Тема: "Первые известия о Руси"
методическая разработка по истории (6 класс) по теме

Парахина Светлана Владимировна

Тема урока:  Первые известия о Руси

 

Цель урока: Выявить причины и факторы  возникновения русской  государственности. Разобрать различные  точки  зрения  на  возникновение  государственности  в  Восточной  Руси. На основе  знакомства с различными  источниками и теориями  возникновения  государства,  построить  логическую  схему формирования  Древнерусского  государства.

Планируемые  результаты:

Предметные УУД: Раскрывать смысл понятий: летопись, варяги, Русь, норманны;   Высказывать и аргументировать мнение о происхождении славян; Показывать на карте Скандинавию. Новгород, Ладогу, путь «Из  Варяг в Греки»; Описывать  занятия, облик руссов. Анализ информации содержащейся  в летописях.

Метапредметные УУД: Анализируя  текстовую и графическую  информацию различных источников, критически оценивать  её достоверность. фиксировать  результат. Определять  понятия,  устанавливать  аналогии для  достижения поставленных целей  учебной  деятельности.            

Личностные УУД: Соотносить свои действия  с  планируемыми  результатами, осуществлять контроль  своей  деятельности  в  процессе  достижения  результата,  оценивать  правильность  решения  учебной  задачи.

УМК  «История России» /под ред  А.В. Торкунова. Москва «Просвещение».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                    Тема урока:  Первые известия о Руси

Цель урока: Выявить причины и факторы  возникновения русской  государственности. Разобрать различные  точки  зрения  на  возникновение  государственности  в  Восточной  Руси. На основе  знакомства с различными  источниками и теориями  возникновения  государства,  построить  логическую  схему формирования  Древнерусского  государства.

Планируемые  результаты:

Предметные УУД: Раскрывать смысл понятий: летопись, варяги, Русь, норманны;   Высказывать и аргументировать мнение о происхождении славян; Показывать на карте Скандинавию. Новгород, Ладогу, путь «Из  Варяг в Греки»; Описывать  занятия, облик руссов. Анализ информации содержащейся  в летописях.

Метапредметные УУД: Анализируя  текстовую и графическую  информацию различных источников, критически оценивать  её достоверность. фиксировать  результат. Определять  понятия,  устанавливать  аналогии для  достижения поставленных целей  учебной  деятельности.            

Личностные УУД: Соотносить свои действия  с  планируемыми  результатами, осуществлять контроль  своей  деятельности  в  процессе  достижения  результата,  оценивать  правильность  решения  учебной  задачи.

Оборудование:  Учебник:  «История России» /под ред  А.В. Торкунова. Москва «Просвещение» 2016.; презентация; Дидактический материал Документ 1.  

Основные  вопросы:

1)  Происхождение  народа  Русь

2)  О чём говорит археология

3)  Споры  норманистов и антинорманистов

Тип урока: Урок изучения  нового  материала  с  элементами  лабораторной  работы.

Основные  понятия и термины: Русы; Варяги; Русь;  Норманская  теория.

Основные  даты: 862 г. – легендарное  призвание  Варягов

Персоналии: Рюрик

Домашнее задание: § 4.

Ход урока:

Этап урока.

Учебная  деятельность

Формирование УУД

Организационный момент: 

Постановка темы урока,  учебной  проблемы и целей  урока.  Сформулировать  и  поставить  цели  урока.

(5 минут)

Главным письменным  источником  для изучения  истории  древних  славян  является  летопись  монаха  Киево-Печёрского  монастыря  Нестора «Повесть  временных лет»,  которая  начитается  словами:

«Се  повести  времяньных лет, откуда есть  пошла  Руская земля, кто в Киеве начал первее  княжити, и откуда  Руская  земля  стала есть»

Как  вы  думаете,  о  чём  монах  Нестор  хотел нам  поведать  в  летописи?  Откуда появилась Русь, о государстве, кто был первым  князем.

Для того, чтобы  ответить  на  эти  вопросы,  что  мы  должны  знать? Что такое государство, как  оно  может  возникнуть, как  учёные  объясняют  возникновения  государства, как  возникло  название -  Русь.

Какой  должна  быть тема  нашего  урока?

Предметные УУД – сравнивать простые  однородные исторические  факты  истории  всеобщей и истории  древней Руси, выявляя  общие  черты  и  сходства  по предложенным вопросам.

Метапредметные УУД – формулировать собственную  точку  зрения; формирование  умения  слушать и слышать друг друга.

Актуализация опорных знаний. Включение учащихся в совместную  деятельность, подготовку  к  изучению  нового материала.

(3 мин)

 Давайте  вспомним, что такое  государство?

Государство – это особая  организация общества.

По каким  признакам мы  можем  понять,  что  перед  нами  уже  государство: наличие территории, правителя и чиновников, единых государственных законов, армии,  налогов на содержание  системы  управления  и армии.  

Какие исторические  источники  помогают  нам  в  изучении  древней  истории?

Нужно  ли  верить всем  письменным источникам? Почему  многие  вопросы  древности вызывают споры  среди  историков?

