Календарно – тематическое планирование по курсу « ИСТОРИЯ РОССИИ» 7класс ФГОС (70 часов, 2 часа в неделю)
рабочая программа по истории (7 класс) на тему

Саниева Гулия Миниахметовна

Рабочая программа составлена на основании Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, Рабочей программы  по всеобщей истории для 5–9 классов к предметной линии учебников А. А. Вигасина — О. С. Сороко-Цюпы, 2-е изд., дораб.— М.: Просвещение, 2014 и Рабочей программы «История России». 6—9 кл. авторов: А. А. Данилов, О. Н. Журавлева, И. Е. Барыкина. — М.: Просвещение, 2016.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                 Календарно – тематическое планирование по курсу « ИСТОРИЯ РОССИИ»  7класс ФГОС

(70 часов, 2 часа в неделю)

№п/п

Тема урока

Тип

урока

Основные виды

учебной деятельности

Планируемые результаты

Кол-во

часов

Дата/класс

Приме-чание

предметные

метапредметные

личностные

                                                                                                                                      ВВЕДЕНИЕ 1 час

        

1

Введение в курс «История России в XVI-XVII веках».

Вводный

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Актуализировать знания по истории России с древнейших времен до нач. XVIв.;

Планировать свою деятельность по изучению истории России XVI- XVII вв.;

Используя историческую карту, актуализировать знания об особенностях геополитического положения России;

Называть и кратко характеризовать источники, рассказывающие об истории России;

Научатся определять термины: Россия в новое время

Получат возможность научиться: ориентироваться во временных рамках периода.

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.

Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей и родителей

Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности

Коммуникативные: договариваются о распределении ролей и функций в совместной деятельности

Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе

1

№п/п

Тема урока

Тип

урока

Основные виды

учебной деятельности

                        Планируемые результаты

Кол-во

часов

Дата/класс

Приме-чание

предметные

метапредметные

личностные

                                                                                         Тема 1. Создание Московского царства (21 час)

        

2-3-4-5

Василий III и его время.

Изучение нового

материала

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Актуализировать знания по истории России XIV-XV вв. об объединении земель вокруг Москвы;

Раскрывать смысл понятия челобитная;

Показывать на карте территориальные приобретения Московского государства в первой трети XVI века;

Характеризовать особенности развития России во время правления Василия III.

Охарактеризовать развитие Русского

государства в начале XVI в.; определить проблемы, с которыми столкнулось общество, разъяснить, каким образом

правители стремились исправить ситуацию.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют индивидуальную образовательную траекторию. Познавательные: высказывают предположения, обсуждают проблемные вопросы. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задачу

Осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений, оценивают собственную учебную деятельность, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние

4

№п/п

Тема урока

Тип

урока

Основные виды

учебной деятельности

                         Планируемые результаты

Кол-во

часов

Дата/класс

Приме-чание

предметные

метапредметные

личностные

                                                                                     

                                                                                           

6-7

Российское государство и общество: трудности роста

Комбинированный урок

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Раскрывать смысл понятий посад, регент;

Показывать на карте территорию и главные города Московского государства в середине XVI века;

Объяснять значение выражения «Москва – Третий Рим», высказывать мнение о причинах появления данной идеи;

Характеризовать социально-эконоическое и политическое развитие Российского государства в середине XVI века (используя текст учебника);

Подводить итоги правления Елены Глинской и боярского правления, сравнивать их между собой (на основе работы с учебником);

 Анализировать отрывок из документа в учебнике о воспитании Ивана Грозного, высказывать мнение о том, как оно скажется на ходе его правления;

Обоснованно отвечать на главный вопрос урока;

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.

Охарактеризовать развитие Русского

государства в начале XVI в.; определить проблемы, с которыми столкнулось общество, разъяснить, каким образом

правители стремились исправить ситуацию

подготовить сообщение на тему «Детские

годы Ивана IV»,

Регулятивные: ставят учебные задачи на основании изученного материала, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: структурируют знания, самостоятельно выделяют и формулируют цели, осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий.

Коммуникативные: во взаимодействии с партнером допускают возможность различных точок зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Сохраняют мотивацию к учебной деятельности, выражают положительное отношение к процессу познания, осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений.

2

№п/п

Тема урока

Тип

урока

Основные виды

учебной деятельности

                               Планируемые результаты

Кол-во

часов

Дата/класс

Приме-чание

    предметные

   метапредметные

личностные

                                                                               

                                                                                       

8-9

Начало реформ. Избранная рада»

Урок-практикум

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Раскрывать смысл понятий: Избранная рада, Земский собор;

Объяснять причины и значение принятия Иваном IV царского титула;

Рассказывать о восстании в Москве, высказывать мнение о его влиянии на дальнейшее правление Ивана IV;

Сравнивать Избранную Раду и Боярскую думу, выдвигать гипотезы о причинах появления Избранной рады;

Начать составление характеристики Ивана IV (на основе работы с документом, учебником);

Осуществлять самооценку и взаимооценку.

Рассмотреть основные направления

внутренней политики на начальном этапе правления

Ивана IV; охарактеризовать процесс утверждения само-

державной власти. Венчание Ивана IV на царство. Восстание

 в Москве. «Избранная рада»: ее состав и значение. Появление Земских соборов. Дискуссии о характере народного представительства.

Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них.

Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.

 Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.

Проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им

2

№п/п

Тема урока

Тип

урока

Основные виды

учебной деятельности

                                  Планируемые результаты

Кол-во

часов

    Дата/класс

Приме-чание

     предметные

      метапредметные

личностные

                                                                                     

                                                                                               

10-11-

Строительство царства

Изучение новой темы.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Раскрывать смысл понятий: централизованное государство, служилые люди, стрельцы, приказы, Стоглав;

Характеризовать  основные мероприятия и значение реформ 1550-х годов;

Начать составление схемы «Реформы Ивана IV»;

Сравнивать систему центрального управления в XV и XVI вв.;

Рассказывать об устройстве и деятельности приказов (на основе работы с текстом учебника и иллюстрациями в учебнике);

Высказывать мнение о том, почему стрелецкое войско называют первым регулярным войском в отечественной истории;

Соотносить даты на ленте времени и события, рассматриваемые в параграфе;

Осуществлять самооценку и взаимооценку.

Охарактеризовать реформы Ивана IV

и Избранной рады, определить их значение для развития

государства. Реформы середины XVI в. Отмена кормлений. Система налогообложения. Судебник 1550 г. Стоглавый собор. Реформа центрального управления. Земская реформа, формирование органов местного самоуправления. Военная реформа.

