Россия во всемирной истории. Особенности российской истории
презентация к уроку по истории (10 класс) на тему

Староверкина Наталья Ивановна

Презентация к учебнику по Истории России 10 класс  А.А.Данилов, М.Ю. Брандт, соответствует логике изложения материала авторами учебника

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Россия во всемирной истории. Особенности российской истории.

Слайд 2

Основные точки зрения на специфику истории России три основные точки зрения на проблему особенностей истории России Работа с учебником. Назовите основные точки зрения на проблему особенностей исторического пути России.

Слайд 3

Первая точка зрения придерживается концепции однолинейности мировой истории Все страны и народы, в том числе Россия и русская нация, проходят в своей эволюции одни и те же, общие для всех стадии, движутся по одному, общему для всех пути. Суть: Особенности российской истории трактуются представителями этой школы как проявления отсталости России и русских Применительно к истории России понятие «отсталость», заменяется термином — «задержка», главное - выявление причин, замедливших ход исторической эволюции России. В наиболее яркой форме эта точка зрения представлена в трудах выдающегося русского историка С.М. Соловьёва . Какие доводы приводит С.М. Соловьёв, определяя Россию как страну, принадлежащую к европейской цивилизации? Какими факторами он объясняет «задержку» её исторического развития?

Слайд 4

Вторая точка зрения истории исходят из концепции многолинейности исторического развития. История человечества состоит из историй целого ряда самобытных цивилизаций, каждая из которых преимущественно развивает какую-либо одну сторону человеческой природы, эволюционирует по своему собственному пути Суть: Одной из таких цивилизаций является русская (славянская) цивилизация Данный подход в наиболее всесторонней форме обоснован поздним славянофилом Н.Я. Данилевским , по его мнению, историческое развитие в целом определяется рядом законов В чём принципиальное отличие позиции Н.Я. Данилевского от позиции С.М. Соловьёва?

Слайд 5

Третья точка зрения пытается примирить оба указанных подхода. К представителям этого направления принадлежал видный русский историк и общественный деятель П.Н. Милюков. По его мнению, в историческом процессе различаются три главные группы производящих его условий 1. Первое условие заключается во внутренней тенденции (одинаково для всех обществ) 2. Второе условие заключается в особенностях той материальной среды, обстановки, среди которой данному обществу суждено развиваться (разнообразно для всех обществ) 3. Третье условие состоит во влиянии отдельной человеческой личности на ход исторического процесса (вносит в исторические явления характер случайности). Суть: Какие обстоятельства, по мнению П.Н. Милюкова, влияют на историческую судьбу каждого народа? В чём состоит компромиссность позиции П.Н. Милюкова?

Слайд 6

Долговременные факторы, которыми обусловливается значительное отличие истории России от истории других обществ (отсталость, задержка, самобытность, своеобразие) - природно-климатический - геополитический - конфессиональный (религиозный) - социальной организации.

Слайд 7

Влияние на российскую историю природно-климатического фактора Подробно остановился на этой проблеме академик Л. В. Милов В Центральной России, составляющей историческое ядро Русского государства (после его перемещения из Киева в Северо-Восточную Русь), именно природный фактор: определял продолжительность сезона сельскохозяйственных работ влиял на характер власти оказал прямое воздействие на тип русской государственности - определил и особенности национального характера русских

Слайд 8

Влияние на историю России геополитического фактора Обычно отмечаются следующие геополитические условия, повлиявшие на специфику российской истории: обширная, слабо заселённая территория, незащищённая естественными преградами граница, - оторванность (на протяжении долгого времени) от морей и соответственно от морской торговли, - благоприятствующая территориальному единству исторического ядра России речная сеть, промежуточное между Европой и Азией положение территорий.

Слайд 9

Влияние на русскую историю религиозного фактора Если рассмотренные выше факторы сформировали тело России, темперамент, навыки и привычки русского народа, то религия — восточное христианство, православие — воспитала душу народа. В отличие от католической православная церковь не приписывает непогрешимости какому-либо одному человеку. Непогрешимой признаётся православная церковь в целом. 2. По сравнению с католической православная церковь отличается большей свободой внутренней жизни. В отличие от католичества православие разрешает мирянам читать Библию. Если для католичества характерно внешнее единство, то для православия скорее единство внутреннее: соборность, понимаемая как причастность православных к общему Абсолюту. Православие не стремится к прямой светской власти, концентрируя своё внимание на душах людей

Слайд 10

Влияние на российскую историю фактора социальной организации Основные элементы российской социальной организации следующие: первичная хозяйственно-социальная ячейка — корпорация (община, артель, товарищество, колхоз, кооператив, концерн и т. д.), а не частнособственническое образование, как на Западе; 2) государство не надстройка над гражданским обществом, как в западных странах, а становой хребет, порой даже демиург (творец) гражданского общества; 3) государственность либо обладает сакральным характером, либо неэффективна; 4) государство, общество, личность не разделены, не автономны, как на Западе, а взаимопроницаемы, целостны, соборны; 5) государственность опирается на корпорацию служилой знати (дворянство, номенклатура и т. д.).

