Проектно - исследовательская работа «Моя земля, мои земляки»
проект по краеведению (10 класс)

Бондарева Ольга Леонидовна

Наша школа особая, для глухих и слабослышащих детей, была открыта в 1935 году. Учительский труд - это постоянное творчество, огромная душевная щедрость, любовь к детям и безграничная преданность своему делу. А когда я узнала, что в нашей школе работала династия педагогов, посвятивших свою жизнь школе – интернату для детей  с нарушениями слуха, возникли вопросы: "Почему люди из поколения в поколение выбирали и выбирают эту профессию, зная  сложности работы? Что движет людьми при  выборе: генетическая предрасположенность, особый дар - учить, интерес, стремление к самореализации, советы старших или что-то другое?".

            Мне интересна судьба людей, которые смогли достичь каких - то определенных результатов в жизни, прославить свой род, свою фамилию. Именно  тем, кто жил задолго до моего рождения,  кто работал в школе - интернате, я посвящаю свое исследование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_zemlya_moi_zemlyaki.rar299.12 КБ

Предварительный просмотр:

Городская краеведческая   интернет - конференция

 «Кузбасский калейдоскоп»,

посвящённой 90-летию Анжеро – Судженска и 300- летию Кузбасса

 «Моя земля, мои земляки»

                     Номинация «Земляки»

Выполнена ученицей

10 а класса

МКОУ «Ш-И №18»

Марковой О.Ю.  

                                                      Научный руководитель:

учитель МКОУ «Ш-И №18»

Бондарева Ольга Леонидовна

Анжеро – Судженск, 2019

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………3

1.История возникновения учительской династии ………………………............................3

1.1. Родоначальник династии………………………………………………...........................4

1.2. Дорохова – Федосеева Александра Степановна………….……………………………4

1.3. Дорохова  Тамара  Никитична…………………………………………………………..5

1.4. Дорохова - Нечаева  Елена Борисовна   ………………………………………………..6

Заключение…………………………………………………………………………………....7

Список использованных источников…………….……. …………………………………...7

Приложение…………………………………………………………………………………...8

Введение

        Наша школа особая, для глухих и слабослышащих детей, была открыта в 1935 году. Учительский труд - это постоянное творчество, огромная душевная щедрость, любовь к детям и безграничная преданность своему делу. А когда я узнала, что в нашей школе работала династия педагогов, посвятивших свою жизнь школе – интернату для детей  с нарушениями слуха, возникли вопросы: "Почему люди из поколения в поколение выбирали и выбирают эту профессию, зная  сложности работы? Что движет людьми при  выборе: генетическая предрасположенность, особый дар - учить, интерес, стремление к самореализации, советы старших или что-то другое?".

        Мне интересна судьба людей, которые смогли достичь каких - то определенных результатов в жизни, прославить свой род, свою фамилию. Именно  тем, кто жил задолго до моего рождения,  кто работал в школе - интернате, я посвящаю свое исследование.

Тема исследования: «Моя земля, мои земляки».

  • Цель исследования:  исследование судеб уроженцев Кузбасса, их роли в контексте истории.

            Задачи:

  • найти и изучить документальные материалы о каждом представителе учительской династии школы - интерната (газетные статьи, документы, грамоты, фото из семейных архивов и школьного музея);
  • провести интервьюирование представителей династий, их коллег по работе, выпускников, учеников;
  • обобщить собранный материал и сделать определенные выводы;
  • осветить жизненный путь и трудовую деятельность педагогической династии Дороховых, их роль в контексте истории.

         Объект исследования: учительская  династия Дороховых, уроженцев Кузбасса.

        Предмет исследования: конкретные факты из жизни представителей династии на фоне развития региона.

           Методы: беседы с родственниками, изучение семейного архива (фотографии, документы), подготовка наглядного материала и презентации для исследовательской работы, беседа с педагогами школы.

           Гипотеза исследования: предполагается, что личный пример в значительной степени  влияет на выбор профессии.

        Практическая ценность работы заключается в том, что работа может быть использована в работе музея школы, для опубликования материалов в СМИ, на уроках, конференциях.

1. История возникновения учительской династии

1.1. Родоначальник династии. Дорохов Иван Николаевич (11.09.1906 – 03.05.1973) является родоначальником учительской династии. В 1935 году в нашем городе была открыта школа для глухих детей, и Иван Николаевич был первым воспитателем в этой школе. В 1936 году после окончания Межкраевых курсов учителей школ глухонемых в городе Новосибирске Иван Николаевич (в верхнем ряду слева) был назначен учителем математики, а еще через год – завучем школы.        

