Главные вкладки

    Технологическая карта урока истории 5 класс Урок 11 Появление неравенства и знати
    план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

    Цель урока: способствовать формированию представлений о развитии ремесла, изготовлению новых орудий труда, изменений в социальной сфере, связанных с переходом от родовой общины к соседской.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Урок 11. Появление неравенства и знати.

    Учитель истории и обществознания: Базунова Олеся Владимировна

    УМК: «Всеобщая история. История Древнего мира». 5 класс. А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая.

    Цель урока: Способствовать формированию представлений о развитии ремесла, изготовлению новых орудий труда; содействовать пониманию изменений в социальной сфере, связанных с переходом от родовой общины к соседской, процессом разрушения первобытного неравенства, выделение знати, военных вождей и их дружин.

    Тип и вид урока: Усвоение и контроль знаний и способов действий / учебный практикум

    Планируемые результаты (предметные):

    1. Научаться определять понятия ремесло, плуг, соседская община, неравенства, вождь, знать, раб. 

    2. Получат возможность научиться: рассказывать о важнейших исторических событиях их участниках, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений.

    Личностные результаты: Сохраняют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес к новому учебному материалу, оценивают собственную учебную деятельность.

    Метапредметные результаты:

    Познавательные: сопоставляют схемы и текстовую информацию, устанавливают закономерности, делают выводы.

    Коммуникативные: сотрудничаю с товарищами при выполнении заданий, задают вопросы с целью получения нужной информации.

    Регулятивные: оценивают свою работу на уроке, анализируют свое эмоциональное состояние.

    Основные понятия и термины: Развитие ремесел. Обработка металлов (около 9 тыс. лет назад). Изобретение плуга. Соседская община. Выделение знати. Ремесленник, гончарный круг, медь, топор, плуг, вождь племени, знать, рабы, дружина, город, святилище, царь, медно-каменный век.

    Образовательные ресурсы: Учебник. Картина «Поселок первобытных земледельцев и скотоводов». Схема-рисунок и слайды «Раздел земли в общине». Тест «Жизнь первобытных людей». АРМ учителя.

    Технологическая карта урока

    Этапы урока

    Формы, методы, методические приемы

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Форма контроля

    Характеристика основных видов деятельности

    Формируемые УУД

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    1. Организационный момент

    Фронтальная. Словесный.

    Слово учителя

    Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку.

    Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место.

    Быстрое включение в деловой ритм.

    2. Проверка выполнения д/з

    Индивидуальная, фронтальная,

    Творческий, словесный. Рассказ.

    Организует проверку д/з, и ее выполнение.

    Рассказывает, как первобытные земледельцы вырастили зерно

    Коммуникативные: оформляют рассказ, «удерживая» логику повествования, используя инфо-ю, полученную из разных источников

    Рассказ

    3. Постановка учебной задачи

    Фронтальная. Словесный.

    Слово учителя, беседа

    Знакомит с темой урока, предлагает сформулировать учебную задачу

    Слушают учителя, предлагают формулировки учебной задачи.

    Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную под руководством учителя

    Беседа по вопросам

    4. Усвоение новых знаний и способов действий.

    Развитие ремесел. Начало обработки металлов

    Индивидуальная, фронтальная. Словесный, практический, наглядный. Работа с текстом, работа с иллюстрацией, рассказ

    Знакомит с новой датой – 9 тыс. лет назад (начало обработки металлов), раскрывает понятие «медно-каменный век» (см. Приложение 1). Организует самостоятельную работу  с п. 1 § 5. предлагает, используя иллюстрации, рассказать о технологии изготовления орудий труда из меди.

    На основе текста и иллюстраций учебника, составляют описание орудий труда, технологию изготовления. Объясняют с помощью учителя значение терминов

    Познавательные: владеют навыками смыслового чтения; используют знаково-символические средства для решения учебной задачи

    Работа с текстом учебника, рассказ

    Зарождение плужного земледелия

    Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа

    Организует ознакомление с изобретением упряжного пахотного орудия труда путем усовершенствования мотыги, о роли пахотных орудий в земледелии в ходе объяснительного чтения п.2 § 5

    Узнают о зарождении плужного земледелия на основе работы с текстом

    Познавательные: осуществляют поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника

    Работа с текстом, беседа по вопросам

    От родовой общины к общине соседской

    Фронтальная. Объяснительно-иллюстративный, проблемный. Рассказ учителя, работа со схемой-рисунком, слайдами, беседа.

