Технологическая карта по географии,3 урок,9 класс
план-конспект урока по географии (9 класс)

Шутова Галина Николаевна

Тема: «Районирование России»

Цели урока:

Образовательные цели:

- выявить функции районирования;

- познакомить с историей районирования России;

- раскрыть особенности районирования в современный период;

- познакомить с планом характеристики географического района.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока № 3

Раздел: Регионы России

Тема: «Районирование России»

Цели урока:

Образовательные цели: 

- выявить функции районирования;

- познакомить с историей районирования России;

- раскрыть особенности районирования в современный период;

- познакомить с планом характеристики географического района.

Развивающие цели: 

- продолжить формирование умений работать с информацией.

- Воспитательные цели: 

- воспитывать чувство патриотизма к своей Родине.

Основное содержание: 

- районирование;

- функции районирования;

- административно-территориальное деление России;

- федеральные округа;

- географические районы.

Деятельность обучающихся:

- сравнить различные виды районирования.

Ценностный компонент урока: 

- равноправие субъектов Российской Федерации.

Оборудование: учебник: География. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций\ А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина. М.: Просвещение, 2019. (Полярная звезда); физическая и политико-административная карты России, атлас для 9 класса.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организацион-ный момент.

Учитель приветствует обучающихся.

Приветствие учителя.

2.Актуализация знаний

Учитель задаёт вопросы по предыдущему уроку:

  1. Что представляют собой природные регионы?

  1. Каковы функции районирования?

  1. Что представляют собой географические районы?

  1. Сколько субъектов входит в состав РФ?

  1. Перечислите федеральные округа.

Учащиеся отвечают на вопросы.

  1. территории, различающиеся между собой по рельефу, климату и типу природных комплексов в целом.
  2. 1.Упорядочение информации о территории;

2.Синтез информации для выработки целостного представления о районе и принятия решений;

3.Создание образа района.

  1. исторически сложившиеся территории, различающиеся особенностями природы, населения и хозяйственной специализацией.

4) 85: - 22 республики,

- 9 краёв,

- 46 областей,

- 3 города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь),

- 1 автономная область (Еврейская),

- 4 автономных округа

5) Центральный, Северо-Западный, Южный, Северо-Кавказский, Приволжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный.

3.Содержатель-ный этап.

Какие географические районы выделяют на территории России?

План характеристики географического района:

  1. Состав района: административно-территориальные и природные единицы, входящие в него.
  2. Географическое положение района: по отношению к другим странам, регионам, основным хозяйственным центрам, транспортным путям, главным грузопотокам, природным и трудовым ресурсам, внешним рынкам.
  3. Природа района и природные предпосылки его развития: условия жизни населения и ведения хозяйства; природные ресурсы (агроклиматические, лесные, водные, биологические, полезные ископаемые и т. д.)
  4. История заселения и освоения территории. Время и причины основания городов; формирование хозяйственного комплекса района; структура и территориальная организация хозяйства; исторические этапы развития

района.

  1. Население: степень и характер заселённости различных частей района, динамика населения (в том числе естественное и механическое движение) и его структура; этнический состав населения; особенности рынка труда и занятости населения.
  2. Хозяйственный комплекс района: отраслевая структура хозяйства, отрасли специализации и их территориальная организация; структурные и территориальные диспропорции в экономике и пути их сглаживания.
  3. Территориальная структура хозяйства района: основные хозяйственные узлы и освоенные очаги; центр и периферия района; рисунок основных транспортных путей.
  4. Культурно-географические особенности района. Объекты Всемирного природного и культурного наследия; другие достопримечательности района.
  5. Основные проблемы района и перспективы его развития. Проблемы района (социальные, экономические, экологические) и пути их решения. Варианты его будущего.

Центральная Россия, Северо-Запад, Европейский Север, Поволжье, Урал, Европейский Юг, Сибирь, Дальний Восток.

Учащиеся записывают в тетрадь.

4.Закрепление знаний

Учитель задаёт вопросы по плану.

Учащиеся отвечают на вопросы.

5.Рефлексия

Ответьте на вопросы:

1)Чему я научился на уроке?

2)Что мне дала такая работа?

Учащиеся дают ответы на вопросы.

6.Домашнее задание.

Записи в тетради, на контурную карту нанести границы федеральных округов, подписать их названия и названия центров ФО.

Ученики записывают домашнее задание в дневники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по географии 7 класс. Характеристика воздушных масс Земли.

Цель урока: Ознакомление учащихся с основными видами воздушных масс; климатическими поясами и их типами, особенностями их распространения, свойствами основных компонентов климата ПР №2. Определение гл...

Технологическая карта по географии 7 класс. Мировой океан и его части.

Тема урока: Мировой океан и его части. Этапы изучения Мирового океана. Цель урока: сформировать представление о мировом океане и его частях. Формирование системы географических знаний как компонента н...

Технологическая карта по географии 6 класс: Строение и состав атмосферы.

Технологическая карта по географии дает возможность проводить уроки по федеральным стандартам....

Технологическая карта по географии 6 класс тема урока :Атмосфера и человек.

план -конспект урока по географии дает возможносто проводить уроки по ФГОС....

технологическая карта по географии 9 класс

Транспортная система России. Виды транспорта....

Технологические карты по географии 8 класс.(Е.М.Домогацких)

Технологические карты по географии 8 класс.(Е.М.Домогацких)...