Первая мировая война: причины и начало // урок истории в 11 классе
план-конспект урока по истории (11 класс) на тему

Будаев Артемий Александрович

Некоторые пояснения, касающиеся особенностей проведения данного урока, а также методические рекомендации в отношении того, как должна даваться данная тема.

           

            Тема «Первая мировая война» относится к числу важнейших в курсах «Всеобщей» - и «Отечественной историй». Она представляется одной из самых сложных с точки зрения изложения, поскольку охватывает собой воистину неограниченный материал, который  необходимо преподнести сжато и компактно.

      Предлагаемая нами ниже разработка может быть использована (с определёнными корректировками с поправкой на особенности аудитории) как при изучении программы 9 класса, так и 11, при этом как в курсе «Всеобщей», так и «Отечественной» историй. Данную методическую разработку («Начало первой мировой войны») предпочтительнее вводить в курсе «Всеобщей истории», так как в ней в основном рассматриваются общие вопросы, связанные политической, геополитической ситуациями в мире накануне войны, а также  военно - стратегической обстановкой  лета 1914 года. В зависимости от наличия у преподавателя учебного времени она может быть использована в течение либо одного, либо двух уроков. Исходя из тех же соображений – времени, которым располагает учитель – целесообразно посвятить весь, или большую часть урока изложению новой темы.

            С точки зрения целей и задач, которые нам хотелось бы достичь на данном уроке

-  Познакомить учащихся с Первой мировой войной, акцентировав основное внимание именно на данном уроке на предпосылки, причины её начала, а также военные действия в 1914 году (цель)

  • Раскрыть причины Первой мировой войны, стратегические цели и планы воюющих государств;
  • На конкретных примерах показать учащимся трагизм и бессмысленность войны;
  • Воспитывать учащихся в духе толерантности и гуманизма;
  • Развитие у учащихся навыков самостоятельного поиска информации через работу с историческими источниками;
  • Развитие  критического мышления, проявляющегося в способности решения проблемных задач

-  целесообразно  построить подачу материала таким образом, чтобы с самого начала направить учащихся на поиск самостоятельных ответов на стоящие вопросы. Роль учителя же заключается в том, чтобы выделить те проблемы, вокруг которых будет сроиться работа на уроке (см. ниже). Очень важно, чтобы это был не монолог, а диалог, предполагающий, конечно, что у ребят уже есть определённая базовая подготовка по данной теме. Поэтому в предложенной форме урок «Причины и начало Первой мировой войны» лучше давать в 11 классе с учётом того, что при существующей «концентрической» системе обучения с данной темой учащиеся встречались в 9 классе. Если же урок даётся в 9 классе, то необходимо заранее предусмотреть возможные формы участия ребят в работе, продумать, каким образом они могли бы «войти в тему». Возможно изложение нового материала самим учителем необходимо сочетать с выступлениями самих учащихся по заранее подготовленным темам – «Сараевский инцидент как повод к войне», «Битва на реке Марна», «Наступление русских армий в Восточной Пруссии» (вот только примерный перечень тем, которые можно предложить ребятам при подготовке к данному занятию).

            Не следует забывать о том, что современный урок предполагает создание целостной, глубокой, содержательной картины истории, поэтому основное внимание следует уделить изложению фактической информации. Подача последней должна осуществляться  таким образом, чтобы без ущерба полноте и содержанию в тоже время оставить время для её интерпретации, обсуждения в рамках учебной аудитории. Поэтому важно «до мелочей» продумать форму и способ подачи учебного материала, чему, на наш взгляд, должна способствовать используемая учителем и понятная для учащихся, система разработанных им «кодов», «опорных конспектов». Элементы такой системы мы используем на наших уроках уже не первый год

 

 

 

 

 

 

            Квинтэссенцией всего урока должна быть мысль об антигуманном характере любой войны. Руководствуясь этой установкой, мы подошли к выбору в качестве сопроводительного материала к уроку документального фильма Н.Сванидзе «Исторические хроники. Год 1914», а также произведений представителей т.н. «потерянного поколения» - Э.М. Ремарка («На западном фронте без перемен»), Э.Хемингуэя («Прощай оружие»). Очень важно, чтобы аудио-видеоматериалы, фрагменты из литературных произведений и другой используемый на уроках дополнительный материал привлекался не ради заполнения соответствующей позиции в графе «многообразие используемых методических средств», а работал на достижение поставленной цели, а именно создание у учащихся стойкого неприятия войны как средства достижения каких бы то ни было целей; демонстрации её «неигрового» характера, что особенно важно сегодня, когда в нашу жизнь входят любители переноса в реальную жизнь из виртуальной разнообразных «военно - исторических реконструкций». В тоже время это позволит активизировать межпредметные связи, показать отражение исторических событий (Первой мировой войны) в литературном процессе.

