Рабочая программа по истории 8 класс
рабочая программа по истории (8 класс) на тему

Масликова Ксения Юрьевна

Рабочая программа по истории для 8 класса составлена в соответствии  с Федеральным Государственным образовательным стандартом  основного общего образования по истории МО РФ 2004 года и на основании  авторских программ по истории: программ «Новая история 7-8 кл.» под редакцией А.Я.Юдовской  и Л.М Ванюшкиной. М.; Просвещение, 2009  и А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной, «История России.6-9 классы». М.; Просвещение, 2009.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_istorii_8_klass.docx87.63 КБ

Предварительный просмотр:

     Пояснительная записка

Рабочая программа по истории для 8 класса составлена в соответствии  с Федеральным Государственным образовательным стандартом  основного общего образования по истории МО РФ 2004 года и на основании  авторских программ по истории: программ «Новая история 7-8 кл.» под редакцией А.Я.Юдовской  и Л.М Ванюшкиной. М.; Просвещение, 2009  и А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной, «История России.6-9 классы». М.; Просвещение, 2009.

Цели курса:

Формировать у учащихся полное представление об историческом пути  России и других стран мира, судьбах населяющих их народов, основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях отечественной и мировой истории. 

Задачами курса является формирование следующих умений учащихся:

  1. определять и объяснять понятия;
  2. выделять главную мысль, идею в учебнике и рассказе учителя, в докладе одноклассников, письменном тексте, документе;
  3. рассматривать общественные явления в развитии. В конкретно-исторических проявлениях, применяя принцип историзма;
  4. раскрывать во взаимосвязи и взаимозависимости явления экономики, политики, культуры, искусства;
  5. анализировать исторические явления, процессы, факты;
  6. обобщать и систематизировать полученную информацию;
  7. давать на основе анализа конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связей между ними;
  8. осуществлять перенос знаний (межпредметные и внутрипредметные связи), решать ситуативные задачи, в том числе на основе анализа действительности и собственного социального опыта;
  9. определять личную точку зрения, уметь её формулировать и аргументировать, осуществлять оценочные суждения;
  10. обладать необходимыми коммуникативными умениями: владеть устной и письменной речью, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, участвовать в дискуссии. Формулировать вопрос, сжато давать ответ, выступать с сообщениями. Докладами, писать рецензии;
  11. участвовать в групповых формах работы, в ролевых играх;
  12. определять цели своей деятельности и предоставлять её результаты;
  13. выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности;
  14. осуществлять самоконтроль и самооценку.

Общая характеристика учебного курса:

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.  

Курс истории общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Соотношение содержания исторического образования на ступенях основного и полного общего образования определяется с учетом принципа преемственности исторического образования и специфики каждой из них этих ступеней. Изучая историю на ступени основного общего образования учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Отбор учебного материала на этой ступени отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем. Изучение истории на ступени полного общего образования позволяет систематизировать знания учащихся об историческом пути и опыте человечества, составить представление о различных моделях изучения исторического прошлого, развить навыки работы с различными типами исторической информации. При этом как на ступени основного общего образования, так и в старших классах изучение истории ориентировано прежде всего на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для социализации подростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций.

Основные содержательные линии рабочей программы в VIII классах реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории». Предполагается их синхронно-параллельное изучение с возможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов. Внутренняя периодизация в рамках этих курсов учитывает сложившиеся традиции преподавания истории и необходимость сбалансированного распределения учебного материала. С учетом психолого-возрастных особенностей учащихся и требований межпредметной интеграции рабочая программа устанавливает примерное распределение учебного времени.

Место учебного предмета в учебном плане:

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит для обязательного изучения учебного предмета История Историю России и Всеобщую историю в 8 классе 68 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю. В Рабочей программе отведено на Всеобщую историю – 28 часов и на историю России – 40 часов.

Учебно – методический комплект:

  1. Программа «Новая история 7-8 кл.» под редакцией А.Я.Юдовской и Л.М.Ванюшкиной. М.; Просвещение, 2009.
  2. Программа Данилова А.А., Косулиной Л.Г, «История России.6-9 классы». М.; Просвещение, 2009
  3. Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М, Новая история.1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. М.; Просвещение.2008.
  4. Данилов А.А., Косулина Л.Г.  История России. XIX век: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещен.ие, 2008
  5. Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М. Поурочные разработки к учебнику «Новая история: 1800-1913»: 8 класс.-М.: Просвещение, 2009.
  6. Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М.  Рабочая тетрадь по Новой истории: 1800-1913: 8класс. М.: Просвещение, 2010.
  7. Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М.Книга для чтения по Новой истории: 1800 – 1913 гг.: Пособие для учащихся: 8 класса. М.: Просвещение, 2008
  8. Данилов А.А., Косулина Л.Г. Поурочные разработки к учебнику «История России. ХIХ век”. М.: Просвещение, 2009
  9. Данилов А.А., Косулина Л.Г. Рабочая тетрадь к учебнику «История России. ХIХ век”. М.: Просвещение, 2010.

