Рабочая программа по истории 7 класс
рабочая программа по истории (7 класс) на тему

Пашина Ольга Дмитриевна

Рабочая программа по истории в 7 классе к учебнику истории России  Н.М.Арсентьев, Данилов А.А и новой истории А.Я. Юдовская составлена в соответствии с требованиями ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab_progr_ist_7.docx51.24 КБ

Предварительный просмотр:

       Рабочая программа учебного курса по истории для 7 класса  составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, учебного плана МКОУ «ООШ № 16 п. Селивановка Советского района» Ставропольского края, Примерной основной образовательной программы основного общего образования, рабочей программы  курса «История России». 6—9 классы (основная школа) А. А. Данилов, О. Н. Журавлева, И. Е. Барыкина.  М. : Просвещение, 2016. ,учебник Н.М.Арсентьев, Данилов А.А и др. под ред.А.В.Торкунова. История России. 7 класс. Учеб.для общеобразоват.организаций. В 2 ч./  М., «Просвещение», 2016 г авторской программы А.А. Вигасина - А.О. Сороко-Цюпы «Всеобщая история», М. «Просвещение», 2011 г. к учебнику А.Я. Юдовская, П.А. Баранов «Всеобщая история. История Нового времени.1500-1800» – М: Просвещение 2013 год, в соответствии с положениями  Концепции единого учебно-методического комплекса по отечественной истории (включающей Историко-культурный стандарт), с учётом методических рекомендаций СКИРО ПК и ПРО «О преподавании истории и обществознания в 2017-2018 учебном году».

1.Планируемые результаты обучения.

Личностными результатами изучения отечественной истории являются:

- первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XVII в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

-уважение и принятие культурного многообразия народов России и мира, понимание важной роли взаимодействия народов;

-изложение своей точки зрения, её аргументация (в соответствии с возрастными возможностями);

-следование этическим нормам и правилам ведения диалога;-формулирование ценностных суждений и/или своей позиции по изучаемой проблеме;
-проявление доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, эмпатии как понимания чувств
других людей и сопереживания им;

-соотнесение своих взглядов и принципов с исторически возникавшими мировоззренческими системами (под
руководством учителя);
-обсуждение и оценивание собственных достижений, а также достижений других обучающихся (под руководством педагога);

-навыки конструктивного взаимодействия в социальном общении.
В ряду
метапредметных результатов изучения истории можно отметить следующие умения:

осуществлять постановку учебной задачи (при поддержке учителя);
-планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий;

- соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе
достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;

- работать с дополнительной информацией, анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.;
- критически оценивать достоверность информации (с помощью педагога),  собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную;

использовать в учебной деятельности современные источники информации, находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и Интернете под руководством педагога;
- использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;

- ставить репродуктивные вопросы по изученному материалу;
определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;
- логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);

нии поисковых задач;
- решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных выступлений (высказывание, монолог, беседа, сообщение, презентация, дискуссия и др.), а также в форме письменных работ;
- использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;

планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;
- организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;

- определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат;
- выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество выполнения задания.

- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать инди-видуально и в группе;

- определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат;

- выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество выполнения задания.

Предметные результаты изучения истории включают:

- применение основных хронологических понятий, терминов (век, его четверть, треть);

- установление синхронистических связей истории России и стран Европы и Азии в XVI—XVII вв.;

- составление и анализ генеалогических схем и таблиц;

- определение  и  использование  исторических  понятий и терминов;

- использование сведений из исторической карты как источника информации;

- овладение представлениями об историческом пути России XVI—XVII вв. и судьбах населяющих её народов;

- описание условий существования, основных занятий, образа        жизни        народов        России,        исторических событий и процессов;

- использование знаний о месте и роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период;

- сопоставление развития Руси и других стран в период Средневековья, выявление общих черт и особенностей (в связи с понятиями «централизованное государство», «всероссийский рынок» и др.); понимание взаимосвязи между социальными явлениями и процессами, их влияния на жизнь народов России;

- высказывание суждений о значении и месте исторического и культурного наследия предков;