Предметные УУД – сравнивать исторические  факты, выявляя  общие  черты  и  сходства  по предложенным вопросам, применять понятийный аппарат  и  приёмы  исторического  анализа  для решения  исторических задач.

Метапредметные УУД – формулировать собственную  точку  зрения; формирование  умения  слушать и слышать друг друга.

Личностные УУД – осмысление  социально-нравственного опыта  предшествующего поколения.

Работа над новым  материалом.  

1. Лабораторная  работа  с  историческим  документом «Повесть временных лет» (10 мин.)

2. Знакомство с материалом учебника (пункт 2 «о чём говорит археология») (5 минут)

3.  Изучение  трех теорий возникновения  русского государства, проихождения первых князей, появления термина – Русь. (материал учебника стр. 38, пункт 3) (10 минут)

Практическая  работа. (5 минут)  Посторение  схемы «Появление  предпосылок возникновения  государства».  (работа ведётся на основе  дидактического материала – схемы, в которую расставляются  предполагаемые предпосылки).  

 1.  Задание  учащимся - открыли  документ  «Повесть временных лет».  Давайте  прочитаем  отрывок из документа  и  ответим  на  вопросы  к  нему. (Приложение 1)

 Задание  с  картой:  Давайте  посмотрим  на  карте – где находится  Скандинавия, остров Рюген, город Новгород.  Какой  город  в  летописи  называется  Царьградом.  По  каким  рекам  могла  проходить  торговля.  На  основе  карты  выделите  торговый путь  «Из Варяг  в  Греки»

2.  Открыли  учебник  пункт 2  (стр. 37.) «О чём говорит археология».  

Вопрос:  подтверждают или  нет археологические  находки  летопись «Повесть временных лет». О чём  свидетельствуют  археологические  находки  в  Ладоге и Новгороде?

Задание:  По вопросу  возникновения  государства среди учёных историков  возникло  три  теории  возникновения  государства Русь

1 теория – норманнская (авторы – немецкие учёные Г. Байер, Г. Миллер)

2 теория –  славянская (антинорманская) (автор – М.В. Ломоносов)

На основе  материала  учебника  найти  аргументы  в  защиту  каждой  из  теории.

Вопрос – Назовите главное  расхождение нарманской  и антинорманской теорий.

3 теория – центристская (смешанная)

Этой теории  придерживаются  многие  современные  историки.  Они  считают,  что  варяги  действительно  были  приглашены  в  Новгород  (может  быть  в  качестве  охраны – наёмников  (первоначально  князь  с  дружиной  выполняли  именно  охранные  функции,  за  что  собирали  дань  с  местного  населения).  

Практика  приглашения  князя  или  короля  на правление  было  тогда  очень  распространено  в  Западной  Европе,  и  проходила,  как  правило,   мирным  путём.  Согласно  возникновения  термина  Русь – споры  продолжаются.  

Практическое  задание  Может ли  государство  возникнуть очень быстро, по желанию  кого-либо,  или  должны  появиться  определённые  предпосылки (условия)  для  его  возникновения?

Открыли  документ 1,  задание 2.  В  соответствие  с  вашими  представлениями  о  предпосылках  возникновения  государства,  расставьте  данные  понятия  в  схему (схема  дана на слайде презентации урока).  

Учащиеся  подставляют в схему пропущенные  предпосылки,  далее  проверяется  правильность  построения  схемы.

На основе  изученного материала  подводится  вывод урока:  Призвание  варягов  не  могло  стать  началом  русской  государственности,  так  как  складывание  государства  результат  длительного  внутреннего  развития  и  оно  не  может  быть  принесено  извне.

Предметные УУД -  анализировать  неадаптированный исторический  документ, применять понятийный аппарат  исторического знания и приёмы  исторического  анализа  для  раскрытия  темы.

Метапредметные  УУД – самостоятельно организовывать  учебное  взаимодействие  в  группе,  формулировать собственную точку зрения и точно выражать свои мысли в соответствие  с заданием.

Личностные УУД – осмысление  социально-нравственного опыта  предшествующего поколения.

Первичное  закрепление материала.  Этап  применения  знаний и умений. 

(5 минут)

 1. Какие  теории  возникновения  государства   Русь мы  узнали?

2.  Можно ли  считать  какую-то  одну  теорию  окончательно  верной7

3. В чём главное  расхождение  норманнской и антинорманской теорий?

4. Можно ли считать  появление  термина «Русь»  считать  окончательно  верным?

Метапредметные УУД – анализировать и обобщать факты и явления, выявляемые  в  ходе  исследования  учебного материала. Личностные УУД – обрести мотивацию  для дальнейшего изучения исторического материала.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Первые известия о Руси. МБОУ «СОШ №1» Парахина С.В.

Слайд 2

План Происхождение народа Русь О чём говорит археология Споры н орманистов и антинорманистов Предпосылки образования государства Киевская Русь.

Слайд 3

Норманская теория «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву. И пошли за море к варягам, к Руси. «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами».

Слайд 4

Варяги Славяне

Слайд 5

3 8 11 5 1 4 6 12 13 7 10 9 2 14



Предварительный просмотр:

                     Документ 1.   Тема:  Образование  государственности  у  восточных славян.

