Классный час "Международный день памяти жертв Холокоста"
классный час по истории (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Анна Маралова

Сценарий классного час, посвященного 27 января 1945 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon holokost.doc137.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Это не должно повториться!…»

Сценарий внеклассного мероприятия (литературно-музыкальная композиция), посвященного памяти жертв Холокоста.

(1 слайд. Титульный лист.)

Звучит “Реквием” Моцарта, на фоне которого читается стихотворение Мусы    Джалиля “Варварство”. (Петренко Анастасия)

Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришел хмельной майор и медными глазами
Окинул обреченных… Мутный дождь
Гудел в листве соседних рощ
И на полях, одетых мглою,
И тучи опустились над землею,
Друг друга с бешенством гоня…
Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля.
Своими видел я глазами,
Как солнце скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучу вышло на поля,
В последний раз детей поцеловало,
В последний раз…

Детей внезапно охватил испуг, -
Прижались к матерям, цепляясь за подолы.
И выстрела раздался резкий звук,
Прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной.
Ребенок, мальчуган больной,
Головку спрятал в складках платья
Ещё не старой женщины. Она
Смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка!
Все понял, понял все малютка.
Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать! –
Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже,
Нагнувшись, подняла двумя руками мать,
Прижала к сердцу, против дула прямо…
Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!
Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь? –
И хочет вырваться из рук ребенок,
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.
Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты вольно.
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно. –
И он закрыл глаза. И заалела кровь,
По шее лентой красной извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь!
Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.
Заплакала земля в тоске глухой.
О, сколько слез, горячих и горючих!
Земля моя, скажи мне, что с тобой?
Ты часто горе видела людское,
Ты миллионы лет цвела для нас,
Но испытала ль ты хотя бы раз
Такой позор и варварство такое?
Страна моя, враги тебе грозят,
Но выше подними великой правды знамя,
Омой его земли кровавыми слезами,
И пусть его лучи пронзят,
Пусть уничтожат беспощадно
Тех варваров, тех дикарей,
Что кровь детей глотают жадно,
Кровь наших матерей…

Ведущий 1.

Мы приветствуем всех присутствующих в этом зале. Сегодня проводится внеклассное мероприятие, посвященное знаменательной дате: 27 января 1945 года  войсками советской армии был освобожден крупнейший концентрационный лагерь «Освенцим» (по-немецки – Аушвиц), созданный гитлеровцами в годы II мировой войны на территории Польши, в котором было уничтожено более 1,5 млн. человек. Эту дату весь мир отмечает как день памяти жертв Холокоста.                                                                               Тема выбрана не случайно и является актуальной в настоящее время. Будущее поколение не должно забывать об ужасах человеческой ненависти и нетерпимости в годы Холокоста. Помнить всех тех, кто выжил в то ужасное время и тех, кто помог им освободиться, чтить память  тех, кто оставил там свои жизни. А главное не допустить, чтобы этот ужас когда-нибудь повторился вновь.                                                                                      

 

 «Души Холокоста», читает  Симакова Ольга

        …Бродят тучи над планетой,

Словно пленники в неволе.

В душном воздухе, прогретом,

Слышатся мне звуки боли.                                                                                              Это души Холокоста,                                                                                                                     Чьи разбросанные кости,                                                                                                                Что остались без погоста,                                                                                                                 Стонут, просятся к нам в гости.

Просят, чтобы их согрели,

И обмыли, и одели,

И земле родной предали,

И молитву прошептали.                                                                                                      А в просторах неба где-то                                                                                                       Тихо бродят тени гетто,                                                                                                            Словно звездочки на небе,                                                                                                  Только нету с ними ребе.

Тихо, буднично и просто,

Бродят души Холокоста...

Ведущий 1. (2 слайд.  Холокост: память и предупреждение.)

Холокост (Holocaust) – от древнегреческого Holocaustosis, означающего «всесожжение», «уничтожение огнём», а также «жертвоприношение посредством огня». В современной научной литературе и публицистике обозначает политику нацистской Германии, её союзников и пособников по преследованию и уничтожению еврее в 1933 – 1945г,  которые подвергались дискриминации, зверствам и жестоким убийствам. Впервые это слово зазвучало  в 1960-е годы благодаря книгам будущего лауреата Нобелевской премии мира еврейского писателя Эли Визеля, узника Освенцима и Бухенвальда, вся семья которого погибла в нацистских лагерях. Холокост - это «синоним» газовых камер, крематориев, сжигающих детей, женщин, стариков, это массовый расстрел невинных мирных людей по одной только причине - принадлежность к еврейскому народу. Холокост – это беспрецедентное явление, унёсшее жизни 6 миллионов человек.

