Урок истории "Природа и люди Древней Индии" 5 класс
план-конспект урока по истории (5 класс) по теме

Козлова Людмила Геннадьевна

Урок соответствует требованиям ФГОС и Концепции исторического образования. На уроке представлена ситуация выбора для учащихся 5 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ СОШ п. Ключи Кирово-Чепецкого района

Козлова Людмила Геннадьевна

Технологическая карта урока

Предмет: История 5 класс

Тема раздела:   Народы и государства Древнего Востока 

Тема урока: Природа и люди Древней Индии

Общедидактическая цель: создать условия для формирования у учащихся 5 класса УУД через изучение темы и работу с различными источниками информации

Обучающая цель: сформировать представления о взаимосвязи природно-климатических условий и хозяйственной деятельности и религиозной жизни человека Древней Индии.

Развивающая цель способствовать обучению умения сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;

Воспитательная цель:  средствами учебного занятия воспитание уважительного отношения к культурам разных народов

Тип урока: изучение нового материала

ФОПД: индивидуальная   самостоятельная работа, парная

Методы обучения: частично-поисковый, проблемного обучения

Предполагаемые результаты урока:

Предметные результаты

воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; формулируют ответы на вопросы учителя.

Метапредметные результаты

планируют решение учебной задачи, выстраивают     алгоритм действий.

Личностные результаты

выражают свою позицию на уровне положительного отношения к учебному процессу; проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи

Оборудование: интерактивная доска, презентация.

Средства обучения: презентация урока, медиаматериалы,  объяснение учителя, раздаточные материалы, Интернет.

Учебники и литература: Учебник Вигасина А. А. и др. ФГОС; контурные карты – индивидуальные карточки с заданиями на урок;

Ход урока

Этап урока

Название ЭОР

Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР)

Деятельность учащихся

Время

1

Организационный момент.

Приветствует учащихся, настраивает на работу, предлагает проверить готовность рабочего места к уроку.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку

1

2

Актуализа-ция знаний и умений

Слайд 1

Предлагает выполнить задание.

Вставляют пропущенные термины на интерактивной доске

3

3

Целеполагание и мотивация

Слайд 2

Слайд

Слайд

Слайд  

Предлагает определить маршрут путешествия и тему урока:

Мы с вами познакомились с историей стран Западной Азии. Узнали о многих красивых городах, жители которых умели создавать прекрасные вещи, многие из которых сохранились и до нашего времени. Но на этом изучение истории Древнего мира не останавливается, поэтому мы приступаем с вами к изучению новой темы.Я предлагаю вам самим определить, куда мы с вами отправимся в путешествие.

Создает ситуацию,  предлагает различные источники информации: индийская музыка, предметы (шахматы, сахар, рис, кунжут, хлопок); слайд о Маугли

Организует обсуждение ситуации:

- какая страна объединяет всю информацию? Откуда вы об этом знаете?

-предлагает сформулировать тему урока Природа и люди Древней Индии

- что вы знаете об Индии?

Греки считали Индию «загадочной страной»

-  Что мы можем узнать по теме?

- предлагает свои задачи Приложение1

Предлагает составить план изучения темы

Анализируют информацию

Высказывают свое мнение, формулируют тему урока ,  поясняют важность темы

Актуализируют субъектный опыт

Ставят задачи с опорой:

Что узнаем

Чему научимся

 Что попытаемся понять

3

3

Первичное восприятие информации

Слайд

Рассказ о географическом положении Древней Индии.

Организует самостоятельную работу и проверку

Природа Индии  Организует фронтальную работу с отрывком из древнего индийского  эпоса  «Махабхарата»

Работают самостоятельно, заполняют карту, работают в тетради, помогают друг другу

Читают отрывок

10

4

Осознание и осмысление информации

Предлагает задания для самостоятельной работы по плану урока:

  • Занятия индийцев п.3 учебника в Что общего в занятиях древних индийцев и египтян
  • Животные и люди п4в2
  • Религиозные верования п.5в3

Читают, анализируют, отвечают на вопросы

   

7

5

Закрепление ЗУН

Предлагает задавать вопросы, уточняет вопросы, проводит беседу по вопросам

Рассказывают Принимают активное участие в беседе. Составляют кластер  

5

6

Применение учебного материала в знакомой ситуации

Предлагает задания на слайдах и листах

Представьте, например, такую сценку: в индийской семье ссорятся муж и жена. «Смотри, - упрекает жена мужа, - будешь много пить, в следующий раз родишься червяком».

С каким верованиям связана такая угроза?

Отвечают

3

7

Применений учебного материала в новой ситуации

Организует индивидуальную письменную работу по решению ситуаций

Приложение 4

Пишут, выступают

2

8

Контроль и учет ЗУН

Предлагает тестовые задания

Написать понятия, вставив пропущенные буквы: трос_ник, _ималаи, д_унгли, земл_делие, _анеша, инд_йцы

Выполняют тестовые задания  по выбору

3

9

Рефлексия  

Беседа о выполненных задачах урока

Предлагает оценить работу стикерами на листе  

Отмечают и говорят над чем надо работать

2

10

Домашнее задание

П. 20 Рассказ о загадках Индии

Задают вопросы

1

Приложение 1

• использовать историческую карту как источник информации о расположении Древней Индии

• проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;

• описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей Древней Индии

Приложение 2

Что такое джунгли? (густые, труднопроходимые места)

Какими фруктами мог питаться человек, который оставался ночевать в джунглях? (бананами, манго, кокосовыми орехами)

Назовите представителей животного мира, обитавших в джунглях?