        Много лет Иван Николаевич был завучем школы и работал под руководством первого директора школы глухих Григорьевой Евдокии Ерофеевны (первый ряд, вторая слева). Их связывала не только совместная педагогическая деятельность, но и родственные отношения, Евдокия Ерофеевна была женой двоюродного брата Ивана Николаевича. В 1958 году Дорохов Иван Николаевич назначается директором школы для глухих детей, и в должности директора школы проработал до 1973 года.

        С большим уважением и вниманием Иван Николаевич относился к каждому члену школьного коллектива. До сих пор учителя стажисты вспоминают его добрым словом: кому-то он помог получить квартиру, кому-то помог мудрым советом, кому-то был примером для подражания, кого-то настойчиво отправлял на учебу в ВУЗ, за что люди были ему очень благодарны.

        Особое значение Иван Николаевич придавал кадровому составу школы, тщательно подбирал педагогов, ценил специалистов, он считал, что учитель должен быть не только образованным, но и человечным, чутким, понимающим, порядочным, коммуникабельным, эрудированным, культурным, тактичным человеком. Всеми этими качествами обладал сам, поэтому и других педагогов он хотел видеть такими же.

        Иван  Николаевич всегда с огромной теплотой и заботой относился к воспитанникам школы, постоянно стремился улучшить условия обучения и проживания ребятишек, о чём свидетельствуют воспоминания учеников. Ивана Николаевича не устраивало, что дети обучаются и живут в неприспособленном двухэтажном деревянном здании с печным отоплением – бывшем общежитии для рабочих геологоразведывательной партии, поэтому он добивался строительства новой школы. По его личной инициативе и под его руководством были построены сначала здание школы, затем интерната и немного позже в столовой, которые функционируют и в настоящее время.

        Чуткой женой, надежным другом и  опорой для Ивана Николаевича была Александра  Степановна, с которой они прожили не один десяток лет. Они были не только супругами, но и коллегами по работе. До ухода на пенсию (третья справа) работала учительницей в школе для глухих детей.

1.2. Дорохова – Федосеева  Александра Степановна(12.04.1904 – 16.12.1986)

Родилась в деревне Старо-Покровке Кемеровской области. Училась сначала в своей деревне, а затем в Колыоне. После окончания 9 классов II ступени с педуклоном (так называлась в то время школа) окончила курсы в г. Томске и в 1926 году была направлена на работу в с. Турунтаево учительницей в начальную школу. По вечерам занималась с неграмотными и малограмотными взрослыми, вела общественную работу.

В 1931 году приехала в г. Анжеро-Судженск. Сначала работала в фабрично-заводской средней школе (ныне гимназия № 11), а когда открылась школа для глухих детей, перешла работать в нее и проработала в ней до выхода на пенсию. Награждена Орденом Красного Знамени. В 1935 году Александра Степановна вышла замуж  за Дорохова Ивана Николаевича. Всегда и во всем они были примером для своих сыновей Валерия и Бориса, а также для племянницы Алевтины (дочь сестры), которая некоторое время жила в семье Дороховых. Будучи на заслуженном отдыхе, Александра Степановна (нижний ряд, четвертая слева) была всегда в курсе школьных событий, она была почетной гостьей на всех школьных праздниках и торжествах.

1.3. Дорохова   Тамара  Никитична (06.02.1937- 14.10.2017)

        Тамара Никитична окончила Мариинское педагогическое училище в 1962 году, специальность «Преподавание в начальных классах»; Кемеровский педагогический институт в 1972 году, специальность «Дошкольная педагогика и психология»; Ленинградский педагогический институт им. А.И. Герцена в 1982 году, специальность «Дефектология».

        Дорохова Тамара Никитична относится к тем людям, которым судьба подарила особый дар: удивительную человечность, душевную щедрость, профессиональную увлеченность и верность своему делу. Свою педагогическую деятельность она начала воспитателем дошкольной группы при школе глухонемых в 1959 году, о чём свидетельствует запись в трудовой книжке. Через 3 года после окончания Мариинского педагогического училища была переведена в сурдопедагоги. Благодаря своей целеустремленности, выносливости, огромному желанию учиться в 1972 году Тамара Никитична оканчивает Кемеровский  педагогический институт (ныне Университет).

В 1974 году в Анжеро-Судженске открывается дошкольный детский дом для глухих детей областного значения, и Тамара Никитична назначается директором. Ей пришлось начинать с нуля; под ее руководством перестраивали здание для будущего детского дома, рождался и новый педагогический коллектив. Благодаря ее упорству, настойчивости, трудолюбию детский дом начал свою жизнь. Без специального дефектологического образования невозможно грамотно организовать педагогический процесс в специальном (коррекционном) образовательном учреждении и руководить педагогическим коллективом. Поэтому Тамара Никитична вынуждена была получить образование дефектолога, в 1982 году она оканчивает Ленинградский педагогический институт имени А.И.Герцена.

