Урок истории в 11 классе по теме : «Хотелось бы всех поименно назвать…»
методическая разработка по истории (11 класс) по теме

Урок истории в 11 классе по теме : «Хотелось бы всех поименно назвать…» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_11_klasse.docx38.67 КБ

Предварительный просмотр:

«Хотелось бы всех поименно назвать…»

Урок истории в 11 клас

 Автор-  Рогунцова О. Н., учитель истории МБОУ «Гимназия №1»города Балаково Саратовской области

Цель урока: формирование ценностно-смысловых компетенций обучающихся.

Задачи:

Образовательная:   закрепить понятийный аппарат по изученной теме: «Репрессии 30-ых годов», расширить и углубить знания по теме «большого террора.

Развивающая:  продолжить формирование умений сравнивать, обобщать, делать выводы, применять теоретические знания на практике,  работать с историческими источниками, с  документами, совершенствовать  навыки публичных выступлений.

Воспитательная:  воспитание коммуникативной культуры, чувства ответственности за себя и товарищей, привитие  обучающимся  чувства сопричастности к истории  своего народа,

 способствовать осознанию обучающимися необходимости сохранения исторической памяти и недопустимости политического насилия.

Тип урока:   обобщение и систематизация знаний .                                                                                                                                                                      

Вид урока: семинарское занятие.

 Формы работы: элементы практикума в сочетании с элементами дискуссии и игрового моделирования,  работа с ассоциациями,  работа в группах, в парах, фронтальная.

Оборудование:  компьютер,  мультимедийный проектор с экраном, исторические документы, статьи из газет.

ХОД УРОКА

  I  ЭТАП - Мотивация     (эмоциональное погружение в тему)                                                                                                                                                                          Звучит песня Александра Розенбаума «Анафема»  

II  ЭТАП Сообщение цели урока

(Учитель предлагает обратиться к эпиграфу, дать свое толкование мыслей А.И. Солженицина  и сформулировать цель урока.)

  «Если опыт 20 века не послужит человечеству должным уроком, то в будущем кровавый смерч рискует повториться с новой силой.» А.И.Солженицин.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

III ЭТАП    Актуализация знаний

(повторение и обобщение отдельных фактов, событий, явлений)    

1.Работа учащихся в группе.                                                            

 Слова учителя: «На уроке мы будем работать на основе  принципа историзма, это означает что решая любой вопрос необходимо  исходить из реалий  1930 годов 20 века. У каждой эпохи свой колорит, давайте и мы  вспомним важные факты данного периода истории нашей страны».                                                                                                           

     (Звучит «Марш энтузиастов»)

Группа учащихся дает характеристику 30-ым  годам.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

Тридцатые годы – это «громадье»  планов, резкий скачок в развитие промышленности.

Тридцатые годы – беспрецедентная плановость арестов и расстрелов по каждому региону.

Тридцатые годы – это массовый трудовой энтузиазм и  движение стахановцев.

Тридцатые годы – это гигантский масштаб чистки, охватывающий все без исключения  слои общества, от высшего руководства до рабочих и крестьян.

Тридцатые – это формирование «нового человека», вдохновлённого идеей светлого будущего.

Тридцатые – это продолжительные аплодисменты публичной лжи об обезвреженных  «врагах народа».

 Тридцатые – это  кампания, восхваляющая  самую демократическую  в мире советскую Конституцию.

Тридцатые – это атмосфера всеобщего страха  и подозрительности, убеждение, что «лес рубят- щепки летят».                                                                                                                                

2. Работа с ассоциациями

- Ребята, я предлагаю  записать  те ассоциации,  которые возникают у вас, когда вы слышите фразу  «репрессии  30 годов».                                                                                                    

3. Фронтальная работа

- Просмотрите  видеозапись  решения Политбюро «Об антисоветских элементах» от  2 июля 1937 года и ответьте на вопросы:                                                                

   - Каковы были причины   развернутой властями репрессивной компании?

