Интегрированный урок-путешествие по страницам истории и литературы на тему: «Личность и эпоха в исторических источниках и художественной литературе»
план-конспект урока по истории (10 класс) на тему

Интегрированный урок истории и литературы в 10 классе даёт представление о связи личности и исторической эпохи на примере таких исторических источников, как художественные произведения литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx28.22 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок-путешествие по страницам истории и литературы на тему: «Личность и эпоха в исторических источниках и художественной литературе»

Цели урока:

Образовательная:

  1. Сформировать целостное представление о важнейших исторических событиях
    17-18 веков, о выдающихся представителях русской нации;
  2. Показать связь истории и литературы на примере исторических источников и произведений А.Н. Толстого, А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого.

Развивающая:

-формировать умение анализировать исторические источники;

-формировать умение сравнивать исторические события и их итоги;

-формировать умение делать выводы на примере конкретных исторических событий.

Воспитательная:

 способствовать развитию интереса учащихся к эпохе XVII - XVIII вв.;

Оборудование: портреты, плакаты, рисунки, видеоматериал, выставка поделок

Четыре страницы, по которым предстоит путешествовать:

  1. Борис Годунов. Смутное время.

«Да, жалок тот, в ком совесть нечиста».

  1. Петр Первый. Время реформ. Петербург:

«Люблю тебя, Петра творенье!»

  1. Е. Пугачев. Пугачевщина. Екатерина II.

«А разве нет удачи удалому?»

  1. Культура России XVII - XVIII вв.

«Пребудущим векам что мог он передать?»

Ход урока:

Этапы урока методические приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Разминка

2.Первая страница. Борис Годунов «Смутное время»

3.Вторая страница. Петр Первый. Время реформ. Петербург.

4.Третья страница. Емельян Пугачев. Пугачевщина. Екатерина II.

5.Четвертая страница. Культура России XVII-XVIII вв.

6.Конкурс «Блиц» для игроков и болельщиков

7.Подведение итогов

Учитель истории.

1.Какие события в истории России связаны с именами С. Дежнева, Е.Хабарова, В. Пояркова? В чем их значение?

2.Назовите даты жизни А.С.Пушкина

3. Какой важный процесс в истории России характеризуется такими событиями: «Юрьев день», пятилетний срок розыска
и возврата крестьян? Когда был отменен Юрьев день?

4. Кому посвятил А.С. Пушкин трагедию «Борис Годунов»? Когда она была написана?

5. Когда и кем был назначен тамбовским наместником Г.Р. Державин? Как долго он был на этом посту?

6. Когда случилось наводнение,  описанное А.С. Пушкиным в поэме «Медный всадник»

 Среди значений слова смута, приводимых Далем, мы встречаем «восстание, мятеж…общее неповиновение, раздор меж народами и властью». Недаром Пушкин писал: «Крамол и смут во дни кровавы». И в самом деле, начало 17 века и впрямь «смутное время»: все в движении, все колеблется, размыты события, с невероятной быстротой меняются цари, нередко в разных частях страны и даже в соседних городах признают в один и тот же период власть разных государей, люди подчас молниеносно меняют свою политическую ориентацию: вчерашние союзники расходятся по разным лагерям, а вчерашние враги действуют сообща… Одно слово – «смутное время»…

Инсценировка (Приложение№3 с.68-75)

Вопросы 1-й команде.

1.Почему Воротынский и Шуйский считают, что Годунов не достоин править страной? Согласны ли вы с этим утверждением?

2.Что, на ваш взгляд, послужило что стало причиной недовольства широких слоев населения личностью и политикой Бориса Годунова? Что лежало в основе этого недовольства в зависимости от социальной принадлежности той или иной группы населения?

Вопросы 2-й команде?

1.Кому принадлежат эти слова? Почему он так говорит?

О страшное, невиданное горе! Прогневали мы бога, согрешили: владыкою себе цареубийцу мы нарекли.

2.В каком году Григорий Отрепьев предпринял попытку захватить русский престол? Чьей поддержкой он заручился?

Вопросы 1-й команде.

1.Почему наряду с иноземцами «царевича» поддержали многие русские люди? Какие идеи, пожелания, надежды объединяли сторонников Лжедмитрия 1?

2.Расскажите, как Годунов спас Рязань? В каком произведении описана данная ситуация? Кто автор?

Вопросы 2=й команде

1.Кто этот герой? Какого происхождения? Каково отношение к нему автора? Из…галицких боярских детей. Смолоду постригся в монахи неведомо где, жил в Суздале, в Ефимовском монастыре, ушел оттуда, шатался по разным обителям…

2.Объясните, почему события конца XVI-начала XVII в. в России получили образное название «Смута»?

Заключительное слово учителя истории.

Учитель литературы. В трагедии» Борис Годунов» А.С. Пушкин пишет: «Ох, тяжела ты, шапка Мономаха!» Тяжел груз ответственности за свою страну и народ, груз, который взваливает царь на свои плечи. Эта мысль не раз приходила в голову другому русскому царю – ПетруI. Вторая страница нашего путешествия – эпоха ПетраI. Мы назвали ее так: «Люблю тебя, Петра творенье…»

Начинает 2-я команда. Чтение наизусть отрывка из поэмы «Медный всадник»

Вопросы 1-й команде.

