Моя земля, мои земляки
творческая работа учащихся по истории (8, 9 класс) на тему

Криворотенко Инна Юрьевна

Исследовательская работа обучающихся "Моя земля, мои земляки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_zemlya_moi_zemlyaki15_-16.doc672 КБ

Предварительный просмотр:

Управление  образования  администрации Беловского  района  Курской области.

Районный  конкурс исследовательских работ юных краеведов по направлениям  туристско-краеведческого  движения «Отечество».

«Моя земля, мои земляки»

           «Возвращение к истокам»

(номинация)

                                                               Работу выполнили:

                                                                         Доронин Марк, обучающийся        

                                                                             8класса, Девятилова Елизавета,

                                                            обучающаяся 9 класса

       Озёрковской ООШ

       Беловского района

       Курской области.

                                                              Руководители:

 Криворотенко Инна Юрьевна,

      учитель истории;

                                                                             Колодкина Светлана Валерьевна

                                                                             учитель географии.

Все в мире учтено и подсчитано - и сколько воды в океане, и сколько звезд на небе. Но никто не ответит на вопрос - сколько на земле географических названий?

      Это название вы не найдете ни на карте России, ни на карте Курской области. Гоптаровка. Это село расположено на юго-западе Курской области, в Беловском районе, на границе с Белгородской и Сумской областями. Вдали от всех дорог и магистралей, которые могли бы помешать спокойному и олицетворенному течению жизни: 33 километра до районного центра слободы Белой, около 170 километров до областного центра - города Курска. Глубинка, как принято называть такие села. Но для людей, которые там живут - это их малая родина.

      Как каждый человек имеет свою индивидуальность, так и село имеет свою неповторимость. Но село не лишено того, чего не лишена почти всякая земля средней России: красоты лета и зимы, весны и осени, закатов и восходов, рек и деревьев Красота нашей природы очаровывает всех. Большее время года село утопает в зелени. Со всех сторон Гоптаровка окружена лесами. Здесь растут могучие дубы, душистые липы, раскидистые клены, стройные березки и осины, всегда зеленые сосны. Весной ароматы черемухи, сирени и белой акации наполняют воздух. Летом на лесных полянах зреют вкусные ягоды земляники, малины. А сколько грибов! Грузди, маслята, опенки, подосиновики, сыроежки. Благодатный край для отдыха, охоты и рыбалки.

      Но не всегда Курский край был таким спокойным местом. Заглянем в историю.

      С образованием Русского государства Курский край стал пограничной областью и явился щитом, который принимал первые удары внешних врагов - татар, поляков и литовцев. Свои мерзкие, внезапные набеги татары совершали и зимой, когда замерзали болота и реки, и летом, во время покоя трав. Но большей частью они нападали во время жатвы, когда люди рассыпались по полям и их легче было захватить в плен.

      В 1240 году наше село было захвачено монголо-татарами. Это небольшое поселение в несколько десятков изб.

      Монгольский тысячник Гонтарь, захвативший село, назвал его своим именем. Сначала название звучало как Гонтаровка, до наших дней дошло немного измененное: Гоптаровка.

      К 17 веку село выросло. Были уже известны улицы: Холодная гора, Выгон, Чекизин, Муссивщина, Завгородье, Село, Заблудивка, Рожкова, Красная улица, Мостовая, Голодрабивка, Жаковка, Яр. Названия улиц говорят сами за себя. Мостовая- центральная улица. За ней велся надлежащий уход, так как по ней часто проезжали помещики и купцы.

      На выезде в село, на перекрестной дороге, стояли ворота. Людям, которые открывали и закрывали эти ворота, купцы давали деньги или сладости.

      Первая четверть 18 века- эпоха петровских преобразований. Начал развиваться и наш край. При Петре I получали большие владения и земли такие помещики как Юсупов, Головин, Апраксин.

      В нашем селе в это время большой частью земли владел помещик Шабельский. Вторая часть земель принадлежала князю Юсупову. Им принадлежала не только земля, но и принадлежали леса, пруды, луга.

      Во второй четверти 18 века происходит ухудшение экономического положения крестьян. Подушная подать была очень высока. В это время в помещичьих хозяйствах насчитывалось 371000 крестьян. О тяжелой доле крепостного человека говорилось в песне тех времен:

Ай, да у нас панщина,

Панщина большая.

Ой, да у нас барыня,

Да барыня лихая.

Ой, да на работушку

Рано выгоняет.

Ой, да с работушки

Поздно распускает.

Крестьян могли продать или купить, обменять и даже убить.