Таблица: Реформы Ивана IV и Избранной рады

Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. планируют свои действия в соответствии с

поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во

внутреннем плане

Коммуникативные: ставят и формулируют цели и проблему урока;

осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной

форме, в том числе творческого и следовательского характера проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество).

 Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с

поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во

внутреннем плане  принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале .

Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий

4

12-13

«Строительство царства»

Урок лабораторная

№п/п

Тема урока

Тип

урока

Основные виды

учебной деятельности

                           Планируемые результаты

Кол-во

часов

      Дата/класс

Приме-чание

предметные

метапредметные

личностные

                                                                                                               

                                                                                                       

14-15

Внешняя политика Ивана

Урок практикум

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Раскрывать смысл понятия многонациональное государство;

Использовать историческую карту для характеристики роста территории Московского государства, хода Ливонской войны, похода Ермака;

Выделять основные направления внешней политики России данного периода;

Объяснять, какие цели преследовал Иван IV, организуя походы и военные действия на южных, западных и восточных рубежах Московской Руси;

Составлять схему «Внешняя политика России при Иване IV»;

Характеризовать причины успехов внешней политики России в Поволжье и

Охарактеризовать восточное и западное

направления внешней политики Российского государства

в середине XVI в.; рассмотреть причины и ход Ливонской

войны.

33Внешняя политика России в XVI в. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Значение включения Среднего и Нижнего Поволжья в состав Российского государства.

Поход Ермака Тимофеевича на Сибирское ханство. Начало присоединения к России Западной Сибири.

Ливонская война: причины и характер. Ликвидация Ливонского ордена.

Строительство засечных черт на южных границах государства. Основание Орла.

Регулятивные: ставят учебные задачи на основании изученного материала, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: структурируют знания, самостоятельно выделяют и формулируют цели, осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий.

Коммуникативные: во взаимодействии с партнером допускают возможность различных точок зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе

2

п/п

Тема урока

Тип

урока

Основные виды

учебной деятельности

                     Планируемые результаты

Кол-во

часов

Дата/класс

Приме-чание

предметные

  метапредметные

личностные

                                                                                       

16-17

Опричнина

.Итоги правления Ивана 4

Изучение

нового

материала

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Раскрывать смысл понятий: опричнина, земщина, террор;

Объяснять причины, сущность и последствия опричнины;

Показывать на карте территорию опричнины и земщины;

 Определять свое отношение  к опричному террору на основе анализа документов, отрывков из работ историков;

Анализировать итоги Ливонской войны;

Высказывать мнение о связи событий внешней политики с отменой опричнины;

Соотносить даты на ленте времени и события,

Рассмотреть обстоятельства, приведшие к падению Избранной рады; определить факторы,

способствовавшие усилению царской власти; охарактеризовать опричнину, выделив ее причины и итоги.

Выполнить таблицу

«Последствия правления Ивана IV

для отдельных сословных групп»

Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество)

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний

4

18-19

 Итоги правления Ивана IV

Урок дискуссия

                         

№п/п

Тема урока

Тип

урока

Основные виды

учебной деятельности

Планируемые результаты

Кол-во

часов

Дата/класс

Приме-чание

предметные

метапредметные

личностные

                                                                                                                             

20-21

Русская культура в XVI  веке

Изучения нового материала и урок практикум.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Раскрывать смысл понятий: книгопечатание, публицистика;

Высказывать мнение о важности появления книгопечатания на Руси;

Характеризовать основные жанры литературы, существовавшие в России XVI века;

Высказывать мнение о том, как образованность Ивана Грозного повлияла на его государственную деятельность;

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.

Познакомить учащихся с развитием

культуры в XVI в.; охарактеризовать влияние политических процессов, происходивших в России XVI в., на

развитие культуры. Публицистика. Литература. Начало книгопечатания. Выполнение практических заданий по теме «Русская культура в XVI веке». Развитие архитектуры. Иконопись.

Произведения декоративно-прикладного искусства. Народная культура

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнера высказывания Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества

Помнить и ценить культуру прошлых лет.

2

                                           

№п/п

Тема урока

Тип

урока

Основные виды

учебной деятельности

                              Планируемые результаты

Кол-во

часов

Дата/класс

Приме-чание

предметные

метапредметные

личностные

                                                                                                

                                                                                                                             

22

Повторительно-обобщающий урок по теме «Создание Московского царства»

Повторительно-обобщающий

Контроль над пройденным материалом

Вариант 1. Актуализировать и систематизировать информацию по теме «Создание Московского государства»;

Называть общие черты и особенности Российского государства в XVI веке;

Выполнять практические и проверочные задания (в т.ч. тестового характера по образцу ОГЭ);

Осуществлять анализ работы и коррекцию ошибок;

Высказывать суждение о значении наследия XVI века для современного общества;

Осуществлять самооценку и взаимооценку;

Подводить итоги проектной деятельности;

Осуществлять самооценку и взаимооценку.

Вариант 2. Данный урок также может проходить в форме игры-викторины и др.

Повторение, обобщение и контроль по теме «Создание Московского царства»

Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера

Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию

Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль.

Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности

1

№п/п

Тема урока

Тип

урока

Основные виды

учебной деятельности

         Планируемые результаты

Кол-во

часов

Дата/класс

Приме-чание

предметные

метапредметные

личностные

                                                                                                       Глава 2 . Смута в России(9 часов)

                                                                                                     

23-24

Кризис власти на

рубеже XVI-XVII веков

Урок изучения нового материала

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Раскрывать смысл понятий: «заповедные лета», «урочные лета», крепостное право, патриаршество;

Выделять в тексте учебника проявления и причины кризиса государства и общества в конце XVI в.;

Объяснять причины кризиса власти;

Характеризовать личности Федора Ивановича и Бориса Годунова;

Высказывать мнение о значении учреждения патриаршества на Руси;

Выполнять задания к тексту параграфа (задания 1 на с. 82);

Работать с отрывками из сочинений историков (с. 83), отвечать на вопросы;

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.

Охарактеризовать кризис власти в Российском государстве на рубеже XVI—XVII вв.

Федор Иоаннович и Борис Годунов. Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова. Династический кризис. Земский собор 1598 г. и избрание на царство Бориса Годунова.

Царствование Бориса Годунова

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнера высказывания. Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно.

Осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений, оценивают собственную учебную деятельность, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние

2

                                                           

№п/п

Тема урока

Тип

урока

Основные виды

учебной деятельности

                        Планируемые результаты

Кол-во

часов

Дата/класс

Приме-чание

предметные

метапредметные

личностные

                                                                                       

25-26

Начало Смуты. Самозванец на престоле

Комбинированный

(подготовить

сообщение о Василии Шуйском по плану: биографические

сведения, черты характера, участие в Смуте начала XVII в.)

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Раскрывать смысл понятий: Смутное время (Смута), самозванец, крестоцеловальная запись;

Называть и объяснять причины Смуты;

Называть хронологические рамки Смуты;

Высказывать мнение о том, что заставило участвовать в событиях Смуты и землевладельцев, и крестьян;

Показывать на карте путь Лжедмитрия I;

Характеризовать Лжедмитрия I, Василия Шуйского;

Начать составление таблицы «Основные события Смутного времени»;

Соотносить даты на ленте времени и события, рассматриваемые в параграфе;

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.

Научатся определять термины: смута, казачество, кормовые деньги, тушинский вор

Получат возможность научиться: анализировать исторические документы, давать оценку внутренней и внешней политики

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения задач.

Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии

 Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий

Проявляют заинтересованность в решении проблемных заданий, оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения, анализируют и характеризуют  эмоциональное состояние.

2

№п/п

Тема урока

Тип

урока

Основные виды

учебной деятельности

                       Планируемые результаты

Кол-во

часов

Дата/класс

Приме-чание

предметные

метапредметные

личностные

                                                           

27-28

Разгар Смуты. Власть и народ

Изучение нового материала

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Раскрывать смысл понятий: интервенция, «тушинский вор», «семибоярщина»;

Показывать на исторической карте направления походов Лжедмитрия I и Лжедмитрия II, отрядов под предводительством И. Болотникова, польских и шведских интервентов, Первого ополчения;

Характеризовать положение людей разных сословий в годы Смуты;

Рассказывать о восстании И. Болотникова, высказывать мнение о причинах его неудачи;

Продолжить составление таблицы «Основные события Смутного времени»;

Выделять причины начала освободительного движения, неудачи Первого ополчения;

Соотносить даты на ленте времени и события, рассматриваемые в параграфе;

Осуществлять самооценку и взаимооценку.

Царь Василий Шуйский. Восстание Ивана Болотникова. Перерастание внутреннего кризиса в гражданскую войну.

 Лжедмитрий II.

 Вторжение на территорию России польско-литовских отрядов. Тушинский лагерь самозванца под Москвой. Оборона Троице-Сергиева монастыря. Выборгский договор между Россией и Швецией. Поход войска М. В. Скопина-Шуйскогои Я.-П. Делагарди и распад тушинского лагеря. Открытое вступление в войну против России Речи Посполитой. Оборона Смоленска.

Начало патриотического подъема. «Семибоярщина».

Первое ополчение и его неудача

Подготовить сообщения

о К. Минине и Д. Пожарском.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения задач.

Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии

 Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий

Сохраняют мотивацию к учебной деятельности, выражают положительное отношение к процессу познания, осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений.

2

№п/п

Тема урока

Тип

урока

Основные виды

учебной деятельности

                             Планируемые результаты

Кол-во

часов

Дата/класс

Приме-чание

предметные

метапредметные

личностные

                                                                                                               

                                                                                                 

29-30

Окончание Смуты. Новая династия

Комбинированный

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Раскрывать смысл понятий: ополчение;

Показывать на исторической карте направление движения Второго ополчения;

Завершить составление таблицы «Основные события Смутного времени»;

Аргументировать мнение о том, что к 1611 г. Смута переросла в национально-освободительную борьбу;

Рассказывать об освобождении Москвы;

 Высказывать и аргументировать мнение о том, почему на престол был избран Михаил Романов;

Называть задачи, стоявшие перед Михаилом Романовым в начале его правления (на основе работы с учебником);

Называть условия Столбовского мира и Деулинского перемирия (на основе работы с учебником);

Раскрывать итоги Смуты;

Соотносить даты на ленте времени и события, рассматриваемые в параграфе;

 Осуществлять самооценку и взаимооценку.

Научатся определять термины: семибоярщина, ополчение

Получат возможность научиться: анализировать обстоятельства, приведшие к краху Лжедмитрия II, давать собственную оценку роли церкви в освободительном движении, определять особенности Земского собора 1613г.

Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию.

 Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль.

Проявляют заинтересованность в решении проблемных заданий, оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения, анализируют и характеризуют  эмоциональное состояние.

2

№п/п

Тема урока

Тип

урока

Основные виды

учебной деятельности

                  Планируемые результаты

Кол-во

часов

Дата/класс

Приме-чание

предметные

метапредметные

личностные

                                                                                               

31-32

Повторительно-обобщающий урок по теме «Смута в России»

Повторительно-обобщающий

Актуализировать и систематизировать информацию по теме «Смута в России»;

Высказывать суждения о деятелях Смутного времени;

Обсуждать влияние итогов Смуты на развитие государства и общества;

Выполнять практические и проверочные задания (в т.ч. тестового характера по образцу ОГЭ);

Осуществлять анализ работы и коррекцию ошибок;

Подводить итоги проектной деятельности;

Осуществлять самооценку и взаимооценку.

Повторение, обобщение и контроль по теме «Смута в России»

Научатся определять термины, изученные в теме "Смута "

Получат возможность научиться: называть основные даты, события, достижения, работать с документами.

Регулятивные: анализируют эмоциональные состояния, полученные от успешной/неуспешной деятельности; осуществляют итоговый контроль деятельности; осуществляют итоговый контроль деятельности и пооперационный контроль

Познавательные: представляют подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде.

Коммуникативные: удерживают логику повествования, устанавливают и соблюдают очередность действий, сравнивают полученные результаты

Проявляют заинтересованность в не только в личном успехе, но и в развитии успешной деятельности всего коллектива; сохраняют мотивацию к учебной деятельности.

2

№п/п

Тема урока

Тип

урока

Основные виды

учебной деятельности

                Планируемые результаты

Кол-во

часов

Дата/класс

Приме-чание

предметные

метапредметные

личностные

                                                                                              Глава 3.  «Богатырский век» (9часов)

                                                                                                 

33-34

Социально-экономическое развитие России в XVII веке

Изучение нового материала

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Использовать историческую карту для характеристики экономического развития России в XVII веке;

Раскрывать смысл понятий: мануфактура, ярмарка, всероссийский рынок, засечная черта;

Объяснять причины появления новых явлений в экономике, их последствия;

Составлять план по теме «Изменения в сельском хозяйстве»;

Сравнивать процесс появления мануфактур в России и Европе, мануфактуру  ремесленную мастерскую;

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.

