Подиум-дискуссия в работе учителя истории и обществознания
статья по истории (11 класс) на тему

Технология проведения подиум-дискуссии в старших классах предусматривает тезисы по противоположным точкам зрения объявленной заранее проблеме,которая содержит вопрос.Докладчики коротко излагают аргументы и отвечают на вопросы.Затем предлагается "свободный микрофон".В конце дискуссии высказываюся приглашенные эксперты из учащихся,гостей и учителей.Такая форма работы позволяет активизировать мышление и вызывает повышенный интерес обучающихся к изучению предмета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.59 КБ

Предварительный просмотр:

 «Подиум-дискуссия  в преподавании истории и обществознания»

В течение двенадцати лет я применяю в своей работе такую форму работы, реализуя следующие цели:

  1. Усиление мотивации к изучению дисциплины;
  2. Формирование коммуникативных навыков;
  3. Формирование и развитие умения самостоятельно находить информацию и определять ее достоверность;
  4. Сокращение доли аудиторной работы и увеличение объема самостоятельной работы обучающихся.

Следует отметить, что после участия ребят в первой дискуссии, они в конце занятия интересуются новой темой и временем проведения, так она не требует сложной и длительной подготовки. Скорее это возможность проявления своей позиции, активности обсуждения интересных проблем и готовность работы в команде.

Хотелось бы предложить коллегам правила, по которым проводится подиум-дискуссии.

Форма довольно сложная в силу требований к регламенту и ролям участников, но именно соблюдение требований технологии не дает аудитории уйти в сторону от темы или устать не закончив.

По сути, эту дискуссию лучше проводить в старших классах. Как правило, обсуждается  проблема, которая ставится в ходе изучения большой темы или альтернативный вопрос по окончании работы над темой в курсе истории или обществознания.

Предлагаю вам в данной статье  познакомиться с методикой проведения подиум-дискуссии, которая поможет вам использовать эту формы работы как в системе повышения квалификации библиотечных специалистов, так и в работе с молодыми пользователями.

Вот основные правила подготовки подиум-дискуссии:

  1. Непосредственными участниками  в проведении дискуссии являются : ведущий( может быть учитель или очень сильный ученик), 2 оппонента (они занимают противоположные позиции на время дискуссии и заранее готовят тезисы с примерами по теме) , 4 независимых эксперта(ими могут быть по желанию ребята из другого класса или приглашенные гости). Они заранее готовят и обсуждают тему дискуссии.
  2. Роли оппонентов распределяются по взаимному согласию и заранее, чтобы у них было время на подготовку(как правило одна неделя).
  3. Каждому из участников дискуссии в классе предоставляется право задать 1 вопрос оппонентам, причем, без дополнительных комментариев, а потом  объявляется время «свободного микрофона», чтобы высказать свое мнение.
  4. В конце дискуссии итоги подводят независимые эксперты, которые работают независимо и выступают открыто. 

Очень важно четко соблюдать регламент :

  • Ведущий объявляет тему и правила  подиум-дискуссии – 3-4 минуты
  • Выступление первого оппонента – 15 минут
  • Вопросы первому оппоненту – 30 сек. на вопрос, 1 минута  на ответ.    Количество вопросов не ограничено, но  они должны быть конкретными и не повторяться.
  • Выступление второго оппонента – 15 минут.
  • Вопросы второму оппоненту – 30 сек. на вопрос, 1 минута  на ответ. В учебной дискуссии лучше не затягивать вопросы больше, чем на 10-12 минут каждый раз, иначе ребята к концу устанут. « Свободный микрофон» очень  нравится участникам дискуссии, так позволяет высказаться свободно всем, в том числе и оппонентам.
  • Слово экспертам может варьироваться  от  3-4 минут  каждому. Важно предварительно проконсультировать экспертов, чтобы избежать повторов в оценке работы оппонентов и остальных ребят.
  • Вопросы могут звучать  всем участникам подиума ведущим в том же режиме – 10-15 минут.

Итого примерно время проведения подиум-дискуссии 1 час 15 минут– 1 час 30 минут.

Несколько общих правил организации дискуссий:

  • Ведущий даёт каждому возможность высказать свою точку зрения и не ставит себе целью привести всех участников дискуссии к одному мнению.
  • Ведущий и другие участники дискуссии не оценивают высказанные мнения как правильные и не правильные.
  • Эффективность мероприятия оценивается по степени открытости участников и доброжелательности общего тона в его ходе, а также по тому, влечет ли она за собой продолжение в виде интереса к чтению по теме.
  • Количество высказываний и их правильность не должны служить оценкой эффективности дискуссии.

