1917 год, можно ли назвать его уроком истории для нас.
статья по истории (9, 11 класс) на тему

Архипов Александр Петрович

Постараться понять, как произошедшие в прошлом события отразились или могут отразиться на современной жизни, сопоставить возможные аналогичные  события прошлого и современности, при решении задач сегодняшнего дня обращаться к опыту предыдущих поколений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1917 история интеллигенции 22.13 КБ

Предварительный просмотр:

• 1917 год, можно ли назвать его уроком истории для нас.

Выработка у учащихся восприятия истории как способа понимания современности.

В описании ценностных ориентиров в моей рабочей программе 11 класса содержится такой пункт: выработка у учащихся восприятия истории как способа понимания современности.  Это значит, что ученики должны не просто изучать факты и события истории, а попытаться осмыслить суть происходивших тогда событий, определить их причины. Постараться понять, как произошедшие в прошлом события отразились или могут отразиться на современной жизни, сопоставить возможные аналогичные  события прошлого и современности, при решении задач сегодняшнего дня обращаться к опыту предыдущих поколений. То есть знание истории нужно для того, чтобы сегодня у учащихся старших классов сформировалась чёткая гражданская позиция, направленная на созидание и сотрудничество с государственной властью, ведь именно такая позиция в будущем станет опорой стабильного  развития государства и общества.

В 11 классе изучают историю 20 века, который полон трагических событий, взлётов культуры, науки, произошли две мировые войны, унёсшие миллионы жизней, наконец, сделаны научные открытия, перевернувшие быт и образ жизни людей, общества. Но, несомненно, революция 1917 года, произошедшая в России, наложила колоссальный отпечаток на всю дальнейшую историю человечества, на весь 20 век. Сейчас, по прошествии 100 лет, историки, политики, общественные деятели, представители интеллигенции пытаются понять, переосмыслить суть произошедших тогда событий. Так и мы с учениками 11 класса на уроках истории постарались разобраться, почему именно в России случилась эта революция тогда и возможна ли подобная или иная революция в наши дни, уже в современной России.

Основным источником информации на моих уроках является учебник истории, так как рабочая программа[1] обеспечена следующим учебником: Загладин Н. В., Петров Ю. А. «История - конец ХIХ – начало ХХI века», 11 класс. Базовый уровень, М.: «Русское слово», 2014 г. 448 с. В седьмом параграфе учебника есть абзац, который, казалось бы, не связан с темой революции, но именно он раскрывает состояние общества накануне революции и как мне кажется, показывает, что революция, так или иначе, была неизбежна: «Образованная часть российского общества составляла особый социальный слой  - интеллигенцию, которая была не просто группой людей, профессионально занимавшихся умственным трудом, как в странах Западной Европы, а выступала активной общественной силой. Выражение одобрения политики правительства считалось в интеллигентной среде дурным тоном. Более того, многие интеллигенты открыто подчёркивали своё сочувствие «бомбистам» (эсерам и анархистам), совершавшим покушения на высших чиновников, и осуждали их преследование властями»[2].

Прочитав абзац, зададимся вопросом: «Имела ли государственная власть поддержку со стороны большей части российской интеллигенции?». Нет, государственная власть не имела поддержки в лице большей части интеллигенции, а значит, общественное мнение, сложившееся накануне революции (а создают его люди умственного труда: учителя, врачи, профессора, инженеры, студенты – граждане страны), было настроено не на созидание и сотрудничество, а на порицание, осуждение действий власти.

Отсюда можно сделать вывод: «Эти милые образованные люди (интеллигенты) считали дурным тоном одобрение политики правительства и осуждали власть за то, что она преследует разношёрстных революционеров. Значит, в обществе зрела мысль, что власть не права и не надо её поддерживать.  В такой ситуации государство может просуществовать год, два, пять лет, но оно так или иначе без поддержки общества, интеллигенции, народа рухнет, подобно колоссу на глиняных ногах». События февраля и октября 1917 года  лишь подтвердили это. Конечно же, в назревании революционной ситуации виновата и сама государственная власть, не сумевшая должным образом оценить ситуацию и принять необходимые меры по предотвращению революции. Но сейчас речь не об этом, а о нас с вами, о гражданах России, о людях умственного труда, о нашем с вами отношении к государственной власти и как пренебрежительное отношение к ней, осуждение может привести к трагическим последствиям в стране, к уничтожению самой интеллигенции.