Чем опасны были джунгли? (ядовитыми насекомыми, змеями, хищными зверями)

Приложение 3

3. Физкультминутка под индийскую музыку.

Учитель: Давайте прогуляемся по джунглям. Повторяйте за мной движения:

1).Заходим в сумерки джунглей и сначала ничего не видим, зажмуриваем глаза - открываем (несколько раз).

2). Идем по тропинке ( ходьба на месте); стараемся высоко поднимать ноги - вдруг нам встретится змея (ходьба на месте с высоким подниманием бедра).

3). Увидели птицу слева, справа (поворот головы влево вправо).

4). Впереди увидели красивый цветок, понюхаем его (вытягивая шею вперед, втягиваем воздух носом).

5). Раздвигаем лианы на пути (разводим руками: правой, левой, двумя).

6). Вот вышли из джунглей, увидели солнышко, улыбнулись ему и потянулись вверх руками (потягивания).

Приложение 4

Один древний путешественник, побывавший в Индии, вернулся на родину.

— Если бы ты только знал, — рассказывал он приятелю, — какая удивительная страна Индия! Там на кустах растет белая шерсть.

Приятель принял эти слова за шутку.

— Ну, какой же ты выдумщик и враль!

— Не хочешь — не верь! Я видел собственными глазами: земледельцы срезают белую шерсть с кустов, точно с овец, и делают из нее красивые и прочные ткани... Но самое необыкновенное даже не эта шерсть, а то, что индийцы добывают мед без всяких пчел. Они выжимают сок из тростника и уваривают его на огне. Сок становится твердым и хрустит на зубах подобно соли. А на вкус он слаще пчелиного меда!

— Вранье!.. На свете нет ничего слаще пчелиного меда!

Лгал ли путешественник? Почему его рассказ встретил недоверие и удивление?

Приложение 5

Утверждение

да/нет

1

Индия находится на полуострове Индостан

2

С юга, востока и запада полуостров омывает Атлантический океан

3

На севере границей Индии служат самые высокие горы Гималаи

4

Самые многоводные реки Индии – это Тигр и Евфрат

5

Первые поселения индийцев возникли на берегах рек

6

Человек мог найти в джунглях плоды манго, кокосовые орехи, бананы, сладкие корешки

7

Индийцы занимались земледелием, охотой, рыболовством, ремеслом, скотоводством

8

Индийцы обожествляли животных

9

Индийцы верили в одного бога Шиву

Страбон (дренегреческий географ) об Индии

Вся Индия орошается реками, которые отчасти сливаются с самыми большими рекам— Индом и Гангом, отчасти же впадают в море собственными устьями. Все реки берут начало  на  Кавказе  и  сперва  текут  на  юг,  затем  одни  продолжают  течь  в  том  же направлении (главным образом притоки Инда), другие же поворачивают на восток, как и  река  Ганг. По  словам  Эратосфена,  вследствие  испарений  таких больших рек и воздействия пассатных ветров Индия орошается влагой летних дождей, а равнины заболачиваются.

 Во время дождей сеют лен и просо; кроме того, сезам, рис и босмор;  в  зимнее  время  —  пшеницу,  ячмень,  бобовые  и  другие  съедобные  растения, которые у нас неизвестны.

В Эфиопии и в Египте водятся почти те же самые животные, что  и  в  Индии;  из  речных  животных  в  индийских  реках  встречаются  все  остальные, кроме гиппопотама; впрочем, по Онесикриту, там водятся и гиппопотамы.

Сезам – кунжутные семечки

Босмор – род хлебного злака


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Природа и люди Древней Индии". 5 класс

Урок-путешествие с использованием элементов игровой и проблемно-поисковой технологии, можно использовать презентацию и кинофрагменты из фильма "Садко"....

Рабочий лист к уроку "Природа и люди Древней Индии"

Рабочий лист к уроку "Природа и люди Древней Индии" содержит иллюстрированный материал по географическому положению, природе и занятиях жителей Древней Индии. Он поможет лучше усвоить и обощ...

Контрольная работа на курсах повышения квалификации.План-конспект урока: Природа и люди Древней Индии", в соответствии с ФГОС ООО

План-конспект «Природа и люди Древней Индии», в соответствии с ФГОС ООО, приложениеТаблица 2 Перечень используемых на данном уроке ЭОР...

Презентация к уроку "Природа и люди Древней Индии" 5 класс

Данная разработка подходит к изучению темы в соответствии с ФГОС....

Конспект урока "Природа и люди Древней Индии"

Разработка  урока  по истории " Природа и люди Древней Индии"  может быть использована на уроках истории в 5 классе.Урок создает образное представление учащихся  о природе, о...

Технологическая карта урока "Природа и люди Древней индии"

Технологическая карта рассматривается как способ графического проектирования урока – таблица, которая позволяет учителю структурировать урок по выбранным параметрам:этапы и цели урока...

Методическая разработка УРОКА «ПРИРОДА И ЛЮДИ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ»

Данный урок предназначен для 5го класса по истории Древнего мира. Учебник- Вигасин А.А. "История Древнего мира", Просвещение 2013. На уроке изучается история Древней Индии....