Открытый урок истории в 8 классе
план-конспект урока по истории (8 класс) на тему

Иванова Оксана Анатольевна

Открытый урок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx62.81 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ знак11

ПОВОЛЖСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ

ГБОУ СОШ пос. Черновский

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области  средняя общеобразовательная школа имени В.Д. Лёвина

         пос. Черновский муниципального района Волжский Самарской области

                                                         

443538, Самарская область, Волжский район, п.Черновский, ул.Школьная, д.14, тел/факс: (846)  9997337,Email:chorn_sh@mail.ru

Открытый урок  истории в 8  классе

Тема урока: Отечественная война 1812 года

Цель урока заключается в  формировании знаний о предпосылках, ходе и последствиях Отечественной войны 1812 г., ее народном характере, причинах победы России в войне.

Задачи:

- сформировать представление о войне с Наполеоном как одной из самых славных вех отечественной истории, в которой нашли свое отражение массовый героизм, готовность к самопожертвованию русских солдат, офицеров и генералов;

- развивать умения работать с картой, делать выводы и обобщать материал, готовить сообщения с привлечением нескольких источников;

- акцентировать внимание на связи времен и значении традиций прошлого.

Тип урока: урок усвоения новых знаний с применением технологии критического мышления.

Оборудование урока: учебник: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России. XIX век. 8 класс,  мультимедийный проектор, экран, 5—6 компьютеров с возможностью выхода в Интернет; заранее заготовленные карточки с адресами страниц Интернета; мини-конспекты, предназначенные для учащихся, с целью краткой записи изученной темы в тетради.
Принципиально конспекты могут подготавливаться сразу в электронном виде и — по желанию — распечатываться к концу урока.

Общий список Интернет-ресурсов, 
предлагаемых к использованию:

http://1812.ru/ru/l-etap.html

http://1812.ru/ru/2-etap.html

http://l812.ru/ru/3-etap.html

http://www.notabene.ru/history/kutuzov.html

http://www.museum.ru/museum/l812/Library/tarle/index.html

http://www.vlastitel.com.ru/napoleon/napoleon_pn.html

Дата проведения: ......17г.

Место проведения: ГБОУ СОШ им. В.Д. Лёвина пос. Чёрновский м. р. Волжский Самарской области

Оборудование: учебник: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России. XIX век. 8 класс, дополнительный материал «Александр I. Характеристика личности», компьютер, мультимедийный проектор, экран, задания для групповой работы.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Учитель: - Добрый день, ребята! Наш урок будет комбинацией лекции и семинара. Ваша самостоятельная работа с материалом будет проводиться непосредственно на уроке при активном использовании ресурсов сети Internet. Наше занятие сегодня посвящено событиям начала XIX века, когда в Европе бушевали пожары наполеоновских войн.

II. Введение в тему.

Обратите внимание на доску. Что там написано?

«Стоял весенний месяц март, летели с юга птицы,

А в это время Бонапарт переходил границу»

                                                                            ( В.Высоцкий )

Учитель: Какая тема нашего урока?

Учащиеся называют вариант, учитель может поправить, «Отечественная война 1812 года»

Слайд№1

Учитель: Запишите тему нашего урока в тетрадь.

-Сразу же хочу обратить ваше внимание, что поэт ошибся и допустил ошибку? Какую?

Учащиеся: Ошибка в дате. Наполеон вторгся в Россию 12 июня 1812 года.

Учитель:

-Что вы знаете о событиях этого времени из новой истории, из художественной литературы?

Пришедшая к власти в конце 18 века французская буржуазия стремилась утвердить политическое и экономическое господство Франции в Европе, а затем и во всем мире. В результате захватническая война 1796-1809 гг. почти во всей Западной Европе (кроме Англии и Швеции) было установлено политическое господство Франции. Наполеон стремился подорвать экономическое господство своего главного соперника – Англии, втянул европейские государства в Континентальную блокаду. 
Однако после того, как турецкое правительство, подстрекаемое французской дипломатией, закрыло для русских судов Босфор и началась русско-турецкая война, Россия, понесшая серьезные потери, вынуждена была в лице Александра I пойти на подписание Тильзитского мирного договора с Наполеоном. После этого в России, присоединившейся к блокаде, была резко сокращена торговля с главным потребителем русского сырья – Англией.
Таким образом, стремление освободиться от французского влияния, прежде всего, отвечало экономическим интересам русского дворянства – господствующего класса России.
Наполеон, стремясь “раздавить Россию” хотел превратить ее во второстепенное государство. Он стремился отторгнуть от нее ряд территории и оттеснить Россию от незамерзающих морей. Прибалтика была обещана Пруссии,  Юго-Западная Украина – Австрии, Белоруссия, Литва и Украина – Польше, Крым, Грузия – Турции, Восточное Закавказье – Ирану.
Итак, Франция поставила перед собой определенные цели и Наполеоновские войска двинулись по направлению к России.
III. Изучение нового материала.