      Тяжелая жизнь была и у крестьянского пана Шабельского. Барщина равнялась 6 дням. Оброк достигал 15 рублей. Не лучше жизнь была и у экономии князя Юсупова. За всеми работающими на полях следили управляющий и приказчики. Норма прополки свеклы была пять соток в день. Приказчики проверяли работу и если считали, что это сделано не качественно, не выплачивали жалование. Свеклу возили в Диковинку за Демидовку на лошадях.

      Оттуда свеклу везли в Угроеды на паровозе. Узкоколейка в Угроеды была построена в 1810 году.

      После отмены крепостного права положение крестьян не улучшалось. Земли было мало, а налоги и поборы увеличивались. За сдаваемые в аренду пашню, луга, выпасы помещики требовали еще большие отработки или денежные платы.

          В 1825 году в Гоптаровке был заложен Храм. Строился он на пожертвование пана Шабельского. 30 тысяч рублей собрали с жителей окрестных деревень. Храм был освящен эпископом Курской  епархии. Во время службы "Многие лета" были спеты основному пожертвователю на Храм пану Шабельскому.

        

Храм Рождества Пресвятой Богородицы

Позже возле церкви был выкопан пруд, получивший название «Панчишин».

 

Был построен около церкви фамильный склеп Шабельских. По преданию, в нем был захоронен отец и дед Шабельского. 

     

Надгробная плита потомственному дворянину

Николаю Катуновичу Шабельскому

У Шабельского был дом на Мостовой. В 1869 году он отдал его для школы. Начала работать церковно-приходская школа. Себе Шабельский построил дом в саду, по его приказу был заложен фруктовый сад, выкопан пруд.

      Он сохранился до наших дней и имеет название «Канава». Пруд обсадили жасмином. Это было очень живописное и романтическое место. Любимая дочь пана Шабельского плавала по пруду. Для нее играли крепостные музыканты. Чтобы она чувствовала себя свободно, музыканты находились не на берегу, а за зелеными насаждениями. До наших дней дошла такая история. Дочь Шабельского влюбилась в одного молодого гусара. Но эта любовь не была взаимной. Обманув ее гусар исчез. Юная девушка не могла вынести своего позора. Однажды, катаясь на лодке, она, покачнувшись, перекинула лодку и утонула. Ее очень долго не могли отыскать. Горе отца было безумно. Потеряв дочь, пан Шабельский возненавидел и место, где погибла его любимая. Он уничтожил все кусты жасмина вокруг пруда и запретил сажать их когда-либо. В память о дочери он велел посадить сирень. Были посажены целые аллеи сирени, которые сохранились до нашего времени.

       В период революции 1917 года Шабельского уже не было в России, он уехал за границу в 1916 году, распродав свое имущество.

       Как выглядело село в начале 20-го века? В середине села, на берегу пруда, который назывался «Панчишин», стоял большой дом. Помещичья усадьба была окружена фруктовыми деревьями. А у крестьян – скученность, теснота. Во всем селе выделяются 2-3 дома - они выше, просторней, крыты железом. Это дома кулаков. Остальные же хатки низкие, покачивавшиеся, крыша соломенная, да и та прохудившаяся. Нет леса для починки хаты, нет денег для покупки кровельного железа, а солому зимой приходилось скармливать голодному скоту.

        Зажиточным крестьянам в Гоптаровке в это время принадлежало 3 ветряных мельницы, две цигельни для обжига кирпича, одна кузница на Яру, другая на Селе, две крупорушки для маслобойки.

        С приходом Советской власти появились большие изменения. Дом Шабельского был разграблен, а затем разрушен. Склеп, раскопали, от него осталась одна плита с надписью. Церковь была разграблена, иконостас сожгли. Сторожку возле церкви разрушили, разрушили и дом священника.

Гоптаровская земская начальная школа была открыта в 1869г. Учились дети с 1 по 4 класс. Мальчики учились отдельно от девочек. После 4-х классов учащихся выдавалось свидетельство, а успешно окончившим еще "Похвальный лист". Наполняемость классов была большая. Так, например, в 1 классе в 1914г. училось 36 человек. Кроме общеобразовательных предметов, в школе преподавался закон божий. Преподавал его служитель церкви. За незнание божьего закона детей жестоко избивали. В селе еще была церковно-приходская школа, в которой учились только девочки. Учили их три года. После Великой Октябрьской социалистической революции школа была отделена от церкви. Девочек объединили в один класс с мальчиками. С 1922 по 1924 год школа размещалась в 3-х зданиях и пяти домах раскулаченных семей. Школа тогда называлась ШКМ (школа колхозной молодежи) В 1932 был первый выпуск Гоптаровской школы второй ступени.(20 чел.) С 1936 по 1941 Школа называлась НСШ.

     1941 год. Оккупация. Школа не работала.