Территория и население. Экономические последствия Смуты и их преодоление. Развитие сельского хозяйства и ремесел.

Возникновение мануфактур.

Торговля. Рост городов

Научатся определять термины: бобыли, мелкотоварное производство, мануфактуры, ярмарки, всероссийский рынок, таможенные пошлины

Получат возможность научиться: давать общую характеристику экономического развития России, характеризовать особенности развития экономики в данный период

Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество).

 Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий

2

№п/п

Тема урока

Тип

урока

Основные виды

учебной деятельности

                    Планируемые результаты

Кол-во

часов

Дата/класс

Приме-чание

предметные

метапредметные

личностные

                                                                                                 

35-36

Сословия XVII века: «верхи» общества

Комбини-рованный

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Раскрывать смысл понятий: сословие, дворянство, Государев двор, духовенство;

Характеризовать требования дворянства и причины его недовольства;

Начать составление таблицы «Основные сословия в XVII веке»;

Применять историческую информацию для анализа произведений живописи (с. 123-124 в учебнике);

Характеризовать особенности положения духовного сословия;

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.

Научатся определять термины: феодалы, бояре, дворяне, местничество, владельческие и черносошные крестьяне, барщина, оброк, подати,белая слобода, митрополит, епископы, казаки

Получат возможность научиться: анализировать причины изменений в социальном составе дворянства, давать собственную характеристику положения крестьян, ориентироваться в иерархии духовного сословия. Бояре и дворяне. Требования дворянства.

Служилые люди «по прибору».

Духовенство

Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого характера.

Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний

2

№п/п

Тема урока

Тип

урока

Основные виды

учебной деятельности

                    Планируемые результаты

Кол-во

часов

Дата/класс

Приме-чание

предметные

метапредметные

личностные

                                                                                                             

37-38

Сословия XVII века: «низы» общества

Комбинированный

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Раскрывать смысл понятий: посадские люди, черносошные крестьяне, владельческие крестьяне;

Продолжить составление таблицы «Основные сословия в XVII веке»;

Сравнивать положение черносошных и владельческих крестьян;

Анализировать отрывки из Соборного уложения 1649 г. при рассмотрении вопроса об окончательном закрепощении крестьян;

Выявлять особенности экономической политики первых Романовых;

Высказывать мнение о причинах появления Торгового и Новоторгового уставов, об их значении;

Производить поиск информации для участия в игре «Путешествие по русскому городу XVII века»;

Осуществлять самооценку и взаимооценку.

Владельческие и черносошные крестьяне.

Окончательное закрепощение крестьян. Основные категории

 городского населения. Экономическая политика

Познавательные:ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого характера.

Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний

2

№п/п

Тема урока

Тип

урока

Основные виды

учебной деятельности

                   Планируемые результаты

Кол-во

часов

Дата/класс

Приме-чание

предметные

 метапредметные

личностные

                                                                                                   

39-40

Государственное устройство России в XVII веке

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Раскрывать смысл понятий: городовой воевода; Разъяснять, в чем заключались функции отдельных органов власти (Земский собор, Боярская дума, приказы и др.) в системе управления государством;

Характеризовать власть первых Романовых, сравнивать ее с властью Ивана Грозного; Изучать документы о Боярской думе и приказах , отвечать на вопросы к документам; Объяснять, какие изменения произошли в составе и деятельности Боярской думы в XVII веке;

Характеризовать значение сильные и слабые стороны приказной системы;

Выявлять причины реорганизации вооруженных сил;

Образ власти.  Боярская дума.

Приказная система. Местное управление. Военная реформа

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, оценивают свою работу на уроке, анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной/неуспешной деятельности на уроке.

Познавательные: апробируют собственные нестандартные способы решения учебных задач.

Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни

2

№п/п

Тема урока

Тип

урока

Основные виды

учебной деятельности

                         Планируемые результаты

Кол-во

часов

Дата/класс

Примечание

предметные

метапредметные

личностные

41-42

Повторительно-обобщающий урок по теме «Богатырский век»

Повторительно-обобщающий

Актуализировать и систематизировать информацию по теме «Богатырский век»;

Называть общие черты и особенности XVII века в истории Руси и Западной Европы;

Выполнять практические и проверочные задания (в т.ч. тестового характера по образцу ОГЭ);

Осуществлять анализ работы и коррекцию ошибок;

Подводить итоги проектной деятельности;

Осуществлять самооценку и взаимооценку.

Повторение, обобщение и контроль по теме «Богатырский век»

Регулятивные: анализируют эмоциональные состояния, полученные от успешной/неуспешной деятельности; осуществляют итоговый контроль деятельности; осуществляют итоговый контроль деятельности и пооперационный контроль

Познавательные: представляют подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде.

Коммуникативные: удерживают логику повествования, устанавливают и соблюдают очередность действий, сравнивают полученные результаты

Проявляют заинтересованность в не только в личном успехе, но и в развитии успешной деятельности всего коллектива; сохраняют мотивацию к учебной деятельности.

2

                                                 

№п/п

Тема урока

Тип

урока

Основные виды

учебной деятельности

                          Планируемые результаты

Кол-во

часов

Дата/класс

Приме-чание

предметные

метапредметные

личностные

                                                                                                    Глава 4. «Бунтарный век» (11 часов.)

        

43-44

Внутренняя политика  царя Алексея Михайловича

Изучение нового материала

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Раскрывать смысл понятий: городские восстания;

Характеризовать личность и деятельность царя Алексея Михайловича, начать составление его портрета;

Объяснять причины и последствия Соляного бунта, Псковского восстаия;

Начать составление сравнительной таблицы «Городские восстания XVII века»;

 Соотносить даты на ленте времени и события, рассматриваемые в параграфе;

Осуществлять самооценку и взаимооценку.

Научаться определять термины: мелкотоварное производство, феодалы, бояре, дворяне, барщина, оброк, самодержавие, пятина, служилые люди.

Получать возможность: извлекать полезную информацию из исторического источника, предлагать собственные версии причин падения роли Земских соборов.

Начало правления Алексея Михайловича.

Соляной бунт и его последствия.

Псковское восстание

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, оценивают свою работу на уроке, анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной/неуспешной деятельности на уроке.

Познавательные: апробируют собственные нестандартные способы решения учебных задач.

Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

.

Мотивируют свои действия, выражают готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения.