1.О чем размышляет герой? Кто он? Почему именно здесь суждено «в Европу прорубить окно»?

2.За что превозносит А.С.Пушкин Петра I? За что осуждает?

Вопросы 2-й команде.

1.В каких областях жизни России при Петре I были проведены преобразования? Каково их основное значение?

2.В чем военный и политический смысл строительства Петербурга на окраине государства и превращение его в столицу?

Вопросы 1-й команде

1.Перечислите города, где строились верфи и создавались русские морские суда. Почему созданию флота придавалось такое большое значение?

2.Что строят люди? По своей ли воле они прибыли на строительство? Как пишет об этом автор?

«Угрюмый мужик, Федька Умойся Грязью, со свежим пунцовым клеймом на лбу, раздвинув на высоких козлах босые ноги, скованные цепью, перехватывал длинную рукоять дубовой кувалды, бил с оттяжкой по торцу сваи…Другие, кто опустил тачку, кто стоял по пояс в воде, задрав бороду, кто сбросил с плеч бревно, глядели, как свая с каждым ударом уходит в топкий берег»

Вопросы 2-й команде

1.В.Г.Белинский сказал о битве под Полтавой, что «это была битва за существование целого народа, за будущность целого государства». Обоснуйте мнение В.Г. Белинского.

2.Какие изобразительно-выразительные средства язык использовал автор, чтобы создать образ Петербурга? За что А.С. Пушкин любил этот город?

Заключительное слово учителя истории.

Учитель литературы. Вторая половина XVIII века была сложным и во многом противоречивым временем. Самодержавие усиливало эксплуатацию крестьян, расширяло и укрепляло привилегии дворянства. Подобная политика неминуемо должна была привести к одному финалу – к протесту, бунту, восстанию.

Вопросы 1-й команде.

1.Кто эта дама? Какова пушкинская трактовка данного образа?

2.Окуда родом была Екатерина II и как она попала в Россию?

3.Почему время правления Екатерины II называли «золотым веком»?

4.При каких обстоятельствах Екатерина II стала русской императрицей?

Вопросы 2-й команде.

1.Кому принадлежат слова? Какой смысл вкладывает герой в эти слова? «Чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там, что Бог даст!»

2.Докажите, что выступление под предводительством Е. Пугачева было крестьянской войной.

Кому принадлежат слова? О каких «ребятах» идет речь? Прав ли оказался этот герой? «Улица моя тесна; воли мне мало. Ребята мои умничают. Они воры. Мне должно держать ухо востро; при первой неудаче они свою шею выкупят моей головою…»

4.Какие слои населения входили в состав армии Пугачева? Докажите, что эта армия была многонациональной.

Заключительное слово учителя истории.

Учитель литературы. В стихотворении «К Жуковскому» Пушкин задает вопрос: «Пребудущим векам что мог он передать?» Следующая наша страница посвящена культуре России периода XVII-XVIII вв. И, использую слова А.С. Пушкина, давайте зададим вопрос: «А русский народ «пребудущим векам что мог…передать?»

Перед вами выставка работ, выполненных под руководством учителя ИЗО. Проверка домашнего задания.

1.Рассказ об убранстве изб русских мужиков XVII-XVIII вв.

2.О каком храме идет речь? Из какого произведения это описание? Кто и по какому поводу велел его заложить? «Надо всею этой путаницей церквей, домов, рощ и монастырей гордо вздымались кремлевские церкви и отделанный     храм…Велика была радость москвичей, когда упали наконец леса, закрывавшие эту церковь. И предстала она во всем своем причудливом блеске, сверкая золотом и красками, удивляя взор разнообразием украшений»

3.Рассказ об одежде русских людей XVII-XVIII вв.

4.Чья это светлица? Из какого произведения эти строки? Как характеризует героиню убранство светлицы? «В светлице – чистенько, просторно, пахнет сухими травами. Белые стены, как в келье. Изразцовая с лежанками печь жарко натоплена. Вся утварь, лавки, стол покрыты холстами…Задернут пеленою книжный шкапчик: великий пост – не до книг, не до забав».

Заключительное слово учителя литературы.

Учитель истории.

1.Чем прославились в русской истории Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский?

2.О ком идет речь, из какого произведения строки? «Никогда не суется вперед, а всегда тут; никогда не прямит, не перечит царю, идет себе окольным путем, ни в какое кровавое дело не замешан, ни к чьей казни не причастен. Кругом его кровь так и хлещет, а он себе чист и бел, как младенец…»

3.Назовите, чем обогатилась наука и просвещение в России в первой половине XVIII века.

4.Кто из героев так сказал о себе? Из какого произведения эти строки? «Тень Грозного меня усыновила, Димитрием из гроба нарекла»

5.По церквам разослали «память»: отныне креститься тремя перстами, земные поклоны заменить поясными. С какими событиями русской истории связаны эти нововведения? Кто был противником этих мер?