Слайд 11

Повторение пройденного на уроке

Слайд 12

Назовите основные точки зрения на проблему особенностей исторического пути России. Ответ. 1) В мировой истории все страны проходят один путь развития, Россия идёт по тому же пути, но задерживается по сравнению с передовыми странами. 2) У каждой цивилизации, включая русскую, есть свой особый путь развития, не повторяющийся у других цивилизаций. Какие доводы приводит С.М. Соловьёв, определяя Россию как страну, принадлежащую к европейской цивилизации? Какими факторами он объясняет «задержку» её исторического развития? Ответ. С.М. Соловьёв писал, что русский народ принадлежит к числу арийцев, как и остальные европейские народы, но внешние условия его развития были иными, чем у европейцев.

Слайд 13

В чём принципиальное отличие позиции Н.Я. Данилевского от позиции С.М. Соловьёва? Ответ. Н.Я. Данилевский выделял отдельную славянскую цивилизацию, отличную от европейской. Какие общие критерии (законы) выделял Н.Я. Данилевский для определения того или иного «культурно-исторического типа» в развитии человечества? Ответ. 1) У каждого народа должен быть язык или группа близких языков. 2) У этого народа должна быть политическая независимость. 3) Черты цивилизации уникальны для каждого народа и могут находится под влиянием других цивилизаций, но не определяться этим влиянием. 4) Цивилизация достигает расцвета только когда составляющие её этнографические элементы пользуются политической независимостью, составляя федерацию или политическую систему государства. 5) Расцвет цивилизации истощает её жизненные силы и ведёт к упадку.

Слайд 14

Какие обстоятельства, по мнению П.Н. Милюкова, влияют на историческую судьбу каждого народа? В чём состоит компромиссность позиции П.Н. Милюкова? Ответ. На историческую судьбу народа влияет следующее. 1) Внутренний закон, особенности каждого народа. 2) Особенности материальной среды (включая природные условия), в которых народ развивается. 3) Влияние отдельной исторической личности на ход исторического процесса. Таким образом, П.Н. Милюков с одной стороны признаёт, что типы условий, влияющих на историческое развитие всех народов одинаковы. С другой стороны сами перечисленные им условия различны для каждого народа и ведут к уникальности каждого из них, включая русский. Перечислите долговременные факторы, повлиявшие на особенности исторического развития России. Ответ. 1) Природно-климатический фактор. 2) Геополитический фактор. 3) Религиозный фактор. 4) Фактор социальной организации.

Слайд 15

Домашнее задание Параграф 3, составить вопросы и задания к документам для семинарских занятий

Слайд 16

Как анализировать письменный источник: 1. Внимательно читаем источник. 2. Определяем происхождение источника: автора, время и место создания. 3. Определяем цели создания источника: является ли он первичным или вторичным, для чего создан, на кого рассчитан. 4. Определяем ценность источника: чем полезен источник, на какие вопросы с его помощью можно ответить. 5. Определяем ограниченность источника: на какие вопросы невозможно ответить на основании источника, насколько можно доверять информации, какие факторы нужно учесть при использовании источника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для 9 класса по Истории России и Всемирной истории (интегрированный курс)

Программа составлена в соответствии с объемом учебного времени, отводимого на изучение предмета истории по учебному плану образовательного учреждения – 70 ч. в год, 2 ч. в неделю. Учебники: • История...

Рабочая программа по истории России и Всемирной истории в 8 классе

Рабочая программа по истории России в 8 классе к учебнику А.А. Данилова, Л.Г.Косулиной и Всемирной истории в 8 классе к учебнику Юдовской А.Я., Баранова П.А., Ванюшкиной....

Разработка урока по всемирной истории в 10 классе "Россия в 1917-1939 гг."

Цели урока:-углубить знания учащихся по истории развития России в межвоенный период; -развивать умения работать над составлением вопросов высокого и низкого порядка, -анализировать факты, аргументиров...

Рабочая программа по истории для 11 класса ( учебник "Всемирная история. Россия и мир"» базовый уровень,Волобуев О.В., Клоков ,В.А., Понамарев М.В.. )

Данная программа для учителей , работающих в 10-11 классах по учебнику О.В.Волобуева, ОВ.Клокова, М.В.Понамарева "Всемирная история.Россия и мир".Программа отвечает основным требованиям предъявляемых ...

Презентация к лекции "Незавершенная российская модернизация в контексте всемирной истории (конец Х1Х - начало ХХвека)"

В презентации приводятся точки зрения отечественных историков на российскую модернизацию в конце Х1Х-начале ХХ вв. в контексте всемирной истории, рассматриваются реформы императора Николая 11 и его го...

Программа факультатива по истории "Особенности Российской цивилизации" для учащихся 8 класса

Содержание курса позволяет,помимо формирования предметных умений, на основе специфического исторического материала развивать личностные умения учащихся....

Рабочая программа по всемирной истории 5 класс "История древнего мира" по ФГОС

Данная рабочая образовательная программа предназначена для преподавания курса всеобщей истории  в 5 классе.  При составлении рабочей образовательной программы учтены требования Федерального ...