     23 февраля 1943 года село Гоптаровка было освобождено от врагов. 3 апреля 1943 года двери школы снова распахнулись для детворы. В школе в это время не было окон, чтобы защититься от непогоды плели соломенные коврики и закрывали ими окна. Писать было не на чем. Писали на старых книгах, газетах, журналах.  

        1943г. Вторая половина февраля. Все слышнее орудийные раскаты. Близок, близок день освобождения от фашистской чумы. Сердце трепещет от радости скорого освобождения и от страха неминуемой встречи со смертью и ужасом, которые несут на своих штыках озверевшие враги.

       «20 февраля из окон своего дома я увидела группу мужчин и подростков - жителей села, с лопатами, которых конвоировали немцы. Они их вели рыть окопы в яр леса  «Окоп». Все скрылись из виду и вдруг - пулеметная очередь. На бугор выскочил подросток Макушенко М.М. и бежал прямо к нашему двору. За ним бежал фашист, стреляя на бегу   вдогонку. На бегу нам Макушенко быстро крикнул, что немцы расстреливают мужчин, а сам стрелой помчался огородами и задворками дальше. Ему удалось спастись. К счастью, пуля только царапнула около уха. Немец бросил его, не стал больше преследовать и вернулся.

       На другой день мы узнали, что этот отряд карателей перед отступлением уничтожил многих мужчин села.

       Под видом рытья окопов, выводили мужчин на край села и там расстреливали. Некоторых в упор прямо во дворе или даже на пороге своего дома. Так погибло у нас в этот день 28 человек. А ночью и на следующий день мы наблюдали, как фашисты со стороны Кондратовки, глухими дорогами отступали. Они забегали во дворы, забирали лошадей,  впрягали их в сани, в детские санки, а то и просто привязывали корыта, садились и улепетывали в сторону Мирополья.

       В ночь на 23 февраля был ожесточенный бой. Утром уже слышались везде радостные голоса, возвещавшие встречу с освободителями. Встречали мы Своих со слезами радости, самыми добрыми словами и угощениями, которые удалось сохранить от немцев для особого случая. К 12 часам все жители собрались на митинг. На митинге не было ликования, а была торжественная тишина и беззвучная река слез. Было решено организовать срочную помощь армии. Организовали госпиталь для раненых в здании школы, которое не осквернили фашисты. Жители несли и несли простыни, подушки, посуду. По утрам женщины шли к школе, несли в кувшинах и кринках молоко для раненых, которых привозили с очередного боя под Миропольем.

       Дети сразу же пришли к школе. Начали собирать мебель, которую они сберегли от фашистов. А с приходом весны ходили гурьбой по лугам, собирали щавель для борща раненым воинам.

       В июне 1943 года раненых увезли в тыл».  

(Из воспоминаний ветерана педагогического труда Лесниченко А.А.)

Отгремели бои. Смолкла канонада. Необыкновенно тихо кругом. Возвращаются солдаты с войны.

К нам в село из 148 человек, демобилизированных в 1941 году, вернулись в 1945-46 годах – 15 человек.

Это: Лесниченко Иван Дмитриевич,

 Лесниченко Василий Васильевич,

 Лесниченко Дмитрий Васильевич,

 Кротов Павел Иванович,

 Криворотенко Сергей Александрович,

 Попов Василий Павлович,

 Сосюра Иван Яковлевич,

 Кукса Семен Евдокимович,

 Кукса Иван Евдокимович,

 Лесниченко Николай Федорович,

 Коваленко Сергей Григорьевич,

 Саломатин Александр Стефанович,

 Лесниченко Иван Петрович,

 Маслов Петр Ермолаевич,

 Маслов Терентий Ермолаевич,

 

И если бы возвратились все сразу! А то возвращались по одному через некоторый промежуток времени. И вот 15 раз стонала гоптаровская земля от воплей и рыданий овдовевших и осиротевших. По-особому, серо и горемычно, смотрели окошки изб, в которые не вернулись хозяева и сыновья. Но жизнь идет. Надо жить, растить детей.

Вдовы и дети, старики и старухи растили хлеб, кормили колхозный скот. И коров в колхозе было меньше сотни и свиноматок несколько. Работать приходилось, ох, как трудно! Все вручную. Получали тогда хлеб за трудодень.

«Вот помню, в 1946 году  мы получили на трудодень по 200г. зерна и по 2 копейки денег. Этого зерна нам хватало, для того чтобы, смолов его, связать воедино тертую свеклу и картошку и испечь что-то вроде хлеба.

Трудно! Очень трудно нам! Дети часто не могли ходить в школу потому, что нечего было одеть.