Задание 1.   Прочитайте документ «Повесть  временных  лет», и ответьте  на вопросы к нему.         

«В год 6370 (862)  Изгнали  варяг за море, и  не дали  им дани,  и  начали  собой  владеть.    И не  было  среди  них  правдя,  и  встал  род  на  род,  и была  среди  них  усобицы,  и  стали  воевать сами  с  собой.  И  сказали  себе:  «поищем  себе  князя, который  владел  бы  нами и  судил  по праву».  И  пошли  за  море  к  варягам,  к руси.  Те варяги  назывались  русью  подобно  тому,  как  иные  называются  шведы,  а  иные  норманны  и англы,  а  ещё  иные  готландцы, - вот  так  и  эти  прозывались.  Сказали  руси  чудь,  славяне,  кривичи  и  весь:  «земля  наша  велика  и  обильна, а  порядка  в  ней  нет.  Приходите  княжить  и  владеть нами».  И  вызвались  трое  братьев  со  своими родами, и  взяли  с  собою  всю  русь,  и пришли  к  славянам,  и сел  старший Рюрик,  в  Новгороде,  а другой Синеус,  на  Бело-озере, а  третий, Трувор, - в  Изборске.  И  от  тех  варяг  прозвалась  Русская  земля…  Через  два  года  умерли  Синеус  и  брат  его  Трувор.  И  овладел  всею  властью Рюрик  и  стал  раздавать мужам  своим  города – тому  Полоцк,  этому  Ростов, другому  Бело-озеро…  И  было  у  него  два мужа, не  родичи  его,  но  бояре,  и  отпросились  они  в Царьград  со  своим  родом.  И  отправились  по  Днепру,  и  когда  плыли  мимо,  то  увидели  на  горе  небольшой  город.  И  спросили:  «Чей  это  городок?»  тамошние  жители  ответили:  «Были  три  брата  Кий,  Щек  и  Хорив,  которые  построили  городок  этот  и  сгинули,  а  мы  тут  сидим,  их  потомки,  и платим  дань хазарам».  Аскольд  же  и Дир  остались  в  этом городе,  собрали  много  варяг  и стали  владеть  эемлёю  полян.  Рюрик  же  тогда  княжил  в  Новгороде».  

Вопросы  и  задания  к  документу:

  1.  К  кому обратились  за  помощью северные  племена  Руси?
  2. Как  объясняет  летописец  причины  призвания  варягов  на Русь?
  3. Как звали  варягов,  согласившихся  княжить  на  Руси?  Где  они  обосновались?
  4. Подумайте,  что  можно  сказать  о  характере  возникновения  государства  у  восточных  славян,  основываясь  на  свидетельстве  «Повести  временных  лет»?

Задание 2:   В  соответствие  с  вашими  представлениями  о  предпосылках  возникновения  государства,  расставьте  данные  понятия  в  схему.

  1. Возникновение  частной  собственности.
  2. Появление   людей  способных  установить  и  удержать  свою  власть силой.
  3. Совершенствование  орудий  труда.
  4. Появление  излишков  продукции.
  5. Переход от  коллективного  труда  к  индивидуальному.
  6. Появление  возможности  эксплуатировать  чужой  труд.
  7. Возникновение  противостоящих друг другу  интересов  у членов  общества
  8. Грабительские  походы  в  чужие  земли.
  9. Появление  вождей  и дружин.
  10.  Необходимость  поддержания  в  обществе  порядка.
  11.  Необходимость  защиты  от  набегов  врагов.
  12.  Переход о  родовой  общины  к  соседской.
  13. Возникновение  неравенства.
  14. Возникновение  государства.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему: «Первые иконы и первые храмы Древней Руси»

Цель нашего мероприятия - воспитание интереса к православной культуре.Учащиеся познакомятся со святынями – иконами и храмами православного мира.Основной задачей является воспитание у ребят ценностного...

Тест по теме: "Первая помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте. Первая помощь при ранениях". ОБЖ, 11 класс.

Тест по теме: "Первая помощь при острой сердечной недостаточности  и инсульте. Первая помощь при ранениях". ОБЖ, 11 класс....

Конспект занятия по теме "Первая помощь.Правовые основы оказания первой помощи"

Конспект занятия кружка "Юный доктор" по теме "Первая помощь"- понятие и правовые основы рказания первой помощи....

Конспект и презентация по истории "Первые известия о Руси"

Существуют различные подходы к определению временных рамок древнерусской цивилизации. Одни исследователи считают, что она возникла с появлением первых государственных образований у восточных славян в ...

Рабочий лист к уроку по теме "Первые известия о Руси"

Рабочий лист к уроку позволяет структурировать материал. Выделяются основные понятия урока, имена, даты. Учащиеся включены в учебный процесс....

Разработка урока "Первые известия о Руси"

Урок разработан для учеников 6 класса, учебник - История Россиии под ред. Торкунова А.В....

Конспект урока истории в 6 классе "Первые известия о Руси"

з                Знакомство с различными  источниками и теориями  возникновения  государства,  построить  логическую  схему формир...