Планируемые результаты изучения учебного предмета:

В результате изучения истории ученик должен знать/понимать

  1. основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
  1. важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
  2. изученные виды исторических источников;

уметь

  1. соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
  2. использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
  3. показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
  4. рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых  фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
  5. соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
  6. объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
  2. высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
  3. объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
  4. использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

 Преподавание курса История в основной школе направлено  на развитие специальных предметных, метапредметных и личностных универсальных учебных действий.
     Календарно-тематическое планирование включает в себя наличие УУД к каждому уроку, выделенные в отдельном столбце порядковыми номерами.

Универсальные учебные действия:

ЛИЧНОСТНЫЕ:

  • формирование основ гражданской идентичности личности;
  • формирование картины мира культуры как порождение трудовой предметно-образующей деятельности человека;
  • развитие «Я-концепции» и самооценки личности;
  • развитие познавательных интересов, учебных мотивов;
  • формирование мотивов достижения и социального признания;
  • формирование границ собственного знания и «незнания»;
  • знание основных моральных норм;
  • ориентация на выполнение моральных норм;
  • способность к решению моральных проблем на основе децентрации;
  • оценка своих поступков.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ:

  • осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
  • использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач;
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
  • ориентировка на разнообразие способов решения задач;
  • структурирование знаний;
  • основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов;
  • уметь выделять существенную информация из текстов разных видов;
  • умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • умение осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • умение осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
  • умение устанавливать причинно-следственные связи;
  • умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • доказательство;
  • выдвижение гипотез и их обоснование;
  • формулирование проблемы;
  • самостоятельное создание способов решения.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • учитывать правило в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый пошаговый контроль по результату;
  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • различать способ и результат действия;
  • уметь оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
  • выполнять учебные действия в материализованной, громко речевой и умственной форме.

КОММУНИКАТИВНЫЕ:

  • понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • уметь формулировать собственное мнение и позицию;
  • уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • уметь в коммуникации строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;
  • уметь задавать вопросы;
  • уметь контролировать действия партнера;
  • уметь использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.


Тема урока

Предметные результаты

Основные факты,

понятия,

проблемы

Вид

контроля

Домашнее задание

ООУН

УУД

Дата

НОВАЯ ИСТОРИЯ (28 ЧАСОВ)

1

От традиционного общества к обществу индустриальному. Введение.

Знать процесс перехода от традиционного (аграрного) к индустриальному обществу в Европе. Уметь объяснить основные отличия традиционного от индустриального общества.

индустриальное общество, модернизация

Работа с исторической картой, сравнительный анализ

С. 3-5, сравнительная таблица 3 эшелона развития

Усвоение новых понятий. Развивать у учащихся умения классификации, обобщения, осмысленного чтения.

Л: 1,2

П: 1,2

Р: 1,2

Тема 1. Становление индустриального общества (2 часа)

2

Индустриальная революция: достижения и проблемы

Знать особенности промышленного переворота в странах Европы и США. Подвести итоги промышленного переворота. Знать новые средства связи, транспорта, источники энергии, определение - монополизм.

промышленный переворот, индустриализация, монополизм, капитализм, конкуренция, синдикат, трест

Беседа, составление таблицы, решение логических задач

§ 1-2, вопросы в конце параграфа 1-6 устно

Усвоение новых понятий, установления причинно-следственных связей, закономерностей. Развивать понятийное мышление. Развивать у учащихся умения классификации, обобщения, самоконтроля в сочетании с умениями наблюдения, слушания, осмысленного чтения.

Л: 1-6;

П: 1-8, 12,15

Р: 1-9;

К: 1-10

3

Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности

Знать изменения в социальной структуре общества, в быту. Знать как осуществлялось градостроительство и развитие транспорта и средств связи.

миграция, урбанизация, пролетариат, эмансипация

Опрос по д/з, беседа, составление таблицы, решение логических задач

§ 3-4, вопросы в конце параграфа устно

Тема 2. Развитие культуры в XIX – начале ХХ вв. (4 часа)

4

Наука: создание научной картины мира

Знать развитие научной картины мира в XIX в., изменение взглядов на природу и общество на рубеже XIX-ХХ вв. Знать как происходила демократизация образования.

генетика, демократизация

Взаимопроверка таблиц, подготовка рефератов

§5, таблица «Важнейшие научные открытия в XIX-начале XX в.»

Усвоение новых понятий, установления причинно-следственных связей, закономерностей. Развивать понятийное мышление.

Л: 1-6;

П: 1-8, 12,15

Р: 1-9;

К: 1-10

5

Искусство в XIX веке

Уметь называть основные течения в художественной культуре XIX – начала ХХ вв. (романтизм, реализм, модерн, символизм, авангардизм).

Знать истоки кинематографа.

ампир, романтизм, реализм, импрессионизм, демократизация культуры

Подготовка рефератов

§ 6-8

6

Формирование идеологии либерализма, социализма, консерватизма.

Называть особенности консервативных и радикальных учений в обществе. Указывать причины их возникновения. Решать познавательные задачи.