- поиск        информации        в        источниках        различного         типа и вида (в материальных памятниках, фрагментах летописей, правовых документов, публицистических произведений и др.);

- анализ информации о событиях и явлениях прошлого с использованием понятийного и познавательного инстру-ментария социальных наук;

- сравнение (под руководством учителя) свидетельств различных исторических источников, выявление в них общих черт и особенностей;

- использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-след-ственных связей, целей и результатов деятельности персоналий и др.);

- раскрытие характерных, существенных черт: а) экономических и социальных отношений и политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных
воззрений, представлений средневекового человека о мире;
- понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей эпохи Средневековья, оценивание результатов жизнедеятельности исходя из гуманистических установок, национальных интересов Российского государства;
-сопоставление (с помощью учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей;
- определение и аргументация собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого;
- систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;
- поиск и презентация материалов истории своего края, страны, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной Российской Федерации;
- расширение опыта применения историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов
к оценке социальных явлений;

- составление с привлечением дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси
и других стран, рассуждение об их художественных достоинствах и значении;
- понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период, личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта народов России.

-знание  основных событий, термины и понятия значительных процессов и основных событий, и их участников, результаты и итоги событий отечественной истории в период Нового времени; важнейших достижений культуры и системы ценностей России и стран Европы в период Нового времени, сформировавшиеся к XVII в.;

-сравнивать исторические явления и события, объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий;

-сопоставление  однотипных  процессов отечественной и зарубежной истории;

-сравнение  оценки исторических событий деятелями Нового времени, данные в учебнике, дополнительной литературе, документах.

-высказывание собственных суждений об историческом наследии народов России;

- описание  занятий и образа жизни людей в новое время в Европе и Востока.

-составление  описаний памятников нового времени:  жилых и общественных зданий; предметов быта; произведений искусства.

-Объяснение значения понятий:  Абсолютизм, Реформация, Высокое Возрождение, Контрреформация, Революция, Монархия, Религиозные войны, Просвещение, Промышленный переворот, Колонии,  Война за независимость, Диктатура,  Европейская колонизация.

2. Содержание  учебного  материала.

НОВАЯ ИСТОРИЯ. 1500 – 1800 гг. (24 часа)

Введение – 1ч.

Традиционное общество, индустриальное, общество; предпринимательский дух. Хронологические рамки периода Нового времени, основные черты индустриального общества.

Мир в начале нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация – 11ч.

Технические достижения и открытия, этапы Великих географических открытий, причины Великих географических открытий. Великие географические открытия, каравелла, конкистадоры Великие географические открытия и их последствия.  Колонизация, колония, метрополия, конкиста, мировой рынок. Открытие Америки, кругосветное путешествие Магеллана, западноевропейская колонизация новых земель, последствия Великих географических открытий. Утверждение абсолютизма. Абсолютизм, капитализм, сословное представительство. Основные черты абсолютизма, разнообразные формы абсолютизма. Начало процесса модернизации в Европе XVI-XVII вв. Зарождение капиталистических отношений. Капитал, капиталист, наемный рабочий, торговая компания, монополия, биржа, мануфактура. Развитие торговли, рынков, возникновение бирж и банков, отличительные признаки мануфактуры. Дворяне, буржуазия, расслоение крестьянства. Изменение социальной структуры европейского общества, привычки и быт европейского общества.

Эпоха Возрождения. Гуманизм. Возрождение, культура, обмирщение сознания, искусство. Философия гуманизма, основные идеи литературы, музыки, архитектуры эпохи Возрождения. Бесконечность Вселенной, новая картина мира, естественные права человека. Взгляды и открытия Н. Коперника, Дж. Бруно, И. Ньютона. Философы: Ф. Бэкон, Р. Декарт, Дж. Локк.

