Конспект урока "Личность реформатора и судьба преобразований в российской истории"
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему

Аминева Залифа Тафкиловна
На основе изучения наследия П.А.Столыпина и А.Н. Косыгина определить, какие уроки можно извлечь из опыта их реформаторской деятельности, чтобы использовать их в современной России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx34.65 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. СПАРТАК

ОТКРЫТЫЙ УРОК

ПО ТЕМЕ

Провела учитель истории

первой квалификационной

категории Аминева З.Т.

Тема урока: Личность реформатора и судьба преобразований в российской истории.

Эпиграф урока: «Я верю в Россию. Если бы я не имел этой веры, я бы не

 в состоянии был ничего делать».       П.А. Столыпин 

Цели урока:

  • На основе изучения наследия  П.А.Столыпина  и А.Н. Косыгина определить, какие уроки можно извлечь из опыта их реформаторской деятельности, чтобы использовать их в современной России;
  • Способствовать формированию у учащихся личностного восприятия исторических фактов;
  • Воспитание активной жизненной позиции.

Тип урока: повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры.

Оборудование:

  • -Мультимедийное оборудование
  • -Интерактивная презентация «Реформы П.А. Столыпина и А.Н. Косыгина»

Ход урока.

1. Вступительное слово учителя:

В шестидесятые Россия бунтовала.

Вбирая мятежи тех столь далёких лет.

 И именно тогда и появился

На свет столь важный для России человек.

Карьера начиналась в Министерстве,

Дворянства предводитель. Потому

Он отдавал России своё сердце,

Хотел великой сделать Родину свою.

Учитель: Сегодня мы будем говорить с вами о человеке, чья личность и судьба до сих пор вызывает жаркую полемику среди исследователей российской истории, писателей и политиков – о выдающемся государственном и политическом деятеле Петре Аркадьевиче Столыпине. И не только о нем.

2. Актуализация знаний.

Учитель.  Кто такой Петр Аркадьевич Столыпин? Что вам о нем известно?

(ответы учащихся, обобщение ответов)

Учитель: А теперь попробуем разобраться, какие результаты имела данная реформа?

– Кто может рассказать об итогах столыпинской реформы?

Выслушиваются ответы ребят и подводятся итоги аграрной реформы Столыпина.

(После ребята записывают итоги реформы самостоятельно в тетрадь)

Учитель:  Деятельность Петра Столыпина вызывала споры у современников; по-разному она оценивается и сегодня. Ни один из политических деятелей России начала XX века не мог похвастаться таким количеством преданных почитателей, как Столыпин, но, пожалуй, ни у кого не было стольких ненавистников. «Столыпинская реакция», «столыпинские галстуки» – говорили одни; «достойный сесть на царский трон», «надежда страны» – возражали другие. Таковы противоречивые отзывы современников… Послушаем некоторые из них.

(Выступления учащихся).

Учитель: Почему же не состоялся путь реформ, и так трагично сложилась судьба Столыпина? Почему П.А. Столыпин остался реформатором – одиночкой?

Столыпин занимал пост премьер-министра 5 лет. В считанные месяцы он обрел огромную власть.

Впрочем, для истории 5 лет – это ничтожно малый срок. Интересно и не менее важно задуматься о том, почему преобразования, которые казались довольно успешными, не были завершены.  Что тормозило и парализовало все прогрессивные начинания премьера?

(Выслушиваются ответы учащихся)

Учитель: А тормозило и парализовало все прогрессивные начинания премьера самодержавие, опирающееся на дворянско-помещичий класс. Когда Столыпин им потребовался в роли сильного, энергичного и целеустремлённого защитника, они возвысили его, временно наделив огромными полномочиями. Но как только высшие круги посчитали, что с революцией в государстве покончено, царь, его официальная свита стали всё чаще смотреть на Петра Аркадьевича как на хрестоматийного мавра, сделавшего своё дело.

Потеряв поддержку монарха, Столыпин оказался в политическом вакууме и, как отмечали современники, ещё до своей физической смерти стал политическим трупом. Фактически он был отторгнут тем самым режимом, сохранению и частичному обновлению которого посвятил свою жизнь. Драматические события почти всегда застают врасплох, кажутся неожиданными, однако можно сказать, что гибель Столыпина была предопределена. Представители террористических организаций развязали настоящую "охоту" на премьера, подготовив и осуществив более 10 покушений. Последнее, совершенное террористом Богровым в Киевском оперном театре 1 сентября 1911 г., явилось роковым.

В наши дни имя Петра Столыпина приобрело популярность, едва ли не превышающую его, как теперь принято говорить, рейтинг при жизни.

О Столыпине написаны многочисленные статьи и книги, даже учреждён орден имени П.А. Столыпина за заслуги в области государственного и муниципального управления.

Слайд № 9 – орден имени П.А. Столыпина.

Упоминания о нём то и дело мелькают в прессе, его фамилия звучит по радио и телевидению, с трибуны высших органов власти (слайд № 39). В 2012 году по предложению Президента Российской Федерации наша страна  отмечает 150-летие со дня рождения Петра Аркадьевича Столыпина.

Слайд № 10 – Портрет Петра Столыпина, художник И. Глазунов.