консерватизм, либерализм, социалисты-утописты

Беседа, составление таблицы, решение логических задач

§ 9-10, таблица «Общественно-политические движения». Подготовка к повторительно-обобщающему уроку

Усвоение новых понятий, установления причинно-следственных связей, закономерностей. Развивать понятийное мышление. Развивать у учащихся умения классификации, обобщения, слушания, осмысленного чтения. Работа с картой и историческими источниками

Л: 1-6;

П: 1-8, 12,15

Р: 1-9;

К: 1-10

7

Повторительно-обобщающий урок по теме «Становление индустриального общества и развитие культуры в XIX – начале XX вв.»

Систематизация и контроль качества знаний учащихся по теме «Становление индустриального общества и развитие культуры в XIX – начале XX вв.»

Составление сравнительных таблиц, тестирование, эссе

Тема 3. Строительство новой Европы (8 часов)

8

Консульство и образование наполеоновской империи.

Называть основные режимы Наполеона. Называть причины завоевательных войн (показывать на карте). Высказывать оценочные суждения исторической личности. Уметь работать с историческими документами

Наполеон. Наполеоновская империя. Наполеоновские войны. Плебисцит, амнистия, авторитарный режим, рекрутский набор

Работа с исторической картой, сравнительный анализ

§11, таблица «Внешняя политика консульства и империи»

Усвоение новых понятий, установления причинно-следственных связей, закономерностей. Развивать понятийное мышление. Развивать у учащихся умения классификации, обобщения, слушания, осмысленного чтения. Работа с картой и историческими источниками

Л: 1-6;

П: 1-8, 12,15

Р: 1-9;

К: 1-10

9

Разгром империи Наполеона. Венский конгресс.

Знать причины ослабления империи Наполеона. Описывать условия в жизни империи. Называть (показывать на карте) основные военные сражения. Знать основные решения и последствия Венского конгресса, составлять таблицу

кодекс Наполеона, Венский конгресс, Священный союз, Итоги наполеоновских войн.

Опрос по д/з, личностно значимая проблема

§12, таблица «Территориальные изменения по решению Венского конгресса»

10

Франция Бурбонов и Орлеанов: от революции 1830 г. к новому политическому кризису.

Определять характер политического устройства; объяснять причины политического кризиса; решать познавательные задания

Июльская монархия, финансовая аристократия, луидор, дублон

Задание: почему во Франции вспыхивали вооруженные восстания, а в Англии нет?

§14, вопросы в конце параграфа устно


Тема урока

Предметные результаты

Основные факты,

понятия,

проблемы

Вид

контроля

Домашнее задание

ООУН

УУД

Дата

11

Франция: революция 1848 г. и Вторая империя

Объяснять причины европейских революций; называть причины изменений в политическом строе; умение устанавливать причинно-следственные связи.

Революция 1848 года, вторая республика, Режим Второй империи. Антиклерикализм, сантим, авторитарный режим.

Проверка д/з по вопросам учебника.

§15, вопрос 5 письменно

Усвоение новых понятий, установления причинно-следственных связей, закономерностей. Развивать понятийное мышление. Развивать у учащихся умения классификации, обобщения, слушания, осмысленного чтения. Работа с картой и историческими источниками

Л: 1-6;

П: 1-8, 12,15

Р: 1-9;

К: 1-10

12

Англия: сложный путь к величию и процветанию

Объяснить цели и результат чартистского движения; называть и показывать на карте основные направления внешней политики; уметь работать с историческими документами

Хартия, чартизм, радикализм, профсоюзы, билль, тред-юнион, «мастерская мира», социально-экономические отношения и государственный строй. Общественные движения: чартисты, тред-юнионы.

Проблемная беседа: почему чартистское движение не переросло в революцию

§13, вопросы в конце параграфа устно

13

Италия и Германия в первой половине XIX века.

Выделять общие черты и различия национального объединения Германии и Италии; умение устанавливать причинно-следственные связи; делать выводы и обобщения. Называть правителей и государственных деятелей

Политика О. фон Бисмарка. Образование Северо-германского союза. Национальное объединение Италии. Канцлер, карбонарий.

Проблемная беседа: как следует оценивать чувство верноподданичества?

§16-17, составить синхронистическую таблицу «Объединительные движения в Италии и Германии»

14

Война, изменившая карту Европы. Парижская коммуна

Называть причины и последствия войны Франции и Германии, мира в целом. Делать выводы и прогнозы возможного развития международных отношений.

Парижская Коммуна. Франко-прусская война. Оппозиция, коммунары, версальцы, реванш.

Алгоритм военных действий

§ 18, подготовка к повторительно-обобщающему уроку

15

Повторительно-обобщающий урок по теме «Строительство новой Европы»

Систематизация и контроль качества знаний учащихся по теме «Строительство новой Европы»

Составление сравнительных таблиц, тестирование, письменная работа


Тема урока

Предметные результаты

Основные факты,

понятия,

проблемы

Вид

контроля

Домашнее задание

ООУН

УУД

Дата

Тема 4. Страны Западной Европы на рубеже XIX-XX вв.

Успехи и проблемы индустриального общества (4 часа)

16

Германская империя в конце XIX-началеXX вв.