Реформация. М.Лютер. Реформация, революция, протестантизм, лютеранство. Причины и распространение Реформации в Европе, учение Мартина Лютера. Реформация. Ж.Кальвин. И.Лойола. Кальвинизм, религиозные войны, контрреформация. Учение Ж. Кальвина, кальвинистская церковь, орден иезуитов. Реформация и Контрреформация. Англиканская церковь, пуританизм, корсары. Содержание и методы королевской Реформации, Мария Кровавая и контрреформация, укрепление англиканской церкви, борьба с Испанией за морское господство. Религиозные войны. Гугеноты, эдикт, гарант, компромисс, религиозные войны. Причины религиозных войн, деятельность Ришелье и Генриха IV, складывание абсолютной монархии, французский вариант абсолютной монархии.

Ранние буржуазные революции. Международные отношения  (борьба за первенство в Европе и колониях) – 3ч.

Нидерландская буржуазная революция. Революция, уния, гезы, иконоборцы, террор. Причины, ход, итоги революции, рождение республики, значение Нидерландской революции. Английская буржуазная революция. Парламентская монархия, Долгий парламент, «круглоголовые», «кавалеры», левеллеры, диггеры, протектор, тори, виги. Причины, ход, результаты революции, гражданская война, установление республики, протекторат Кромвеля, реставрация монархии. Тридцатилетняя война, коалиция. Причины, ход Тридцатилетней войны, Вестфальский мир, новая система отношений.

Эпоха Просвещения. Время преобразований (8 часов).

Эпоха Просвещения. Эпоха Просвещения, энциклопедисты, разделение властей. Взгляды деятелей эпохи Просвещения, идеи Просвещения и их значение, взгляды Вольтера, Монтескье, Смита и других просветителей.

Переход от аграрного к индустриальному обществу в Европе. Промышленный переворот и его социальные последствия. Аграрная революция, промышленный Переворот, фабрика, луддизм. Аграрный переворот, промышленная революция, положение рабочих. Колонии, национальное самосознание, первые американские поселения, формирование новой нации, причины войны за независимость. Война за независимость и образование США. Патриот, лоялист, суверенитет, федерация, конституция. Ход, значение, итоги войны за независимость, Декларация независимости, Конституция 1787 года. Великая французская революция. Третье сословие, Национальное собрание, Учредительное собрание, санкюлоты, декрет. Особенности политического и экономического развития Франции в конце ХУШ века, причины революции, падение Бастилии, от Генеральных штатов к Учредительному собранию.

Жирондисты, якобинцы, белая эмиграция. Ход французской революции, Декларация прав человека, Конституция 1791 г., якобинская диктатура, террор. Революционная буржуазия, «умеренные», «снисходительные», «бешеные», термидорианцы, Директория. Переворот 9 термидора, войны Директории, государственный переворот 18 брюмера.

Колонизация, «закрытые страны», традиционное общество, западная цивилизация. Особенности экономического и политического развития стран Востока, последствия вмешательства европейцев в жизнь стран Востока.

Контрольная работа по теме «Новое время.1500-1800 г».

ИСТОРИЯ РОССИИ.XVI - XVII век (40 +6 = 44 часа)

Россия в 16 веке (20 +1 = 21 час)

Мир после Великих географических открытий. Модернизация как главный вектор европейского развития. Формирование централизованных государств в Европе и зарождение европейского абсолютизма.
Завершение объединения русских земель вокруг Москвы и формирование единого Российского государства. Центральные органы государственной власти. Приказная система. Боярская дума. Система местничества. Местное управление. Наместники. Принятие Иваном IV царского титула. Реформы середины XVI в. Избранная рада. Появление Земских соборов. Специфика сословного представительства в России. Отмена кормлений. «Уложение о службе». Судебник 1550 г. «Стоглав». Земская реформа. Опричнина, дискуссия о её характере. Противоречивость фигуры Ивана Грозного и проводимых им преобразований. Экономическое развитие единого государства. Создание единой денежной системы. Начало закрепощения крестьянства. Перемены в социальной структуре российского общества в XVI в. Внешняя политика России в XVI в. Присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири как факт победы оседлой цивилизации над кочевой. Многообразие системы управления многонациональным государством. Приказ Казанского дворца. Начало освоения Урала и Сибири. Войны с Крымским ханством. Ливонская война. Теория «Москва — Третий Рим». Учреждение патриаршества. Сосуществование религий.
Россия в системе европейских международных отношений в XVI в.
Культурное пространство
Культура народов России в XVI в. Повседневная жизнь в центре и на окраинах страны, в городах и сельской местности. Быт основных сословий. Региональный компонент: Россия и народы Кавказа в 16 веке. Культура и быт народов Ставрополья.