   -Какие, на ваш взгляд , последствия имело данное решение Политбюро?                                                                                                                                                                                                                                      

4. Краеведческая композиция

  Слово учителя:

- В 1930е годы в нашей стране были заложены основы государства, где всякие проблески инициативы и независимого мышления  самым жестоким образом карались. Саратовский край в этом отношении был типичной провинцией Советского Союза, где всё самое характерное для жизни нашей страны проявлялось сполна. Предлагаю вашему вниманию краеведческую     композицию, прослушайте и сделайте выводы о том , что общего в судьбах наших земляков?  

( выступления учащихся)

- Александр Криницкий, стал первой жертвой Большого террора, большевик с 1915 года, работал  в Москве в Совете труда и обороны вместе с Лениным. В Саратов он прибыл в 1934 на «прорыв» индустриализации.  При нем началось освоение пассажирской авиалинии Саратов- Москва, был закончен монтаж железнодорожного моста через Волгу, наращивал мощности завод комбайнов. Ко всем производственным свершениям имел отношение первый секретарь Саратовского обкома ВКП(б). По воспоминаниям саратовцев .Криницкому была присуща цельность, интеллект, изначальная человеческая порядочность. Приближался 1937 год, и наличие «человеческих качеств» обернулось непоправимой трагедией. Криницкого обвинили в том, что он не «выкорчевывает вражеское отребье».  В том же году Александр Криницкий был приговорен  к высшей мере наказания.

-В июле 1937 в Саратове был арестован первый секретарь обкома комсомола Михаил Назаров. Позволю себе цитату из его выступления : «нам пришлось бороться с кулаком, искать хлеб, идти в тракторные бригады. Мы добились решающего перелома в деле прекращения массовых репрессий и наказания комсомольцев, прибегая к этому методу только в исключительных случаях». Назарова обвинили в бюрократизме, зажиме критики, покрывании троцкистов. Последние слова «врага народа» были адресованы жене: «Береги детей. Я ни в чем не виноват». Татьяне Назаровой предложили расторгнуть брак, чтобы не портить биографий детям. Она категорически отказалась: «Он ни в чем не виноват».

-Родина,

Ненавистная моя родина!

Нет постыдней твоих ночей.

Как тебе повезло

На юродивых,

На  холопов и палачей!

    -Народный артист СССР, Герой Социалистического труда, Евгений Лебедев, родился в  Балаково в семье священника. Обучаясь в Самарском Театре рабочей молодежи он скрывал свое происхождение. Но в 1932 году открылось, что его родители не умерли, как говорил Евгений ,кроме того он является поповским сыном. На собрании я стоял и плакал, вспоминал Евгений Алексеевич, когда мне в лицо говорили, Что таким ,как я не место не только в театре ,но и в обществе .Лебедев бежал в Москву ,в 1937 году закончил театральный техникум, в том же году репрессировали его родителей. Молодой артист решил пристроить маленькую сестру, но в комиссариате просвещения кричали: «Детей врагов не устраиваем!» В женотделе тот же крик: «А, поповские выродки, покатались на нашей шее!» И тогда Евгений Алексеевич отвел сестру в НКВД и сказал : «Вот девочка ,ее нужно устроить в детский дом, у нее родители репрессированы.» И сделал вид ,что она ему  чужая, нашел на улице. До конца жизни Евгений Лебедев отмаливал свой грех, ложь во спасение.                                                                                                                                                                  

- Мамины известная в Балаково фамилия. С Иваном и Яковом связано зарождение машиностроительной промышленности. Долгое время Иван был в тени своего старшего брата, хотя был яркой личностью(ученик Федора Блинова, создателя первого в мире гусеничного трактора),первый городской староста. Молчание о нем объяснялось страхом говорить правду о «враге народа ,до конца испившем горькую чашу сталинских репрессий. После национализации, отдав свой завод государству Николай Васильевич работает инженером  в Саратове ,является членом Государственного Комитета СССР по делам изобретений, и предлагает открыть в Поволжье тракторный завод. В 30 годы он переезжает в Москву, где и был арестован по доносу. Будучи репрессированным и отправленным на берега Енисея, он предлагает властям строить молодежный городок из сплавленных бревен. В 1938  Иван Мамин был расстрелян.