«Освенцим…»

Рваные тучи кружат вереницей
ржавая копоть и гарь
гул к котловине небес Аушвица
сорок четвертый январь

отблески ламп в нержавеющих душах
пепельный дым белый дом
искорки ввысь уходящие души
освобождённых трудом

звездочка теплится точкой во мраке
превозмогая циклон
люди на ощупь идут по бараку
словно волхвы на поклон
в угол где мать пеленает младенца
нары как будто ковчег
на Освенцим падает снег…

Ведущий 2. (3 слайд.)                                                                                                                 Освенцим - небольшой город  на юге Польши. К двадцатым годам ХХ столетия его население составляло немногим более 10 тыс. жителей, примерно половину из них составляли евреи. В начале второй мировой войны окрестные земли был включены в состав Третьего рейха.                                                                                                                                                                                      ОСВЕНЦИМ… – самый крупный концентрационный лагерь    уничтожения евреев в годы  Второй мировой войны, «самая большая фабрика смерти нацистов».                                     Концлагерь Освенцим был основан гитлеровцами в 1940 году на территории Польши для содержания политзаключенных. Вскоре в связи с близостью к железнодорожному узлу лагерь превратился в гигантский комплекс по уничтожению людей, которых свозили со всей Европы.                                                                                                                                       Освенцим, этот город ужасов, стал своеобразным символом – «планетой, наполненной трупами», которые лежат тяжким грузом на совести всего человечества.                           Концлагерь занимал огромную территорию, на которой содержалось до 100 тысяч узников.                                                                                                                                                                            В январе 1942 года в пригороде Берлина, Ванзее, состоялась конференция, на которой гитлеровскими нацистами было принято «окончательное решение» еврейского вопроса, что означало тотальное уничтожение еврейского населения Европы. Но еще в 1941 году рейхсфюрер Генрих Гиммлер избрал лагерь в Освенциме местом проведения программы тотального уничтожения еврейского населения.                                                                                  С этого времени Освенцим стал «фабрикой смерти». Его узники были обречены на уничтожение голодом, тяжелой работой, «медицинскими» экспериментами, а также на немедленную смерть в результате расстрелов и удушья газом. Большинство узников погибло сразу же после прибытия без регистрации и обозначения лагерными номерами. Именно поэтому очень сложно установить точное число убитых.

Ведущий 1. (4 слайд. Схема бывшего концентрационного лагеря Освенцим-I (Аушвиц)).

Одним из бедствий лагерной жизни были поверки, на которых проверяли численность заключенных. Они длились по несколько, а иногда свыше десяти часов. Лагерные власти очень часто объявляли штрафные поверки, во время которых узники должны были сидеть на корточках или стоять на коленях. Бывали и такие случаи, когда им приказывали держать руки поднятыми вверх в течение нескольких часов.

Система наказаний, применяемая СС была одним из фрагментов хорошо запланированного уничтожения заключенных. Заключенный мог быть наказан за всё: за слишком медленную – по мнению эсэсовца – работу; за то, что справлял физиологическую нужду во время работы.

Ведущий 2. (5 слайд.  Схема бывшего концентрационного лагеря Освенцим-II (Аушвиц – Биркенау)).

Бывший комендант лагеря Рудольф Гесс заявил: «Аушвиц-Биркенау вообще был предназначен исключительно для евреев».

Большинство евреев, обреченных на смерть, прибывало в концлагерь Аушвиц с убеждением, что их вывозят «на поселение» на восток Европы. В особенности обманывали евреев из Греции и Венгрии, которым гитлеровцы продавали несуществующие участки под постройку, сельские хозяйства, магазины, предлагали работы на фиктивных заводах. Поэтому люди, направленные на уничтожение в лагерь, часто привозили с собой самые ценные вещи из своего имущества.

Ведущий 1.   (6 слайд. Это было что-то вроде… Ада…)

Многочисленные врачи СС, работавшие в лагере, ставили на заключенных  преступные эксперименты. Так, например, профессор Карл Клауберг с целью разработки быстрого метода биологического уничтожения  неугодных гитлеровцам народов проводил на женщинах-еврейках  опыты по стерилизации.

Доктор Йозеф Менгеле, главный врач Освенцима, в рамках генетических и антропологических опытов проводил эксперименты на детях-близнецах и детях с физическими недостатками; он вводил в вены и сердце заключенных вредные препараты, чтобы определить степень страдания, которой можно достичь, и проверить, насколько быстро они приводят к смерти. Кроме того, в Освенциме осуществлялись разного рода опыты с применением новых лекарств и препаратов: в эпителий заключенных втирались токсические субстанции, проводилась пересадка кожи и т.д.