Знать государственное устройство; особенности индустриализации; основные черты национализма; характер внешней политики. Аргументировать и высказывать свою точку зрения. Показывать на карте колонии

Особенности индустриального развития. Либеральные реформы.

Милитаризация, лицензия, пангерманизм, шовинизм.

Тест, беседа с элементами дискуссии.

§ 19, вопросы в конце параграфа

Усвоение новых понятий, установления причинно-следственных связей, закономерностей. Развивать понятийное мышление. Развивать у учащихся умения классификации, обобщения, слушания, осмысленного чтения. Работа с картой и историческими источниками

Л: 1-6;

П: 1-8, 12,15

Р: 1-9;

К: 1-10

17

Франция: Третья республика

Называть особенности развития капитализма; основные реформы. Показывать на карты колонии. Называть правителей и государственных деятелей

Франция – светское государство. Радикал, коррупция, атташе.

Экспресс-опрос

§ 21, вопрос 5 письменно

18

Великобритания: конец Викторианской эпохи

Называть особенности развития капитализма в Англии; показывать на карте колонии. Называть правителей и государственных деятелей

Особенности экономического развития. Колониальные захваты. Фунт стерлингов, гомруль, лейбористская партия, джингоизм, Антанта.

Беседа; сравнительная таблица.

§ 20, вопросы 6-7 письменно

19

Италия: время реформ и колониальных захватов.

От Австрийской империи к Австро-Венгрии

Называть особенности развития и характер внешней политики Италии, особенности развития Австро-Венгрии. Уметь составлять таблицы, показывать на карте колонии. Называть правителей и государственных деятелей.

Конституционная монархия. «Лоскутная империя». Арбитр, национальное возрождение, двуединая монархия, империя.

Взаимопроверка таблиц.

§ 22-23,  таблица «Внешняя политика и колониальные захваты европейских стран с 1870 по 1913 г.»

Тема 5. США и Латинская Америка (3 часа)

20

США в конце XIX в.

Называть особенности промышленного переворота, основу хозяйства Юга, называть правителей и государственных деятелей, основные этапы и итоги гражданской войны, показывать на карте места военных сражений. Объяснять причины успешного развития США; выяснить причины и последствия социальных противоречий; определять характер внешней политик США.

Гражданская война. Отмена рабства. Особенности экономического развития. Внешняя политики. Акр, гомстед, расизм, реконструкция, аболиционизм, олигархия, резервация, прогрессивная эра, дипломатия «большой дубинки», «дипломатия доллара»

Сообщение, беседа, работа в малых группах

§24-25,вопросы и задания в конце параграфа. Опережающее задание: сообщение на тему «Освободительное движение в колониях»

Усвоение новых понятий, установления причинно-следственных связей, закономерностей. Развивать понятийное мышление. Развивать у учащихся умения классификации, обобщения, слушания, осмысленного чтения. Работа с картой и историческими источниками

Л: 1-6;

П: 1-8, 12,15

Р: 1-9;

К: 1-10

21

Латинская Америка

Объяснять причины освободительного движения в колониях; особенности развития экономики региона; работать с картой.

Образование независимых государств. Каудильо, клан, гаучо, «латиноамериканский плавильный котел»

Сообщения

§26, вопросы в конце параграфа.

22

Повторительно-обобщающий урок «Две Америки»

Систематизация и контроль качества знаний учащихся по теме «Две Америки»

Составление сравнительных таблиц, тестирование, разгадывание кроссвордов и ребусов

Тема 7. Традиционные общества в XIX веке: новый этап колониализма (3 часа)

23

Япония. Китай, сопротивление реформам

Называть причины реформ и их последствия. Объяснять особенности экономического развития. Описывать изменения в образе жизни общества. Определять причины и характер внешней политики. Объяснять причины превращения Китая в полуколонию.

Реформы Мэйдзи, «Открытие» Китая; Экстерриториальность, сегун, тайпины, ихэтуани, политика самоусиления

Тестирование

§27-28

Заполнение сравнительной таблицы «Политические преобразования в странах Азии и Африки»

Усвоение новых понятий, закономерностей. Развивать понятийное мышление. Развивать у учащихся умения классификации, обобщения, слушания, осмысленного чтения.

Л: 1-6;

П: 1-8, 12,15

Р: 1-9;

К: 1-10

24

Индия. Африка - континент в эпоху перемен

Называть особенности развития; решать познавательные задания. Уметь систематизировать материал, обобщать, делать выводы.

Особенности колониального движения в Индии, Индийский национальный конгресс. Колониальные захватчики в Африке. Гереро, готтентоты

Проблема: почему индийская община сильнее городского населения сопротивлялась колонизации?

§29-30

Заполнение сравнительной таблицы «Политические преобразования в странах Азии и Африки»

25

Повторительно-обобщающий урок «Япония, Китай, Индия, Африка»

Систематизация и контроль качества знаний учащихся по теме «Традиционные общества в XIX веке»

Составление сравнительных таблиц, тестирование, письменная работа

Тема 8. Международные отношения в конце XIX начале XX веке (2 часа)

26

Международные отношения: дипломатия или войны?

Называть основные международные противоречия. Сравнивать, находить общее, различия, обобщать и делать выводы.