-Николай Иванович Вавилов сделал свой выбор в пользу Саратова в 1913 году, когда вступил в должность преподавателя Сельскохозяйственных курсов. В 1919 он стал профессором, а в 1920 открытый им  «Закон гомолитических родов…»  биологи назвали равным открытию периодической системы Менделеева. Вскоре  он стал Президентом Сельскохозяйственной Академии СССР, но эта должность не спасла его от ареста в 1940.   За шпионаж, измену Родине, вредительские директивы его приговорили к расстрелу, но вскоре приговор был отменен и его отправили в тюрьму №1 города Саратова. Умер Николай Вавилов в 1943 году, похоронен в общей могиле.                                  

- На старом  кладбище Саратова

Крестов и звезд не сосчитать

И слезы, что там переплаканы,

Могли б притоком  Волги стать,

Но есть там и могилы скрытые,

Что без звезды и без креста.

Они без холмиков зарытые,

Чтоб позабыли те места.

- Лидия Русланова родилась на Волге, под Саратовом. За исполнение русских народных песен, ее называли самородком. Она была удивительна «легка на подъем». В 30е годы объездила с концертами всю страну. Пела на Дальнем Востоке и Крайнем Севере, на Урале и в Белоруссии, пела перед рабочими  первых пятилеток и колхозниками. Прошла всю Великую Отечественную войну, выступала на ступенях поверженного рейхстага. Восторженным «Ура!» солдаты встречали песню «Валенки»,(показ видеозаписи выступления Л.Руслановой ) а в 1948 ее обвинили в антисоветских высказываниях и осудили. А освободили  только в 1953 году, после смерти Сталина. Верно говорит русская поговорка: «От сумы, да от тюрьмы не зарекайся.                                                     

Вывод:

- Итак, что же общего в судьбах наших земляков?

- В силу каких причин они стали жертвами «Большого террора»?    

5.Элементы практикума, дискуссии игрового моделирования                                                                                                                                                                                                                            

   (Во время работы групп фоном звучит песня Александра Розенбаума «Вальс 1937 года»).          

Слово учителя:

  - С целью более глубокого понимания данного периода, давайте обратимся к периодической печати.  На ваших столах лежат документы ,ознакомившись с которыми вы сумеете ответить на предложенные вопросы.                                                                              

 1 группе предлагаются статьи  Балаковской  газеты «Социалистический труд», 1937г. от № 22, 28 января.

«Рабочие Балаковского судоремонтного завода».

« С величайшим возмущением и негодованием клеймим подлых агентов и требуем от коллегии Верховного Суда самых суровых мер наказания для предателей нашей Родины. Собрание призывает всех трудящихся района к ещё большему повышению революционной бдительности и нетерпимости и проискам классовых врагов».

«Колхоз имени Молотова»:

«Расстрелять: троцкистским бандитам нет и не может быть места на Советской священной земле!»

«Завод имени Дзержинского»:

«Ещё теснее сплотим наши рабочие ряды вокруг Великой партии Ленина-Сталина. Как зеницу ока будем охранять наших любимых вождей».

«Социалистический труд», 1937г., «Расстрелять предателей»,  №23, 29 января.

«Мы, учителя средних школ города, требуем расстрелять изменников Родины. Обязуемся повседневно воспитывать в учащихся любовь к нашей социалистической Родине и непримиримую ненависть к её врагам- врагам народа».                                                                                                                                 Вопросы для обсуждения в группе

- Кого балаковцы называют предателями Родины? Что объединяет данные заметки газеты ? Какие выводы можно сделать из данных строк? Выразите ваше отношение к происходящим в городе событиям, с позиции представителя балаковской интеллигенции.  

2 группе предлагается статьи  Балаковской  газеты « Социалистический труд», 1938г.,

 № 203от  2 сентября.

- Вчера, в 10 часов утра в Балаково прибыл для встречи со своими избирателями депутат Верховного Совета СССР по Вольскому избирательному округу тов. Вышинский Андрей Януарьевич, послушать своего депутата собралось до 8000 человек. Всюду радостные лица.