Зададимся вопросом:  как вы думаете, какова была судьба интеллигенции после революции 1917 года? В большинстве своём русская интеллигенция с восторгом встретила революцию, а что дальше? В этом же учебнике есть ответ  на этот вопрос: «Гражданская война стала результатом столкновения сил с различными интересами… страна разделилась на сторонников и противников советской власти, неодинаково видевших пути решения проблем социально-экономического и политического развития страны. Взаимная нетерпимость, неготовность к диалогу, нежелание искать компромиссные решения привели к величайшей трагедии в российской истории, унёсшей жизни более 13 млн. человек"[3]. Подумаем, среди этих 13 млн. погибших имелись ли и те представители интеллигенции, которые были настроены и выступали против прежней государственной власти? Скорей всего да, чем нет. Значит ли это, что интеллигенция, осуждая государственную власть, и поддерживая революционеров, тем самым уготовила себе трагическую судьбу? Вот как на этот вопрос отвечает Загладин Н.В. в своём учебнике: «Репрессиям подверглись также представители интеллигенции, позволявшие себе высказывать критические суждения о политике большевиков. В 1922 г. из России были высланы известные философы, историки, юристы, социологи, экономисты, с мировыми именами, всего более 150 представителей отечественной гуманитарной элиты»[4]. На так называемом «философском пароходе» выслали этих известных учёных, потому что они не вписывались в систему ценностей, которую продвигала новая власть - большевики. Они стали создавать свою, нужную им интеллигенцию, интеллигенцию трудящихся, а от «старой» интеллигенции избавлялись, как от ненужного хлама.

Репрессиям подверглись представители  интеллигенции, это значит,  их арестовывали, сажали в тюрьмы, подвергали унижениям, пытали, расстреливали. В статье «Трагедия русской интеллигенции 1920–30-х гг».  Иванова Е.Ю. пишет: «Невозможность реализации таланта и идей вынуждают эмигрировать сотни тысяч интеллигентов. По различным данным в течение нескольких лет покинули Россию от 1.2 до 2 млн. человек. Интеллигенция России стала очень малочисленна уже к 1923 году, она составляла около 5 % городского населения, поэтому интеллектуальные возможности и потенциал государства ослабились»[5]. Подумаем, этого хотели представители интеллигенции, сочувствовавшие «бомбистам» и считавшие дурным тоном одобрение политики прежнего дореволюционного правительства? Скорей всего, нет, но своим отношением к власти, порицанием его действий они подготовили общественное мнение на насильственное свержение власти. Большевики, придя к власти, убрали всех, кто посмел осуждать их действия. Более того, впоследствии в ходе внутрипартийной борьбы убрали и тех, кто помогал устанавливать эту власть. Так называемая революционная интеллигенция тоже попала под репрессию, но уже Сталина. В данном случае можно сказать, что слова, сказанные перед казнью знаменитым деятелем Великой французской революции Жоржем Жаком Дантоном: «Революция пожирает своих детей», -как нельзя лучше подходят и к революции 1917 г. в России.

Мы с вами живём в начале 21 века, казалось бы, события  революции 1917 года от нас очень далеки и к нашей с вами жизни не имеет никакого отношения.  Но увы, это не так: вспомните о судьбе той русской интеллигенции, которая осуждала государственную власть и считала, что там, у власти, сидят люди, которые мешают им и обществу жить лучше, и потому их надо убрать. «Старую» власть убрали, под восторженные крики и аплодисменты большей части интеллигенции, но вместе с ней уничтожили и «восторгающуюся» интеллигенцию, которая, по сути, сама была частью этой системы власти.

А сейчас посмотрите на современную интеллигенцию, что мы видим? Опять недовольство, опять во всём виноваты государственные власти, которые «мешают» жить лучше. Мы всё чаще со страниц интернета, в разговоре взрослых интеллигентных людей на улице, в транспорте, на кухне слышим недовольные властью  голоса. Вам это не напоминает ситуацию столетней давности? Люди, получившие высшее образование, а это ¼ часть взрослого населения страны, ответьте на вопрос: снова будем создавать общественное мнение, настроенное против государственной власти со всеми вытекающими последствиями?  Или посмотрев на историю России и судьбу интеллигенции столетней давности, начнём сотрудничать с властью и строить лучшее будущее вместе?