    На основе работы с рисунком-схемой и слайдами «Раздел земли в общине», рассказывает о переходе от родовой общины к соседской.

    - Почему стало возможно и выгодно вести хоз-во силами одной семьи?

    Под руководством учителя излагают суждения о причинах и следствиях исторических процессов, характеризуют условия и образ жизни, занятия людей.

    Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; устанавливают причинно-следственные связи; осуществляют сравнение, делают вывод

    Беседа по вопросам, термины

    Выделение знати. Возникновение городов

    Фронтальная. Объяснительно-иллюстративный, проблемный. Рассказ учителя, работа со схемой-рисунком, слайдами, беседа.

    Формулирует представление о возникновении имущественного неравенства, используя схему-рисунок и слайды.

    Подчеркивает главную мысль урока: равенство между людьми постепенно исчезало, среди общинников появились бедные и богатые, знатные и незнатные.

    Прослеживают процесс возникновения неравенства между людьми. Устанавливают значения новых терминов: вождь племени, знать, рабы, дружина, город, святилище, царь

    Регулятивные: учатся работать по предложенному учителем плану.

    Познавательные:  извлекают необходимую информацию и прослушанного рассказа; используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; устанавливают причинно-следственные связи

    Беседа по вопросам, термины

    5. Контроль знаний и способов действий

    Индивидуальная. Репродуктивный, проблемный.

    Тест.

    Организует работу с тестом

    Самостоятельно выполняют тест по теме «Жизнь первобытных людей»

    Регулятивные: оценивают правильность выполнения задания Познавательные:  выбирают решение из нескольких предложенных

    Тест

    6. Информация о домашнем задании.

    Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя.

    Комментирует задание.

    § 5, задания в раб. тетради 15-17

    Воспринимают задания, уточняют

    Регулятивные: принимают цель, содержание и способы выполнения д/з

    Задание в раб. тетради


    Рабочий лист

    Приложение 1.

    То время, о котором говорилось прежде, в науке называют каменным веком, потому что большую часть орудий труда люди, жившие в ту далекую эпоху, изготавливали из камня. Когда люди научились делать орудия труда из меди, они, как вы уже знаете, все равно продолжали широко использовать камень. Поэтому следующая эпоха и называется медно-каменный век.

    Почему даже после появления медных орудий люди продолжали пользоваться изделиями из камня? Ответ на данный вопрос крайне прост: медь – очень мягкий металл. Медным топором почти не возможно срубить крепкое дерево, медным копьем трудно убить врага, а плугом из меди – вскопать землю. Потому что особо сложных хозяйственных и военных задач люди продолжали использовать орудия труда и оружие из остро отточенного камня, из рога, из кости. Лишь когда медь научились соединять с другими металлами – оловом, цинком – и получать сплав, называемый бронзой, металл постепенно вытеснил камень.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

    Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

    Конспект урока истории. 5 класс. Тема: Появление неравенства и знати

    Урок "Появление неравенства и знати". 5-й классЦели:1. Учащиеся научаться определять причины появления неравенства между людьми, давать определения понятиям «соседская община», «неравенство», «знать»...

    Технологическая карта и презентация к уроку истории в 7 классе на тему "Династия Романовых в первой четверти 18 века".

    Данная разработка предназначена для проведения урока в 7 классе в рамках ФГОС....

    Технологическая карта и методическая разработка урока истории для 5 класса по теме "Древнее Двуречье".

    Разработка содержит подробную технологическую карту и пошаговый ход урока "Древнее Междуречье" с описанием деятельности учителя и учащихся....

    Технологическая карта и презентация к уроку истории в 6 классе по теме :"Волжская Булгария"

    В данной технологической карте урока по истории в 6 классе отображаются материалы по теме Волжская Булгария:города,культура и международные связи....

    Технологическая карта и презентация к уроку 7 класса по алгебре на тему «Умножение многочлена на многочлен»

    Урок математики на тему «Умножение многочлена на многочлен» был проведен в 7 классе. Данный урок является первым уроком по данной теме. Тип урока – комбинированный (урок изучения и п...

    Технологическая карта математика 5 класс "Урок-экскурсия по городу Сыктывкар"

    На уроке учащиеся знакомятся с историей г. Сыктывкара – столицы Коми Республики. Данный вид урока-экскурсии способствует развитию как интереса к истории родного города, Республики, так и к истор...