№ 204, 3 сентября.

«Речь тов. Вышинского.:  Товарищи! Мы сейчас переживаем эпоху, когда мы на своей земле построили социализм. Социализм у нас построен под мудрым руководством большевистской партии и великого Сталина ( аплодисменты, играет « Интернационал».) Товарищ Сталин сказал, что социализм в нашей стране вошел в жизнь, в быт. И мы видим и чувствуем его буквально во всём. Социализм также виден нашим коварным врагам. Буржуазия всячески пытается заслать шпионов в нашу страну. Германская, Японская разведки пытаются использовать в борьбе с СССР самых подлых людей- бухаринцев, троцкистов, зиновьевцев и прочих отбросов нашего общества. Наша славная разведка, руководимая Сталинским наркомом внутренних дел Николаем Ивановичем Ежовым, зорко охраняет жизнь наших вождей.(аплодисменты)

   Победа социализма в нашей стране  обозначает невиданный в истории человечества рост зажиточности миллионов трудящихся и процветающих культур. Такой страны, как наша, нет нигде в мире. Только в нашей стране вчерашний рабочий может сегодня стать инженером, вчерашний крестьянин может быть полководцем. Только в нашей стране вчера не заметные люди становятся героями. В капиталистических странах 22 миллиона безработных. А у нас не хватает рабочих рук. У нас не только все работают, но каждый третий учится.

Товарищ Сталин учит нас, депутатов, быть ближе к народу, крепить связь с массами, учиться у них, твёрдо выполнять приказ и волю избирателей, работать честно на благо социализма. Указаниям великого вождя человечества я до сих пор следовал и буду следовать впредь.

Да здравствует наш великий советский народ! Да здравствует наш вождь и учитель товарищ Сталин! (Бурные аплодисменты, возгласы: « Да здравствует великий Сталин!»)                                              Вопросы для обсуждения в группе:

 - Назовите главную, на ваш взгляд цель данного выступления Главного прокурора страны? Почему жители нашего города принимают речь, так восторженно? Выразите собственное отношение , к данной встрече с позиции балаковского рабочего 1938 года.                                                            

3 группе предлагаются документы следующего содержания:                                                                                         В октябре 1937 года на заводе «Коммунист» в Марксштадте (Саратовской области) вспыхнула забастовка части персонала, по причине  формально-бюрократического отношения администрации к нуждам рабочих, нарушения права на выплату заработной платы, в связи с ее задержкой.                                                                                                                                                                                       Письмо саратовца тов. Правдина .( из Секретного обзора крестьянских писем в газету «Правда»).             «Во время злой татарщины преследование религии не достигало таких размеров, как сейчас. Только Вы  вербуя кучку оголтелых дураков, обращаете их на бумаге в массу и именем ее требуете закрытия церквей, ограбив их в начале революции. Конечно ,религия-то Вас в конце концов погубит, убить Вы ее не можете, людей Вы убьете, а ее не в силах, ибо идею, да еще такую, как христианство убить нельзя.                                                                                                                                           Вопросы для обсуждения в группе:

- Что объединяет данные документы? Можно ли данные поступки назвать сопротивлением сталинскому режиму? Какие еще варианты сопротивления вы можете назвать?                    

6.Встреча с родственником репрессированного  (выступление Тельновой Т.П., учителя истории МОУ «Гимназия №1»)

Слово учителя:

- Говорят гибель миллионов – это статистика, а гибель одного – это трагедия. С данной фразой можно согласиться ,т.к. отдельные истории человеческих судеб нас трогают больше ,чем самые страшные в своих размерах цифры репрессированных.                                                                                   - Слово предоставляется Тельновой Татьяне Петровне, которая бережно хранит в домашнем архиве документ о реабилитации своего дяди.                                                                                                                

IV ЭТАП РЕФЛЕКСИЯ

Слово учителя:

-  Казалось,  главный вывод сформулировать очень просто. Эпоха Сталина- трагедия народа. Люди страдали не от суровых законов ,а от беззакония ,от того ,что вся страна исполняла приказы необразованного и жестокого человека .Но отчего у нас сегодня раздаются голоса в защиту вождя и  аргументы необходимости восстановления 58 статьи Уголовного Кодекса. В Саратове звучат предложения возврата Заводскому району его названия Сталинский.  Видимо у данной категории граждан отсутствует историческая память и имеет место желание сильной рукой решить все проблемы сегодняшнего дня. История учит ,что чем больше люди рассчитывают на свои силы, тем меньше места остается для веры в непогрешимого вождя, какое бы имя он не носил . А попытки навязать россиянам несвободу у нас и сегодня имеются.                                                                                    Звучит музыка «Время, вперед».                                                        

   - У нас и сегодня имеет место имитация демократического процесса и открытое пренебрежение правами и свободами человека.
    -У нас и сегодня имеет место «управляемое правосудие» , когда правоохранительные органы подчиняют  свою деятельность не норме закона, а велениям начальника.
   -У нас и сегодня имеет место разобщённость людей , утрата семейной памяти и дефицит человеческой солидарности.
    -У нас и сегодня имеет место старая концепция «враждебного окружения» , поиск врагов за рубежом.
- Мы живём в другую эпоху, но нам требуется осмысление  и преодоление разрушительного опыта 30 - х годов.
- Необходимо публичное рассмотрение террора с правовых позиций.
- Необходимо создать общенациональный Музей истории Государственного террора и общенациональный памятник погибшим.
- Мы уверены, без принятия груза ответственности за прошлое России не будет национальной консолидации и возрождения.

- Хотелось бы всех поименно назвать, так звучала тема нашего урока. Но всех назвать сегодня нельзя, т.к. до сих пор неизвестно количество жизней наших земляков, «унесенных» в те страшные годы. 20 лет назад был принят Закон РФ «О реабилитации жертв политических  репрессий», государство признало вину и ответственность советского правительства за преступления, совершенные против собственного народа.

КАРТА УРОКА

ЭТАПЫ

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНИКОВ

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

Проведение лекции

Консультирование учащихся по индивидуальным заданиям

Работа в городском архиве

Поиск материала

Исследование

Подготовка презентации

Подготовка краеведческой композиции

НЕПОСРЕДСТВЕННО УРОК

Руководство ходом урока

Направление деятельности учащихся

Формулирование цели урока по эпиграфу

Работа с ассоциациями

Формулирование вывода по отрывку видео-фильма

Выступление с краеведческой композицией

Работа в группах с документами

Отстаивание собственной точки зрения

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Формулирует наводящие вопросы

Выявляют исторические уроки из данной темы

Рефлексия

Самооценка деятельности учителя

Самооценка деятельности учащихся



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция «Хотелось бы всех поименно назвать…»

Внеклассное мероприятие по литературе для старших классов...

презентация к уроку истории 6 класс по теме "Куликовская битва"

Презентация позволяет красочно рассказать учащимся о куликовской битве и её историческом значении для русского народа....

разработка урока (в рамках конкурса профессионального мастерства "Компетентностно-ориентированный урок") истории 5 класс на тему "Греки и критяне"

данный урок предусматривает знакомство учащихся с Древнейшей Грецией. При этом применяются разные формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в пара...

Технологическая карта урока в 5 классе по теме: Решение задач всех типов на обыкновенные дроби»

В данной разработке представлен урок  в 5 классе по теме:  "Решение задач всех типов на обыкновенные дроби". Урок разработан с учетом новых требований....

«Хотелось бы всех поименно назвать...»

Тема «Хотелось бы всех поименно назвать...»Литературно-музыкальная композиция  по стихам репрессированных и гонимых поэтов России.     ...

Технологическая карта урока истории 5 класс по теме "Введение в историю"

Технологическая карта урока истории в 5 класс по теме "Введение . Откуда мы знаем, как жили наши предки"...

Презентация к уроку истории 5 класс на тему "Всеобщая история. Введение в курс"

Данная презентация разработана к уроку Всеобщей истории в 5 классе....