Россия в XVII в. (20 часов)

Россия и Европа в начале XVII в. Смутное время, дискуссия о его причинах. Пресечение царской династии Рюриковичей. Царствование Бориса Годунова. Самозванцы и самозванство. Борьба против интервенции сопредельных государств. Подъём национально-освободительного движения. Народные ополчения. Прокопий Ляпунов. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Земский собор 1613 г. и его роль в развитии сословно-представительской системы. Избрание на царство Михаила Фёдоровича Романова. Итоги Смутного Россия при первых Романовых. Михаил Фёдорович, Алексей Михайлович, Фёдор Алексеевич. Восстановление
экономики страны. Система государственного управления: развитие приказного строя. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права и территория его распространения. Укрепление самодержавия. Земские соборы и угасание соборной практики. Отмена местничества. Новые явления в экономической жизни в XVII в. в Европе и в России. Постепенное включение России в процессы модернизации. Начало формирования всероссийского рынка и возникновение первых мануфактур. Социальная структура российского общества. Государев
двор, служилый город, духовенство, торговые люди, посадское население, стрельцы, служилые иноземцы, казаки, крестьяне, холопы. Социальные движения второй половины XVII в. Соляной и Медный бунты. Псковское восстание. Восстание под предводительством Степана Разина. Вестфальская система международных отношений. Россия как субъект европейской политики. Внешняя политика России в XVII в. Смоленская война. Вхождение в состав России Левобережной Украины. Переяславская рада. Войны с Османской империей, Крымским ханством и Речью Посполитой. Отношения России со странами Западной Европы и Востока. Завершение присоединения Сибири. Народы Поволжья и Сибири в XVI—XVII вв. Межэтнические отношения. Православная церковь, ислам, буддизм, языческие верования в России в XVII в. Раскол в Русской православной церкви.
Культурное пространство
Культура народов России в XVII в. Архитектура и живопись. Русская литература. «Домострой». Начало книгопечатания. Публицистика в период Смутного времени. Возникновение светского начала в культуре. Немецкая
слобода. Посадская сатира XVII в. Поэзия. Развитие образования и научных знаний. Газета «Вести-Куранты». Русские географические открытия XVII в. Быт, повседневность и картина мира русского человека.

Региональный компонент: Горцы –соседи степняков. «Вольные люди» на юге России. Российский опыт установления региональных связей  с горскими народами в 16-17 веке. Первые русские поселения на Северном Кавказе. Занятия кочевого населения предкавказских степей. Туркмены. Ногайцы.

3. Календарно-тематическое планирование истории  7 класс.

№ п/п

Дата

Тема

План.

Факт.

                                                                                                                    НОВАЯ ИСТОРИЯ (24 часа)

Ведение

1.

04.09

Что изучает новая история

Мир в начале нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация (11часов).

2.

08. 09

Технические открытия и выход к Мировому океану

3.

11. 09

Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия

4.

15. 09

Усиление королевской власти в XVI – XVII вв. Абсолютизм в Европе

5.

18. 09

Дух предпринимательства преобразует Европу

6.

22. 09

Новые ценности преобразуют общество

7.

25. 09

Высокое Возрождение. Идеи гуманизма в литературе, живописи,  музыке

8.

29. 09

Рождение новой европейской науки

9.

02.10

Начало Реформации в Европе. Обновление христианства

10.

06.10

Распространение Реформации в Европе. Борьба католической церкви против Реформации

11.

09.10

Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на морях.

12.

13.10

Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции

Ранние буржуазные революции. Международные отношения  (борьба за первенство в Европе и колониях) (3 часа).

13.

16.10

Нидерландская революция и рождение свободной республики Голландия

14.

20.10

Парламент против короля. Революция в Англии

15.

23.10

Международные отношения в XVI – XVIII вв.