 

            «Нельзя объять необъятное» (Козьма Прутков). Эта установка предполагает, что из всего многообразия фактов и проблем следует остановиться на тех, которые действительно позволят ответить на  ключевые для понимания темы «Первой мировой войны» вопросы: почему она стала возможна? Насколько она была неизбежна? Какова была расстановка сил накануне войны и как она менялась уже в ходе войны и т.п. В тоже время изучение данной темы важно тем, что позволяет вывести всех нас –  взрослых и  детей, учителей и учащихся, профессионалов и интересующихся историей – на вопросы универсального, вечного характера о причинах и месте войны как таковой в истории. В частности, при рассмотрении темы «Начало Первой мировой войны» следует с самого начала указать ребятам на то, что трагедия 1914 года была вызвана не только целой серией ошибок и просчётов политического и военного руководства ведущих держав мира, но и факторами более фундаментального свойства. Общественное мнение не только т.н. «империалистических стран» - Германии, Италии, России, Франции, Австро-Венгрии, Великобритании и др., - но даже таких стран, как Сербия, Болгария, Греция, периода кануна войны представляло собой взрывоопасную смесь, состоящую из идей агрессивного национализма с его упованием на право наций решать свои внутренние проблемы за счёт аннексии чужих территорий, преклонения перед Силой (отсюда популярность людей в форме, стремление даже первых лиц в государстве представать перед своими подданными в военных мундирах), и романтизации войны. Даже такие неангажированные в других отношениях мыслители, как Бердяев, Вебер, Зомбарт, говорили о некоей «очистительной миссии» войны, или о «непримиримой противоположности русского и германского духов». 

            Свою роль в создании «атмосферы ненависти» сыграли и имевшие большую популярность в самых широких слоях населения социал-дарвинистские, шовинистические идеи, а также геополитика в том виде («геополитика войны»), в котором она сложилась на рубеже XIX – XX веков в работах Ратцеля и Челлена, Маккиндера и Мэхена, исходившая из идей «жизненного пространства», якобы необходимого для полноценного развития «народного организма».

            Динамичное экономическое развитие ведущих стран мира накануне войны также, как это ни парадоксально прозвучит, сыграло скорее дестабилизирующую роль, поскольку придавало уверенности тем, кто полагал возможным конвертировать обретённые в ходе бурного предвоенного экономического роста преимущества в достижение решающего превосходства над своими оппонентами. Особенно это было актуально для России, хотя и Витте, и Столыпин, и Коковцев предупреждали о неизбежном пагубном влиянии войны на развитие страны.

            Голоса этих людей были не услышаны, как и слабые голоса деятелей культуры, интеллигенции разных стран – Я.Гашека, Р.Роллана, А.Барбюса, М.Горького и некоторых других, выступивших против всеобщего безумия. В связи с этим, очень важным видится показать учащимся, почему условная «партия мира» проиграла тогда (как неоднократно проигрывает  и в других случаях) условной «партии  войны».

            Интересно также проследить за тем, как менялось отношение к войне со стороны различных слоёв населения в воюющих странах по мере того, как выявлялся её  «неигровой» характер. И хотя эта тенденция выходит за рамки данной темы – «Начало Первой мировой войны», поскольку 1914 год был отмечен всеобщими воодушевлением и эйфорией по поводу начала «очищающей бури» - тем не менее очень важно зафиксировать внимание учащихся на том, что расплата за имперские амбиции, недальновидность элит и поддерживающих их в этом низов – неизбежна.

            При рассмотрении события, послужившего поводом к началу «бойни 1914-1918 годов» - «сараевского инцидента», следует акцентировать внимание ребят не только на ситуации на Балканском полуострове, у которого сложилась репутация «пороховой бочки Европы» (объяснит, что стояло за этим), но и показать, каким образом эскалация напряжённости в таких проблемных регионах способна приводить к катастрофам планетарного масштаба. Очевидно, что необходимо также рельефно высветить и «узкие места» т.н. «дипломатии коалиций», ведь именно обязательства государств друг перед другом (России перед Сербией, Великобритании перед Бельгией, Германии перед Австро-Венгрией) существенно сузили пространство для манёвра для дипломатов и политиков. 