Империалистические войны. Новейшая история как историческая эпоха. Канонерка, Тройственный союз, Тройственное согласие, концентрационный лагерь. Социал-демократы, консерватизм, либерализм, социализм, марксизм

Круглый стол

§31, составление сравнительной таблицы «Международные отношения в XIX – в начале XX вв.»

Усвоение новых понятий, установления причинно-следственных связей, закономерностей. Развивать понятийное мышление. Развивать у учащихся умения классификации, обобщения, слушания, осмысленного чтения. Работа с картой и историческими источниками

Л: 1-6;

П: 1-8, 12,15

Р: 1-9;

К: 1-10

27

«Новый империализм». Первая мировая война 1914-1918 гг.

Знать причины мировых войн начала XX в., военные блоки. Суть «нового империализма». Завершение территориального раздела мира между главными колониальными державами в начале XX в. Уметь устанавливать причинно-следственные связи, выделять исторические закономерности. Решать проблемные и познавательные задачи. Работать с картой. Составлять хронологическую таблицу событий

Тройственный союз, локальные конфликты, Антанта, Лига наций, Версальско-Вашингтонская система

Эссе: «Можно ли было избежать начало Первой мировой войны?»

Составление таблицы

Хронологическая таблица событий Первой мировой войны 1914-1918 гг.

Подготовка к повторительно-обобщающему уроку

Итоговое повторение-обобщение по курсу «Новая история»(1 час)

28

Итоговый повторительно-обобщающий урок (контроль знаний)

Систематизация знаний по курсу Новой истории

Контрольная работа

Развивать понятийное мышление. Развивать у учащихся умения классификации, обобщения, Работа с картой и историческими источниками

Л: 1-6;

П: 1-8, 12,15

Р: 1-9;

К: 1-10

ИСТОРИЯ РОССИИ (40 ЧАСОВ)

Введение (2 ч.)

1

Российская Империя на рубеже XVIII-XIX вв.

Активизировать необходимые знания учащихся из курса истории России за 7 класс; развивать навыки определения и объяснения понятий, разрешения проблемных заданий, анализа и работы с документами, картами

Политический строй, социальный строй, экономический строй, многоконфессиональное государство, сословие, мещане, гильдия.

Беседа, фронтальный опрос, составление таблиц-схем

Введение, заучивание основных понятий.

Усвоение новых понятий. Развивать у учащихся умения классификации, обобщения, осмысленного чтения.

Л: 1,2

П: 1,2

Р: 1,2

2

Российская Империя на рубеже XVIII-XIX вв.

Активизировать необходимые знания учащихся из курса истории России за 7 класс; развивать навыки определения и объяснения понятий, разрешения проблемных заданий, анализа и работы с документами, картами

Сельское хозяйство. кризис крепостнического хозяйства. Отходничество. Промышленность, мануфактура. Города. Транспорт. Торговля.

Эвристическая беседа, понятийный диктант

Введение, вопросы после текста.

Тема 1. Закат крепостной эпохи (17 ч.)

3

Внутренняя политика Александра I

Познакомить учащихся с детством и воспитанием царя, с первыми преобразованиями Александра, дать оценку этим преобразованиям; навыки анализа документов, постановки и решения проблем; развивать умение оценивать других людей и их деятельность через категории гуманности, непредвзятости

Негласный комитет. Указ о вольных хлебопашцах. Учреждение Министерств. Создание Государственного совета. М. М. Сперанский

Беседа, работа с документами.

§1, § 3  вопросы в конце параграфа. Опережающее задание: повторить тему «Завоевания Наполеона». Подготовить сообщения: «Бородинское сражение»; «Полководец М. И. Кутузов»; «Подвиги героев Отечественной войны»

Усвоение новых понятий, установления причинно-следственных связей, закономерностей. Развивать понятийное мышление. Развивать у учащихся умения классификации, обобщения, слушания, осмысленного чтения. Работа с картой и историческими источниками

Л: 1-6;

П: 1-8, 12,15

Р: 1-9;

К: 1-10

4

Внешняя политика Александра I

Выяснить основные направления внешней политики России накануне Отечественной войны и причины войны 1812 года; учиться анализировать, выделять главное, сравнивать, работать с картой.

Участие России в антифранцузских коалициях. Континентальная блокада, восточный вопрос.

Заполнение сравнительной таблицы, беседа

§2, вопросы в конце параграфа

5

Отечественная война 1812 года.

Рассказать о ходе Отечественной войны, героической обороне российского населения, выяснить, в чем заключался ее народный характер; воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах подвигов российского народа; учиться анализировать, выделять главное, сравнивать, работать с картой.

Отечественная война, Бородинское сражение, партизаны, народное ополчение, флеши, редут, батарея, фураж

Беседа, фронтальный опрос, работа с картой

§4 , вопрос 2 письменно

Усвоение новых понятий, установления причинно-следственных связей, закономерностей. Развивать понятийное мышление. Развивать у учащихся умения классификации, обобщения, слушания, осмысленного чтения. Работа с картой и историческими источниками

Л: 1-6;

П: 1-8, 12,15

Р: 1-9;

К: 1-10

6

Заграничный поход русской армии. Внешняя политика России в 1813-1825 гг.

