«Хотелось бы всех поименно назвать...»
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

Кадесникова Татьяна Михайловна

 

Тема «Хотелось бы всех поименно назвать...»

Литературно-музыкальная композиция  по стихам репрессированных и гонимых поэтов России.      

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №85 Г.УФЫ

Методическое объединение учителей русского языка и литературы

Литература

 НЕСТАНДАРТНЫЙ УРОК

По теме «Хотелось бы всех поименно назвать…»

(Литературно-музыкальная композиция  по стихам репрессированных и гонимых поэтов России , 11 класс)

                                                                                          Выполнил:

                                                                       Кадесникова Т.М.

                                                                                          учитель русского языка и

                                                             литературы

УФА

2015

ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ

ПО СТИХАМ РЕПРЕССИРОВАННЫХ И ГОНИМЫХ ПОЭТОВ РОССИИ

     Тема «Хотелось бы всех поименно назвать...»

     Цель: рассмотреть процесс формирования поэтического творчества

                репрессированных и гонимых поэтов России      

     Оформление: плакаты, воспроизводящие зарешеченные окна, тонкие восковые свечи; портреты репрессированных или гонимых поэтов, живые цветы.

     Музыкальное и звуковое сопровождение: «Реквием» Моцарта; «Я не люблю» В.Высоцкого; «Обэриуты» В.Долиной; «Анафема» А.Розенбаума; отрывки из поэмы  в чтении А.Ахматовой.

Ход урока.

    Тихо звучит «Реквием».( Зажигается свеча, она будет гореть весь урок)

Учитель:

                 Чисты их имена,

                 И горек голос лир,

                 И дух высок, и словно осияно…

                 На вечны времена:

                 Владимир, Велимир,

                 Марина, и Борис,

                 И Александр, и Анна.

                                                          Е.Благинина

     Музыка умолкает, и в полной тишине идет перекличка из разных концов зала.

     Анна Ахматова. Расстрелян муж, репрессирован сын. Не печатали.

     Клюев Николай. В 1934 году выслан в Нарымский край по ложным обвинениям в  «кулацкой агитации».  Умер в Томской тюрьме.

    Мандельштам Осип. Поэт, переводчик, критик. Незаконно репрессирован.

-2-

    Цветаева Марина. Поэтесса, прозаик, переводчик. Репрессированы муж и дочь. Покончила жизнь самоубийством.

    Андреев Даниил. С 1947 по 1956 год отбывал заключение во Владимирской тюрьме по необоснованным обвинениям.

    Терентьева Мария, Шаламов Варлам,  Домбровский Юрий, Ручьев Борис и другие отбывали заключение по необоснованным обвинениям.

Ученик:

               Который год мне не дает покоя все то же неотступное виденье.

              В тот миг, когда державные часы на Спасской башне отбивали полночь,

             Когда еще не смолк, не отзвучал тяжелый звон – с двенадцатым ударом

Они на площадь Красную вступают и начинают шествие свое –

            За рядом ряд, колонна за колонной, и, как штандарты воинских частей,

           Плывут над нами стяги, на которых, как номера дивизий и полков,

           Стоят (голоса с мест)-29-й, 30-й и 33-й, и 34-й, и 35-й, и 37-й и все другие годы остальные.

Учитель:

Эти убили, а эти ославили.

Кто ж наши Каины?

Кто ж наши Авели?

Даже могил никаких не оставили,

Горько в родимой земле им лежать.

Нашим убитым,

Нашим замученным

Мы даже памятник не поставили.

Стыдно и не за что нас уважать.

                                                          Ю. Левитанский  

     Пусть наша встреча будет своеобразным памятником всем репрессированным поэтам России.

    Зажигается яркий свет. Диалог участников встречи.

- Знаете ли вы, в чем обвинили поэта Гумилева?

- Он не донес органам Советской власти, что ему предлагали вступить в ряды заговорщиков. Поэт категорически отказался от предложения. Но доносить не пошел, мешало понятие о чести.

-3-

- Что такое честь?

- По словарю В.Даля, это «внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, благородство души и чистая совесть.

- Поэтому отправляли на Лубянку тех, кто стремился сохранить в чистоте свою совесть.

 - Но непогрешимыми считали себя и те, кто вершил свой неправый суд.

- Зиновьев приказал всем бывшим офицерам царской армии зарегистрироваться якобы для хлебных карточек.  Все были расстреляны.

- Михаил Фрунзе, красный командир, обращается к белогвардейцам с просьбой не уходить с Врангелем за рубеж. Десятки офицеров, нижних чинов, рядовых остались. Их, безоружных, с привязанными к ногам камнями бросили в море.