            Перед тем, как рассказать о начале военных действий следует остановиться на рассмотрении военно-стратегических доктрин ведущих стран мира начала XX века, не ограничиваясь при этом разбором «плана Шлиффена» (ребята должны сами дать ответ на вопрос о том, почему именно германское командование было заинтересовано в том, чтобы войны велась в формате «блицкрига»), но и указав на очевидное сходство военных доктрин стран «Четверного союза» и стран Антанты. Едва ли затягивание войны входило в планы хотя бы одной из воющих стран. Кроме того, следует напомнить учащимся о имевшей место недооценке масштабов грядущего противостояния, которая имела место в обоих воюющих лагерях (запасы вооружения, обмундирования и других необходимых для ведения войны средств были рассчитаны максимум на 3-4 месяца).

            При изложении собственно военных действий требуется сконцентрироваться не столько на фактической стороне вопроса (Это может быть сделано и силами самих ребят. Здесь уместно и целесообразно, как нам кажется, выступление т.н. «экспертов» из числа интересующихся военной тематикой ребят с докладами, посвящёнными сражению на Марне, или военным действиям в Восточной Пруссии в августе-сентябре 1914 года; возможно также, при наличии достаточного времени и сообщение о военных действиях на море), сколько на  таких проблемных комплексах, как:

  • Связь внутреннего и внешнего, фронта и тыла, войны, политики и экономики: объективная неготовность России к войне проявила себя уже в первом же сражении этой войны – Восточно-Прусской операции, показавшей, что у России не было на тот момент ни материальных, ни кадровых, ни организационных средств для успешного ведения войны (что, конечно, не исключает высоких моральных качеств, как русских солдат, так и офицеров, о чём тоже обязательно должно быть упомянуто во время урока);
  • Принципиально новый характер войн новейшего времени (в том числе, разумеется,  и первой мировой войны) как с точки зрения новых технических средств, которыми располагали воюющие стороны, так и с точки зрения взаимосвязи, взаимозависимости военных действий, ведущихся на разных фронтах (западе, востоке) и в разных средах (суша – море).

            В заключение темы обязательно необходимо «перебросить мостик» в следующую тему – «Военные действия после 1914 года», указав на некоторую предопределённость «военного фиаско» Четверного союза, не добившегося в 1914 году не только локального результата (вывести из войны Францию), но и допустившего рокового для себя перерастания войны из наступательной в позиционную. Следует рассказать об особенностях позиционной войны, объяснить, почему именно такой «формат» военных действий наиболее соответствовал «духу» Первой мировой войны (и не соответствовал будущей Второй мировой).

           

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок на тему  Причины и начало Первой мировой войны (11 класс)

Будаев Артемий Александрович, учитель истории, обществознания и права ГБОУ СОШ №358 Московского района г.Санкт-Петербурга

Слайд №1

Цель урока: Познакомить учащихся с Первой мировой войной, акцентировав основное внимание именно на данном уроке на предпосылки, причины её начала, а также военные действия в 1914 году

Задачи урока:

  • Раскрыть причины Первой мировой войны, стратегические цели и планы воюющих государств;
  • На конкретных примерах показать учащимся трагизм и бессмысленность войны;
  • Воспитывать учащихся в духе толерантности и гуманизма;
  • Развитие у учащихся навыков самостоятельного поиска информации через работу с историческими источниками;
  • Развитие  критического мышления, проявляющегося в способности решения проблемных задач

Тип урока: усвоение новых знаний и умений (с использованием ИКТ).

Оборудование: Политическая карта мира, Презентация к уроку, иллюстративный материал.

План урока:

  • Организационный момент. Вступительное слово учителя об антигуманности войны;
  • Анализ причин и предпосылок Первой мировой войны;
  • Знакомство учащихся с общественно-политическими течениями, философскими учениями и литературными произведениями рубежа XIX – XX вв., подготовивших общественное мнение европейских стран к войне (геополитика, социал-дарвинизм, пангерманизм и др.);
  •  Балканы – «пороховой погреб» под Европой;
  • «Сараевский инцидент» как повод к началу войны»;
  • Дипломатический кризис лета 1914 года: скатывание к войне;
  • Масштабы войны;
  • Планы воюющих сторон накануне и в начале войны (примерный анализ плана Шлиффена);
  • Военные действия в августе – сентябре 1914 года. Провал стратегии «блицкрига» и переход к позиционной войне
  • Краткое резюме к уроку
  • Объяснение домашнего задания

Краткое изложение хода урока

I. Организационный момент. Вступительное слово учителя. Первая мировая война стала прологом потрясений двадцатого века. В событиях 1914-1918 гг. – истоки многих процессов, определивших облик современного мира. Война, по сути, начала новую эпоху в истории человечества. Начатая ради величия империй, она через четыре года разрушила сами империи.