Но мы знали, что трудно всем. Страна изнывала от ран. Мы только проклинали войну, фашизм и мечтали, что скоро все это пройдет, и мы будем жить в мире и достатке.

А теперь вот смотришь и радуешься, как наряда детвора, какой достаток у людей. Как хороша жизнь!

Пусть вечно цветет наша славная Отчизна – оплот мира во всем мире».

(Из воспоминаний ветерана труда Лесниченко М.Е.)

После Великой Отечественной войны был установлен памятник на братской могиле. Памятник представляет собой скульптуру солдата, установленного на постаменте из красного кирпича. Вокруг него расположены могилы односельчан. Он представляет собой стройную фигуру солдата с живым острым взглядом, высоким лбом, ясно очерченной линией губ. Голова слегка опущена, глаза устремлены вниз на могилу, где захоронены погибшие воины. На плечи солдата наброшена плащ-накидка. В правой руке он сжимает автомат, а в  левой – держит пилотку. Солдат скорбит о погибших друзьях.

В центре, на стеле, выгравированы слова: «Никто не забыт, ничто не забыто».

Памятник поставлен в честь освобождения села от немецко-фашистских захватчиков.

В Братской могиле покоится 28 человек.

Все дальше и дальше уходит День Победы, но никто и никогда не забудет этого дня. Об этом нам напомнит Братская могила.

Каждый год 9 мая все жители нашего села собираются к Братской могиле, чтобы почтить память погибших. Ведь это благодаря им  мы с радостью можем наслаждаться этими лесами, полями, синим небом и чистой водой, которые нам даровали наши защитники – односельчане.

История села Гоптаровка продолжается в летописях.

Односельчане любят своё село, помнят и посвящают ему стихи.

                                Утопая в зелени лесов,

                                           В пестроте лугов, полей, садов,

                                           Ты стоишь, любимая земля,

                                           Гоптаровка – родина моя.

                                           Я горжусь тобой, моё село,

                                           За сынов, которых Родине дало,

                                           За бескрайнюю любовь сынов к своей земле,

                                           За героев – земляков, живых и павших на войне.        

                                                                (Дроздов Владислав)

                 Отчий дом

Домой я не ездил давно,

Даже память согнулась в грусть .

Постучать бы сейчас в окно,

Хоть разочек на маму взглянуть.

Да на руки отца посмотреть:

Много ли силы осталось в них?

Мне бы тенью в избу влететь,

Я б, как пес, у двери затих.

Пусть погладят грубой рукой

Мать с отцом, взгрустнув обо мне .

«Где ты бродишь, сын дорогой?

В чьей стране, на какой стороне?»

Домой я не ездил давно,

Даже память согнулась в грусть,

Постучать бы сейчас в окно,

На родину хоть разочек взглянуть.

(Ахтырцев Иван Иванович)

Здание, переданное помещиком Шабельским, для школы.

 

Здание школы в 2010 году.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Эти люди смерть поправ, дали жизнь Земле» (тема рассмотрена на краеведческом материале, посвящённом героизму наших земляков – ликвидаторов последствий аварии на Чернобыльской АЭС).

Цель проекта: · Увековечить память наших земляков – ликвидаторов последствий аварии на Чернобыльской АЭС.Проблема проекта:· Отсутствие в городе Кинель мемориальной доски или памятн...

Моя земля, мои земляки

Исследовательская работа обучающихся "Моя земля, мои земляки"...

Проект "Моя земля - мои земляки"

Проект "Моя земля - мои земляки " развивает  чувства уважения и благодарности за подвиг наших предков в Великой Отечественной войне; сохраняет память о героях для грядущего поколе...

Областной конкурс проектов «Моя земля – мои земляки». Проект озеленения пришкольного участка «Мой школьный двор»

Красивый, ухоженный пришкольный участок воспитывает в обучающихся чувство прекрасного, любовь к родному краю. Школьный участок – место, где обучающиеся проводят много времени на переменах, после...

ВЫДАЮЩИЕСЯ ЗЕМЛЯКИ СТАРООСКОЛЬСКОЙ ЗЕМЛИ

КЛАССНЫЙ ЧАСТема:  ВЫДАЮЩИЕСЯ ЗЕМЛЯКИ. Патриотизм это любовь к своей родине, преданность своему народу и ответственность перед ним, любовь к местности, где ты родился к людям, которые живут ...

Проектно - исследовательская работа «Моя земля, мои земляки»

Наша школа особая, для глухих и слабослышащих детей, была открыта в 1935 году. Учительский труд - это постоянное творчество, огромная душевная щедрость, любовь к детям и безграничная преданность своем...

Презентация "Вклад земляков в развитие знаний о Земле", 6 класс.

Презентация "Вклад земляков в развитие знаний о Земле"...