Выяснить основные направления внешней политики России в 1813-1825 гг.; учиться анализировать, выделять главное, сравнивать, работать с картой.

Заграничные походы русской армии; пятая антинаполеоновская коалиция. Венский конгресс. «Священный союз».

Оформление таблицы, понятийный диктант, тестирование

§5

7

Внутренняя политика Александра I в 1815-1825 гг.

Познакомиться с основными направлениями политики Александра I в 1815-1825 гг., выяснить причины отказа от дальнейших реформ; развить навыки анализа исторических документов и литературных произведений, учить выделять главное, сравнивать, решать проблемы

Усиление консервативных течений. Аракчеевщина. «Казенный мистицизм». Военные поселения, цензура. Конституция Царства Польского, сейм, «Уставная грамота Российской империи».

Беседа, фронтальный опрос, работа с документами. Хронологический диктант

§6-7, вопросы в конце параграфа

8

Общественное движение при Александре I

Выяснить причины возникновения движения декабристов, цели участников тайных организаций, значение восстания на Сенатской площади. Развить навыки заполнения таблиц, учить выделять главное, определять и объяснять понятия

Организации декабристов, Союз спасения, Союз благоденствия, Северное и Южное общество, Восстание на Сенатской площади в Петербурге, династический кризис

Составление сравнительной таблицы. Работа с историческими источниками.

§8-9, вопрос 4

9

Движение декабристов

Углубить ранее изученный материал о движении декабристов. Развить навыки заполнения таблиц, учить выделять главное, определять и объяснять понятия. Развивать навыки работы в группе на основе товарищества, добрососедства, толерантности, дисциплинированности.

Организации декабристов, Союз спасения, Союз благоденствия, Северное и Южное общество, Восстание на Сенатской площади в Петербурге, династический кризис

Работа в группах с элементами ролевой игры

§9, вопрос 4

Усвоение новых понятий, установления причинно-следственных связей, закономерностей. Развивать понятийное мышление. Развивать у учащихся умения классификации, обобщения, слушания, осмысленного чтения. Работа с картой и историческими источниками

Л: 1-6;

П: 1-8, 12,15

Р: 1-9;

К: 1-10

10

Николаевская Россия

Внутренняя политика Николая I

Познакомить учащихся с внутренней политикой Николая I, характерными чертами политики. Развивать навыки работы с документами и поиска ошибок в них. Развить навыки заполнения таблиц, учить выделять главное, определять и объяснять понятия.

Усиление самодержавной власти. Ужесточение контроля над обществом. III Отделение, жандармы. Кодификация законов. Политика в области просвещения.

Сообщение, составление схемы, работа с документами. Беседа.

§ 10

11

Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в.

Познакомить учащихся с основными тенденциями развития экономики России второй четверти XIX века. Развить навыки работы с тестовыми заданиями, учить выделять главное, определять и объяснять понятия.

Промышленный переворот. Железные дороги. Финансовая реформа Е. Ф. Канкрина. Пролетариат, буржуазия 30-40 гг. XIX в.

Работа с документами, заполнение пропущенных слов в тексте

§ 11, Основные понятия и конспект в тетради.

12

Внешняя политика Николая I

Изучить основные направления внешней политики России второй четверти XIX в. Выяснить территориальные приобретения по итогам русско-турецкой войны. Развивать навыки работы с картами, выделять главное, анализировать

Русско-турецкая война (1828-1829); Адрианопольский мирный договор – 1829 г.; навигация; контрибуция; Лондонская конвенция 1841 г.

Беседа, фронтальный опрос. Работа с картой.

§ 12, Основные понятия и конспект в тетради.


13

Кавказская война

Выяснить причины и ход военных действий на Кавказе, ее последствия для народа Кавказа. Развить навыки работы с картой, умения выявлять причинно-следственные связи, определять и объяснять понятия.

Кавказская война (1830-1864); горцы; Имам; Шамиль; мюридизм; имамат; теократия, газават

Беседа, фронтальный опрос

§ 12, С.74-75, подготовить сообщение

Усвоение новых понятий, установления причинно-следственных связей, закономерностей. Развивать понятийное мышление. Развивать у учащихся умения классификации, обобщения, слушания, осмысленного чтения. Работа с картой и историческими источниками

Л: 1-6;

П: 1-8, 12,15

Р: 1-9;

К: 1-10

14

Крымская война (1853 -1856). Оборона Севастополя

Изучить причины, ход и последствия Крымской войны. Показать, что война оказала значительное влияние на развитие международных отношений, обнажила слабость Российской империи, изменила внутриполитическую ситуацию в стране, дала новый толчок последующей модернизации.

 Крымская война (1853-1856), Синопское сражение – 18 ноября 1853 г., оборона Севастополя – сентябрь 1854 г. – август 1855 г.

Беседа, фронтальный опрос. Работа с картой.

§14, вопросы 1-2,4-5 в конце параграфа

15

Общественные движения 1830-1850-х гг.

Познакомить учащихся со взглядами славянофилов, западников, консерваторов, революционных демократов.