II. Причины и предпосылки Первой мировой войны

Слайд №2 Противоречия между двумя группами империалистических держав – Англией, Францией, Россией и США, с одной стороны, и Германией, Австро-Венгрией и Италией, с другой – как главная причина войны.

                Слайд №3         Развитие капитализма «вглубь» и «вширь» вело к обострению борьбы за передел мира на сферы влияния между «старыми капиталистическими странами» и «новыми». Особое место в этом «клубке противоречий» занимало англо-германское соперничество в экономической и военной сферах, нашедшее своё воплощение в стремительной экономической экспансии «второго рейха» и наращивании военно-морского флота этой страны.

        Работа с таблицей на стр. 76 учебника Н.В. Загладина с последующим анализом содержащейся в ней цифр

        Свои причины участвовать в этой войне были и у каждой отдельно взятой страны:

        Германия стремилась разгромить Англию, лишить её морского могущества и переделить французские, бельгийские и португальские колонии и утвердиться в богатых аравийских провинциях Турции, ослабить Россию, отторгнуть у нее польские губернии. Украину и Прибалтику, лишив её  естественных границ по Балтийскому морю; Австро-Венгрия рассчитывала захватить Сербию и Черногорию установить свою гегемонию на Балканах, отнять у России часть польских губерний; Турция при поддержке Германии претендовала на территорию русского Закавказья; Англия стремилась сохранить своё морское и колониальное могущество, разбить Германию как конкурента на мировом рынке и пресечь её притязания на передел колоний. Кроме того, Англия рассчитывала на захват у Турции богатых нефтью Месопотамии и Палестины, на захват которых питала надежду и Германия; Франция хотела вернуть Эльзас и Лотарингию, отнятые у неё Германией в 1871 г, и захватить Саарский бассейн; Россия вступила в войну с Германией и Австро-Венгрией, добиваясь свободного выхода черноморского флота через Босфор и Дарданеллы в Средиземное море, а также присоединия Галиции и нижнего течения Немана; поляки видели в войне возможность воссоздания государства, разрушенного разделами XVII; Италия даже находясь в союзе с Австро-Венгрией, мечтала вернуть свои земли Трентино,Триест и Фиуме .Долго колебавшаяся между Тройственного союза и Антантой Италия, в конечном счете связала свою судьбу с Антантой и воевала на её стороне из-за проникновения на Балканский полуостров; в течении трех лет войны Соединенные Штаты Америки занимали нейтральную позицию, наживаюсь на военных подставках обеим воюющим коалициям. США вступили в войну (апрель 1917 г), намеревался продиктовать ослабленным странам условия мира, обеспечивающие мировое господство американского империализма.

        Слайд №4         III.        Следует также отметить и стремление правящих режимов европейских стран использовать войну как способ решения внутренних проблем. Негативную роль сыграло и повсеместное распространение накануне войны националистических настроений, активно подогреваемое реакционными течениями и направлениями в общественной мыли – классической геополитикой, социал-дарвинизмом, некоторыми философскими учениями (философия жизни)

        Слайд №5         «Плохую службу» европейцам сослужил и тот факт, что после окончания франко-прусской войны (1870-1871 гг.) в Европе не было сколько-нибудь крупных войн. Европейская публика зачитывалась произведениями Майна Рида, Карла Мая, Луи Буссенара, Жюля Верна, романтизирующих войну, формирующих несколько идеализированный образ последней.

        Слайд №6        Мнение А.Франса вместо промежуточного резюме.

«Современники воспринимают войну как трагедию, потомки – как увлекательное приключение»

        Слайды  №7,  №8 и №9 IV-V. Начало войны: Война началась на Балканах – в регионе, имевшем репутацию «пороховой бочки» под Европой. Поводом к войне послужило убийство в Сараево 28 июня 1914 года эрцгерцога Франц-Фердинанда (наследника престола Австро-Венгрии) боснийским сербом Гаврилой Принципом.

        Убийство Франц-Фердинанда – основание для выдвижения австро-венгерского ультиматума Сербии.

 Учитель объясняет, почему выстрелы в Сараево привели к обострению отношений между Австро-Венгрией и Сербией. В частности, австрийские власти использовали этот «инцидент» для того, чтобы покончить с сербским национализмом.

        Слайд №10

  Далее классу предлагается проанализировать требования австро-венгерского ультиматума от 23 июля 1914 года, отдельно указав на сопутствующие обстоятельства, время его выдвижения и невозможность для Сербии и России без «потери лица» его удовлетворить.