2

                                                 

№п/п

Тема урока

Тип

урока

Основные виды

учебной деятельности

                        Планируемые результаты

Кол-во

часов

Дата/класс

Приме-чание

предметные

метапредметные

личностные

                                                                     

        

45-46

Формирова-ние абсолютизма

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Актуализировать знания из Всеобщей истории об особенностях абсолютизма;

Соотносить понятия: монархия, абсолютная монархия, сословно-представительная монархия, самодержавие;

Объяснять, как изменялись функции отдельных органов власти на протяжении XVII века;

Анализировать текст исторических документов, отвечать на вопросы по документу (с. 161-162);

Составлять характеристику (портрет) царя Алексея Михайловича;

Соотносить даты на ленте времени и события, рассматриваемые в параграфе;

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.

Падение роли Земских соборов. Соборное уложение 1649 г. и его значение.

Абсолютизм. Окружение царя Алексея Михайловича

Научаться определять термины: крепостничество, уложение, самодержавие,

Получать возможность: характеризовать особенности сословно-представительной монархии, анализировать содержание некоторых положений Соборного уложения и давать им собственную оценку.

Регулятивные: воспринимают и удерживают цель деятельности до получения ее результата, анализируют собственную работу: соотносят план и совершенные операции, выделяют этапы и оценивают меру освоения каждого.

Познавательные: выделяют общее и частное (существенное и несущественное) целое и часть, общее и различное в изучаемых объектах.

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия, обмениваются мнениями.

Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач, проявляют эмпатию как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им.

2

                                                                                   

№п/п

Тема урока

Тип

урока

Основные виды

учебной деятельности

                     Планируемые результаты

Кол-во

часов

Дата/класс

Приме-чание

предметные

метапредметные

личностные

                                                                                     

        

47-48

49-50

Церковный раскол

Урок практикум

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Работать с текстом исторических документов и иллюстрациями (с. 166-173), отвечать на вопросы по их содержанию;

Давать оценку решениям Большого церковного собора 1666-1667 гг.;

Характеризовать позиции патриарха Никона и протопопа Аввакума, опираясь на исторические документы;

Составлять план п. «Гонения на старообрядцев»;

Выполнять проблемные задания;

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.

Церковь в первой половине XVII в. Патриарх Никон. Никониане и старообрядцы. Конфликт Никона с царем. Церковный собор 1666—1667 гг. Гонения на старообрядцев

Работа с документами, изображениями, видеофрагментами по теме «Церковный раскол» 

Научатся определять термины: патриарх, церковная реформа, раскол

Получат возможность научиться: извлекать информацию из исторического источника, характеризовать роль церкви в жизни российского общества, давать оценку церковной реформе.

Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения познавательных задач.

Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

Проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им

4

                                             

№п/п

Тема урока

Тип

урока

Основные виды

учебной деятельности

                              Планируемые результаты

Кол-во

часов

Дата/класс

Приме-чание

предметные

метапредметные

личностные

        

51-52

Народный ответ

Комбинированный

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Раскрывать смысл понятий: казаки, крестьянская война;

Показывать на карте территории, охваченные народными восстаниями;

Выделять и называть причины и последствия народных движений в России XVII века;

Сравнивать Соляной и Медный бунты;

Высказывать и аргументировать оценочное мнение о том, можно ли назвать Степана Разина «благородным разбойником»;

Отвечать на вопросы по картинам (с. 178-180) (о Степане Разине);

Называть дату, высказывать мнение о причинах поражения выступления под предводительством Степана Разина;

Соотносить даты на ленте времени и события, рассматриваемые в параграфе;

Осуществлять самооценку и взаимооценку.

Причины и особенности народных волнений. Городские восстания, Медный бунт.

Восстание под предводительством Степана Разина. Значение выступления Разина Научатся определять термины: бунташный век, Соловецкое сидение, крестьянская война

Получат возможность научиться: называть основные этапы и события Крестьянской войны, сравнивать социальные движения, давать оценку личности С.Разина

исторический материал в форме таблицы «Народные движения в России ХVII века»

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения поставленных задач

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действия

Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им

2

                                           

№п/п

Тема урока

Тип

урока

Основные виды

учебной деятельности

                     Планируемые результаты

Кол-во

часов

Дата/класс

Приме-чание

предметные

метапредметные

личностные

        

53

Урок систематизации и обобщения знаний  по теме «Бунташный век»

Урок обощения

Вариант 1. Актуализировать и систематизировать информацию по теме «Бунташный век»;

Выполнять практические и проверочные задания (в т.ч. тестового характера по образцу ОГЭ);

Осуществлять анализ работы и коррекцию ошибок;

Подводить итоги проектной деятельности;

Осуществлять самооценку и взаимооценку.

Вариант 2. Данный урок также может проходить в форме игры-викторины и др.

Систематизация, обобщение и контроль по теме «Бунташный век»

Регулятивные:

Осуществляют

индивидуальную

образовательную траекторию

Познавательные:

самостоятельно выделяют и формулируют

познавательную цель

используют общие приёмы решения задач

Коммуникативные:

сотрудничают с товарищами

при выполнении заданий в паре: устанавливают и

соблюдают очерёдность

действий, сравнивают

полученные результаты,

выслушивают партнёра,

корректно указывают на

ошибки

Проявляют

заинтересованность не только

в личном успехе, но и в

развитии успешной

деятельности всего

коллектива

1

№п/п

Тема урока

Тип

урока

Основные виды

учебной деятельности

                     Планируемые результаты

Кол-во

часов

Дата/класс

Приме-чание

предметные

метапредметные

личностные

                                                                                      Глава 5. Россия на новых рубежах (7часов)

        

54-55-56-57

Внешняя политика России в XVII веке

Изучения новой темы.

Урок практикум

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Раскрывать смысл понятий: гетман, Рада;

Показывать на карте территориальный рост России  в XVII веке;

Выделять и называть задачи внешней политики России в XVII веке (на основе работы с учебником);

Объяснять, в чём заключалась сложность решения данных задач;

Начать составление схемы «Династия Московских князей»;

Высказывать и аргументировать мнение о необходимости перестройки дипломатической службы страны для укрепления международного положения России;

Начать составление схемы (таблицы) «Основные направления внешней политики России в XVII веке»;

Соотносить даты на ленте времени и события, рассматриваемые в параграфе;

Осуществлять самооценку и взаимооценку. Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Показывать на карте территориальный рост России  в XVII веке, направления военных походов;

Продолжить составление схемы (таблицы) «Основные направления внешней политики России в XVII веке»;

Объяснять причины и последствия присоединения Левобережной Украины к России, давать оценку данному событию;

Работать с отрывками документов, видеофрагментами, отвечать на вопросы;

Научатся определять термины: голытьба, реестровые казаки, Рада, гетман, быдло

Получат возможность научиться: определять основные направления внешней политики, работать с картой. Международное положение

Русского государства. Русская дипломатия в XVII в. Россия и Речь Посполитая. Присоединение Левобережной Украины и Киева к России.

