Правление Князя Владимира. Крещение Руси
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

Камалова Яна Анатольевна

Открытый урок для 6 класса.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл knyaz_vladimir.docx24.96 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по истории

Учитель

Камалова Яна Анатольевна

Предмет

История России

Класс, школа

6 класс, МОБУ Гимназия №14

Тема урока

«Правление князя Владимира. Крещение Руси»

Тип урока

Комбинированный

Цель урока

Сформировать представление учащихся о правлении князя Владимира, о принятии христианства и его значении.

УУД

Предметные:

  • сформировать представления у детей о деятельности князя Владимира,
  • показать его значение деятельности для укрепления государства на Руси,
  • выяснить сущность и причины возникновения христианства у восточных славян,
  • выяснить общие черты и различия между язычеством и христианством,
  • показать прогрессивное значение принятия христианства на Руси.

Метапредметные

  • уметь анализировать необходимую информацию и устанавливать на основе этого причинно-следственные связи;
  • ставить учебные задачи на основе соотнесения новых и уже имеющихся знаний;
  • создавать условия для развития универсальных учебных действий.

Личные

  • осмыслить гуманистические традиции и ценности современного общества;
  • осознать историческое значение крещения Руси;
  • помочь осознать учащимся практическую значимость приобретённых знаний и умений.

Оборудование

Компьютер, проектор, мультимедийная доска., доска.

Использованная литература и ресурсы сети Интернет:

Печатно-словесные: Учебник. История России. 6 класс. учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / под ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2016. – 128 с.

Наглядные:Тематическая карта «Русь в X – XI вв.» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://statehistory.ru/3893/Podborka-kart-Drevney-Rusi-9-14-vekov/ - 4.02.2018 г.

Технические: Видеофрагмент «Крещение Руси» [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=iJEl1jW8Aqo  -  04.02. 2018 г.

Основные даты

980 – 1015 гг. – правление Владимира Святого; 980 г. – религиозная реформа; 988 г. – крещение Руси.

Этапы урока

1. Организационный этап

2. Актуализация ЗУН

3. Мотивация учебной деятельности. Целеполагание.

4. Организационно-деятельностный этап

5. Этап первичное закрепление знаний

6. Рефлексия

7. Домашнее задание

План урока

1. Правление князя Владимира

2. Причины принятия христианства

3. Крещение Руси

4. Значение принятия христианства.

 

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.

Организационный момент

Приветствие учащихся, проверка отсутствующих

Садятся на свои места, настраиваются на работу

2.

Актуализация ЗУН I. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы

 Прежде чем начать нашу работу, прошу вас прослушать одну притчу.

«Жил на свете мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает далеко не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках – мертвая или живая?» А сам думает, скажет живая, я умерщвлю ее. Скажет мертвая, я выпущу бабочку. Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

Я предлагаю эти слова мудреца сделать девизом нашего сегодняшнего урока.

Ведь действительно в наших руках есть возможность получить крепкие знания и создать такую атмосферу на уроке, чтобы каждый почувствовал себя личностью: творческой, одаренной и уверенной в завтрашнем дне.

- А сейчас прошу обратить внимание на экран. Скажите, пожалуйста, вам знакомо имя, которое вы видите на слайде?

Прежде чем мы с вами дальше отправимся листать страницы нашей истории, давайте вспомним некоторые понятия, которые изучили на прошлых уроках.

Скажите, пожалуйста, что такое религия?

Какие верования существовали у славян?

Дайте определение понятию язычество.

Отличались ли славяне от германских племен?

Какую религию исповедовали германцы?

Как называется такое явление?

Мы сказали, что славяне исповедовали язычество, скажите, предпринимались ли попытки принять новую религию?

Каким образом религия влияет на государства?

В ответах учеников может прозвучать ссылка на мультфильмы студии «Мельница».

Ученики после работы с лучиками , определяют цель урока: Сформировать представление о правлении князя Владимира, о принятии христианства и его значении.