- К 1919 году уничтожены  320 тысяч священнослужителей.

- Уничтожалась интеллигенция. Умер Александр Блок за день до получения разрешения властей выехать на лечение за границу.

- Крестьянину-доносчику обещано 25% от конфискованного зерна.

- 58-я статья содержала специальный 12-й пункт о недонесении. Наказание –

вплоть до расстрела.

- Можно ли оправдать или забыть такое?

     (После ответов учащихся включается запись песни А.Розенбаума «Анафема»).

- Сколько их было, невинно убиенных, заживо похороненных в ГУЛАГах, забытых из страха порою даже родными?

     Вдумайтесь в такую цифру. В 1934 году в состав Союза писателей входило 2500 человек. А репрессировано было 2000! Почему? За что?

Вспомните судьбу русских поэтов  19 века. Пушкина, Лермонтова, Грибоедова, Кюхельбекера.

Ученик:

          Темен жребий русского поэта:

          Неисповедимый рок ведет

          Пушкина под дуло пистолета,

          Достоевского на эшафот.

          Может быть, такой же жребий выну,

          Горькая детоубийца – Русь!

          И на дне твоих подвалов сгину

          Иль в кровавой луже поскользнусь,

-4-

          Но твоей Голгофы не покину,

          От твоих могил не отрекусь.

          Доконает голод или злоба,

          Но судьбы не изберу иной.

          Умирать, так умирать с тобой

          И с тобой, как Лазарь, встать из гроба.

Учитель:

     Поэт серебряного века Максимилиан Волошин  посвятил эти стихи памяти Блока и Гумилева.

    Не покинула Россию Анна Ахматова. Она не была  в тюрьме, но семнадцать месяцев ничего не знала о единственном сыне, триста дней и ночей провела в очереди в тюрьму.

Ученица:

           Показать бы тебе насмешнице

           И любимице всех друзей,

           Царскосельской веселой грешнице,

           Что случилось с жизнью твоей –

           Как трехсотая, с передачею,

           Под крестами будешь стоять

           И слезою своею горячею

           Новогодний лед прожигать.

           Там тюремный тополь качается

           И не звука, – а сколько там

           Неповинных жизней кончается…

    (С последними словами стихотворения включается пластинка с записью Анны Ахматовой. Звучат «Вместо предисловия», « Посвящение»).

Учитель:

     Сын Ахматовой и Гумилева был по сути дела мальчиком. Очень часто вывоз арестантов на отправку начинался  под быстрый стук детских шагов по кафельному полу тюрьмы.

     Страна умилялась  « Колыбельной из кинофильма «Цирк»: «Сто путей, сто дорог для тебя открыты». А в «Часовой башне» Бутырской тюрьмы не пела, шептала поэтесса Мария Терентьева, жена репрессированного поэта Ивана Катаева.

Ученица:

         Утром рано на рассвете

         Корпусный придет,

-5-

         На проверку встанут дети,

         Солнышко блеснет…

     (Во время чтения звучит «Аве, Мария»).

Учитель.

    Две тысячи репрессированных поэтов… Это только членов Союза писателей, а многие такого членства еще и не имели. Но они ни в чем не изменили себе. Они не хотели расставаться с поэзией даже в тюрьме. Однако Николаю Гумилеву на вопрос : можно ли ему писать стихи, – быстро ответили: прозу можно, стихи нет. Правдивого поэтического слова страшились, а за найденные стихи могли отправить в карцер или даже дать новый срок.

     Поэту Сергею Поделкову после лагеря задали вопрос: «Что были для вас в лагере стихи? Он ответил, не задумываясь: «Жизнь».

    Униженные, но не сломленные, поэты пытались найти ответ на вопрос « За что?» Многие свято верили в непогрешимость Сталина  и власти, они писали полные недоумения и веры строки.

Ученик:

За что? Пусть Господь разберет

И движется длинный-предлинный

Наш, к гибели нашей черед.

Но, брат мой, вмурованный в камень,

Пойми мы недаром легли,

Мы то, чем крепиться фундамент

Всей будущей жизни земли.

                                                                     А.Тришатов

Учитель.

    Но не все были так наивны. Осип Мандельштам напишет откровенное стихотворение, полное горечи и презрения.

Ученик:

Мы живем, под собою не чуя страны.

Наши речи за десять шагов слышны.

А коль хватит на полразговорца

Так припомним кремлевского горца.

Его толстые пальцы, как черви, жирны,

         А слова, как пудовые гири, верны,

Тараканьи смеются усища,

И сияют его голенища.