VI. Далее учитель показывает, каким образом произошло раскручивание «трагического маховика» войны – механизм перерастания дипломатического конфликта в военный. 

        

        Слайд №11

25 июля Германия начинает скрытую мобилизацию: не объявляя её официально, на призывные пункты стали рассылать повестки резервистам.

26 июля Австро-Венгрия объявляет мобилизацию и начинает сосредотачивать войска на границе с Сербией и Россией.

28 июля Австро-Венгрия, заявив, что требования ультиматума не выполнены, объявляет Сербии войну. Австро-венгерская тяжелая артиллерия начинает обстрел Белграда, а регулярные войска Австро-Венгрии пересекают сербскую границу. Россия заявляет, что не допустит оккупации Сербии. Во французской армии прекращаются отпуска.

29 июля Николай II отправил Вильгельму II телеграмму, с предложением «передать австро-сербский вопрос на Гаагскую конференцию (в международный третейский суд в Гааге. Вильгельм II не ответил на эту телеграмму

29 июля в германской армии были прекращены отпуска.

30 июля частичная мобилизация начинается во Франции.

31 июля в Российской империи объявлена всеобщая мобилизация в армию. В тот же день в Германии было объявлено «положение, угрожающее войной». Германия предъявляет России ультиматум: прекратить призыв в армию, или Германия объявит войну России. Франция, Австро-Венгрия и Германия объявляют о всеобщей мобилизации. Германия стягивает войска к бельгийской и французской границам.

При этом утром 1 августа министр иностранных дел Англии Э. Грей обещал немецкому послу в Лондоне Лихновскому, что в случае войны между Германией и Россией Англия останется нейтральной, при условии, если Франция не будет атакована

4 августа немецкие войска вторглись во Францию

4 августа Англия объявляет войну Германии

Учитель показывает причинно-следственную обусловленность произошедшего; объясняет, каким образом локальный (местный) конфликт на Балканах привёл к «большой войне»

        Слайд №12 

VII. Масштабы и характер войны: мировая; приняло участие 38 государств; охватила Европу, Азию, Африку; огромные разрушения; бесчисленные жертвы.

        Слайд №13

 Далее следует демонстрация фрагмента документального фильма Н.К.Сванидзе из цикла «Исторические хроники» (Серия 1914 год), посвящённого началу войны (примерно 10 минут) и позволяющего закрепить услышанное ранее от учителя.

        Слайд №14

        VIII. Планы воюющих сторон.

 Учитель указывает на то, что все воюющие стороны заблуждались в отношении масштабов, продолжительности и возможной «цены» войны. Этот вывод  с неизбежностью вытекает из анализа тех сил и средств, которыми располагали страны в начале войны. Продолжительная война не входила в планы воющих сторон, на что указывает в том числе и «план Шлиффена».

 План Шлиффена — стратегический план командования Германской империи, который был разработан в начале XX века, чтобы одержать быструю победу в Первой мировой войне на Западном фронте в войне с Францией, и в войне с Россией на Восточном. В его основе – идея блицкрига

        Слайд №15

IX. Начало войны. Военные действия в августе – сентябре 1914 года.  Учитель рассказывает учащимся о планах воюющих сторон накануне войны и о том, как эти планы претворялись в жизнь в первые месяцы войны. Даётся краткая характеристика соотношения сил накануне войны (Антанта : 5.8 млн. чел. - 221 пехотная и 41 кавалерийская дивизии, 12 тыс. орудий, 600 самолетов, 300 крейсеров. Тройственный союз: 3.8 млн. чел., 10 тыс. орудий, 300 самолетов, 62 крейсера), и освещается кампания 1914 года. Германия длительно готовилась к войне; главный театр - европейский; главные фронты - западный и восточный; Германия и Австро- Венгрия воюют на 2 фронта; Западный фронт: 2 августа Германия оккупирует Люксембург; 4 августа Германия вторглась в Бельгию , 20 августа занят Брюссель; 21-25 августа развернулось приграничное сражение между Германией и Францией (Германия вторгается на территорию Франции); упорное сопротивление бельгийцев, французов и англичан; Россия приходит на помощь Франции; август 1914 г. - наступление в восточной Пруссии и Галиции; 5-9 сентября - битва на Марне.

Выступление учащихся с небольшими докладами о битве на реке Марне, а также восточно-прусской операции русских армий в августе-сентябре 1914 гг.