«Дети в Освенциме»

Мужчины мучили детей.

Умно. Намеренно. Умело.

Творили будничное дело,

Трудились – мучили детей.

И это каждый день опять,

Кляня, ругаясь без причины.

А детям было не понять,

Чего хотят от них мужчины.

За что обидные слова,

Побои, голод, псов рычанье.

И дети думали сперва,

Что это за непослушанье.

Они представить не могли

Того, что могут быть убиты:

По древней логике земли

От взрослых дети ждут защиты.

А дни все шли, как смерть страшны,

И дети стали образцовы;

Но их все били. Так же. Снова.

И не снимали с них вины.

Они хватались за людей.

Они молили. И любили.

Но у мужчин идеи были:

Мужчины мучили детей.

И по приказу, точно в срок,

вконец измучив, убивали,

и подводя всему итог,

на склады туфельки сдавали.

Я жив. Дышу. Люблю людей.

Но жизнь, бывает, мне постыла,

Как только вспомню: это было –

Мужчины мучили детей.        

Ведущий 2. (7 слайд.  Так фотографировали узников, прибывающих в лагерь.)

Регистрационная карта узника.

У прибывших узников забирали одежду и все предметы личного пользования, их стригли, а потом им ставили номера и регистрировали. Первоначально каждого из узников фотографировали в трех позициях. В 1943 г. ввели татуировку.

Со всем педантизмом гитлеровцы заносили в регистрационную карту следующие данные узника: фамилия, имя; дата и место рождения; кем работал до войны; воинское звание; религиозная принадлежность; страна проживания и домашний адрес; данные о родственниках; дата прибытия в концлагерь.

Ведущий 2.   (8 слайд.  «Книга регистрации умерших».

В «Книге умерших» записи делались ежедневно.

Первая графа – порядковый номер записи;

Вторая графа – номер узника;

Третья графа – корпус (блок), где содержался узник;

Четвертая графа – дата смерти;

Пятая графа – время смерти;

Шестая графа – фамилия, имя, дата рождения.

Седьмая графа – причина смерти.

В графу «время смерти» внесено время смерти с промежутками в 5-10 минут. Судя по записям, узники умирали только  в «рабочее время» гитлеровцев.

В графу «причина смерти» выписывалось название болезни на латинском или немецком языке. Чаще всего причиной смерти названы «сердечная недостаточность», «пневмония». Ни в одном случае не указывались ни расстрел, ни удушье газом.

Ведущий 1.  (9 слайд. Ворота Смерти (Освенцим II – Биркенау)).

В связи с близостью к железнодорожному узлу лагерь превратился в гигантский комплекс, вмещающий в себя около 40 различных объектов, среди которых самыми известными были Освенцим I (Штаммлагер), Освенцим II (Биркенау), Освенцим III (Моновиц).
Со всех концов Европы мчались сюда составы с товарными вагонами, набитыми до отказа. Эшелоны смерти, забитые людьми, потерявшими счет несчастьям, едущими вместе с задохнувшимися, умершими в дороге.

Сразу же после прибытия офицеры и врачи СС проводили «селекцию» (отбор) депортированных евреев, направляя трудоспособных в лагерь, а стариков, детей, беременных женщин и всех, кто выглядел больным или ослабшим – в газовые камеры. По свидетельству Рудольфа Гесса, в газовые камеры направляли около 70-75% привезённых узников. Однако и направление на работы тоже вскоре заканчивалось смертью. Мало кто оставался живым в этом варварском логове.

«Пепел Биркенау»

Как ветер, как рой насекомых,

Как свежий ночной холодок,

Как облаков невесомых

Густой предрассветный поток,

Как скудная пища больного,

Как бабочки легкой пыльца,

Как в песне случайное слово.

Как снег на губах мертвеца,

Как в зыбкой воде отраженье

Мерцания звездных лучей, -

Легко, невесомо забвенье,

Как облако или ручей…

Над ржавою гнилью оврага

В смешении света и мглы,

Как клочья истлевшего флага,

Взметаются хлопья золы.

На трактах, телами мощенных,

Господствует чертополох.

Но в пепле неотомщенных

Отмщенья огонь не заглох.

Чтоб мы, вспоминая о прошлом,

Очистились в этом огне,

Земля, прилипая к подошвам,

«Запомни!»- взывает ко мне…

Как слово прощанья, прощенья,

Как тяжесть чугунной плиты,

Как накануне решенья

Внезапный прилив немоты,

Так тяжко воспоминанье

О них, кого больше нет…

Погибшие в газовой бане

Любили любовь и рассвет,

Стихи и ночные аллеи

Где слышен дроздов разговор.