-6-

А вокруг него сброд толстошеих вождей,

Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет

Он играет услугами полулюдей,

Он один и собачит и тычет.

Кому в лоб, кому в пах, кому в бровь, кому в глаз.

Что ни казнь у него - малина

И широкая грудь осетина.

Учитель.

     Николай Заболоцкий, Даниил Хармс, Леонид Мартынов, Ярослав Смеляков, Павел Васильев – это новая волна репрессированных поэтов.

     (Звучит песня Вероники Долиной «Обэриуты»).

    Смерть Сталина в 1953 году не остановила лавину репрессий и предательств.

Ученик.        

Пусть мне говорят: «Успокойся» -

Спокойным я быть не сумею,

Покуда наследники Сталина

Живы еще на земле,

Мне будет казаться,

Что Сталин еще в Мавзолее.                                                          

                                                            Е.Евтушенко

Учитель.

     Многие, слишком многие не дожили до реабилитации. Многих еще предстоит реабилитировать. Те же, кто вернулся из лагерей, больше всего на свете боялись забыть лагерную жизнь. «Забвение пережитого – смерть души», –  говорил Шаламов. Нельзя забыть предательства, нельзя забыть свои муки.

Ученица.

Приснилось мне, что старые друзья

Опомнились, раскаялись, вернулись

И что ко мне, тревожа и дразня,

Приветливые руки протянулись.

И дружеские руки отстраняя,

Я говорю без гнева и досады:

- Друзья мои, не трогайте меня,

Мне ничего ни от кого не надо.

                                                          Е.Тагер

-7-

     (В зале наступает тишина, идет перекличка поэтов.)

     Тагер Елена, поэтесса, десять лет провела на Калыме. Плужников Евгений, уже больной туберкулезом был отправлен на Соловки. Там вскоре умер.

    Васильева Елизавета ( она же легендарная Чебурина де Габриак ), хромую, ее отправили по этапу на Урал.

Учитель.

    Простите нас, не названные нами. Мы слышим ваши голоса.

    (Диалог с залом. Чтение стихов или короткие рассказы о поэтах, подготовленные заранее).

Ученица.

- Мы к вам идем, в сегодняшний ваш день,

И в завтрашний ваш день, и день грядущий,

- Мы к вам идем – куда ж нам друг без друга,

Мы память, что жестока и горька,

И мы ее горчайшая строка,

Но в памяти- грядущему порука,

Цена ж забвения слишком высока.

                                                                  Ю.Левитанская

     (Гасится свеча).

Учитель.

    Наша встреча подошла к концу. Нет границ у памяти, но есть предел забвению. Мы вспомнили – и они снова как будто с нами, все, кого мы назвали и о ком подумали.

                                                       

                                               

           

                                     

                                                                                                                                             

           

   

-8-

         

                 

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

    Реквием. Сборник русских и советских поэтов (Сост. Б.Романова Б.М., 1989.

    Возвращение ( Сост. Е.Осетров, О.Салынский. М., 1991.

    Солженицын С. Вся Россия делится на сны (Литературное обозрение. М., 1994. №5-6.

                       

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция «Хотелось бы всех поименно назвать…»

Внеклассное мероприятие по литературе для старших классов...

Вспомним всех поименно

Классный час, посвященный к 65 –летию Великой Отечественной войны«Вспомним их поименно»Классный руководитель: Ооржак Саяна Эрес-ооловна     Цель: Воспитание у учащихся ч...

Урок истории в 11 классе по теме : «Хотелось бы всех поименно назвать…»

Урок истории в 11 классе по теме : «Хотелось бы всех поименно назвать…»...

ВСПОМНИМ ВСЕХ ПОИМЕННО...

Великая Отечественная война  22.06.1941 - 09.05.1945г.г.Афганская война 27.12.1979 - 15.02.1989г.г.Чеченская война  10.12.1994 - 16.08.1996г.г.; непонятный переходный период, а реально -...

Разработка классного часа на тему "Вспомним всех поименно..."

Данный классный час рекомендован для учащихся среднего звена по патриотическому воспитанию школьников в рамках проведения мероприятий, посвященных Дню Победы. Использован краеведчексий материал....

«ВСПОМНИМ ВСЕХ ПОИМЕННО…» (литературно-музыкальная композиция для учащихся старших классов, посвященная 10-летию выводы Советских войск из Афганистана)

литературно-музыкальная композиция для учащихся старших классов, посвященная 10-летию выводы Советских войск из Афганистана...

Модель урока по теме: Вспомним всех поименно

Тема урока: «Вспомним всех поименно» Цель урока:·        Создать условия, обеспечивающие формирование представления о староджерелиевцах, участвующих в Великой О...