Заключительное слово учителя истории.

Мы с удовольствием прослушали ваши ответы. Пришло время подвести итоги. Обратите еще раз внимание на тему нашего занятия: «Личность и эпоха – в исторических источниках и художественной литературе» Эпоха – длительный промежуток времени, выделяемый по какому-нибудь характерному явлению или событию. И, как правило, эпоха рождает своего героя, личность, которая неразрывно связана
в понимании последующих поколений с этой эпохой, а нередко эпоха носит ее имя. Вы обратили внимание, что сегодня мы неоднократно говорили: «Эпоха Бориса Годунова», «Эпоха Петра Великого, «Эпоха Екатерины II. Нам хочется, чтобы, уходя с сегодняшнего урока, вы запомнили, чем отличаются эти эпохи, чтобы запомнили слова Пушкина, ставшие эпиграфом к нашим страницам: «Да, жалок тот, в ком совесть нечиста. А разве нет удачи удалому?» И ответили себе: «Есть! Но береги честь смолоду!

Продвижение русских на восток: в Сибирь, на Дальний Восток. Значение: открытие новых земель, расширение территории России.

26 мая – 28 января 1837 г. по старому стилю)

Процесс закрепощения крестьян в России. Юрьев день отменен в 1581 г.

Памяти Н.М. Карамзина. 1824-1825 гг.

Екатериной 11, в 80-е годы XVIII столетия. 3 года: март 1786 – январь 1789.

7 ноября 1824 г.

Годунов был татарского происхождения, зять Малюты Скуратова

Голод обрушился на страну в первые годы правления Годунова, не пользующегося поддержкой бояр

Шуйскому, который знал обстоятельства гибели царевича Дмитрия

1606 г., польского короля Сигизмунда

Лжедмитрий обещал править вместе с боярами, облегчить положение народа

Г.Отрепьев, беглый монах

Это время безвластия и беспорядка

Петр Великий. Выгодное расположение для морских путей.

Решительность, но осуждает крайние меры для достижения цели

Военной, экономической, судебной, политической…

Планы укрепления и расширения пределов государства

Петербург, Воронеж, Архангельск и другие

Петербург строился  за счет эксплуатации народа

В этом сражении Россия сохранила и приумножила авторитет великого государства

Сравнение, гипербола
и другие

Инсценировка встречи Екатерины Великой и Марии Ивановны по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Екатерина Великая

Из германского княжества выдана замуж за Петра III, увеличила привилегии дворянства, свергла супруга с престола

В результате дворцового переворота

Емельян Пугачев, о любви к свободе

Масштаб и социальный состав восставших доказывают это

Пугачеву, он говорит о казаках

Казаки, работные люди, крестьяне, повстанцы Салавата Юлаева, башкиры, татары

Культуру

Храм Василия Блаженного, построен в честь взятия Казани

А.К. Толстой «Князь Серебряный»

«ПетрI» А.Н. Толстого. Царевна Софья.

Герои народного ополчения периода Смуты

Б.Годунов, произведение А.К. Толстого «Князь Серебряный»

Появилось профессиональное образование, гражданская азбука, газета, университет, рост научных и технических знаний…

Это Г. Отрепьев, А.С. Пушкин «Борис Годунов»

Церковная реформа Никона, раскол православной церкви. Старообрядцы, протопоп Аввакум.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сталинградская битва: исторические факты, документы, художественная литература

"Сталинградскаябитва: исторические факты, документы, художественная литература" - тема интегрированного занятия элективного курса по истории. Занятие посвящено одному из крупнейших событий период...

Интегрированный урок-путешествие по литературе "Что движет солнце и светила?"

Урок по поэме Н.А.Некрасова "Русские женщины" .Литература 7 класс.Продолжительность 2 урока. Цель:раскрыть историческую основу поэмы, показать величие духа русских женщин,отправившихся вслед за осуждё...

Программа авторского элективного курса по литературе для 11 класса «Отражение эпохи бурь и потрясений в донской литературе XX века".

Цели регионального компонента литературного образования на профильном уровне среднего (полного) общего образования (10-11 классы): обогащение духовного мира учащихся посредством приобщения к луч...

Интегрированный урок – путешествие в Древнюю Русь (литература и история, 6 класс)

Конспект интегрированного урока (литература и история) в 6 классе при изучении темы"Древняя Русь"...

ВЛИЯНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Во все времена художественная литература играла  ведущую роль в формировании мировоззрения человека, в становлении личности. Перед литературой преклонялись великие, трепетали святые и тираны. Нас...

Конспект урока литературы по теме «Песнь о вещем Олеге "- историческая баллада. Тема судьбы в произведении А.С. Пушкина»

Цель урока: сопоставить балладу А. С. Пушкина и летописный источник, который послужил основой для  "  Песни о вещем Олеге ", проследить, как решается тема судьбы в балладе.Задачи урока...

Методическая разработка Урок- практикум на тему: « Великая Отечественная война в исторических источниках».

Урок- практикум на тему:« Великая Отечественная война в исторических источниках»....