Примерные темы для подиум-дискуссий  по истории:

  1. Возможен ли иной путь развития событий в России  в царствование Николая 2?
  2. Возможно ли было избежать установления тоталитарного режима в СССР?
  3. Возможно ли было сохранение СССР в начале 90-х годов?  
  4. Можно ли было избежать опричнины при Иоанне 4?

Подиум-дискуссия весьма эффективна в качестве формы обсуждения острой  проблемы с последующей рекомендацией книг (выдержками из книг с выставки оппоненты могут «подогревать» дискуссию). Она может быть использована и как способ проведения читательской конференции по одному произведению, где оппоненты должны подтверждать все свои доводы текстом, эксперты могут также использовать критические материалы, а организатор должен быть уверен, что хотя бы половина аудитории читала эту книгу. При этом совсем не читавшие обсуждаемое произведение иногда обостряют дискуссию, включаясь в существо обсуждаемых вопросов, а не собственно произведения. Это очень хорошо, особенно в аудитории старшеклассников. Как правило, не очень хорошо удается эта форма при попытке обсуждать творчество писателя в целом, т.к. тогда трудно четко сформулировать тему для дискуссии.

Что важно помнить при проведении подиум-дискуссии в молодежной аудитории:

  1. Вопрос, вынесенный на обсуждение, не должен иметь однозначного ответа.
  2. Главное условие игры – жребий для оппонентов – позволяет высказать свое мнение безбоязненно. Важно в этих ролях не свое мнение, а умение искать аргументы и отстаивать даже ту точку зрения, с которой ты не согласен (это тоже воспитание толерантности); строить цепь доводов. Важно и то, что при жеребьевке у оппонентов, если они сменили или имели другую точку зрения, остается возможность в конце дискуссии «шаг назад», не боясь выглядеть «ренегатом» («на самом деле я считаю не так, просто роль такая досталась!»).
  3. Оценивается не содержание выступлений и не «хорошо–плохо», а умение  ведения дискуссии оппонентами и аудиторией. Ведущему важно показать, чьи аргументы показались экспертам и слушателям более убедительными.
  4. Роль экспертов – мнение специалиста по данному вопросу. В ребячьей аудитории желательно не назначать экспертами учителей.

Примерные темы для проведения подиум-дискуссии по обществознанию:

  1. Правовое государство - миф или реальность?
  2. Молодежные субкультуры : плюсы или минусы в процессе  формирования личности?
  3. Возможно ли прекращение  этно-социальных  конфликтов в мире?
  4. Возможно ли разрешение глобальных проблем в 21 веке?
  5. Возможно ли развитие форм социального контроля в гражданском обществе?

В заключении хочу сказать, что такую форму работы активно применяю и в работе классного руководителя. Ребята охотно откликаются на обсуждение волнующих проблем современного общества в различных сферах общественных отношений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Мензелинска РТ Ерофеевой Ирины Евгеньевны.

Свою педагогическую деятельность в качестве учителя истории  и обществознания я начала в 1999году. Проблема, над которой  сегодня работаю, –  «Активные формы и методы воспитания и обуче...

Описание опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Мензелинска РТ Ерофеевой Ирины Евгеньевны.

Свою педагогическую деятельность в качестве учителя истории  и обществознания я начала в 1999году. Проблема, над которой  сегодня работаю, –  «Активные формы и методы воспитания и обуче...

«Использование мультимедиа технологий как средства повышения мотивации изучения общественных дисциплин» ( из опыта работы учителя истории и обществознания ОУ СОШ №12 г. Сызрани Житенёвой О.А.)

Тема актуальна, так как новые стандарты предусматривают «существенное обновление содержания образования в соответствии с потребностями времени, страны; большую практическую направленность образования,...

Представление опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с. В - Казинка Долгоруковского района Липецкой области Боева Сергея Викторовича "Реализация компетентностного подхода в курсе истории и обществознания через интерактивные формы работы

Представление опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с. В - Казинка Долгоруковского района Липецкой области Боева Сергея Викторовича "Реализация компетентностного подхода в к...

Современные методики формирования патриотизма и гражданственности в практике работы учителя истории и обществознания. Выступление на МО учителей истории и обществознания.

Воспитание гражданина и патриота – это важная проблема, которая сейчас выдвигается на первый план в нашем обществе. Сегодня перед школой стоит задача становления личности, которая способна ориентирова...

Исследовательская работа учителя истории и обществознания "Россия 90-х: история одного села"

Исследовательская работа учителя истории и обществознания МКОУ «Таскатлинская СОШ» Габрусевича Сергея Николаевича...