Учитель:  Как вы думаете, почему, несмотря на неудачи реформ Столыпина, общественность придает большое значение им даже через сто лет?

В ХХ в. и после Столыпина были реформаторы. Одним из них был Косыгин Алексей Николаевич.  Последствия последних лет правления Хрущева были особенно ощутимы в экономической сфере. Новому руководству было очевидно, что без глубоких преобразований здесь не обойтись. В середине 1960-х гг. в стране проводятся экономические реформы и большую роль в их проведении сыграл А. Н. Косыгин.

(Биография Косыгина)

Учитель: Давайте вспомним основные мероприятия реформ.

(Слайд)

Учитель: Подумайте, есть ли что-то общее между реформами Столыпина и Косыгина?

Каковы были результаты реформ? Что помешало их успешному завершению?

(Однако попытки последовательно провести реформу оказались безуспешными. Сложившиеся десятилетиями методы директивного руководства экономикой были не совместимы с самостоятельностью предприятий. Управленческие кадры как на предприятиях, так и в министерствах были воспитаны в духе тоталитарной системы организации экономики, исключавшей самостоятельность «низов» в принятии хозяйственных решений. Сыграло роль и внутреннее противоречие в самой реформе — в отсутствие собственника не было хозяйствующего субъекта, заинтересованного не только в сиюминутной выгоде, но и в стратегическом развитии предприятия. Получалось, что в этих условиях управлению «сверху» альтернативы нет. Такое управление давало большое преимущество при развитии крупных, стратегических отраслей — тяжелого машиностроения, оборонного комплекса, атомной промышленности, энергетики и т.д. Однако в торговле, предприятиях легкой и пищевой промышленности, т. е. в тех отраслях, которые напрямую были связаны с потребностями населения, такая система давала сбой.)

Учитель: Какой вывод можно сделать, сравнивая судьбу реформ Столыпина и Косыгина? (Реформы не меняли основ существующих режимов, а без этого не добиться успеха.)

Учитель: Проблема незавершенности реформ, начатых П.А. Столыпиным, остается актуальной и в наши дни.

Слайд «Слова Медведева Д.А.»

«В России необходимо завершить основные положения столыпинских реформ» - заявил Дмитрий Медведев.  Он  отметил, что между временами Столыпина и современностью присутствует «незримая связь, которая сегодня объединяет нас и тех, кто начинал реформы в начале XX века». По мнению  Д.А. Медведева «основные положения реформ столетней давности ещё предстоит воплотить в жизнь». Как вы думаете, какие положения имел в виду президент?

 Учитель: Хочется надеяться, что и в современной России есть ещё представители национальной элиты, для которых не пустым символом остаются слова, сказанные великим российским гражданином Петром Столыпиным незадолго до своей смерти:

 «Я верю в Россию. Если бы я не имел этой веры, я бы не в состоянии был ничего делать».

Слайд №30

Оглядываясь назад, мы понимаем, что Пётр Столыпин оставил своим потомкам богатое наследие, вопрос в том, сумеем ли мы распорядиться им, чтобы избежать «великих потрясений» и не повторить ошибок прошлого.

Учитель: Обычно в конце урока подводятся его итоги,  обсуждение того, что узнали, и того, как работали –  каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы, привлекательность выбранных форм работы.  Для такой оценки  используйте начало любой из фраз:

  1. Сегодня я узнал…
  2. Было интересно…
  3. Я выполнял задания…
  4. Я понял, что…
  5. Теперь я могу…
  6. Я почувствовал…  
  7. Я научился...
  8. У меня получилось …
  9. Я попробую…
  10.  Мне захотелось…

Домашнее задание: Подготовить информацию «Наш край в период реформ Столыпина».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация, посвященная открытию недели истории. 2012 год - Год Российской истории.

Презентация, посвященная открытию недели истории. 2012 год - Год Российской истории....

Практическая работа по истории "П.А. Столыпин - реформатор России", 9 и 11 класс, история России.

Практическая работа « П.А. Столыпин - реформатор России».Цель: анализ документов -II, III, ознакомление с историческими справками.***Материал может быть использован в 9 классе (выборочно), либо 11 кла...

Люди, события 1812 год (2012 год Российской истории), (за страницами учебника истории)

Урок истории «Люди, события..1812г» (за страницами учебника истории) был проведен в 10 классе.Отечественная война 1812 года имела очень большое значение в истории нашей страны, нашего народа. Она была...

Россия во всемирной истории. Особенности российской истории

Презентация к учебнику по Истории России 10 класс  А.А.Данилов, М.Ю. Брандт, соответствует логике изложения материала авторами учебника...

Конспект Всекубанского классного часа "Судьба страны в судьбе моей семьи"

Конспект Всекубанского классного часа "Судьба страны в судьбе моей семьи". УРОК- ПРОЕКТ. Презентацию к уроку учащиеся выполнили самостоятельно...

Одинокий реформатор и судьба преобразований в Российской империи.

Реформаторский путь России был прерван не только торможением правящей верхушки и отсутствием покоя внутреннего, но и, главное, покоя внешнего. Россия оказалось втянутой в Первую мировую войну....