Ответ учащихся

Религия – вера в сверхъестественные силы и существа

Язычество

Язычество – вера во множество богов

Славянские племена от германских не отличались

Германцы исповедовали христианство, но частично  сохранились языческие обряды

Двоеверие

Да. Княгине Ольга приняла  христианство в 957 г. и пыталась склонить  к этому сына Святослава, но попытка не увенчалась успехом. Святослав остался язычником

Религия способствует укреплению государства и объединению народа

3.

Мотивация учебной деятельности

Целеполагание

Учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач урока.

Исходя из вышесказанного материала, скажите, о чем мы с вами поговорим на сегодняшнем уроке.

 Давайте постараемся сформулировать тему урока

Открываем тетради и записываем тему урока «Правление князя Владимира. Крещение Руси».

У вас на столах находятся лучики от нашего солнышка (макет солнца без лучиков прикреплен к доске). Вам необходимо написать на лучиках, чтобы вы хотели узнать сегодня на уроке. По данным записям мы и определим цель нашего урока. Дети записывают свои ожидания, озвучивают и прикрепляют лучи и тучи к солнцу. (Метод ожиданий и опасений)

Давайте теперь постараемся сформулировать план, позволяющий раскрыть содержание данной темы

Молодцы! Давайте запишем план к себе в тетрадь

1. Правление князя Владимира

2. Причины принятия христианства

3. Крещение Руси

4. Значение принятия христианства.

О князе Владимире и крещении Руси

Правление князя Владимира. Крещение Руси

Предполагаемый ответ

1. Правление Владимира

2. Причины принятия новой религии

3. процесс и значение крещения Руси

1. Правление князя Владимира

2. Причины принятия христианства

3. Крещение Руси

4. Значение принятия христианства.

4.

Организационно-деятельностный

Работа с учебником и картой «Русь в X – XI вв».

Работа с документом в учебнике на стр. 55

Физкультминутка

Работа с историческим источником

Скажите, в каком году погибает Святослав Игоревич?

Молодцы!

У Святослава было трое сыновей: Ярополк, Олег и Владимир. После его смерти между сыновьями начались усобицы за власть.

Скажите, что такое усобицы?

Давайте запишем это определение в тетрадь

 В результате борьбы власть одерживает Владимир.

Таким образом, мы переходим к рассмотрению первого пункта нашего плана: Правление князя  Владимира (980-1015)

Владимир был сыном Святослава и ключницы Малушки. Воспитанием мальчика занимался дядя по материнской линии – Добрыня.

Свое княжение Владимир начинает с наведения порядка в государстве.

Прочитайте первый пункт учебника на стр. 49 и скажите, куда совершал завоевательные походы Владимир.

Покажите данные походы на карте

«Русь в X – XI вв» 

Молодцы! Для охраны своих территорий от печенегов, Владимир строил оборонительные рубежи, состоящие из цепочки крепостей, что приводит к снижению набегов.

Важным событием в княжение Владимира стало принятие христианство.

Как известно, среди киевских дружинников христианство встречалось с середины X в.

Скажите сколько богов в христианстве?

Первоначально Владимир провел языческую реформу в 980 году, объединив в единый пантеон Перуна, Дажьбога, Стрибога, Хорса и Мокошь

Однако добиться единства так и не удалось. Тогда Владимир принимает решение принять новую религию.

Откройте учебник на стр. 55,  найдите документ из «Повести временных лет» и прочитайте его.

Скажите, какие аргументы, по мнению летописца, оказали решающее влияние на выбор веры Владимиром ?

Что вы знаете про ислам?

Что такое иудейство?

Стороны света надо знать,

Чтобы карту уметь прочитать.

И чтобы каждый назвать их смог:

Север (хлопок руками над головой)

Юг (хлопок)

Запад (хлопок с поворотом корпуса налево)

Восток (хлопок с поворотом корпуса направо)

(повторить 2 раза)

Закройте глаза и не спешите

Носом стороны вы покажите.

(наклоны и повороты головы по сторонам света, повтор 2 раза)

Выделяют несколько причин принятия христианства

1 Было необходимо сплотить все племена страны

2Часть жителей Руси и княгиня Ольга исповедовали христианство

3Киевский князь стремился укрепить свою власть

4 Для укрепления международного авторитет Руси

988 г. произошло крещение Руси

Давайте обратимся к историческому источнику.