Войны с Османской империей и Крымским ханством.

Отношения с Калмыцким ханством

Работа с документами, изображениями, видеофрагментами по теме «Внешняя политика России в XVII веке»

Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности

Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности  

Регулятивные: адекватно воспринимают предложение и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей

Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе

4

№п/п

Тема урока

Тип

урока

Основные виды

учебной деятельности

                     Планируемые результаты

Кол-во

часов

Дата/класс

Приме-чание

предметные

метапредметные

личностные

                                                                                     

        

58-59

Освоение Сибири и Дальнего Востока

Комбинированный, иследовательский.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Раскрывать смысл понятий: землепроходцы, ясак;

Показывать на исторической карте территории, открытые русскими землепроходцами в XVII веке, направления экспедиций;

Называть причины и последствия продвижения землепроходцев в Сибирь и на Дальний Восток в XVII веке;

Характеризовать взаимоотношения русских людей с местным населением Сибири и Дальнего Востока;

Обсуждать причины заключения Нерчинского договора и уступок России;

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.

Причины и характер продвижения русских на восток.

Народы Сибири и Дальнего Востока.

Русские первопроходцы.

Взаимоотношения с Китаем

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения поставленных задач.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач

2

№п/п

Тема урока

Тип

урока

Основные виды

учебной деятельности

                     Планируемые результаты

Кол-во

часов

Дата/класс

Приме-чание

предметные

метапредметные

личностные

                                                                                     

        

60

Урок обобщения полученных знаний  по «Россия на новых рубежах»

Контрольно измерительный материал

Вариант 1. Актуализировать и систематизировать информацию по теме «Россия на новых рубежах»;

Выполнять практические и проверочные задания (в т.ч. тестового характера по образцу ОГЭ);

Осуществлять анализ работы и коррекцию ошибок;

Подводить итоги проектной деятельности;

Осуществлять самооценку и взаимооценку.

Вариант 2. Данный урок также может проходить в форме игры-викторины и др.

Систематизация, обобщение и контроль по теме «Россия на новых рубежах»

Регулятивные: осуществляют индивидуальную образовательную траекторию.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения задач.

Коммуникативные: сотрудничают с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливают и соблюдают очередность действий, сравнивают полученные результаты, выслушивают партнера, корректно указывают на ошибки.

Проявляют

заинтересованность не только

в личном успехе, но и в

развитии успешной

деятельности всего

коллектива

1

 

№п/п

Тема урока

Тип

урока

Основные виды

учебной деятельности

                     Планируемые результаты

Кол-во

часов

Дата/класс

Приме-чание

предметные

метапредметные

личностные

                                                                                      Глава 6. В канун великих реформ (9  часов)

        

61-62

Политика Фёдора Алексеевича Романова

Изучение нового материала

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Раскрывать смысл понятий: полки нового (иноземного) строя, местничество;

Высказывать мнение о причинах и последствиях реформ системы управления, отмены местничества;

Обсуждать в парах значение отмены местничества;

Характеризовать личность и деятельность царя Федора Алексеевича;

Раскрывать особенности духовной и культурной жизни в период правления Федора Алексеевича;

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.

Царь Федор Алексеевич.

Реформы органов управления.

Военные и социально-экономические изменения. Духовная и культурная жизнь

рассмотреть предпосылки петровских

реформ, выявить западные черты в политике царей Алек-

сея Михайловича и Федора Алексеевича, царевны Софьи

и Василия Васильевича Голицына.

Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество)

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур, религий

2

                                                                               

                               

                                                 

№п/п

Тема урока

Тип

урока

Основные виды

учебной деятельности

                     Планируемые результаты

Кол-во

часов

Дата/класс

Приме-чание

предметные

метапредметные

личностные

                                                                                     

        

63-64

Борьба за власть в конце XVII века

Изучение нового материала

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Раскрывать смысл понятий: «хованщина»;

Объяснять причины борьбы за власть между различными группировками при дворе и временной победы царевны Софьи;

Сравнивать порядки Московской Руси в начале XVII века и новшества в различных сферах жизни государства и общества накануне петровских преобразований;

Оценивать политику царевны Софьи;

Характеризовать взаимоотношения Церкви с великокняжеской властью; Высказывать предположения о влиянии детских впечатлений Петра I на становление его характера;

Соотносить даты на ленте времени и события, рассматриваемые в параграфе;

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.

Стрелецкое восстание 1682 г.

Правление царевны Софьи.

Приход к власти Петра I. Россия накануне петровского времени

Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество)

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур, религий

2

№п/п

Тема урока

Тип

урока

Основные виды

учебной деятельности

                     Планируемые результаты

Кол-во

часов

Дата/класс

Приме-чание

предметные

метапредметные

личностные

                                                                                     

        

65-66

Культура Руси в XVII веке

Изучение нового материала

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Раскрывать смысл понятий: обмирщение культуры, нарышкинское (московское) барокко, парсуна;

Называть характерные черты культуры в указанный период (на основе информации учебника);

Характеризовать влияние европейской культуры на культуру России в XVII веке;

Составлять таблицу достижений культуры Руси в XVII веке;

Работать с текстами документов, отвечать на вопросы по текстам;

Описывать памятники культуры, предметы быта (на основе иллюстраций, помещенных в учебнике, др. источников информации);

Осуществлять самооценку и взаимооценку.

Усиление светского характера культуры. Литература. Архитектура. Изобразительное искусство. Просвещение и образование, основание Славяно-греко-латинской академииКультура России в XVII в. Традиции и новые веяния, усиление светского характера культуры. Образование. Литература: новые жанры (сатирические повести, автобиографические повести), новые герои.

Культура Казанского края в 17 в. Литература. Образование. Особенности развития культуры татарского народа

Регулятивные: принимают и  сохраняют учебную задачу,  учитывают выделенные  учителем ориентиры  действия в новом учебном  материале в сотрудничестве с

учителем

Познавательные: ставят и  формулируют проблему  урока, самостоятельно

определяют алгоритм

действий при решении

учебной задачи.