Западники, славянофилы, консервативное, либерально-оппозиционное, радикально-демократическое направления общественной мысли, социализм

Беседа, фронтальный опрос. Работа с историческими документами, создание таблиц и схем.

§14, Основные понятия и конспект в тетради.

16

Наука и образование первой половины XIX в.

Познакомить учащихся с образовательной системой Российской империи в первой половине XIX века, а так же с достижениями российской науки в это время.

Гимназия, приходское училище, уездное училище, сословность образовательной системы.

Беседа, задание на соответствие. Работа с историческими документами, создание схем.

§15,  вопросы 3-4 в конце параграфа

   17

«Золотой век» российской культуры первой половины XIX в.

Создать у учащихся представление о российской культуре первой половины XIX века, обратив внимание на ту атмосферу к которой создавались выдающиеся произведения.

Романизм, ампир, русско-византийский стиль, бытовой жанр, реализм, критический реализм.

Эвристическая беседа. Задание на заполнение в тексте пропущенных слов

§17. Создание проекта: «Быт основных сословий Российской империи»

18

Перемены в быту основных сословий населения.

Познакомить учащихся с условиями жизни основных сословий Российской империи

Мультимедийные презентации

§18, Подготовка к повторительно-обобщающему уроку

19

Повторительно-обобщающий урок по теме «Закат крепостной эпохи» (контроль знаний)

Систематизация и контроль качества знаний учащихся по теме «Закат крепостной эпохи»

Контрольная работа

Тема 2. Россия в пореформенную эпоху (21ч.)

20

Накануне отменны крепостного права.

Выяснить причины отмены крепостного права и процесс подготовки реформы

Редакционные комиссии, Секретный комитет с 1858 г. Главный комитет по крестьянскому делу.

Беседа, фронтальный опрос. Работа с историческими документами, создание таблицы.

§19, вопросы 1-2 в конце параграфа

Усвоение новых понятий, установления причинно-следственных связей, закономерностей. Развивать понятийное мышление. Развивать у учащихся умения классификации, обобщения, слушания, осмысленного чтения. Работа с картой и историческими источниками. Развитие навыков проведения исторического анализа литературных произведений.

Л: 1-6;

П: 1-8, 12,15

Р: 1-9;

К: 1-10

21

Отмена крепостного права

Познакомить учащихся с реформой крепостного права, выяснить ее основные положения, значение для развития страны, дать оценку реформе

19 февраля 1861 г. – «Манифест об освобождении помещичьих крестьян»; «Положение о крестьянах вышедших из крепостной зависимости»; временнообязанные крестьяне; отрезки; прирезки; «высшая», «низшая» норма надела; даровой надел; мировой посредник; уставная грамота, переход на выкуп.

Беседа, фронтальный опрос. Работа с литературными произведениями

§20

22

§20, основные положения крестьянской реформы

23

Либеральные реформы 60-70-х годов

Познакомить учащихся с реформами 60-70-х гг., показать их либеральных характер, с одной стороны, и ограничить, с другой.

Земства, «гласные», курия, имущественный ценз; городская: дума, управа, голова; всеобщая воинская повинность

Беседа, фронтальный опрос. Работа с историческими документами, создание схем.

§21-22 Основные понятия и конспект в тетради.

24

Социально-экономическое развитие пореформенной России

Познакомить учащихся с изменениями, произошедшими в экономике после отмены крепостного права, выяснить характер изменений и их последствия для дальнейшего развития страны

Отработочная система, капитализм

Беседа. Работа с историческими документами, создание схем.

§23  вопросы 1-5 в конце параграфа

Усвоение новых понятий, установления причинно-следственных связей, закономерностей. Развивать понятийное мышление. Развивать у учащихся умения классификации, обобщения, слушания, осмысленного чтения. Работа с картой и историческими источниками. Развитие навыков проведения исторического анализа литературных произведений.

Л: 1-6;

П: 1-8, 12,15

Р: 1-9;

К: 1-10

25

Либеральное и консервативное общественные движения в 60-70-е годы

Выяснить особенности либерального движения в 60-70 гг, основные идеи консервативного движения.

Либералы, консерваторы, тверской адрес

Беседа, фронтальный опрос. Работа с историческими документами.

§24,  вопрос 2 в конце параграфа

26

Радикальные общественные движения 1860-х – начала 70-х гг.

Познакомить учащихся с идеями и их развитием радикального общественного движения 60-70 гг., выяснить причины широкого развития радикального революционного движения

Революционер, «хождение в народ», народничество: бунтарское, пропагандистское, заговорщическое; «Земля и воля», «Народная воля», «Черный передел»

Беседа, фронтальный опрос. Работа с историческими документами. Создание сравнительных таблиц

§25

27

Радикальные общественные движения 1870-х – начала 80-х гг.

Изучение радикального движения. Выяснить причины перехода к терроризму, как к методу борьбы с властью показать опасность и нецелесообразность этого метода.

§26

28

Суд над В. И. Засулич

Повторить и закрепить ранее изученный материал по судебной реформе и общественному движению

Монолог, эвристическая беседа, анализ

29

Кризис внутренней политики Александра II на рубеже 70-80-х гг.