О память! Она тяжелее

Громоздких гранитных гор…

Но тех, кто хранит эту память,-

Их много, им нет числа.

Та память убийц достанет

Из всех нор, из любого угла.

Серый пепел витает над нами,

Мечется ветер сквозной,

Серыми семенами

Засеяв простор земной,

Чтоб внукам в предостереженье

Посев тот однажды взошел,

Чтоб легок он был, как забвенье,

Как память людская, тяжел.

Чтоб, глядя на эти всходы,

Миллионы людей земли

Во имя любви и свободы

От гибели мир берегли.

Ведь те, кто поверил в надежду,

Не устрашатся угроз.

В зеленую чудо-одежду

Рядятся ветви берез.

И голуби – шумные звенья –

Плывут над холмами золы,

Легки, как людское забвенье,

Как память людей, тяжелы.

Ведущий 2.  (10 слайд.  «Селекция».)

Селекция у железнодорожных путей в Биркенау. Именно здесь, по свидетельству выживших, близкие навсегда теряли друг друга. Врачи и офицеры СС отбирали тех, кто пойдет «на работы».

В верхней части верхнего снимка видна колонна, состоящая в основном из стариков, женщин и детей. Их ведут в газовую камеру крематория.

Фотографировать «окончательное решение» еврейского вопроса было запрещено, однако многие немецкие солдаты нарушали этот запрет, особенно во время массовых расстрелов. Солдаты, приезжая в отпуск, привозили такие снимки домой, чтобы показать своим домашним и друзьям.

Ведущий 2.  (11 слайд. Главные ворота концлагеря Освенцим-I с надписью: «ARBEIT MACHT FREI» («Работа делает свободным»)).

Миллионы людей прошли здесь навстречу своей смерти.

Циничный лозунг на воротах призван был убедить прибывающих заключенных в том, что нацисты не питают никаких злых намерений по отношению к ним. В действительности подавляющее большинство евреев, которые читали эту надпись, были убиты в первые же 24 часа.

Через эти ворота заключенные ежедневно отправлялись на работу и возвращались 10 часов спустя. В маленьком скверике рядом с лагерной кухней лагерный оркестр играл марши, которые должны были бодрить заключенных и облегчать эсэсовцам их пересчёт. Лагерный оркестр играл, когда узники шли на работу, когда возвращались с работы… Играл, когда колонны узников шли в газовые камеры…

Ведущий 1.   (12 слайд. Циклон Б.)  

В конце 1941 г. В Освенциме начались массовые уничтожения узников газом. Для умерщвления 1500 человек  требовалось 5-7 кг газа.

Нацисты тщательно изучали различные способы уничтожения людей. В конечном итоге они пришли к выводу, что оптимальный способ убийства – использование газа (газа-цианида, именовавшегося Циклон Б).

По прибытию в лагерь, после селекции, эсэсовцы убеждали заключенных в том, что их отправляют в баню. Узникам велели снимать одежду, после чего они перегонялись в следующее помещение, имитирующее баню. Под потолком были расположены душевые отверстия, из которых никогда не текла вода. В помещение площадью 210 м² эсэсовцы вводили около 2000 жертв. После того, как закрывались двери газовой камеры, через отверстия, находящиеся в потолке, поступал ядовитый газ циклон Б. Люди умирали в течение 15-20 минут. У убитых вырывали золотые зубы, обрезали волосы, снимали кольца и серьги. Потом трупы транспортировали к печам крематория.

Циклон Б выпускала фирма «Degesch», которая в период 1941-1944 гг. от продажи этого газа получила почти 300 тысяч марок прибыли.

 В период 1942-1943 гг. только в Освенциме было применено около 20 тысяч кг циклона Б. После освобождения Освенцима на лагерных складах были найдены пирамиды использованных банок из-под циклона Б и даже банки с неиспользованным содержимым.

«Лагерь уничтожения»

И тогда подошла к нам, желта как лимон,

Та старушка восьмидесяти лет,

В кацавейке, в платке допотопных времен –

Еле двигавший ноги скелет.

Синеватые пряди ее парика

Гофрированы были едва.

И старушечья в синих прожилках рука

Показала на оползни рва.

- Извините! Я шла по дорожным столбам,

По местечкам, сожженным дотла.

Вы не знаете, где мои мальчики, пан,

Не заметили, где их тела?

Извините меня, я глуха и слепа,

Может быть среди польских равнин,

Может быть, эти сломанные черепа –

Мой Иосиф и мой Веньямин.

Ведь у нас под ногами не щебень хрустел.

Эта черная жирная пыль –

Это прах человечьих обугленных тел.-

Так сказала старуха Рахиль.

И пошли мы за ней по полям. И глаза

Нам туманила часто слеза.