Коммуникативные:

проявляют активность во взаимодействии в решении коммуникативных и

познавательных задач

(задают вопросы, четко

Формулируют возникающие затруднения, предлагают  помощь и сотрудничество)
Сравнивать морально-нравственные нормы

Проявляют устойчивые

эстетические предпочтения и

ориентации на искусство как

на значимую сферу жизни

общества, ищут свою

позицию в многообразии

общественных и

мировоззренческих позиций,

эстетических и культурных

предпочтений.   Адекватно относятся к

ценностям других народов,

имеют целостный, социально-

ориентированный взгляд на

мир в единстве и

разнообразии народов,

культур и религий

2

№п/п

Тема урока

Тип

урока

Основные виды

учебной деятельности

                     Планируемые результаты

Кол-во

часов

Дата/класс

Приме-чание

предметные

метапредметные

личностные

                                                                                     

        

67-68

Мир человека XVII века

Урок диспут

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Проводить поиск исторической информации для подготовки сообщений/ презентаций  о жизни (быте) и картине мира отдельных сословий, используя материалы учебника, дополнительную информацию, в т.ч. Интернет-ресурсы;

Осуществлять самооценку и взаимооценку.

Особенности мировоззрения русских людей XVII в. А. Л. Ордин-Нащокин.

Перемены в быте. Интерес к западной культуре, начало распространения западных  обычаев

Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы использования задач.

Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии

Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач

2

№п/п

Тема урока

Тип

урока

Основные виды

учебной деятельности

                     Планируемые результаты

Кол-во

часов

Дата/класс

Приме-чание

предметные

метапредметные

личностные

69-70

Итоговое повторение и об

Итоговый  урок Защищаем проекты общение

Контрольно-измерительный материал

Актуализировать и систематизировать информацию по теме «История России в XVI-XVII вв.»;

Выполнять итоговую контрольную работу по теме «в XVI-XVII вв.»;

Осуществлять анализ работы и коррекцию ошибок;

Защита проектов по теме «Народы России в XVI-XVII веках»

Повторение, обобщение и контроль по теме «История России в XVI-XVII вв.» 

Защищать проекты по теме «Народы России в XVI-XVII веках»;

Осуществлять самооценку и взаимооценку.

Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль.

Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера

Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию

Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основании Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, Рабочей программы  по всеобщей истории для 5–9 классов к предметной линии учебников А. А. Вигасина — О. С. Сороко-Цюпы, 2-е изд., дораб.— М.: Просвещение, 2014 и Рабочей программы «История России». 6—9 кл. авторов: А. А. Данилов, О. Н. Журавлева, И. Е. Барыкина. — М.: Просвещение, 2016.

Историческое образование — мировоззренческий инструмент, оно играет важную роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество.

Цели курса:

Формирование целостного представления об историческом развитии России и мира в раннее Новое время, объединение различных фактов и понятий истории в целостную картину развития России и человечества в целом.

Содействие воспитанию свободной и ответственной личности, ее социализации; познание окружающего мира, самопознание и самореализация.

Задачи курса:

Осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие России и мира, показать общие черты и различия.

Охарактеризовать выдающихся деятелей России и мира, их роль в политике, экономике и культуре.

Показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (нормы социального контроля, формы правления, формы политического режима).

Способствовать формированию зрелого исторического мышления: умение анализировать общественные процессы.

Воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни.

Формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Предмет «История» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного в 7 классе – 70 часов история России ;35 часа – Всеобщая  история.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

ИСТОРИЯ РОССИИ

Т е м а 1. Россия в XVI в.

Мир после Великих географических открытий. Модернизация как главный вектор европейского развития. Формирование централизованных государств в Европе и зарождение европейского абсолютизма.

Завершение объединения русских земель вокруг Москвы и формирование единого Российского государства. Центральные органы государственной власти. Приказная система. Боярская дума. Система местничества. Местное управление. Наместники. Принятие Иваном IV царского титула. Реформы середины XVI в. Избранная рада. Появление Земских соборов.

Специфика сословного представительства в России. Отмена кормлений. «Уложение о службе».

Судебник 1550 г. «Стоглав». Земская реформа. Опричнина, дискуссия о её характере. Противоречивость фигуры Ивана Грозного и проводимых им преобразований.

Экономическое развитие единого государства. Создание единой денежной системы. Начало закрепощения крестьянства. Перемены в социальной структуре российского общества в XVI в.

Внешняя политика России в XVI в. Присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири как факт победы оседлой цивилизации над кочевой.

Многообразие системы управления многонациональным государством. Приказ Казанского дворца. Начало освоения Урала и Сибири. Войны с Крымским ханством. Ливонская война.

Полиэтнический характер населения Московского царства.

Православие как основа государственной идеологии. Теория «Москва — Третий Рим». Учреждение патриаршества. Сосуществование религий.

Россия в системе европейских международных отношений в XVI в.

Культурное пространство

Культура народов России в XVI в.

Повседневная жизнь в центре и на окраинах страны, в городах и сельской местности. Быт основных сословий.

Т е м а 2. Россия в XVII в.

Россия и Европа в начале XVII в.

Смутное время, дискуссия о его причинах.Пресечение царской династии Рюриковичей.

Царствование Бориса Годунова. Самозванцы и самозванство. Борьба против интервенции сопредельных государств. Подъём национально-освободительного движения. Народные

ополчения. Прокопий Ляпунов. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Земский собор 1613 г. и его роль в развитии сословно-представительской системы. Избрание на царство Михаила Фёдоровича Романова. Итоги Смутного времени.

Россия при первых Романовых. Михаил Фёдорович, Алексей Михайлович, Фёдор Алексеевич. Восстановление экономики страны. Система государственного управления: развитие приказного строя. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права и территория

его распространения. Укрепление самодержавия. Земские соборы и угасание соборной практики. Отмена местничества.

Новые явления в экономической жизни в XVII в. в Европе и в России. Постепенное включение России в процессы модернизации. Начало формирования всероссийского

рынка и возникновение первых мануфактур.

Социальная структура российского общества. Государев двор, служилый город, духовенство, торговые люди, посадское население, стрельцы, служилые иноземцы, казаки, крестьяне, холопы.

Социальные движения второй половины XVII в. Соляной и Медный бунты. Псковское восстание. Восстание под предводительством Степана Разина.

Вестфальская система международных отношений. Россия как субъект европейской политики. Внешняя политика России в XVII в. Смоленская война. Вхождение в состав России Левобережной Украины. Переяславская рада. Войны с Османской империей, Крымским ханством и Речью Посполитой. Отношения России со странами Западной Европы и Востока. Завершение присоединения Сибири. Народы Поволжья и Сибири в XVI—XVII вв. Межэтни-

ческие отношения.