Выяснить причины и последствия кризиса внутренней политики самодержавия в 70-80 гг.

Департамент государственной полиции при МВД, диктатура М. Т. Лорис – Меликова; убийство Александра II – 1 марта 1881 г.

Беседа, фронтальный опрос. Работа с историческими документами, создание схем.

§19-26

30

Внешняя политика Александра II

Познакомить учащихся с основными направлениями и событиями внешней политики России при Александре II. Выяснить причины и ход действий России по отмене нейтрализации Черного моря; изучить основные этапы завоевания Средней Азии; выявить достижения и промахи российской дипломатии при Александре II.

Лондонская конференция 1871 г.; отмена нейтрализации Черного моря; 60-80-е гг. – присоединение Средней Азии к России

Беседа, фронтальный опрос. Работа с историческими документами, создание схем.

§27,вопросы в конце параграфа

Усвоение новых понятий, установления причинно-следственных связей, закономерностей. Развивать понятийное мышление. Развивать у учащихся умения классификации, обобщения, слушания, осмысленного чтения. Работа с картой и историческими источниками. Развитие навыков проведения исторического анализа литературных произведений.

Л: 1-6;

П: 1-8, 12,15

Р: 1-9;

К: 1-10

31

Русско-турецкая война 1877-1878 гг.

Познакомить учащихся с ходом русско-турецкой войны; на примере доблести мужества российской армии воспитывать чувство любви и гордости за Родину.

1877-1878 гг. – русско-турецкая война; 19 февраля 1878 г. – Сан-Стефанский мирный договор; июнь 1878 г. – Берлинский конгресс; г. Плевна, Шипкинский перевал

Беседа, фронтальный опрос. Работа с историческими документами, создание схем.

§28,  вопросы в конце параграфа

32

 Внутренняя политика Александра III

Выяснить, действительно ли внутренняя политика Александра III – это контрреформы, т.е. период ликвидации реформ предыдущего царствования.

Александр III – годы правления 1881 – 1894; контрреформы, циркуляр о «кухарских детях»; земский начальник.

Беседа, фронтальный опрос. Работа с историческими документами, создание схем.

§29-30,  вопросы в конце параграфа

33

Социально-экономическое развитие России в 1880-1890-е гг.

Выяснить основные тенденции и противоречия социально-экономического развития России в 80-90 гг.

С. Ю. Витте - министр финансов; косвенные налоги; конвертируемость; дефицит бюджета; винная монополия.

Беседа, фронтальный опрос. Работа с историческими документами, создание схем.

§31, вопрос 2 письменно  

34

Появление новых течений в общественно-политический жизни в 1880-1890-х годах

Познакомить учащихся с основами марксистского учения, которое определит развитие России в XX веке

Кризис революционного народничества; теория малых дел; рабочее движение; марксизм.

Беседа, фронтальный опрос. Работа с историческими документами, создание схем.

§34

35

Внешняя политика Александра III

Познакомить учащихся с основными направлениями внешней политики России при Александре III; выявить основные причины распада «Союза трех императоров»

1882 г. - тройственный союз; военный союз, мобилизация; сепаратный мир, 1892 г. – военная конвенция о союзе России  и Франции.

Беседа, фронтальный опрос. Работа с историческими документами, создание схем.

§35, вопросы в конце параграфа

Усвоение новых понятий, установления причинно-следственных связей, закономерностей. Развивать понятийное мышление. Развивать у учащихся умения классификации, обобщения, слушания, осмысленного чтения. Работа с картой и историческими источниками. Развитие навыков проведения исторического анализа литературных произведений.

Л: 1-6;

П: 1-8, 12,15

Р: 1-9;

К: 1-10

36

Достижения российской науки и образования во второй половине XIX века

Познакомить учащихся с системой образования во второй половине XIX в. И достижениями ученых в это же время.

Классические и реальные гимназии

Эвристическая беседа. Задание на соответствие. Работа с художественным произведением

§ 36

37

Достижения художественной культуры России во второй половине XIX в.

Создать у учащихся представление о российской культуре второй половины XIX века, обратив их внимание на ту атмосферу, к которой создавались выдающиеся произведения; познакомиться с творчеством композиторов, литераторов, и художников данного периода.

Эвристическая беседа.

§ 37

38

Перемены в быту основных сословий населения в первой половине XIX в. Быт и образ жизни в городе и деревне во второй половине XIX в.

Познакомить учащихся с условиями жизни основных сословий Российской империи.

Беседа, фронтальный опрос. Работа с историческими документами, создание схем.

§39

39

Повторительно-обобщающий урок

Систематизация и контроль качества знаний учащихся по теме «Россия в пореформенную эпоху»

Беседа, фронтальный опрос. Работа с историческими документами, создание схем.

40

Итоговое повторение (контроль знаний)

Систематизация и контроль качества знаний учащихся по курсу История Отечества

Контрольная работа

Итого 68 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

рабочая программа по истории 5 класс Рабочая программа по истории 11 класс

поурочно-тематическое планирование по истории для 5 классапоурочно-тематическое планиросание по истории для 11 класса к учебнику Данилова...

Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе УМК ...

Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе:УМК &laqu...