А вокруг золотые сияли леса,

Поздней осени польской краса.

Там травы золотой сожжена полоса,

Не гуляют ни серп, ни коса.

Только шепчутся голоса, голоса,

Тихо шепчутся там голоса:

- Мы мертвы. Мы в обнимку друг с другом лежим,

Мы прижались к любимым своим,

Но сейчас обращаемся только к чужим,

От чужих ничего не таим.

Сосчитайте по выбоинам на земле,

По лохмотьям истлевших одежд,

По осколкам стекла, по игрушкам в золе,

Сколько было тут светлых надежд.

Сколько солнца и хлеба украли у нас,

Сколько детских засыпали глаз.

Сколько иссиня-черных остригли волос,

Сколько девичьих кос расплелось.

Сколько крохотных юбок, рубашек, чулок

Ветер по свету гнал и волок.

Сколько стоили фосфор, и кровь, и белок

В подземелье фашистских берлог.

Эти звезды и эти цветы – это мы.

Торопились кончать палачи,

Потому что глаза им слепили из тьмы

Наших жизней нагие лучи.

Банки с газом убийцы истратили все.

Смерть во всей ее жалкой красе

Убегала от нас по асфальту шоссе,

Потому что в вечерней росе,

В трепетанье травы, в лепетанье листвы,

В очертанье седых облаков,-

Понимаете вы!- мы уже не мертвы,

Мы воскресли на веки веков.

Ведущий 1.  (13 слайд. Стена Казни.)

Перед Стеной Казни эсэсовцы расстреляли несколько тысяч узников.

На территории Освенцима-I гитлеровцы устроили «Корпус смерти», который был изолирован от остальной части лагеря. В его подземельях находилась лагерная тюрьма.

Во внутреннем дворике корпуса эсэсовцы применяли наказание плетьми и наказание «столбом», которое состояло в том, что заключенного подвешивали за скрюченные за спиной руки. Здесь же была устроена Стена Казни.

…Люди со всего мира приезжают сюда, приносят цветы и зажигают поминальные свечи.

Ведущий 2.  (14 слайд.  Крематорий.)

Начальник лагеря заявлял узникам, что они «…прибыли в концентрационный лагерь, из которого только один выход – через трубу крематория».

На территории Освенцима было 5 крематориев. В каждом из них было по пять печей с тремя топками. В каждой топке можно было сжечь в течение суток около 2000 трупов. Но крематории не справлялись: слишком велико было количество убитых.

По словам бывшего начальника концлагеря Р.Гесса, тогда, кроме крематориев, «начали сжигать трупы, сначала на кострах, в среднем, по две тысячи трупов, а позднее в ямах, очищенных от предыдущих трупов. Сначала их обливали нефтью, а потом метанолом. Сжигание трупов в ямах производилось непрерывно, круглосуточно…»

Заключённых, которых заставляли бросать трупы в печи крематория, затем очищать печи от пепла, самих убивали через несколько недель или месяцев этой отвратительной работы. Нацисты не желали иметь живых свидетелей своих преступлений.

«Ботинки»

Зеленые туфельки, черные боты…

Ботинки искусной и грубой работы.

Ботинки любого размера и цвета,

ботинки из тюрем,

ботинки из гетто,

ботинки танцоров,

портных и ученых,

на голод и муки

и смерть обреченных,

задушенных газом.

Горою лежат –

не охватишь их глазом.

Им снятся еще в полумраке дороги.

Им снятся

босые и крепкие ноги.

Им снятся подъемы,

и спуски,

и пляски…

Над ними плывут облака без опаски,

летят журавли и висят паутинки.

Ботинки,

                ботинки,

                                ботинки,

                                               ботинки!..

Ведущий 1.  (15 слайд. Лагерная ограда… Километры колючей проволоки…)

Лагеря в Освенциме (Аушвиц I, Аушвиц II – Биркенау) в настоящее время сохранились в виде музея (основан в 1947 г.) под открытым небом. Гитлеровцы не успели их уничтожить. Огромная территория, свидетельствующая о злодеяниях фашизма, была опоясана тремя рядами колючей проволоки, пронизанной электрическим током высокого напряжения. Кажется, будто не провода, а сама измученная земля стонет голосами погибших. За массивными бетонными столбами высятся башни, сторожевые вышки, в которых эсэсовцы, вооруженные автоматами и пулеметами, охраняли лагерь. Почти на 50 км² расположился созданный гитлеровцами гигантский город смерти.

Зло оставило свой неизгладимый след…  Даже природа хранит память о чудовищных преступлениях против человечества…Птицы редко залетают сюда…

Ведущий 1.  (16 слайд.   Лагерные бараки.)