Слайд №16

 X. Подводятся итоги кампании 1914 года. Главный: неудача стратегии «блицкрига» и  переход к позиционной войне.

Демонстрация фрагмента из фильма Делберта Манна «На Западном фронте без перемен» (1979 год) по произведению Э.М.Ремарка может быть использована как иллюстрация бессмысленного, антигуманного характера войны.

XI. Домашнее задание: учащимся может быть предложено (помимо работы с параграфом) сформулировать тезисы ответа на тему: «Роль России в державном соперничестве на рубеже XIX – XX вв. и в начале XX века».



Предварительный просмотр:

        Некоторые пояснения, касающиеся особенностей проведения данного урока, а также методические рекомендации в отношении того, как должна даваться данная тема.

        

        Тема «Первая мировая война» относится к числу важнейших в курсах «Всеобщей» - и «Отечественной историй». Она представляется одной из самых сложных с точки зрения изложения, поскольку охватывает собой воистину неограниченный материал, который  необходимо преподнести сжато и компактно.

        Предлагаемая нами ниже разработка может быть использована (с определёнными корректировками с поправкой на особенности аудитории) как при изучении программы 9 класса, так и 11, при этом как в курсе «Всеобщей», так и «Отечественной» историй. Данную методическую разработку («Начало первой мировой войны») предпочтительнее вводить в курсе «Всеобщей истории», так как в ней в основном рассматриваются общие вопросы, связанные политической, геополитической ситуациями в мире накануне войны, а также  военно - стратегической обстановкой  лета 1914 года. В зависимости от наличия у преподавателя учебного времени она может быть использована в течение либо одного, либо двух уроков. Исходя из тех же соображений – времени, которым располагает учитель – целесообразно посвятить весь, или большую часть урока изложению новой темы.

        С точки зрения целей и задач, которые нам хотелось бы достичь на данном уроке 

-  Познакомить учащихся с Первой мировой войной, акцентировав основное внимание именно на данном уроке на предпосылки, причины её начала, а также военные действия в 1914 году (цель)

  • Раскрыть причины Первой мировой войны, стратегические цели и планы воюющих государств;
  • На конкретных примерах показать учащимся трагизм и бессмысленность войны;
  • Воспитывать учащихся в духе толерантности и гуманизма;
  • Развитие у учащихся навыков самостоятельного поиска информации через работу с историческими источниками;
  • Развитие  критического мышления, проявляющегося в способности решения проблемных задач

-  целесообразно  построить подачу материала таким образом, чтобы с самого начала направить учащихся на поиск самостоятельных ответов на стоящие вопросы. Роль учителя же заключается в том, чтобы выделить те проблемы, вокруг которых будет сроиться работа на уроке (см. ниже). Очень важно, чтобы это был не монолог, а диалог, предполагающий, конечно, что у ребят уже есть определённая базовая подготовка по данной теме. Поэтому в предложенной форме урок «Причины и начало Первой мировой войны» лучше давать в 11 классе с учётом того, что при существующей «концентрической» системе обучения с данной темой учащиеся встречались в 9 классе. Если же урок даётся в 9 классе, то необходимо заранее предусмотреть возможные формы участия ребят в работе, продумать, каким образом они могли бы «войти в тему». Возможно изложение нового материала самим учителем необходимо сочетать с выступлениями самих учащихся по заранее подготовленным темам – «Сараевский инцидент как повод к войне», «Битва на реке Марна», «Наступление русских армий в Восточной Пруссии» (вот только примерный перечень тем, которые можно предложить ребятам при подготовке к данному занятию).         

        Не следует забывать о том, что современный урок предполагает создание целостной, глубокой, содержательной картины истории, поэтому основное внимание следует уделить изложению фактической информации. Подача последней должна осуществляться  таким образом, чтобы без ущерба полноте и содержанию в тоже время оставить время для её интерпретации, обсуждения в рамках учебной аудитории. Поэтому важно «до мелочей» продумать форму и способ подачи учебного материала, чему, на наш взгляд, должна способствовать используемая учителем и понятная для учащихся, система разработанных им «кодов», «опорных конспектов». Элементы такой системы мы используем на наших уроках уже не первый год

 

        Квинтэссенцией всего урока должна быть мысль об антигуманном характере любой войны. Руководствуясь этой установкой, мы подошли к выбору в качестве сопроводительного материала к уроку документального фильма Н.Сванидзе «Исторические хроники. Год 1914», а также произведений представителей т.н. «потерянного поколения» - Э.М. Ремарка («На западном фронте без перемен»), Э.Хемингуэя («Прощай оружие»). Очень важно, чтобы аудио-видеоматериалы, фрагменты из литературных произведений и другой используемый на уроках дополнительный материал привлекался не ради заполнения соответствующей позиции в графе «многообразие используемых методических средств», а работал на достижение поставленной цели, а именно создание у учащихся стойкого неприятия войны как средства достижения каких бы то ни было целей; демонстрации её «неигрового» характера, что особенно важно сегодня, когда в нашу жизнь входят любители переноса в реальную жизнь из виртуальной разнообразных «военно - исторических реконструкций». В тоже время это позволит активизировать межпредметные связи, показать отражение исторических событий (Первой мировой войны) в литературном процессе.