Православная церковь, ислам, буддизм, языческие верования в России в XVII в. Раскол в Русской православной церкви.

Культурное пространство

Культура народов России в XVII в. Архитектура и живопись. Русская литература. «Домострой». Начало книгопечатания. Публицистика в период Смутного времени. Возникновение светского начала в культуре. Немецкая слобода. Посадская сатира XVII в. Поэзия. Развитие образования и научных знаний. Газета «Вести-Куранты». Русские географические открытия XVII в.

Быт, повседневность и картина мира русского человека в XVII в. Народы Поволжья и Сибири.

Повторение истории России XVI – XVII веков.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ

В результате изучения истории ученик должен знать:

- основные этапы и ключевые события Новой истории зарубежных стран периода 1500-1800 годов и истории России конца XVI-XVIII века;

- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

- изученные виды исторических источников;

- важнейшие исторические события и их участников;

- даты важнейших исторических событий;

- периодизацию исторических событий;

уметь:

- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать содержания различных источников одной тематики;

- определять последовательность и длительность важнейших событий зарубежной истории и истории России;

- читать историческую карту, показывать на ней государства и места значительных исторических событий;

- давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала, фрагментов исторических источников в связной монологической форме; - использовать приобретенные знания при написании творческих работ;

- выявлять существенные черты исторических процессов;

- группировать исторические события по заданному признаку;

- определять причины и следствия основных исторических событий;

- давать собственную оценку наиболее значимым историческим событиям и персоналиям.

Личностные результаты:

- осознание своей идентичности как гражданина, члена семьи, локальной и религиозной общности;

- осмысление гуманистических традиций и ценностей современного общества на основе осознания социально-нравственного опыта предшествующих поколений;

- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов.

Метапредметные результаты:

- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, творческую и общественную;

- овладение умениями работать с информацией: анализировать факты, составлять простой и развёрнутый план, формулировать и обосновывать выводы;

- использовать современные источники информации, в том числе и на электронных носителях;

- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентации, рефераты);

- готовность к сотрудничеству в учебной и иных видах деятельности.

Предметные результаты:

- овладение целостными представлениями об историческом пути России и зарубежных стран;

- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий прошлого;

- формирование умений изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность;

- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Тематическое планирование

Тема глав

Количество часов

1

Введение

1

2

Создание Московского царства

21

3

Смута в России                          

                                                                           

9

4

«Богатырский век»

                                                                                             

9

5

«Бунтарный век»

11

6

Россия на новых рубежах

7

7

В канун великих реформ

9

8

Итоговое повторение

3

Критерии оценки ответов учащихся

Оценка «5» выставляется в том случае, когда в ответе ученика полно и верно раскрыто основное содержание вопроса, соблюдена логическая или хронологическая последовательность элементов ответа, общие положения конкретизируются фактами, обосновываются аргументами. Ученик показывает освоение требуемых умений (например, классифицировать, систематизировать информацию, раскрывать определение понятий, давать характеристику исторической личности, представлять краткий план, работать с исторической картой.

Оценка «4» выставляется в том случае, когда в ответе ученика содержится верное освещение темы вопроса, но отсутствует полнота его раскрытия; соблюдена логика изложения, но положения ответа не подтверждены фактами или частично приведены отдельные верные факты. Ученик не показал достаточно уверенного и полного владения этим умением, допустил отдельные незначительные ошибки исторического содержания по заданному вопросу.

Оценка «3» выставляется в том случае, когда в ответе ученика приведены отдельные несистематизированные положения, отсутствует конкретизация их фактами или частично приведены отдельные верные факты. Ученик показал слабое освоение требуемого умения, однако выявил верное понимание отдельных элементов исторического содержания на основе частичного использования необходимого умения.

Оценка «2» выставляется в том случае, когда ученик отказывается отвечать, ссылаясь на незнание материала, допускает грубые ошибки в изложении фактов, понятий, явлений, демонстрирует отсутствие основных умений и навыков.

Список литературы

Учебники

1. История России. 7 класс. Учеб. Для общеобразоват. организаций. В 2ч. /Н.М.Арсентьев, А.А. Данилов, П.С. Стефанович, А.Я. Токарева; под ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2016.

Юдовская А.Я. и др. Новая история. 1500-1800: Учеб.для 7 класса общеобразовательных учреждений. / А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина - М., «Просвещение», 2016 г. Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации

Дополнительная литература.

Е.А. Крючкова. Всеобщая история. История средних веков. Рабочая тетрадь 7 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций.- М.: Просвещение, 2016.

История России. Рабочая тетрадь 7 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций.- М.: Просвещение, 2016.

Журавлёва О.Н. История России. Поурочные рекомендации. 7 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций /О.Н. Журавлёва.- Просвещение, 2016.

                                             

                                                 

                                                 

                                                         


                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по курсу "история" 6 класс по учебникам Агибаловой "История средних веков", Сахарова "История России", Хузина "История Татарстана"

 Рабочая программа учебного курса истории для 6 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории и требований к обязательному минимуму содержания образования по ...

Календарно-тематическое планирование по курсу «История Древнего мира» (5 класс)

Рабочая учебная программа по Всеобщей истории. История Древнего мира (5 класс).Программа составлена на основе: Примерной программы основного общего образования по истории (письмо Департамента государс...

Календарно-тематическое планирование интегрированного курса « Истории России. XIX век» и «История Смоленщины» -44ч+17ч=61ч 8 класс

Данная рабочая программа написана на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования 2008 года по предмету «История»,  авторской программы курса новой ист...

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по курсу «История Древнего мира» (5 класс, 70 часов)

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по курсу «История Древнего мира» (5 класс, 70 часов)...

Календарно – тематическое планирование по курсу « ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» 7 класс ФГОС (35 часов,1 час в неделю), к учебнику Боголюбова.

Календарно – тематическое планирование по курсу « ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» 7 класс ФГОС (35 часов,1 час в неделю), к учебнику Боголюбова.Рабочая программа создана на основе  Федерального...

Календарно-тематическое планирование по курсу «История России. Всеобщая история", "Обществознание", "МХК" 2019-2020 уч. год

Календарно-тематическое планирование по курсу «История России. Всеобщая история", "Обшествознание", МХК за 2019-2020 учебный год...

Календарно-тематическое планирование по курсу Математика. Надомное обучение 5 класс 102 часа

Материал содержит календарно-тематическое планирование по курсу Математика, 102 часа в год, 3 часа в неделю (надомное обучение)...