 «…Вы смотрите и не верите. Бараки выглядят такими мирными и невинными. Словно говорят: да нет же, нет – это ложь. Этого никогда не было. Посмотрите: зеленые лужайки, трава… солнце…

…Здесь убивали людей?!»

Условия обитания для узников в бараках были катастрофическими. Заключенные спали на соломе, разбросанной по бетонному или земляному полу. В помещении, в котором едва умещалось 40—50 человек, находилось около 200 заключенных.

Малярийный климат Освенцима, плохие жилищные условия, голод, скудная одежда, не стиранная и не защищающая от холода, крысы и насекомые приводили к массовым эпидемиям, которые резко сокращали ряды узников.

Ослабевших узников отправляли на смерть в газовые камеры либо умерщвляли, вводя им непосредственно в сердце дозу фенола.

«Поздним вечером»

Может, я сентиментален, может…

Но когда домой я прихожу,

На дочурки туфельки в прихожей,

Замирая, с нежностью гляжу.

Прежде чем («Ты спишь, моя родная!»)

Подойти к кровати, не дыша,

Я любуюсь ими, представляя,

Как она в них бегала, спеша…

Сбросила, нырнув под одеяло

С головой, как птенчик под крыло.

В туфельках, мне кажется, осталось

Резвых ножек дочкиных тепло.

И знакомый запах детской кожи –

Сладкий, как в июне клевера.

Может, я сентиментален…

Может,

Даже слаб в такие вечера,

Сам собою даже не владею…

Но (уж ты мне, милая, прости!)

Жжет меня в тот миг одно виденье,

Неправдоподобное почти.

Туфельки. Ботиночки…

Их было,

Разноцветных, может, миллион.

И во мне все сжалось, все застыло,

Все окаменело.

Даже стон.

Я глядел на них и – вместе – слушал:

Вскрик… Огонь…

И вновь – огонь. Стеной.

Туфельки – они взорвали душу.

С той поры они навек со мной.

Синие – они через порожек

Прыгали, носились вдоль реки…

Розовые, сброшены в прихожей,

Отдыхали, словно лопушки.

А потом…

Глядел я и не верил:

Туфелек – гора под потолок…

Их (да люди ль это были? Звери!),

Гогоча, срывали с детских ног.

С исхудавших – эти вот ботинки,

Тапочки…

Срывали без стыда.

Нет тепла в них.

Высохли слезинки,

Что упасть могли на них тогда.

…Шли назад мы,

                              робко приминая

Жирную Освенцима траву.

Жаворонок в небе пел. Играя,

И шиповник дикий цвел во рву.

Шли мы. Каменели наши лица,

Словно мы не летом шли – зимой.

…Может быть, и с вами так случится:

Вечером вернетесь вы домой

И, увидев детские в прихожей

Туфельки –

                    в шнурках и ремешках,-

Как и я, растрогаетесь тоже,

Нежно их подержите в руках…

Ведущий 2.  (17 слайд. Концлагерь Освенцим -II – Биркенау.)

Лагерные бараки.

Платформа, на которую прибывали эшелоны депортированных в лагерь, и железнодорожная ветка, ведущая к крематорию.

Наряду с казнями и газовыми камерами, эффективным средством уничтожения узников была изнурительная работа. Узнику приказывали исполнять работу бегом, без секунды отдыха. Темп работы, мизерные порции пропитания, а также постоянные побои и издевательство увеличивали смертность.

Ведущий 2.   (18 слайд.  Узники Освенцима.)

Замученные гитлеровцами узники Освенцима.

Картина бывшего узника Освенцима Мариана Колоджея, («Клише памяти. Лабиринты»).

Освенцим – это особая история. Индустрия смерти – изощрённые способы уничтожения людей, в основном по одному признаку, национальному. Здесь были уничтожены евреи из 27 стран.

История Освенцима нашла свое отражение в искусстве: в литературе, в живописи, в музыке.

Мариан Колоджей – театральный художник.  Он чудом уцелел в Освенциме, но никогда не вспоминал о пережитом кошмаре. После 50 лет молчания он заговорил об Освенциме и создал потрясающую художественную историю об ужасах «фабрики смерти».

Выставка его картин кочует по странам мира, призывая людей к толерантности и человеколюбию.

«О, Вы, искушенные»

О, вы, искушенные,

известно ли вам,

что взгляд сияет от голода

и тускнеет от жажды?

О, вы, искушенные,

известно ли вам,

что можно увидеть труп матери

и не проронить ни слезинки?

О, вы, искушенные,

известно ли вам,

что утром можно хотеть смерти,

а вечером бояться ее?

О, вы, искушенные,

известно ли вам,

что день бывает длиннее года,

а минута – дольше целой жизни?