Учитель: В 1812 году «Великая армия» французского императора, не знавшая до этого поражений, вторглась в пределы России и была разгромлена. Русскому народу удалось сделать то, что не смогли европейцы.

«Гроза двенадцатого года

Настала – кто тут нам помог?» –

размышляет А.С. Пушкин в романе «Евгений Онегин».

-Выяснить причины победы россиян в войне 1812 года мы должны будем на сегодняшнем уроке.

Но сначала давайте рассмотрим причины войны между Россией и Францией. Обратите внимание на карту. Какие цели преследовал Наполеон?

Слайд№ 2

Учащиеся: - стремился к мировому господству;

  • главный противник не Россия, а Англия, поэтому он стремился нанести военное поражение России, заставить ее присоединиться к Континентальной блокаде и принять участие в походе в Индию.

-Учитель: А Александр I?

Учащиеся: - сам желал влиять на европейскую политику;

  • нарушил Континентальную блокаду.

Учитель: Итак, Отечественная война 1812 года явилась следствием серьезных противоречий между Францией и Россией.

СЛАЙД №1

Учитель: Это тема урока, запишите в тетради.

IV. Самостоятельная работа учащихся.

Учитель: Делимся на группы. Каждая группа должна выбрать себе капитана, отвечающего за организацию работы и представляющего ее результаты. Также подготовьте, пожалуйста, необходимый картографический материал, который вы должны были принести сегодня на урок.

-Займите соответствующие компьютеры. Каждая группа получит карточки, на которых нанесены адреса тех или иных ресурсов Интернета, соответствующих заданиям.

- Ваша задача внимательно просмотреть материал и кратко записать его в тетрадь.
Задания и адреса в Интернете для 5 групп учеников:

-1-я группа, найдите материал об отступлении русской армии в Отечественной войне 1812 года. Данные по вашей теме расположены в Интернете по адресу: 
http://1812.ru/ru/l-etap.html

-2-я группа, вы должны найти материал о втором этапе Отечественной войны 1812 года, данные расположены в Интернете по адресу: 
http://1812.ru/ru/2-etap.html

-3-я группа, вы должны найти данные   об Отечественной войне, которые хранятся по адресу:

http://1812.ru/ru/3-etap.html


-4-я группа, вы  занимаетесь поиском биографии, основных вех жизни и роли генерала Кутузова в войне 1812 года, данные о котором расположены в Интернете по адресу: 
http://www.notabene.ru/history/kutuzov.html 

-5-я группа, вы занимаетесь поиском биографии, основных вех жизни и роли Наполеона Бонапарта в войне 1812 года, данные о котором расположены в Интернете по адресам:

http://www.vlastitel.com.ru/napoleon/napoleon_pn.html

http://www.museum.ru/museum/1812/Library/tarle1/index.html

(Учитель является наблюдателем и при необходимости помогает ученикам в работе с компьютером.
Кроме того, учитель контролирует процесс обращения учеников к картам и схемам, без которого усвоение материала вряд ли может стать качественным и полным.)

V. Обмен  полученными сведениями между группами.

Учитель: К доске приглашаются по одному представителю с каждой группы. Сделайте мини-доклад  на основании найденного в интернете материала.

- 4 и 5 группы, вы изучили биографии Кутузова и Наполеона. Во время прослушивания докладов задавайте докладчикам вопросы, дополняйте изложение тех или иных фактов.

-Начнет 1 группа. Расскажите нам о начальном периоде Отечественной войны 1812 года от Немана до Бородина.

Слайд №3

Учитель: конечно нельзя не сказать о талантливых военачальниках русской армии.

«У русского царя в чертогах есть палата,

Но не найдете в ней ни серебра, ни злата…»

В этой галерее Зимнего дворца находятся портреты героев 1812 года.

Слайд№ 4-13

- М.Б. Барклай-де-Толли

  • П.И. Багратион
  • М.И. Кутузов
  • А.П. Тормасов
  • А.П. Ермолов
  • Д.С. Дохтуров
  • Д.В. Давыдов

Учитель: доблестью, стойкостью отличались русские солдаты, ими командовали талантливые полководцы, но в ходе начального периода войны русская армия отступала. Почему?

