Эпоха Николая 1 в истории и литературе
план-конспект урока по истории (8 класс) на тему

Качановская Лариса Ивановна

Интегрированная форма урока (сочетание исторического и литературного материала) позволяет показать этот сложный период истории России не только глазами историка, но и писателя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon epoha_nikolaya_1_v_istorii_i_literature.doc368.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЭПОХА НИКОЛАЯ I В ИСТОРИИ И ЛИТЕРАТУРЕ

Цели урока:

- Сформировать у учащихся представления об особенностях                           внутренней политики Николая I и отражении эпохи в литературе;

- Расширить знания учащихся о николаевском времени с точки зрения историков и литераторов;

- Способствовать формированию у  учащихся чувства уважения, любви к истории и литературе России, нравственных ценностей.

План урока:

Введение:

Основная часть:

1.Личность  Николая I.

2.Укрепление самодержавного строя.

3.Отражение эпохи Николая I в произведениях Л.Н.Толстого «После бала»

Заключение

Оборудование урока:

Интерактивная доска, компьютер, видеоматериал, схемы, иллюстрации.

Ход урока:

 

Человек не может быть счастлив без свободы.

                                        Де Кюстин

Солдат:

«Ведь я когда служил? Я ещё Александра застал, Александра того хвалили солдаты, говорили – милостив был. Мне и при Николае довелось служить: тогда на 50 палок и порток не снимали, а 150, 200, 300 … на смерть запарывали. А уж палками  - неделя не проходила, чтобы не забивали насмерть человека или двух из полка. Нынче уж и не знают, что такое палки, а тогда это словечко со рта не сходило. У нас солдаты Николая Палкиным прозвали, так и пошло ему прозвище…Унтер-офицера до смерти убивали солдат молодых. Прикладов или кулаком свистнет в какое место нужное: в грудь или в голову, он и помрёт. И никогда взыску не было.»

 I Вступительное слово учителя истории:

Николая I третий сын Павла не получил систематического образования, так как не подготавливался для занятия престола  - ему прочили военную

карьеру. С трёх лет мальчик носил военный мундир, вскоре стал шефом Измайловского гвардейского полка.

     

А.И. Герцен так описывает внешность Николая: «Лоб, быстро бегущий назад, нижняя челюсть, развитая за счёт черепа, выражали непреклонную волю и слабую мысль, больше жестокости, нежели чувственности. Но главное - глаза, без всякой теплоты, без всякого милосердия, зимние глаза».

14 декабря 1825г., вступая на престол, пережил страшное потрясение: выступление дворян- декабристов, требовавших:

-уничтожения самодержавия

-отмены крепостного права

-введения гражданских прав и свобод.

       Разочарование в надежности дворян как опоры самодержавия, заставили Николая 1 искать новую опору власти -в чиновничестве и армии.

Схема «Меры по укреплению самодержавия»:

Укрепление                                                                  Борьба с

государственного аппарата                             революционным движением                                                                                

-ведущая роль в управлении                                    1826 г.-цензурный устав

принадлежит «Собственной Императорской          Преследование врагов    

Канцелярии»:                                                              режима

                                                                                      Запрет тайных обществ

II отделение (Сперанский) :                                       Ограничение свободы

Кодификация законов                                                 выезда за границу    

                                                                                       

III отделение (Бенкендорф):

Политическая полиция

-рост числа чиновников:

Ал.I-15 тыс.; Ник.I-90 тыс.

Состояние всеобщей подозрительности, жесточайшего контроля за настроениями в обществе наглядно демонстрируют действия цензоров,

которые стихотворение поэта:

                         Что в мнении мне людей?

                         Один твой нежный взгляд

                         Дороже для меня вниманья

                         Всей вселенной…

Прокомментировали следующим образом:

   «Сильно сказано! К тому же во вселенной есть и цари, и законные власти, вниманием которых дорожить должно».

       

     Николай был искренне уверен, что главное предназначение человека, что составляет суть человеческой жизни- СЛУЖБА. И образцом идеальной службы он считал военную службу с её единоначалием и беспрекословным подчинением.