О, вы, искушенные,

известно ли вам,

что ноги уязвимее глаз,

нервы крепче костей,

а сердце тверже стали?

Известно ли вам,

что страдание беспредельно,

а ужас бездонен?

Знаете ли вы все это,

вы, искушенные?

Ведущий 1.  (19 слайд. Это было. Было, было, было…)

Концентрационный лагерь – это символ бесчеловечности, которую люди способны проявить по отношению к другим людям. Здесь был другой мир. Особый мир, не похожий ни на что, оторванный от цивилизации. Мир, в котором человеческая жизнь не имеет никакой ценности, время не играет никакой роли, будущее неизвестно, и ничто не имеет значения, кроме данной минуты.

До последних дней в Освенциме продолжалось «скоростное» уничтожение евреев. В течение одного только дня июля 1944 года в газовых камерах было задушено и сожжено 46 тысяч человек.

В январе 1945 года, когда части Советской Армии приближались к Освенциму, гитлеровцы начали эвакуацию из концлагеря. Немцы заставляли оставшихся в живых  узников пешком двигаться в Германию и Австрию. Во время этого «марша смерти» около 80 тысяч человек погибли от истощения или были убиты конвоирами.

На фоне музыки И.-С.Баха “Сюита для оркестра 3 ре мажор” звучит стихотворение  

“Зверь не спит”. 

В колыбельках дремлют дети,
Над землею воет ветер,
Воет ветер злобный вой,
Мир тревожит в час ночной.
Погрузились в сон музеи,
Изваянья, галереи.
И тома тяжелых книг
Спят в хранилищах своих.
Пулеметы, пушки кротко
Спят, стальные спрятав глотки,
И в ночи, сокрыт от глаз,
Ядовитый дремлет газ.
Спит поэт, и спит ученый,
Спит философ утомленный.

Воет ветер, злобный вой
Мир тревожит в час ночной.
И, внимая ветра вою,
Говорю я сам с собою:
Нет покоя, снам не верь, -
Слышишь, воет древний зверь…
Вижу дьявольскую морду,
Кто-то властный, кто-то гордый
В тишине ночной не спит,
У него огонь горит.
Волосатый и когтистый,
Но прилизанный и чистый,
В черном фраке, надушен,
Он в расчеты погружен.
И выстукивают счеты:
Сотни тысяч пулеметов,
Сотни грозных кораблей,
Миллионы костылей.
Миллионы погребенных,
Миллионы разоренных
Бесприютных вдов, сирот, -
Все растет безумца счет.

Набухает кровью смета,
Все учел он – жар поэтов,
Красноречие попов,
И писак, и дураков.
Он доволен, он смеется,
И живот его трясется –
Все готово. Взмах руки –
Вот и двинулись полки.
Вырастает танк за танком,
Крепнет пушек перебранка,
Бомбовозы вдаль летят,
Города в огне горят…
Так, внимая ветра вою,
Говорю я сам с собою:
Нет покоя, снам не верь, -
Слышишь, воет древний зверь?

Ведущий 2.  (20 слайд.  Международный Памятник Памяти Жертв Фашизма.)

 «Да будет на века криком отчаяния и предостережением для человечества это место, где гитлеровцы уничтожили около полутора миллионов мужчин, женщин и детей, большей частью евреев из разных стран Европы.

Аушвиц – Биркенау.

1940 -1945 гг.»

(Надпись на мемориальной плите памятника).

Международный Памятник Памяти Жертв Фашизма был открыт в апреле 1967 года. Он находится в конце разгрузочной платформы, куда привозили заключенных.  Рядом – руины 2 крематориев и газовых камер, которые были взорваны отступающими эсэсовцами, пытавшимися стереть следы преступления. Перед памятником находятся мемориальные плиты с надписями на языках тех народов, которые уничтожались в Освенциме; на языках тех стран, чьи народы уничтожались.

«По Освенциму ветер гуляет»

По Освенциму ветер гуляет,

И ромашки растут меж печей,

И экскурсия нас ожидает,

Москвичей, москвичей, москвичей.

Вам покажут сожженные кости, —

Сколько хочешь на пепел глазей.

Приезжайте, пожалуйста, в гости

В тот музей, в тот музей, в тот музей.

Разбирайтесь по двое, по трое —

Каждый день, каждый час, каждый час.

Кто из вас лагеря эти строит,

Кто из вас, кто из вас, кто из вас?

Лучше мне докатиться до «вышки»,

В землю лечь, в землю лечь, в землю лечь,

Чем однажды подбросить дровишки

В эту печь, в эту печь, в эту печь.

Где музеи такие же встанут?