Учащиеся: Барклай-де-Толли, исполнявший обязанности главнокомандующего, не был популярен в армии. Отступление войск - тактика, которой он придерживался, так же вызывала в русском обществе недовольство. Но назначенный главнокомандующим М.И. Кутузов, изучив состояние русской армии, местность, решил отступать. У деревни Бородино он решился на генеральное сражение: «Позиция при деревне Бородино в 12 верстах вперед Можайска – одна из наилучших, которую только на плоских местах найти можно». Какими были цели сторон?

- 2 группа, расскажите об обстоятельствах и оценках Бородинского сражения.

Слайды№14-18

Учитель: обратите внимание на характер сносок в данном материале. Легко видеть, что большинство из них относится к одному источнику — сборнику документов «М.И. Кутузов». Это свидетельствует о не слишком тщательной работе по подготовке текста и сразу должно насторожить пользователя сайтом.

- 3 группа, расскажите нам о том, как проходило отступление и преследование французской армии.

Слайды№19-22

VI. Закрепление полученных знаний.

Учитель: Итак, мы должны были выяснить причины победы россиян в войне 1812 года. В чем они?

Учащиеся: - моральный дух русской армии выше, патриотизм, мужество;

  • талантливые полководцы, гений Кутузова,
  • со стороны России война носила освободительный характер – Отечественная война, широко развернулась партизанская война, консолидация всего русского общества.

Учитель: давайте вновь обратимся к словам Пушкина, который размышлял в романе «Евгений Онегин» о том, кто же помог одержать победу русской армии.

«Гроза двенадцатого года

Настала – кто тут нам помог?

Остервенение народа,

Барклай, зима иль русский бог?»

VII. Рефлексия

- Ребята, что на уроке было интересным, а что вызвало сложности?

- Чтобы вы еще лучше изучили пройденный материал, я вам раздам мини - конспекты, в которых записаны основные этапы и события Отечественной войны 1812 года.

Анкета для учащихся

Интересно ли прошёл урок? Что нового узнали на уроке?

Чему научились в ходе работы?

Выставление оценок

VIII. Домашнее задание

Параграфы учебника 56, 57.

Известными вам фактами подтвердите каждую из перечисленных Н.Г. Чернышевским причин победы россиян в Отечественной войне 1812 года: «Главными причинами нашего торжества в 1812 г. должны быть признаваемы патриотизм народа, мужество наших армий и искусство наших полководцев».

Список используемой литературы.

1 М.И. Кутузов. Сб. документов, т. 4. ч. 1. М., 1954, с. 129. 
2 Там же, с. 141. 
3 Поход в Москву в 1812 году. Мемуары участника, французского генерала графа де Сегюра. М., 1911, с. 21. 
4 М.И.Кутузов. Сб. документов, т. 4, ч. 1, с. 144—145.

5 Искюль С. Н. Год 1812. М., 2008.

6 Тарле Е. Нашествие Наполеона на Россию. 1812. М., 2009.

7 Отечественная война 1812. Воспоминания современников: А. И. Михайловский-Данилевский. М., 2004.

8 1812 год в воспоминаниях современников. М., 1995.

9 Брагин М. Кутузов (Жизнь замечательных людей). М., 1970.

10 Бушуев С.В. История государства Российского. М., 1994.

11 Жилин П.А. Гибель наполеоновской армии в России. М., 1974.

12 Зырянов П.Н. История России. М., 1994.

13 Буганов В.И., Зырянов П.Н., Сахаров А.Н. История России. Конец XVII-XIX век. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2008.

Заместитель  директора по УР _________/Грибанова Е.А./


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поурочное планирование по алгебре 8класс

Рабочая программа с поурочным планированием по алгебре для 8 класса . Авторы Макарычев Ю.Н., Миндюк, под редакцией Теляковского.....

календарно-тематическое планирование по литературе 8класс

Календарно-тематическое планирование по литературе 8 класс по программе В.Я.Коровиной ( 2часа в неделю, 70ч)...

презентация к уроку 8класс

Презентация к уроку в 8 классе по теме "Education: The World of Learning"...

открытый урок по теме "Удивительный мир Пифагора",8класс геометрия

урок- изучение новой темы, ученики выполняют исследовательскую работу, закрепляют новый материал, заранее готовят исторический материал....

Открытый урок по английскому языку в 8классе по теме :США

цель урока:обобщение изученного материала по теме и совершенствование лексико-грамматических навыков...