Эпоха Просвещения. Время преобразований (8 часов)

16.

27.10

Век Просвещения. Стремление к царству разума.

17.

06.11

Промышленный переворот в Англии.

18.

10.11

Английские колонии в Северной Америке.

19.

13.11

Война за независимость. Создание Соединенных Штатов Америки.

20.

17.11

Франция в XVIII в. Причины и начало Великой французской революции.

21.

20.11

Великая французская революция: от монархии к республике.

22.

24.11

Великая французская революция. От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта.

23.

27.11

Начало европейской колонизации.

24.

01.12

Контрольная работа по курсу «Новая история 1500-1800».

                                                            ИСТОРИЯ РОССИИ.  XVI - XVII веков. (40 +6 = 46 часов)

1.

Россия в 16 веке (20 часов)

25.

04.12

Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий

26.

08.12

Территория, население и хозяйство России в начале XVI в.

27.

12.12

Формирование единых государств в Европе и России

28.

15.12

Российское государство в первой трети XVI в.

29.

19.12

Внешняя политика Российского государства в первой трети XVI в.

30.

22.12

Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады

31.

26.12

Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады

32.

29.12

Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI в

33.

12.01

Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI в

34.

15.01

Внешняя политика России во второй половине XVI в.

35.

19.01

Внешняя политика России во второй половине XVI в.

36.

22.01

Российское общество XVI в.: «служилые» и «тяглые»

37.

26.01

Российское общество XVI в.: «служилые» и «тяглые»

38.

29.01

Опричнина

39.

02.02

Опричнина

40.

Р.к.

05.02

Россия в конце XVI в.

Россия и народы Кавказа в XVI в.

41.

12.02

Церковь и государство в XVI в.

42.

16.02

Культура и повседневная жизнь народов России в XVI в.

43.

Р.к.

19.02

Культура и быт народов Ставрополья.

44

23.02

Повторительно-обобщающий урок

2.

Смутное время.
Россия при первых Романовых (20 часов)

45.

26.02

Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI — начале XVII в.

46.

02.03

Смута в Российском государстве

47.

05.03

Смута в Российском государстве

48.

09.03

Окончание Смутного времени

49.

Р.к.

12.03

Экономическое развитие России в XVII в.

Горцы –соседи степняков.

50.

16.03

Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве

51.

19.03

Изменения в социальной структуре российского общества

52.

Р.к.

23.03

Народные движения в XVII в.

«Вольные люди» на юге России.

53.

02.04

Россия в системе международных отношений

54.

05.04

Россия в системе международных отношений.

55.

Р.к.

09.04

Российский опыт установления региональных связей  с горскими народами в 16-17 веке.

56.

12.04

«Под рукой» российского государя: вхождение Украины в состав России

57.

16.04

Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол

58.

19.04

Русские путешественники и первопроходцы XVII в.

59.

23.04

Культура народов России в XVII в.

60.

26.04

Народы России в XVII в. Cословный быт и картина мира русского человека в XVII в.
Повседневная жизнь народов Украины, Поволжья, Сибири и Северного Кавказа в XVII в.

61.

30.04

Народы России в XVII в. Cословный быт и картина мира русского человека в XVII в.
Повседневная жизнь народов Украины, Поволжья, Сибири и Северного Кавказа в XVII в.

62.

Р.к.

03.05

Первые русские поселения на Северном Кавказе.

63.

Р.к.

07.05

 Занятия кочевого населения предкавказских степей. Туркмены. Ногайцы.

64.

10.05

Обобщение знаний по теме «Россия при первых Романовых»

65.

14.05

Итоговая контрольная работа.

66.

17.05

Итоговое повторение

67.

21.05

Итоговое повторение

68.

24.05

Итоговое повторение

69

28.05

Игра «Умники и умницы»

70

Игра «Колесо истории»

                                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

рабочая программа по истории 5 класс Рабочая программа по истории 11 класс

поурочно-тематическое планирование по истории для 5 классапоурочно-тематическое планиросание по истории для 11 класса к учебнику Данилова...

Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе УМК ...

Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе:УМК &laqu...