Видеофильм

Маркиз де Кюстин путешествуя по России, написал книгу, запрещенную в России.  Почему?

-«ясно, что мы вступаем в империю, объятую одним лишь чувством страха»  (у путешественника на границе отобрали книги);

-«все страдают в России, но люди которыми торгуют , как вещами, страдают больше всех»;

-«Россией управляет класс чиновников…Это строгая военная дисциплина вместо гражданского управления»

Такой увидел николаевскую Россию иностранец. А что видели и чувствовали сами русские?

Вальс

II Вступительное слово учителя литературы:

   Сегодня мы продолжаем работу над рассказом Л.Н.Толстого «После бала».Сюжет основан на реальных событиях из жизни брата Л.Н.Толстого и повествует он о сороковых годах времен царствования Николая I. Отношение писателя к Николаю отчетливо выразилось в названии статьи, написанной в 1886г,-«Николай Палкин». Толстой пишет: «Мы говорим: зачем поминать…те страшные дела: палки, сквозь строй и другие- прошли уже: зачем поминать старое? Теперь уже этого нет…Прошло? Изменило форму, но не прошло..»

  Раздумья об ужасе солдатчины, о бесчеловечности произволе самодержавной власти вновь возникают в рассказе «После бала»

  Но вчера мы говорили о светлых страницах: красивый бал с веселыми танцами, с милой и красивой Варенькой, с её симпатичным отцом..  

Вальс и на фоне музыки учащийся читает наизусть отрывок из рассказа.

Слайд (звучит текст, иллюстрации )

 

Беседа по содержанию текста:

  1. Почему любовь пошла на убыль?
  2. Зачем автор делит рассказ на две части?
  3. Как автор относится к полковнику?

   Как бы логическим продолжением этого произведения является стихотворение современника Л.Н.Толстого Н.А.Некрасова «Орина, мать солдатская». В основе стихотворения тоже реальная история. Орина рассказывает про «печаль свою великую»: единственный сын её, замученный солдатчиной, после 8 лет службы вернулся домой и умер.

Стихотворение «Орина, мать солдатская»

Его жалобы в предсмертном бреду красноречиво говорят о тяготах солдатской службы ( а служили тогда 25 лет). За каждую провинность били, прогоняли сквозь строй.

  О жестокости и лицемерии царя можно судить и из эпизода из «Хаджи Мурата» Л.Н.Толстого о резолюции НиколаяI на дело о студенте:

«Заслуживает смертной казни. Но, слава богу, смертной казни у нас нет и не мне вводить её. Провести 12 раз сквозь 1000 человек».

Обычно человек умирал после 5000 палок.

Заключение урока:

Учитель литературы:    Насколько ярко и точно удалось Толстому отобразить

                                        «дух николаевской эпохи»?

Учитель истории:        Некоторые современные историки называют Николая

                                        «рыцарем самодержавия, Толстой и многие

                                      современники -  «Палкин».

                                                               

Домашнее задание: Представьте и объясните символ николаевской эпохи.  

       

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Эпоха Николая I"

В материал включены информационный блок к теме "Эпоха Николая I"  блок заданий с элементами программирования на VBA...

Документы к теме "Эпоха Николая 1"

Разносторнние документы к правлению Николая 1...

Интегрированный урок-путешествие по страницам истории и литературы на тему: «Личность и эпоха в исторических источниках и художественной литературе»

Интегрированный урок истории и литературы в 10 классе даёт представление о связи личности и исторической эпохи на примере таких исторических источников, как художественные произведения литературы....

Карточки по общественному движению в эпоху Николая 1

Пере вами 3 карточки по общественному движению в эпоху Николая 1. Карточка А - уровень "3", карточка Б - уровень "4", карточка В - повышенный уровень...

тест по теме :Эпоха Николая I 8 класс 1,2 вариант с ответами

Данный тест состоит из 12 заданий для учащихся 8 класса 1,2 вариант .Текущая проверка знаний эпохи Николая I....

Конспект урока по истории России 8 класс "Эпоха Николая I"

1.Личность Николая I 2.Русское общество в николаевскую эпоху 3.Система государственного управления 4.Крестьянский вопрос...