые относятся к педагогическому проекту:продуктовый результат – самоцель педагогического проектаимеет вне...

Тестирование по столярному делу: "Техника безопасности при строгании древесины" (5 класс)

Тестирование по столярному делу, для учащихся 5 - х классов коррекционной школы....

Тестирование по столярному делу: "Техника безопасности при пилении древесины" (5 класс)

Тестирование по столярному делу, для учащихся 5- х классов коррекционной школы....

Технологическая карта урока,Тестирование подъёма туловища из положения «лежа на спине» за 1 минуту. Обучение техники лазания по гимнастической стенке, гимнастической скамье.

Конспект урока по физической культуре, раздел  "Гимнастика", Тестирование подъёма туловища из положения «лежа на спине» за 1 минуту. Обучение техники лазания по гимнаст...

Тестирование по Технике Безопасности на уроках информатики

Тест по ТБ на уроках информатики составлен для учащихся 7-8 классов, с целью  контроля знаний по правилам техники безопасности...