        «Нельзя объять необъятное» (Козьма Прутков). Эта установка предполагает, что из всего многообразия фактов и проблем следует остановиться на тех, которые действительно позволят ответить на  ключевые для понимания темы «Первой мировой войны» вопросы: почему она стала возможна? Насколько она была неизбежна? Какова была расстановка сил накануне войны и как она менялась уже в ходе войны и т.п. В тоже время изучение данной темы важно тем, что позволяет вывести всех нас –  взрослых и  детей, учителей и учащихся, профессионалов и интересующихся историей – на вопросы универсального, вечного характера о причинах и месте войны как таковой в истории. В частности, при рассмотрении темы «Начало Первой мировой войны» следует с самого начала указать ребятам на то, что трагедия 1914 года была вызвана не только целой серией ошибок и просчётов политического и военного руководства ведущих держав мира, но и факторами более фундаментального свойства. Общественное мнение не только т.н. «империалистических стран» - Германии, Италии, России, Франции, Австро-Венгрии, Великобритании и др., - но даже таких стран, как Сербия, Болгария, Греция, периода кануна войны представляло собой взрывоопасную смесь, состоящую из идей агрессивного национализма с его упованием на право наций решать свои внутренние проблемы за счёт аннексии чужих территорий, преклонения перед Силой (отсюда популярность людей в форме, стремление даже первых лиц в государстве представать перед своими подданными в военных мундирах), и романтизации войны. Даже такие неангажированные в других отношениях мыслители, как Бердяев, Вебер, Зомбарт, говорили о некоей «очистительной миссии» войны, или о «непримиримой противоположности русского и германского духов».  

        Свою роль в создании «атмосферы ненависти» сыграли и имевшие большую популярность в самых широких слоях населения социал-дарвинистские, шовинистические идеи, а также геополитика в том виде («геополитика войны»), в котором она сложилась на рубеже XIX – XX веков в работах Ратцеля и Челлена, Маккиндера и Мэхена, исходившая из идей «жизненного пространства», якобы необходимого для полноценного развития «народного организма».

        Динамичное экономическое развитие ведущих стран мира накануне войны также, как это ни парадоксально прозвучит, сыграло скорее дестабилизирующую роль, поскольку придавало уверенности тем, кто полагал возможным конвертировать обретённые в ходе бурного предвоенного экономического роста преимущества в достижение решающего превосходства над своими оппонентами. Особенно это было актуально для России, хотя и Витте, и Столыпин, и Коковцев предупреждали о неизбежном пагубном влиянии войны на развитие страны.

        Голоса этих людей были не услышаны, как и слабые голоса деятелей культуры, интеллигенции разных стран – Я.Гашека, Р.Роллана, А.Барбюса, М.Горького и некоторых других, выступивших против всеобщего безумия. В связи с этим, очень важным видится показать учащимся, почему условная «партия мира» проиграла тогда (как неоднократно проигрывает  и в других случаях) условной «партии  войны».

        Интересно также проследить за тем, как менялось отношение к войне со стороны различных слоёв населения в воюющих странах по мере того, как выявлялся её  «неигровой» характер. И хотя эта тенденция выходит за рамки данной темы – «Начало Первой мировой войны», поскольку 1914 год был отмечен всеобщими воодушевлением и эйфорией по поводу начала «очищающей бури» - тем не менее очень важно зафиксировать внимание учащихся на том, что расплата за имперские амбиции, недальновидность элит и поддерживающих их в этом низов – неизбежна.

        При рассмотрении события, послужившего поводом к началу «бойни 1914-1918 годов» - «сараевского инцидента», следует акцентировать внимание ребят не только на ситуации на Балканском полуострове, у которого сложилась репутация «пороховой бочки Европы» (объяснит, что стояло за этим), но и показать, каким образом эскалация напряжённости в таких проблемных регионах способна приводить к катастрофам планетарного масштаба. Очевидно, что необходимо также рельефно высветить и «узкие места» т.н. «дипломатии коалиций», ведь именно обязательства государств друг перед другом (России перед Сербией, Великобритании перед Бельгией, Германии перед Австро-Венгрией) существенно сузили пространство для манёвра для дипломатов и политиков.  