Ученик 11 класса в своём эссе пишет: «Очень хочется надеяться, что таких революций, как в 1917 году больше не будет, изменения, назревшие в обществе, будут проводиться мирным путём,…Но люди должны изучать историю революций для того, чтобы знать, какие варварские последствия она может принести».[6]Что можно (хотелось бы) добавить к «золотым» словам ученика, чтобы не было таких революций, обществу и прежде всего интеллигенции необходимо защищать государственную власть от нападок разношёрстных революционеров, которые несут смуту, голод и лишения в нашу с вами страну. Прикрываясь красивыми лозунгами, революционеры ведут народ на кровавую бойню лишь с одной целью: захватить власть, и ради этой власти они готовы пожертвовать миллионами чужих жизней. Именно образованные люди, представители интеллигенции могут быть гарантом стабильности в нашей стране. Сдерживающей силой, которая  отрезвляющим словом остудит пыл революционеров, готовых на новые государственные перевороты. Но это случится только тогда, когда интеллигенция поймёт, что она часть той системы власти, которая существует в стране. Не надо говорить, что власть сама по себе, а мы, то есть интеллигенция, сами по себе, как мы видим из истории нашей страны, это далеко не так. И мы знаем слова выдающегося русского историка Н.М. Карамзина: «Всякий народ имеет ту власть, которую заслуживает». Значит, та интеллигенция, которая считала дурным тоном поддержку действий правительства, заслужила большевистскую власть уничтожившую их? И какую власть хочет заслужить современная интеллигенция? Вопрос задан, вам отвечать.

Список использованной литературы:

  1. Архипов А П. Рабочая программа учебного предмета «История» 11 класс МБОУ «СОШ№35» 2016г.
  2. Загладин Н. В., Петров Ю. А. «История - конец ХIХ – начало ХХI века», 11 класс. Базовый уровень, М., «Русское слово», 2014 г. 448 с.
  3. Иванова Е. Ю. Трагедия русской интеллигенции 1920–30-х гг. // Молодой ученый. — 2016. — №24. — С. 385-388.
  4. Терентьева Г.Г. Учимся писать эссе по новым правилам. Учебно-методическое пособие для учителей и учащихся образовательных учреждений Чувашской Республики. – Чебоксары: «Новое Время», 2014. – с.188

Автор:  Архипов Александр Петрович г. Чебоксары МБОУ «СОШ№35» учитель истории

Адрес: г. Чебоксары  тел.:89196654038


[1][1, с.1]

[2][2, c.55]

[3][ 2, c.102]

[4][2, c.124]

[5][3, c.10]

[6][4, c.74]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Экология души: можно ли назвать рассказы Л. Андреева уроками доброты?» (подготовка к сочинению-рассуждению в художественном стиле на нравственно-жизненную тему).

Как научить школьников понимать, что значит «экология души»? Наверно, нужно вместе с ними прочитать и обсудить лучшие литературные произведения, которые внимательными читателями с благодарностью назва...

«Экология души: можно ли назвать рассказы Л. Андреева уроками доброты?» (подготовка к сочинению-рассуждению в художественном стиле на нравственно-жизненную тему).

Как научить школьников понимать, что значит «экология души»? Наверно, нужно вместе с ними прочитать и обсудить лучшие литературные произведения, которые внимательными читателями с благодарностью назва...

Урок истории в 11 классе по теме : «Хотелось бы всех поименно назвать…»

Урок истории в 11 классе по теме : «Хотелось бы всех поименно назвать…»...

урок истории в 11 классе "Октябрь 1917 года"

конспект урока по модульной технологии...

презентация к уроку истории "Февральская революция 1917 г"

Презентация к уроку истории в 9 классе....

Революционные события 1917 года в России: особенности и трудности освещения на уроках истории в школе

В статье поднимаются проблемы, связанные с особенностями изучения Революции 1917 года в системе школьного образования. Автор полагает, что трудности с преподаванием данной темы, обусловлены прежде все...