        Тамара Никитична – человек высокого профессионализма, умелый, талантливый, энергичный руководитель, сумела поставить учебно-воспитательный процесс на высокий уровень. Благодаря заботам Тамары Никитичны все группы в детском доме были оснащены современной звукоусиливающей аппаратурой, способствующей развитию речи и остаточного слуха у глухих детей. Всегда сама стремилась к совершенствованию воспитательно-образовательного процесса в детском доме, смело внедряла в практику новое, передовое и требовала этого от коллектива. Неоднократно в детском доме проводились областные семинары, на которые приезжали специалисты из разных городов Кемеровской области, обменивались опытом, демонстрировали педагогические наработки в области сурдопедагогики. На протяжении многих лет дошкольный детский дом считался самым лучшим образовательным учреждением, об этом свидетельствовали многочисленные положительные отзывы областных специалистов, участников областных семинаров.

        С большим уважением к Тамаре Никитичне относились коллеги по работе, а также родители воспитанников. Ценили в ней ум, тактичность, доброжелательность, сочувствие. Двери ее кабинета всегда были открыты для каждого. Многим молодым она помогла найти свое место в жизни.

        За свой многолетний и добросовестный труд Дорохова Тамара Никитична отмечена грамотами, благодарностями, награждена медалью "Ветеран труда", ей присвоено звание "Отличник народного образования".

        К сожалению, в октябре 2017 года ушла из жизни Тамара Никитична, человек, обладавший удивительной внутренней силой и жизненной энергией…

1.4. Дорохова - Нечаева  Елена Борисовна  (04.05.1961)

        Елена Борисовна представительница третьего поколения  династии учителей Дороховых. Её детство и отрочество прошли среди учителей и глухих ребятишек.  А если с детства учительский ребенок видит, как самозабвенно и преданно служат своему делу близкие – учителя, то рано или поздно он становится продолжателем традиций своего рода. Так случилось и с Еленой Борисовной.

        Над выбором профессии по словам Елены Борисовны, она не задумывалась, так как с самого раннего детства  была активным участником педагогического процесса: видела, как осуществляется педагогический процесс в школе, как тщательно готовится мама к каждому занятию, слышала разговоры близких о школе и учениках, играла и общалась с глухими детьми.

Первое знакомство со школой и ребятишками состоялось, когда она была еще совсем маленькой (самая маленькая девочка справа), дедушка привел её в школу на Новогодний праздник.

Несколько позже она  выучила дактильную азбуку, с помощью которой общалась с глухими детьми, для неё они не были какими-то особенными, дефективными, она  воспринимала их как нормальных детей, с которыми можно играть в догонялки, прятки, зимой кататься на коньках.

        После окончания школы в 1978 году она поступила в педагогическое училище ныне колледж). Через два года окончила его с красным дипломом. Два года учебы в педагогическом училище (ныне колледж) пролетели незаметно, и вот уже на пороге новой жизни. Вопрос  «Куда идти работать?»  даже не возникал. Работа в специальном (коррекционном) учреждении требует особых знаний и умений.  В 1992 году после пятилетней учебы  окончила Московский государственный педагогический институт (факультет дефектологии). Двадцать один год  воспитывала она и обучала глухих дошкольников. Работа сурдопедагога сложная, каждое занятие требует большой подготовки. Видя предмет, игрушку, дети не могут обозначить словами то, что видят. Сколько труда, терпения требуется от педагога, чтобы глухой ребенок маму назвал «мамой», дерево – «деревом», куклу – «куклой». Елена Борисовна вспоминает «Чувство удовлетворения, радости испытываешь, когда ребенок, хоть и своеобразно, осмысленно произносит слова, практически впервые в жизни». В 2001 году Елену Борисовну пригласили на работу в педагогический колледж как специалиста по коррекционной работе с детьми, имеющими отклонения в развитии и одновременно на протяжении 5 лет продолжала работать по совместительству учителем - дефектологом в нашей школе. В  2009 г.  назначена  на должность заместителя директора по учебной работе  школы №18.  

        Это — настоящий профессионал своего дела, она была требовательным, знающим своё дело руководителем, умеющим  генерировать идеи, работать целеустремленно, учитывать возможности и способности каждого педагога. В 2015  году была приглашена на должность заместителя главного врача по воспитательной работе в Анжеро – Судженский Детский туберкулёзный санаторий, где продолжает свою педагогическую деятельность.