        Перед тем, как рассказать о начале военных действий следует остановиться на рассмотрении военно-стратегических доктрин ведущих стран мира начала XX века, не ограничиваясь при этом разбором «плана Шлиффена» (ребята должны сами дать ответ на вопрос о том, почему именно германское командование было заинтересовано в том, чтобы войны велась в формате «блицкрига»), но и указав на очевидное сходство военных доктрин стран «Четверного союза» и стран Антанты. Едва ли затягивание войны входило в планы хотя бы одной из воющих стран. Кроме того, следует напомнить учащимся о имевшей место недооценке масштабов грядущего противостояния, которая имела место в обоих воюющих лагерях (запасы вооружения, обмундирования и других необходимых для ведения войны средств были рассчитаны максимум на 3-4 месяца).

        При изложении собственно военных действий требуется сконцентрироваться не столько на фактической стороне вопроса (Это может быть сделано и силами самих ребят. Здесь уместно и целесообразно, как нам кажется, выступление т.н. «экспертов» из числа интересующихся военной тематикой ребят с докладами, посвящёнными сражению на Марне, или военным действиям в Восточной Пруссии в августе-сентябре 1914 года; возможно также, при наличии достаточного времени и сообщение о военных действиях на море), сколько на  таких проблемных комплексах, как:

  • Связь внутреннего и внешнего, фронта и тыла, войны, политики и экономики: объективная неготовность России к войне проявила себя уже в первом же сражении этой войны – Восточно-Прусской операции, показавшей, что у России не было на тот момент ни материальных, ни кадровых, ни организационных средств для успешного ведения войны (что, конечно, не исключает высоких моральных качеств, как русских солдат, так и офицеров, о чём тоже обязательно должно быть упомянуто во время урока);
  • Принципиально новый характер войн новейшего времени (в том числе, разумеется,  и первой мировой войны) как с точки зрения новых технических средств, которыми располагали воюющие стороны, так и с точки зрения взаимосвязи, взаимозависимости военных действий, ведущихся на разных фронтах (западе, востоке) и в разных средах (суша – море).

        В заключение темы обязательно необходимо «перебросить мостик» в следующую тему – «Военные действия после 1914 года», указав на некоторую предопределённость «военного фиаско» Четверного союза, не добившегося в 1914 году не только локального результата (вывести из войны Францию), но и допустившего рокового для себя перерастания войны из наступательной в позиционную. Следует рассказать об особенностях позиционной войны, объяснить, почему именно такой «формат» военных действий наиболее соответствовал «духу» Первой мировой войны (и не соответствовал будущей Второй мировой).

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическая разработка урока по теме:" Причины и начало Первой мировой войны"

Урок предназачен ля учащихся 9-классов,с целью познакомить учащихся с причинами Первой мировой войны,ее влиянием на социально-экономическое и политическое положени стран,вступивших в войну,выявить цел...

Олимпиада по истории для 9 классов "Забытая война", посвященная 100-летию начала Первой мировой войны (Конкурс "Забытая война")

Олимпиада по истории для 9 классов«Забытая война», посвященная 100-летию  начала Первой мировой войны                        ...

Сценарий урока "Первая мировая война". Создаем учебный фильм. Урок-проект. 9 класс.

Конспект урока в 9 классе по теме "Первая мировая война". Урок выстроен с учетом требований новых стандатртов. Включает 4 этапа:этап актуализации знаний, этап - построение учебной задачи, этап - решен...

Урок,9 класс, 2 часа по теме: "Россия в Первой мировой войне" и презентация к уроку

В теме урока актуализация знаний проводится по причинам, поводу  к войне, характеру, участникам войны с помощью разнообразных заданий. Обучающиеся выясняют социально-экономическое и политическое ...

Урок,9 класс, 2 часа по теме: "Россия в Первой мировой войне" и презентация к уроку

Презнтация по теме содержит большой материал: причин, повода к войне, участников войны, общую характеристику сторон. Речь идёт об исторических персоналиях: монархах, командующих армиями и фронтами, по...

Великобритания до Первой мировой войны. Рабочий лист к уроку

История Нового времени 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций / А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина...

Урок истории в 10 классе "Российская империя в Первой мировой войне" с использованием материала музея «Истории 86-го пехотного Вильманстрандского полка».

Целью урока является: сформировать представления о роли России в Первой мировой войне и результатах военных действий в кампаниях 1914-1916 гг.. На этом уроке  учащиеся проходят в школьный музей ...