Ни намека о том, ни слезы, —

На бескрайних степях Казахстана

Или в желтой долине Янцзы?

По Освенциму ветер гуляет,

И ромашки растут меж печей...

Кто нам скажет, что нас ожидает,

Москвичей, москвичей, москвичей?

Ведущий 1.  21 слайд.  Руины крематория.)

Освобождая лагерь в Освенциме, Советская Армия обнаружила на складах около 7000 кг волос, упакованных в мешки. Это были те остатки, которые лагерные власти не успели продать и отправить на фабрики Третьего Рейха. Анализ, проведенный в Институте Судебных Экспертиз, показал, что на них имеются следы особого отравляющего компонента препаратов под названием циклон. Из человеческих волос немецкие фирмы в числе других изделий производили волосяную портняжную бортовку.

Золотые зубы, которые удаляли с трупов убитых людей, перетапливались в слитки. Прах сожженных использовался в качестве удобрения.

«Колыбельная времени»

Не забывай –

ничему умереть не дано под звездами.

Ты, убивающий,

мертвый сильнее, чем смерть его.

Ты, любящий,

ты знаешь поющих птиц  и цветы пахучие.

Не забывай –

только раз мы живем под звездами.

Ты знаешь поющих птиц  и цветы пахучие,

ты, любящий.

Не забывай –

только раз умираешь под звездами.

Мертвый сильнее, чем смерть его,

ты, убивающий.

Не забывай –

ничему умереть не дано под звездами.

Ведущий 1.  (22 слайд.  Помни… Не забывай…)

Более семидесяти  лет отделяют нас от окончания Второй мировой войны, однако из памяти человечества не изгладились и никогда не изгладятся чудовищные преступления гитлеровцев. Нельзя без боли и гнева вспоминать о зверствах фашистов и их приспешников, которые замучили, расстреляли, задушили в газовых камерах миллионы людей.

Сейчас, в начале XXI века, когда мир гудит от потрясений – национальных взрывов, религиозной нетерпимости, мы обязаны говорить о Холокосте – самом страшном проявлении античеловечности, заживо уничтожившем 6 миллионов людей.

Осмысливая трагический опыт прошлого, размышляя над тем, что происходит сегодня в мире и в нашей стране, необходимо осознать чудовищность гитлеровской политики геноцида; понять, что корни явлений, приведших к Холокосту, ещё не выкорчеваны. Знания о Холокосте помогают осознать, как предрассудки, имеющиеся почти у каждого человека, могут привести к тому типу расизма, который насаждался нацистской Германией. Необходимо осознать, что этот вид геноцида, порождённый тоталитарным режимом, представляет угрозу всему человечеству.

Знания о Холокосте необходимы, чтобы неприязнь к непохожему не стала ненавистью к чужому народу, к чужой религии, к чужой стране.

Хотелось бы завершить мероприятие словами российского историка и философа, основателя Центра «Холокост» Михаила Яковлевича Гефтера:

Ведущий 1. «Шесть миллионов евреев – расстрелянных, удушенных в газовках.

Ведущий 2.   Шесть миллионов – и каждый в отдельности.

Ведущий 1.   Это – память, противящаяся забвению.

Ведущий 2.  Это – зов людей к взаимной близости, недоступной без запрета на убийство.

Ведущий 1.  Это – убеждение: НЕТ ГЕНОЦИДА ПРОТИВ «КОГО-ТО», ГЕНОЦИД  ВСЕГДА ПРОТИВ ВСЕХ».

 

Звучит музыка:  минута молчания  (стук сердец)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час «День памяти жертв Холокоста»

Классный час «День памяти жертв Холокоста»...

27 января - Международный день памяти жертв Холокоста

Цели: Целью проведения мероприятия является формирование у детей представления о хронологии развития Холокоста; о том, какие нации стали его жертвами....

День Памяти жертв Холокоста

27 января 1945 года - День освобождения узников лагеря - смерти Освенцим солдатами  Красной Армии....

Классный час «День памяти жертв Холокоста»

Классный час «День памяти жертв Холокоста»...

Классный час " 27 января - Международный день памяти жертв Холокоста"

Классный час, посвящённый  памяти жертв Холокоста (для 9-11 классов)....

Открытое воспитательное мероприятие «27 января - День снятия блокады Ленинграда и Международный День памяти жертв Холокоста»

Блокада Ленинграда – это одна из трагических и героических страниц в истории Великой Отечественной войны. “Блокада” - это страшное слово стало настоящим приговором для ленинградцев. ...

«Международный день памяти жертв Холокоста». Урок памяти «Горький пепел Холокоста»

laquo;Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями».И.Бауэр, исследователь Холокоста.Вступительное слово.Учитель: Ребята наш ...