Заключение

        С гордостью  могу сказать, что все педагоги семьи Дороховых – это учителя по призванию, избравшие своей профессией обучение и воспитание подрастающего поколения, которые не просто владеют профессиональными знаниями и умениями. Это люди большого душевного тепла, готовые в трудную минуту прийти на помощь, найти выход из самых безнадежных ситуаций. Их вклад в дело обучения и воспитания детей с нарушениями слуха велик и огромен. История жизни этой династии важна и интересна не только для отдельной школы, но и для истории образования нашего города и страны в целом. В судьбе представителей этой семьи отразились судьбы многих поколений людей. Об этом свидетельствуют  сводная таблица «Педагогический стаж династии Дороховых» (см. приложение).

        Директор школы, Мария Владимировна Плющ, говорит: «Мы стараемся продолжать многовековые традиции своих знаменитых предшественников, множество людей отдали школе свои силы и сердца. Огонек их сердец продолжает гореть в их учениках до сих пор».  

        Успех данной работы был бы невозможен без  вклада  Нечаевой – Дороховой Елены Борисовны, и  мы говорим ей огромное спасибо за то, что помогли мне систематизировать и обобщить материал, пополнить экспозиции школьного музея, которые, вне всяких сомнений, повысят  гражданско – патриотический  уровень   учеников. Также, я думаю, представленный в исследовании материал, будет полезен для использования во внеурочной деятельности и на факультативе по истории Кузбасса.

Список использованных источников

1.Борисов Н.С. Методика историко-краеведческой работы в школе. – М.: Просвещение, 1982.

2. Документы из семейного архива Дороховых.

3. Кочевых С. В. Методическое пособие по проведению генеалогических разысканий. С. – Петербург. 2006 г.

4.Материалы школьного музея МКОУ «Ш-И №18», «Память».

5. Семейный фото - архив Дороховых.

Приложение

Представитель  династии

Должность

Место работы

Педагогический

стаж  

1.

Дорохов

Иван Николаевич

Воспитатель

Школа глухонемых

1 год

учитель математики

1 год

завуч

21 год

директор школы

15 лет

2.

Дорохова –Федосеева Александра Степановна

Учитель начальных классов

Начальная школа села Турунтаево

5 лет

Учитель

Фабрично-заводская средняя школа (ныне гимназия №11)

4 года

Учитель начальных классов

Школа глухонемых

16 лет

3.

Дорохова Тамара  Никитична

Воспитатель дошкольной группы

Школа глухонемых

3 года

сурдопедагог

12 лет

директор

Детский дом глухих детей дошкольного возраста

24 года

воспитатель

Детский дом №5

8 лет

4.

Дорохова – Нечаева Елена Борисовна

Музыкальный руководитель

Детский дом глухих детей дошкольного возраста

2 года

сурдопедагог

19 лет

преподаватель медико-биологических дисциплин

ГОУ СПО «Анжеро-Судженский педагогический колледж»

8 лет

заместитель директора по учебной работе

МКС(К)ОУ «Ш-И № 18 I-II видов»

6 лет

заместитель главного врача по воспитательной работе

ГБУЗ КО «Анжеро-Судженский детский туберкулезный санаторий»

3 года

Итого:

149 лет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа на тему: Наш земляк, Павел Гаврилович Куприянов - герой войны и труда.

Данное исследование знакомит учащихся с биографией нашего земляка П.Г.Куприянова, чью жизнь можно определить одним словом - подвиг и помогает задуматься над вопросом: Есть ли в современной жизни место...

Исследовательская работа "Мой край, мои земляки "

Исследовательскую работу "Мой край, мои земляки" выполнил обучающийся 9 класса Ерохин С. Стал победителем в номинации "История образования" "Родная школа"....

Числа вокруг нас (проектно-исследовательская работа учащихся 1 «В» класса МОУ СОШ № 4 на школьную научно-исследовательскую конференцию)

Чтобы заметить огромное влияние математики на личность, достаточно представить себе какие общечеловеческие умения выполняет ученик, изучая математику: доказывает, аргументирует, анализирует, обо...

Проектно - исследовательская работа "Памяти земляков"

О солдатах Кунашакского района  погибших в локальных воинах...

Исследовательская работа на тему "Наш земляк Сафуан Алибаев"

ВведениеАктуальность темы – в своей работе я хотела бы показать значение Сафуана Алибаева.Объект исследования – творчество Сафуана Алибаева.Цель – определить значение творчества Сафуана...

Исследовательская работа "Жизнь и судьба земляка-ветерана Великой Отечественной войны Креминского П.Г"

Наша страна  стоит  в преддверии великой даты  -  72-летие Победы. Этот день занимает особое место среди отмечаемых праздников в России.  На уроках истории, литературы и геогр...

Исследовательская работа: "Мы гордимся вами, земляки..."

Введение Профессия учителя – одна из самых ответственных и благородных в нашей стране. Велика та роль, которую играет учитель в решении задач по воспитанию детей.Тема о наших учителях &nda...