Значение принятия христианства

1. Политические – укрепление государства и авторитета князя;

2. Международные – увеличение торговых оборотов с христианскими государствами и укрепление международного авторитета;

3. Нравственные – замена многочисленных богов, единым богом;

4. Духовные – приход письменности, образования, зодчества, искусства, изменение быта.

Как вы думаете, все люди восприняли новую религию положительно?

Чтобы сгладить, противоречия, Владимир оставляет несколько языческих праздников.

Скажите, сохранились эти праздники в современное время,  какие это праздники?

Молодцы! Давайте запишем значение принятия христианства

972 г.

Запись в тетрадь

Усобица - внутренняя вражда между лидерами или группами за власть

Запись в тетрадь

Правление князя Владимира (980-1015)

Работы с учебником на стр. 49.

Владимир  подчинил Киев и Половецкое княжество,  разгромил радимичей. Совершил поход в Волжскую Булгарию. Первые столкновения с Польшей и присоединение Червеня и Перемышля.

В христианстве один бог – Иисус Христос

Запись в тетради

980 г. – первая религиозная реформа. Объединение богов в единый пантеон.

Читают документ на стр. 55

И выделяют из документа .

Запись в тетради

988 г. – крещение Руси

Записывают в тетрадь причины

Запись в тетрадь

Значение принятия христианства

1. Политические

2. Международные

3. Нравственные

4. Духовные

5.

Первичное закрепление знаний

А сейчас для закрепления изученного материала, немного поиграем. На правильный ответ вы хлопайте (Слайд 10).

1. Владимир был единственным сынов Святослава;

2. Правление Владимира 980-1015 гг.

3. Первая религиозная реформа состоялась в 980 г.

5. Основной верой славян до 988 года был ислам.

6. Крещение Руси произошло в 988 г.

7. Принятие христианства способствовало укреплению власти князей и авторитету Руси.

8. Начинает подъем культуры, искусства.

Молодцы! Давайте себе теперь похлопаем.

Тишина

Хлопок

Хлопок

Тишина

Хлопок

Хлопок

Хлопок

6.

Рефлексия

Сейчас вам необходимо будет закончить предложения

Я узнал (а) ……

Мне было особенно интересно изучать …..

Мне понравилось /не понравилось на уроке …..

7.

Домашнее задание

  1. § 6,
  2. подготовить проект на тему «Изменения в быту в результате принятия христианства» .(дополнительное)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по истории в 6 классе "Правление князя Владимира. Крещение Руси"

Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Материалом для разработки послужило пособие "Поурочные разработки по истории России" Е.Н. Сорокиной...

ПРОЕКТ УРОКА ИСТОРИИ РОССИИ В 6 КЛАССЕ "Правление князя Владимира. Крещение Руси".

ПРОЕКТ УРОКА ИСТОРИИ РОССИИ В 6 КЛАССЕ "Правление князя Владимира. Крещение Руси"....

Правление князя Владимира.Крещение Руси.

Конспект урока по теме "Правление князя Владимира.Крещение Руси" 6 класс.История России....

Проект урока "Правление князя Владимира. Крещение Руси"

Проет урока  истории России 6 класс "Правление князя Владимира. Крещение Руси" по УМК под редакцией Торкунова, по ФГОС...

Презентация "Правление князя Владимира. Крещение Руси"

Презентация может быть использована как электронное приложение к уроку "Правление князя Владимира. Крещение Руси". История. 6 класс...

Технологическая карта урока "Правление князя Владимира.Крещение Руси"

Технологическая карта урока по истории России 6 класс "Правление князя Владимира.Крещение Руси"...

Технологическая карта урока Правление князя Владимира. Крещение Руси

Технологическая карта урокаПравление князя Владимира. Крещение Руси(1 час) Цель урока: формирование условий для усвоения знаний о правлении князя Владимира, о причинах и принятии христианства на ...